Или муниципальный контракт не был. Государственный и муниципальный контракт

Лутовинова Наталья Викторовна

старший преподаватель кафедры финансового, банковского и административного права, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия

Аннотация: проблемам изучения эффективных методов государственного регулирования, формирования государственных заказов, выявлению принципов, закономерностей, форм и методов управления размещением государственных заказов, предназначенных для общественных нужд, посвящено исследование в настоящей статье.

The order of the conclusion and execution of public and municipal contracts

Lutovinova Natalya Viktorovna

senior lecturer of financial, banking and administrative law Department, Russian state social university, Moscow, Russian Federation

Abstract: the problems of studying effective methods of state regulation, the formation of state orders, identify principles, laws, forms and methods of public procurement, intended for public use, dedicated to research in this article.

Keywords: state (municipal) contract, tenders, auctions, government needs the auction

Под государственным и муниципальным договором понимают такой договор или такой контракт, который был заключен с заказчиком от имени РФ, субъекта или же муниципалитета с определенной целью - обеспечение государственных или же обеспечение муниципальных нужд. Заказ считается размещенным с момента заключения муниципального или государственного или договора.

Процедура заключения договоров на поставку для указанной категории нашла отражение в ст. 528 ГК. Проект договора, согласно данному документу, разрабатывает заказчик, после чего направляет его исполнителю (когда иное не было прописано в соглашении) .

Заключение договора проводится в соответствии с существующими правилами.

Исполнитель берет на себя обязанность направления подписанного проекта своему заказчику. Делается такое не позднее 30 дней с момента получения.

Когда исполнитель уклоняется от осуществления заключения им договора, заказчику принадлежит право на то, чтобы обратиться в судебный орган со своим требованием по понуждению исполнителя к тому, чтобы заключить данный договор или заключить контракт, который будет содержать условия прописанного проекта.

При исполнении и при заключении контракта изменение условий его не будет допускаться. Это нельзя делать ни в одностороннем порядке, ни по соглашению сторон. Есть только одна ситуация, при которой заказчику принадлежит право на то, чтобы изменить в одностороннем порядке объем прописанных в договоре или же в контракте товаров (услуги, работы). Это можно сделать не больше, чем на 5% при выявлении подобного типа потребности или же в случае прекращения приведенной потребности в прописанной части товаров. Заказчик в процессе согласования с исполнителем обладает правом на то, чтобы внести изменения в цену договора, контракта. Вносятся подобного рода изменения пропорционально объемам прописанных дополнительных товаров. Снова же действует правило: не больше 5% от приведенной стоимости. В целях реализации указанного права обязательно в конкурсной документации нужно прописать подобного рода возможность.

Возможности по изменению объемов прописанных договором или же указанных в контракте товаров, когда заказ размещают посредством осуществления аукциона, запроса котировки или когда проводится закупка у одного поставщика, в законодательстве не прописывается. А это значит, что она не допускается.

В контракт данного типа обязательно необходимо включать условие, прописывающее степень ответственности у исполнителя за неисполнение им или же за несоответствующее исполнение взятого на себя обязательства. При просрочке исполнения одна из сторон получает права на то, чтобы требовать осуществления уплаты неустойки, уплаты штрафа или же накопившихся пеней .

По нормам недавно вступившего в законную силу Закона под № 44-ФЗ прописывается, чтоб абсолютно каждую закупку, которая имеет место для государства или же для муниципалитета, обязательно планируют. Такая норма обязывает заказчиков к тому, чтобы утверждать не только план-график, план осуществления закупок на сроки действия закона о бюджете. Проведенные требования в силу вступают с 2015 года .

Планы закупок составляются в процессе поступательного формирования и поступательного рассмотрения проектов бюджета на всех уровнях. После этого утверждаются с момента доведения до заказчиков объемов его прав, прописанных в денежном выражении на исполнение и на принятие обязательств по нормам законодательства о бюджете. Обязательно в плане прописывается цель проведения закупок, указывается наименование, а равно с тем описание, объемы закупаемого товара, указываются сроки для проведения планируемых закупок, прописываются объемы финансирования, иные сведения.

Подобного типа форма уже была утверждена Правительством. По указанной форме составляются все планы-графики при соблюдении некоторых требований.

Законодательство определяет еще и изменения плана-графика. Когда начальные закупки признаны, будут несостоявшимися, тогда повторные провести разрешается лишь после полноценного внесения изменений в разработанный план-график.

Еще одним требованием становится обоснование заказчиком требования необходимости проведения абсолютно каждой закупки. Проведение обоснование закупок происходит при составлении плана закупок и плана-графика. Оно заключается в установлении соответствия планируемых закупок целям проведения осуществления и требованиям, которые выдвигаются со стороны законодательства, прописываются в прочих нормативных актах.

В планах-графиках обязательно обосновывают, прописывают начальную максимальную цену для договора, указывают контракты и способ осуществления определения исполнителя.

Когда закупка признается необоснованной при проведении мониторинга, контроля, аудита в области закупок, тогда на органы контроля накладывается обязанность выдачи предписаний об устранении всех нарушений и привлечения к административной ответственности виновных .

Приобретаемые для нужд у государства, а равно с тем и у муниципалитетов товары должны полноценно обеспечивать все нужды. Вместе с тем, у них не должно быть никаких лишних свойств. Они не должны быть предметами роскоши.

Осуществление нормирования – процедура, которая прописывает установление полноценных требований по отношению к закупаемым товарам, указывает на определение затрат, которые соответствовали бы нормам, направленным на обеспечение полноценных функций органов государства, органов по управлению внебюджетными государственными фондами, органов в муниципальных образованиях. Подобного рода осуществляется так:

– Правительством утверждаются общие порядки требований по разработке, а равно с тем и по принятию актов о нормировании, о содержании, об общем требовании, которое предъявляется к отдельным видам товара.

