Социальное управление как система. Признаки социального управления

При характеристике общества, что ему присущи социальное управление, социальное регулирование, власть. Обратимся к социальному управлению.

В теории управления это упорядочение системы, приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде.

С учетом этого социальное управление есть целенаправленное воздействие на людей, их объединения, общество в целом, осуществляемое для достижения определенных результатов, соответствующих объективным закономерностям развития общества. Такой подход позволяет рассматривать управление в обществе не на основе идеологических и политических оценок (определенный результат), а на основе выявления объективных закономерностей общественного развития, сформулированных вне зависимости от идеологических и политических пристрастий.

Социальное управление - это управление в социальных системах, т.е. в системах, элементами которых являются люди. Различают субъект (тот, от кого исходит управляющий импульс) и объект управления (тот, на кого направлен управляющий импульс). Управление осуществляется органами власти в обществе. Органы власти и управления исторически изменяются, соответственно изменениям формы социальной организации

Механизмы управления в обществе:

а) механизм сознательного управления, целенаправленного, целеустремленного управления, поскольку осуществляется людьми, наделенными волей и сознанием , для достижения определенной цели ;

б) механизм стихийного регулирования , когда упорядоченность является результатом массы случайных, единичных актов.

Основные виды управления: координация и властное воздействие . Когда первобытное стадо попадает в изменяющуюся внешнюю природную среду, для выживания необходимо объединить усилия людей. Момент объединения усилий и означает совместную, скоординированную деятельность, т.е. управление, и, следовательно, группа людей превращается в систему как совокупность и взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции для достижения единой цели.

Властное воздействие возможно, если элементы (подсистемы) общества находятся в состоянии иерархии, т.е. соподчиненности. Субъект управления властно воздействует, объект должен выполнить управленческую команду, при невыполнении применяется принуждение. Общее собрание рода, старейшина, вождь, жрец в родовом обществе являются такими властными субъектами управления.

Функции социального управления.

Первой, исторически обусловленной, вынужденной функцией социального управления была функция управления совместной производящей деятельностью людей (функция управления производством). Например, совместная охота, оборона от опасностей извне. Следующими функциями, вероятно, являлись функция распределения добытого продукта, функция “социального обеспечения” - защиты женщин, стариков и детей, функция прогнозирования, без которой невозможно выживание общества, функция принуждения к исполнению требований и другие управленческие функции. Функция принужденияобеспечивала соблюдение правил (обычаев), необходимых для выживания. Со временем сформировался специальный управленческий аппарат.


Признаки социального управления:

1. Сознательный, волевой характер, т.е. управление осуществляется через сознание и воздействует на волю людей.

2. Интегрирующее воздействие на общество .

3. Властный характер механизма управления, власть обеспечивает единство воль и подчинение их управляющей воле.

4. Историчность управления, его конкретный механизм зависит от этапа развития общества.

5. Способы управления :

а) командное, принудительное;

б) стимуляционное, добровольное;

в) программное (заложена программа).

6. Цикличность управления означает стадии управленческой деятельности :

а) сбор и обработка информации;

б) принятие управленческого решения;

в) реализация решения;

г) контроль за исполнением решения, корректировка.

Социальное управление имеет некоторые закономерности .

В силу общественного развития неизбежно нарастание многообразия элементов, входящих в систему и нарастание ее внутренней сложности общества. В то же время для сохранения управляемости обществу как объекту управления должен соответствовать не меньшей сложности субъект управления для обеспечения доминантности . Этот объективный закон лежит в основе постоянно усложняющейся системы управления и постоянного роста управленческого аппарата.

Поскольку у систем есть объективные пределы сложности, за которыми начинаются процессы дезорганизации, постольку субъект управления должен переходить от отношений иерархичности к отношениям кооперирования. Именно таким образом в обществе процессы управления дополняются процессами самоуправления, в этом проявляется закономерность демократизации управления. В истории человеческого общества, в различных государствах периоды республик сменялись периодами империй и, наоборот, на смену демократическим режимам приходили авторитарные и тоталитарные режимы, далее цикл повторялся в видоизмененных формах.

Общество как сложноорганизованная система состоит из различных элементов - сфер, институтов, организаций, социальных групп, которые развиваются неравномерно, при этом скорость развития общественной системы определяется скоростью не самых прогрессивных , а самых консервативных, отсталых, слабых элементов. Задачей управленческих структур является синхронизация их темпа развития и обеспечения постепенности социальных преобразований, чтобы не было слишком большого отрыва динамичных и стабильных элементов, что чревато разрушением общества.

В этом проявляются закономерности социального управления .

