Участники административных правоотношений. Субъекты и объекты административных правоотношений

К аждому виду управления соответствует определенный субъект и объект. Субъект управления есть структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние. Субъектами государственного и муниципального управления являются соответствующие органы, должностные лица. К ним относятся органы управления от Парламента и Правительства, министерств и ведомств на федеральном уровне до отдела местной администрации, а среди должностных лиц от Президента России до начальника паспортного стола.

Субъект административного права – это лицо, обладающее определенным административно-правовым статусом, имеющее возможность и способное вступать в административно-правовые отношения по собственной воле или в силу юридической обязанности, возлагаемой на него правовой нормой.

Юридическая возможность лица вступать в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у лица правового качества, которое называется административная правосубъектность.

Административная правосубъектность состоит из двух элементов:

a) Административная правоспособность – способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности.

В правовой теории и на практике различают три основных вида право­способности: общую, отраслевую и специальную.

Общая правоспособность - это способность любого лица или органи­зации быть субъектом права как такового, вообще. Она признается государ­ством за лицами с момента их рождения.

Отраслевая правоспособность означает юридическую способность лица или организации быть субъектом той или иной отрасли права. В каж­дой отрасли права сроки ее наступления могут быть неодинаковы.

Специальная правоспособность - способность быть участником право­отношений, возникающих в связи с занятием определенных должностей (президент, судья, член парламента) или принадлежностью лица к опреде­ленным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохранительных органов и др.). Возникновение специальной правоспособности всегда требует выполнения особых условий.

b) Административная дееспособность – это практическая способность лица собственными действиями приобретать субъективные права и нести юридические обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность – способность лица нести административную ответственность за нарушение требований административно-правовых норм.

Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса субъектов, который включает в себя три элемента: права, обязанности и ответственность. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение субъектов административного права. Он устанавливается Конституцией, федеральными законами и подзаконными нормативными актами органов управления административно-правового характера в сфере осуществления исполнительной власти.

Каждый вид субъектов административно-правовых отношений, индивидуальный или коллективный, обладает своим административно-правовым статусом. Различия в правовом статусе коллективных субъектов зависят от принадлежности к государственной структуре и органам исполнительной власти или к общественным объединениям. Административно-правовой статус государственных органов управления определяется их компетенцией – совокупностью властных полномочий относительно определенных предметов ведения. К элементам административно-правового статуса государственных органов нередко относят их цели, функции и задачи деятельности, закрепленные в нормативных актах.

Административно-правовой статус может быть общим (содержит общие, одинаковые права, обязанности и ответственность) и специальным (наряду с общим имеется и дополнительный отличный от других субъектов комплект прав и обязанностей – статус беженца, «чернобыльца»).

Участников административных правоотношений можно разделить на группы и подгруппы:

1) Индивидуальные субъекты:

a) граждане России;

b) иностранные граждане;

c) лица без гражданства.

2) Коллективные субъекты:

a) Государственные организации :

o Органы государственной власти (государственного управления);

o Государственные предприятия, учреждения и их объединения;

o Структурные подразделения органов исполнительной власти.

b) Негосударственные организации :

Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);

Трудовые коллективы;

Коммерческие структуры;

Органы местного самоуправления.

И сходным положением, определяющими административно-правовой статус граждан , является ст. 17 Конституции РФ, в которой закреплено, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.

Граждане России становятся субъектами административных правоотношений, если они обладают правосубъектностью. Административную правоспособность граждане приобретают с рождением и утрачивают со смертью. Административная дееспособность граждан может быть:

Полная – с 18 лет; = ограниченная – с 16 лет; = частичная – с 7 лет.

При наличии у гражданина определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие и т.п.) его административная дееспособность может быть частично или полностью ограниченной.

Права граждан можно условно разделить на три группы:

a. в зависимости от механизма их реализации :

♦ абсолютные (безусловные) – права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия для их реализации, не препятствовать их осуществлению и обеспечивать их защиту (право на трудоустройство, на подачу жалобы);

♦ относительные – права, для реализации которых необходим акт государственного органа власти (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществления определенного вида деятельности, акт регистрации частного предприятия и т.п.);

b. по кругу лиц и основанию их возникновения :

общие – права, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (на участие в государственном управлении, на обжалование действий государственных органов и т.п.);

специальные – права в определенной отрасли или сфере управления (право предпринимательскую деятельность в сфере экономики, право на образование).

c. по содержанию :

· право на участие в государственном управлении (государственная служба, внесение предложений, получение необходимых документов, пресечение противоправных действий должностных и иных лиц);

· право на государственное содействие и помощь (получение медицинской технической, санитарно-эпидемиологической и иной помощи);

· право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций и др.).

Административно-правовые обязанности , являющиеся неотъемлемой частью правосубъектности граждан можно классифицировать на:

a. абсолютные – возлагаемые на каждого гражданина, не зависимо от конкретных обстоятельств (соблюдение законов, уплата налогов и т.п.);
b. относительные – возникающие из правомерных действий граждан, направленных на приобретение и пользование правами, предоставленными нормами права (уплата владельцем автомобиля дорожного налога и т.п.).

