Проблемы банкротства граждан.

Понятие «банкротство» нередко связывают с крахом бизнеса и долговой тюрьмой для лица, которое не может рассчитаться по финансовым обязательствам. В условиях современной экономики и принятия законов, которые должны отвечать ее требованиям, несостоятельности придается несколько иное значение.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Нормативно-правовой базой регулируется процесс, состоящий из нескольких процедур, которые имеют цель:

  • и одновременно помочь ему рассчитаться с долгами;
  • либо .

Но, объявить банкротом нельзя:

  • муниципальное предприятие, относящееся к коммерческим структурам;
  • политическую партию и религиозную организацию, относящуюся к некоммерческим.

Закон о несостоятельности в новой редакции от 2019 г. позволяет инициировать банкротство против граждан, но к ним нельзя применить все , поэтому в полной мере их может пройти только субъект предпринимательской деятельности.

Основными критериями признаков несостоятельности являются:

  • Неоплатность, что подразумевает сумму финансовых обязательств, которая превышает стоимость имущества, имеющегося у должника, т. е. возможность рассчитаться с долгами, полностью отсутствует. Практически кредиторы сами должны доказать неоплатность должника, что может значительно усложнить процесс. Поэтому законодатель разрешает применять признак неоплатности только для должников-граждан.
  • Неплатежеспособность является фактической неоплатой долгов, что применяется в качестве критерия признаков банкротства для юридических лиц. Обязательства фактически не были исполнены по окончании 3 месяцев, в дополнительных изменениях к Закону устанавливается срок полгода. Т.е. для рассмотрения банкротства относительно юридического лица достаточно одного признака – неплатежеспособности.

Проблемы банкротства физических лиц заключаются в том, что для объявления начала процедуры и установления неоплатности, необходимы два критерия – неисполнение обязательств по сроку и невозможность их исполнения из-за .

Детали разногласий

Прежде чем суд начнет процедуру банкротства, она должна быть инициирована по заявлению одной из сторон. Но, с другой стороны, для начала суд должен выявить истинность , несмотря на то, кто подал первым , должник или кредиторы. Также Законом предусмотрена защита прав каждой стороны, хотя она одновременно наносит материальный ущерб другой.

Обязательства

С заявлением в арбитражный суд об инициации несостоятельности юридического или физического лица чаще всего обращаются кредиторы.

Закон не только позволяет, но обязывает это делать должников в случаях:

  • Когда лицо предвидит свое банкротство, хотя момент исполнения финансовых обязательств еще не пришел. В то же время должник видит, что он находится в ситуации, которая свидетельствует о том, что спустя некоторое время он не сможет рассчитаться с кредиторами и внести в бюджет обязательные платежи, а также внебюджетные взносы.
  • Если один или несколько кредиторов предъявляют к должнику претензии по расчету с ними по финансовым обязательствам. Но должник видит, что исполнение этих претензий приведет к тому, что он не сможет рассчитаться с остальными. В этом случае, если провести взыскание имущества – это приведет к невозможности ведения хозяйственной деятельности частного предприятия, или ИП, поэтому бизнес полностью остановится.

Эти два случая обязывают должников добровольно обращаться в суд с заявлением в течение месяца с того момента, как наступила данная ситуация.

Актуальные вопросы

Для решения вопросов банкротства суду необходимо пользоваться нормами гражданских, уголовных и административных прав, а также гражданским и арбитражным процессом для удовлетворения требований и обеспечения защиты основных участников процедуры. Изучать и понимать «банкротство» только в рамках одной из правовых отраслей невозможно.

Институт банкротства ставит своей целью удовлетворить требования кредиторов. Это должен сделать должник, который до определенного момента не выполнил свои обязательства. Одновременно виновные лица, которые довели предприятие до кризиса или умышленно допустили действия, противоречащие закону, должны быть наказаны.

В зависимости от тяжести вины к ним может быть применена административная или уголовная ответственность. Поэтому на начальном этапе суд выявляет или фиктивное банкротство.

Нередко руководитель или собственник предприятия умышленно создает неплатежеспособность, нанося большой ущерб бизнесу. Это является одной из проблем, с которой приходится сталкиваться арбитражному суду.

С этой целью он назначает арбитражного управляющего, обязывая его выявить признаки фиктивности:

Если арбитражным управляющим будут установлены признаки фиктивности, он имеет право инициировать банкротство, а привлечь к ответственности виновных может только конкурсный или внешний управляющий. Но проблемой является то, что арбитражные управляющие не всегда задействуют все методы, которые представлены им Законом для выполнения этого вопроса.

Другим немаловажным вопросом является разрешение Законом управляющему привлекать различных специалистов для осуществления своей работы. Закон обязывает его разумно действовать в отношении основных участников процедуры, но не уточняет, как это делать.

Арбитражные управляющие должны обладать юридическими, экономическими и бухгалтерскими знаниями, но нередко свою работу они возлагают на нанятых специалистов, финансы на оплату их услуг идут за счет конкурсной массы, которая по Закону должна идти на погашение долгов.

Поэтому суд очень часто получает жалобы в адрес арбитражных управляющих, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязанности, привлекая специалистов со стороны необоснованно. Это говорит о том, что законодателю придется более детально изучить проблему, чтобы внести в Закон необходимые изменения.

Долги и имущество

Законодательство РФ в вопросе банкротства по сравнению с другими странами не выражает своей направленности в отношении защиты одной из сторон процедуры, должников или кредиторов. Российский законодатель нейтрален, защита интересов кредиторов дополняется нормами, которые защищают должников.

В первую очередь – это связано с долговыми обязательствами, из-за невозможности погасить которые, приходится продавать имущество должника.

Реализация в России имущества должников может производиться без их согласия. Но когда учитываются размеры задолженности, кредиторам не позволяется (хотя они могут это делать) предъявлять претензии к должнику в отношении штрафных санкций, пени, процентов и других требований.

К другому методу, который защищает интересы должников, относится введение моратория на удовлетворения претензий кредиторов, что проводится в рамках этапа внешнего управления.

Основные проблемы банкротства

Решать проблемы банкротства приходится введением специальных этапов, каждый из которых способен оживить работу предприятия и восполнить требования кредиторов. Нередко из-за невозможности вывести бизнес из кризиса, его приходится ликвидировать, распродав имущество, то же самое можно сказать о физическом лице.

Немаловажную роль для решения вопросов играет экономическое состояние РФ, нередко не по своей вине субъекты не могут выполнить свои обязанности и реализовать права.

Признание и решение суда

Банкротство является длительным судебным процессом, в результате которого устанавливается финансовое положение должника и путем действенных мер спасается бизнес от принудительной ликвидации. Распродажа имущества присуждается только в том случае, если положение спасти не удается или собственник намерен ликвидировать бизнес.

