Кто подписывает федеральные законы РФ.

Пятая стадия - подписание и обнародование закона Президентом РФ. Эта стадия именуется в литературе санкционированием закона и осуществляется главой государства путем подписания его официального текста. В настоящее время сам термин санкционирование встречается довольно редко; как правило в конституциях употребляется понятие "подписание" или "промульгация".

В некоторых странах процедура санкционирования является в большей степени формальностью, поскольку не в силах повлиять на что-либо. Так, в соответствии с частью 1 статьи 82 Основного закона Германии устанавливает, что Федеральный президент лишь оформляет законы после контрассигнатуры и публикует их в "Бундесгазетцблатт" ("Федеральном вестнике законов"). У него нет никакого права вето.

Но во многих странах эта процедура имеет довольно серьезное значение. Дело в том, что в большинстве стран глава государства имеет право отлагательного вето, после чего закон возвращается в парламент на новое рассмотрение. Часто при этом глава государства сообщает парламенту свои замечания и возражения по содержанию закона. Так, согласно части второй раздела 7 статьи 1 Конституции США, каждый билль, прошедший обе палаты Конгресса, прежде чем стать законом, представляется Президенту, который либо подписывает билль, либо возвращает его со своими замечаниями в ту палату, в которую он поступил первоначально. Если после повторного рассмотрения каждая из палат примет билль двумя третями своих голосов, билль становится законом. Президенту на подписание дается 10 дней, по истечении которых билль становится законом даже если Президент не отреагировал на него.

Промульгация - это официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она означает санкционирование закона главой государства в установленные конституцией сроки, а также опубликование закона в официальном вестнике.

Другими словами, это издание специального акта, содержащего, в частности, распоряжение об официальном опубликовании закона. Промульгация осуществляется обычно указом, приказом или другим актом главы государства, текст которого в официальных изданиях предшествует тексту промульгируемого закона.

В нашей стране процедура подписания закона регламентирована ст.107 Конституции РФ, в соответствии с которой Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы. Подписание и обнародование законов главой государства является существенным элементом законотворческой процедуры, обеспечивающей разделение властей.

Подписание Президентом федерального закона не является актом формальным. В соответствии со ст.107 Конституции Президент вправе отклонить закон, что влечет его повторное рассмотрение. Президент не может отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон и федеральный закон, преодолевший вето Президента. Также подлежит подписанию Президентом и обнародованию вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов Российской Федерации Закон РФ о поправке к Конституции (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации от 31 октября 1995 г) СЗ РФ. 1995. N 45. Ст. 4408..

Как свидетельствует практика, иногда возникают споры по процедурным вопросам с участием самого Президента РФ. Так зависимость между соблюдением процессуальных правил и действием актов рассматривалась Конституционным Судом РФ в споре между Федеральным Собранием и Президентом РФ. Стороны по-разному подходили к вопросу о том были ли в процессе принятия Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союзе ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" СЗ РФ 1998, № 16. С. 1799. нарушены установленные Конституцией РФ требования к порядку принятия федеральных законов и предусмотренные ею условия и процедуры. Рассмотрев дело, Конституционный Суд подтвердил обязанность Президента РФ в соответствии со ст.107 (ч.3) Конституции РФ подписать и обнародовать принятый федеральный закон. Одновременно орган конституционного контроля высказал Президенту РФ процедурную рекомендацию: обратиться в Конституционный Суд РФ о проверке соответствия Конституции РФ названного Федерального закона, в том числе по порядку принятия Постановление Конституционного Суда РФ от 8 апреля 1998 г. № 11-П «По делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации, между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации об обязанности Президента Российской Федерации подписать принятый Феодальный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1799. Данная ситуация свидетельствует о необходимости принятия решения на законодательном уровне о соответствующей процедуре. Тот факт, что между Основным законом и внутренним законодательством существует вакуум, недопустим. Законодательный процесс нередко лихорадит вследствие нечетко прописанных процедур.

Правило подписания и обнародования принятого федерального закона Президентом Российской Федерации, основанное на мировом опыте взаимоотношений парламента и главы государства в процессе создания законов, является одной из форм участия Президента в законодательной деятельности и завершающей стадией законодательного процесса.

В случае одобрения Советом Федерации федерального закона, принятого Государственной Думой, он в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту для подписания и обнародования. Если же принятый Думой федеральный закон не был рассмотрен Советом Федерации, то по истечении 14 дней с момента его направления в Совет Федерации Государственная Дума направляет закон Президенту для подписания и обнародования.