Элементом административно-правового статуса граждан являются гарантии их прав и свобод. Основополагающими и универсальными гарантами прав и свобод граждан являются Конституция и законы России. Среди гарантий можно выделить такие организационно-правовые как судебные (реализуемые судами в процессе осуществления правосудия) и административные (реализуемые во внесудебном порядке).

На основе административной правоспособности дееспособные граждане могут вступать в конкретные правоотношения с органами исполнительной власти и должностными лицами в связи с:

a) реализацией принадлежащих прав в сфере государственного управления;

b) выполнением возложенных обязанностей в сфере исполнительной власти;

c) защитой своих прав и свобод от неправомерных действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

d) нарушением административно-правовых обязанностей и запрещающих норм административного права;

В случае нарушения правил, установленных административно-правовыми нормами граждане несут административную ответственность. По общему правилу административная деликтоспособность граждан наступает с 16 лет.

С реди физических лиц, являющихся субъектами административно-правовых отношений есть категория иностранных граждан и лиц без гражданства (апатриды). Их административно-правовой статус базируется на принципе их равенства с гражданами России, часто этот принцип называется принципом национального режима. Правовой основой административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства являются федеральные законы и международно-правовые договоры. Принцип национального режима распространяется на все категории иностранных граждан:

a. постоянно проживающих (имеющие вид на жительство);
b. временно пребывающие на территории России;
c. проезжающие через территорию России транзитом.

При сравнении административно-правового статуса иностранных граждан и апатридов можно выявить ряд особенностей, изъятий из их прав: не могут быть государственными служащими, командирами воздушных судов, сотрудниками милиции, не имеют избирательных прав, могут быть ограничены в передвижении и выборе места жительства. Административно-правовая ответственность для этих категорий граждан применяется на общих началах и в силу специфики их юридического положения к ним могут применяться дополнительные административные меры: административное выдворение за пределы территории России. Среди иностранных граждан есть категория лиц пользующихся иммунитетом, к ним не применяется административно-правовая ответственность и в необходимых случаях вопросы разрешаются в дипломатическом порядке: объявление персоной «нон-грата» и выдворение из страны.

В числе субъектов административно-правовых отношений находятся органы исполнительной власти .

О рган исполнительной власти – это организация, которая являясь составной частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена государственными полномочиями по руководству хозяйственной, социально-культурной административно-политической сферами и заниматься межотраслевым управлением.

Построение и функционирование органов исполнительной власти основывается на принципах федерализма, централизации и децентрализации, законности, гласности, единоначалия, коллегиальности и персональной ответственности.

Правосубъектность органа исполнительной власти возникает одновременно с его образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с упразднением. Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из трех блоков:

целевой – включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности;

организационно-структурный – правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность;

компетенционный – совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.).

Виды органов исполнительной власти:

a) по уровню функционирования (федеративному устройству ):

· федеральные органы (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департаменты, главные управления, агентства);

· органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, губернаторы, правительства и т.д.);

· региональные органы (представители Президента, управления федеральных министерств и ведомств в федеральных округах, командующие военными округами, т.д.)

b) по характеру компетенции :

= общей компетенции – управление всеми отраслями сферы деятельности (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы и т.п.);

= специальной компетенции :

отраслевые органы – руководство отдельной сферой или отраслью управления;

♦ внутриотраслевые органы – в рамках отрасли руководство определенным участком (территориальные органы федеральных министерств);

♦ межотраслевые органы (функциональной компетенции) – выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (госкомстат, стандартизации и др.);

♦ органы смешанной компетенции – имеющие признаки отраслевой и межотраслевой компетенции (Минздрав в МВД и в Минобороны).

c) по порядку разрешения подведомственных вопросов и принятия решений:

единоначальные – решающая власть принадлежит руководителю;

коллегиальные – решения принимаются группой должностных лиц при персональной ответственности за их исполнение и деятельность на порученном конкретному лицу участке.

Система органов исполнительной власти – это юридически упорядоченная, внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения между ними компетенции и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории России. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни.

Единая система органов исполнительной власти действует только в пределах ведения Федерации и совместного ведения с субъектами Федерации. В этих рамках исполнительные органы субъектов находятся в подчинении Правительству и соответствующих министерств и ведомств. Федеральные органы в субъектах Федерации могут создавать свои территориальные органы.

В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня органов: руководящие органы (Президент, Правительство РФ) иорганы государственной администрации (министерства и ведомства).

Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов исполнительной власти и являются самостоятельными органами управления. К органам местного самоуправления относятся выборные и иные органы, образуемые в городских и сельских поселениях и на других территориях (собрания представителей и глава местного самоуправления). Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно исходя из местных особенностей, традиций и обычаев.

