Переход на работу по 44 фз.

Принят документ, вносящий изменения в Закон № 44-ФЗ и в Закон № 223-ФЗ о переходе ГУП и МУП под действие контрактной системы. Узнайте алгоритм перехода для унитарных предприятий, а также исключительные случаи, когда закупки можно будет провести по 223-ФЗ и после вступления в силу изменений.

После 1 января указанные организации смогут проводить закупки по Закону № 223-ФЗ только в двух случаях:

  • если предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
  • если закупки финансируются за счет грантов.

При этом закупки по Закону № 223-ФЗ по-прежнему возможны только в случае, если заказчик вовремя принял положение о закупке и разместил его в ЕИС.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить их квалификацию специальным документом.
  2. Запланировать закупки на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ:
  • составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, включив в него обоснование закупок;
  • составить и утвердить план-график закупок;
  • выполнить требование о нормировании закупок (согласовать, что и для каких целей покупает предприятие);
  • Перейти на способы закупки, действующие в контрактной системе.

Если вы уже подготовили план закупок с учетом требований 223-ФЗ, то из него нужно исключить запланированные на 2017 закупки (кроме закупок за счет грантов и по заключенным контрактам).

  1. Зарегистрироваться в единой информационной системе. Для этого нужно получить в казначействе ЭЦП для работы по 44-ФЗ в ЕИС.

Многие муниципальные предприятия считают, что их эти требования не коснутся, т.к. слово «унитарные» в их наименовании не фигурирует. Рекомендуем посмотреть в учредительных документах организационно-правовую форму. Велика вероятность того, что там будет написано «унитарное предприятие». В таком случае переход на 44-ФЗ обязателен и для вас.

Что ждет унитарные предприятия после 1 января 2017 года

В основном все закупки придется проводить через открытый конкурс, электронный аукцион или запросом котировок. Часть товаров, работ и услуг придется закупать только через электронный аукцион. Это позиции, указанные в аукционном перечне (

Расскажем в статье, что должны успеть сделать ГУП и МУП до конца 2016 года в соответствии с новыми правилами по переходу на 44-ФЗ.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как осуществить переход ГУП и МУП на Закон 44-ФЗ;
  • как создать контрактную службу и назначить контактного управляющего в ГУП и МУП;
  • как составить и утвердить план-график для ГУП и МУП;
  • нормирование закупок для ГУП и МУП;
  • как указать ограничение закупок у иностранных компаний.

На данный момент ГУП и МУП работают по Закону № 223-ФЗ , который, согласно мнению правительства, предоставляет ряд лазеек заказчику для маскировки некоторых закупок.

Чтобы повысить эффективность мер по контролю над заказчиками и более рационально расходовать бюджетные средства, было решено перейти на Закон № 44-ФЗ , который обладает более жесткими требованиями к закупкам, в том числе у единственного поставщика.

До конца 2016 года все муниципальные унитарные и государственные унитарные предприятия должны будут пройти . Эти нововведения ввели новые поправки в Законах № 223-ФЗ и № 44-ФЗ.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Аннотация. В статье рассмотрены обстоятельства и причины перехода ГУП и МУП на Федеральный закон № от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Подробно приведена инструкция с пояснениями по осуществлению перехода, а также выявлены проблемы, связанные с этим переходом и возможные последствия, к которым могут привести принятые изменения.

С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №321-ФЗ от 03.07.2016 , вносящий изменения в Федеральный закон № от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в Федеральный закон №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» . С 1 января 2017 года унитарные предприятия, которые ранее закупали товары (работы, услуги) по правилам государственно-корпоративных закупок, переходят на закупки по правилам контрактной системы. В силу Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию . В качестве основной цели принятия решения о переходе на контрактную систему преследуется повышение прозрачности и открытости процедуры проведения закупок унитарными предприятиями, пресечение неконкурентных действий субъектов закупочной деятельности . Обусловленность принятия поправок в заключается в следующем: ввиду отсутствия четкого контроля процедур закупок, позволяет отдельным юридическим лицам, в том числе унитарным предприятия устанавливать гибкую систему закупок с помощью различных способов, маскируя закупки у единственного поставщика.