Для начала суд вводит , только по его результатам можно будет вынести решение о признании должника банкротом. Цель этапа наблюдения – защитить имущество и обеспечить его сохранность от распродажи, провести финансовый анализ деятельности должника. На этом этапе также устанавливаются признаки фиктивности банкротства.

С момента, как было подано заявление и до того времени, как выяснилось, является ли должник платежеспособным или нет, у последнего была еще возможность распоряжаться своим имуществом.

Нередко это приводит к злоупотреблениям со стороны должника, что еще больше ухудшает положение кредиторов, которые могут подать ходатайство, чтобы к ответчику были применены меры:

  • наложить арест на имущество;
  • запретить совершать различные действия, касающиеся хозяйственной деятельности;
  • другое.

Судебная практика говорит о том, что если эти меры использовать на этапе наблюдения, а не во время ликвидационных действий, как предусмотрено законом, это приведет к остановке работы предприятия и невозможности рассчитаться с кредиторами.

Некоторые кредиторы намеренно отправляют подобное ходатайство в суд с целью разорения должника полностью. Такая ситуация ведет к значительному дисбалансу между кредиторами и должником, что в дальнейшем не позволит предприятию выйти из кризиса.

Решением такой проблемы занимается этап наблюдения, защищая имущество должника, но в то же время обеспечивая интересы кредиторов. Контролировать процесс призван временный управляющий.

Этап наблюдения должен быть введен независимо от того, кто подал заявление, главное, что имущественные требования по отношению к должнику не могут быть выполнены без разрешения временного управляющего, перечень его полномочий достаточно широк.

Для осуществления своей деятельности у внешнего управляющего должна быть лицензия, при ее отсутствии кредиторы могут легко оспорить его кандидатуру в суде. Иногда управляющий должен владеть дополнительными знаниями, что позволит ему управлять имуществом должника, участвуя на рынке ценных бумаг. Эти полномочия подкрепляются специальным аттестатом, который выдает государственный орган – Центр по координации и развитию рынка ценных бумаг.

Экономические изъяны

Объективные причины, по которым может возникнуть банкротство, не связаны с людьми, компаниями или правительством, но со:

  • стихийными бедствиями;
  • природными катаклизмами;
  • закономерностями развития экономики.

Преодолеть кризис и восстановить предприятие, можно, правильно организовав хозяйственную деятельность, накопив резервы, сопоставляя действия менеджмента с экономической обстановкой.

К субъективным причинам относится ошибочная и неправильная оценка действий аппарата менеджмента. В некоторых случаях отдельные компании могут приобрести статус банкротов из-за неправильных действий правительства, которые ставят своей целью достичь общественного блага любой ценой.

Социально-экономическая или нерыночная система, длительно господствующая ранее на территории РФ, отложила свой отпечаток на сегодняшние отношения между предприятиями.

Но сегодня деятельность большинства предприятий подвержена влиянию внешних и внутренних факторов:

К банкротству предприятие не может прийти спонтанно по одной или нескольким , обычно это постепенный, длительный процесс.

Правовые оговорки

Несостоятельность кредитных организаций рассматривается в Законе особым образом, вопросы их банкротства всегда актуальны, потому что затрагивают интересы клиентов, которыми являются физические и юридические лица. Основой регулирования правовых отношений является (1998 и 2002 гг.).

Несмотря на это, законодательство не может урегулировать процедуру банкротства финансовых учреждений в полном объеме. Так, законодатель не дает четкого определения, что такое , правовые документы не устанавливают защиту имущественных интересов и прав кредиторов.

Поэтому теория закона о несостоятельности кредитных организаций может быть дополнена некоторыми мыслями:

  • – это ее неспособность в течение 14 дней с момента наступления исполнения обязательств, удовлетворить требования, размер которых должен составлять не меньше 1000 МРОТ , поэтому лицензия на проведение банковских операций отзывается;
  • необходимо установить срок принятия заявления в суд о банкротстве не более 14 дней ;
  • при возникновении критической ситуации должны быть срочно приняты меры по финансовому оздоровлению, Центробанк обязан взять на себя ответственность принудительно побудить к этому кредитное учреждение;
  • следует изменить состав первой очереди кредиторов, включив туда только физических лиц, которым был причинен ущерб здоровья, а также нанесен моральный вред;
  • необходимо воспользоваться услугами аудиторской компании, которая сможет квалифицированно провести анализ финансового состояния и подготовить план по оздоровлению;
  • сформированный ранее резервный фонд при необходимости должен удовлетворить требования кредиторов;
  • считать отзыв лицензии на основании недостоверных фактов правонарушением, потому что такая мера может применяться только тогда, когда ситуация становится критической.

ИД «Коммерсантъ» выступил инициатором проведения в Санкт-Петербурге круглого стола «Банкротство физических лиц: проблемы и пути их преодоления».


Основная тема мероприятия ─ анализ предлагаемых подходов и концепции вступающего в силу законопроекта для реализации цивилизованной процедуры несостоятельности (банкротства) граждан, а также возможных социально-экономических последствий введения такого института в России и отношение к нему со стороны потенциальных кредиторов и заемщиков.

Круглый стол «Банкротство физических лиц: проблемы и пути их преодоления»- это дискуссионная площадка для обмена мнениями и формирования согласованной позиции всех сторон для разработки предложений по необходимости дополнительного регулирования в гражданском и банковском законодательстве и законодательстве об исполнительном производстве.

К участию приглашены представители коммерческих банков, консалтинговых компаний, юридических компаний, арбитражные управляющие, а также СМИ.

09:30 - 10:00 Регистрация участников. Приветственный кофе

10:00 - 12:00 Дискуссия

12:00 - 12:15 Подведение итогов. Неформальное общение

Вопросы для обсуждения:

Возможность личного банкротства гражданина «работает» уже 4 года, однако многие еще даже не слышали о такой возможности. Банкротство одинаково выгодно и должнику и кредитору и государству. Почему? - спросите вы. Должнику банкротство гражданина позволяет очистить свою финансовую историю и буквально начать жить заново. У кредитора появляется возможность «списать» безнадежный долг. Государство получает гражданина, готового покупать товары и услуги.

А Вы хотите навсегда законно освободиться от задолженностей? Читайте нашу статью - в ней все, что нужно знать прежде чем приступить к банкротству физических лиц (2019).

Банкротство гражданина - это законно. Закон о банкротстве физических лиц (2019) дает такое право гражданину, который соответствует условиям для банкротства.

Закон о банкротстве граждан устанавливает, кто может банкротится, как это делается и какие последствия ждут должника.

Кто может прибегнуть к банкротству граждан? Первое условие - это наличие гражданства РФ. Подать на банкротство могут и иностранные граждане, постоянно проживающие в России и имеющие долги перед российскими банками, организациями и гражданами. Второе условие - это сумма долга более полумиллиона рублей. Отметим, что задолженность по валютным кредитам и займам рассчитывается в рублях по курсу на день расчета. Третье условие - тяжелое финансовое положение, не позволяющее должнику платить.