Социальное регулирование: понятие, виды

Социальное регулирование - целенаправленное воздействие на поведение людей с целью его упорядочения с помощью персональных указаний или правил поведения. Социальное регулирование необходимо для наведения порядка в обществе, этот порядок должен соответствовать приказам, указаниям, решениям, обращенным к отдельным индивидам или установленным правилам, нормам поведения, обращенным ко всем членам общества или его отдельным группам сразу (в этом проявляется общий характер норм).

Различают виды социального регулирования: индивидуальное регулирование и нормативное регулирование.

Индивидуальное регулирование - упорядочение поведения людей посредством персональных регулирующих акций, относящихся к отдельным обстоятельствам, к конкретным лицам. Виды регулирующих акций: команды, приказы, директивы, индивидуальные задания, установки, которые исполняются добровольно либо принудительно. У этого вида регулирования есть положительные характеристики: учет персональных качеств исполнителя, учет уникальности ситуации. Недостатки данного регулирования: проблема каждый раз решается заново, следовательно, затратность времени и организационных усилий управляющего субъекта; отсутствует единство порядка; возможен субъективизм, произвол управляющего субъекта.

Нормативное регулирование - упорядочение поведения людей посредством образцов, стандартов, эталонов, правил поведения, которым подчиняются все, кто окажется в сфере действия таких правил. Положительные характеристики этого вида социального регулирования: создание единого порядка, снижение возможности субъективизма, произвола; экономится время и организационные усилия. Недостатки данного регулирования: неучет персональных качеств исполнителя, неучет индивидуальности ситуации.

Управление в человеческом обществе всегда осуществляется посредством обоих видов социального регулирования, нормативное и индивидуально регулирование сочетаются и так компенсируют недостатки друг друга. Однако, по мере нарастания сложности общественных отношений значение нормативного регулирования для установления стабильного и эффективного порядка возрастает. Тем не менее, значение индивидуального регулирования нельзя преуменьшать, оно сопровождает нормативное регулирование, дополняет, а нередко является завершающей стадией воздействия социальных норм на объект регулирования (людей).

Понятие социальных норм. Воздействие на поведение людей оказывают нормы различного характера: природного, технического, социального. В природе действуют законы, которые мы можем назвать природными нормами : физические, химические, биологические, физиологические, астрономические, геологические и другие. Они действуют каждый раз, когда осуществляется тот или иной процесс: падение твердого тела с ускорением на землю, окислительная реакция металлов т.д., т.е. действуют в ста случаях из ста и не зависят от сознания и воли людей.

Человек приспосабливает природные объекты для использования путем создания технических средств. Технические средства опосредуют отношения между человеком и природными объектами. Правила обращения с ними диктуются глубиной познания данного объекта и конструктивными особенностями технических средств. Их называют техническими нормами .

Особую группу норм составляют правила обращения людей с животными, это естественно-социальные нормы.

Социальное нормативное регулирование осуществляется при помощи социальных норм. Социальная норма - это правило поведения людей общего характера, содержащее меру свободного (дозволенного), обязательного или запрещенного поведения, направленное на организацию общественных отношений, обеспеченное в своем действии каким-либо социальным институтом или обществом в целом .

Признаки социальных норм:

1. Сознательный и волевой характер (их появление - результат сознательной деятельности человека, они проходят через сознание людей и обращены к их свободной воле).

2. Являются регуляторами общественных отношений, т.е. регулируют отношения между людьми, что отличает их от естественно- природных норм.

3. Регулируют типичное, массовое, распространенное поведение.

4. Носят общий характер, т.е. распространяются на всех, кто попадает в сферу их действия и не исчерпываются одноразовым применением, действуют многократно, как угодно долго во времени.

5. Имеют определенную форму выражения: содержатся в сознании людей (моральные нормы, обычаи, традиции, мифы) либо имеют писаную форму (т.е. закреплены в письменных источниках - правовые нормы).

6. Действие их обеспечивается (поддерживается, контролируется) соответствующими социальными институтами, социальными группами. Например, обычаи обеспечиваются родовой общиной, моральные нормы - обществом в целом, религиозные нормы - религиозными общинами, церковью, правовые нормы обеспечиваются государством.

Основные функции социальных норм:

1. Регулятивная - воздействуют на поведение людей и приводят его в соответствие с моделями, заложенными в правилах (нормах). Тем самым регламентируют взаимодействия людей, поддерживают стабильность функционирования общества.

2. Охранительная - предупреждают, охраняют общество от нарушений моделей, образцов поведения, закрепленных в нормах, путем указания на возможное наказание, устрашение.

3. Экспектационная - указывают людям, каковы должны быть их ожидания.