Исходя из этого, основной причиной для принятия данного решения является повышение эффективности расходования бюджетных средств и повышение уровня конкуренции при осуществлении закупок. В связи с принятием Закона №321-ФЗ унитарным предприятиям до 31.12.2016 необходимо провести серьезные подготовительные мероприятия к переходу на применение Закона № . Для этого необходимо выполнить ряд требований: 1. Сформировать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями ст. 38 Закона № . Создание контрактной службы и контрактного управляющего зависит от совокупного годового объема закупок. В случае если данный показатель составляет свыше 100 млн. руб., то необходимо создать контрактную службу. Если же этот показатель менее 100 млн. руб., то заказчик на свое усмотрение может либо создать контрактную службу, либо назначить контрактного управляющего. Как указано в приказе Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 в контрактной службе должно быть не менее двух человек . Создавать отдельное структурное подразделение не обязательно, достаточно включить в контрактную службу сотрудников заказчика

без образования структурного подразделения. Кроме того, отсутствует и обязанность по включению в штатное расписание новой должности, однако следует внести изменения в должностные инструкции работников в связи с увеличением обязанностей . Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения подготовленного Минэкономразвития (утверждено приказом Министерства экономического развития РФ от 29.10.2013 №631) .

Таким образом, на основании предложенного типового положения Заказчику необходимо утвердить и принять положение на предприятии. Помимо всего вышесказанного и к работникам контрактной службы применяются определенные требования. С 1 июля 2016 года в отношении специалистов контрактной службы обязательно применение профстандартов. Указанное требование заключается в том, что работники контрактной службы (контрактный управляющий) должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок . Дополнительное профессиональное образование осуществляется путем программ повышения квалификации и программ профессиональной подготовки. Кроме того, образовательное учреждение должно иметь лицензию на обучение по соответствующей программе обучения, а учебная программа отвечать требованиям профессионального стандарта «специалист в сфере закупок» . Дополнительное образование допускается проходить не разовым семинаром, а прохождением курса повышения квалификации продолжительностью не менее 108 часов (для руководителей организаций минимальная продолжительность установлена в размере 40 часов) с получением соответствующих документов о повышении квалификации . Кроме того, необходимо создать комиссию по осуществлению закупок (не менее 5 человек). В составе комиссии могут быть только лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок. 2. Пройти перерегистрацию в единой информационной системе (ЕИС) в качестве заказчика в соответствии с требованиями Закона № с оформлением электронной подписи (ЭП) . Данное требование необходимо для проведения закупок по Закону № , так как существует различие в ЭП для работы в качестве заказчика по и по 223-ФЗ. Для регистрации Федеральным казначейством на официальном сайте размещаются формы заявок. По завершению регистрации учреждению будет присвоен идентификационный код, состоящий из 22 разрядов. 3. Подготовить, утвердить и разместить план закупок и план-график. В отличие от планирования закупок по 223-ФЗ, по установлены свои требования к составу документов, срокам и правилам ведения их. Обязанности по планированию возложены на контрактные службы (контрактных управляющих).

При этом при составлении плана-графика в соответствии с необходимо обоснование закупок. Кроме основных пунктов алгоритма по переходу на контрактную систему закупок учреждениям также необходимо разработать и утвердить нормативные документы, необходимые для эффективной работы (приказы о создании комиссий и назначении ответственных лиц, основные положения, порядок работы комиссий и контрактных служб, проекты контрактов и иную типовую документацию). Из данного закона также существуют и исключения, которые позволят унитарным предприятиям производить закупки в соответствии с 223-ФЗ. Исключение составят закупки за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе, а также закупки, осуществляемых в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора других лиц для выполнения предусмотренных контрактом обязательств. Переход унитарных предприятий на повлечет за собой значительное увеличение материальных затрат как на этапе подготовки к переходу на (на повышение квалификации, привлечение специализированных сотрудников, затраты на перерегистрацию и получение ключа ЭП и др.), так и в процессе осуществления деятельности по организации закупок; увеличение трудозатрат, а также необходимого количества времени для осуществления указанных процедур. Помимо этого, ужесточение правил приведет к большому количеству штрафов для унитарных предприятий, что также будет негативно сказываться на их деятельности . Указанные поправки вносят жесткий правовой режим в осуществление унитарными предприятиями коммерческой деятельности, основной целью которых является извлечение прибыли.