Важно! Банкротство - это обязанность для должника, если он не в состоянии платить по своим долгам или если расплачиваясь с одним банком (кредитором), должник не может платить по другим долгам.

Бесплатная консультация

Жду звонка!

Банкротство гражданина и его добросовестность

Все мы знаем, что многие заемщики прибегают к помощи кредитных брокеров. На личной бесплатной консультации мы всегда задаем об этом вопрос своим клиентам: пользовались ли они помощью кредитного брокера при получении кредита. Почему? Речь идет о добросовестности. Зачастую помощь брокера состоит в подделке справки о доходах, такие справки предоставляются в банк. Таким образом, банк получает недостоверную информацию о доходе заемщика.

Понятие добросовестности в процедуре банкротства физических лиц крайне важно и может быть главным в решении вопроса о списании долгов.

Именно поэтому мы настоятельно советуем консультироваться со специалистами в области банкротства, а не заниматься самодеятельностью. Предусмотреть все возможные варианты развития процедуры, заблаговременно обеспечить себя необходимыми документами, доказательствами добросовестности - это задача, справиться с которой может только опытный специалист, имеющий собственную практику по банкротству .

Процедура банкротства физического лица

Сроки процедуры. Процедура личного банкротства занимает в среднем около 6-10 месяцев. Тут все зависит от деталей, например, заработной платы (или другого дохода) должника-банкрота. Срок банкротства зависит и от финуправляющего - если управляющий не выполняет работу в срок, то и процедура затягивается на многие месяцы.

Обоснованность заявления. Первый важный этап в процедуре банкротства гражданина - доказать в суде невозможность платить по своим долгам. При этом, суд может задавать вопросы о составе семьи, детях, средствах к существованию, о том, куда были потрачены заемные средства. К судебному заседанию нужно быть максимально подготовленным и ориентироваться не только в своих финансовых делах, но и в законе.

Из практики. Если среди ваших кредиторов есть ваши знакомые или другие физические лица, то высока вероятность того, что вы столкнетесь с ними в суде. Кредиторы-физлица в процедуре банкротства ведут себя очень активно. Рекомендуем заблаговременно позаботиться о представителе - так вы сможете сохранить свои нервы и время.

Реструктуризация долгов в банкротстве. Не путайте с банковской реструктуризацией! Банковская реструктуризация увеличит вам срок и процентную ставку по кредиту. В ходе процедуры реструктуризации в банкротстве будут оцениваться ваши реальные возможности погасить доли за 3 года. Если таких перспектив нет - то и реструктуризации как таковой тоже нет.

Любые расчеты с кредиторами запрещены законом!

Реализация имущества в банкротстве. Это вторая и заключительная процедура в банкротстве физических лиц. При введении реализации имущества гражданин-должник признается банкротом. Финуправляющий должен описать и оценить имущество, которое можно продать. Такое имущество будет продано, а деньги направлены на частичное погашение долгов.

Продажа имущества осуществляется двумя способами.

Первый - это продажа с публичных торгов тех объектов, цена которых превышает 100 тысяч рублей. Торги проходят на специализированных площадках. Система торгов похожа на аукцион - покупает тот, кто больше предложит. Правила участия в таких торгах определяется торговой площадкой, непосредственно организующей торги. Обязательно нужна ЭЦП (электронно-цифровая подпись)!

Второй способ более прост и занимает гораздо меньшее время - это простая продажа посредством заключения договоров купли-продажи. Управляющие, как правило, публикуют рекламные сообщения на общедоступных ресурсах - газетах, интернет-сайтах по продаже товаров.

Продажа имущества имеет множество тонкостей. Успешное завершение дела будет зависеть от опыта управляющего. Например, продажа имущества с нарушениями влечет отмену торгов и, соответственно, затягивает процедуру.

Освобождение от долгов. Когда имеющееся имущество продано, а деньги распределены, процедура реализации завершается. Вопрос об освобождении гражданина от долгов решается также при завершении процесса реализации имущества. Финансовый управляющий делает заключение о возможности освобождения от долгов либо приводит доводы, не позволяющие освободить должника от долгов. Подробнее о таких причинах, судебной практике не освобождения от долгов читайте в наших статьях.

Бесплатная консультация

Получите ответ на любой вопрос по банкротству физических лиц

Жду звонка!

Банкротство физических лиц: инструкция к применению

Мы советуем вам решать свои проблемы с банками единственным законным способом — это банкротство физических лиц. Пошаговое руководство поможет вам сделать важный шаг к освобождению от долгов. Итак, Вы приняли решение применить в отношении себя банкротство физических лиц. Пошаговая инструкция содержит список действий, выполнение которых необходимо и предусмотрено законом о банкротстве физических лиц. Пошаговая инструкция (банкротство физических лиц 2019) подготовлена совместно арбитражным управляющим и адвокатом, имеющим большой практический опыт в банкротных делах.

Пошаговая инструкция (банкротство физических лиц 2019): подготовка и подача документов

  • Сведения о денежных обязательствах.

Для начала вспомните, кому вы должны. Составьте список банков, микрофинансовых организаций, физических лиц, организаций. Есть ли у вас долги по транспортному налогу или другим платежам в налоговую инспекцию? А долги перед Пенсионным фондом? Все они будут кредиторами. Первый список документов будет связан именно с кредиторами. Собираем:

  1. Кредитные договора из банков, договора займа из МФО, расписки перед частными лицами, а также справки о сумме задолженности на текущий момент
  2. Долги перед организациями могут возникать из предпринимательской деятельности - сделайте копию договора и получите справку о требуемой сумме
  3. Долг перед налоговой и пенсионным фондом подтверждается требованием, которое можно получить непосредственно в ИФНС или ПФ
  4. Подал ли кто-то на Вас в суд? Получите решение суда. Информация о работе суда доступна в интернете.
  5. На сайте www.fssp.ru можно проверить информацию о наличии исполнительного производства. Копию постановления об исполпроизводстве можно получить у пристава по вторникам и четвергам.
  6. Документы по штрафам ГИБДД, судебным штрафам можно получить у пристава.
  • Документы должника.

Это группа документов, как правило, есть у всех «на руках». Документы советуем копировать постранично. Гражданский паспорт, свидетельство с инн, снилс (зеленая карточка). Также могут понадобиться: свидетельства о браке/разводе, рождении детей (до 18 лет), брачное соглашение. Если есть опекаемые, лица на иждивении - подтвердите это.

  • Сведения о доходах и имуществе.

Доходы подтверждаем справками о заработной плате с работы, о пенсии (при наличии). В дополнение обязательно запросите справки по форме СЗИ-5 или СЗИ-6. Получить такой документ можно как в самом пенсионном фонде, так и через сайт госуслуг.

Безработным, имеющим подтвержденный статус, необходима справка, выданная службой занятости. При этом, получение статуса безработного - это не обязанность, а Ваше право. Пенсионеры могут обратиться в службу занятости для поиска работы, но не могут быть признаны безработными, поскольку имеют категорию «нетрудоспособных».