4. Транслирующая - передают определенный социальный опыт.

5. Воспитательная - воздействуют на сознание людей, формируют у них систему социальных предпочтений, ценностей.

Основные виды социальных норм:

1. С точки зрения содержания и сфер действия различают следующие виды социальных норм: экономические, политические, юридические, эстетические, этические, религиозные, моральные, языковые, мифы, обряды, ритуалы и другие.

2. По регулятивным особенностям различают: обычаи, мораль, право, корпоративные нормы . Эта классификация имеет наибольшее значение в юриспруденции. Регулятивные особенности перечисленных норм зависят от способов возникновения, форм закрепления, регулятивного воздействия, способов и методов обеспечения и субъектов, обеспечивающих реализацию.

Регулятивной особенностью каждого из перечисленных видов норм является то, что они поддерживаются властью какого-либо социального института - родовой общины, корпорации (церковь, политическая партия, бизнес-структура), обществом в целом либо государством. Таким образом, социальное управление и социальное регулирование осуществляются властью.

Предисловие

Фондовые лекции могут быть использованы студентами юридических специальностей при изучении дисциплины «Административное право ».

Целью изучения дисциплины «Административное право» является формирование и развитие профессиональной культуры студентов, совершенствование творческих качеств будущего юриста, приобретение практических навыков, необходимых для осуществления ими профессиональной деятельности.

При изучении дисциплины решаются следующие задачи:

Обеспечение усвоения студентами понятий, категорий и институтов государственного управления;

Формирование у студентов представлений об административно-правовых нормах и отношениях; субъектах административного права; административном принуждении и административной ответственности; основах административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами;

Выработка у студентов навыков пользования нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, образующие предмет административного права.

Изучение дисциплины предполагает логическое сочетание лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельной работы студентов над учебным материалом.

Данные лекции написаны с учетом изменений в области законодательства и юриспруденции, и рекомендованы для использования при подготовке и проведении практических занятий, при выполнении самостоятельных и контрольных работ, при подготовке к экзамену по курсу.

Управление, государственное управление, исполнительная власть

Вопросы к теме:

1. Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление.

2. Понятие, признаки и виды государственного управления. Соотношение понятий исполнительной власти и государственного управления.

3. Особенности исполнительной власти. Исполнительная и распорядительная деятельность.

Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление.

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей, конкретнее — по принципу обратной связи.

«Управлять» — значит «направлять, руководить» (о чем-то заботиться, выполнять что-то по поручению, исполнять и распоряжаться). В 60-х гг. XX в. сформировалось новое научное направление — кибернетика , предметом изучения которой стали процессы управления в различных областях. Используя математический аппарат, математическую логику и теорию функций, удалось объединить важнейшие достижения теории автоматического регулирования, информатики и многих других сфер научного знания. Эта наука изучает вопросы управления, связи, контроля, регулирования, приема, хранения и обработки информации в любых сложных динамических системах. При этом управление рассматривается на высоком уровне абстракции, а особое значение придается процедурам управления, его принципам, закономерностям и связям многочисленных элементов, образующих единую систему.


Понятие «система», раскрывающее сущность управления, характеризуется наличием следующих признаков: задачи и цели; субъекты и объекты управления; функции; организационная структура; единство, самостоятельность и взаимозависимость элементов системы; определенные формы и методы деятельности.

Под управлением в самом общем смысле можно понимать целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений. Весьма точное определение управления дал Г. В. Атаманчук: управление — это целеполагающее, т. е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и проч.).

Следует отметить , что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной.

Определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль называет шесть следующих функций (операций):

1) технические (производство, выделка и обработка);

2) коммерческие (покупка, продажа и обмен);

3) финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);

4) страховые (страхование и охрана имущества и лиц);

5) учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.);

6) административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Раскрывая смысл административной операции, ученый поясняет:

- «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

Предвидеть, т. е. учитывать грядушее и вырабатывать программу действия;

Организовывать, т. е. строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия;

Распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать;

Координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

Контролировать, т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

В литературе рассматриваются несколько видов систем: технические системы (энергосистема, информационно-вычислительная сеть, технологический процесс и проч.); социально-экономические системы (отрасли, отдельные предприятия, сфера обслуживания и др.); организационные системы, основным элементом которых является сам человек. Как правило, большинство членов общества входят в одну или несколько организаций, т. е. организационные отношения — характерная черта человеческого бытия.

Люди входят в организацию для решения задач посредством процессов управления. Организация — это сознательное объединение людей, характеризующееся началами системности, разумной организованности, структурированности и преследующее достижение определенных социальных целей и решение общественно значимых задач. В каждой организации имеют место управленческие процессы, необходимые для достижения ее целей и задач.