– высшими исполнительными органами государственной власти устанавливаются правила для осуществления нормирования, делается это на основе общих требований;

– на основании указанных правил по нормированию государственные, а равно с тем и муниципальные органы, органы по управлению внебюджетными государственными фондами (а вместе с тем и госкорпорация "Росатом") прописывают требования, предъявляемые к отдельным типам товаров, услуг, работ; прописываются и нормативные затраты, которые требуется понести для обеспечения полноценного действия функций приведенных органов.

Появление нового закона в области торгов прописало под собой обязательность создания полноценной единой информационной системы. В данной системе должна отражаться информация по всем этапам муниципальных и государственных закупок. Первый этап – планирование. Единую информационную систему считают своего рода средством, которое требуется для осуществления сбора информации. Иногда система становится средством по контролю за соответствием сведений и информации в разных документах (соответствие информации в плане закупок и в плане-графике и пр.).

Включаются в систему специальные документы, направленные на планирование закупок, прописываются сведения по закупкам и по исполнению договоров, контрактов на поставку. Указывается здесь и важная другая информация, прописывание которой предусмотрено в законодательстве. Список приведенной информации является достаточно разнообразным. В систему вносят все реестры, появляется здесь библиотека по типовым условиям контрактов, а равно с тем и договоров, прописываются результаты мониторинга, проведения аудита, контроля в области закупок. Информацию отправляют на официальный сайт единой информационной системы, она должна быть общедоступной .

На официальном сайте под названием zakupki.gov.ru на данный момент размещаются для общего доступа сведения, которые касаются заключения заказов и заключения муниципального или государственного договора, контракта. Информации по ходу исполнения заключенного акта не указывается.

Субъектам Российской Федерации, равно как и муниципальным образованиям принадлежит право на то, чтобы организовать муниципальные или региональные информационные системы. Данные системы интегрируются с информационной единой системой по прописанным правилам.

Большая часть норм, которые касаются информационной системы, вступают в силу с начала 2014 г. Но есть некоторые исключения.

Процедуру, сроки по вводу информационной системы в ее эксплуатацию прописывает Правительство. До момента ввода данной системы в эксплуатацию вся та информация, что должна отражаться в системе, будет размещаться на сайте по государственным закупкам в прописанном на уровне Правительства порядке.

При проведении закупок есть несколько конкретных требований, предъявляемых к описанию самого объекта закупок, к полноценному обоснованию стартовой цены договора, контракта, к обеспечению от субъектов заявок на участие, по проведению оценки заявок. Все приведенные требования распространяют на все методики для определения поставщиков.

Прописание требования становится составной частью возникновения обязанностей у заказчика. Заказчик берет на себя обязанность к тому, чтобы присутствие в приведенном реестре как участника проведения закупки, так и учредителей, членов в коллегиальном исполнительном органе, лица, который выполняет функции исполнительного единоличного органа.

По нормам вступившего в силу закона требования устанавливают ко всем участникам проведения закупки в обязательном порядке. Нельзя устанавливать их исключительно по требованию, желанию заказчика. Такое положение было прописано в утратившем свою силу Законе под № 94-ФЗ .

Новым законодательством прописываются единые требования, которые касаются описания того предмета закупок, что заказчик прописывает в документации по закупке, вне зависимости от способа проведения.

Осуществления прописания предмета носить должно объективный характер. Здесь должны указываться сведения о функциональных, технических, качественных, а равно с тем и эксплуатационных характеристиках. При описании предмета закупок не включается информация относительно:

– товарных знаков,

– знаков обслуживания,

– фирменных наименований,

– прочих способах по идентификации одного строго конкретного товара, одного производителя,

– требования к товару, к информации, к работе, услуге в случае, когда такие требования становятся причиной для ограничение в числе участников закупок.

Исключения могут иметь место в ситуации, когда не существует другого способа для обеспечения более точного и конкретного описания характеристик по предмету закупки. В предыдущем законе прописывалось указание на наличие товарного знака. Его требовали учитывать при осуществлении размещения заказов через осуществление аукциона, а после и запроса котировок. Указание на иные средства индивидуализации невозможно допустить по общим правилам.

В качестве нововведения становится описание предметов закупки, которое по максимуму должно включать в себя стандартные показатели, условные обозначения, требования, а равно с тем и терминологию, которая касается технических особенностей, затрагивает качественные характеристики, если эти характеристики установлены были по нормам технических регламентов, специальных стандартов и прочих требованиям, прописанным в законодательстве о проведении технического регулирования.

В документации по закупке отражаются такие показатели, которые дают возможности определить уровень соответствия закупаемых товаров наличию потребностей у заказчика. Здесь отражаются максимальные, а равно с тем и минимальные значения показателей, указываются такие значения показателей, что не могут быть измененными.

Обоснование максимальной начальной цены для требует тщательного регулирования и исследования. Положения о проведении обоснования работают как в отношении указанных факторов, так и в отношении цены договора, который заключается субъектом с единственным поставщиком.

Заказчикам требуется руководствоваться несколькими методами в целях полноценного обоснования для начальной цены в договоре или же для начальной цены контракта:

– анализа рынка;

– нормативный;

– тарифный;

– проектно-сметный;

– затратный.

Приоритет отдается методу по сопоставлению рыночных цен. Использование указанной методики позволяет заказчику установить начальные максимальные цены, которые будут иметь место в соответствии со сведениями относится рыночных цен на идентичные товары, которые планируются к закупкам. В случае отсутствия товаров такого плана – исходя из однородных .

Обеспечение заявок может осуществляться 2-мя приемами:

– перечисление средств на счета заказчика по временному распоряжению;

банковская гарантия.

Обеспечение заявок, которые имеют место при осуществлении электронного аукциона предоставляться может по большей части за счет перечисления средств.

