Что такое ксенофобия? Причины ксенофобии. Что такое ксенофобия: виды и синонимы страха

20Окт

Что такое Ксенофобия

Ксенофобия – это страх или ненависть по отношению к всему чужому, новому или странному.

Что такое КСЕНОФОБИЯ — значение, определение простыми словами.

Прежде всего, ксенофобия это нетерпимость по отношению к другим расам, культурам и социальным группам которые отличаются от нас. Самыми яркими примерами ксенофобии служат: , и .

Происхождение слова КСЕНОФОБИЯ:

Термин происходит от слияния греческих слов «страх » — «фобос » и «незнакомец » — «ксенос », что в итоге формирует: «страх незнакомцев» или «боязнь чужого».

Ксенофобия и общество:

Уровень неприятия и нетерпимости в обществе напрямую зависит от развитости той или иной страны. В наиболее развитых странах, где интеллектуальный уровень населения позволяет откинуть глупые предрассудки по отношению к различиям между людьми, ксенофобские настроения являются частными случаями и имеют место в виде исключения.

Стоит отметить что ксенофобия, а именно управление страхами людей, является очень действенным инструментом влияния правительства на гражданское общество. Самым ярким примером могут послужить события 1946 – 1989 года, а именно Холодная война между СССР и США. Народам внушалась идея что противник может в любой момент атаковать при помощи ядерного оружия. На волне этого страха, правительства получали баснословные суммы денег на различные военные программы, могли ограничивать права и свободы граждан, в общем получали широкую власть под видом защиты от врага. После окончания Холодной войны тенденции США изменились и всем стало плевать на то что там делает СССР, у них есть свои заботы. На пост советском пространстве, этот инструмент не забыли и используют его до сих пор. К примеру, мы постоянно можем слышать, что США является главным врагом РФ, который постоянно мечтает захватить всю Россию. Под этот шумок можно оправдывать все неудачи, растраты и непрофессионализм правительства.

Так же постоянным источником ксенофобии являются различные религии, которые хоть и заявляют, что они не имеют ничего против других верований, в своей основе содержат множество идей и примеров нетерпимости и ненависти по отношению к иноверцам.

Примеры ксенофобии:

  • (убийства чернокожих )
  • Еврейский
  • Деятельность нацистских организаций (ненависть к другим расам и нациям )
  • Индийская кастовая система (деление людей на высшие и низшие сословия )
  • Дискриминация по половому признаку (унижение женщин )
  • Нетерпимость к представителям сексуальных меньшинств (гомофобия )

Большинство умных людей понимают, что последствия ксенофобии могут быть очень серьезными. Тем более что причины для ненависти или нетерпимости по большому счету иррациональны и базируются на древних нелогичных и лишенных почвы предрассудках, пережитках древности.

«Ксенофобия» - распространённое понятие. Мы часто используем это слово в обыденной речи, встречаем в прессе. Но не каждый из нас ясно понимает, что же такое ксенофобия .

Это болезнь , но своеобразная. В отличие от (страха открытых пространств) или (страдающие этой патологией панически боятся пауков), относящихся к типичным психическим отклонениям, ксенофобия - патология социальная, а также психологическая, душевная.

Причина этой болезни всегда коренится в самой личности больного. Потому и избавление от этого недуга достигается иначе, чем излечение от большинства других фобий.

Определение, характеристика и синонимы

Дадим краткое описание понятию. В древнегреческом языке «фобос» означает «страх» .

Имеется в виду не рациональный (страх того, что действительно опасно, что нам по-настоящему угрожает), а иррациональный страх . То есть боязнь того, что на самом деле вовсе не опасно.

«Фобиями» психологи, психиатры и социологи называют необоснованные страхи, мучающие людей. Подобные состояния также могут сделать больного опасным для окружающих. Это как раз относится к ксенофобии.

Мы говорим о ксенофобии чаще всего именно тогда, когда страдающие этим отклонением ведут себя агрессивно и жестоко . Однако это лишь одно из видимых проявлений болезни.

На самом деле и сам больной страдает, потому что ощущает угрозу себе, своей безопасности и своей жизни. Его агрессия - это попытка защититься от якобы угрожающей ему опасности.

«Ксенос» — это «чуждый», «не наш», «иноземный» или «непонятный».

«Ксенофобия» — страх перед иными, чем сам больной, людьми: другой нации, расы, этноса, вероисповедания, другого возраста, пола, с другими убеждениями, мировоззрением. Проявляется ли это внутреннее эмоциональное состояние в каких-то поступках, не имеет значения для врача.

Ксенофобия обычно не является психическим заболеванием. Хотя определённая её стадия может привести и к психическим отклонениям, но так бывает нечасто.

