Игра, как форма организации жизни и деятельности детей. Игра как форма организации педагогического процесса

Детская игра, как форма организации жизни деятельности ребенка.

Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольников, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность. Детей объединяет в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.

Именно в игре дети начинают чувствовать себя членами своего маленького общества, умение действовать согласованно с товарищами, на практике усваивать нормы поведения.

Объект - игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет – процесс формирования игровой деятельности ребенка.

Цель – выявить особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста.

В своей работе выработала правила:

    Спокойная, эмоционально-положительная обстановка.

    Единый подход к режимным процессам.

    Только спокойная, не громкая речь в присутствии детей.

    Все действия сопровождать речью.

    Индивидуальный подход к каждому ребенку.

    Все, что ребенок в состоянии сделать сам, он должен выполнять самостоятельно. Если у ребенка нет необходимых навыков, я их начинаю формировать, если навыки временно утрачены, помогаю восстановить их.

    Когда ребенок может справиться самостоятельно с какими-то действиями, обязательно замечу и поощрю.

В начале провожу игры с незначительной, а некоторые игры с умеренной психофизической нагрузкой общефизического воздействия на организм. Это игры-забавы, игры-потешки, игры на снятие интеллектуальной и эмоциональной нагрузки («Я доктор», «Назови свое имя», «Курочки и цыплята»), которые развеселят ребят, помогут познакомиться друг с другом, освоиться в незнакомой обстановке. Моя задача ввести малыша в детский коллектив, научить его общаться, дружить и играть.

Для формирования положительных взаимоотношений между детьми в игровой деятельности создаю необходимые условия: разнообразный игровой материал в достаточном количестве, постепенно ввожу правила, отражающие положительные отношения друг к другу (не мешать, когда играет другой, не отнимать игрушки); учу каждого ребенка доводить игру до конца, формирую индивидуальную игру.

Одним из важных моментов в улучшение организации игровой деятельности считаю рациональное размещение игрового материала, скомпоновать игрушки для сюжетно-ролевых игр по темам: «Семья», «Айболит», «Парикмахерская», «Дочки-матери» и д.р.. Особое внимание уделяю размещению игрушек в разных местах комнаты, чтобы дети имели возможность объединиться в небольшие группы.

Мое руководство играми заключалось в обогащении игровых действий и развитии игрового сюжета. С этой целью я проводила с детьми наблюдения за работой врача, повара, мед.сестры, организовывала прогулки, на которых обращала внимание на трудовые действия дворника, шофера, много читала о профессиях, рассматривали картинки из серии «Мы играем», беседовала о труде мам, пап, бабушек и т.д. Подводила детей к играм рядом: «Строим дом», «Я музыкант», учила их пользоваться простыми формами совместных игр. Являясь участником игр, регулировала детские взаимоотношения, поощряла хорошие поступки, направляла поведение детей, В совместных играх «Семья», «Зоопарк», «Играем в тишину» и др., не навязывая, предлагала детям сюжеты игр бытового характера: «Оденем куклу на прогулку», «Маша хочет спать», «Переезжаем на новую квартиру» и др. Использовала игры-показы, где вместе с детьми рассматривали одежду, называли детали одежды, застегивали пуговицы и т.д.

Известно, что даже самые лучшие условия не могут сделать игры содержательными и разнообразными. Ребенку нужны знания об образе, который он берет на себя, кроме того он должен уметь передать сюжет игр в конкретных действиях и движениях. Поэтому очень важно уметь заставить заговорить детские впечатления, помочь воплотить их в определенный образ, здесь можно использовать разные приемы. Вначале даю своего рода образец возможной игры с использованием различного оборудования. Этому во многом способствуют физкультурные занятия сюжетного характера, например: «Путешествие в зимний лес», «Туристы», «Моряки» и др. При изменении обстановки предметной среды, дети меняют сюжет, вносят новые движения, выполняют их в различных комбинациях.