При наличии других способов определения поставщиков, когда это предусматривается конкурсной документацией, многочисленные участники процедур по торгам предоставляются обеспечения, созданные в форме банковской безотзывной гарантии. Такую гарантию получают от банковской организации, включенной в список банков, которые отвечают прописанным требованиям с целью принятия гарантий для налогообложения. Гарантия обязана соответствовать всем тем требованиям, которые прописаны Правительством. Гарантия, которая предоставляется участником торгов как обеспечение заявки на участие или как обеспечение исполнения договора, обязательно вносится в реестр. Правительство прописало правила по ведению подобного реестра, указаны и правила по опубликованию данного документа в информационной системе.

Когда до момента рассмотрения, до момента проведения оценки заявок на прописанный заказчиком в документах счет не были перечисленными средства (они считаются обеспечением заявки, участника торгов признают в качестве не представившего обеспечение заявки). Он признается таковым даже в ситуации, если подтвердил факт внесения им средств, указав на наличие соответствующих документов.

Средства, которые поступили для обеспечения заявки, будут возвращены участникам закупок в ситуации:

– подписания протокола рассмотрения, проведения оценки со стороны заявок на участие, подписания протокола по рассмотрению вторых частей заявок на осуществление участия, подписания протокола для закрытого аукциона. Обеспечение будет возвращаться всем участникам, за исключением победителя, которому обеспечение возвращают после факта заключения с ним договора или заключения контракта;

– осуществление отклонения заявки от участника;

– проведение отмены определения, отмены исполнителя;

– осуществление отзыва заявки до момента окончания сроков для подачи;

– заявка на участие подается после момента окончания сроков для их подачи;

– отстраняется участник торгов от полноценного участия при определении исполнителя, имеет место отказ со стороны заказчика от заключения им договора или же заключения контракта с победителями определения исполнителя .

Банковская гарантия в названных случаях не возвращается, взыскание по ней не производится.

Заказчиком определена обязанность устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных договоров и контрактов на поставку товаров для нужд государства и муниципалитетов. Исключения есть только для определенных видов договоров, которые заключаются по итогам закупок у единственного поставщика. В таком случае заказчику предоставляется полное право на то, чтобы устанавливать обеспечение. Но прямой обязанности это делать нет.

Положения по обеспечению исполнения не будут применяться в ситуации, если участник закупки – государственное/муниципальное учреждение. Его имущество на казенном праве.

Выполнение договора, контракта будет обеспечиваться несколькими методами: внесение средств на счет для заказчика, предоставление гарантии, что осуществляется по выбору со стороны участника. Для банковской гарантии прописывается требование по срокам действия. Срок должен быть более срока действия договора, но не менее чем на 1 месяц.

Были измены те признаки, по которым проводится оценка заявки со стороны участников процедур торга. Обязательным стал только 1 критерий – цена в договоре. При осуществлении конкурса кроме цены заказчик берет на себя обязанность применять как минимум 1 признак оценки. В качестве примера можно привести качество работ, связанные с эксплуатацией расходы, сроки, которые были предусмотренными на предоставление гарантий качества.

После вступления в силу № 44-ФЗ появился новый термин – «определение поставщика, подрядчика, исполнителя» .

Есть несколько методов для определения подрядчика, поставщика и исполнителя:

– путем открытого конкурса;

– путем конкурса с ограниченным участием;

– 2-х этапный конкурс;

– аукцион электронный;

– запрос котировок;

– запрос предложений;

– закрытые способы (это закрытый конкурс, равно с ним закрытый конкурс при ограниченном участии, закрытый 2-хэтапный конкурс, есть и закрытый аукцион);

– проведение закупки у одного поставщика .

Исполнение договора включает такие элементы:

1) приемка поставленного товара, а равно с тем и отдельных стадий исполнения контракта.

Важной составляющей можно назвать проведение заказчиком специальной экспертизы соответствия, прописанным условиям договора, прописанным условиям контракта по отношению к предоставленным исполнителем результатам. Экспертиза заказчиком можно осуществляться самостоятельно или при привлечении экспертов со стороны, экспертных организаций (делается это на основе прописанных договоров).

Когда закупку совершили у одного поставщика, заказчик берет на себя обязанность к тому, чтобы привлекать специалистов, экспертов, организации экспертного толка к осуществлению экспертизы товара, выполненной работы, оказанной услуги. Исключениями становятся:

2) перечисление средств со стороны заказчика в качестве проведения оплаты полученных товаров, а равно с тем отдельных стадий выполнения контракта;

3) осуществление взаимодействия заказчика и исполнителя при изменениях договора, контракта, при расторжении, при использовании мер ответственности, при совершении прочих действий на случай нарушений условий.

Заказчику принадлежит обязанность размещать отчеты в единой информационной системе по результатам стадий выполнения договора. В данных отчетах указывается на полное выполнение или же на несоответствующее выполнение договоров, контрактов на поставку товара для нужд муниципалитетов и для нужд государства, на осуществление их изменения, расторжения. К отчетам прилагаются заключения по итогам проведения экспертизы .

Вне зависимости от информации, содержащейся в конкурсной документации можно будет по соглашению сторон изменять содержание договора, контракта, при:

1) решении Правительства – для долгосрочных и дорогостоящих договоров в целях полноценного обеспечения федеральных нужд, когда выполнение их по обстоятельствам, независящим от сторон, без изменений в условиях будет невозможным. Срок договоров составлять должен не 3 года, года, цена должна быть равной той сумме, которая была установлена Правительством (или же превышать такую сумму);

2) по решениям со стороны высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации изменяются договоры в целях обеспечения нужд субъекта, которые были заключенными на сроки минимум 3 года и заключены с ценой, которая составляет не меньше суммы, прописанной на уровне Правительства, если исполнение их по обстоятельствам, независящим от сторон, без изменений в условиях будет невозможным.