Общественные объединения различаются по целям деятельности, составу и формам руководства, по членству, организационно-правовой форме:

» общественные организации – создаются на основе членства, совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

» общественное движение – не имеет членства, состоит из участников, преследующих социально-политические и иные общественные цели, поддерживаемые участниками движения;

» общественный фонд – объединение не имеющее членства, с целью формирования имущества на основе добровольных взносов или иных не запрещенных законом источников поступления, которое используется на общественно-полезные цели;

» общественные учреждения – объединение без членства для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным положениям:

» орган общественной самодеятельности – объединение не имеющее членства, целью которого является решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы, учебы неограниченного круга лиц по месту создания этого органа;

» союзы общественных объединений (ассоциации) – объединение различных по целям и организационно-правовой формы общественных формирований.

По территории действия общественные объединения бывают:

общероссийские – объединения осуществляющие свою деятельность более чем на половине территории России и имеют свои структурные подразделения (филиалы и представительства);

межрегиональные - объединения осуществляющие свою деятельность менее чем на половине территории России и имеют свои структурные подразделения (филиалы и представительства);

региональные - объединения осуществляющие свою деятельность менее чем на территории определенного региона или в рамках субъекта Федерации;

местные - объединения осуществляющие свою деятельность менее чем на территории местного образования.

Предприятия и учреждения различаются по результатам их деятельности. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.

Учреждение выполняет социально-культурные или административно-политические функции, создает социальные ценности в основном непроизводственного характера (учреждение образования).

Административно-правовой статус предприятий и учреждений определяется на основе законов и их уставных документов. Для возникновения прав и обязанностей необходима государственная регистрация.


Похожая информация.


  • 6. Понятие, сущность, значение административного права как отраслевой правовой науки.
  • 7. Предмет и метод административно-правовой науки.
  • 10. Состояние науки административного права в дореволюционной России и период советского строительства в ссср.
  • 11. Задачи и состояние науки административного права в современных условиях. «Лазаревские чтения»
  • 12.Управление: понятие, сущность, система, значение, типы, виды.
  • 13. Управление как объект и предмет правового регулирования. Объем правового регулирования государственного и муниципального управления административным правом.
  • 14. Государственное и муниципальное управление - особый вид социального управления
  • 15. Государственное и частное управление: соотношение.
  • 16. Структура государственного управления: особенности субъекта, объекта и механизм их взаимодействия.
  • 17. Виды и значение управленческих взаимосвязей: субординация, координация, реординация.
  • 18. Понятие, структура, черты исполнительно-распорядительной деятельности. Отличие ее от законодательной, судебной и прокурорской.
  • 19. Понятие и структура механизма исполнительно-распорядительной (государственно-управленческой) деятельности органов исполнительной власти.
  • 20. Законы и закономерности управления. Принципы государственного управления как правовое выражение этих законов и закономерностей.
  • 21. Цели и задачи в механизме государственного управления
  • 23. Формы и методы государственного управления.
  • 24. Технология управления: понятие, значение в деятельности органов исполнительной власти
  • 25.Понятие, содержание, структура административно-правовых норм.
  • 27. Виды административно-правовых норм.
  • 28. Действие норм административного права.
  • 29. Реализация норм административного права. Применение как особая форма реализации административно-правовых норм.
  • 30. Понятие, структура, содержание административно-правовых отношений.
  • 31. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
  • 32. Субъекты административно-правовых отношений
  • 33. Предмет и объект административно-правовых отношений.
  • 34. Виды административно-правовых отношений.
  • 36. Административно-правовой статус: понятие, содержание и структура
  • 37. Правосубъектность: понятие, виды (общая, специальная).
  • 38. Виды субъектов административного права и их классификация.
  • 39.Граждане как субъекты административного права.
  • 40. Права и обязанности граждан по административному праву (в сфере публичного
  • 41. Особенности регулирования административным правом общественно-политической активности граждан, права заниматься предпринимательской деятельностью, права на передвижение и выбор места жительства.
  • 42. Юридические гарантии субъективных прав граждан: право на защиту, право на оружие, право обращения в органы публичного управления и к должностным лицам
  • 43. Виды обращений граждан и порядок их рассмотрения в органах исполнительной власти.
  • 44. Особенности административно-правового статуса иностранцев, лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством.
  • 45. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • 46.Понятие и виды коллективных субъектов административного права.
  • 47. Особенности содержания административно-правового статуса коллективного субъекта.
  • 49. Административно-правовой статус религиозных объединений
  • 50. Административно-правовой статус некоммерческих организаций
  • 51.Статус государства – Российской Федерации.
  • 52. Административно-правовой статус субъекта рф.
  • 53. Административно-правовой статус Президента рф.
  • 54. Статус муниципальных образований
  • 55. Статус средств массовой информации
  • 56.Система органов государственного управления в Российской Федерации (их виды и классификация).
  • 57. Соотношение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
  • 58. Содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти.
  • 59. Административно-правовой статус Правительства Российской Федерации
  • 61. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
  • 62. Государственные органы исполнительной власти субъектов рф
  • 63. Административно-правовой статус муниципальных органов исполнительной власти
  • 65. Организационно-правовое регулирование государственной службы.
  • 66. Понятие и принципы государственной гражданской службы. 67. Понятие государственной должности и должности государственного служащего.
  • 68.Способы замещения должностей в аппарате управления.
  • 69. Классификация государственных гражданских должностей
  • 72. Основные социально-правовые гарантии, ограничения, запреты и поощрения для государственных служащих.
  • 73. Муниципальная служба и административно-правовой статус муниципального служащего
  • 74.Понятие, признаки и юридическое значение правовых актов управления
  • 75. Виды и классификация правовых актов управления
  • 76. Требования, предъявляемые правовым актам управления, и последствия их несоблюдения.
  • 77. Административный договор: публично-правовая природа, признаки, отличия от гражданско-правового договора.
  • 76. Административное усмотрение и административный произвол.
  • 32. Субъекты административно-правовых отношений