Закон о банкротстве физических лиц обязывает должника предоставить выписки по банковским операциям за последние 36 месяцев. Это означает, что по каждому дебетовому счету, вкладу, сберкнижке вы должны запросить соответствующую выписку. Счета, которыми вы не пользуетесь, на которых нет денежных средств лучше закрыть.

Заявляем об имуществе - квартира (доля в квартире), дом, дача, земля, машина (или мотоцикл), водный транспорт (катер, яхта) подлежат указанию. Сокрытие имущества будет иметь негативные последствия. Имущество подтверждаем свидетельствами о регистрации права.

Доля в уставном капитале организации также является имуществом. Тем, кто является учредителем или акционером юрлица, необходимо предоставить выписку из ЕГРЮЛ, выписку из реестра акционеров.

Если у гражданина, подающего на свое банкротство, также имеются должники - это необходимо указать в заявлении и подтвердить документально. Например, распиской или договором займа, можно приложить исполнительный лист или решение суда.

  • Сделки.

Обязанностью должника является предоставление копий договоров по сделкам, совершенным за последние 36 мес. с движимым/недвижимым имуществом, ценными бумагами или долями в уставном капитале.

  • Иные документы.

Такими документами могут быть: медицинские справки, подтверждающие ухудшение состояния здоровья, справки об убытках (например при торговле на Forex и прочих). Точный список иных документов определяется на персональной консультации и зависит от конкретных обстоятельств Вашего дела.

Сведения о доходах физ. лица

С образцом заявления можно ознакомиться .

Обращение о банкротстве должника-физического лица адресуется в Арбитражный суд по месту регистрации должника. В «шапке» обязательно указание данных должника и всех кредиторов.

Текст должен быть удобным для чтения. Слишком мелкий шрифт вряд ли будет читаем и вызовет недовольство. Не пишите историй о болезни бабушки и кризисе в российской экономике. Будьте кратки и лаконичны.

Перечислите всех кредиторов с указанием сумм задолженности. Простое указание «долгов более чем на 500 000» - будет выглядеть слишком по-дилетантски.

Одним предложением опишите свое семейное положение: женат (замужем, в разводе, не женат/не замужем), имею несовершеннолетнего ребенка (ФИО, дата рождения).

Укажите имущество, в том числе остатки по банковским счетам. Перечислять мебель, одежду и кухонную утварь не нужно. Однако компьютер, принтер, телевизор, мобильный телефон - могут быть проданы в процедуре банкротства гражданина.

Заявление должно содержать указание на саморегулируемую организацию (СРО), из которой будет назначен финуправляющий для работы в вашем банкротном деле. Это обязательное условие для принятия заявления.

Завершите свое заявление просьбой о признании вашего заявления обоснованным, введении процедуры банкротства и списком приложений. В него будут входить все документы, собранные вами в пункте 1 инструкции (банкротство физических лиц)

3. Список кредиторов и должников

Форма такого документа утверждена законодательно и обязательна к заполнению и представлению в суд. Шаблон списка кредиторов и должников можно найти .

Вводная таблица содержит данные о заявителе. В первый раздел нужно внести сведения о своих долгах, в том числе по налогам, штрафам. Будьте внимательны, долги, связанные с ведением бизнеса, указываются во втором разделе. В третьем и четвертом разделе указываем своих должников.

4. Опись имущества

Опись также имеет утвержденную форму. В нужные разделы вносим информацию о движимом и недвижимом имуществе, сведения о банковских счетах, наличие акций, денежных средств и иного ценного имущества. Раздел VI содержит пункт 6.5 «иное ценное имущество». Здесь можно указать на наличие компьютера, телевизора и прочей бытовой техники.

5. Оплачиваем госпошлину и вносим 25 000 рублей на депозит арбитражного суда.

Эти деньги в последующем пойдут на «зарплату» финансовому управляющему. Реквизиты для перечисления можно найти на сайте арбитражного суда по месту вашей регистрации.

6. Уведомляем кредиторов

Копию заявления должника нужно отправить по почте всем кредиторам. Требование закона - почтовое отправление с уведомлением о вручении либо личное вручение под расписку. Подтверждение отправки приложите к заявлению, подаваемому в суд.

7. Подаем в суд заявление о личном банкротстве

Это можно сделать 3-мя способами: принести в канцелярию (общий отдел) суда, сделать почтовое отправление (опись вложения и уведомление о вручении обязательно!) или воспользоваться системой электронной подачи документа. В последнем случае вам будут необходимы скан-копии всех прикладываемых бумаг.

Бесплатная консультация

Получите ответ на любой вопрос по банкротству физических лиц

В предыдущей статье мы рассмотрели особенности проведения собрания кредиторов граждан. На наш взгляд, насущной проблемой являются пробелы в реализации норм о банкротстве граждан. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Для понимания актуальности темы банкротства граждан приведем данные, представленные Национальным бюро кредитных историй (НБКИ). В России на конец июня 2016 года количество граждан, формально подпадающих под действие закона о банкротстве физических лиц, составило 597,4 тыс. человек. За три последних месяца оно увеличилось на 2,0% или на 11,7 тыс. человек (на 1 апреля - 585,7 тыс. человек). Именно столько граждан имеют просроченный долг более чем в 500 тысяч рублей сроком свыше 90 дней (по всем видам розничных кредитов/займов).

С 1 октября 2015 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом № 154-ФЗ от 29.06.2015 в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкрот­стве)» (далее – Закон о банкротстве), регулирующие порядок осуществления процедур банкротства в отношении граждан. Прошло десять месяцев со вступления изменений в Закон о банкротстве в силу, а количество подачи заявлений о признании гражданина банкротом практически догоняет количество поданных заявлений на банкротство юридических лиц. Период, когда суды массово прекращали производства по делу в связи с отсутствием кандидатуры финансового управляющего (а его кандидатура является ключевой и без него вести дело о банкротстве невозможно) прошел. Тенденция Арбитражных судов в отказе принятия заявлений о банкротстве граждан существенно снизилась.

Как отмечает консультант Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ Олег Зайцев , суды демонстрируют желание вникать в процедуру по существу: «Мы видим и дела о банкротстве супругов, и постановку вопроса о недобросовестности должника и т. д. Суды, на мой взгляд, относятся к этим вопросам очень внимательно и итоги первых месяцев очень хорошие», – заключает эксперт.
Но учитывая несовершенство закона и недостаточно наработанной правоприменительной практики, возникают проблемы с реализацией новелл в Законе о банкротстве граждан.