Решения об изменении должны закрепляться в законе субъектов РФ, цена на контракт должна быть на уровне 1 млрд. руб. и более;

3) по решению со стороны местной администрации изменяются договоры, которые были заключенными менее чем на 1 год, а их цена составляет менее той суммы, которая была прописана Правительством, если исполнение по обстоятельствам, независящим от сторон без изменений в условиях будет невозможным;

4) в случае изменений в регулируемых государством тарифах. Положение будет распространяться на изменение категории регулируемых цен, которые содержатся на товары и на услуги от организаций коммунального комплекса, от субъектов естественной монополий, цен, тарифов, которые существуют в сфере газоснабжения;

5) в случае уменьшения учреждению казенного типа ранее доведенного объема бюджетных обязательств, который в результате приводит к полной невозможности выполнения договоров. Заказчик берет на себя обязанность к тому, чтобы обеспечивать полноценное согласование условий договора (среди них условия по цене, по срокам исполнения, по количеству товара, по объему работ или объему услуг).

Осуществление одностороннего отказа может быть по таким основаниям, которые прописаны в гражданском законодательстве. Любой из сторон принадлежит право на то, чтобы дать отказ от исполнения договора в том случае, если заказчик пропишет в договоре подобное условие. Добавление условий по возможности осуществления одностороннего отказа от исполнения договора в договор означает появление у исполнителя прав на отказ.

До момента принятия решений об одностороннем отказе в исполнении договора заказчику принадлежит право на то, чтобы привлекать экспертные организации. Когда они привлекаются, заказчик имеет право отказа от исполнения в случае, когда экспертами подтвердятся нарушения в условиях договора, которые стали причиной одностороннего отказа.

Единым требованием к направлению уведомлений о такого рода решении становится то, что средства связи, средства доставки обязательно обеспечивают фиксирование уведомления, а равно с тем и фиксирование получения со стороны заказчика подтверждения вручения. В противном случае сторонам проблематично будет отстоять правовую позицию. Указанные правила во многом обусловлены вопросом решения об отказе при исполнении договора: оно вступает в свою силу (а равно с тем и договор считают расторгнутым в срок 10 дней с момента уведомления исполнителей).

Заказчик берет на себя обязанность отмены приведенного решения в той ситуации, когда в течение прописанного срока были полностью устранены нарушения в условиях договора, которые стали причиной принятия такого решения.

При расторжении договора по причине наличия одностороннего отказа со стороны заказчика от исполнения договора, у заказчика есть право на то, чтобы провести закупку объектов, выполнение которых стало предметом для расторгнутого договора, через проведение запросов предложений.

Условиями отказа исполнителя от выполнения обязательств по договору становятся идентичные как инициативе со стороны инициативе заказчика.

После решения по отказу от выполнения обязательств исполнитель берет обязанность направления соответствующего уведомление для заказчика. Через 10 дней с момента надлежащего уведомления подобного рода решение вступает в силу. Заказчик обладает правом на то, чтобы в прописанный срок полностью устранить те нарушения, которые стали основанием осуществления одностороннего отказа от выполнения обязательств. Исполнитель берет на себя обязанность по тому, чтобы отменить решение. Так же заказчик может неоднократно делать (отличие от исполнителя).

Если имеет место расторжение по одностороннему отказу одной стороной, другая получает права требования возмещения лишь фактически понесенного ущерба, который был обусловлен такими обстоятельствами, что стали основанием принятия решения о таком одностороннем отказе.

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015) // СЗ РФ. 1994. Ст. 3301.
  2. О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг. Обзор предполагаемых изменений системы государственных закупок. КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск. 2013.
  3. Плотникова И.В. От системы государственных закупок к федеральной контрактной системе: рыночные и административные механизмы. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013.
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
  5. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.

Законодательство РФ предусматривает установление правоотношений между государственными или муниципальными структурами и частными поставщиками товаров, сервисов и работ посредством подписания особых контрактов. Данные соглашения должны заключаться в соответствии со строгими правилами, установленными в отдельных источниках права. Их подписание и исполнение характеризуется большим количеством нюансов. В чем заключается специфика правоотношений, оформляемых посредством государственных контрактов? Каким образом они заключаются?

Что может быть предметом государственного контракта?

Государственный контракт заключается в целях юридического оформления правоотношений, предмет которых — реализация товаров или оказание услуг для нужд органов власти, возникающих по причине необходимости реализации данными структурами своих полномочий. Заказчик в рамках соответствующего договора — государство, а исполнителем может быть организация, ИП или физическое лицо.

Как может выглядеть государственный контракт? Образец структуры соответствующего документа — на картинке ниже.

Контрагент по госконтракту может быть как связанным с госструктурами, так и независимым от них. В ряде случаев государственный контракт может заключаться и с иностранными субъектами, как правило, в тех случаях, когда необходимые товары или услуги орган власти не может заказать внутри страны.

Рассматриваемый тип правоотношений заключается в рамках определенных законом процедур и сроков. Изучим их специфику подробнее.

Процедура и сроки заключения госконтракта

Первый этап оформления правоотношений с участием государства и его контрагентов — составление проекта рассматриваемого контракта. Он разрабатывается непосредственно органом власти, то есть, заказчиком, а затем направляется поставщику. Если вторую сторону правоотношений устраивают то она подписывает его в течение 30 дней, после чего передает экземпляр контракта государственному органу, который разработал проект соглашения.

В ряде случаев заключение государственного контракта осуществляется после торгов в рамках процедуры размещения госзаказа для нужд органов власти. В этом случае сроки подписания соответствующего соглашения могут быть другими: договор может быть заключен не ранее, чем через 10 дней после подписания протокола торгов, но не позднее чем через 20 дней после осуществления данной процедуры.

Если поставщик не подпишет договор в сроки, определенные законодательством, то право заключения соглашения с государством передается другому хозяйствующему субъекту. Как правило, тому, который предложит следующую по степени выгоды цену в рамках торгов. При этом фирма, отказавшаяся от заключения государственного контракта, может быть внесена в реестр недобросовестных контрагентов. В этом случае соответствующая организация не сможет в течение 3 лет участвовать в торгах при госзаказах.

Заключение государственного контракта предполагает определение его условий. Изучим данный аспект подробнее.