Четырнадцатидневный срок подписания принятого федерального закона необходим для того, чтобы Президент мог внимательно ознакомиться с его содержанием, привлекая при необходимости ученых и специалистов, проанализировать необходимость и своевременность его издания и принять решение о подписании, придав закону тем самым обязательную силу, либо отклонить, с тем чтобы Государственная Дума и Совет Федерации еще раз внимательно рассмотрели принятый закон и учли замечания и предложения Президента.

После подписания Президентом Российской Федерации закон должен быть в течение семи дней опубликован в установленном порядке. Опубликование есть установленный законом способ доведения до всеобщего сведения принятого законодательного акта, заключающийся, как правило, в помещении полного и точного его текста в общедоступном, официальном органе печати.

Официальным считается опубликование закона в "Собрании законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете". При публикации закона в этих изданиях указываются его полное наименование, дата подписания, дается полный текст закона, являющийся точной копией оригинала и подписанный Президентом. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях, обнародованы по телевидению, радио, переданы по каналам связи, разосланы государственным органам и общественным объединениям

Поскольку опубликование имеет осо6ое юридическое значение для вступления в силу и дальнейшего применения законодательного акта, оно представляет собой важнейший политический акт и совершается в строго определенном порядке.

Вопрос о действии во времени законов и других нормативных правовых актов представляет важную проблему теории права, от решения которой зависят особенности практического применения нормативного акта.

Действие нормативного акта определяется периодом времени от момента вступления в силу нормативного правового акта и установленных им норм до момента утраты им силы.

Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами:

1) моментом принятия акта;

2) моментом, который указан в самом акте либо специальном акте о введении в действие данного акта;

4) истечением определенного срока после момента официального опубликования акта. Со вступлением в силу нормативный правовой акт приобретает правовую действенность.

Законы, как и любые другие нормативные акты, имеют начальный и конечный моменты своего действия. Крайне важно точно знать момент, когда закон начинает применяться, и момент, когда применение закона невозможно.

Основным параметром, обусловливающим начало действия закона, является его опубликование. Статья 15 Конституции РФ устанавливает обязательное официальное опубликование законов. Согласно Конституции РФ законы и другие нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Очевидно, что данная норма может быть реализована при условии утверждения официальных источников опубликования для каждого вида нормативных правовых актов.

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" СЗ РФ 1994. № 8. Ст 801. (далее - Федеральный закон "О порядке опубликования") является основным документом, устанавливающим порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов. В статье 1 этого Федерального закона подчеркивается, что на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Кроме того, рассматриваемый Закон устанавливает семидневный срок после дня их подписания Президентом РФ, в течение которого федеральные законы подлежат официальному опубликованию. В связи с этим М.С. Студеникина подчеркивает: "Значимость этой нормы несомненна. Она направлена на то, чтобы избежать неоправданных задержек с опубликованием (а значит и со вступлением в силу) федеральных законов. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, структуры, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировать тем самым его реализацию" Студеникина М.С. Вступление федерального закона в силу: правовое регулирование и практика // Журнал российского права. 2000. N 7, стр. 12.. К сожалению, приходится констатировать, что установленная норма не подкреплена никакой ответственностью за ее несоблюдение. Кроме того, сложно найти основание, которое могло бы запретить заинтересованным структурам задерживать срок официального опубликования закона.

В соответствии с Федеральным законом "О порядке опубликования" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Таков общий действующий порядок, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Согласно ст.4 Федерального закона "О порядке опубликования" официальным опубликованием указанных актов считается первая публикация их полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Федеральным законом "О порядке опубликования", однако, предусматривается только общий порядок вступления в силу федеральных законов либо этот порядок устанавливается непосредственно в самом федеральном законе. Вместе с тем существует ряд законодательных актов, устанавливающих порядок вступления в силу документов конкретной отрасли права. Так, в ст.5 Налогового Кодекса РФ установлен порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах: "Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования" Налоговый кодекс Российской Федерации. СПС Консультант Плюс Акты таможенного законодательства согласно п.3 ст.4 ТК РФ вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования Таможенный кодекс Российской Федерации СПС Консультант Плюс.

В настоящее время Федеральным законом "О порядке опубликования" устанавливается, что федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ. Но было время, когда дата вступления в силу закона зависела от даты получения текста закона, опубликованного в официальном источнике опубликования, различными органами на местах. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 6 февраля 1925 г. "О времени вступления в силу законов и распоряжений Правительства Союза ССР, а равно распоряжений ведомств Союза ССР" устанавливалось, что опубликованные в Собрании Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, в "Известиях ЦИК Союза ССР и ВЦИК" и в газете "Экономическая жизнь" законы вступают в силу: в столичных городах союзных республик и их уездах - со дня получения соответствующего номера одного из вышеуказанных изданий центральными исполнительными комитетами союзных республик, в губернских городах и их уездах - со дня получения такого номера губернскими исполнительными комитетами и в прочих городах и уездах - со дня получения номера уездными исполнительными комитетами.