На наш взгляд, в законодательство о банкротстве граждан необходимо внести множество изменений с учетом наработанной судебной практики, иначе закон будет неэффективен. Несмотря на то, что закон разрабатывался около десяти лет, на данный момент он работает максимум на 10%, в нем много белых «пятен». Речь идет о следующих аспектах, затрудняющих реализацию норм закона о банкротстве:

  1. Сама процедура банкротства физических лиц очень сложна и провести ее самостоятельно должнику практически невозможно без должного юридического образования, а привлечение юристов и иных специалистов – это дополнительные затраты на процедуру.
  2. Дороговизна процедуры банкротства гражданина.
  3. Нет четкого толкования, какое имущество может включаться в конкурсную массу.
  4. Низкий уровень оплаты финансовому управляющемупри объеме работ, аналогичном ведению дел о банкротстве юридических лиц.

Проблемы банкротства граждан можно рассматривать с двух сторон, со стороны Арбитражного (финансового) управляющего и самого гражданина, желающим объявить себя банкротом.

Многие Арбитражные управляющие боятся брать на себя ответственность за ведение процедур банкротства граждан, поскольку на практике получают «кота в мешке». Кроме того, недавние изменения в законодательстве, касающиеся ответственности Арбитражного управляющего, поставили в жесткие рамки арбитражных управляющих: за малейшее нарушение назначается штраф, а за повторное нарушение дисквалификация арбитражного управляющего на срок до трех лет (ст.14.13 Кодекса об Административных правонарушениях). Получается, практики по делам о банкротстве граждан толком не наработано, а наказание за это не отменяется. Как следствие, происходят массовые отказы Арбитражных управляющих от ведения дел о банкротстве граждан.

Помимо вышеперечисленного, результат процедуры банкротства может быть не такой, какой ожидают должники – списание долгов. Так, для исключения незаконных случаев признания гражданина банкротом, законодатель предусмотрел привлечение должника не только к административной, но и к уголовной ответственности («криминальное» банкротство включает в себя преступле­ния, предусмотренные статьями 195, 196, 197 УК РФ).

До 14 июля 2016 года размер вознаграждения финансового управляющего за одну процедуру в деле о банкротстве физического лица составлял 10 тысяч рублей, а теперь составляет 25 тысяч рублей. Также увеличен процент, который получит финансовый управляющий от реализации имущества банкрота с 2% до 7%. Именно отказ финансовых управляющих браться за физические лица подтолкнул законодателей повысить размер вознаграждения финансового управляющего. Но это не повысило интерес финансовых управляющих. Из средств, полученных от процедуры банкротства, финансовый управляющий обязан заплатить ежемесячные взносы в саморегулируемую организацию, 13% налог. Большинство граждан не имеют дорогостоящего имущества и финансовому управляющему остается только сумма вознаграждения в 25 тысяч рублей за все труды.

Большое количество дел прекращается, так как саморегулируемые организации не направляют в арбитражные суды кандидатуры финансовых управляющих. За 25 тысяч рублей (п. 3 ст. 20.6 Закона о банкротстве) финансовые управляющие отказываются работать. Это вызвано невозможностью покрыть все финансовые затраты по фронту работ в процедуре банкротства гражданина.

В качестве примера, приводим ниже краткий перечень необходимых действий, совершаемых финансовым управляющим в деле о банкротстве граждан:

  1. Разместить публикацию в газете «Коммерсантъ» о признании должника банкротом и введении процедуры реализации имущества;
  2. Разместить аналогичную публикацию в Едином Федеральном Реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ);
  3. Сделать запросы в Росреестр, ГИБДД, ИФНС, Банки, Нотариальную палату и т.п. с целью выявления имущества банкрота, а также проверить наличие сделок с имуществом, совершённые за последние 3 года;
  4. Проверить наличие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства. О результатах такого анализа финансовый управляющий должен сделать публикацию в ЕФРСБ;
  5. Закрыть все лицевые счета банкрота и открыть новый банкротный расчетный счет;
  6. Сообщить работодателю банкрота реквизиты для перечисления заработной платы, т.к. с момента признания должника банкротом все платежи от 3х лиц должны перечисляться на специальный банкротный счет, которым распоряжается финансовый управляющий;
  7. Вести бухгалтерию банкрота: выделять ему деньги на жизнь, исходя из прожиточного минимума или суммы, утвержденной Судом, оплачивать коммунальные расходы, аренду жилья, выплачивает алименты (если они есть), вести строгий учет всех денежных средств;
  8. Опубликовать сведения о требованиях кредитора, а также составить отзывы на требования, заявленные кредиторами и направить в адрес Арбитражного суда и самого кредитора;
  9. По завершению всех мероприятий и закрытию реестра требования кредиторов финансовый управляющий созывает собрание кредиторов к которому обязан подготовить отчеты и информацию о состоянии имущества должника;
  10. При наличии имущества финансовый управляющий проводит торги по реализации имущества должника, об их результатах финансовый управляющий делает публикации в ЕФРСБ;
  11. Если банкроту кто-то должен, то финансовый управляющий должен попытаться взыскать или продать этот долг;
  12. Денежные средства, вырученные от реализации имущества, полученные из доходов банкрота, разделить между кредиторами, согласно установленной Законом очередности;
  13. Перед завершением процедуры реализации имущества финансовый управляющий направляет в Арбитражный Суд отчет о своей деятельности;
  14. Суд, рассмотрев отчет, если не возникает вопросов, завершает процедуру реализации имущества, о чем финансовый управляющий сообщает через ЕФРСБ. (ст. 213.9 Закона о банкротстве).

И все эти действия финансовый управляющий должен был (до внесения изменений в закон Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ) совершать за вознаграждение в десять тысяч рублей, которые он получает после завершения процедуры. Помимо всего финансовый управляющий будет кредитовать банкрота в случае нехватки денег на затраты в процедуре. Исходя из невысокой оплаты процедуры и неблагоприятных последствий арбитражные управляющие не готовы заниматься банкротством «неимущих» граждан. Исключение могут составлять банкроты-собственники недвижимости, подлежащей реализации в процедуре банкротства, от которых финансовый управляющий получит 7% помимо вознаграждения.

Были предложения о ведении процедуры банкротства физических лиц финансовым управляющим на безвозмездной основе, ведь в уголовном праве подозреваемому полагается адвокат за счет государства. В деле же о банкротстве должник, не имея средств и возможности выплат вознаграждения финансовому управляющему, также должен обладать правом предоставления финансового управляющего государством на обязательной, безвозмездной основе. На текущее время идея не воплотила себя в жизнь.

Полагаем, что смягчение ответственности финансового управляющего за административное правонарушение исправит ситуацию, ведь необходимо соблюдение баланса интересов физических лиц и арбитражных управляющих.

Закон о банкротстве может облегчить жизнь людей, попавших в трудную финансовую ситуацию, но пока не стал носить социальный характер. »Фактически он представляет собой закон о банкротстве вип-граждан, которые с его помощью избавляются от предпринимательских кредитов, либо банки используют “закон о банкротстве” для выбивания денег из таких состоятельных должников», - констатирует Иван Рыков (экономист, антикризисный управляющий).