Большинство страдающих этим недугом психиатры назвали бы вполне вменяемыми. Однако социально и психологически они не являются таковыми.

Из трёх основных психических болезней : , паранойи и истерии - ксенофобия ближе к шизофрении и паранойе.

Шизофреники воспринимают мир расколотым на куски («шизо» = раскалывать, откалывать кусок), не связанные друг с другом и часто враждебные друг другу.

Хотя на самом деле мир состоит из взаимодополняющих, дружественных друг другу частей, тесно связанных и взаимодействующих друг с другом. Примерно так, как шизофреник, воспринимает мир и больной ксенофобией.

Паранойя - это мания преследования. Такому больному всё время кажется, что ему угрожают, его хотят обидеть, даже убить самые разные люди, в действительности даже не знающие об этом человеке и не думающие о нём.

Эмоционально паранойя похожа на ксенофобию: страдающие и тем, и другим недугом чувствуют себя под угрозой, хотя никаких реальных оснований для этого нет.

Поэтому отдельные симптомы этих заболеваний могут частично совпадать, но это совершенно разные болезни.

Полных синонимов к слову «ксенофобия» нет. Часто его заменяют понятиями «национализм», «расизм», «шовинизм», но это неверно.

«Национализм» - это забота о своём народе. В своих злокачественных формах он действительно смыкается с ксенофобией, однако есть и доброкачественная форма национализма.

И даже его крайние формы не являются болезнью . Национализм - это система убеждений, обычно не сопровождающаяся никакими страхами.

Это убеждённость в превосходстве своей расы над всеми остальными расами. Расисты также обычно не страдают ни от каких страхов.

«Шовинизм» — это тоже мировоззрение, хотя и очень близкое к тому, которое характерно для страдающих ксенофобией.

Шовинисты убеждены в превосходстве своей нации над всеми другими. Шовинизм - злокачественная форма национализма.

Если рассматривать ксенофобию только как систему взглядов (что неверно), она ближе всего именно к шовинизму. Однако на самом деле ксенофобия - это именно социальное и психологическое отклонение .

Тот, кто ею страдает, должен рассматриваться как больной, чего нельзя сказать о шовинистах, расистах и националистах.

Кто такие «ксенофобы»? (примеры)

Представьте себе, что вы приехали в Израиль, еврейское государство, где проживает также множество арабов и выходцев из Эфиопии . Внешне они не похожи на евреев.

Вы садитесь в такси. Водитель - типичный еврей , хорошо говорящий по-русски. Проезжаете мимо уличного кафе. За ближайшим к дороге столиком сидят два темнокожих молодых человека.

Увидев их, водитесь громко фыркает и говорит, явно рассчитывая на ваше сочувствие: «Что?! Эти папуасы уже здесь?!»

Водитель-еврей прекрасно знает, что это эфиопы, а не папуасы .

Знает, что это разные народы. Знает он и то, что мигранты из стран Восточной Африки выполняют в Израиле почти всю чёрную работу, которой не хотят заниматься местные. То есть, эти люди приносят большую пользу.

Однако Израиль - маленькая страна, количество рабочих мест там ограничено . И этот человек подсознательно опасается, что пришельцы вытеснят его и его детей. Это угроза. Они тут понаехали, их много, у них в семьях по десять детей.

Они энергичные, не чураются никакой работы . Водителю кажется, что эти мигранты угрожают благополучию, его и его семьи. И он опасается этих людей. Увидев их, он испытывает беспокойство, тревогу, раздражение. Их много! И они иные, не такие, как я! Это опасно!

Такое эмоциональное состояние может рационализироваться («рационализация» — термин психоанализа: это попытка рационально объяснить то, что в основе своей иррационально) с помощью каких-то, даже вполне убедительных, рассуждений. Но основа его лежит за пределами сознания и разума.

Толерантность vs ксенофобия:

Виды

Сутью этой болезни всегда является иррациональный страх перед чужаками.

Но при делении человечества на «своих» (не вызывающих опасений) и «чужих» (опасных) могут использовать совершенно разные критерии. В зависимости от них различают разные виды ксенофобии:

  1. Боязнь других народов (обычно внешне явно отличающихся от своего народа).
  2. Боязнь представителей других рас (значит с иным цветом кожи).
  3. Опасения вызывают представители иной культуры, носители непонятных, чуждых ценностей (хотя они могут принадлежать к тому же этносу, что и сам больной).
  4. Страх перед другой субкультурой (подростковой).
  5. Боязнь вызывают люди иного пола (женофобия).
  6. Опасными кажутся люди, исповедующие другую веру, или даже сторонники той же религиозной концепции, но иной её ветви (сунниты - шииты, католики - православные - протестанты), иногда сектанты.
  7. Опасения вызывают люди .
  8. Боятся тех, кто ведёт необычный образ жизни, придерживается странных идей (хиппи).
  9. Опасаются политических или идеологических оппонентов.
  10. Опасаются конкурентов в экономической сфере.