Любому управленческому процессу свойственны следующие характерные черты:

1) необходимость создания и функционирования законченной системы;

2) целенаправленное воздействие на систему, результатом которого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи;

3) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления;

4) информация как главное связующее звено между участниками управления;

5) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области);

6) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные методы, формы, способы, средства и приемы управления.

Традиционно выделяются следующие виды управления:

1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.

Социальное управление

Под социальным управлением понимается управление в сфере человеческой, общественной деятельности; управление общественными отношениями, процессами в обществе, поведением людей и их коллективами, организациями, в которых осуществляют трудовую или служебную деятельность люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях, например в процессе производства и потребления материальных благ, в социально-политической, идеологической, этической, культурной, семейной сферах. Протекаемые в указанных областях процессы, отличающиеся порой особой сложностью и важностью, требуют руководства, т. е. приведения отношений в законченную систему, создания упорядоченности общественных связей. В каждой сфере, обладающей качественным своеобразием, приемлемы лишь специальные системы управленческой организации.

Таким образом, управленческое начало обязательно, в частности, и для социальной системы, в которой выделяются два участника управления — субъект и объект с прямыми и обратными связями между ними.

Сущность социального управления раскрывается в процессе анализа следующих его характеристик:

1) управление — процесс сознательно-волевого воздействия конкретного субъекта управления на соответствующие объекты;

2) управление — деятельность, построенная на конкретных принципахосуществления управленческих действий, достижения определенных целей управления и решения административных задач;

3) управление представляет собой функциональное социально-правовое явление, т. е. публичное управление характеризуется множеством осуществляемых административных функций;

4) управление организуется и осуществляется специально подготовленными субъектами управления,для которых управление является профессией, профессиональной деятельностью;

5) управление представляет собой управленческий процесс,систему административных процедур, имеющих конкретное правовое содержание;

6) управление осуществляется либо для достижения общих управленческих задач, либо для решения управленческих дел в конкретных областях социальной или государственной жизни (управление внутренними делами, управление в области иностранных дел, охрана общественного порядка, управление в области финансов, управление в сфере юстиции, управление строительным комплексом страны);

7) управление может рассматриваться как конкретная закрытая организационная система,построенная на определенных правовых основаниях; т. е. это отдельная организация, которая имеет конкретные цели и задачи управления, организационное строение, полномочия и структуру, взаимодействует с другими организациями.

Содержанием социального управления является упорядочение общественных отношений, регулирование организации и функционирования социального порядка и общественных объединений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Во всех этих случаях объектом управления становятся социально-волевые связи, поведение человека и его действия. Однако человек — это и субъект социального управления, которое осуществляется им в отношении других людей. В каждом конкретном случае субъектом социального управления выступают как отдельные личности, так и организации: государственные, общественные, международные.

Социальное управление включает понятие социально-управленческой деятельности, которое является более широким по отношению к термину «управление». Управленческая деятельность предполагает наличие практического элемента в осуществлении управления, т. е. характеризуется непосредственным осуществлением функций социального управления — исполнением норм, правил, организацией, руководством, координированием, учетом и контролем.

Создание организационной структуры социального управления — необходимое, но недостаточное условие достижения поставленных цели и задач управления. Реальность управления обеспечивается такими его качествами, как организованность, ответственность, подчиненность, сила, воля. Взятые в совокупности, они образуют новое качество — властность управления, т. е. наделение субъекта управленческой деятельности необходимыми полномочиями для успешной реализации возложенных на него управленческих функций.

Таким образом, управление неотделимо от понятий «власть», «государственная власть». Властность управления обусловливает возникновение организационных связей, обеспечивающих подчинение участников совместной общественной деятельности желанию субъекта управления, его «господствующей» воле. Власть — это необходимое средство регулирования социальных процессов; она формирует единую, отвечающую публичным интересам организационно-управляющую волю и обеспечивает создание социального порядка, демократических основ жизни общества.

Властность социального управления включает и такое социальное явление, как авторитет. Социальное управление должно обеспечивать взаимодействие двух факторов: с одной стороны, властных полномочий и авторитета субъекта управления и управления (в широком смысле — авторитета государства), а с другой — добровольного исполнения людьми и их организациями социальных норм, сознательного подчинения субъекту власти и управления, а также его предписаниям. Баланс этих явлений и создает необходимое качество социальной управленческой деятельности.