    Субъект административного права - обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

    Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

    Административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;

    Административная правоспособность и дееспособность субъекта (вменяемость);

    Основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

    Административная правоспособность - установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.

    Административная дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

    В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российскую Федерацию, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

    Субъект административно-правовых отношений - лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

    Индивидуальные субъекты:

    Граждане Российской Федерации;

    Иностранные граждане;

    Лица без гражданства.

    Коллективные субъекты административного права - это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами

    Коллективные субъекты:

    а) государственные организации:

    Органы исполнительной власти (государственного управления);

    Государственные предприятия, учреждения и их объединения;

    Структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией;

    б) негосударственные организации:

    Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);

    Трудовые коллективы;

    Различные коммерческие структуры;

    Органы местного самоуправления.

    Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

    Субъект административного права - это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

    Субъекты административного права - участники административно-правовых отношений, участвуют в организации публичного управления (гос. и муницип.), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах).

    Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

    У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:

    1) возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);

    2) должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);

    3) правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);

    4) результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации - субъекты административного права - приобретают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).

    Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.

    Тема 6. Вопрос 1. Понятие, задачи и система административного права

    Административное право это самостоятельная отрасль права. Она регулирует управленческие отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (т.е. оно складывается при осуществлении государством своих функции).

    Основные особенности административно-правовых отношений:

    1. они складываются в сфере государственного управления;

    2. возникают по инициативе любой из сторон, при этом согласие другой стороны на участие в конкретном правоотношении не обязательно;

    3. одной из сторон обязательно является специальный субъект – орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные государством управленческими полномочиями;

    4. они построены на началах «власть – подчинение», изначально отсутствует равенство сторон и воля субъекта управления имеет приоритетный характер;

    5. одна из сторон (субъект управления) наделена правом устанавливать правила поведения, путем издания подзаконных актов и обладает правом принуждения другой стороны (объекта управления);

    6. разрешение споров между сторонами в подавляющем большинстве имеет внесудебный характер, т.е. административный порядок;

    7. разновидность организационных отношений, которые направлены на упорядочение поведения управляемого объекта;

    8. мера ответственности за нарушение определяется в большинстве случаев в подзаконном нормативном акте управляющего субъекта, и правонарушитель несет ответственность не перед органом управления (стороной отношения), издавшим нормативный акт, а перед государством.

    Задачи административного права как отрасти права:

    1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.

    2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.

    3. Защита граждан и общества от административного произвола.

    Предметом является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

    Методом административного регулирования является применение юридически властных предписаний субъектом исполнительной власти. Т.е. при административных правоотношениях одностороннее волеизлияние, т.е. стороны находятся в юридически неравном положении.

    Система административного права:

    1. Общие нормы права и особенности

    2. Общая часть (охватывает государственное управление в целом)

    3. Особая часть (включает нормы права, которые регулируют государственное управление в особых сферах деятельности)

    Источники административного права:

    · Конституция


    · Кодекс об административных правонарушениях

    · Законные акты (принимаются Федеральным собранием РФ)

    · Указы Президента РФ

    · Постановления Президента РФ

    · Приказы, постановления государственных комитетов, министерств и служб РФ

    · Законодательные акты республик в составе РФ

    · Постановления и распоряжения глав администраций

    · Акты органов местного самоуправления

    · Нормативные акты руководителей государственных предприятий и учреждений

    Тема 6. Вопрос 2. Административные правоотношения: понятие и виды. Субъекты административных правоотношений.

    Административное право это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (т.е. государственного управления)

    Административные правоотношения имеют внутреннюю структуру: субъекты (участники отношений), объекты (то, по поводу чего возникло отношение) и юридические факты.

    1.Субъекты – участники правоотношения, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Это лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. К ним относятся:

    · государственные органы и их структурные подразделения

    · государственные и негосударственные предприятия, учреждения, организации

    · общественные объединения

    · граждане России

    · иностранные граждане и лица без гражданства

    2.Объект – то по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются отношения. В административном праве различают два вида таких объектов:

    · Общий объект – собственно общественные отношения, возникающие в процессе осуществления управленческих действий со стороны исполнительной власти;

    · Непосредственный объект – поведение субъектов отношений.