Исчерпывающий перечень дать сложно: есть экзотические виды ксенофобии.

Например, болельщики одной футбольной команды боятся и ненавидят болельщиков другой. Или подростки из одного двора избегают подростков из другого, соседнего, двора.

О естественной природе ксенофобии и психологии толерантности в этом видео:

Причины

Основной причиной этой патологии считается неуверенность в себе в каком-то отношении, личностная ущербность или комплекс неполноценности.

Причиной является не тот, кого опасаются.

Это очень важно для понимания природы этого отклонения. Причина - в самом больном. С ним что-то не так .

Что именно?

Адольф Шикльгрубер (будущий Гитлер) в юности был художником. Однако ему не удалось получить полноценного художественного образования. Он писал картины на заказ, частным образом.

Затем он попытался коренным образом улучшить своё положение, повысить свой социальный статус и доходы. Для этого нужно было поступить в Академию Художеств и закончить её.

Однако Адольфа не приняли. Он представил ряд своих картин на творческий конкурс. Профессор, отбиравший кандидатов, был еврей . Адольф знал об этом. Этот профессор имел типично еврейскую внешность.

Он не отобрал работы кандидата Шикльгрубера, так как ему показалось, что автор несамостоятелен, недостаточно оригинален, хотя талант рисовальщика был явным. Эта неудача больно ударила по самолюбию Адольфа.

Достаточно очевидно, что болезнь Гитлера имеет причиной ощущение своей слабости, беззащитности, комплекс неполноценности. В глубине души он был уверен, что евреи талантливее, сильнее, энергичнее, лучше , и в честной конкуренции с ними у него нет шансов.

Отсюда идея, что всех евреев надо уничтожить.

Известно, что у Адольфа был холодный и деспотичный отец .

Он кричал на сына, бил его и совсем его не любил. Так возник комплекс, углубившийся из-за некоторых обстоятельств его жизни.

Если бы Гитлер не столкнулся с профессором-евреем, «зарезавшим» его на творческом экзамене, он мог не стать антисемитом. Но ксенофобом всё равно стал бы.

Только внешняя направленность болезни была бы другой. Впрочем, Гитлер боялся и ненавидел и цыган, и геев, и чернокожих, и славян.

Ксенофоб может опасаться кого угодно. Выбор объекта бывает довольно случайным. Но неслучайно, что он неуверен в себе и опасается других людей, не похожих на него.

Симптомы

Симптомы и признаки проявления фобии:

  • больной постоянно беспокоен, он нервный, раздражённый, не в состоянии отвлечься от того, что его волнует;
  • , видит кошмарные сны. Часто потом их рассказывает, причём, ему кажется, что эти сны подтверждают его опасения;
  • постоянно очень эмоционально обсуждает с окружающими тех, кто вызывает его опасения, не может отвлечься от этой темы;
  • не выглядит счастливым, довольным своей жизнью, кажется несчастным, неудовлетворённым;
  • в отношениях с людьми (даже теми, которые его не беспокоят, даже с близкими) холоден, отстранён, обидчив и подозрителен;
  • выражение лица у него часто брезгливое, как у человека, ощущающего неприятный запах;
  • он привязан к прошлому (своей семьи, народы, расы или своих единоверцев), которое представляется ему прекрасным, тогда как в настоящем всё идёт не так. Ему кажется, что нужно исправить настоящее, вернув его в прежнее, идеальное, состояние;
  • он не терпит противоречий, явно нервничает в споре; если с ним не соглашаются, становится агрессивным.

Ксенофобия только медикаментозно не лечится . Это болезнь души, а не тела. Таблетки на душу не влияют.

Однако в качестве дополнительного средства медикаментозное лечение может применяться (чтобы стабилизировать сон, например).

Эта патология неизлечима, если сам больной не понимает, что болен , что ему нужно лечиться. Вылечить от этой болезни против желания самого больного невозможно, так как корень отклонения - в самой личности человека.

Чтобы помочь такому больному, нужно укреплять его уверенность в себе. Он должен научиться адекватно оценивать себя и других. В конкурентной борьбе он ощущает себя очень слабым, поэтому следует учить его быть сильнее.

Без укрепления уверенности в себе, преодоления комплекса неполноценности патология неизлечима, так как она вторична по отношению к этому комплексу.