Иногда можно внести на прогулку какие-либо пособия, атрибуты, разместить их на видном месте, не договариваясь с детьми об играх.

Например: положить возле гимнастической лестницы строительные кубы, пособия для игр «Теплоход» или натянуть на гимнастическую лестницу яркие корабельные флажки, положить гимнастические палки для игры: «Так - палки, а так - лошадки», прочитать стихотворение Данько «Нет, я не шучу»:

«Вы думаете это просто палка? (показываете)

Это же лошадка!

Нет, я не шучу.

Со мной садитесь, Покрепче держитесь,

По двору, по саду, Я вас прокачу».

В этом случае я прослеживаю, чтобы изменения не оставались не замеченными для детей, а служили стимулом для развертывания какого-либо сюжета.

При руководстве играми особое внимание уделяю малоподвижным детям. Их чаще включаю в игры подвижного характера, не требуя вначале ни точности движений, ни особого результата. Объединяя их в совместные действия с подвижными детьми.

При церебральных параличах у детей со сниженным интеллектом и нарушениями моторики применяю игры с незначительной, а некоторые с умеренной психофизической нагрузкой общефизического воздействия на организм. В связи с большой отвлекаемостью этих детей, пугливостью, раздражительностью я создаю обстановку оптимальную для них. Важной задачей этих игр является расслабление сокращенных мышц и укрепление ослабленных, растянутых мышц.

Подвижные игры, особенно привлекательны для детей со специально направленными упражнениями, оказывают на их организм влияние, способствующее восстановлению инервационных механизмов и предупреждению образования вторичных контрактур и деформации, при необходимости содействую формированию компенсации, способствуют улучшению психомоторных показателей развития ребенка. Выбор игр, методика их проведения диктуется степенью ограничения подвижности ребенка, состоянием его интеллекта. Таким образом, при проведении игр с больными детьми учитываюистинный возраст, соответствующий развитию психики и моторики ребенка на данное время. Принимаю во внимание его заинтересованность, желание играть в ту или иную игру.

На занятиях «Веселый счет» я предлагаю детям игры, которые способствуют математическому развитию, коррекции речи, развитию моторики мелких мышц рук. Дети знакомятся с различными свойствами предметов: цветом, формой, величиной; учатся сравнивать, группировать по определенным свойствам. Формированию понятия числа способствует деятельность ребенка, в ходе которой он сравнивает две группы предметов и устанавливает равенство между двумя группами предметов и обозначает их словами: «столько - сколько», «одинаково», «поровну». Дальше ребенок путем наложения устанавливает количественные соотношения.

Игры начинаю проводить с небольшой подгруппой желающих, которые откликнулись на приглашение. Из опыта работы могу сказать, что все дети, поступающие в нашу группу, такие качества величины, как длина, ширина, высота либо совсем не различают, либо воспринимают их неопределенно. Учитывая то, что без четкого представления величины предмета невозможно его изобразить или использовать в конструктивной деятельности. Я предлагаю детям игры, направленные на развитие четкого и осознанного восприятия величины и ее признаков, в которых использовала народные игрушки-матрешки, пирамидки, мисочки-вкладыши и другие игрушки, отдельные детали и части которые отличаются только размером. Игры проводила в определенной последовательности.

Первая игра «Сколько матрешек пришло к нам в гости?» привлекла внимание детей к количеству и размерам предметов. В дальнейших играх дети осваивали прием различия величины путем накладывания «Разберем и соберем», «В гости к трем медведям», «Веселые матрешки»,

Многолетний опыт работы с больными детьми показал, что необходимо комплексное воздействие на психику ребенка. Частью этого комплекса являются игры-упражнения, способствующие релаксации.

Например: «Тихое озеро», «Полет высоко в небо», «Порхание бабочки» , позволяющие успокаивать детей, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение, фантазию малыша. Релаксационные упражнения я провожу под музыку «Пение птиц», они стали любимыми занятиями расторможенных детей дают положительный результат. Дети стали более спокойны, уравновешенны в поведении.