Унитарные предприятия, действуя в рамках , тратят собственные средства, что ужесточает их положение по сравнению с бюджетными учреждениями. Последствия перехода унитарных предприятий на : - массовые банкротства унитарных предприятий с последующей ликвидацией; - преобразования унитарных предприятий в учреждения или хозяйственные общества. Таким образом, при принятии поправок в унитарным предприятиям следует определиться с выбором дальнейшей стратегии, а именно поэтапно подготовиться к осуществлению перехода на , либо начать процедуру преобразования предприятия (в случае если предприятие не сможет осуществлять в дальнейшем коммерческую деятельность, а именно получать прибыль), чтобы избежать дальнейшего банкротства. Необходимо также учитывать, как отразится данное нововведение на системе государственных и муниципальных закупок не только Российской Федерации в целом, но и отдельных регионов в частности. Регионам предстоит определиться со степенью централизации для новых субъектов закупочной деятельности . Принятие Закона №321-ФЗ, вносящего изменения в , призвано полностью перекрыть коррупционерам источник расходования бюджетных средств, однако данные мероприятия могут привести к многочисленным негативным последствиям в отношении унитарных предприятий.

Список используемых источников:

1. Письмо Минэкономразвития России от 18.02.2015 № ОГ-Д28-2128 «О назначении контрактного управляющего» // СПС Гарант. 2. Письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК553/06 от 12.03.2015 «Направлении методических рекомендаций» // СПС Гарант. 3. Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 №631 (ред. от 26.05.2014) «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2013 № 30456) // СПС Гарант. 4. Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 №39210) // СПС Гарант. 5. Приказ Казначейства России от 30.12.2015 №27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25 марта 2014 г. №4н» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2016 №42139) // СПС Гарант. 6. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СПС Гарант. 7. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СПС Гарант. 8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). 9. Федеральный закон от 05.04.2013 № (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // СПС Гарант. 10. Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» // СПС Гарант. 11. Немцова Н.В. Оптимизация модели государственных закупок Омской области // Двадцать вторые апрельские экономические чтения. Материалы международной научнопрактической конференции. - 2016. - С.158-160. 12. Немцова Н.В. Особенности организации и правового обеспечения закупок для государственных и муниципальных нужд Омской области // Актуальные вопросы развития экономики Материалы международной научно-практической конференции. - 2015. - С.255-259. 13. Немцова Н.В. Проблемы повышения эффективности государственных расходов на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд Омской области // Двадцать вторые апрельские экономические чтения. Материалы международной научно-практической конференции. - 2016. - С.160-164. 14. Немцова Н.В. Характеристика и оценка эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд Омской области // Актуальные вопросы развития экономики. Материалы международной научно-практической конференции. - 2015. - С.341-347. 15. Немцова Н.В., Ионина М.Б., Филина Н.В. Проблемные аспекты управления предприятием в условиях реформирования в сфере государственных закупок и международных санкций // Молодёжь Сибири науке России. Материалы международной научнопрактической конференции. - 2016. - С.262-264. 16. Немцова Н.В., Хорошавин А.А. Развитие системы управления государственным заказом в Российской Федерации: монография. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2011. - 154 с.

Петелина А.С., Немцова Н.В.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

12:48 — REGNUM Законодательные инициативы, направленные на создание более конкурентной и прозрачной системы государственных закупок, вызвали острую критику со стороны государственных компаний, которые считают, что государство должно выработать по этому вопросу более дифференцированный подход. Как передает корреспондент ИА REGNUM , вопросы поправок в закон о закупках и создания системы оценки поставщиков обсуждались 14 июля на заседании комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию системы закупок, в котором приняли участие руководители отделов по закупкам крупнейших государственных компаний и корпораций.