Обращаться нужно не к психиатру, а к психотерапевту или психологу.

Существуют различные методы лечения : трудотерапия, индивидуальные беседы, групповые методы, канистерапия (лечение заботой о собаках), гипнотерапия.

К сожалению, проблема больных часто в том, что их много, поэтому они считают своё отклонение нормальным явлением. Людям свойственно считать обычное нормальным.

Не осознав своей проблемы , решить её нельзя. Больной, уверенный в том, что здоров, вредит себе. И помочь ему не сможет никто.

Юрий Шевчук о ксенофобии:

Тема ксенофобии – актуальная, трагическая и драматическая одновременно. Она затрагивает отдельных людей и все общество. Иногда мы даже не понимаем, что наносим обиду человеку, которого считаем чужаком. Иногда понимаем, но продолжаем действовать агрессивно. Откуда берется неприязнь к чужому, непонятному? Какие страхи провоцируют неприятие чужого? Как воспитать в себе терпимость? Рассказываем, что такое ксенофобия, ее виды и способы развить в себе терпимость.

Что такое ксенофобия

Ксенофобия - это сложный комплекс негативных эмоциональных проявлений по отношению к чему-то или кому-то чужому, неизвестному. В основе фобии лежит чувство враждебности, страха и презрения к представителям других наций, культур, вероисповедания, социального положения. Иногда эмоциональная неприязнь переходит в открытую агрессию, намерение физически уничтожить или изгнать чужаков, инакомыслящих. Соответственно ксенофобы – люди, ненавидящие иностранцев.

Сам термин «ксенофобия» состоит из двух греческих слов «xenos » – чужой и «phobos » – страх. В переводе: «боязнь чужого ». Ксенофобия относится к социальным фобиям, которые отличаются стойкими, преувеличенными опасениями или страхом. В зависимости от предмета, на который направлена ненависть, проявляется исламофобией, христианофобией, русофобией, мигрантофобией, гомофобией, эйджизмом, сексизмом.

Причинами ксенофобии исследователи считают несколько факторов: генетическую предрасположенность, воспитание, культурную и социальную среду . Фобия редко поддается логическому объяснению и может обостриться после какого-то знакового события или потрясения. Главным психологическим «спусковым крючком» ксенофобии исследователи считают стремление человека поделить мир на «черное» и «белое», «своих « и «чужих». Когда человек причисляет себя к одной группе, главную угрозу он видит во всех чужаках.

История ксенофобии

Неприязнь по отношению к чужакам зародилась с первых шагов человечества. Достоверных исторических данных о войнах первобытных людей пока нет. Но более трети найденных скелетов кроманьонского период а (наши прямые предки, жившие 30-40 тысячелетий назад) найдены со следами насильственной смерти . А первые наскальные рисунки изображали не только животных, но и человечков, стреляющих друг в друга. Позже были крестовые походы, религиозные войны, погромы, преследования на почве антисемитизма.

Ученые предполагают, что на протяжении истории 90-95% сообществ участвовали в военных действиях. Индейцы Америки, охотники тропических лесов, степные кочевники и скандинавские воины свободное время тратили на порабощение и уничтожение соседних народов. И часто причиной столкновения были подозрительность и нелюбовь ко всему чужому. Жестоких войн за всю историю смогли избежать только бушмены, живущие в пустыне и жители Крайнего Севера.

Несмотря на пропаганду толерантности, общество становится все более нетерпимым к мигрантам, представителям других рас, сексуальных меньшинств . Поэтому в большинстве цивилизованных государств введены законы о «преступлениях ненависти». Этот термин впервые появился в США в 1985 году после публикаций статей, посвященных насилию в отношении геев и лесбиянок. В 90-х годах прошлого столетия были приняты первые законодательные акты.

Преступления ненависти - это правонарушение, мотивированное нетерпимостью к определенным группам людей. Причем ответственность ждет нарушителя не только за физическое насилие или порчу имущества. В большинстве случаев наказание бывает за словесное оскорбление с целью унизить другого человека. Никто не может запретить человеку испытывать ненависть. Но за публичную демонстрацию ненависти к представителям другой расы, вероисповедания, этнической принадлежности, языка, гендерной идентичности или сексуальной ориентации нарушителя ждет суровое наказание.

Виды ксенофобии

В первую очередь нужно различать ксенофобию инстинктивную и идейную. В основе инстинктивной враждебности лежат те же механизмы, которые защищают наш организм от вирусов и бактерий. Так что это заложенный эволюцией механизм защиты. Но идейная ненависть – это политическая идея, возникшая в результате войн, геноцида, народных страданий.