В своей работе я часто провожу с детьми творческие игры-занятия, которые помогают формированию образов в рисунке, аппликации, лепке, где дети самостоятельно используют знакомые им изобразительно-выразительные средства.

Так с помощью ритма мазков, штрихов, пятен малыши изображают дождь, следы зверей: «Дождик кап-кап», «Ходят звери по лесу», «Зайка серый прыг да скок». В практике использую метод совместного рисования, где детям предлагаю дорисовать часть рисунка. Это такие занятия, как: «Бусы для мамы», «Разноцветные шары», «Одуванчики».

На занятиях со строительным материалом я демонстрирую разное положение деталей на столе, выделяю и помогаю осознать отдельные практические операции, из которых складывается элементарная, конструктивная деятельность. Используя наглядно-действенный метод обучения стараюсь показать детям разные варианты одной и той же постройки: «Дом-гараж», «Дом для куклы», «Строим мебель». Используя эти игры-занятия в своей работе, я преследовала важные задачи по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук, развитию координации рук и глаз у детей с ДЦП. Для выполнения такой задачи, как создание необходимой фазы междупрактическими и умственными действиями ребенка, провожу игры, развивающие основные познавательные процессы - внимание, память, мышление, речь.

Особое внимание уделяю таким играм-упражнениям с пальчиками, как «Моя семья», «Пальчики здороваются». Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкую моторику рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (т.к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движения. Я преследовала еще одну важную задачу - учить детей согласованным действиям обеих рук, развивать координацию рук и глаз, что важно для детей.

Отчет о проделанной работе

Игра – форма организации детской жизни.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Согласно федеральным государственным требованиям игровая деятельность входит в образовательную область «социализация». Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

Развитие игровой деятельности детей;

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными);

Формирование гендерной, семейной гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Игры используются в образовательной деятельности, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л.И. Выготский, Д.В. Эльконин, Л.А. Венгер и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребёнка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» наиболее полно проявляется личность ребёнка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоение мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребёнка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, её развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.

К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания ребёнок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дети усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы в последствии. В основе игровой деятельности лежит, по мнению Д.В.Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередное, среди

Которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в её проникновении в различные виды деятельности (труд, учёба, быт).

Условно игры можно разделить на две основные группы; сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно печатные, музыкально- дидактические) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

Сюжетно-ролевые это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры забавы, развлечения.

По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно- развивающая игра. Главное назначение этой игры - социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определёнными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.

В сюжетах детских игр отражаются сферы взрослой жизни - ребёнок пробует себя в разных ролях. Он передаёт внутреннее состояние того, кого в данный момент изображает. Поскольку детская игра находится на стыке реального и условного миров, то к придуманному (условному) миру ребёнок учится относиться как к настоящему.

Сначала в игре дети отражают предметную деятельность взрослых, затем в центр их внимания попадают отношения между взрослыми и, наконец, правила, по которым строятся эти отношения

В самостоятельных детских играх часто недостаточно выдумки, творчества, активности, согласованности совместных действий. Несмотря на широкий круг знаний и впечатлений об окружающей жизни и деятельности взрослых, у детей часто не хватает игровых умений. Чтобы сюжетно-ролевая игра выполняла свои развивающие функции, мы должны научить ребёнка способам её построения, которые последовательно усложняются:

Условно-предметный способ – в раннем возрасте;

Ролевой – в среднем;

Сюжетосложение - в старшем.

Если образы ориентированы на передачу общего способа игры всем детям определённого возраста, возможность реализации ребёнком своих собственных предпочтений и индивидуальных способностей в развёртывании сюжета в большей мере, связан с организацией предметно - игровой среды.

Предметно-развивающая игровая среда анализируется с двух позиций:

  1. использование детьми игровой среды в игре;
  2. преобразование игровой среды.