Наиболее существенной новацией проводимой реформы системы закупок стало принятие 3 июля 2016 года поправки в 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» и 44-ФЗ «О контрактной системе», согласно которой до 31 декабря 2016 года государственные и муниципальные унитарные предприятия должны создать контрактную службу и зарегистрироваться в Единой информационной системе.

Таким образом, новые правила обязывают планировать ГУПы и МУПы закупки в соответствии с требованиями закона 44-ФЗ вместо 223-ФЗ, как это было до последнего времени. Это позволяло заказчикам заключать контракты с единственным поставщиком и использовать иные неконкурентные способы ведения закупок.

Большие споры вызывают также поправки, направленные на ограничение способов закупки у государственных компаний. Первоначально соответствующий законопроект, принятый Госдумой в первом чтении еще в сентябре 2015 года, предлагал ограничить способы закупок госкомпаний: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика для закупок до 200 млн рублей.

При этом в первоначальной редакции законопроекта ограничения предлагалось распространить на все закупки, переведя их полностью в электронный вид. В поправках, внесенных ко второму чтению, условия заметно смягчились. Теперь в электронной форме конкурентную закупку заказчик обязан осуществлять в случае, если начальная максимальная цена договора не превышает пяти миллионов рублей.

Перевод унитарных предприятий на новые правила ведения закупок грозит серьезно подорвать нормальный ход деятельности хозяйствующих субъектов, отметил начальник отдела организации закупок ГУП «Петербургский метрополитен» Михаил Павлов:

«Мы являемся ГУПом, соответственно, с 1 января 2017 года должны осуществлять закупки по требованиям 44-ФЗ. В соответствии с его требованиями, мы должны начать планировать деятельность на 2017 год в соответствии с новыми нормами. Нормы этого закона в части планирования достаточно жесткие, изначально требуется много информации, чтобы заполнять графики закупок. Нормы планирования четко заточены под целевое бюджетное финансирование», — заявил он

«В нашем случае метрополитен является эксплуатирующей организацией, осуществляющей закупки за счет собственных средств. Основная масса денежных средств тратится не на капитальные вложения и ремонтные работы, а на эксплуатацию метрополитена. Эти закупки оперативные, потребность в них появляется в течение года. С учетом всех этих обстоятельств хотелось бы привести в соответствие порядок планирования, предусмотренный 44-ФЗ, специфике деятельности эксплуатирующих организаций», — продолжил Павлов.

Резкий переход на новые правила уже к 1 января 2017 года также грозит предприятиям срывом большого числа важнейших контрактов, подчеркнула начальник отдела сопровождения торгов Управления по обеспечению закупок ГК «Росатом» Елена Титова:

«Перевод ГУПов в 44-ФЗ приведет к потере той гибкости, что была при проведении закупок по 223-ФЗ. Мы понимаем, что многие договоры будут вовремя не исполнены. Те договоры, которые мы заключили с «Роснефтью», «Газпромом» и так далее — они могут быть не исполнены в срок, поскольку комплектующие, которые мы будем закупать, придется закупать именно по 44-му закону», — сказала Титова.

Кроме того, предприятия, которые выполняют государственный оборонный заказ, будут обязаны также проводить по 44-му закону конкурентные закупки, заметила она. В таких условиях практически невозможно уложиться в те сроки, которые предусматриваются по оборонному заказу, пояснила Титова.

Отдельные вопросы вызывают новые требования по публикации информации: «44-й закон предусматривает только государственную тайну, но есть закупки с коммерческой тайной, есть закупки, которые включают сервисы ограниченного доступа, такие как охрана и защита объектов атомной энергии», — пояснила представитель ГК «Росатом».

В конечном счете законопроект должен предусматривать оговорки для отдельных отраслей, заключила Титова:

«Общий подход по всем ГУПам в стране не должен быть. Должны быть исключения и нюансы, которые учитывают отраслевые положения, например, те же оборонные направления. Этих всех нюансов в законе не предусмотрено».

Как отметили в ходе заседания представители государственных компаний, срок проведения конкурсных процедур слишком мал. Самая длинная из них составляет 20 дней — за это время участник в том числе должен подготовить свое коммерческое предложение и всю необходимую документацию.