Различают межличностную, межгрупповую и межрасовую ксенофобию. Личная ненависть ко всему чужому формируется под влиянием ближайшего окружения и воспитания. Межгрупповая вражда чаще всего связана с конкуренцией в небольших коллективах, сообществах (учебных заведениях, коммерческих организациях). Межрасовую ксенофобию провоцирует политическая идеология, социальные, политические или экономические процессы. Ухудшения межнациональной ситуации чаще приходится на периоды экономического спада.

В понимании ксенофоба мир населен враждебными народами, поэтому он живет в постоянном ожидании угрозы. Наиболее популярными есть три вида страхов:

  • Утраты материального благополучия после захвата чужаками территории.
  • Разрушения устоявшихся ценностей: моральных, культурных, убеждений.
  • Негативных последствий постоянной вражды.

Страх перед чужим проявляется с первых лет жизни. Например, многие замечали, что маленькие детки прячутся или начинают плакать при виде незнакомцев. Так они выражают свое нежелание общаться с чужаком. Осознавая, что наклонности к неприятию чужого у нас врожденные, важно научиться их контролировать. Генетику, конечно же, никто не отменял, но и перевоспитать себя тоже можно.

Ксенофобия как обратная сторона толерантности

Многие из нас стараются не судить о человеке по внешнему виду. Но иногда трудно удержаться от недовольства при виде неопрятного бомжа или увешанного пирсингом подростка. Но если бы люди умели читать мысли друг друга, было бы еще хуже. Даже у терпимого человека возникает желание ударить шумного соседа или пересесть в транспорте от ярко одетого транссексуала.

Психологи считают, что такие желания включаются благодаря нашему «психологическому иммунитету», который сформировался еще на заре человечества. Когда любые чужаки были врагами , о толерантности не могло быть и речи. Кроме того защитные механизмы помогают нам уберечься от всевозможных заболеваний. Как только мы замечаем у другого человека насморк или кашель, сразу стараемся оказаться подальше. Получается, настороженность к чужакам – это часть нашего инстинкта к самосохранению.

Но психологический иммунитет не оправдывает оскорбительных высказываний или действий по отношению к неприятным нам людям. Поэтому сегодня так много внимания уделяют воспитанию терпимости у детей и подростков. Но что делать взрослым людям, которые не попали на уроки толерантности? Психологи утверждают: убеждения можно поменять в любом возрасте . Ведь наш мозг настроен на сопереживание точно так же, как и на недоверие.

Советы психолога о том, как развить в себе сопереживание:

  1. Слушайте. Можно расспросить человека, что он чувствует, как переживает сложную ситуацию. Попытайтесь выслушать собеседника, не перебивая, чтобы взглянуть на ситуацию его глазами.
  2. Воздержитесь от собственных интерпретаций. Постарайтесь не спешить с выводами или приписывать другому свои чувства. Человеку важно знать, что его правильно понимают.
  3. Изучайте другие культуры. Когда это возможно, проведите время за разговором с незнакомым человеком. Попробуйте без стеснения заговорить или попросить о помощи у человека из другого социального круга.
  4. Проанализируйте свою нетерпимость. Иногда неприятие других людей связано со стереотипами, которыми нас наградили еще в детстве.
  5. Поднимайте свою самооценку. В некоторых случаях враждебность по отношению к другим – отражение низкой самооценки. Вместо того, чтобы увязнуть к ненависти, стоит развивать в себе уверенность в своих силах.

Выводы

  • Ксенофобия – это нелюбовь к чужому, непонятному.
  • Недоверие к чужакам заложено у нас в генах.
  • Преступления ненависти – преступления, совершенные по мотивам нетерпимости к определенным социальным группам.
  • Терпимость можно воспитать в себе в любом возрасте.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Предпосылки

Биологическая основа ксенофобии

По мнению В. Р. Дольника, ксенофобия является сбоем генетического механизма, что объясняет её иррациональность и неподверженность рациональным доводам. Самоошибочное функционирование генетической программы также может быть генетически детерминировано .

Ксенофобия могла возникнуть как инструмент адаптации в процессе эволюции, который способствовал выживанию и передаче генов потомкам. Так, страх перед незнакомцами мог быть, среди прочего, основан на наблюдении, что чужаки могут быть разносчиками новых, а значит, очень опасных (из-за отсутствия нужных антител) для коренных жителей болезнетворных микроорганизмов .

История

В конце XX века и начале XXI века их вытесняют концепции «исламской угрозы» и «нашествия мигрантов». Однако встречаются и другие варианты использования концепций «великих ксенофобий», например, заявления о том, что «западная цивилизация» во главе с евреями преследует цель подавления «исламского мира» перед дальнейшим противостоянием с «желтой цивилизацией» .