Социальное управление характеризуется тем, что оно:

1) возникает в связи с потребностью организации и регулирования деятельности людей и их организаций, а также установления стандартов их поведения и действий;

2) направлено на достижение целей и задач управления, заключающихся в удовлетворении публичных интересов путем осуществления совместной деятельности людей;

3) использует имеющиеся властные полномочия и функции;

4) осуществляется на началах подчиненности участников управленческой деятельности единой управляющей воле субъекта управления (лица, коллектива, организации).

Социальное управление включает несколько видов, различающихся по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а также процедурам управления:

1) государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);

2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное самоуправление);

3) общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);

4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных в целях извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками).

Системы, виды государственного управления в Российской Федерации

Управления происходящими в общественной среде процессами и отношениями, представляет собою совокупность обязательных, устойчивых, взаимообусловленных элементов, без которых невозможна функциональная деятельность государства. Совокупность таких элементов и составляет целостную систему государственного управления.

Системы управления в основном классифицируются по видам: социальные (государственные и общественные), биологические и технические. Мы рассматриваем понятие социальной системы управления, а точнее государственной, тесно взаимодействующей с общественными системами управления.

Под системой управления, по мнению В.С.Четверикова, понимается совокупность двух и более элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимозависимых между собой и образующих целостное единство. Система управления характеризуется своими специфическими признаками .

Ответ4 (начало). Первый признак системы управления. Она включает в себя – субъектов управления и объекты управления . К первой подсистеме относятся управляющие субъекты - государственные юрисдикционные органы, или государственные служащие, наделенные юрисдикционными полномочиями и управляемые субъекты (часто называемые в юридической литературе объектами управления) – организации и физические лица, у которых объем юрисдикционных полномочий меньше, чем у управляющих субъектов, либо они вообще не имеют государственно-властных полномочий. В юридической литературе, к объектам управления относят управляемых субъектов, на волю и поведение которых оказывается управленческое воздействие со стороны юрисдикционных органов и их должностных лиц. В данном случае, воля и поведение управляемых субъектов, по мнению автора, и будет выступать как объект управления. Вторую подсистему составляют предметы управления – общественные отношения , возникающие между управляющими и управляемыми субъектами.

Как правило, система конкретного органа управления является одновременно управляющей системой по отношению к нижестоящей управляемой подсистеме и управляемой по отношению к вышестоящей управляющей системе управления.

Второй признак системы управления - это взаимосвязь и взаимозависимость субъектов и объектов управления, которая регламентирована как социальными правовыми нормами, имеющими государственно-властный характер, так и нормами морали, традициями, обычаями и др.,

Управленческих отношений, возникающих между управляющей и управляемой системой в государственной, или муниципальной сфере деятельности, регламентированы административными правовыми нормами и правилами и обязательно имеют только государственно-властный характер. В отношениях, возникающих вне государственной, или муниципальной сфер деятельности, не всегда носят формализованный характер, а потому могут регламентироваться нормами морали, традициями и обычаями делового оборота.



Третий признак системы управления - целостное единство управляющей системы, понимаемое как тесная взаимосвязь и взаимообусловленность между элементами одной системы. Например, в пункте 3 ст. 5, пункте 2, ст. 77 Конституции РФ закреплены целостность и единство системы исполнительной власти в РФ. Реализации этих конституционных целей способствуют такие организационно-правовые средства, как создание Государственного Совета, реформирование института полномочных представителей Президента РФ в Федеральных округах, приведение законодательства субъектов РФ в единое правовое поле и укрепления вертикали исполнительной власти в Российской Федерации и другие.

Следует различать понятия признак системы и системный признак.

Системный признак означает качественное отличие одной системы управления от других систем управления, так как каждая из этих систем управления имеет свои цели, задачи, функции, формы и методы организации деятельности, то есть многие ФОИВ отличаются между собой по этому признаку.

Необходимо также различать понятия «системный подход» и «системный анализ» в организации и деятельности управления ФОИВ.

Системный подход - это один из основных общенаучных методов познания сложных объектов и процессов управления в обществе и природе, с его помощью выявляются основные типы связей и осуществляется сведение их в единую теоретическую модель или схему, позволяющую адекватно характеризовать эти объекты и процессы с целью совершенствования их функционирования на практике.

Системный анализ - это совокупность методологических средств и операций, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам исследуемых процессов или объектов общества и природы. Все эти понятие тесно связаны с процессом изучения организации управления социальными (общественными и государственными) системами, функциями государственного управления, осуществляемыми в большом объеме органами исполнительной власти.

Государственное управление в России это организационная, упорядочивающая, регулирующая, координирующая и контролирующая деятельность специальной группы людей, направленная на приведение в соответствие с требованиями государства абсолютного большинства общественных отношений во всех сферах жизни и деятельности населения.