В конечном счете остается непонятным, в каком направлении будет двигаться реформа сферы госзакупок в дальнейшем, подчеркнули участники мероприятия: введение четкого перечня способов организации торгов для закупок до 5 млн рублей государственные компании воспринимают как первый шаг на пути к более глобальным переменам.

Ужесточение правил особенно болезненно воспринимается в высокотехнологичных отраслях, таких как оборонная промышленность, где предполагается длительное «выращивание» собственных поставщиков. В связи с этим на заседании прозвучал призыв в дальнейших инициативах в области 223-ФЗ учитывать специфику конкретных отраслей.

Регулирование закупок распространяется в ряде случаев даже на те субъекты, которые являются полностью частными предприятиями, отметил директор по ресурсному обеспечению ООО «Сибирская генерирующая компания» Герман Мустафин.

«Наша компания полностью частная, но попадает под 223-ФЗ, поскольку имеет в своем составе регулируемые виды деятельности. Мы живем под 223-ФЗ, но я искренне не понимаю, зачем пытаются зарегулировать таких, как мы. Мы и так регулируемся тарифами, зачем контролировать операционную деятельность и контролировать изменения, которые мы можем вносить в свои договоры? Наше предложение состоит в том, чтобы ограничить круг тех субъектов, на кого будут распространяться ужесточающие поправки», — заявил он.

Комментируя это замечание, председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Антон Емельянов отметил, что цель поправок заключается в необходимости установить общие правила игры для субъектов малого и среднего бизнеса при заключении контрактов с крупными заказчиками, и форма собственности здесь роли не играет:

«Если предприятие является монополистом в каком-то сегменте рынка или на какой-то территории, то это ключевой субъект, на который могут опираться представители малого бизнеса как поставщики. Понимание правил и способов закупок в этом отношении крайне важно. Для многих предприятий в меньшей степени важна форма собственности и подход к управлению, но более важны правила, по которым они могут играть на этом рынке», — заявил Емельянов.

«В условиях, когда есть крупное предприятие, которое, может быть, даже по объективным причинам занимает монопольное положение, поставщики должны каким-то образом быть поддержаны. Есть вопрос единообразия правил», — продолжил он.

В свою очередь, вице-президент ТПП РФ, председатель комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова отметила, что, несмотря на все несовершенства, новые правила являются необходимым шагом по наведению порядка в отрасли, заработавшей репутацию абсолютно непрозрачной системы.

«Несмотря на то что запросы в 44-ФЗ прописаны достаточно жесткие, они все еще не отвечают требованиям бизнеса», — заявила Дыбова.

«Перевод на 44-ФЗ — это попытка заставить и производителей, и поставщиков вернуться к нормальной работе, когда, осуществляя плановые ремонты и закупки, предприятие имеет право привлечь к себе гораздо большее количество поставщиков, которые будут предлагать более конкурентные цены», — продолжила она.

ГУПы и МУПы на сегодняшний день демонстрируют очень тяжелую статистику — более 60% непрозрачных закупок, закупок у единственного поставщика. Это сфера, куда средний и малый бизнес вообще практически попасть не может, напомнила вице-президент ТПП РФ.

«Ситуация с ГУПами возникла не сразу. На протяжении последних 3 лет это были постоянные и серьезные жалобы. Цифры ФАС указывают на то, что сфера все более непрозрачная. Тонны жалоб со стороны бизнеса, и никакого прогресса там нет», — сказала она, добавив, что под прикрытием закрытых конкурсов производятся закупки стандартной продукции по завышенным ценам, при этом «ненужные» производители часто отсеиваются под надуманными предлогами.

«223-й закон не устраивал бизнес, который работает в закупках. Он был общий и неконкретный, и интересов поставщиков не отражал. Теперь мы должны работать в более цивилизованных стандартах», — подчеркнула она.

В ответ на критику Дыбова призвала определиться заказчиков с тем, какой потребуется их предприятиям переходный период, чтобы приспособиться к новым требованиям. «Сколько вам нужен переходный период? Для чего? Просьба формулировать конкретные сроки, обоснованную позицию, какой переходный период нужен и зачем он нужен», — сказала она.