Условия по государственным контрактам

Условия контракта, заключаемого поставщиком тех или иных товаров или услуг с государством, классифицируются:

  • на существенные;
  • на обязательные;
  • на прочие.

К первому типу условий соответствующего соглашения относятся:

  • предмет;
  • сроки;
  • стоимость поставок и порядок их оплаты.

В случае если контрагент работает по УСН, то цена контракта указывается без НДС. Если нет, то величина налога на добавленную стоимость отражается в структуре цены по контракту.

К обязательным условиям договора относятся:

  • место исполнения соглашения;
  • процедура приемки поставленного товара;
  • условия ответственности сторон правоотношений.

Как правило, государственный контракт предполагает установление порядка ответственности, в соответствии с которым государство или его контрагент выплачивают в случае неисполнения условий договора неустойку, исчисляемую с учетом действующей ставки рефинансирования Центробанка. В случае если какая-либо из сторон докажет, что неисполнение условий контракта имело место в силу форс-мажора или иной объективной причины, неустойка не уплачивается.

К прочим условиям контракта можно отнести, в частности, его обеспечение. Полезно будет рассмотреть его специфику подробнее.

Обеспечение как условие контракта

Под обеспечением в контексте такого соглашения, как государственный контракт принято понимать финансовую гарантию исполнения поставщиком товаров или услуг по госзаказу. В случае если контрагент органа власти не сможет решить поставленные задачи, то за счет обеспечения заказчик получит возможность покрыть возникшие убытки.

Основные госконтрактов:

  • банковская гарантия;
  • страхование;
  • поручительство;
  • залог.

При этом величина обеспечения в рамках государственных контрактов не должна превышать 30 % от цены поставок товаров или оказания услуг, зафиксированной в извещении об инициировании торгов.

Даже если условия контракта между государством и его контрагентом согласованы, впоследствии их, так или иначе, можно изменить. Изучим то, каким образом это можно сделать.

Изменение условий государственного контракта

Прежде всего отметим, что условия госконтракта, относящиеся к существенным, сроки, место реализации правоотношений, а также корректироваться не могут. Однако, разрешается изменять такие опции соглашения, как:

  • данные о сторонах сделки (изменения в них могут быть предопределены, к примеру, теми или иными корректировками в учредительных документах, реквизитах);
  • сведения о количестве или объеме заказанных государством товаров или услуг;
  • общая цена контракта, в случае если по инфляционным причинам при долгосрочном соглашении меняются факторы, влияющие на величину издержек поставщика.

При этом любое изменение условий государственного контракта, инициированное одной стороной сделки, должно быть принято партнером по соглашению.

Изучим теперь то, в каком порядке госконтракт прекращает свое действие.

Прекращение действия контракта

Государственный контракт (договор) может быть прекращен, если:

  • сторонами исполнены основные обязательства;
  • партнеры совместно приняли решение о прекращении правоотношений;
  • соответствующий договор аннулирован судом.

Расторгается контракт, как правило, в порядке гражданского судопроизводства. Слушание на предмет аннулирования соглашения, таким образом, инициируется одной из сторон. При этом она может обратиться в суд, только если ее партнер отказался расторгнуть контракт при наличии на то правовых оснований, или же в случае, если от контрагента не получен ответ на соответствующее предложение в установленный срок — по договору или по законодательству.

Государственный и муниципальный контракт — инструмент документального оформления правоотношений, который регулируется положениями ст. 72 БК РФ, а также принятого 05.04.2013. Рассмотрим особенности законодательного регулирования процедуры заключения госконтрактов подробнее.

Законодательное регулирование государственных контрактов: статья 72 БК РФ

Итак, в числе ключевых источников права, юрисдикция которых распространяется на предприятия, участвующие в правоотношениях в рамках государственных контрактов — Бюджетный кодекс. В соответствии с положениями статьи 72 БК РФ закупки различных товаров, работ или сервисов в целях обеспечения потребностей государственных или же муниципальных органов власти осуществляются в формате контракта, который:

  • заключается по товаров, сервисов или работ;
  • формируется в соответствии с установленными нормами права;
  • оплачивается при соблюдении лимитов в рамках бюджетных обязательств, что установлены в законодательстве.

БК РФ выделяет отдельную категорию соглашений — госконтракты на предмет поставок тех или иных товаров для Вооруженных сил России в рамках программ, которые утверждаются президентом РФ. Данные договоры могут заключаться при условии оплаты поставок в пределах денежных средств, которые определены условиями соответствующих программ.

В БК РФ также сказано о том, что государственный контракт на оказание услуг или же выполнение работ при длительности цикла реализации, превышающей срок действия лимитов в рамках бюджетных обязательств, может оплачиваться в пределах величины денежных средств, которые определены посредством решений, принимаемых органами власти в порядке, определенном положениями БК РФ.

В случае если предмет госконтракта — поставка товаров в рамках срока, который превышает срок действия лимитов бюджетных обязательств, то соответствующие соглашения могут заключаться с учетом норм права, регулирующих правоотношения в контрактной системе закупок тех или иных товаров.

Законодательное регулирование госконтрактов: ФЗ № 44

Следующий важнейший источник права, определяющий то, каким образом осуществляется заключение государственного контракта — ФЗ № 44. Рассматриваемый закон вступил в силу с 1 января 2014 года. До этого госзакупки регулировались другим источником права — ФЗ № 94, принятый 21.07.2005. Различия между соответствующими законами существенные.

Так, можно отметить, что в новом федеральном законе используется термин «контракт», как отмечают некоторые юристы, в качестве основного, как альтернативный понятию «договор». Госконтракт в соответствии с ФЗ № 44 определяется как договор, который заключен от имени РФ, государственного или муниципального субъекта для обеспечения тех или иных нужд. Собственно, данное определение мы уже рассмотрели в начале статьи.

Новый федеральный закон, как считают эксперты, были принят с целью:

  • повышения прозрачности сделок в сфере госзакупок;
  • снижения уровня коррупции при выстраивании правоотношений между государством и его контрагентами;
  • повышения эффективности, рациональности расходования средств государства при различных закупках.