Как считают эксперты, в настоящее время дороговизна процедуры (а это порядка от 100 до 300 тысяч рублей) ставит в тупиковое положение граждан-банкротов. При задолженности в 500 тысяч рублей, изыскать дополнительно 300 тысяч рублей на финансирование процедуры банкротства нецелесообразно.

Издержки на ведение процедуры достаточно велики:

  1. Оплата государственной пошлины при подаче заявления в арбитражный суд о признании гражданина банкротом – 6000 тысяч рублей.
  2. Публикация сообщения о судебном акте в печатном издании «Коммерсантъ» порядка 10 000 тысяч рублей.
  3. Опубликование в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве сообщений о судебных актах, получений требований кредиторов и других предусмотренных Законом о банкротстве сообщений – около 10 000 тысяч рублей.
  4. Направление запросов на розыск имущества должника в различные инстанции от 1000 тысячи.
  5. Привлечение специалистов – 50 000 тысяч рублей.
  6. Оплата вознаграждения финансовому управляющему за процедуру – 25 000 тысяч рублей в месяц.

Судебная практика на сегодняшний день складывается не наилучшим образом. Согласно пункту 4 статьи 213.7 и пункта 4 статьи 213.9 Закона о банкротстве опубликование сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве и выплата фиксированной суммы вознаграждения финансовому управляющему, осуществляется за счет средств гражданина. Суды в 90% случаях прекращают производство по делу в связи с отсутствием имущества гражданина и возможностью финансирования процедуры. Исходя из положений статьи 59 Закона о банкротстве, а также разъяснений Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 № 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве», применяемых к банкротству юридических лиц, в случае временного отсутствия у должника достаточной суммы для осуществления расходов по делу о банкротстве арбитражный управляющий либо с его согласия кредитор, учредитель (участник) должника или иное лицо вправе оплатить эти расходы из собственных средств с последующим возмещением за счет имущества должника. А если такого имущества нет? Получается у должника нет возможности профинансировать процедуру. Судья вправе обязать лицо, давшее согласие на финансирование расходов по делу о банкротстве, внести на депозитный счет суда денежные средства в размере, достаточном для погашения расходов по делу о банкротстве. В отсутствие такого согласия либо при невнесении давшим его лицом по требованию судьи денежных средств на депозитный счет суда судья выносит определение о прекращении производства по делу на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи Закона о банкротстве.

Так, определением от 6 июля 2016 г. по делу № А76-27706/2015 Арбитражный суд Челябинской области (АС Челябинской области) прекратил производство по делу о признании несостоятельным (банкротом) гражданина . Основанием послужила невозможность финансирования процедуры банкротства гражданином-должником. Должнику и конкурсным кредиторам судом было предложено представить сведения о готовности финансирования процедуры банкротства должника.

В ходе процедуры реструктуризации долгов гражданина было установлено отсутствие плана реструктуризации имущества, имущество, имеющееся у должника в виде транспортного средства, находится в залоге, средств на проведение торгов по реализации имущества у должника нет. Финансовый управляющий указал, что необходимо финансирование в размере около 60 тыс. руб. на проведение мероприятий в процедуре реализации имущества должника, однако должник отказался оплачивать данные расходы и не выразил намерения производить финансирование в будущем.

В силу разъяснений, данных в п. 22 Постановлении Пленума ВС РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» следует учитывать, что дело о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, может быть прекращено арбитражным судом на любой стадии на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве (отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения финансовому управляющему).

Конкурсные кредиторы отказались финансировать процедуру банкротства должника, не представили даже гарантированное подтверждение возможности такого финансирования

Подобные обязательства, установленные Законом, не дают возможности объявить себя банкротом гражданам, попавшим в действительно трудную финансовую ситуацию. Что получается на практике? Закон, призванный помогать гражданам, попавшим в действительно сложную ситуацию, не имеющим возможности самостоятельно рассчитаться со своими долгами, практически не работает. При таком подходе теряется социальный смысл в законе.

Подводя итоги, выделим основные проблемы, с которыми сталкиваются граждане и финансовые управляющее в процедуре банкротства:

  • Несоразмерно низкое вознаграждение финансовому управляющему за ведение процедуры банкротства гражданина (25 000 руб.), относительно штрафов (25 000 руб.).
  • Неподъёмная сумма финансирования гражданином процедуры своего банкротства.
  • Огромный список документов, который собирает должник, – для введения процедуры банкротства гражданина.

Конечно, закон малоэффективен и с учётом арбитражной практики будет совершенствоваться. Несмотря на это закон стал востребованным среди физических лиц. Изменения в законе необходимы, повышение вознаграждения финансовому управляющему недостаточно для полноценной реализации процедуры, необходимо внедрять «полный пакет» изменений: таких как упрощение процедуры, дифференциация штрафов финансовых управляющих, снижение суммы затрат на процедуру банкротства.

О том, какие шаги в этом направлении ведутся, мы расскажем в следующей в статье.

Динамика количества потенциальных банкротов в регионах РФ, чел.