По итогам развернувшейся дискуссии председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Антон Емельянов призвал в течение двух недель подготовить замечания и предложения в отношении законодательства по госзакупкам. По его словам, следующее заседание будет проводиться уже с участием регуляторов, где вопросы будут обсуждаться более предметно, опираясь на консолидированную позицию сторон.

Замечания со стороны крупных заказчиков возникли и в отношении совместного с АО «Корпорация МСП» проекта ТПП РФ «Автоматическая система оценки поставщиков». Подобная рейтинговая система сама по себе не предполагают никаких преференций или штрафов, в связи с чем ряд участников заседания высказали опасение, что если предприятия не смогут отклонять предложения на основе полученных данных, это серьезно ограничит практическую пользу от новой рейтинговой системы и сделает ее не более чем аналогом уже существующих, такой как СПАРК.

Однако в настоящее время надежного и проверенного механизма определения добросовестности поставщиков по госзаказам просто не существует — поэтому первоочередная задача состоит в том, чтобы такой рейтинг сформировать, отметил председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Антон Емельянов.

«Чтобы аргументированно вести разговор, нужно иметь данные за достаточный период и по достаточному числу участников. Пока что нельзя мотивированно показать, что определенный набор цифр и критериев ведет к подбору добросовестного участников, и наоборот. Вопрос в том, чтобы получить эти цифры», — заявил председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок.

Новый рейтинг будет опираться на два основных критерия: благонадежность и деловую репутацию. Первый признак оценивается исходя из соответствия данного поставщика требованиям закона, что предполагает, например, отсутствие большого количества штрафов или недоимок по налогам. Он будет определяться по пяти факторам: имущественной, временной, финансовой, правовой и кредитной благонадежности.

Блок деловой репутации, в свою очередь, устанавливает перечень процедур, в которых субъект участвовал, регистрирует успешное закрытие контрактов и призван определить все те негативные факторы, которые могут свидетельствовать о неблагонадежности поставщика или явной коррупционной составляющей в его деятельности.

В рамках этого блока будет существовать два типа оценки: статистическая и динамическая. Первая будет определять объем и активность участия в закупочной деятельности, в то время как вторая демонстрирует эффективность и активность организации за разные периоды времени.

Существующие рейтинговые системы не дают достаточной и комплексной оценки хозяйствующих субъектов, подчеркнул Емельянов. Однако новая система не потребует дополнительных финансовых вложений, поскольку ее смысл заключается в грамотной организации уже собранных по различным реестрам данных, подчеркнул он:

«У нас все данные уже есть, поскольку мы одновременно занимаемся электронными торгами. Таким образом, перед нами стоит задача определенным образом сформулировать запрос к нашим базам данных, которые мы и так обязаны хранить по закону 10 лет».

«Отдельный вопрос — работа с другими государственными реестрами. Понятно, что с арбитражами проще, с налоговой посложнее, с кем-то пока это сделать невозможно. Но это не говорит о том, что мы не сможет получить общую картину. Основной вопрос — собрать и грамотно эту информацию представить», — сказал председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок.

В соответствии с этими соображениями было решено закрепить идею в качестве пилота, судьба дальнейшей реализации которой будет определяться тем, какие получаются в соответствии с новой системой оценки рейтинги, и как соотносятся результаты методики с реальным поведением участников заказа.

Напомним, что вопрос реформы госзакупок имеет уже весьма длительную историю. С декабря 2015 года в Госдуму наиболее радикальные поправки правительства к законам о переводе на электронные торги и госзакупок, и закупок госкомпаний внесены так и не были. Хотя весной 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев призвал ускорить реформу госзакупок, рассмотрение соответствующих законопроектов идет крайне медленно и непоследовательно, при этом сопровождаясь внесением смягчающих поправок.

Между тем ограничение способов закупки — одна из самых актуальных инициатив по реформированию сферы госзаказа. Сейчас государственные компании могут выбирать практически любой способ закупки, в результате чего на не предусмотренные прямо законом способы приходится 47,73% всего заказа. Минэкономразвития и ФАС утверждают, что под широко распространенными «иными» способами скрываются обычные закупки у единственного поставщика. По данным Минэкономразвития, без конкуренции проходит фактически более 96% закупок госкомпаний.

