Международное частное трудовое право регулирует отношения между. Особенности трудовых отношений в международном частном праве

При определении предмета международного частного права (см. гл. 1) отмечалось: к сфере международного частного права наряду с гражданскими и семейными отношениями, возникающими в условиях международной жизни, относятся и осложненные иностранным элементом трудовые отношения. Частноправовая природа трудовых отношений находит выражение в использовании при их регламентации известных цивилистических категорий – договор, контракт, право- и дееспособность, возмещение ущерба, исковая давность и др. Иногда говорят о существовании "международного частного трудового права" как подотрасли международного частного права.

В сфере трудового права с большей силой, чем в гражданском и семейном праве, проявляет себя публично-правовое начало, ограничивающее действие коллизионных норм страны суда и, как следствие, применение иностранных законов. Иными словами, отнесение тех или иных трудовых отношений к области международного частного права предопределяется их частноправовым содержанием. По и в тех случаях, когда частноправовая природа трудового отношения, осложненного иностранным элементом, не вызывает сомнений, оно все же оказывается в ряде стран в границах такого "правового поля", где обращение к местному праву является обязательным и его императивные нормы или оговорка о публичном порядке имеют решающее значение.

Продолжением особенностей "международного частного трудового права" является более "осторожное" отношение законодателя к началу автономии воли, ограничение его в некоторых странах определенными пределами, ориентированными на защиту интересов "слабой" стороны. Говоря об источниках международного частного трудового права, нельзя не отметить скудность его нормативной базы в законодательстве Российской Федерации. Кодекс законов о труде РФ не содержал норм, специально предназначенных для регулирования отношений, осложненных иностранным элементом. Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г., включил общую норму (ст. 11) о национальном режиме, применяемом к трудовым отношениям иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. Но в последующих правилах Кодекса эта тема не получила развития.

В ТК РФ включена и глава об особенностях регулирования труда лиц, направленных на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ (гл. 53). Большая часть положений этой главы носит характер скорее специальных норм трудового права.

Круг вопросов, которые решает международное частное трудовое право, обширен и отличается разнообразием охватываемых отношений. Среди них – отношения российских граждан и иностранных работодателей (нанимателей) за границей и в России, работа российских граждан в международных организациях, работа иностранных граждан в Российской Федерации, включая российские организации с иностранным участием, и др.

Основополагающее значение для правового воздействия на любую область трудовых отношений имеют Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Международная организация труда (МОТ), являющаяся специализированным учреждением ООН, разрабатывает международные стандарты в области охраны труда (в форме конвенций и рекомендаций) и контролирует их соблюдение государствами – членами Организации. С деятельностью МОТ связано становление многих прогрессивных норм в сфере трудовых отношений.

  • Утратил силу в 2002 г. в связи с принятием ТК РФ.

Л е к ц и я

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

по международному частному праву

3. Трудовые права иностранцев

4. Трудовые права российских граждан, работающих у иностранных нанимателей

1. Понятие международных трудовых отношений

Процессы интернационализации производства и всей нашей жизни ведут к перемещению не только товаров, услуг, капиталов, но и рабочей силы. Как следствие этого, в каждом государстве при организации и применении труда рабочих и служащих все чаще возникают специфические трудовые отношения, в которых присутствует иностранный элемент. Такие отношения часто именуются международными, хотя складываются они не между госу­дарствами, а между частными лицами - главным образом нани­мателями и работниками.

Правовые и экономические проблемы так называемого международного труда становятся сегодня весьма актуальными. Приведение национального законодательства о правах человека в соответствие с международными стандартами, развитие внешне­экономической деятельности предприятий и организаций, другие процессы влекут за собой появление и увеличение таких видов трудовых отношений с иностранным элементом: 1) - труд местных граждан у иностранных нанимателей в России и за рубежом (трудовая эмиграция наших граждан, работа в зарубежных совместных предприятиях, заключение трудовых контрактов с иностранными фирмами и гражданами для выполнения работы в своей стране и др.); 2) - заграничные командировки граждан для работы за рубежом; 3) - работа на предприятиях, являющихся юридическими лицами по национальному праву, но принадлежащих иностранному капиталу и входящих в орбиту транснациональных корпораций; 4) - труд иностранцев в России на различных осно­ваниях (трудовая иммиграция, работа на совместных предприятиях, осуществление ряда форм экономического сотрудничества и др.).

Национальное трудовое право, предназначенное для регулирова­ния традиционных, не выходящих за рамки одного государства отно­шений не отвечает особенностям, которые характеризуют сферу международных трудовых отношений. В рассматриваемых отношениях возникает, во-первых, так называемая коллизионная проблема, когда законы двух и более стран претендуют на регули­рование этих отношений и должен быть сделан выбор. Во-вторых, ввиду особенности таких отношений в ряде случаев возникает по­требность в создании специальных материально-правовых норм, которые учитывали бы международный фактический состав, так как нормы общего характера по различным соображениям становятся неприменимыми.



В доктрине преобладает мнение, что эти проблемы должны решаться с помощью подходов, принципов и категорий международного частного прав. Лишь только некоторые исследователи (М.Бра­гинский, А.Маковский - Россия, И.Сас - Венгрия) пытаются вывести трудовые отношения с иностранным элементом из сферы международного частного права. В качестве аргументов они указывают на существенные различия гражданского и трудового права и на неприменимость некоторых классических положений международного частного права к трудовым отношениям с иностран­ным элементом.

Следует, однако, отметить, что гражданское и трудовое право объединяет то, что это области частного права, действующего в сфере отношений, где имеются равные и самостоятельные субъекты со свободой выбора, обусловленного индивидуальным, частным интересом. Центральный институт трудового права - трудовой договор, очевидно, следует в современных условиях перехода к рыночной экономике характеризовать как договор частно - правового характера, хотя и обладающий определенной спецификой. Трудовые и гражданские отношения при имеющихся различиях объединены общими принципами частно - правового регулирования: равенством и правовой самостоятельностью сторон, диспозитивностью регулирова­ния, договорным характером возникновения и прекращения взаимо­отношений, правовой ответственностью.

Вполне закономерным является то, что специфика трудовых отношений требует некоторой корректировки тех правил международного частного права, которые сложились первоначально в области гражданских отношений с иностранным элементом. Выше­изложенное принципиально важно, так как позволяет ответить на вопросы, возникающие в сфере международного труда, с помощью международного частного права. Например, вопрос о понятии международных трудовых отношений и методах их регулирования следует рассматривать на основе общих понятий и категорий между­народного частного права.