Регион 2016 г. июнь 2016 Динамика, %
Забайкальский край 3 461 4 233 22,3%
Республика Бурятия 6 102 6 861 12,4%
Амурская область 2 626 2 941 12,0%
Республика Хакасия 2 088 2 328 11,5%
Иркутская область 12 242 13 580 10,9%
Омская область 9 134 10 030 9,8%
Алтайский край 8 361 9 164 9,6%
Республика Коми 3 266 3 575 9,5%
Приморский край 7 689 8 351 8,6%
Еврейская автономная область 575 623 8,3%
Кемеровская область 14 375 15 557 8,2%
Республика Тува 1 531 1 645 7,4%
Сахалинская область 2 801 3 007 7,4%
Мурманская область 3 549 3 808 7,3%
Республика Саха (Якутия) 3 777 4 046 7,1%
Свердловская область 20 678 21 958 6,2%
Хабаровский край 5 558 5 896 6,1%
Республика Калмыкия 1 632 1 729 5,9%
Томская область 4 591 4 858 5,8%
Красноярский край 16 889 17 848 5,7%
Челябинская область 16 330 17 228 5,5%
Республика Алтай 438 461 5,3%
Новосибирская область 15 361 16 090 4,7%
Ямало-Ненецкий автономный округ 2 537 2 656 4,7%
Республика Ингушетия 486 508 4,5%
Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО) 7 728 8 076 4,5%
Камчатский край 986 1 025 4,0%
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 9 508 9 883 3,9%
Курганская область 3 160 3 279 3,8%
Республика Башкирия 22 719 23 558 3,7%
Пермский край 11 492 11 847 3,1%
Республика Марий Эл 1 844 1 899 3,0%
Республика Татарстан 14 358 14 772 2,9%
Республика Дагестан 1 829 1 880 2,8%
Архангельская область 3 992 4 103 2,8%
Вологодская область 4 912 5 037 2,5%
Республика Карелия 2 855 2 920 2,3%
Новгородская область 2 521 2 574 2,1%
Удмуртская Республика 4 877 4 974 2,0%
Магаданская область 457 465 1,8%
Брянская область 3 903 3 954 1,3%
Нижегородская область 10 764 10 901 1,3%
Белгородская область 6 080 6 152 1,2%
Калужская область 3 584 3 619 1,0%
Костромская область 1 799 1 813 0,8%
Псковская область 2 273 2 290 0,7%
Калиниградская область 4 216 4 245 0,7%
Чувашская Республика 2 947 2 962 0,5%
Краснодарский край 23 101 23 179 0,3%
Кировская область 3 882 3 892 0,3%
Ростовская область 19 659 19 654 0,0%
Владимирская область 5 320 5 316 -0,1%
Ленинградская область 8 118 8 091 -0,3%
г. Санкт-Петербург 23 126 23 024 -0,4%
Оренбургская область 9 082 9 019 -0,7%
Республика Адыгея 1 700 1 687 -0,8%
Воронежская область 8 554 8 472 -1,0%
Волгоградская область 10 518 10 407 -1,1%
Московская область 35 861 35 439 -1,2%
Республика Мордовия 2 131 2 103 -1,3%
Ставропольский край 10 983 10 835 -1,3%
Самарская область 12 182 12 010 -1,4%
Тверская область 4 445 4 381 -1,4%
Пензенская область 5 183 5 107 -1,5%
Смоленская область 3 384 3 333 -1,5%
Липецкая область 4 853 4 773 -1,6%
г. Москва 38 413 37 726 -1,8%
Ульяновская область 4 741 4 645 -2,0%
Саратовская область 10 310 10 101 -2,0%
Курская область 4 588 4 491 -2,1%
Тульская область 5 545 5 423 -2,2%
Ярославская область 4 739 4 628 -2,3%
Чеченская республика 625 609 -2,6%
Орловская область 2 892 2 817 -2,6%
Кабардино-Балкарская Республика 3 810 3 639 -4,5%
Ивановская область 3 754 3 568 -5,0%
Астраханская область 5 728 5 437 -5,1%
Тамбовская область 3 499 3 299 -5,7%
Рязанская область 3 858 3 618 -6,2%
Ненецкий автономный округ 52 47 -9,6%
Республика Карачаево-Черкессия 3 829 3 367 -12,1%
Республика Северная Осетия-Алания 2 272 1 960 -13,7%
Чукотский автономный округ 85 68 -20,0%

1 октября 2015 года арбитражные суды начнут открывать процедуры банкротства граждан. Процесс, к введению которого Россия готовилась последние несколько лет, будет запущен официально. Однако, до сих существуют разные мнения относительно того, станет ли банкротство для граждан возможностью списать непосильные для них суммы, или же загонит должников в еще большую яму.

Ответы на все вопросы о том, какой будет процедура банкротства физических лиц кроются в самом законе. Однако, это только видимая часть айсберга. О том же, что скрыто под водой, как сами граждане, так и судьи узнают только только после 1 октября 2015 года, когда будет дан официальный старт банкротству физических лиц. Некоторые ждут этой даты с надеждой, а некоторые опасаются, что после начала банкротства их жизнь изменится не в лучшую сторону. Что же касается судов, то существует реальное опасение, что они попросту не справятся с такой нагрузкой. Ведь по некоторым данным, в России, на момент вступления закона о банкротстве физических лиц в силу, уже есть около 700 тысяч кандидатов на открытие соответствующей процедуры. И что будут делать арбитражные суды, если все эти 700 тысяч заявлений разом поступят на рассмотрение, пока не берется предугадать ни один эксперт. Попробуем разобраться, что именно новый закон принесет как простым гражданам, так и кредитным организациям, которым в своем большинстве эти самые граждане задолжали.

Суть банкротства граждан

По общему определению, процедура банкротства представляет собой финансовое оздоровление. Попросту говоря, это означает, что некий должник признает свою неспособность заплатить по всем имеющимся у него обязательствам. Ну или не признает сам, а к такому выводу приходят его кредиторы. В этом случае, в судебном порядке происходит всестороннее рассмотрение ситуации с возможными перспективами. Должнику дают некоторое время на изменение ситуации под руководством специального конкурсного управляющего. Если за это время финансовая ситуация не меняется, то должника объявляют банкротом, все его имущество идет с молотка, а вырученные деньги распределяются между всеми кредиторами, в соответствии с определенной очередностью. После этого все оставшиеся долги считаются погашенными, а должник абсолютно чист перед кредиторами. В случае с юридическими лицами банкротство автоматически означает ликвидацию. В качестве оздоровительных мер также может быть применена санация, в виде реорганизации или управления, но это уже другая история. Если банкротом объявляют индивидуального предпринимателя, то он также прекращает свою деятельность. Более того, он не имеет права вновь заняться предпринимательской деятельностью в течение трех лет, с момента объявления его банкротом. Все процессы, связанные с процедурой банкротства в России регулирует Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Данным законодательным актом предусмотрены все нюансы, связанные с конкурсным производством и процедурой банкротства юридических лиц. И именно в него 29 декабря 2014 года Федеральным законом N 476-ФЗ внесли поправки, связанные с регулированием реабилитационных процедур, которые применяются в отношении гражданина-должника. Новый закон дает возможность физическим лицам, которые оказались в безвыходном финансовом положении, восстановить свою платежеспособность. Так, в соответствии с нормами закона должник может быть объявлен банкротом на основании собственного заявления или заявления кредиторов. Единственное условие при этом - чтобы долги в совокупности составляли не менее 500 тысяч рублей. Неисполнение долговых обязательств должно продолжаться не менее трех месяцев, с момента наступления требования по уплате долга. Для восстановления платежеспособности граждан законодательством предусмотрена рассрочка по долгам до трех лет. При этом, размер платежей устанавливается судом и никакие проценты или штрафные санкции в этом случае не начисляются. Кроме того, должник, имеющий постоянный источник дохода, может договориться с кредиторами о реструктуризации долга, под контролем арбитражного управляющего. Если же доходов (а значит, и возможности выплатить долги) у гражданина нет, то спустя шесть месяцев после открытия процедуры банкротства он может быть признан банкротом в судебном порядке. В этом случае все имущество обанкротившегося гражданина подлежит включению в конкурсную массу для удовлетворения требований кредиторов. Оно реализуется на торгах и за счет вырученных от этого средств погашаются все возможные долги. Как и в случае с юридическими лицами, существует несколько очередностей требований кредиторов. В первую очередь оплачиваются долги по алиментам и содержанию недееспособных родственников, потом задолженности перед бюджетом и только потом обязательства по кредитам и займам. Если имущества должника не хватает, то как и при банкротстве юридического лица, все долги считаются погашенными. Правда, гражданин-банкрот на некоторое время теряет возможность получать кредиты или займы в банках, а так же открывать собственное дело. При этом вся процедура банкротства гражданина обязательно предусматривает участие в процедуре конкурсного управляющего и включает в себя управление имуществом должника.