В 2019 году новостью стало внесение корректировок в Федеральные законы: от 05.04.13 № 44-ФЗ (далее 44 ФЗ) и от 18.07.11 № 223-ФЗ (далее 223 ФЗ). С 01.01.17 кардинально изменился механизм приобретения товаров (услуг) унитарными учреждениями (ГУП и МУП).

Теперь организации данного типа при осуществлении закупочной деятельности обязаны руководствоваться также и 44 ФЗ, регламентирующим основы и принципы контрактного оформления закупок.

До 2019 года сфера действия закупочной системы регулировалась Законом 223 ФЗ, который допускал осуществление всех закупок на усмотрение покупателя, исходя из отрасли деятельности организации. Была более гибкой система закупок, жесткие правила в данной области отсутствовали.

Это обстоятельство открывало возможность ряду заказчиков прибегать к разным способам обеспечения возможности ведения закупок у единого поставщика. С переходом, процедура закупа товаров стала подчиняться строгим правилам и строиться на основе честной конкуренции.

Что ждет предприятия после 1 января 2019 года

С 01.01.17 ГУП и МУП по-прежнему ведут закупочную деятельность согласно требованиям 223 ФЗ только частично, в следующих ситуациях:

  • учреждение в роли исполнителя по контракту с привлечением к работе других участников;
  • закупка за счет гранта.

Заказчику следует принять во внимание, что положение о закупе должно быть своевременно оформлено и опубликовано в системе, которая получила название единой информационной (ЕИС).

Основная часть закупок при переходепроводится посредством следующих открытых каналов:

  • конкурсный;
  • аукционный;
  • запросом котировок;
  • запросом предложений.

Покупателями при проведении закупок используются эти конкурентные методы привлечения исполнителей.

Товары, включенные в утвержденный Правительством список (Распоряжение № 471-Р), могут быть закуплены только посредством проведения аукциона.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика) возможен в отдельных ситуациях и ограничивается объемом. Необходимым является включение в план-график приобретений у малого предпринимательства, которые являются обязательными.

Переход установил строгий порядок ведения унитарными организациями закупа. В Законе подробно оговаривается, какие закупки и каким образом возможно использовать. При нарушении этих правил будет применяться административная ответственность.

Видео: Унитарные предприятия

Процедура перехода ГУП и МУП в 44 ФЗ

Первый этап. Подготовительные технические мероприятия

Для организации деятельности в сфере закупочной деятельности при переходе ГУП и МУП в 44 ФЗ требуется наличие электронной подписи (ЭП), которую можно получить в Федеральном Казначействе по месту расположения организации.

Затем нужно оформить регистрацию в ЕИС в роли покупателя. Для того чтобы начать работу в электронной системе и осуществлять закупки, отдельным учреждениям потребуется оформить регистрацию заново.

Второй этап. Подготовка специалистов, учреждение контрактной службы или утверждение контрактного управляющего

В Законе 44 ФЗ обозначены критерии, которым должны соответствовать контрактные служащие. Управляющий и сотрудники службы контрактов должны предоставить диплом о высшем образовании.

В связи в связи с этим, если у покупателя совокупный объем закупа в год свыше ста млн. рублей, то необходимо учредить контрактную службу. Формировать дополнительный отдел предприятия нет необходимости.

В случае если общий объем закупок в год не выше ста млн. рублей, а также отсутствует контрактная служба, назначается контрактный управляющий, который выступает ответственным за исполнение контрактов закупок.

Заказчик отражает и закрепляет организационные решения в следующих нормативных документах:

  • регламент (положение) о службе контрактов (или контрактном управляющем);
  • должностные инструкции работников, занятых в закупочной деятельности;
  • порядок согласованности, как контрактной службы, так и в отдельных предприятиях контрактного управляющего, с другими отделами организации.