Вместе с тем правовой арсенал трудового права не может не оказать влияния на международное частное право. Так, наличие в трудовом праве значительного числа публично-правовых норм приводит к частому обращению в международном частном трудовом праве к категории публичного порядка. Остро встает вопрос о возможности применения иностранных публично-правовых норм. Учение об источниках международного частного права дополняется сведениями о локальных нормативных актах (коллективных соглашениях, положениях о персонале и др.).

Специфика правового положения сторон трудовых отношений накладывает отпечаток на нормы, регламентирующие право - и дееспособность субъектов международных трудовых отношений. Все основ­ные юридические категории современного международного частного права (автономия воли, закон, применяемый к форме сделки, и др.) пройдя "проверку" в трудовых отношениях с иностранным элементом, обогащаются дополнительным содержанием.

В правовом регулировании международных трудовых отно­шений большую роль играют международные договоры. Они могут содержать либо только коллизионные нормы в сфере трудовых отношений с иностранным элементом, либо только материально-правовые нормы, либо те и другие вместе. Меж­дународных соглашений, унифицирующих коллизионные нормы, значительно меньше тех, которые содержат матери­ально-правовые нормы.

Отдельные коллизионные нормы международного частного трудо­вого права содержатся в ряде конвенций Международной Организа­ции Труда (МОТ). Среди этих документов прежде всего надо назвать десятки конвенций, регулирующих труд моряков. В качестве главной коллизионной привязки они используют закон государства регистрации судна (смотри, например. Конвенцию №22 (1926) о трудовых соглашениях моряков).

На региональном или ином многостороннем уровне имеется большее число конвенции и соглашений, содержащих "трудовые" коллизионные нормы. Самая разработанная система таких норм представлена в Конвенции ЕЭС относительно права, применимого к договорным обязательствам 1980 г. В рамках ЕС также разработан и находится на рассмотрении проект конвенции о единообразном регулировании коллизии законов в обрасти трудовых отношений. Европейской экономической комиссией ООН в 1970 г. принято Европейское соглашение о работе экипажей машин, занятых в международном автомобильном сообщении, в котором использован механизм коллизионного регулирования. В Кодексе Бустаманте вопросам трудового права посвящено несколько статей.

Коллизионные нормы включены во многие специализированные соглашения по экономическим вопросам.

Велико число международных договоров всех уровней, содержащих материальные нормы международного частного трудового права. Такие договоры условно можно классифицировать на такие основные виды: 1) конвенции и договоры, специально посвященные иностранным работникам и трудящимся-мигрантам (Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и их семей 1990 г.; конвенции МОТ №97 (1949) и №143 (1975) о трудящихся-мигрантах; Европейская конвенция о правовом положении трудящихся-мигрантах, принятая Советом Европы в 1977 г.; Советско-китайское соглашение о принципах направления и приема китайских граждан на работу на предприятия, в объединения и организации СССР 1990 г. и др.); 2) международные договоры по различным аспектам экономического, научного и культурного сотрудничества, в которых трудовые нормы носят вспомогательный характер для достижения той или иной цели международного договора (Общие условия монтажа; соглашения-уставы о создании конкретных международных хозяйственных организаций и международных правительственных организаций; соглашения об основных принципах создания и деятельности совместных предприятий; договоры о сотрудничестве в области образования, науки и культуры и др.); 3) соглашения по условиям труда работников международного транспорта (Конвенция об условиях труда рейнских моряков 1950 г.; конвенции МОТ, регули­рующие труд моряков, и др.).

Специфика международных конвенций договоров в сфере международного труда состоит в том, что они часто устанавливают минимальные стандарты трудовых отношений. Во внутреннем праве могут иметься или быть приняты более благоприятные для трудящихся нормы.

Внутреннее законодательство государств, регулирующее трудовые отношения с иностранным элементом, внушительно по объему и многочисленно по видам.

Это прежде всего источники, содержащие коллизионные нормы для трудовых отношений. К ним относятся, например, законы о международном частном праве.

Законодательная практика различных стран последних лет показывает, что в эти акты, в отличие от предыдущих периодов, стали включать положения о конфликте законов в сфере труда. Спе­циальные "трудовые" коллизионные нормы содержатся в законах о международном частном праве или в соответствующих разделах гражданских кодексов и других актов Албании, Австрии, Венгрии, Польши, Швейцарии, Дании, Испании, ФРГ.

Действующее законодательство России и большинства других государств бывшего Союза не содержит коллизионных норм для международных трудовых отношений. Нет сомнения, что такие нормы должны быть разработаны, причем желательно - в рамках кодификации международного частного права.

Источниками материально-правовых норм, регулирующих трудо­вые отношения с иностранным элементом, являются правовые акты об иностранцах, иммиграции, о занятости, труде граждан за рубе­жом или иностранных нанимателей на своей территории. Прежде всего это Закон о правовом положении иностранных граждан в СССР 1981 г., закон Об иностранных инвестициях, закон О занятости населения.

Кроме того, на территории России продолжают действовать некоторые подзаконные акты, принятые в СССР в сфере международных трудовых отношений, но с изменениями и дополнениями, вносимы­ми Министерством внешнеэкономических связей в соответствии с новыми российскими законами. К ним относятся: Правила об условиях труда советских работников за границей, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР в 1974 г.. Положение о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР в 1989 г., Постановление Совета Министров СССР о развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом 1989 г.; Постановление Совета Министров СССР об условиях направления советских специалистов на работу в между­народные организации за границей и их материального обеспечения 1990 г.; Постановление Совета Министров СССР о порядке направ­ления советских специалистов в зарубежные фирмы для практичес­кой стажировки 1990 г. и др.

В регулировании трудовых отношений с иностранным элементом большое место принадлежит локальным нормативным актам - коллективные договоры, положения о персонале, другие акты совместных и иностранных предприятий; договоры, уставы совместных предприятий; различного рода иные внешнеэкономичес­кие контракты. С деятельностью транснациональных корпораций связано появление такого специфического источника, как междуна­родные коллективные договоры.

2. Коллизионно - правовые вопросы международных трудовых отношений

Основными коллизионно - правовыми вопросами трудовых отноше­ний, осложненных иностранным элементом, являют­ся: 1) возможность применения общепризнанного принципа обяза­тельственных гражданских правоотношений - автономии воли к трудовому контракту; 2) определение системы коллизионных при­вязок, с помощью которых наиболее рационально определять приме­нимое право к содержанию и форме юридических актов, к субъектам международных трудовых отношений.

В большинстве стран признается принцип автономии воли для трудовых отношений. Это закреплено как в законодательных актах, так и в судебной практике. Однако в вопросе о пределах его применения имеются разные подходы. Прежде всего следует выделить группу стран (Англия, Албания, Италия, Канада, ФРГ), которые не ограничивают свободу выбора права сторонами трудового контракта. В ряде стран наметилась тенденция ограничивать эту свободу.