Государственное управление - это основная функция государства, представляющая сознательное и целенаправленное, организационное воздействие, осуществляемое специальными юрисдикционными органами государства (в основном исполнительными органами государственной власти) на общественные отношения, возникающие в различных сферах внутренней и внешней государственной деятельности (по предметам ведения) и в объеме полномочий, регламентированных законодательством с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения внутренних и внешних функций государства.

Под социальным управлением принято понимать управление общественными процессами, воздействие на все или отдельные сферы общественной жизни. Оно выражается в обозначенных общих признаках управления, но отражает и особенности организации общественной жизни, а именно: осуществляется там, где есть совместная деятельность людей; главным назначением является упорядочивающее воздействие на участников этой деятельности, регулирование их поведения для достижения поставленных целей; носит властно-волевой характер; нуждается в особом механизме воздействия, который предполагает наличие следующих элементов: специальных субъектов управления, объектов управления и существование между ними прямой (дача команд, распоряжений) и обратной (информация о выполнении или невыполнении команд) связи.

Социальное управление подразделяется на несколько видов. По мнению некоторых ученых, существует четыре вида социального управления:

Государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);

Местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное управление);

Общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);

Коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками)

Рассмотрим основные признаки (черты) социального управления.

Первый признак социального управления - это сознательный (волевой) характер воздействия субъекта управления на объекты управления. Он может быть реализован различными методами и формами в соответствии с содержанием системы управления, ее зависимости от влияния различных факторов и условий внешней среды. В государственном управлении, осуществляемом органами исполнительной власти, эта воля должна быть отражена в большей мере в законах и подзаконных актах управления.

Вторым признаком социального управления является целенаправленность воздействия, так как цель, определяемая на этапе выявления и осмысления актуальной проблемы государственного управления, имеет не только объективный характер развития общества, но имеет и субъективное преломление, так как отражает интересы определенных классов, социальных групп, или же большинства граждан страны. Например, в законах всегда формулируется цель, а акты управления должны быть не только подзаконными, но и работать на цель, заложенную в законе, то есть приниматься на основании закона и во исполнение целей закона. В актах управления требование подзаконности сочетается с требованием целесообразности управленческих отношений, так как они ориентированы на экономических результат. Например, в федеральных законах должна быть выражена воля большинства народа как «носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации...» (п. 1, ст. 3 Конституции РФ).

Третий признак социального управления - это наличие в системе управления трех обязательных элементов: 1) субъект управления - начальник; 2) объекты управления - подчиненные; 3) прямые и обратные связи (приказы, команды, указания и др.); обратные связи (информация, получаемая субъектом управления (руководителем) о результатах работы подчиненных, включая различные формы контроля). Компетенция и полномочия органа государственного управления (правовой статус) находят свое отражение и закрепление в Положениях о конкретном органе управления, например, Положение о МВД РФ, утвержденное указом Президента РФ от 13.01.2001 г. № 31. В Положении о федеральном органе исполнительной власти (МВД РФ) определен предмет ведения и сфера осуществления им государственного управления в объеме компетенции (полномочия, права, обязанности, ответственность, задачи, формы и методы их решения). Конкретизация предметов ведения и компетенции нижестоящих звеньев или уровней управления федеральной системы органов исполнительной власти может регламентироваться ведомственной инструкцией, определяющей предмет ведения и полномочия конкретного уровня структуры органа государственного управления (линейного или функционального).

Совершенствование деятельности органов управления имеет большое значение в настоящее время, когда радикально изменились социально-экономические условия, произошло резкое социально-экономическое расслоение нашего общества, повысилась социально-политическая конфронтация, обострились межнациональные конфликты. Все это негативно влияет на правосознание граждан, прежде всего, на подрастающее поколение, а также влияет на рост преступности и криминального насилия в нашей жизни, что, в свою очередь, затрудняет, а иногда делает невозможным разрешение основных социально-экономических проблем, а это в свою очередь оказывает влияние на рост тенденции убыли населения. По данным Минобразования России, у нас ежегодно уменьшается на один миллион учащихся, в 2002 г. их количество составило около 20 миллионов человек.