Аналогичная ситуация со вступлением в силу законодательных актов, связанная со временем фактического распространения их текстов в той или иной местности, существовала в России и ранее, что вызывало трудности при определении момента действия закона, поскольку печатные издания доходили до населения обширной территории через различные промежутки времени и, соответственно, в разные даты по мере поступления официальных источников.

Однако наличие нормы об одновременном вступлении в силу законов на территории РФ не решает всех проблем, связанных с определением момента, когда именно вступил в силу конкретный закон.

Одной из основных проблем является определение источника первого официального опубликования федеральных законов. Исходя из смысла ст.4 Федерального закона "О порядке опубликования" первая публикация полного текста закона в любом из источников - "Российской газете", "Парламентской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации" является официальной. Однако на практике встречаются прямо противоположные точки зрения по данному вопросу. Многие правоведы считают, что датой официальной публикации не может являться дата публикации в "Собрании законодательства РФ". В качестве основного аргумента приводится Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5202.. В соответствии с данным Постановлением день, которым датирован выпуск "Собрания законодательства Российской Федерации", содержащий текст рассматриваемого федерального закона, не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ по этому поводу было высказано следующее мнение: "Позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная в его Постановлении от 24 октября 1996 года, представляется вполне обоснованной, поскольку при совпадающих датах подписания в печать издания и его выпуска, действительно, получение информации об опубликованном в нем акте адресатами представляется нереальным. В то же время Конституционный Суд данную позицию не утвердил в качестве общего правила. Он лишь констатировал, что выбор точки отсчета при определении даты вступления в силу Федерального закона (имеется в виду Федеральный закон от 7 марта 1996 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах") был избран неверно" Тихомиров Ю.А., Пиголкин А.С. Заключение об особенностях вступления в силу нормативных актов // Законодательство (спецвыпуск). 2004. стр. 33..

В Определении Конституционного Суда от 10 апреля 2002 г. N 83-О в качестве даты опубликования Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" Конституционный Суд РФ приводит уже дату, указанную в "Собрании законодательства Российской Федерации": "Статьей 78 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", вступившего в силу 30 марта 1998 года (со дня официального опубликования)" Вестник Конституционного Суда. 2002, № 6 Текст этого Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 31 марта, 1 и 2 апреля 1998 г., в "Собрании законодательства Российской Федерации" - от 30 марта 1998 г. (N 13. Ст.1464). В настоящее время дата "Собрания законодательства Российской Федерации", которая указывается на его обложке, всегда совпадает с датой подписания в печать, кроме того, всегда проходит какое-то время, прежде чем издание будет получено адресатами. Поэтому вполне обоснованной выглядит позиция правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ по поводу вышеназванного Определения Конституционного Суда: "Если Конституционный Суд не отступил по каким-то причинам от своего разъяснения 1996 года, то, вероятно, была допущена ошибка. Даже если "Собрание законодательства Российской Федерации" поступило в продажу либо 31 марта, либо 1 или 2 апреля 1998 г., т.е. раньше, чем закончил публиковаться в "Российской газете" Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год", все равно дата 30 марта не должна была быть признана днем официального опубликования данного Федерального закона" Ласточкина М.Н., Тихомирнова Н.Ю. Официальное опубликование нормативных актов и вступление их в силу // Законодательство (спецвыпуск). 2004. С. 13..

С.В. Разгулин в своей книге "О развитии российского налогового законодательства в современных условиях" приводит еще один пример, связанный с проблемой определения срока вступления в силу нормативного акта: "В случае, когда вследствие официального опубликования нормативного правового акта в различных выпусках официального источника опубликования, например, в московском и региональном выпусках "Российской газеты", не соблюдается требование об одновременном обеспечении всех заинтересованных лиц информацией о содержании нормативного правового акта, то срок вступления в силу такого нормативного правового акта должен определяться исходя из даты его последнего официального опубликования"Разгулин С.В. О развитии российского налогового законодательства в современных условиях. М. 2001. Таким образом, если закон опубликован и в "Собрании законодательства Российской Федерации", и в "Российской газете", остается неясным, какую из дат нужно считать первой датой официального опубликования. При существующих формулировках норм Федерального закона "О порядке опубликования", определяющих порядок вступления в силу нормативных правовых актов, первоисточник выделить очень сложно.