Основное преимущество ФЗ № 44 — создание правовой среды, в рамках которой правоотношения между госструктурами и их контрагентами предварительно планируются, а исполнение государственного контракта довольно строго контролируется.

Рассмотрим основные новшества в части законодательного регулирования госконтрактов по ФЗ № 44 подробнее.

Заключение контрактов по ФЗ № 44: основные нововведения

В числе наиболее примечательных нововведений по ФЗ № 44 — необходимость учреждения в госструктурах специальных служб, обеспечивающих законность заключения рассматриваемых соглашений. В состав данных служб должны входить компетентные специалисты в области госзакупок, которые способны выстраивать соответствующие правоотношения с контрагентом по закону, содействовать лучшему пониманию их специфики со стороны партнеров. ФЗ № 44 предписывает государственным и муниципальным структурам учреждать службы, о которых идет речь, если цена государственного контракта составляет более 100 млн рублей.

Следующее нововведение по ФЗ № 44 заключается в установлении обязательства для органов власти, которое заключается в осуществлении долгосрочного планирования закупок. ФЗ № 94 предписывал составлять годовые планы. Новый закон обязывает заказчика формировать также дополнительные планы на 3 года.

Что касается действующих графиков закупок, то они должны в соответствии с ФЗ № 44 публиковаться в Единой информационной системе или ЕИС, и это еще одно нововведение по рассматриваемому федеральному закону. Данная инфраструктура предназначена, прежде всего, для организации тендеров. Но посредством ЕИС можно также ознакомиться с планами закупок, данными по исполнению действующих контрактов, динамикой по ценам, предложениями от различных участников рынка.

Можно отметить, что наряду с ЕИС существует ряд иных информационных баз, которые доступны для участников контрактов и иных заинтересованных лиц. В частности, есть онлайновый реестр государственных контрактов — ключевой ресурс, в котором отражаются данные о потребностях госструктур, фактических поставках по различным регионам РФ, сведения об источниках финансирования тендеров.

Еще одно важнейшее нововведение по ФЗ № 44 — стимулирование снижения в сфере госзакупок уровня демпинга. В соответствии с нормами, введенными рассматриваемым источником права, фирма, намеревающаяся заключить государственный контракт поставки товаров, сервисов или работ, и предлагающая цену на 25 % ниже той, что предложена изначально, должна подробно обосновать данную скидку, а также предоставить доказательства того, что качество поставок окажется на достаточном уровне. Кроме того, демпингующее предприятие должно будет предоставить обеспечение госконтракта в размере, который в полтора раза превышает тот, что приведен в тендере. Только в этом случае данная фирма сможет участвовать в конкурсе на заключение госзакупок.

Поставщик, который подписал соглашение с государством и выполнил свои обязательства по нему, прежде чем оформлять акт сдачи-приемки должен провести экспертизу на предмет соответствия поставленных товаров или сервисов условиям контракта, сформировать отчет о проведенной работе, а также опубликовать данный документ в ЕИС. Данное требование также относится к важнейшим нововведениям по ФЗ № 44.

Изучим теперь ряд практических нюансов, характеризующих заключение государственных контрактов. В частности, полезно будет подробнее рассмотреть то, каковы особенности подписания соответствующих соглашений.

Подписание госконтрактов: нюансы

Работа по государственному контракту может быть инициирована тем или иным хозяйствующим субъектом посредством:

  • участия в торгах (данный механизм мы уже рассмотрели выше);
  • запроса специальных котировок, как метода, альтернативного первой схеме.

Задействование обоих механизмов предполагает соблюдение участниками рассматриваемых правоотношений ряда сроков, установленных законодательством. Так, если фирма намеревается участвовать в торгах, то она должна подключиться к ним после того, как на сайте торгов будут опубликованы протоколы по перспективным контрактам, но не ранее, чем через 10 дней после этого и не позже чем через 20 дней. Об этом мы уже сказали выше.

Второй механизм, в свою очередь, предполагает запрос котировок не ранее, чем через 7 дней после размещения на сайте котировок протокола, а также получения оценок заявок на госконтракты, но не позже, чем через 20 дней, следующих за датой, которая отражена в протоколе. В определенный законом срок государственного контракта хозяйствующий субъект вправе обжаловать результаты участия в тендере. Соглашение становится действительным только с того момента, когда оно будет подписано заказчиком и поставщиком.

Как мы отметили выше, в предусмотренных законом случаях договор может быть аннулирован. Чаще всего право на расторжение госконтракта у какой-либо из сторон возникает, если контрагент уклоняется от исполнения своих обязанностей. Следующий нюанс взаимодействия госструктур и их контрагентов, который мы можем подробнее рассмотреть — исполнение государственного контракта.

Исполнение госконтракта: нюансы

На что можно обратить внимание в части правовых норм, регулирующих данный аспект правоотношений с участием государства и его контрагента?

Важнейший нюанс в данном случае заключается в том, что условия по контракту должны быть исполнены, если иное не обусловлено объективными причинами, сущность которых хозяйствующий субъект может разъяснить. То есть, если какая-либо из сторон не выполнит своих обязательств, то должна будет уплатить неустойку, если не сможет подтвердить, что недоработка обусловлена форс-мажором или иными обстоятельствами. Главное - подготовить доказательства того, что препятствия к исполнению условий контракта возникли без участия хозяйствующего субъекта, и не могли быть устранены по его желанию.

Следующий важнейший аспект правоотношений, о которых идет речь — обеспечение государственного контракта. В чем заключаются основные его нюансы?

Гарантии по госконтрактам

Главное назначение обеспечения госконтрактов — компенсация издержек какой-либо из сторон правоотношений, возникших по причине неисполнения контрагентом условий по договору. Как правило, подобный сценарий возникает, если у него по каким-либо причинам отсутствуют в необходимом объеме денежные средства для покрытия расходов в рамках исполнения контракта.