Четвертым признаком социального управления является правовая регламентация целей, задач и функций в процессе организации управления. Административно-правовые нормы закрепляют разделение труда, функции, права, обязанности субъектов и объектов управления, способствует повышению ответственности каждого звена системы управления в обществе, исключают дублирование и подмену одних органов управления другими, фиксируя разделение функций и задач по предметам ведения и в объеме полномочий конкретного органа управления. Административно-правовые нормативные акты закрепляют деятельность органов исполнительной власти, государственного управления, придают им целенаправленность, упорядоченность и согласованность. Осуществляя социальное управление, государство и общество, используя социальные нормы, одновременно выражает свою волю и волю народа (конкретно избирателей) в форме юридических норм, применение которых создает правовые отношения, стабилизирующие связи и взаимозависимости между различными подсистемами государства и общества. Механизм правового регулирования состоит в том, что правовые нормы, устанавливаемые государством, определяют поведение (действие, опосредованное через сознание и волю) участников общественных (управленческих) отношений, предоставляя им соответствующие субъективные права и возлагая на них определенные обязанности. Права субъекта управления всегда корреспондируются с обязанностями объекта управления и наоборот.

Разновидностью социального управления является общественное управление, или самоуправление.

Общественное управление, или самоуправление осуществляется, в основном, неформальными методами через СМИ, электронные средства массовой информации, и осуществляется в основном политическими партиями, профессиональными союзами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, а также гражданами РФ, которые имеют право участвовать в управлении делами государства (ст. 32, 33 Конституции РФ), как непосредственно, так и через своих представителей. Это проявляется в следующем. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия. Это участие выражается в форме народных заседателей, присяжных заседателей и арбитражных заседателей.

Существует ограничение в реализации права граждан на участие в управлении делами государства. Законом закреплен исчерпывающий перечень подобных ограничений прав граждан.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Эти два, выше названных вида социального (государственного и общественного) управления, не противопоставляются, а Дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления, осуществляемую посредством формальных (правовых и организационно-правовых) методов функционирования социальной системы управления, а также посредством неформальных методов воздействия на волю, сознание и поведение участников управленческих отношений.

Так, дистанция власти (уровень неравенства между людьми, который воспринимается населением страны как нормальный) оказалась слишком большой у Бельгии, Франции и Португалии. Коллективизм превалирует над индивидуализмом в Португалии и Греции. Австрия, Германия, Италия, Англия и Ирландия - преимущественно “мужские” страны, тогда как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Нидерланды - “женские”. Бельгия, Испания, Франция, Греция, Португалия не любят риска, в то время как Дания, Ирландия, Англия и Швеция считают риск благородным делом.

Все эти особенности оказывают влияние на менеджмент в отдельных странах. Большая дистанция власти содействует централизации, а незначительные разрывы между уровнями социального управления выдвигают на первый план децентрализацию. Коллективизм способствует совместным усилиям и семейным предприятиям, индивидуализм стимулирует поиск личного вознаграждения и профессиональную мобильность. “Мужской” показатель содействует состязательности и элитаризму, “женственность” стимулирует развитие солидарности и сочувствие к ближнему. Отказ от риска идет рядом со склонностью к регламентации и властности, тогда как противоположное понятие поощряет оппортунизм и толерантность к необычному поведению и т.д.

Поэтому проблемы формирования и реализации модели социального управления нужно решать дифференцированно как на макроуровне в отношении отдельных стран и регионов, так и на микроуровне относительно конкретных организаций с учетом сложившихся в них типов организационной культуры и соответствующих тенденций исторического развития. Иными словами, модель хозяйствования и управления, приемлемая для одной страны (региона), может оказаться несостоятельной и недейственной для другой из-за различий в проявлении фактора культуры и этнопсихологических особенностей.

Содержание науки социального управления - выявление законов и закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей в процессе управления обществом, его главными сферами и звеньями. Поэтому основа научного менеджмента - социальные законы и их действие в процессе социального управления. Отсюда теория социального управления - это комплексная система знаний, использующая данные различных социальных наук для разработки принципов и методов воздействия на людей в социальных процессах на основе установления законов и закономерностей управления обществом.

Социальное управление как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости организации совместной деятельности людей и порождается, с одной стороны, разделением труда (в основе которого лежит неравенство способностей), а с другой - социально-историческими условиями конкретного общества. При этом социальное управление является деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни, - политическую, экономическую и духовную сферы.

Система социального управления

Сущность социального управления определяет формирование и функционирование этого класса управления как системы.

Система социального управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Система управления - это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.

Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов социального управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы , основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления (рис.3).

Функции управления - это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся планирование и прогнозирование, организация, координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.

Структура отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого - организации системы социального управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления .

Структура управления может быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться к одному из трех основных типов организационных структур - линейной, функциональной или линейно-функциональной (штабной). При этом особенности объекта управления во многом определяют создание соответствующих систем управления. Если, например, какая-либо система имеет выраженное “женское” начало, то стиль управления в ней должен в большей мере носить демократический и коллегиальный характер, а наиболее приемлемыми типами организационной структуры будут функциональный, матричный, штабной. В условиях же социальной системы с преобладанием “мужского” начала стиль управления должен тяготеть к авторитарности и единоначалию, что отражается и на организационной структуре, которая должна быть линейной, линейно-функциональной и т.п.