Изданием Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", который был опубликован в нескольких номерах "Российской газеты", ставится также вопрос, касающийся опубликования нормативного акта частями. Согласно упомянутой норме Федерального закона "О порядке опубликования" официальная публикация - первая публикация полного текста закона. Данное положение можно трактовать следующим образом: для вступления закона в силу необходимо, чтобы в одном выпуске официального издания был опубликован полный текст нормативного акта. Если же закон опубликован в нескольких выпусках официального источника, то с какого момента исчисляется срок его введения в действие? Чтобы исключить возможность двоякой трактовки данной нормы, целесообразно ее уточнить, как, например, это сделано в Республике Беларусь от 11 августа 2003 г. где установлено, что течение срока вступления в силу акта, опубликованного в нескольких номерах, начинается с ноля часов суток, следующих за днем первоначального официального опубликования его последней части"

Однако в российском законодательстве вопрос возможности применения правил расчета сроков, содержащихся в ГК РФ, к порядку определения момента вступления в силу нормативных правовых актов остается неразрешенным.

Очевидно, что проблема определения сроков вступления в силу законов и других нормативных правовых актов не исчерпывается вопросами, затронутыми в настоящей статье. Федеральный закон "О порядке опубликования" нуждается в существенных изменениях, поскольку сегодня он не решает многих вопросов, связанных с определением моментов вступления в силу федеральных законов.

Представляется необходимым принятие нормативных актов, устанавливающих статус источников официального опубликования законов. Например, подобные документы могли бы определять понятие даты источника официального опубликования, тираж, возможность опубликования закона в специальных выпусках, порядок выхода региональных выпусков источника, возможность (невозможность) опубликования закона частями, ответственность за несвоевременную публикацию и т.д. Кроме того, представляется, что работа над проектом федерального закона "О нормативных правовых актах Российской Федерации", отклоненным недавно Государственной Думой РФ, будет продолжена; концептуально новый федеральный закон, думается, мог бы решить многие вопросы, касающиеся аспектов вступления в силу законов и других нормативных правовых актов.

На стадии опубликования завершается процесс создания закона. Следует отметить, что законотворческий процесс - это не просто механизм создания нормативного акта, это творческий процесс, деятельность созидательная, а, следовательно, креативная, подчиненная определенным логическим правилам и принципам.

В конце данного раздела можно сделать вывод о том, что стадия подписания, обнародования и вступления в силу принятого закона подробно регламентирована. В то же время в практике встречаются коллизии в ходе указанных процедур и имеются неоднозначные толкования правовых норм, в связи с чем эти вопросы были предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. Так, право Президента возвращать без рассмотрения и подписания принятые с нарушением конституционной процедуры законы вытекает из смысла Конституции и подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации.

В пятидневный срок одобренный федеральный закон Совет Федерации направляет Президенту РФ для подписания и обнародования (ч. 1 ст. 107). В течение двух недель Президент либо подписывает закон, либо мотивировано отклоняет его. В случае мотивированного отклонения закона Президентом РФ (президентское вето) судьба его решается либо путем создания согласительной комиссии и достижения разумного компромисса, либо Парламент силами обеих палат (квалифицированным большинством в обеих палатах) преодолевает президентское вето, чем вынуждает Президента РФ подписать закон. Однако Президент вправе обратиться в Конституционный Суд РФ, который во внеочередном порядке должен рассмотреть доводы и претензии Президента и поставить точку в споре. Если Конституционный Суд не найдет оснований для признания закона антиконституционным или принятым с нарушением процедуры, то спор решается в пользу Парламента и наоборот, если судьи согласятся с доводами Президента, спор будет решен в его пользу.

Подписанный закон, как и любой нормативный правовой акт, подлежит обнародованию (опубликованию) , поскольку законодатель исходит из презумпции, что лицо, не имеющее возможности ознакомиться с законом, освобождается от ответственности за его нарушение. В то же время, со времен Древнего Рима существует правило, согласно которому "ignorantia legis non excusant" – "незнание закона не извиняет" и не освобождает от ответственности. Однако для этого нормативный правовой акт должен быть опубликован . Опубликование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями и дополнениями от 22 октября 1999 г., 21 октября 2011 г., 25 декабря 2012 г.).

В Российской Федерации официальными источниками опубликования на федеральном уровне считаются "Российская газета", "Парламентская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru) . Акты регионального уровня публикуются в региональных официозах. Опубликованные документы должны иметь соответствующие реквизиты: вид нормативного акта; наименование; дату принятия; должность лица, подписавшего документ; указание места и даты подписания; регистрационный номер.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления палат Федерального Собрания публикуются в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства РФ", "Официальном интернет- портале правовой информации" (pravo.gov.ru).

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ публикуются в "Российской газете", "Собрании законодательства РФ", на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru), распространяются официально в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны. Если законодательный акт был одновременно опубликован в "Российской газете" и "Парламентской газете", то при ссылках принято указывать "Российскую газету", поскольку она является официозом, имеющим к тому же значительно больший тираж. Если в обеих газетах публикуется документ с продолжением в двух и более номерах, то принято при ссылках указывать оба источника.