В организованной игре в младшем и среднем возрасте дети используют готовую предметную среду, в старшем возрасте вносят небольшие преобразования через введение новых предметов.

В самостоятельной игре раскрываются возможности для преобразования готовой среды: дети создают новые постройки, вносят новые предметы, придумывают им не обычные функции, свойства.

В организованной игре предметов-заместителей используется больше, чем в самостоятельной, предпочтение отдаётся реальным игрушкам. Дети старшего возраста больше используют условных предметов в игре, дети младшего и среднего возраста заместителей почти не используют.

Можно сделать вывод:

В самостоятельных играх уровень преобразования предметно-пространственной игровой среды выше, чем в организованной игре.

Недостаточное использование предметов заместителей в младшем и среднем возрасте.

Для младшего и среднего возраста:

Вводить в игру предметы - заместители наряду с игрушками, а также необычные предметы, придавая им несвойственные функции (зонтик- ракета).

В организованной игре продумывать среду, позволяющую детям моделировать игровые ситуации, среду с минимумом предметов (большинство из них заместители), которая побуждает к развитию сюжета, творчества;

Широко использовать непохожие предметы-заместители;

Планировать сочетание предметов для игры, что всегда побуждает к развитию новых сюжетов.

Широко использовать приёмы, направленные на обогащение игровой деятельности детей;

Осуществлять переход на этап совместного руководства игрой (когда педагог делит главные роли или передаёт их другим детям в течении игры);


Одним из положений педагогической теории игры явля­ется признание игры как формы организации жизни и дея­тельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь де­тей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, пре­имущественно дидактических и подвиж­ных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в дет­ском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П.Усовой. По мнению А. П.Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать про­исходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом про­цессе организующую функцию, воспитателю нужно хоро­шо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Целесооб­разно планировать задачи, относящиеся ко всей группе (учить детей объединяться в знакомой им подвижной игре), и задачи, которые касаются отдельных детей (вовлечь зас­тенчивого Сережу в подвижную игру; попросить Сашу объяснить новичку Диме игру «Танграм»).

Исходя из особенностей вида игры, задач, которые мож­но решать с ее помощью, уровня сформированности у де­тей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае. Так, новую дидактическую игру он объяснит и сам поиграет с детьми: сначала в роли ведущего, а затем - «ря­дового» партнера; увидев, что игра в «семью» зашла в ту­пик, возьмет на себя роль бабушки, которая приехала в го­сти издалека; мальчикам, спорящим о том, кто будет иг­рать белыми, а кто черными шашками, напомнит о существовании жеребьевки и т.д.

Однако, направляя игру в русло решения воспитатель­но-образовательных задач, всегда следует помнить, что она - своеобразная самостоятельная деятельность до­школьника. В игре ребенок обладает возможностью про­являть самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игруш­ки и предметы, партнеров и т.д.

Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра по­зволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно ис­пользовать те или иные формы общения.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

Отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры (по сигна­лу цапля выходит ловить лягушек, а те затаиваются, зами­рают, потом цапля неподвижно стоит на болоте, а лягушки прыгают и резвятся; с цаплей, поймавшей лягушку, спорить нельзя);

Реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конф­ликта, возникшего между играющими, установление правил).

Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, ма­лыш стремится к общению с ним: беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается спо­собным уступить игрушку, взять на себя не очень привле­кательную роль, т. е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. В игру не принимаются дети с низ­ким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, ссорится с партнерами, выходит из игры до ее завершения). Таким образом, на основе реаль­ных отношений у детей формируются (или не формиру­ются) качества «общественности» (А. П. Усова): способ­ность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнера­ми, подчиняться общественному мнению. Иными слова­ми, качества «общественности» позволяют ребенку успеш­но взаимодействовать с другими детьми.

При благоприятных условиях дети овладевают навыка­ми общественного поведения. А. П.

Усова справедливо отме­чала, что умение устанавливать взаимоотношения со свер­стниками в игре - первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооцен­ки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для станов­ления детского общества.