Социальные системы
и их составляющие

Социальные системы, как отмечалось, являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две системы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления), и ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта.

В самой социальной системе и в ее крупных составляющих (управляемой и управляющей системах) ясно просматриваются своеобразные системы меньшего уровня :

техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования;

технологическая система основана на делении материального и духовного производства, политической деятельности на стадии и процессы. Она представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими;

организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические и технологические средства, площади и трудовые ресурсы;

экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей;

социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.

Все системы взаимосвязаны и в своем единстве составляют целостный социальный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую .

Каждая такая система в определенные периоды развития социальных целых может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности различных частей организационной структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере социального управления представителей тех или иных управленческих профессий . При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на наш взгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, то социально-экономической сторон управления, а также одной из систем низшего уровня (рис.4).

Известно, что развитие мирового менеджмента в ХХ столетии проходило ряд стадий. Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры , стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; на смену им пришли экономисты и финансисты , видевшие главную задачу в получении максимума прибыли за счет правильного использования экономических законов и эффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало рекрутировать юристов , считая, что главное в менеджменте и бизнесе - соблюдение установленных предписаний, инструкций, других нормативных актов и законности в целом.

В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем социального управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т.е. персоналоведы , ставящие в центр современной концепции управления Человека. По оценкам ведущих западных исследователей, именно персоналоведы будут занимать лидирующие позиции в управлении современным миром. Иными совами, современный директор - это директор по кадрам, каждый управляющий - это управляющий персоналом.

Социальное управление – это управление в социальных системах, т.е. в системах, элементами которых являются люди.

Механизмы управления социальными системами:

а) механизм сознательного управления, целенаправленного, целеустремленного управления, поскольку осуществляется людьми, наделенными волей и сознанием , для достижения определенной цели;

б) механизм стихийного регулирования , когда упорядоченность является результатом массы случайных, единичных актов;

в) относительно иных, не социальных систем признак целенаправленности замещается признаком целесообразности . Таковы, например, биологические системы, гомеостаз которых обеспечивается целесообразным поведением их особей.

Такой подход позволяет рассматривать социальные системы не на основе идеологических и политических оценок, а на основе выявления и обобщения объективных закономерностей общественного развития, сформулированных вне зависимости от идеологических и политических пристрастий.

Природа социального управления. Момент возникновения вместо первобытного стада как суммы, совокупности отдельных элементов (биологических, биоэтнических компонентов) новой системы, обладающей интегративными качествами, которых не было у её отдельных элементов – социальными связями, – это отдельный момент в развитии социального управления. Первобытное общество как система (род, племя) - то новое «целое» , ради обеспечения приоритета которого над индивидуальным, личным, и осуществлялось социальное регулирование.

Преобразование системы «первобытное стадо» в новую систему, «первобытное общество» было обусловлено изменяющейся внешней средой, для выживания в которой потребовалось объединить усилия людей. Момент объединения усилий и означает совместную, скоординированную деятельность, т.е. управление, и, следовательно, группа людей превращается в систему как совокупность «взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции для достижения единой цели».

Первой, исторически обусловленной (вынужденной) функцией социального управления была функция управления совместной производящей деятельностью людей (функция управления производством). Например, совместная охота, оборона от опасностей извне.

Следующими функциями, вероятно, являлись функция распределения добытого продукта, функция «социального обеспечения» - защиты женщин, стариков и детей, функция прогнозирования, без которой невозможно выживание системы, функция принуждения к исполнению требований и другие управленческие функции. Функция принужденияобеспечивала соблюдение правил, необходимых для выживания системы. Со временем сформировался специальный управленческий аппарат.

Признаки социального управления:

1. Волевой характер, сознательный (управление осуществляется через волю и сознание людей).

2. Интегративными свойствами становятся социальные отношения, системообразующий фактор – общий (совместный) интерес, общая цель.

3. Властный характер механизма управления, власть обеспечивает единство воль и подчинение их управляющей воле.

4. Историчность управления (зависит от этапа развития общества).

5. Способы управления:

- командное, принудительное,

Стимуляционное, добровольное,

Программное (заложена программа).

6. Цикличность управления означает четыре стадии управленческой деятельности:

Сбор и обработка информации,

Принятие управленческого решения,

Реализация решения,

Контроль за исполнением решения, корректировка.