Ведомственные нормативные акты публикуются в "Российской газете", на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru) и в Бюллетене нормативных актов. Ведомственные акты доводятся до их исполнителей также по линии ведомственной рассылки.

Историческая справка. На протяжении истории с момента образования РСФСР и до принятия Конституции РФ 1993 г. источниками публикации нормативных правовых актов были "Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства", СУ РСФСР, "Известия ВЦИК", "Ведомости Верховного Совета РСФСР", "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР", газета "Советская Россия", "Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации", "Российская газета".

Что касается сроков опубликования, то они различны. Законы публикуются в течение недели со дня их подписания Президентом РФ, Указы Президента РФ – в течение 10 дней (вступают в силу через 7 дней). Постановления Правительства в случае чрезвычайной важности публикуются немедленно (в том числе и через средства массовой информации, которые хотя официальными публикациями не признаются, однако юридическая сила документа от этого не умаляется). Во всех других случаях эти постановления публикуются не позднее 15 дней с момента принятия (вступают в силу в течение 7 дней). Ведомственные акты публикуются не позднее 10 дней с момента принятия (вступают в силу в течение 10 дней).

Сроки опубликования и сроки вступления в действие нормативного правового акта различны. Часто они оговариваются в самом акте. По принятым правилам законы вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования. При этом возможно указание на то, что какие-то статьи вступают в силу со дня опубликования (практически на следующий день), другие – с отсрочкой, иногда весьма длительной. Примером может служить Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. № 131-ΦЗ, который окончательно вступил в силу только в 2009 г. Уголовный Кодекс РФ был принят 13 июня 1996 г., а вступил в силу с 1 января 1997 г. Примеров таких немало. В этом есть определенный смысл: люди должны иметь время ознакомиться с требованиями закона. В то же время длительная отсрочка едва ли желательна, если только она не сопряжена с определенными организационными и финансовыми сложностями, как это имело место с Законом о местном самоуправлении. Отсрочка вступления в действие закона может быть сопряжена и с состоянием самой нормативно-правовой базы. Так, вступление в силу гл. 17 ГК РФ было обусловлено введением в действие Земельного кодекса РФ.

  • Демократический и открытый характер государства не исключает наличия государственной тайны, поэтому отдельные акты могут носить закрытый характер.
  • На "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению палат, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Конституционного Суда РФ, определения Конституционного Суда РФ о разъяснении постановлений Конституционного Суда РФ, а также иные решения Конституционного Суда РФ, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования). На данном интернет-портале могут быть размещены и иные правовые акты федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ

6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.

Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.* Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).

* СЗ РФ. 1994. №8. Ст. 801.

**См.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 22 октября 1999 г. // Российская газета. 1999. 25 окт.

Палаты могут принимать решения и в форме постановлений. Это делается каждой палатой применительно к вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению той или иной из них. Порядок принятия постановлений отличается от законодательного процесса. Постановления палат принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (например, решения по некоторым вопросам должны приниматься квалифицированным большинством).

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется 11резиденту Российской Федерации для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится четырнадцать дней (ст. 107 Конституции РФ ).

Выборы происходят на основе не только Конституции РФ , но и специального Федерального закона «О выборах депутатов Государственной … Поскольку принятый Думой закон нуждается в одобрении Совета Федерации и его подписании Президентом РФ , обладающим...

Президенту дается на подписание билля 10 дней (исключая воскресенья), по истечении которых, даже если Президент не отреагировал, билль становится...

– Подписание закона (председателем палаты, монархом, президентом , иным главой государства – в соответствии с конституцией, регламентом). … Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Принятие Конституции РФ в конце 1993 г. и на ее основе Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской … Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Президенту РФ ...

семи дней после их подписания Президентом РФ . Для всех видов законов официальной является публикация, притом непременно. полного их текста, в "Российской газете" или в "Собрании законодательства.

7.2.5. Акты Президента Российской Федерации . Полномочия Президента РФ реализуются через принятие им правовых актов. … Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).

Совет Федерации либо одобряет, либо не одобряет представленный закон . В случае одобрения закон вместе с текстом постановления направляется в пятидневный срок Президенту РФ для подписания и обнародования.

Одобренный Советом Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете он передается...

Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания . * Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г … См.: Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. С. 249; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России .

Обнародование и вступление в силу федеральных законов.