    3.Юридические факты – фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений. Их можно разделить на виды:

    1. В зависимости от воли субъекта:

    a. События – явления окружающей действительности, независящие от воли людей (стихийное бедствие, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.);

    b. Действия – активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов. Действия бывают:

    i. Правомерные :

    1. юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;

    2. юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.

    ii. Неправомерные :

    1. правонарушение – виновное противоправное деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность;

    2. преступление – правонарушение имеющее высокую степень общественной опасности для общества.

    2. по порождаемым последствиям:

    a. правообразующие,

    b. правоизменяющие

    c. правопрекращающие

    3. по форме своего проявления:

    a. положительные – их наличие влияет на возникновение правоотношения;

    b. отрицательные – их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения.

    ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ:

    a. материальные

    b. процессуальные

    2. по направленности отношений:

    a. внутренние – отношения по формированию управленческих структур, определению основ взаимодействия между органами управления и их подразделениями. Сторонами этих отношений являются соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения и должностные лица.

    b. внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и др.)

    3. в зависимости от характера юридических фактов:

    a. порождаемые правомерными действиями;

    b. порождаемые неправомерными действиями.

    4. в зависимости от особенностей участников отношений:

    a. между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного уровня;

    b. между несоподчиненными субъектами исполнительной власти одного уровня;

    c. между субъектом исполнительной власти и подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;

    d. между субъектом исполнительной власти и не подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;

    e. между субъектом исполнительной власти и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, учреждениями;

    f. между субъектом исполнительной власти и общественными объединениями;

    g. между государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления;

    h. между субъектом исполнительной власти и гражданами.

    5. по способу защиты:

    a. защищаемые в административном порядке;

    b. защищаемые в судебном порядке.

    6. по направленности связей:

    a. вертикальные – отношения «власть-подчинение»;

    b. горизонтальные – между субъектами исполнительных органов.

    7. по функциям права:

    a. регулятивные


    ?20

    ВВЕДЕНИЕ
    1. Понятие административного права и административных
    правоотношений................ .............................. .............................. ..........................
    2. Понятие субъекта административных правоотношений 7


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    В данном реферате раскрывается тема «Субъекты административных правоотношений». С нашей точки зрения данная тема является актуальной для изучения и исследования, так как важно, чтобы мы – студенты, работники различных учреждений, предприятий, граждане – были юридически грамотными. В частности, необходимо знать основы административного права, ведь мы все являемся субъектами административного права и в зависимости от юридических событий субъектами административных правоотношений.
    Объектом исследования в нашем реферате являются субъекты административных правоотношений. Предмет исследования – это субъекты административного права как конкретные участники административных правоотношений, их особенности.
    Целью данной работы является изучить субъекты административных правоотношений, выявить их особенности.
    При написании данного реферата нами были поставлены следующие задачи:
    - дать определение административного права и административных правоотношений;
    - дать определение субъекта административных правоотношений;
    - определить, в каких случаях субъект административного права является субъектом административных правоотношений;
    - описать правоспособность и дееспособность субъектов;
    - выделить виды субъектов.

    1. Понятие административного права и административных правоотношений

    Прежде чем говорить о субъектах административных правоотношений, необходимо рассмотреть понятия административное право и административные правоотношения.
    Административное право является одной из основных публичных отраслей права и предназначено, прежде всего, для регулирования специфических (управленческих) общественных отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и администрации органов местного самоуправления.
    Административное право как отрасль права - это совокупность норм, правил поведения установленных или санкционированных государством, его уполномоченными органами, должностными лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения в целях регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов местного самоуправления, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции.
    То есть в сферу административно-правового регулирования включен однородный круг управленческих общественных отношений, возникающий в процессе практической, повседневной реализации функций и задач жизнеобеспечения личности, государства и общества в целом органами исполнительной власти, государственного управления и администрациями органов местного самоуправления.
    Административные правовые отношения - это регулируемые и охраняемые нормами административного права управленческие отношения сторон (субъектов и объектов управления), складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов местного самоуправления, уполномоченных должностных лиц, а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении функций и задач государственного управления иными органами государственной власти, а также управленческие отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением (в соответствии с законом) этими субъектами функций и задач государственного управления.
    В административных правовых отношениях как основном элементе механизма правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права, обязанности, функции, задачи и ответственность участников (субъектов и объектов) управленческих отношений. Эти правовые отношения воздействуют на управленческие процессы через волю и сознание их участников (сторон), выступают как конечный результат согласованности управляющего, упорядочивающего и преобразовывающего воздействия со стороны субъекта управления (начальника) на объекты управления (подчиненных) в процессе реализации функций и задач государственного управления.
    Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.
    Инициативной стороной в административно-правовых отношениях, как правило, выступает субъект управления, обладающий государственно-властными полномочиями по отношению к объекту управления, обладающему правомочиями, то есть правом требовать соблюдения, исполнения и защиты своих прав, свобод и законных интересов.
    Нас в нашей работе интересует субъект административных правоотношений. Рассмотрим данный вопрос в следующей главе.