Однако без помощи взрослого путь формирования об­щественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития (дети застенчи­вые, агрессивные, мало активные, с нарушениями речи и т.п.). Влияя на поведение детей, их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Но у всех дошкольни­ков без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельными, формировать умения, которые реаль­но обеспечат самостоятельность.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В настоящее время во мно­гих дошкольных учреждениях складывается тенденция к ис­пользованию времени, отведенного на игры, для каких-либо занятий, репетиций, что недопустимо. В режиме дня обяза­тельно должно быть время (до утренней гимнастики, на про­гулке, после дневного сна), когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить.

Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Например, можно ввести детей в игровую ситуацию «Научим новенького», где в роли новенького может выступать медве­жонок или кукла. В процессе самообслуживания, ухода за растениями дети показывают и объясняют ему, что и как надо делать. В форме игры проводятся многие занятия (занятие лепкой проводится в форме игры «Гончарная мастерская», для обобщения знаний о диких животных - игра-занятие «Экскурсия по зоопарку»), что повышает их эффективность.

Воспитательно-образовательные возможности игры воз­растают, если она органически соединена с каким-либо дру­гим видом деятельности. Наиболее целесообразно связы­вать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку (бинокль, весы, тетради), по-дру­гому оформить уже имеющиеся атрибуты. С помощью вос­питателя дети могут починить игрушку (закрепить колеса у автомобиля, пришить лапу мишке).

Уже в возрасте 2-3 лет детям прививают привычку под­держивать порядок в «игрушечном хозяйстве», соблюдать правило «Поиграл - убери игрушки на место», привлека­ют к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек. У старших детей формируют привычку ответственно, бе­режно относиться к игрушкам, игровому материалу. Они по собственной инициативе или косвенному предложению педагога ремонтируют коробки для настольных игр, сти­рают кукольную одежду, чистят мягкие игрушки.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации вигре.

Методическая разработка "Игра – форма организации детской жизни"

Выполнил:

Козакова Е.И. Воспитатель ГБДОУ №122 г.Санкт-Петербург 2015

  1. Определение понятия «Игра»
  2. Оформление игровой развивающей среды во второй младшей группе
  3. Задачи воспитателя по организации игровой деятельности.

Определение понятия «игра»

Игра - это исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра как один из видов человеческой деятельности, как сложное и интересное явление привлекает внимание педагогов и психологов, философов и историков. В науке существуют различные точки зрения на природу детской игры.

В отечественной науке подчеркивается, прежде всего, социальный характер игры как отражение действительной жизни. К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего мира взрослых. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей. По мнению А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко и др., игра социальна по способам ее осуществления, так как не изобретается ребенком, а задается взрослым, который учит играть (как использовать игрушку, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.) . Ребенок обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение и становится формой собственного творчества, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Игру как деятельность отличает:

  • ее непродуктивный характер, т.е. направленность ее не на достижение высшей цели, а на сам процесс игры;
  • в игре воображаемый план преобладает над реальным, поэтому игровые действия осуществляются не по логике объективных значений вовлеченных в игру вещей, а по логике игрового смысла, который они получают в воображаемой ситуации.

Как деятельность игра имеет следующие структурные компоненты:

  • мотивы - они могут быть различными: яркие впечатления событий жизни, новые игрушки, мотив дружбы, желание стать субъектом своей собственной деятельности;
  • цель в игре зависит от ее вида - если это творческие игры, то дети ставят цели (например: «доплыть на корабле до острова» ) , если дидактические, то надо выполнить и игровую цель, и дидактическую т.д.;
  • действия в игре носят двойной характер: они могут быть и реальными и игровыми;
  • результат зависит от вида игры - в творческих играх он субъективный, в играх с правилами - это может быть выигрыш.

Традиционно игры делятся на два вида:

Творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные)

Игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы) .