Осуществляется в соответствии со статьями 15, 107, 108 Конституции РФ, Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Обнародование федеральных конституционных законов, федеральных законов Президентом РФ осуществляется в форме официального опубликования. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Собрании законодательства РФ", "Российской газете" или "Парламентской газете". При опубликовании закона указываются его название, даты принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации, подписавшее должностное лицо (Президент РФ или исполняющий его обязанности), место и дата подписания, регистрационный номер. Закон вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней со дня официального опубликования, если им самим не установлен иной порядок введения в действие. Только официально опубликованные законы могут применяться на территории РФ.

Принципы законодательной работы

Общество, называющее себя гражданским, относится к законодательному процессу довольно строго. Появление нового закона обставляется целым набором требований, соблюдение которых свидетельствует о "доброкачественности" законотворчества. Первым и основополагающим следует считать принцип легализма, настаивающий на законности только тех нормативных актов, которые приняты с соблюдением надлежащих, строго фиксированных процедур. Закон – это прежде всего форма, и при отсутствии ее мы оказываемся в плену произвола. Ведь формально воля законодателя не знает ограничений – он способен принимать любые законы по своему усмотрению. Именно поэтому столь важно обуздать законодателя процедурой. Неукоснительное следование принципу легализма позволяет обществу самым непосредственным образом влиять на формирование воли законодателя на всех этапах, от внесения законодательной инициативы и до обнародования закона.

Не менее важным принципом в работе законодателя оказывается коллегиальность. В процессе рождения закона ни одно решение не принимается единолично. Утверждение этого правила не столь очевидно, как на первый взгляд кажется. История знает не мало примеров, когда воля избранного народом парламента узурпировалась кучкой людей, считавших себя депутатами наиболее высокой пробы. Не так давно этим вирусом был поражен Верховный Совет Российской Федерации, на закате которого все принципиальные решения принимались одним-единственным человеком, виртуозно освоившим искусство манипуляции ближними. В ходе создания нового парламента – Федерального Собрания – на это обстоятельство обратили особое внимание: ни Совет, ни Председатель Государственной Думы не имеют права принимать единоличные решения, касающиеся подготовки законопроектов. Сегодня все решения принимаются депутатами большинством голосов, будь то на уровне фракции, комитета или же пленарного заседания. Принцип соблюдается неукоснительно; так, в ходе обсуждения Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" одному из вариантов не хватило всего одного голоса – и всю парламентскую процедуру пришлось затевать сначала.

В Конституции декларируется, что власть в России строится на основе политического многообразия и многопартийности. Будучи важнейшей составляющей власти, законодательный процесс полностью подчиняется этому принципу. В нынешней Государственной Думе депутаты, по подсчетам специалистов, представляют интересы более сорока общественных и политических движений и партий. Принцип политического многообразия означает, что носитель любых представленных в парламенте политических взглядов имеет право выразить свое мнение в законотворческом процессе. Более того, попытки внедрить в России идею "императивного мандата", полностью подчиняющую депутата-"партийца" воле партийного большинства, не прижилась в нашем парламенте. Этот вопрос неоднократно поднимался в Государственной Думе, решение которой послужило дополнительной гарантией политического плюрализма: теперь при столкновении позиций депутата как члена фракции и депутата как избранника народа он имеет право на заявление собственного мнения вплоть до выхода из фракции, причем депутатский мандат за ним сохраняется.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) Президент РФ, которому направлен федеральный закон, в течении четырнадцати дней подписывает его и обнародует.

На территории России применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральный закон подлежит официальному опубликованию в течение семи дней после дня его подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ".

Федеральный закон вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после его опубликования. Если самим законом не установлен другой порядок вступления его в силу.

Другим видом актов, принимаемых палатами Федерального Собрания, являются постановления. Постановления принимаются по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.

Проект постановления Государственной Думы может быть внесён Президентом РФ, депутатом Государственной Думы, депутатскими объединениями в Государственной Думе, комитетами и комиссиями, Правительством РФ, субъектами РФ.

Постановления принимаются большинством голосов от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Акты публикуются не позднее десяти дней после их принятия. Официальным опубликованием считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ". Акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

6.Подписание и обнародование.

Президент в течение 14 дней подписывает и обнародывает. Датой принятие считается дата принятия в окончательной редакции.

Президент в течение 14 дней может отклонить- новое рассмотрение (в ответственный комитет: принятьь закон в редакции Президента; принять закон с учетом предложений Президента; согласительная комиссия). Повторное рассмотрение закона- выступает представитель Президента. Дума может одобрить закон в своей редакции- 2/3.

Принятие ФКЗ: Совет Федерации- 3/4. Гос Дума- 2/3. У президента нет отлагательного Вета.

Вето Президента. Порядок преодоления разногласий между Федеральным Собранием и Президентом Российской Федерации по поводу законов, принятых Федеральным Собранием и переданных на подписание Президенту.