    2. Понятие субъекта административных правоотношений

    Под субъектом права понимается участник общественных отношений, которого юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Это понятие включает в себя два критерия: социальный – участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю персонифицированного субъекта, и юридический – признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях. Именно по этому признаку отличаются такие понятия, как субъект административного права и субъект административно-правовых отношений. Субъект административного права – это участники управленческих отношений, которые наделены административно-правовой нормой правами и обязанностями, а также способностью вступать в административно-правовые отношения.
    Субъект административного права, как правило, является участником административно-правовых отношений, но может им и не быть. Субъект правоотношений – это всегда фактический участник конкретных правовых связей. Субъектами административного правоотношения являются его участники, то есть те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения).
    Субъект административного права и субъект административно-правовых отношений - это два равно взаимосвязанных по значению понятия.
    Субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений, если имеются три условия:
    1) административно-правовая норма, предусматривающая реализацию прав и обязанностей сторон (субъектов правоотношений);
    2) юридический факт (правомерное или неправомерное действие, бездействие), юридическое событие;
    3) административная правоспособность и дееспособность субъектов этих отношений.
    Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административных правоотношений, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.
    Нормами административного права точно определяется, между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так, отношения граждан, связанные с призывом на военную службу, получением прав на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах, с определенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами.
    Итак, субъект административного правоотношения - это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса очень многочисленны.
    Субъекты административных правоотношений, обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). Однако административно-правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.
    Следует подчеркнуть, что для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной стороны перед другой. Административным же правом установлен иной порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны наступает не перед другой стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Именно исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управления также отвечают за нарушение аналогичных требований (например, дисциплинарная ответственность работника аппарата исполнительной федеральной власти перед Президентом или Правительством Российской Федерации).
    В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административных правоотношений могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:
    1) в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);
    2) в управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;
    3) в административном процессе, т. е. в системе отношений по поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;
    4) в административно-деликтном праве, т. е. в процессе отношений, возникающих при применении мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.
    Субъектов административных правоотношений можно также рассмотреть на основе подразделения административных правоотношений на виды, наиболее типичными из которых, в зависимости от особенностей участников административных отношений, являются следующие:
    а) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и нижестоящие органы);
    б) между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например: два министерства, администрация двух областей);
    в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями
    (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;
    г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);
    д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
    е) между субъектами исполнительной власти и хозяйственными негосударственными и социально-культурными объединениями и предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);
    ж) между субъектами исполнительной власти и гражданами.
    Важнейшим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности. В данном случае идет речь о двух таких категориях, как административная правоспособность и дееспособность, которые в единстве и развитии являют собой правосубъектность. Рассмотрим две данные категории в следующей главе.

    3. Правоспособность и дееспособность субъектов административных правоотношений

    Административная правоспособность и административная дееспособность являются главными составляющими административно-правового статуса субъектов административных правоотношений.
    1) административная правоспособность - способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т.д.);
    Административная правоспособность - вид общей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. Правоспособность - это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований.
    Таким образом, правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих сами правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответственности.
    Каждый субъект административных правоотношений имеет особую административную правоспособность. Например, административная правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности организаций, органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций.
    У физических лиц правоспособность возникает с момента рождения и заканчивается в связи со смертью, а у юридических лиц с момента регистрации и до ее прекращения в порядке, определенном законом. Специальная административная правоспособность у государственных и муниципальных служащих возникает с момента зачисления их на должность и прекращается с момента их увольнения.
    Таким образом, административная правоспособность - это потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия. С практической точки зрения правоспособность субъекта административного права создает лишь предпосылки для реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности.
    Субъекты административного права, имеющие установленный административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административных правоотношений наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, то есть иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления.
    2) административная дееспособность - способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).
    Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.
    Административная дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица: самостоятельно реализовывать принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособность). В последнем случае деликтоспособность - часть дееспособности.
    У разных субъектов административных правоотношений административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административных правоотношений в зависимости от различных критериев:
    1) возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);
    2) должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);
    3) правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);
    4) результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации - субъекты административного права - приобретают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью). Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.
    Мы отметили, что существуют различные субъекты административных правоотношений. В следующей главе мы рассмотрим, какие субъекты выделяют исследователи.