Кроме того, поставщик может задействовать обеспечение для того, чтобы другая сторона не считала контрагента уклоняющимся от выполнения условий по договору. В соответствии с законодательством оно может быть представлено разными ресурсами. К наиболее востребованным относятся банковские гарантии. Они бывают двух видов.

Во-первых, это по которым поставщик получает денежные средства, которые позволяют ему исполнить государственный контракт. Во-вторых, есть соответствующий тип ресурса, который обеспечивает возврат фирмой полученного аванса, который, как правило, предусматривается госконтрактом. Величина обеспечения государственного контракта может быть разной. Типичный ее размер составляет порядка 30 % от стоимости госконтракта. В некоторых случаях стороны правоотношений устанавливают показатель существенно более низкий — например, 10 %.

В случае если поставщик по контракту успешно выполняет условия, предусмотренные соглашением, то банковская гарантия должна быть возвращена хозяйствующему субъекту, который ее предоставил.

Можно отметить, что, наряду с таким источником, как реестр государственных контрактов, о котором мы сказали выше, законодательство РФ предусматривает создание еще одной масштабной информационной базы в рамках правоотношений с участием госструктур и их контрагентов. Речь идет о Он представлен онлайновым ресурсом, на котором можно ознакомиться со сведениями о том, какие гарантии установлены для тех или иных государственных контрактов. Если тот или иной вид обеспечения не отражен в соответствующем реестре, то он считается недействительным. Заказчик вправе не заключать договор с исполнителем до тех пор, пока информация по предъявленной им гарантии не будет внесена в единый реестр.


1. Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.
2. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
3. Государственный и муниципальный контракты включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.
4. Государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.
5. Отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.


1. Отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, помимо БК РФ, регулируются и рядом иных федеральных актов, среди которых следует выделить в первую очередь ГК РФ, а также:
1) Закон о конкурсах на размещение заказов;
2) Закон о поставках продукции для государственных нужд;
3) Закон о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
Субъекты РФ и муниципальные образования вправе принимать собственные нормативные правовые акты, регулирующие порядок и условия заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов их исполнительными органами.
2. Поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственных или муниципальных контрактов. При этом государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности РФ или субъектов РФ, обеспечиваемые за счет средств соответствующих бюджетов, а муниципальными нуждами - определяемые в установленном законом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядке потребности муниципальных образований, обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов.
Если иное не предусмотрено действующим законодательством, то к отношениям по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки, к отношениям по выполнению работ для государственных и муниципальных нужд - положения о договоре подряда, а к отношениям по оказанию услуг для государственных нужд - положения гражданского законодательства о возмездном оказании услуг.
По государственному или муниципальному контракту (далее - государственный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары, выполнить работу и передать ее результат или оказать услугу государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.
Государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд, принятого поставщиком (исполнителем). Для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем), заключение государственного контракта является обязательным.
Государственными заказчиками могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, а также иные организации, если с ними органами исполнительной власти заключен договор, уполномочивающий их быть государственными заказчиками.
Заключение государственного контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта. Условие о возмещении убытков, указанное выше, не применяется в отношении казенных предприятий (см. п. 3 ст. 527 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено действующим законодательством, государственный контракт может быть заключен только на основании конкурса. В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд, государственный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения такого конкурса.
В случае, когда действующее законодательство допускает заключение государственного контракта без проведения конкурса, государственные контракты заключаются в следующем порядке, установленном ст. 528 ГК РФ.
Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Сторона, получившая проект государственного контракта, не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.
Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее 30 дней на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт.
Государственным контрактом может быть предусмотрено, что он должен быть исполнен поставщиком (исполнителем) по отношению к определяемому государственным заказчиком лицу (бюджетному учреждению). В этом случае государственный заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю) и бюджетному учреждению извещение о прикреплении бюджетного учреждения к поставщику (исполнителю).
Извещение о прикреплении бюджетного учреждения к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров (подряда, возмездного оказания услуг) для государственных или муниципальных нужд (далее - договор с бюджетным учреждением).
Поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора с бюджетным учреждением указанному в извещении о прикреплении бюджетному учреждению не позднее 30 дней со дня получения извещения от государственного заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным контрактом либо проект договора не представлен бюджетным учреждением.
Сторона, получившая проект такого договора, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение 30 дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.
Сторона, получившая подписанный проект договора с бюджетным учреждением с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в 30-дневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.
Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора с бюджетным учреждением, то бюджетное учреждение вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного бюджетным учреждением проекта договора.
Бюджетное учреждение вправе полностью или частично отказаться от товаров, работ или услуг, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения соответствующего договора. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому бюджетному учреждению.
Государственный заказчик не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) либо выдает извещение о прикреплении к нему другого бюджетного учреждения, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары (работы, услуги). При невыполнении государственным заказчиком данных обязанностей поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары (работы, услуги), либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного заказчика.
Бюджетное учреждение производит оплату переданных ему товаров, выполненных работ, оказанных услуг в соответствии с ценами, установленными государственным контрактом.
Если иное не предусмотрено действующим законодательством или государственным контрактом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта, подлежат возмещению государственным заказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с государственным контрактом.
В случае, когда убытки, причиненные поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта, не возмещаются в соответствии с государственным контрактом, поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных его расторжением (см. ст. 533 ГК РФ). При расторжении государственного контракта по указанным основаниям поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения договора поставки товара для государственных нужд. Убытки, причиненные бюджетному учреждению таким отказом поставщиком (исполнителем), возмещаются государственным заказчиком.
3. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что государственные и муниципальные контракты, если иное не установлено действующим законодательством, могут быть заключены только на конкурсной основе. Порядок проведения таких конкурсов определяется Законом о конкурсах на размещение заказов.
Под конкурсом действующее законодательство понимает способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта (см. ст. 2 Закона о конкурсах на размещение заказов).
Организатор конкурса, которым является государственный или муниципальный заказчик, осуществляет размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд посредством открытых конкурсов (в том числе двухэтапных) и закрытых конкурсов (в том числе двухэтапных). Наиболее предпочтительным видом конкурса является открытый конкурс. Протокол проведения конкурса должен содержать основания принятия организатором конкурса решения о выборе вида конкурса.
Участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг). Организатор конкурса вправе устанавливать дополнительные требования к участникам конкурса при проведении каждого конкурса.
Организатор конкурса вправе требовать от участников конкурса предоставления сведений об их соответствии требованиям, установленным организатором конкурса. Требования к участникам конкурса, установленные организатором конкурса, предъявляются ко всем участникам конкурса и содержатся в конкурсной документации. Организатор конкурса обязан отстранить участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения в случае предоставления участником конкурса недостоверных сведений о его соответствии установленным организатором конкурса требованиям.
Иностранные поставщики (исполнители) товаров (работ, услуг) могут принимать участие в конкурсе в случае, если производство товаров (работ, услуг) для государственных нужд в РФ отсутствует или экономически нецелесообразно.
При проведении конкурса его организатор обязан вести протокол проведения конкурса, в котором указываются:
1) краткое описание поставляемых товаров (работ, услуг);
2) наименования и адреса участников конкурса;
3) перечень участников конкурса, которые не прошли предварительный отбор (в случае проведения такого отбора);
4) цены товаров (работ, услуг), предложенные участниками конкурса;
5) наименование победителя конкурса и цены поставляемых им товаров (работ, услуг);
6) основания принятия организатором конкурса решения об отклонении заявок на участие в конкурсе в соответствии с Законом о конкурсах на размещение заказов;
7) причины, по которым государственный контракт не заключен;
8) сведения, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о конкурсах на размещение заказов.
Контроль за проведением конкурсов и координация их проведения осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти определяет Правительство РФ. Согласно постановлению Правительства РФ о контроле за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координацию их проведения, является Минэкономразвития России. В настоящее время порядок осуществления контроля за проведением конкурсов на заключение государственных и муниципальных контрактов определяется Положением об осуществлении контроля за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд.
4. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи государственные и муниципальные контракты должны включать в себя условие о выплате неустойки при нарушении поставщиком (исполнителем) условий контракта.
Действующее законодательство понимает под неустойкой определенную законом или соглашением сторон денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Неустойка может устанавливаться в форме штрафа, при котором размер неустойки определяется заранее, или в форме пени, когда размер неустойки пропорционален размеру просрочки, допущенной должником.
Отношения, связанные с установлением и уплатой неустойки, регулируются ст. 330-333 ГК РФ.
5. Совокупность всех заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета п. 4 комментируемой статьи называет государственным или муниципальным заказом. Государственный или муниципальный заказ объединяет в себе все обязательства соответствующего бюджета по оплате товаров, работ и услуг, выполненных на основании государственных или муниципальных контрактов.