Конституционное право выделяет две основные разновидности вето: абсолютное (резолютивное) и относительное (отлагательное). Президент РФ обладает правом отлагательного вето, так как оно может быть преодолено парламентом квалифицированным большинством голосов.Необходимо отметить, что Конституция России 1978 г. формально предусматривала возможность президентского вето, при этом сам термин также не использовался в конституционном тексте. Верховный Совет мог преодолеть вето простым большинством голосов, что в сложившейся ситуации лишало его практического значения. Конституция Российской Федерации 1993 г. не указывает перечня оснований для отклонения. Однако Президент, возвращая закон, обосновывает в своем письме причины такого решения, называет мотивы отклонения закона. В случае отклонения федерального закона Президент РФ предлагает свои замечания или предложения, которые могут касаться федерального закона в целом или его отдельных разделов, глав, статей. Правда, это вето трудно назвать выборочным, поскольку Конституция РФ говорит о праве Президента отклонить закон, не уточняя это право в отношении его отдельных положений и статей. Вместе с тем, как показывает практика реализации этого полномочия, Президент может не согласиться как с законом в целом, так и с каким-либо его отдельным положением. Вето Президента - это отказ главы государства в санкционировании закона, поступившего на подпись. Абсолютное вето означает окончательное отклонение главой государства закона, принятого парламентом (в Российской Федерации не существует). Относительное (отлагательное) вето - это отказ главы государства в санкционировании закона, лишь приостанавливающий вступление его в силу, т.к. парламенту предоставляется право принятия этого закона вторичным голосованием, требующим квалифицированного большинства голосов. Санкционирование закона - это одобрение закона главой государства посредством подписания его официального текста. Отказ в санкционировании закона означает наложение на него вето. Для рассмотрения поступивших из Государственной Думы законов Совету Федерации отведено 14 дней, в течение которых он может одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон. Процедура рассмотрения закона в Совете Федерации более проста. Здесь нет традиционных чтений, вопрос может не выноситься на рассмотрение палаты. Однако члены Совета Федерации организуют обсуждение принятого Государственной Думой закона в субъектах РФ, при этом поступившие из регионов замечания и предложения могут предопределить отклонение закона Советом Федерации. Постановления Совета Федерации об одобрении или отклонении закона принимается абсолютным большинством от общего числа членов Совета Федерации (как минимум 90 голосов), федеральные конституционные законы и законы о поправках должны быть одобрены квалифицированным большинством – не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации (как минимум 134 голоса). Отклоненные Советом Федерации законы подлежат повторному рассмотрению Государственной Думой, при этом вето Совета Федерации может быть преодолено 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон (понятия «принятый Государственной Думой федеральный закон» и «принятый федеральный закон» не являются тождественными!) в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (если закон рассматривался Советом Федерации и одобрен им, а также в случае «молчаливого одобрения» – Председателем Совета Федерации, а если Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации – Председателем Государственной Думы). В течение 14 дней Президент РФ должен подписать и обнародовать поступивший закон или отклонить его. Вето Президента РФ также является отлагательным: если отклоненный закон при повторном рассмотрении в палатах Федерального Собрания будет одобрен в ранее принятой редакции квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов) от общего числа членов Совета Федерации (119 голосов) и депутатов Государственной Думы (300 голосов), то он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в семидневный срок. В отношении принятых федеральных конституционных законов и законов о поправках Президент РФ правом вето не обладает.

Федеральные конституционные законы отличаются от иных законов не только большей юридической силой (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам – ч. 3 ст. 76 Конституции РФ), но и более сложным порядком их принятия: для принятия этих законов требуется одобрение квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ (не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); в отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом вето. В отношении принятых законов о поправках Президент РФ не обладает правом вето: в течение 14 дней они должны быть подписаны им и обнародованы.

91. Правительство Российской Федерации: понятие, порядок формирования и структура.