    4. Виды субъектов административных правоотношений

    В административном праве существуют различные классификации субъектов административных правоотношений, например: а) в соответствии с общей теорией права выделяются граждане и организации; б) граждане, лица без гражданства и иностранные граждане; органы государственного управления и внутренние части их аппарата; государственные и общественные предприятия и учреждения и внутренние части их аппарата; органы общественных организаций и их внутренние части; служащие, являющиеся носителями административных прав и обязанностей.
    В.С. Четвериков выделяет следующие субъекты административных правоотношений:
    органы исполнительной власти;
    органы государственного управления;
    администрации органов местного самоуправления;
    их уполномоченные должностные лица;
    административные комиссии при органах местного самоуправления;
    предприятия, учреждения и организации государственной и муниципальной формы собственности, их должностные лица;
    государственные, муниципальные служащие, служащие негосударственных организаций и общественных объединений;
    негосударственные организации и общественные объединения;
    физические лица (в основном это граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства);
    представители общественных формирований и иных негосударственных организаций уполномоченные на основании закона осуществлять некоторые правоохранительные функции и задачи (например, ДНД, товарищеские суды, общественные пункты охраны правопорядка и др.).
    Но традиционной считают классификацию, предложенную Д.Н. Бахрах, согласно которой выделяются следующие виды субъектов административных правоотношений - индивидуальные и коллективные.
    Индивидуальными субъектами являются физические лица, к которым относят граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, с двойным гражданством и лиц, имеющих переходные статусы беженцев и вынужденных переселенцев, а также лица с двойным гражданством и почетные граждане. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления.
    Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).
    К индивидуальным субъектам административных правоотношений относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они - индивидуальные субъекты права).
    Коллективные субъекты административных правоотношений - это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы). В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, а также в сфере негосударственного управления при осуществлении органами местного самоуправления делегированных им функций органов исполнительной власти.
    Любая отрасль Российского права регулирует определенные правоотношения, так административное право регулирует административные правоотношения. Таким образом, административные правоотношения - это урегулированные и охраняемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Инициативной стороной административных правоотношений является субъект.
    Субъект административного права - это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Субъекты административных правоотношений - это конкретные участники, стороны правоотношений, наделенные обязанностями и правами в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления и способные реально осуществлять эти отношения в рамках и определенной последовательности, закрепленной законодательством. Субъект административного права является субъектом правовых отношений при наличии следующих трех условий: административно-правовой формы, юридического факта и правоспособности и дееспособности субъекта правоотношений.
    Основным признаком и условием возникновения фактических правоотношений субъекта является правосубъектность – правоспособность и дееспособность в единстве и развитии. Административная правоспособность субъекта – это признаваемая за ним государством возможность иметь права и обязанности административно-правового характера. Административная дееспособность – признаваемая за ним государством способность своими действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные на него обязанности административно-правового характера.
    Каждый субъект обладает особой правоспособностью и дееспособностью и условиями их возникновения и прекращения (в зависимости от возраста, должностного положения и др.). Традиционно субъектов административных правоотношений подразделяют на индивидуальных (граждане, иностранные граждане, госслужащие и др.) и коллективных (объединения, коллективы и др.) субъектов.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конституция Российской Федерации // Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/ popular/cons
    2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1 // Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/ popular/gkrf1
    3. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2008. – 816 с.
    4. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А. Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - VI, 858 с. - (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).
    5. Конин, Н.М. Административное право России: учебник / Н.М. Конин. – М: Проспект, 2007. – 448 с.
    6. Солдатов, А.П. Административное право Российской Федерации: учебник / А.П. Солдатов, В.А. Мельников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 347 с.
    7. Четвериков, В.С. Административное право. Серия «Высшее образование»: учебное пособие / В.С. Четвериков. - 2-е изд., изм. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 528 с.

    Четвериков, В.С. Административное право. Серия «Высшее образование»: учебное пособие / В.С. Четвериков. - 2-е изд., изм. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - С. 45.
    Четвериков, В.С. Административное право. Серия «Высшее образование»: учебное пособие / В.С. Четвериков. - 2-е изд., изм. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- С. 85.
    Солдатов, А.П. Административное право Российской Федерации: учебник / А.П. Солдатов, В.А. Мельников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - С. 32.
    Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2008. - С. 107.
    Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. –3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2008. - С. 121.
    Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2008. С. 108.
    Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2008. - С. 108.
    Четвериков, В.С. Административное право. Серия «Высшее образование»: учебное пособие / В.С. Четвериков. - 2-е изд., изм. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - С. 88.

    1. Теория вопроса.

    2. Физические лица как субъекты административных правоотношений.

    3. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления как субъекты административных правоотношений.

    4. Общественные объединения и их административно-правовой статус.

    1. Субъектами административного права признаются лица и организации, которые в соответствии с установленными действующим законодательством нормами могут выступать участниками (сторонами) административных правоотношений. По российскому административному законодательству ими являются:

    · граждане России;

    · иностранные граждане и лица без гражданства;

    · государственные органы, их структурные подразделе­ния, предприятия, учреждения и иные государственные орга­низации;

    · общественные (негосударственные) объединения;

    · служащие государственных органов и организаций, общественных (негосударственных) объединений;

    · представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.

    Как видно, субъектами административно-правовых от­ношений могут быть индивиды и организации. При этом они объединены одним общим для них свойством - обладанием административной правосубъектностью, позволяющей раз­личать момент, с которого субъекты становятся элементами административно-правовых отношений:

    ♦ российские граждане - с момента рождения;

    ♦ иностранные граждане и лица без гражданства - с момента пересечения ими государственной границы РФ, т.е. нахождения под ее юрисдикцией;

    ♦ юридические лица - с момента образования (регистрации) их в установленном порядке;

    ♦ государственные и общественные (негосударственные) служащие - с момента назначения их на соответствующую должность.

    2. Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которая состоит из административной правоспособности и дееспособности.