Ксенофобия в России

По мнению руководителя аналитического отдела ВЦИОМ Леонтия Бызова, ксенофобские настроения всегда провоцировались ослаблением государственной власти . Руководитель центра по изучению ксенофобии Эмиль Паин отметил, что социальное неблагополучие играет существенную роль в формировании ксенофобии. По его мнению, это обусловлено лишь существенно меньшим уровнем недоброжелательности к мигрантам другой национальности среди предпринимателей .

См. также

Напишите отзыв о статье "Ксенофобия"

Примечания

Литература

  • Противодействие ксенофобии и этнической дискриминации - М.: Московская Хельсинкская группа, 2006 (ошибоч.) , ISBN 5-98440-027-8
  • Панкадж Гемават. Мир 3.0: Глобальная интеграция без барьеров. - М .: Альпина Паблишер , 2013. - 415 с. - ISBN 978-5-9614-4438-4 .

Ссылки

  • Владимир Фридман
  • Александр Тарасов . .
  • Волков Ю. Г. , Барбашин М. Ю., Добаев И. П. , Кротов Д. В., Черноус В. В. Ксенофобия: вызов социальной безопасности на Юге России. Колл. монография. Отв. редактор Ю. Г. Волков. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. - 208 с.

Отрывок, характеризующий Ксенофобия

– О, Дон Жуан! О, змея! – послышались голоса.
– Вы не знаете, Болконский, – обратился Билибин к князю Андрею, – что все ужасы французской армии (я чуть было не сказал – русской армии) – ничто в сравнении с тем, что наделал между женщинами этот человек.
– La femme est la compagne de l"homme, [Женщина – подруга мужчины,] – произнес князь Ипполит и стал смотреть в лорнет на свои поднятые ноги.
Билибин и наши расхохотались, глядя в глаза Ипполиту. Князь Андрей видел, что этот Ипполит, которого он (должно было признаться) почти ревновал к своей жене, был шутом в этом обществе.
– Нет, я должен вас угостить Курагиным, – сказал Билибин тихо Болконскому. – Он прелестен, когда рассуждает о политике, надо видеть эту важность.
Он подсел к Ипполиту и, собрав на лбу свои складки, завел с ним разговор о политике. Князь Андрей и другие обступили обоих.
– Le cabinet de Berlin ne peut pas exprimer un sentiment d"alliance, – начал Ипполит, значительно оглядывая всех, – sans exprimer… comme dans sa derieniere note… vous comprenez… vous comprenez… et puis si sa Majeste l"Empereur ne deroge pas au principe de notre alliance… [Берлинский кабинет не может выразить свое мнение о союзе, не выражая… как в своей последней ноте… вы понимаете… вы понимаете… впрочем, если его величество император не изменит сущности нашего союза…]
– Attendez, je n"ai pas fini… – сказал он князю Андрею, хватая его за руку. – Je suppose que l"intervention sera plus forte que la non intervention. Et… – Он помолчал. – On ne pourra pas imputer a la fin de non recevoir notre depeche du 28 novembre. Voila comment tout cela finira. [Подождите, я не кончил. Я думаю, что вмешательство будет прочнее чем невмешательство И… Невозможно считать дело оконченным непринятием нашей депеши от 28 ноября. Чем то всё это кончится.]
И он отпустил руку Болконского, показывая тем, что теперь он совсем кончил.
– Demosthenes, je te reconnais au caillou que tu as cache dans ta bouche d"or! [Демосфен, я узнаю тебя по камешку, который ты скрываешь в своих золотых устах!] – сказал Билибин, y которого шапка волос подвинулась на голове от удовольствия.
Все засмеялись. Ипполит смеялся громче всех. Он, видимо, страдал, задыхался, но не мог удержаться от дикого смеха, растягивающего его всегда неподвижное лицо.
– Ну вот что, господа, – сказал Билибин, – Болконский мой гость в доме и здесь в Брюнне, и я хочу его угостить, сколько могу, всеми радостями здешней жизни. Ежели бы мы были в Брюнне, это было бы легко; но здесь, dans ce vilain trou morave [в этой скверной моравской дыре], это труднее, и я прошу у всех вас помощи. Il faut lui faire les honneurs de Brunn. [Надо ему показать Брюнн.] Вы возьмите на себя театр, я – общество, вы, Ипполит, разумеется, – женщин.
– Надо ему показать Амели, прелесть! – сказал один из наших, целуя кончики пальцев.
– Вообще этого кровожадного солдата, – сказал Билибин, – надо обратить к более человеколюбивым взглядам.
– Едва ли я воспользуюсь вашим гостеприимством, господа, и теперь мне пора ехать, – взглядывая на часы, сказал Болконский.
– Куда?
– К императору.
– О! о! о!
– Ну, до свидания, Болконский! До свидания, князь; приезжайте же обедать раньше, – пocлшaлиcь голоса. – Мы беремся за вас.
– Старайтесь как можно более расхваливать порядок в доставлении провианта и маршрутов, когда будете говорить с императором, – сказал Билибин, провожая до передней Болконского.
– И желал бы хвалить, но не могу, сколько знаю, – улыбаясь отвечал Болконский.
– Ну, вообще как можно больше говорите. Его страсть – аудиенции; а говорить сам он не любит и не умеет, как увидите.