Так, Закон Австрии о международном частном праве предусматривает обязательную письменную форму выбора; Закон Польши о международном частном праве ограничивает круг правовых систем, между которыми возможен выбор. Важным ограничительным правилом, отражающим современную тенденцию в европейском коллизионном праве, является непризнание выбора в том случае, если он лишает работника защиты, предоставляемой ему императивными нормами того закона, который был бы применен в случае отсутствия выбора. Это правило содержится в австрийском законе, а также в Конвенции ЕЭС о праве, применимом к договорным обязательствам.

В России проблема применения автономии воли к трудовым отношениям законодательно не решена, однако, по нашему мнению, в настоящее время нет препятствий к применению этого принципа и при отсутствии конкретной нормы на основе аналогии права и толкования ряда законодательных актов. (В Украине, например, такие правила уже закреплены в Законе об иностранных инвестициях.)

При отсутствии соглашения сторон о выборе права, применимого к содержанию трудовых отношений, компетентный правопорядок определяется с помощью коллизионных привязок, либо точно зафиксированных в законодательстве и судебных решениях, либо выводимых из таких гибких коллизионных критериев, как proper Law of The Contract. В практике различных государств чаще всего используются следующие основные коллизионные привязки: место заключения трудового контракта; общее гражданство, общий домицилий или место нахождения сторон; место производственной деятельности; место работы.

Самая распространенная коллизионная привязка для международных трудовых правоотношений - закон места работы (lex loci laboris). Она закреплена в праве Албании, Австрии, Венгрии, Испании, Швейцарии, Бразилии, Нидерландов и других стран, в Конвенции ЕЭС о праве, применимом к договорным обязательствам. Тенденция применения коллизионного критерия места работы наметилась в России и других государствах бывшего СССР (смотри законодательство и договоры о совместных предприятиях, об использовании иностранной рабочей силы).

Ни одна из приведенных выше основных коллизионных привязок не может быть универсальной, т.е. охватывать все элементы содер­жания трудовых отношений и все случаи международного труда. Например, закон о международном частном "праве Чехо-Словакии наряду с lex loci laboris использует дополнительную коллизионную привязку - закон места предпринимательской деятельности нани­мателя. Австрийский закон о международном частном праве преду­сматривает, что в случае, если работник обычно выполняет свою работу более чем в одной стране или если он не имеет обычного места работы, то применяется закон страны, в которой наниматель имеет обычное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется его хозяйственная деятельность. Для трудовых контрактов работников международного транспорта используются иные коллизионные критерии: закон флага - на морском транспорте (Албания, Венгрия, Италия, Франция, ФРГ и др.); закон места регистрации судна - на водном и воздушном транспорте (Албания), закон перевозчика - на железнодорожном и автомобильном транспорте (Венгрия) и др. Однако сколько бы не была детальной дифферен­циация коллизионных норм в праве конкретного государства, ими все равно нельзя охватить все многообразие трудовых ситуаций или все элементы трудовых правоотношений. Поэтому сегодня многие государства используют в законодательстве коллизионную формулу общего характера - закон наиболее тесной связи (proper Law).

Иностранный правовой опыт в рассматриваемой области может быть использован при разработке системы коллизионных норм в сфере международных трудовых отношений в российском праве.

3. Трудовые права иностранцев

Трудовые права и обязанности иностранцев - это составная часть их правового статуса. Поэтому общие положения отечественного законодательства об основах статуса иностранцев соответственно применяются и к трудовым отношениям. Главным образом правовой режим иностранцев устанавливается сегодня еще союзным законодательством - упомянутым выше Законом о правовом положении иностранных граждан в СССР. Большая роль в определении правового статуса иностранцев принадлежит также международным договорам, заключенным бывшим СССР.

Основными принципами правового положения иностранцев являются: принцип равенства перед законом и принцип на­ционального режима. Названные принципы применяются и в сфере трудовых отношении, в которые вступают иностранцы-работники.

Правовой статус последних более детально определен в ст.7 Закона ("Трудовая деятельность"), которая посвящена вопросам прав иностранцев на труд. Они сформулированы в зависимости от устойчивости правовых связей иностранца с государством.

Одно положение относится к постоянно проживающим иностран­цам. Естественно, что эта категория иностранцев может работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью наравне с местными гражданами. Закон не даст разъяснения понятия терми­на "трудовая деятельность", но исходя из анализа действующего за­конодательства под трудовой деятельностью следует пони­мать: а) работу по найму при различных формах коллективного труда граждан, независимо от формы собственности - государственной, коллективной, частной; б) труд на основе членства в кооперативах.

В отношении временно пребывающего иностранца правило о доступе к трудовой деятельности сформулировано иначе: они могут заниматься такой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в стране (ч.2 ст.7). Хотя указанное правило в отличие от предыдущего не говорит об уравнении в правах временно пребывающих иностранцев с местными гражданами в вопросах доступа к труду, тем не менее исходя из общих положений Закона и толкования всей ст.7 им также предоставляется национальный режим в этой области, если отпадает ограничение о совместимости занятия трудовой деятельностью с целями их пребывания. Временно пребывающие - это наиболее многочисленная категория иностран­цев, к которой относятся лица, прибывающие в Россию по частным, служебным, общественным или торговым делам, на лечение и отдых, туристы, студенты, лица, прибывшие на работу в соответствии межправительственными соглашениями, и др.

Как видим, цели приезда иностранцев весьма многообразны. Оп­ределить их совместимость с занятием трудовой деятельностью весь­ма затруднительно из-за отсутствия какого-либо объективного кри­терия. Решение этого вопроса всецело зависит от усмотрения адми­нистрации. Скажем, должностные лица предприятий могут отказы­вать в приеме на работу любому временно пребывающему иност­ранцу, мотивируя отказ тем, что он приехал на учебу, отдых и т.д., а не на работу.

Представляется, что субъективный критерий совместимости является неудачным, поскольку ставит иностранца в положение неопределенности и зависимости от усмотрения нанимателя или других лиц. Вынесение решений о доступе к труду временно пребы­вающих иностранцев не должно передаваться миллионам нани­мателей, так как от этого могут ущемляться права, с одной стороны, иностранцев, а с другой - местных работников. Необходимо, чтобы решение о доступе исходило от соответствующих государственных органов, проводящих в этом вопросе единую государственную политику, как это сделано в большинстве стран, где разработана процедура выдачи трудовых разрешений.