    Административная правоспособность - это признаваемая законом возможность гражданина быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

    Административная дееспособность граждан - это способность личными действиями приобретать права и обязанности административно-правового характера, осуществлять их, а также нести личную ответственность за совершенные правонарушения. Дееспособность в полном объеме возникает по достижении 18 лет.

    Права и обязанности граждан в сфере государственного управления закреплены Конституцией РФ. В административно-правовой литературе их подразделяют на две основные группы: статутные и адекватные. Статутные указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Они не связаны с какими-либо сферами общества и имеют универсальное значение; К этой группе относятся: право на жизнь, на пользование родным языком, запрет на принудительный труд и др. Адекватные права и обязанности связаны с теми сферами, в которых эти права и обязанности могут реализоваться. К этой группе относятся: личные права и обязанности, социально-экономические, социально-культурные и социально-политические.

    Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются следующие права и свободы. Во-первых, право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Это право, в свою очередь, закреплено правом избирать и быть избранным в центральные и местные органы самоуправления. Во-вторых, право граждан на объединение, включая право на создание профсоюзов. В-третьих, право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

    Помимо прав, граждане имеют ряд обязанностей. К ним относятся обязанности платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; сохранять природные богатства; защищать Отечество; соблюдать Конститу­цию РФ и законы страны. Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм.

    3. Органы исполнительной власти - это учреждения, созданные для осуществления государственной власти и наделенные государственно-властными полномочиями. Органы исполнительной власти являются субъектами именно исполнительной ветви власти, призванные обеспечить ее формальную и фактическую реализацию.

    Органы исполнительной власти делятся на федеральные и местные. Такое деление осуществляется в соответствии с федеративным государственным устройством.

    Более детальным является деление органов исполнительной власти по организационно-правовым формам. Это правительство, министерства, государственные комитеты, главные управления, инспекции, агентства, администрации краев, областей и т.д., мэрии и др.

    По характеру компетенции органы исполнительной власти делятся на:

    Органы общей компетенции - например, правительства и администрации субъектов Федерации. Они обеспечивают экономическое и социально-культурное развитие в отраслях и сферах управления на подведомственной территории.

    Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственной отраслью.

    Органы межотраслевой компетенции осуществляют руководство несколькими отраслями и сферами управления.

    Органы внутриотраслевой компетенции функционируют в рамках отраслей на конкретных участках деятельности.

    По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы. В коллегиальных органах решения принимаются большинством членов при персональной ответственности руководства. Соответственно в единоначальных органах право принимать решения принадлежит возглавляющему данный орган руко­водителю.

    Система органов исполнительной власти в РФ построена на основе принципов:

    Принцип федерализма обусловлен государственным устройством России. Существуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.

    Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно связан с принципом федерализма. Централизация вытекает из единства федеративной системы. Децентрализация означает закрепление законодательством полномочий за тем или иным органом.

    Принцип законности проявляется в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и изданные на ее основе законы и подзаконные акты.

    Основными звеньями системы федеральных органов исполнительной власти являются Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, среди которых федеральные министерства и иные федеральные органы исполни­тельной власти. В систему субъектов административных правоотношений входят также органы местного самоуправления.

    4. Общественное объединение - это добровольное некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан. Основанием для формирования объединения являются общие интересы или общие цели, указанные в уставе общественного объединения. Характерными признаками объединений является то, что все они образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе; они не обладают государственно властными полномочиями; действуют от своего имени; не являются коммерческими организациями.

    В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения делятся на общероссийские, действующие на территории более половины субъектов Федерации; межрегиональные, действующие на территории менее половины субъектов Федерации; региональные, действующие в пределах территории одного субъекта Федерации; местные, действующие в пределах территории органа местного самоуправления.

    Более подробной является классификация общественных объединений в зависимости от их организационно-правовых форм:

    Общественные организации - создаются на основе совместной деятельности для достижения целей, определенных уставом, и защиты общих интересов постоянных членов организации. Членами общественных организаций могут быть как физические, так и юридические лица.

    Общественные движения - это массовые общественные объединения без постоянного членства. Они преследуют социальные, политические и общественные цели.

    Общественные фонды - это не имеющие членства некоммерческие общественные объединения. Целью фондов является формирование имущества на основе добровольных взносов и использование полученных средств на общественно полезные цели.

    Общественные учреждения - это общественные объединения, созданные для оказания конкретного вида услуг, без постоянного членства.

    Органы общественной самодеятельности создаются для решения социальных проблем, возникающих у широкого круга граждан по месту жительства, работы или учебы. Эти органы не имеют постоянного членства.

    Все перечисленные общественные объединения могут создавать союзы (ассоциации), которые, в свою очередь, образуют новые общественные объединения.

    Основным требованием к общественным объединениям является запрет на преследование незаконных целей, на деятельность, идущую во вред здоровью и интересам граждан.

    Формами взаимодействия между государством и общественными объединениями является согласование либо участие в объединении и решении вопросов. Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; представлять и защищать свои права в органах государственной власти; участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях. Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но участвуют в этом процессе в пределах, установленных законом. Самым известным и распространенным видом общественных организаций являются профсоюзы.