На выходе император Франц только пристально вгляделся в лицо князя Андрея, стоявшего в назначенном месте между австрийскими офицерами, и кивнул ему своей длинной головой. Но после выхода вчерашний флигель адъютант с учтивостью передал Болконскому желание императора дать ему аудиенцию.
Император Франц принял его, стоя посредине комнаты. Перед тем как начинать разговор, князя Андрея поразило то, что император как будто смешался, не зная, что сказать, и покраснел.
– Скажите, когда началось сражение? – спросил он поспешно.
Князь Андрей отвечал. После этого вопроса следовали другие, столь же простые вопросы: «здоров ли Кутузов? как давно выехал он из Кремса?» и т. п. Император говорил с таким выражением, как будто вся цель его состояла только в том, чтобы сделать известное количество вопросов. Ответы же на эти вопросы, как было слишком очевидно, не могли интересовать его.
– В котором часу началось сражение? – спросил император.
– Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел.
Но император улыбнулся и перебил его:
– Сколько миль?
– Откуда и докуда, ваше величество?
– От Дюренштейна до Кремса?
– Три с половиною мили, ваше величество.
– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.

Ксенофобия – это неприязнь, страх чего-либо незнакомого, чужого, непознанного. Всё чужое воспринимается как враждебное и опасное. Антоним – это «толерантность». На самом деле ксенофобия – это механизм, выработанный в процессе эволюции, и является нормальным поведением животных в дикой природе.

Человеку это свойство не чуждо, поскольку каждый маленький ребёнок не приемлет чужаков и доверяет только своей семье. Но ксенофобия у людей, становящаяся мировоззрением, способна причинить множество бед.

Каковы причины ксенофобии(нетерпимости)?

Некоторые учёные считают, что основой ненависти являются природные механизмы. Подобная биологическая особенность наблюдается у многих животных: они защищают свою территорию, не признают чужаков и стараются изолировать обитаемую зону от вторжения близких видов. Также в природе животные из разных/близких подвидов не образуют пары – таким образом, геном «своих» не смешивается с геномом «чужих», и вид сохраняет самобытность. Так что ксенофобия имеет и положительную сторону: адаптация к эволюции как инструмент выживания.

Однако проявление ксенофобии у людей намного ярче, и она отражается в нетерпимости к определённым подгруппам. И это несмотря на то, что все люди, проживающие на планете, являются представителями одного вида – Homo Sapiens.

Подростковая и детская неприязнь.

На самом деле выяснение причины ксенофобии у человека должно носить комплексный характер из-за многогранности людской индивидуальности: морали, памяти, мировосприятия, опыта, воспитания и прочих факторов.

Возможно, она зародилась ещё в детстве и в полной мере проявилась во взрослой жизни. Детские воспоминания могут сохраняться надолго и оказывать сильное давление на последующую жизнь.

Другая причина ксенофобии — воспитание и поведение родителей. Отец и мать являются для ребёнка первостепенными людьми для подражания, а значит, поведение и отношение родителей к некоторым вещам находит отражение в мировоззрениях их подросших детей. Например, у родителей, которые открыто проявляют неприязнь к чужестранцам, с большой вероятностью вырастет ребёнок-ксенофоб.

Кроме этого, на детскую психику влияет окружение: сверстники, друзья, фильмы, пресса, обстановка в обществе в целом. Ребёнок ещё не умеет фильтровать информацию и классифицировать её в соответствии с собственными ценностями (поскольку они ещё не сформированы), поэтому он пропускает информацию через себя, накапливая её.

Подростковая неприязнь основывается также на стереотипах, которые поддерживает общество. Таким образом, религиозные, национальные и иные отличия могут становиться основой для преступлений в молодом возрасте. Подросткам тяжелее контролировать свои эмоции в силу так называемого «переходного возраста», когда человек становится на распутье: куда и как ему двигаться. Психологи говорят о том, что подросткам нужно учиться контролировать чувства, эмоции и собственное поведение, чтобы избежать необдуманных поступков. Также для подростков особенно необходима профилактика ксенофобии – это могут быть разговоры с родителями, классные часы и др.