Законодательная практика этих стран знает прямые и косвенные ограничения доступа иностранцев к труду. Среди прямых ограничений - разрешения (work permit), выданные иностранцу для занятия определенной должности на предприятии или для работы у конкретного нанимателя (Филиппины, Бельгия, Финляндия, ФРГ, Люксембург, Сингапур, Канада и др.). Доступ к труду иностранцев может быть ограничен косвенно путем выдачи разрешения нанимателем (emplyment authorization) на наем иностранных граждан или" путем установления пропорции национальных рабочих на предприятиях (Австрия, Нидерланды, Панама). Законодательство некоторых стран (Бельгия) требует одновременно два разрешения - для рабочего (work permit) и для нанимателя (employment authorization).

В условиях формирования в странах СНГ рынка рабочей силы переход на систему трудовых разрешений для иностранцев станет неизбежным. Вопрос о конкретной форме такой системы будет зависеть от многих факторов: состояния рынка труда, величины миграционных потоков и др. В СССР имелся некоторый опыт лицензирования импорта рабочей силы. Так, в Постановлении Совета Министров СССР от 7 марта 1989 г. "О мерах государствен­ного регулирования внешнеэкономической деятельности" было установлено, что привлечение иностранной рабочей силы в 1989 и 1990 гг. осуществляется по лицензиям, выдаваемым Госкомтрудом.

"Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятель­ностью, если в соответствии с советским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятель­ностью связаны с принадлежностью к гражданству СССР".

Подобные ограничения широко распространены в мировой законо­дательной практике. Конвенция МОТ №143 предусматривает два условия для таких ограничений: они должны касаться небольшой ка­тегории работ и функций; они должны вводиться в интересах государства. Зарубежная практика в этом вопросе весьма разнообразна. В одних государствах ограничения на труд иностран­цев распространяются на определенные должности в национальной администрации или определенные должности в области наци­ональной обороны и безопасности. Например, в Швеции, Законом о государственной службе 1976 г. предусмотрено, что иностранцы не допускаются на дипломатическую службу; должности, связанные с международными отношениями, и должности, которые предполагают владение информацией, важной для безопасности государства или связанной с важными экономическими интересами. В других странах иностранцы не допускаются даже на государственные предприятия (Судан). Общим правилом является недопущение иностранцев на государственную службу.

В бывшем СССР также имелся ряд законодательных актов союзного уровня, которые не давали иностранцам права занимать отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью. Иностранные граждане не могли занимать должности прокуроров, следователей прокуратуры, государственных нотариу­сов, адвокатов и некоторые другие. В соответствии со ст.23 Воздуш­ного кодекса СССР и ст.41 Кодекса торгового мореплавания СССР иностранцы не могут входить в состав экипажа гражданских воздушных судов и быть членами морских судовых экипажей. Однако в обоих случаях из указанных правил могут быть сделаны изъятия в порядке, определенном правительством. Иностранные граждане не могли заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах СССР.

Основной принцип Закона о правовом положении иностранцев - принцип национального режима - распространяется не только на вопросы доступа иностранцев к труду, но и на права и обязанности участников трудовых отношений: иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с местными гражданами.

Это значит, что к трудовым отношениям с участием иностранцев полностью применяется законодательство о труде в его единстве и дифференциации. То есть иностранцы имеют равные с местными гражданами права и обязанности, устанавливаемые такими институтами трудового права, как коллективный договор; трудовой договор; рабочее время и время отдыха; заработная плата, гарантии и компенсации, трудовая дисциплина; охрана труда; труд женщин; труд молодежи; льготы рабочих и служащих в управлении предпри­ятиями, учреждениями, организациями и др. На иностранцев также распространяются специальные правила трудового законодательства, учитывающие конкретные условия труда (например, труда шах­теров, металлургов и т.д.); территориальное расположение и клима­тические условия (в районах Крайнего Севера и др.); характер тру­довой связи между работниками и предприятием (например, сезон­ные, временные работники) и иные объективные условия труда.

Таковы общие положения о трудовых правах иностранцев в России. Более детальный объем их прав и обязанностей зависит от основания пребывания. Наиболее распространенными случаями использования их труда является работа на предприятиях с иностранными инвестициями и трудовая иммиграция.

Правовая регламентация труда иностранцев на совместных предприятиях (а впоследствии и на предприятиях со 100% - ным иностранным капиталом, именуемых вместе предприятиями с ино­странными инвестициями) в своем развитии прошла два основных этапа. Первый этап - до принятия российского закона "Об иностранных инвестициях" - характеризовался тем, что в отно­шении иностранцев в законодательстве устанавливался целый ряд льготных, отличительных от общего регулирования труда на совместных предприятиях правил, в частности правил, предусматри­вающих возможность в трудовом договоре с каждым иностранцем определять условия оплаты труда, вопросы предоставления отпусков и пенсионного обеспечения. На втором этапе - после принятия этого Закона - трудо - правовое положение иностранцев на предприятиях с иностранными инвестициями уравнивалось с местными гражданами. Так, ст.33 Закона установила, что трудовые отношения, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантий и компенсаций, регу­лируются коллективным договором и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами). Специальные правила для иностранцев касаются лишь нескольких вопросов, связанных с трудовыми отно­шениями: разрешение перевода заработной платы в иностранной ва­люте за границу (ч.3 ст.33); перечисление платежей в валюте на пенсионное обеспечение в соответствующие фонды постоянного мес­та жительства иностранцев и на условиях этих стран (ч.2 ст.34).

Специальные материально-правовые трудовые нормы в отношении иностранцев остались в локальных нормативных актах (коллек­тивных договорах, учредительных документах, положениях о персонале и др.) конкретных предприятий с иностранным капиталом и международных договорах об основных принципах создания и дея­тельности совместных предприятий, заключенных СССР с Болга­рией, Венгрией, Чехословакией и другими странами. Например, в советско-венгерском договоре особо оговаривается, что с принимаемым на работу сотрудником, не проживающим постоянно в стране места нахождения совместного предприятия, может заклю­чаться трудовой договор на срок до 4 лет. В локальных нормативных актах иностранным работникам обычно предоставляется право на.получение дополнительно в каждом календарном году несколько оплачиваемых свободных от работы дней для соблюдения праздников своих стран, на компенсацию или выплату расходов, суточных в связи с прибытием работника и членов его семьи в страну нахождения предприятия, на выплату различного рода едино­временных пособий. В локальных нормативных актах или непо­средственно в трудовом договоре решается также целый комплекс социально-бытовых и культурных проблем иностранцев (сохранение связи с родиной, адаптация к местным условиях, обеспечение полно­ценной жизни семье работника).