Согласно п.8 ст.3 Закона №44-ФЗ государственный контракт и муниципальный контракт – это гражданско-правовой договор, заключенный между заказчиком и поставщиком.
Госконтракт заключается с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Для успешного заключения госконтракта потенциальному поставщику необходимо знать его ключевые особенности и положения.

Особенности заключения государственных и муниципальных контрактов на торгах
Поставщик должен знать, что согласно п.2 ст.34 закона №44-ФЗ цена госконтракта является твердой и установлена на весь срок его исполнения. Однако законом определены случаи при которых допускается изменение условий государственного контракта.
Стоить обратить внимание на ключевые особенности заключения государственных и муниципальных контрактов на торгах.
При проведении закупки в форме электронного аукциона по 44-ФЗ контракт заключается между заказчиком и поставщиком путем подписания электронной подписью на торговой площадке;
В муниципальном контракте, устанавливается обязательное условие ответственности сторон за его ненадлежащее неисполнение;
Следует обратить внимание на размер пени и штрафов, которые установлены ЦБ и Правительством РФ;
Обязательно необходимо предварительно определить сроки выполнения контракта на соответствие техническому заданию;
Если начальная цена контракта составляет более 100 млн. рублей и срок выполнения контракта государственного контракта более 3 лет, то в контракт включается график его исполнения;
В извещении может быть включено условия о возможности одностороннего отказа от исполнения;
Заказчик может включить дополнительные условия не имеющие отношения к предмету самого контракта. Эту информацию надо проверять в документации закупки;
Заказчик, по согласованию, с участником закупки может увеличить количество поставляемого товара, но на сумму, не превышающую разницу между начальной ценой контракта и ценой, предложенной поставщиком;
В обязательном порядке в контракт должны быть прописаны сроки возврата денежных средств поставщика, внесенных в качестве обеспечения заявки;

Порядок заключения государственного контракта

Заключение государственного или муниципального контракта является завершающим этапом процедуры определения поставщика. Чтобы избежать ошибок на стадии подписания контракта с заказчиком, поставщику необходимо знать порядок заключения государственного контракта.
Заказчик должен составить проект контракт, путем внесения реквизитов и окончательного предложения участника закупки. Заключение государственного контракта в электронном аукционе не должно быть оформлено ранее 10 дней и не позднее 13 дней со дня публикации протоколов подведения итогов. В конкурсе эти сроки установлены 10 и 20 днями соответственно, а в запросе предложений – 7 и 20 дней.Победитель может быть признан уклонившимся от заключения контракта в ряде случаев:
1. Если не предоставил заказчику в срок подписанные контракт
2. Если не предоставил заказчику обеспечение исполнения контракта.(внесение денежных средств или банковская гарантия)

В этих случаях заказчик обязан внести такого участника в реестр недобросовестных поставщиков. А также подать в суд на возмещение понесенных убытков.

Как Вы видите, данный этап не лишен своих сложностей, поэтому наша компания готова оказать Вам услуги по сопровождению процедуры согласования и заключения государственного и муниципального контракта.