Классификация игр дошкольников

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

- сюжетно-ролевые:

  • театрализованные
  • подвижные

Дидактические.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

  • Игры на бытовые сюжеты: в «дом» , «семью» , «праздник» , «дни рождения» (большое место уделяется кукле) .
  • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль) .
  • Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
  • Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков» , в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Длительность сюжетной игры:

  • в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.
  • в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.)

В старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней) .

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

  • роли, которые исполняют дети в процессе игры;
  • игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
  • игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
  • отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Задача воспитателя в младшей группе - подключиться к игре, подавать идеи и предлагать варианты развития сюжета от роли, вопросами уточнять действия детей, давать образец ролевых реплик. Играть как дети, только изобретательнее, и, поддерживая их инициативу, но сохранять свое присутствие. Показать роль в действии и передавать ее ребенку.

Итак, игра - язык ребенка, форма выражения жизненных впечатлений. Это социально-принятый способ вхождения ребенка в мир взрослых, его модель социальных отношений. Мнимая ситуация игры и роль позволяют строить поведение свободно, по своему замыслу и в то же время подчиняться нормам и правилам, диктуемым ролью. Высшей формой игры является сюжетноролевая групповая игра, требующая планирования, согласования действий, развития отношений как в сюжетном, так и в реальном плане.

Игра учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков. И здесь огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

  • Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.
  • Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности. С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.

В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз, за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

  • Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Разновидности строительных материалов. Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

  • Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Показатели развитого игрового интереса.

  1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.
  2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.
  3. Наличие любимой роли.
  4. Нежелание заканчивать игру.
  5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования) .
  6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.
  • Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

  • Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.

В жизни ребенка присутствуют различные виды игр, поэтому во всей совокупности своих разновидностей игра является преобладающей деятельностью и становится формой организации жизнедеятельности детей. Воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую роль, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, следует помнить, что она - своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время для самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Оформление игровой развивающей среды во 2 младшей группе

Игровая-развивающая среда в младшей группе представлена:

Центр сюжетно-ролевой игры

Расположен в группах на коврах, занимает большую часть групповых комнат. Имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница» , «Магазин» , «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Часть атрибутов для игр расположена на передвижных этажерках, которые имеют несколько назначений. Атрибуты игры «Больница» , используются для игры «Аптека» , атрибуты игры «Магазин» , используются для игры «Кафе» и тд.

Цент физической культуры

В стелаже собран физкультурный инвентарь (обручи, скакалки, мячи, кольцебросы, кегли, инвентарь для элементов спортивных игр) , что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость.

Центр изобразительного искусства

Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов как девочек так и мальчиков. На стене на уровне глаз ребенка вывешена небольшая «полочка красоты» . Под ней оборудован стол со стульями –место для встреч с прекрасным.

Музыкальный центр

Это полка для хранения музыкальных пособий, место для музицирования и настольных дидактических игр. Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, элементы костюмов, аудиотехника.

Театральный центр

Здесь собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра, театра на фланелеграфе и т.д.

Центр развития сенсорики

Это центр в большей степени предназначен для малышей – в нем собраны пособия, игры, книги, материалы, позволяющее развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости – гладкости их поверхности, о звуках – их высоте, громкости и т.д. Имеются материалы для развития мелкой моторики.

Книжный Центр

В нем собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров.

Центр природы

Среда немыслима без природного содержания, которое является важнейшим средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. В группах имеются растения, птицы, рыбы, черепаха. На территории ДОУ имеется огород, цветники. Оборудованы зоны элементарной опытнической деятельности, центр воды и песка.

Учебный уголок

Включает в себя магнитные и меловые доски, наборные полотна, многообразный наглядный, раздаточный, счетный материал, дидактические игры. Весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения, обыгрывания пройденного материала.

Задачи воспитателя по организации игровой деятельности

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:

  1. Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.
  2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.
  3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.
  4. Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

Воспитателю в младшей группе необходимо:

  1. Создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.
  2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.