На предприятии с иностранными инвестициями возникает вопрос о возможности применения иностранного права к трудовым отно­шениям с участием иностранных работников. Ответ на него должны были бы дать коллизионные нормы. Возможно ли при отсутствии на сегодняшний момент в российском законодательстве коллизионных правил в сфере трудовых отношений с иностранным элементом предусмотреть в трудовом договоре с иностранцем, работающем на таком предприятии, условие о применении иностранного права к некоторым аспектам трудовых отношений? Представляется, что если специальное законодательство предусматривает возможность в трудовых договорах с иностранцами согласовывать большинство условий труда, то логичным будет вывод о том, что эти условия можно определить иностранным правом, выбранным сторонами трудового договора. По этому пути пошел украинский законодатель. В Законе об иностранных инвестициях от 13 марта 1992 года предусмотрено, что на трудовые отношения с работниками, которые постоянно не проживают в Украине, распространяется право Украины, если стороны трудового договора (контракта) во время его заключения или на основе последующего соглашения не выбрали право страны, которое будет регулировать отдельные элементы трудовых отношений. Выбор сторонами права, регулирующего трудовые отношения, является действительным, если избранное право имеет тесную связь с трудовыми отношениями и не ухудшает положение работников по сравнению с условиями, предусмотрен­ными законодательством Украины. Иностранное право не применя­ется в отношении вопросов, по которым действуют императивные нормы трудового права Украины.

Что касается трудовой иммиграции, то в бывшем СССР имелся некоторый опыт ее регулирования. Проблемы перемещения рабочей силы рассматривались преимущественно в рамках СЭВ, где международная трудовая миграция обусловливалась не только необходимостью решения совместными усилиями ряда хозяйствен­ных задач, но и различиями в степени напряженности балансов рабочей силы отдельных стран. Опыт правового регулирования трудовой миграции хорошо виден на примере труда вьетнамских граждан, как наиболее многочисленной группы иностранцев (в отдельные годы до 90 тыс. человек), работавших на предприятиях России, Украины и других государств.

В ряде государств есть специальное законодательство, регулирующее трудовые отношения на совместных предприятиях, а также в свободных экономических зонах. Соответствующие правила касаются не только иностранного персонала предприятий, но и местных граждан. В качестве примера можно привести Закон КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом 1979 года и Положение 1983 года о применении этого закона.

Так, в Кодексе труда Франции имеется специальный раздел, который называется “Иностранная рабочая сила и защита интересов национальной рабочей силы”. Нормы этого раздела касаются доступа иностранцев к работе во Франции. Согласно ст. 341-2, для въезда во Францию с целью поступления на работу по найму иностранец кроме документов и виз, требующихся в соответствии с действующими международными договорами и правилами, должен представить трудовой договор, завизированный административными властями, или разрешение на работу и медицинский сертификат.

В США, Австрии, Швеции и в ряде других стран установлены ежегодные квоты на въезд иностранцев, в том числе и для лиц, специально приезжающих для работы в соответствующей стране. В этой связи определенное значение приобретает заключение Россией межправительственных соглашений о предоставлении нашим гражданам определенных квот. Такие соглашения были заключены Россией с ФРГ, Францией.

Условия труда иностранных рабочих определяются во многом именно публично-правовыми предписаниями, которые носят обязательный характер и по своему содержанию менее гуманны, чем общие условия, установленные общим трудовым законодательством и коллективными договорами. На практике же в силу зависимости иммигрантов от предпринимателей, угрозы высылки, языковых трудностей, отсутствия профессионального обучения и других причин условия их труда еще хуже (большая продолжительность рабочей недели, чем у местных трудящихся, дополнительные работы, непредоставление отпусков и т. д.).

В области трудовых отношений сложились определенные коллизионные принципы. Коллизионный принцип применения закона страны места работы (lex loci laboris) - это основной принцип законодательства о международном частном праве Австрии, Албании, Венгрии, Испании, Швейцарии, он применяется в судебной практике Нидерландов, Бразилии.

Этот же принцип закреплен в Европейской конвенции 1980 года относительно права, применяемого к договорным обязательствам, а также в проекте Конвенции ЕЭС о единообразном ре1улировании коллизий законов в области трудовых отношений.

Под законом места работы (lex loci laboris) понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся.

В отдельных специальных случаях под lex loci laboris понимается закон страны места нахождения правления предприятия, закон флага судна и др. Иногда, в случае командирования работника в другую страну для выполнения тех или иных трудовых заданий применяется и принцип закона страны учреждения, командировавшего работника (lex loci delegationis).

В отношении специальных ситуаций, когда работа выполняется в нескольких странах, например в случае с работником международного транспорта (воздушного, речного, автомобильного, железнодорожного), применяются дополнительные коллизионные привязки. Так, например, австрийский Закон о международном частном праве предусматривает, что в случае, когда работник обычно выполняет свою работу более чем в одной стране или когда он не имеет обычного места работы, применяется закон страны, в которой наниматель имеет обычное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется его деятельность.

На территории РФ действует единый порядок лицензирования деятельности, связанный с трудоустройством российских граждан за границей. Такая деятельность может осуществляться только российскими юридическими лицами. Взимание платы с граждан РФ за трудоустройство за границей не допускается (пост. Совета Министров РФ от 8 июня 1993 г. об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской федерации за границей).

Условия труда и временного пребывания российских граждан, предусмотренные такими контрактами, не должны быть хуже условий, предусматриваемых контрактами с иностранцами-гражданами других государств. В каждом случае они не должны нарушать императивные, обязательные нормы законодательства этих стран.

Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить по договору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпринимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законодательством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм нашего трудового права.

Право, регулирующее трудовые отношения, носит двойственный характер: ему кроме частнопра­вового элемента присущ и элемент публично-правовой. Для практики судов и доктрины стран Запада характерны попытки разграничить применение права к трудовым отношениям по вопросам частного и публичного права. Одни авторы (А. Батиффоль и др.) в соответствии с традиционными концепциями пытаются применять к трудовым договорам общие коллизионные принципы обязательственного права (выбор права сторонами на основе принципа автономии воли сторон, применение закона места заключения договора и др.), другие же (Нибуайе и др.) выдвигают на первый план вопросы публично-правового характера, в отношении которых не может применяться иностранное публичное право, а всегда подлежат применению правила страны места работы.

В отечественной доктрине (А.С. Довгерт) подчеркивалось, что трудовые и гражданские отношения при имеющихся различиях объединены общими принципами частноправового регулирования. Именно поэтому к трудовым отношениям с иностранным элементом применяются общие понятия и положения международного частного права.