Третий этап. Планирование объема закупок

Основное правило организации закупок при переходе ГУП и МУП в 44 ФЗ заключается в оптимальном планировании на ближайшие и последующие годы путем разработки и утверждения плана-графика (на один год), а также плана закупок (рекомендуется оформление на срок три года).

Каждая закупка имеет свой уникальный идентификационный код, который отображается в планах и других документах. Данный код включает в себя сведения бюджетной классификации, общероссийских классификаторов и другие параметры.

Следует обратить внимание на то, что в плане-графике должны быть отражены закупки, являющиеся обязательными, сделанные у субъектов малого предпринимательства, некоммерческих организаций. В совокупном объеме в год количество этих закупок не может составлять менее 15 процентов.

Законпредъявляет к каждой планируемой закупке требования к ее обоснованности. При разработке плана закупок необходимо обосновать объекты закупки. Когда представляется на утверждение план-график, то в обязательном порядке обосновывается начальная (максимальная) стоимость контракта.

Четвертый этап. Опубликование планов закупок в ЕИС

Когда организацией принят план финансово-хозяйственной деятельности предприятия, после этого в течение десяти рабочих дней проводится оформление планов закупки.

Дается три рабочих дня с момента утверждения планов закупки и графика для опубликования их в ЕИС.

Пятый этап. Формирование комиссии по вопросам закупок

Для ведения закупочной деятельности полагается учредить комиссию по закупкам. Решение об образовании комиссии надо принять до начала закупок.

Порядок работы комиссии, ее состав, назначение председателя фиксируются в Положении о закупочной комиссии и закрепляется приказом. Эти документы являются обязательными.

Различаются пять типов комиссий. Вопрос о том, какая комиссия будет учреждена на предприятии, решается самим заказчиком.

Следует иметь в виду, что количество членов комиссии зависит от ее типа. Так, в состав единой, аукционной или конкурсной комиссии могут входить не меньше пяти сотрудников предприятия (с учетом председателя комиссии), а котировочной или комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений не меньше трех (в том числе председатель комиссии).

Шестой этап. Утверждение дополнительных нормативных актов, необходимых в закупочной деятельности

В целях организации правильной деятельности в области закупок заказчику надо также подготовить следующую документацию:

  • приказ о назначении эксперта или формировании комиссии для приемки;
  • типовой бланк экспертного заключения (акта экспертизы);
  • положение о приемке товаров;
  • модели проектов контрактов;
  • стандарты документов для ведения закупа;
  • приказы о назначении работников, ответственных по другим вопросам в сфере закупочной деятельности (за мониторинг коммерческих предложений, разработку технических заданий и др.)

Унитарному предприятию также следует внести изменения/дополнения в Положение о закупке или утвердить новое.

Преобразование

Одним из возможных действий МУП и ГУП в свете внесения радикальных изменений в правила организации закупок является их реорганизация в форме преобразования.

Возможна реорганизация унитарного учреждения в:

Что нового

В 2019 осуществлен переход ГУП и МУП в 44 ФЗ, и уже есть хорошие новости, а также положительные моменты в сфере закупок.

Начали действовать положения Закона, обязующего общественно обсуждать закупки. Правительством разработан механизм обязательного обсуждения обществом закупок.

С 2019 года запрещается осуществлять закупки, не включенные в утвержденный план-график. Наименование закупки должно быть указано в соответствии со специальным каталогом позиций, который должен быть опубликован в ЕИС.

Правительством РФ был расширен список наименований, к которым применяются требования по нормированию.

ЕИС, взаимодействуя с другими базами данных и системами, обеспечивает контроль информации обо всех проводимых закупках.

Действуют утвержденные Правительством РФ правила мониторинга закупочной деятельности и требования к аналитическому отчету, формируемому по результатам проведения такого мониторинга.

Российский аукционный дом выступает уже шестой площадкой, на которой имеется возможность проведения аукционов в электронной среде по правилам 44 ФЗ.

После перехода ГУП и МУП в 44 ФЗ закупочная деятельность, ведущаяся унитарными учреждениями, стала более прозрачной, заметно повышается уровень свободной конкуренции между поставщиками, а также между заказчиками, растет эффективность использования бюджетных средств.