Борьба с проявлениями нетерпимости.

Многие понимают, что они больны, и хотят это исправить. Это возможно только при стараниях самого пациента и его стремлении к победе над навязчивыми мыслями и иррациональными страхами, которые портят жизнь как индивиду, так и его окружению, провоцируя конфликты. Посему нужно обратиться к психотерапевту и начать лечение, найти причину ксенофобии и избавиться от неё. Если игнорировать болезнь, то она перерастёт в экстремизм, который может привести к плачевным последствиям.

Проводятся специальные тренинги, врачи разрабатывают новые методы гипнотерапии и извлечения страхов из подсознания человека. Главное – вовремя принять проблему и обратиться к специалисту. Также профилактика ксенофобии должна быть неотъемлемой частью обучения школьников, чтобы искоренить её в детском возрасте.

Что такое расизм?

Расизм – это комплекс мировоззрений, возводящих расовые различия в абсолют. Человек-расист уверен, что расы различаются по уровню физического и умственного развития и по вкладу в культурное наследие человечества.

Вообще, расизм не имеет одного чёткого определения. Некоторые источники говорят о том, что принадлежность к расе определяет способности и черты характера определённого индивида, а не целого общества или его социальной группы. Расизм подразумевает изначальное неравенство рас (низшие и высшие), при этом высшие не только имеют лучшие характеристики, но и призваны доминировать над низшими, не считаясь с их мнением.

Ксенофобия многолика, и расизм – это опасная форма проявления ксенофобии. Он способен подвигнуть массы на масштабные поступки, которые приводят к необратимым последствиям.

Тем не менее, расизм иногда не проявляется ярко. Например, внешне терпимые люди не желают сотрудничать с представителями других национальностей, часто по неизвестным им самим причинам. Также есть люди, не проявляющие неприязнь, но в тайне ненавидящие чужестранцев, причем они знают истоки своей ненависти. Третий тип – люди с активной позицией, открыто признающие свою нетерпимость.

Ксенофобия и экстремизм.

Экстремизм выражается в использовании агрессивных мер и отстаивании крайних взглядов. Современный экстремизм основывается на развитых коммуникациях, из-за которого культуры сталкиваются друг с другом, и возникают конфликты. Проблема – в отсутствии единства между людьми, и поэтому тесный контакт может породить проблемы.

Современные технологии позволяют за несколько часов переехать в другую страну и хорошо там обжиться, сохранив при этом привязку к своей культуре. А местное население негативно воспринимает «понаехавших», распространяющих свои взгляды, верования и мировоззрения.

Примером нарастающего экстремизма может служить Европа, куда съезжаются китайцы, турки и арабы. Представители этих национальностей имеют собственную культуру, которая не отрицается европейским обществом. При этом они активно влияют на общество, не стесняются распространять свою культуру.

Но если капнуть глубже, то выяснится, что европейцы – это родоначальники экстремизма. В эпоху масштабных путешествий они проникали во многие неизведанные уголки Земли. При этом они не отказывались от своего образа жизни и навязывали его местному населению (или истребляли его – в зависимости от реакции). Ненависть и агрессивная интеграция с другими нациями не только зачинает конфликт между цивилизациями, но и ослабляет народный дух.

В народе со здоровым духом, проживающем на родной земле, практически не отмечается признаков нетерпимости. Она возникает лишь при угрозе вымирания народа.

Ксенофобия в России.

В первую очередь ненависть между нациями основывается на духовных различиях. Духовный кризис, отмечающийся в европейской среде, провоцирует экстремистские настроения и находит отражение и на территории России.

Духовное возрождение противопоставляется кризису. Ксенофобия в России – опасное явление из-за множества национальностей, исконно проживающих на территории страны. Многие мусульмане не принимают низкое духовное развитие русских: расшатывание семейных устоев, неуважение к родителям, сквернословие.

Важно отметить, что высокое духовное развитие характеризуется уважением к другим культурам и их традициям. Человек принимает чужие семейные устои и чужую веру, не навязывая собственные мировоззрения. Но при отсутствии какой-либо веры уважение к индивиду пропадает. Поэтому необходимо возрождать традиции и культуру собственного народа, знать свою историю, проявлять уважение, дабы искоренить нетерпимость к другим расам и национальностям. Тогда люди смогут жить в мире.

Прочитанная статья была полезна для вас? Ваше участие и материальная помощь способствуют развитию проекта! Введите любую приемлемую для вас сумму и форму оплаты в таблицу ниже, затем вы будете перенаправлены на сайт Яндекс.Деньги для безопасного перевода.