Коллизионные принципы, предназначенные для регулирования трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, составляют особую группу принципов, правил с учетом состава участников трудового правоотношения. К международным трудовым отношениям в теории частного международного права причисляют отношения, которые осложнены иностранным элементом. В международных трудовых отношениях иностранный элемент может присутствовать как в субъектном составе (иностранный работник, иностранный работодатель ), так и в объекте (трудовая деятельность работника осуществляется за границей)

В области трудовых отношений сложились следующие основ­ные коллизионные принципы.

Свобода выбора права (автономия воли - lex voluntatis). Этот принцип применяется в Великобритании, Италии, Канаде, ФРГ, Польше. Например, согласно ст. 32 Закона Польши 1965 г. о ме­ждународном частном праве «стороны могут подчинить трудовые правоотношения выбранному им закону, если он находится во взаимосвязи с этими правоотношениями».

1. Закон места работы (lex loci laboris). В соответствии с этим принципом к иностранцам применяется закон страны места рабо­ты. Он закреплен в законодательстве Австрии, Албании, Венгрии, Испании, России, Швеции и других стран. Из этого же принципа исходит Римская конвенция 1980 г. о праве, применяемом к договорным обязательствам. Под законом места работы (lex loci laboris) понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся.

2. Закон места нахождения работодателя. В соответствии с этим коллизионным принципом, если согласно трудовому договору работу следует выполнять на территории нескольких государств, к трудовому отношению применятся закон места нахождения, места жительства или места коммерческой деятельности работодателя.

3. .Закон флага судна (lex flagi). Трудовое соглашение работника, исполняющего службу на водном или воздушном транспорте, регламентируется законом страны, где зарегистрировано транспортное средство.

4. Личный закон работодателя - физического или юридического лица (lex personalis или lex societalis). Например, если работники венгерского работодателя выполняют работу за границей по командировке или на более длительной зарубежной службе, ток правовому отношению следует применять венгерский закон. Данный принцип применяется также и тогда, когда место работы определить точно невозможно (например, ввиду командировок)или работа подлежит исполнению в двух или более странах.

5. Закон страны заключения контракта о найме (lex loci contractus). Например, по законодательству Англии и США к трудовым отношениям, заключенным в этих странах, применяется местное право.

Международные односторонние коллизионные предписания включаются в российское трудовое законодательство в результате одностороннего решения вопроса российским законодателем о выборе закона, регулирующего международные трудовые отношения, реализуемые на территории Российской Федерации. Например, статья 11 Трудового кодекса РФ содержит общее коллизионное нормативное предписание , основанное на критериях территориальности и национального режима (равенства трудовых прав) в регулировании международных трудовых отношений: «На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяютсяна трудовые отношения с участием иностранных граждан , лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации».

Иными словами, если имеют место трудовые отношения, осложненные иностранным элементом, к их регулированию должно применяться российское трудовое право. Оно распространяется как на работников-иностранцев , работающих у российских работодателей, так и на россиян или иностранцев, работающих у иностранных юридических и физических лиц. Коллизионным предписанием служит принцип закона места работы (lex loci laboris).

^ Критерий экстерриториальности применяется к трудовым отношениям, где работодателем и работником выступают определенные категории российских субъектов права , но трудовая деятельность осуществляется за пределами Российской Федерации, за границей. Эти отношения являются результатом дифференциации правового регулирования труда. Так, в Трудовом кодексе РФ этим отношениям посвящена глава 53 "Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей".

Коллизионное правило lex banderae (закон флага) следует применять и в отношении работников транспортных организаций. В ст. 416 КТМ РФ предусмотрено, что правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна . Этот закон применяется к отношениям между судовладельцем и членами экипажа, если иное не предусмотрено договором , регулирующим отношения между судовладельцем и членами экипажа судна, являющимися иностранными гражданами.

Таким образом, в качестве альтернативной коллизионной привязки предусматривается правило об автономии воли сторон lex voluntatis (закон по договоренности, принцип автономии воли). Однако с учетом характера трудовых отношений эта «автономия воли сторон», т.е. выбор сторонами трудового договора права той или иной страны, подлежащего применению, ограничена . Таким ограничением выступает запрет ухудшения условий труда членов экипажа судна по сравнению с нормами права государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве (ст. 416 КТМ РФ).

Таким образом, на сегодняшний день только трудовые отношения работников дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, а также членов экипажей торгового мореплавания в одностороннем порядке подверглись специальной коллизионно-правовой регламентации. Речь идет о специальных коллизионных нормативных предписаниях.

В российской доктрине МЧП отсутствует единый подход относительно возможности применения ктрудовым отношениям, осложненным иностранным элементом, коллизионные нормы разд. VI ГК РФ «Международное частное право». Так, по мнению В.П. Звекова, возможность применения общего подхода в соответствующих случаях не исключена. То есть, возможно, применения принципа «автономии воли сторон», при отсутствии соглашения относительно подлежащего применению права, применяется право страны, с которым трудовые отношения наиболее тесно связаны. Лушникова М.В., напротив, считает, что применение положений раздела VI ГК РФ не является обоснованным. В отличие от гражданско-правовых трудовые отношения основаны на единстве частных и публичных начал , неотъемлемой характеристикой трудовых правоотношений является обеспечение охраны трудовых прав работника. На этом основании нельзя применять коллизионные принципы, призванные регулировать частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом.

Однако, в ч. 1 ст. 10 ТК РФ содержится правовое положение, аналогичное ст. 15 Конституции РФ : основные принципы и нормы международного права и международные договоры России в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы нашей страны. В ч. 2 ст. 10 ТК РФ конкретизируется, что, если международным договором России установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Так, в соответствии со ст. 44 Договора между Россией и Польшей о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (1996)стороны трудового договора могут сами выбрать законодательство, регулирующее их трудовые отношения. Если законодательство не выбрано , то возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа.

Т.о. международным договором предусмотрено исключение из общего правила, что допускается трудовым законодательством. Несмотря на то, что имеется общая норма, закрепленная в ст. 11 ТК РФ, в случае если стороны выберут законодательство Польши, оно будет применяться к соответствующим отношениям даже на территории России.

Предметом МЧП РФ являются гражданские правоотношения, осложненные иностранным элементом, в широком смысле, к которым относятся и трудовые отношения. В предмет МЧП входит только та часть трудовых отношений, которая имеет гражданско-правовой характер (например, условия выплат и определение размера з\платы, регламентация порядка и условий возмещения ущерба, причиненного работнику трудовым увечьем).