Банкротство физических лиц - кто на новенького?

Изначально было , что процедура банкротства граждан заработает с 1 июля 2015 года. Именно так было прописано в принятом парламентом и подписанном Президентом России Владимиром Путиным законе о введении банкротства физических лиц. Однако буквально за пару недель до этой даты в закон были внесены изменения. Этими поправками была перенесена дата вступления в силу банкротства физлиц, и рассмотрение таких дел было отнесено к юрисдикции арбитражных судов. Изначально, еще с момента начала разработки новых норм в 2006 году, было определено, что заниматься рассмотрением таких дел будут суды общей юрисдикции. Именно поэтому закону дали полгода до вступления в силу, с целью подготовить суды общей юрисдикции к новым условиям работы. Однако, председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев с заявлением о том, что у судов общей юрисдикции нет опыта разрешения такого рода дел, тогда как арбитражи рассматривают дела о банкротстве с 1992 года и имеют достаточно опыта и практики. Поэтому применение методики банкротства юридических лиц позволит максимально быстро выработать такую методику для банкротства граждан. Кроме того, были высказаны опасения, что суды общей юрисдикции не смогут оперативно применять санацию должников, которая является для них новой процедурой, тогда как арбитражу давно известны все ее тонкости. Сразу после выступления Вячеслава Лебедева, в экстренном порядке было , что заниматься гражданами-банкротами будут арбитражные суды. Одновременно был смещен срок вступления новых норм в силу - на 1 октября 2015 года, в связи с необходимостью подготовки арбитражных судов к притоку дел. Все необходимые поправки были приняты в Федеральном законе от 29.06.2015 N 154-ФЗ. Эксперты достаточно высоко оценили такой поворот событий. Они отметили, что крупные долги требуют при судебном рассмотрении особой скрупулезности, правовой грамотности, и высокой ответственности, которые невозможно обеспечить в судах общей юрисдикции. Все это перевесило в глазах экспертов даже тот факт, что должники будут лишены возможности правосудия "в шаговой доступности", которое могли обеспечить им суды общей юрисдикции. Для участия в заседаниях арбитражных судов потенциальным банкротам придется ездить в областные центры, что создаст им дополнительные неудобства и добавит издержек. Примечательно, что уже после вступления нового закона в силу, оказалось, что для того, чтобы рассматривать дела о банкротстве физических лиц, арбитражным судам нужны дополнительное финансирование и кадры. При этом расширить необходимо не только состав самих судей, но количество аппаратного персонала, обеспечивающего работу арбитражного суда. По самым скромным подсчетам специалистов, только число судей нужно будет увеличить примерно на тысячу человек. Конечно, в масштабах России - это не много. Но если учесть, что это должны быть квалифицированные судьи, то становится очевидным, что взять их попросту негде. Это мнение представителя только одного из российских арбитражных судов. Но проблемы везде одинаковы. Кроме того, эксперты отмечают, что несмотря на схожесть основных положений, банкротство юридических и физических лиц, все же существенно отличается в нюансах. И от того, как быстро смогут уловить и прочувствовать эти нюансы судьи арбитражных судов, зависит не только скорость рассмотрения дел о банкротстве граждан, но их качество. В связи со всем этим, существует вероятность, что прямо перед самым вступлением закона о банкротстве физических лиц в силу, срок опять может быть скорректирован. Причина - явная неготовность арбитражей к резкому увеличению дел.

Ожидания и реальность

Практически все специалисты, так или иначе связанные с судами или финансами, единогласно считают, что закон о банкротстве физических лиц давно назрел и является своевременным. Ведь ситуация с обязательствами граждан за последний год резко ухудшилась. Почти каждый пятый россиянин имеет просроченные финансовые обязательства, большей частью по кредитам. Большинство из них все же гасят свои долги, договариваются с банками, но все равно фактически балансируют на грани банкротства. В текущей экономической ситуации задолженность перед банком, превышающая 200-300 тысяч рублей, для многих россиян является приговором. В случае потери работы, по тем или иным причинам, или утраты постоянного дохода, такой долг означает пожизненную кабалу, которую невозможно снять до конца жизни. Возможность лишиться практически всего имущества (кроме того, которое входит в перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание), но одновременно избавиться от долга, на выплату которого не хватит целой жизни, в этих условиях многим представляется настоящим благом. Ведь это избавляет от звонков коллекторов, визитов судебных приставов, запретов на выезд из страны и вечного клейма перед работодателями. Однако насколько такие ожидания граждан оправдаются, зависит даже не от качества правосудия в арбитраже. Основную роль может сыграть специфика рассмотрения дел об имуществе граждан, о которой как раз арбитражи имеют мало понятия. Примечательно, что некоторые законодатели уже успели подумать о сложностях, которые могут возникнуть в процессе определения имущества должника и раздела имущества семьи. Поэтому, в Государственную Думу поступил законопроект № 831972-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"», направленный на урегулирование вопросов при разделе совместной собственности в случае банкротства. Его авторами являются депутаты из партии «Единая Россия» Владимир Плигин и Владимир Поневежский. Любопытно, что парламентарии оставить все вопросы раздела имущества, совместно нажитого в браке между супругами при открытии процедуры банкротства в отношении одного из них, судам общей юрисдикции. Поскольку, в действующей редакции закона о несостоятельности, по их мнению, не соблюдены нормы статьи 255 Гражданского кодекса РФ и статьи 45 Семейного кодекса РФ , которые определяют, что по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено только на его собственное имущество. На практике это означает, что судебный процесс по банкротству одного гражданина может проходить сразу в двух судах - арбитраж будет рассматривать само банкротство, а сопряженным с ним разделом имущества займется суд общей юрисдикции. В итоге, процедура банкротства рискует затянуться на годы, поскольку без решения суда о разделе имущества конкурсная масса должника не сможет быть определена арбитражным судом. Однако, если отдать раздел имущества граждан в арбитражи, неминуемо возникнет множество казусов и несогласований в вопросах подсудности и невозможности объединять взаимосвязанные дела в одно производство. Каким образом судьи и законодатели смогут всего этого избежать, пока не берется предсказать ни один эксперт. Хотя некоторые из них считают, что самым оптимальным вариантом было бы запустить банкротство физических лиц в виде пилотного проекта в нескольких регионах. И только на основании результатов такого эксперимента строить общую систему. Пока же дата вступления в силу и подсудность банкротства граждан определены. В первую очередь, сами должники должны уяснить, что банкротство никоим образом не является индульгенцией для всех их долгов. Необходимо помнить, что за фиктивное или преднамеренное банкротство предусмотрена ответственность - как административная, так и уголовная. Кроме того, для тех граждан, которые совершили какое-либо экономическое преступление, в том числе покушение на фиктивное банкротство, путь к законодательному освобождению от долгов закроется навсегда.