Список литературы:

  • Дыбина Ольга Витальевна, Издательство: Сфера, 2014 г. "Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов"
  • Сташевская Гита, Издательство: Речь, 2014 г., «100 и 1 игра для развития ребенка 3-4 лет» .
  • Иванова Н.В. «Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении» , учебное пособие –– Череповец: ЧГУ, 2002.
  • Козлова С. А. «Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру» - Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

Игра - это исторически возникший вид деятельности детей, заклю­чающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра как один из видов человеческой деятельности, как сложное и интересное явление привлекает внимание педагогов и психологов, фило­софов и историков. В науке существуют различные точки зрения на при­роду детской игры. К.Гросс и др. сторонники биологизаторских течений в психологии утверждали, что игра свойственна ребенку как всякому примитивному существу и выступает как предварительное приспособле­ние инстинктов к будущим условиям существования.

В отечественной науке подчеркивается, прежде всего, социальный ха­рактер игры как отражение действительной жизни. К.Д. Ушинский опре­делил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего мира взрослых. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценно­стей. По мнению А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко и др., игра социальна по способам ее осуществления, так как не изобретается ребенком, а зада­ется взрослым, который учит играть (как использовать игрушку, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.). Ребенок обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение и становится формой собственного творчества, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Согласно Л. С. Выготскому, «игра - это источник развития и создает зону ближайшего развития». По существу через игровую деятельность и движется развитие ребенка. Только в этом смысле игра может быть на­звана деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие детей. А. Н. Леонтьев считал, что признаком ведущей деятельности не являются чисто количественные показатели, ведущая деятельность - это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, а деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Игра каче­ственно неоднородна, существуют различные ее виды: творческие, игры с правилами, игры-развлечения и т.д. Д. Б. Эльконин предложил рассмат­ривать в качестве ведущей деятельности ребенка сюжетно-ролевую игру.

Игру как деятельность отличает:

Ее непродуктивный характер, т.е. направленность ее не на достижение высшей цели, а на сам процесс игры;

В игре воображаемый план преобладает над реальным, поэтому игро­вые действия осуществляются не по логике объективных значений вовлеченных в игру вещей, а по логике игрового смысла, который они получают в воображаемой ситуации.

Как деятельность игра имеет следующие структурные компоненты:

Мотивы - они могут быть различными: яркие впечатления событий жизни, новые игрушки, мотив дружбы, желание стать субъектом сво­ей собственной деятельности;

Цель в игре зависит от ее вида - если это творческие игры, то дети ставят цели (например: «доплыть на корабле до острова»), если ди­дактические, то надо выполнить и игровую цель, и дидактическую т.д.;

Действия в игре носят двойной характер: они могут быть и реальными и игровыми;

Результат зависит от вида игры - в творческих играх он субъектив­ный, в играх с правилами - это может быть выигрыш.

Традиционно игры делятся на два вида: творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы).

В современных исследованиях игры появляются новые ее классификации. Так С. Л. Новосёлова предлагает выделять игры, возникающие по инициативе ребенка (игры экспериментирование, сюжетно-отобразительные, режиссерские и театрализованные); игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей (дидактические, подвижные, компьютерные, развлечения и т.д.); игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные игры).

В жизни ребенка присутствуют различные виды игр, поэтому во всей совокупности своих разновидностей игра является преобладающей деятельностью и становится формой организации жизнедеятельности детей.

Попытки организовать жизнь детей в форме игры присутствовали как во многих педагогических трудах, так и в практике детского сада (Ф. Фребель, М. Монтессори, А. Симонович и др.). Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей содержится в работах А.П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую роль, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, следует помнить, что она - своеобраз­ная самостоятельная деятельность дошкольника.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время для самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности.

Таким образом, являясь основным видом деятельности, игра занимает ведущее место в жизни ребенка.