Система норм, регулирующих такие трудовые отношения, образует самостоятельную отрасль МЧП - междуна­родное частное трудовое право, состоящее из материально-право­вых и коллизионных предписаний.

Трудовое законодательство любой страны носит сложный характер и является комплексным образованием, состоящим из норм частного и публичного характера. Вмешательство государства в данную сферу правоотношений обусловлено необходимостью определенной социальной политики, обеспечивающей баланс интересов работников и работодателей. К предмету международного частного права относится та часть трудовых отношений, которая имеет частноправовой характер (например, условия выплаты и определение размера заработной платы, регламентация порядка и условий возмещения ущерба, причиненного работнику трудовым увечьем и т.д.).

Правовое регулирование трудовых отношений с иностранным элементом осуществляется посредством международных договоров, подавляющую часть которых составляют Конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) . В этих международных соглашениях тесно переплелись нормы частноправового и публично-правового характера, что отражает специфику самих трудовых отношений.

Нормы международного частного трудового права содержатся также в двусторонних соглашений, заключенных между Россией и иностранными государствами по вопросам приема и направления граждан на работу в организации, предприятия и объединения договаривающихся государств (такие соглашения действуют между Россией и Болгарией, Польшей, Китаем, Украиной и другими странами).

Как правило, основной комплекс вопросов в этой сфере регулируется трудовым законодательством того государства, на территории которого заключен трудовой контракт и протекает основная трудовая деятельность.

В Российской Федерации основным нормативным актом в сфере регулирования трудовых отношений является Трудовой кодекс РФ, содержащий материально-правовые нормы (коллизионных норм в ТК РФ нет).

Международный труд - это отношения, осложненные иностранным элементом. Иностранный элемент может присутствовать как в субъективном составе (субъект отно­шения - иностранный работник или иностранный работодатель), так и в объекте (труд ра­ботника протекает за границей, хотя участники отношения могут принадлежать к одному государству).

Особенности международного ча­стного трудового права - осторожное отношение законодателя к возможности автономии воли сторон, тенденция ее ограничения, ориентирование на защиту интересов «слабой» стороны.

  • 16.Правила применения коллизионных норм.
  • 18. Коллизионные нормы можно классифицировать по различным основаниям.
  • 26. Взаимность и реторсия в мчп.
  • 29. Проблемы защиты прав соотечественников за рубежом.
  • 32. Правовой статус юр лиц в мчп
  • 34. Личный закон юл и иностранной организации, не явл. Юл.
  • 35.Создание коммерческой организации с российским инвестициями за рубежом. Право, подлежащее применению к договору о создании юл с иностранным участием.
  • 37. Право, подлежащее применению к инвестиционным отношениям
  • 41. Правовое положение государства в международном частном праве
  • 43. Правовое регулирование электронных сделок.
  • 44.Требования к форме внешнеэкономической сделки (42)
  • 46. Расчеты по аккредитиву
  • 45. Расчеты по инкассо
  • 53.Право, подлежащее применению к возникновению и прекращению вещных прав. Определение применимого права на затонувшее имущество.
  • 56.Понятие, виды и формы сделок в международном частном праве. Право подлежащее применению к обязательствам, возникающим из односторонних сделок и к исковой давности.
  • 57.Международные морские перевозки. Отношения, возникающие из столкновения судов и договоров, заключаемых в области торгового мореплавания.
  • 58.Международные водные перевозки. Применимое право к отношениям, возникающим из общей аварии, спасания судна и иного имущества.
  • 59.Принцип автономии воли сторон в мчп
  • 60.Валютное регулирование и валютный контроль при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Виды валютных операций.
  • 61.Иностранная валюта и специальные права заимствования в российском законодательстве по международному частному праву
  • 65. Международные автоперевозки в мчп
  • 66. Железнодорожные перевозки грузов и пассажиров в мчп
  • 67.Коллизионные вопросы транспортных операций в международном частном праве России. Документация, применяемая при оформлении международных перевозок.
  • 68. Право, подлежащее применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда.
  • 70. Международная воздушная перевозка
  • 71.Основные положения в области наследственных отношений, осложненных иностранным элементом
  • 72 . Авторское право
  • 73. Международная охрана объектов промышленной собственности
  • 74. Трудовые отношения в мчп.
  • 79. Основания возникновения, изменения и прекращения супружеских отношений.
  • 76.Правоотношения между родителями и детьми
  • 81. Понятие и виды иностранных инвестиций
  • 83. Международная подсудность гражданско-правовых споров, осложненных иностранным элементом
  • 84. Опека и попечительство в мчп
  • 85.Нотариальные действия в мчп
  • 86.Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража
  • 90.Признание и исполнение иностранных судебных решений в рф.
  • 88. Судебные доказательства в мгПр
  • 74. Трудовые отношения в мчп.

    Важнейшими коллизионными привязками в сфере трудовых от­ношений являются:

    Закон места заключения трудового договора;

    Закон места осуществления работы;

    Закон места нахождения работодателя;

    Закон флага на морском судне.

    Основной коллизионной привязкой в РФ закон места осуществления работы.

    В трудовых отношениях на ино­странных граждан и лиц без гражданства (иностранных лиц) распространяется нацио­нальный режим, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ.

    В отношении иностранных работников, временно пребывающих в РФ, действует разрешительный порядок их привлечения и использования.

    Российское законодательство практически не содержат коллизионных норм, предназначенных для регулирова­ния трудовых отношений, осложненных иностранным элементом.

    Единственным исключением является ст. 416 КТМ РФ, согласно которой правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна .

    Отношения между судовладельцем и членами экипажа судна регулируются зако­ном, избранным сторонами трудового договора. При этом выбор права, подлежащего применению к отношениям между судовладельцем и членами экипажа судна, не должен приводить к ухудшению условий труда членов экипажа судна по сравнению с нормами права того государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсут­ствии соглашения сторон о подлежащем применению праве. При отсутствии такого со­глашения применяется закон государства флага судна.

    Обычно трудовые отношения с иностранным элементом регулируются закон, из­бранный участниками правоотношения (lex voluntatis). При отсутствии такового приме­няется закон места осуществления трудовой деятельности (lex loci laboris): право страны, где полностью или преимущественно осуществляется работа, право страны, где обычно осуществляется работа, право страны, где находится штаб-квартира организации, с кото­рой работник заключил трудовой контракт, и другие. Субсидиарно также применяется закон места нахождения работодателя , если работник выполняет свою работу в несколь­ких странах или у него нет обычного места работы.

    Граждане России, выезжающие на работу за рубеж по трудовому договору, заклю­ченному с иностранными работодателями, выходят из-под юрисдикции российского права. На них распространяется трудовое законодательство иностранного государства : материальное и коллизионное, а также международные договоры в этой области.