Ведущая роль в осуществлении исполнительной власти в РФ принадлежит Правительству РФ. Отправные положения статуса Правительства РФ содержит гл. 6 Конституции РФ, а более детально его статус регулируется Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ». Правительство РФ – орган коллегиальный, в его состав входят: Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ, федеральные министры. В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако Председателя Правительства РФ он назначает с согласия ГД. Не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ Президент РФ вносит в ГД кандидатуру Председателя Правительства РФ. Дума должна рассмотреть представленную кандидатуру в течение недели. Если представленная кандидатура будет отклонена, то новое внесение кандидатуры Председателя Правительства должно последовать в недельный срок (аналогично – после повторного отклонения представленной кандидатуры). Если ГД отклонит представленную кандидатуру и в третий раз, то Президент РФ распускает ГД и назначает Председателя Правительства РФ самостоятельно. Дальнейшее формирование Правительства РФ осуществляется также Президентом РФ, но уже по представлению назначенного Председателя Правительства РФ: в течение недели после назначения Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а после ее утверждения – конкретные кандидатуры на должности членов Правительства (в формировании персонального состава Правительства Президент РФ каким-либо сроком не связан). Реализацию своих полномочий Правительство РФ осуществляет посредством издания актов: постановлений (нормативного характера) и распоряжений (не имеющих нормативного характера, издаваемых по оперативным и другим текущим вопросам). Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляются в соответствии с процедурными нормами, закрепленными в Регламенте Правительства РФ. На заседаниях Правительства РФ рассматриваются наиболее важные вопросы, при этом ряд вопросов, связанных с реализацией компетенции Правительства, рассматривается исключительно на правительственных заседаниях (о внесении в Государственную Думу законопроектов, в том числе о федеральном бюджете, установление объема выпуска государственных ценных бумаг, рассмотрение программ приватизации федеральной государственной собственности, рассмотрение вопросов заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ и др.). По предложению Председателя Правительства РФ, для решения оперативных вопросов может образовываться Президиум Правительства РФ, заседания которого проводятся по мере необходимости, а его решения могут быть отменены Правительством РФ. Кроме того, из своего состава Правительство РФ формирует различные комиссии и советы (по информационной политике, по защите интеллектуальной собственности, по координации внешней политики, по подготовке к различным датам и т. п.).Правительство ответственно в первую очередь перед Президентом РФ: перед вновь избранным Президентом оно слагает свои полномочия, глава государства в любое время может отправить Правительство в отставку (определенного срока полномочий Правительство РФ не имеет, но очевидно, что он не может превышать срока полномочий Президента РФ, при этом ограничений по количеству переназначений одного и того же лица членом Правительства РФ не установлено). Но и ГД по своей инициативе вправе выразить вотум недоверия Правительству РФ, который может привести к его отставке. Однако в любом случае окончательное решение об отставке Правительства принимает Президент РФ. Правительство является высшим органом исполнительной власти в Российской РФ, но основной объем повседневной работы по государственному управлению в различных сферах жизни общества выполняется федеральными органами исполнительной власти. Членами Правительства РФ являются руководители не всех федеральных органов исполнительной власти, а только министры и должностные лица в ранге министра. Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Правительство РФ лишь координирует деятельность указанных министерств и ведомств. В состав Правительства входят федеральные министерства, государственные комитеты, департаменты и агентства. Руководители комитетов, служб, департаментов и агентств не являются членами Правительства, хотя так же, как и федеральные министры, назначаются Президентом России по представлению Председателя Правительства РФ.

Правительство РФ прекращает свои полномочия при вступлении в должность вновь избранного Президента; при принятии Президентом отставки Правительства РФ.

92. Основные полномочия Правительства Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом «разделения властей».

Закон о Правительстве РФ подробно регламентирует полномочия Правительства в различных областях жизни страны. В области экономики Правительство осуществляет регулирования экономических процессов. В сфере бюджета и финансов Правительство разрабатывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д. В социальной сфере Правительство РФ принимает меры к реализации трудовых прав граждан, обеспечивает проведение единой социальной политики. В области науки, культуры и образования Правительство РФ разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки, культуры, образования. В области природопользования и охраны окружающей среды Правительство РФ организует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов. В области укрепления законности и правопорядка Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности. В области обороны и государственной безопасности Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны. В области внешней политики Правительство РФ заключает международные договоры, регулирует экспорт и импорт товаров, реализует внешнеэкономическую деятельность.

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы. Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Правительство РФ лишь координирует деятельность указанных министерств и ведомств. Возглавляет Правительство РФ его Председатель, который определяет направления деятельности Правительства и организует его работу. Заместители Председателя Правительства участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации политики Правительства, координируют работу министерств и иных органов исполнительной власти. Федеральные министры принимают участие в выработке и реализации политики Правительства и издаваемых им постановлений и распоряжений; участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства; обладают полномочиями в качестве руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ - орган коллегиальный. Его заседания проводятся Председателем Правительства не реже одного раза в месяц. Рабочим органом Правительства РФ, обеспечивающим деятельность Правительства и осуществляющим контроль исполнения принятых им решений, является Аппарат Правительства РФ. Он возглавляется Руководителем Аппарата, являющимся членом Правительства и назначаемым Президентом РФ по представлению Председателя Правительства. Полномочия Правительства РФ реализуются посредством его актов - постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента. Правительство РФ обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в РФ. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, имеют наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, ФЗ и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ или в судебном порядке.