    Однако это не означает, что Россия полностью снимает с себя ответственность за судьбу своих граждан, выехавших на работу за рубеж. Согласно п.2 ст. 61 Конституции РФ Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке вы­езда из РФ и въезда в РФ» дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны обеспечивать меры по защите граждан РФ и оказывать им покровительство в порядке, определяе­мом законодательством России и ее международными договорами.

    Международно-правовое регулирование трудовой деятельности иностранных лиц осуществляется преимущественно на региональном и двустороннем уровнях. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. применяется к работникам и членам их семей, которые посто­янно проживают на территории одного государства, а осуществляют свою трудовую дея­тельность на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности на территории другого государства в соответствии с законодательством государства трудо­устройства.

    Трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором (контрак­том) , заключенным с работодателем на государственном языке страны трудоустройства и русском языке, в соответствии с трудовым законодательством страны трудоустройства, который вручается работнику до его выезда на работу.

    Работники пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством страны трудоустройства. Они также пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) в соответствии с действующим на террито­рии страны трудоустройства законодательством, если иное не предусмотрено специальным соглашением. Их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя (нанима­теля) страны трудоустройства на одинаковом уровне с ее гражданами.

    Трудовой стаж , включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаим­но признается государствами.

    При окончательном выезде трудящегося-мигранта из страны трудоустройства ра­ботодателем (нанимателем) ему выдается справка или иной документ, содержащий све­дения о продолжительности работы и заработной плате помесячно.

    Порядок возмещения работнику вреда, причиненного увечьем, профессиональ­ным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, регулируется законодательством страны трудоустройства, если иное не предусмотрено отдельным соглашением.

    Таким соглашением является Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным поврежде­ нием здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, 1994 г.

    Данное Соглашение распространяется на предприятия, учреждения и организа­ции государств-участников Соглашения независимо от форм собственности.

    Возмещение вреда, причиненного работнику вследствие трудового увечья, иного повреждения здоровья или его смерти производится работодателем страны, законода­тельство которой распространялось на работника в момент получения увечья, иного по­вреждения здоровья, смерти. Возмещение вреда, причиненного работнику вследствие профессионального заболевания, производится работодателем страны, законодательство которой распространялось на работника во время его трудовой деятельности, вызвавшей профессиональное заболевание. В тех случаях, когда работник, получивший профессио­нальное заболевание, работал на территории нескольких государств в условиях и облас­тях деятельности, которые могли вызвать профессиональное заболевание, возмещение вреда осуществляется работодателем страны, на территории которой в последний раз выполнялась указанная работа.

    Государства-участники Соглашения обеспечивают в приоритетном порядке сво­бодный перевод и выплату денежных средств по возмещению вреда работникам (а в слу­чае их смерти – лицам, имеющим право на возмещение вреда), постоянно или временно пребывающим на их территории, через банки и (или) учреждения почтовой связи.

    По делам, предусмотренным в Соглашении, компетентен суд страны, на террито­рии которой имело место действие, послужившее основанием для требования о возмеще­нии вреда, или суд страны, на территории которой проживают лица, имеющие право на возмещение вреда, по выбору пострадавшего.

    С рядом государств (Арменией, Белоруссией, Кыргызстаном, Молдовой, Украиной) Правительством РФ заключены двусторонние соглашения о трудовой деятельности и соци­альной защите граждан, работающих за пределами своих государств.

    75. СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это отношения, основанные на факте принадлежно­сти физического лица к семье в настоящее время или в прошлом.

    В МЧП область семейных отношений в наименьшей степени подверглась унифи­кации в силу того, что эти отношения наиболее тесным образом связаны с исторически­ми и религиозными особенностями развития, национальными и культурными традициями народа каждого государства. Данными факторами объясняется почти полное от­сутствие универсальных международных договоров в области семейного права. В качест­ве примера можно привести лишь Конвенцию ООН «О правах ребенка» 1989 г.

    Унификация коллизионных норм прово­дится на региональном и двустороннем уровнях. Так, в рамках СНГ действует Конвен­ция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданских, семейным и уголов­ным делам 1993 г.

    Так, законодательством Португалии установлен брач­ный возраст в 16 лет для мужчины и женщины, а также обязательное наличие согласия их родителей, если вступающие в брак лица не достигли 21 года. Во Франции и Швей­царии брачный возраст для мужчины и женщины различный: 18 и 16 лет, 20 и 18 лет соответственно. В России вступать в брак можно по достижении возраста 18 лет, и со­гласие родителей на это не требуется.

    Различаются и другие условия заключения брака: в Болгарии, Великобритании и половине штатов США запрещены браки между родственниками по нисходящей и вос­ходящей линии вплоть до четвертой степени родства, во Франции и Италии – браки ме­жду дядями и племянницами, тетями и племянниками. В большинстве стран (за исклю­чением Чехии, отдельных штатов США) свойство по прямой линии рассматривается в качестве запрета к браку.

    В ряде стран допускаются браки с ограниченно дееспособными лицами. Так, в Че­хии гражданин с ограниченной дееспособностью может вступать в брак с разрешения суда. В Великобритании, Франции, Швейцарии и большинстве штатов США запрещено вступать в брак душевнобольным, больным некоторыми видами венерических болезней.

    Обязательное условие для заключения брака в Великобритании, Италии, Фран­ции, Швейцарии и некоторых штатах США - публичное оглашение предстоящего брака. В США и Великобритании оно может быть заменено разрешением на брак, для получе­ния которого вступающие в брак лица под присягой заявляют об отсутствии предусмот­ренных законом препятствий к его заключению.

    В России, ФРГ, Франции, Швейцарии, Венгрии, Японии юридическую силу имеет только светская форма брака, в Иране, Ираке и Египте – только религиозная форма, а в ряде стран (Великобритании, Дании, Италии, Испании, Канаде, Польше, Чехии) – и та, и другая, но с обязательным внесением записи о совершенном браке в книгу записей актов гражданского состояния. В некоторых штатах США, где действуют нормы общего права, брак удостоверяется письменным соглашением сторон, заверенным адвокатом, имеющим лицензию на ведение адвокатской практики. Последующая регистрация таких браков в едином государственном реестре не требуется. В некоторых странах (например, Эквадо­ре) юридическую силу имеют и фактические брачные отношения.

    Законодательство РФ не предусматривает при расторжении брака предварительной сепарации супругов, и брак по их взаимному согласию может быть рас­торгнут немедленно. В Великобритании для получении развода необходимо раздельное проживание супругов в течение 2 лет .

    "