Повышение мрот: причины, прогнозы. Аттракцион невиданной щедрости Миним размер оплаты труда

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный "статьей 1" настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями - за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный "закон" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный "закон" от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 "N 54-ФЗ", от 24.07.2009 "N 213-ФЗ")

Статья 4. Установить, что до "внесения изменений" в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 "статьи 12" Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

"абзац второй" исключить;

"абзац третий" изложить в следующей редакции:

"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный "закон" от 9 января 1997 года № 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – это минимально возможная величина заработной платы, которую предприятие может начислять своему сотруднику. Также эта величина используется в расчетах при определении суммы для выплат пособий по безработице и временной нетрудоспособности. Работодатель не может начислить своему сотруднику заработную плату ниже минимального уровня, иначе он навлечет на себя штраф.

Текущая величина МРОТ зависит от нескольких показателей:

  • общегосударственной ценовой политики;
  • потребностей резидентов и нерезидентов, работающих на территории Российской Федерации;
  • увеличения государственных показателей эффективности производства;
  • снижения уровня безработицы;
  • текущего уровня инфляции.
С 1 июля 2017 года величина минимального размера оплаты труда будет составлять 7800 рублей для российских граждан в месяц (). Данный закон 20 декабря 2016 года подписал Владимир Путин. Ранее сообщалось, что повышение будет на 17,33% и уже в январе, но по факту это лишь 4% и июль 2017 года.

С 1 января 2017 года увеличения МРОТ не будет, он останется на прежнем уровне 7500 рублей .

С 1 июля 2016 года величина минимального размера оплаты труда составляет 7500 рублей для российских граждан в месяц ( , ), Госдума одобрила закон о повышении МРОТ 17 мая 2016 года, Президент РФ Владимир Путин подписал закон 2 июня 2016 года), это на 1296 рублей выше, чем предыдущий показатель.

Размеры минимальной заработной платы по регионам

С изменениями и дополнениями от 01.07.2016

Регион Российской Федерации Размер МРОТ в 2016 году
Центральный федеральный округ
Белгородская область 8694
Брянская область 6500
Владимирская область 6204
7000
Воронежская область 6204 (для организаций бюджетной сферы)
8787 (для организаций внебюджетной сферы)
Ивановская область 8645
Калужская область
Костромская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Курская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Липецкая область 6000 (для организаций бюджетной сферы)
(для организаций внебюджетной сферы)
Московская область 12500
Орловская область 9778
Рязанская область 6350 (для организаций бюджетной сферы)
7500 (для организаций внебюджетной сферы)
Смоленская область 6200
Тамбовская область 6240 (для организаций бюджетной сферы)
7500 (для организаций внебюджетной сферы)
Тверская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7280 (для организаций внебюджетной сферы)
Тульская область 11000 (с 01.08.2016) (для организаций бюджетной сферы)
13000 (с 01.08.2016) (для организаций внебюджетной сферы)
Ярославская область 6000 (для организаций бюджетной сферы)
8021 (для организаций внебюджетной сферы)
г. Москва 17300
Северо-Западный федеральный округ
Республика Карелия 7213 (для организаций бюджетной сферы северных районов: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша)
5796 (для организаций бюджетной сферы остальных районов)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Коми 6500
Архангельская область 7500
Вологодская область 7500
Калининградская область 10000
Ленинградская область 7800
Мурманская область 13650
Новгородская область 6204 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Псковская область 7500
г.Санкт-Петербург 11700
Ненецкий авт.округ 6204
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 7500
Республика Калмыкия 7500
Краснодарский край 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Астраханская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7350 (для организаций внебюджетной сферы)
Волгоградская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
не ниже 1,2 прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Ростовская область 7500
Северо-Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 7500
Республика Ингушетия 7500
Кабардино-Балкарская Республика 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Карачаево-Черкесская Республика 7500
Республика Северная Осетия - Алания 7500
Чеченская Республика 8252
Ставропольский край 8588
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 7500 (для организаций бюджетной сферы)
8900 (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Марий Эл 9251
Республика Мордовия 7500
Республика Татарстан 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7309 (для организаций внебюджетной сферы)
Удмуртская Республика 7500
Чувашская Республика 7500 (для организаций бюджетной сферы)
6988 (для организаций внебюджетной сферы)
Пермский край
Кировская область 7500
Нижегородская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
9000 (для организаций внебюджетной сферы)
Оренбургская область 7500
Пензенская область 7500
Самарская область 7500
Саратовская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7900 (для организаций внебюджетной сферы)
Ульяновская область 6500 (для организаций бюджетной сферы)
10000 (для организаций внебюджетной сферы)
Уральский федеральный округ
Курганская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7620 (для организаций внебюджетной сферы)
Свердловская область 8862
Тюменская область 7700 (для организаций бюджетной сферы)
9300 (для организаций внебюджетной сферы)
Челябинская область 6100(для организаций бюджетной сферы)
8300 (для организаций внебюджетной сферы)
Ханты-Мансийский авт.округ - Югра МРОТ с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате
Ямало-Ненецкий авт.округ 12431
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 7500 (для организаций бюджетной сферы)
8751 (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Бурятия 7500
Республика Тыва 7500 (для организаций бюджетной сферы)
не ниже 6300 (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Хакасия 7500
Алтайский край 7500 (для организаций бюджетной сферы)
9400 (для организаций внебюджетной сферы)
Забайкальский край 6044 (для организаций бюджетной сферы)
8095 (для организаций внебюджетной сферы)
Красноярский край 6204 (для организаций бюджетной сферы)
9544 (для организаций внебюджетной сферы)
Районы Крайнего Севера Красноярского края 16130 (г.Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район)
14269 (Северо-Енисейский район)
19009 (Эвенкийский муниципальный район)
15313 (Туруханский район)
15200 (г.Енисейск)
Иркутская область 7774 (для организаций бюджетной сферы)
9717 (для организаций внебюджетной сферы)
Кемеровская область 13617
Новосибирская область 9030 (для организаций бюджетной сферы)
9390 (для организаций внебюджетной сферы)
Омская область 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7135 (для организаций внебюджетной сферы)
Томская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
8581 (для организаций внебюджетной сферы)
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия) 15390
Камчатский край 16910-19510
Приморский край 7500
Хабаровский край 11414-15510
Амурская область 7500
Магаданская область 18750 (для организаций бюджетной сферы)
20250 (для организаций внебюджетной сферы)
Сахалинская область 16838
Еврейская авт.область 7500
Чукотский авт.округ 6204
Крым
Республика Крым 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7042 (для организаций внебюджетной сферы)
г. Севастополь 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7343 (для организаций внебюджетной сферы)

Архив:

Таблица МРОТ для оплаты труда по годам

Срок, с которого установлен МРОТ Сумма МРОТ, руб./мес. Нормативный акт, установивший МРОТ
с 1 января 2018 Проект Закона
с 1 июля 2017 7800 ст.1 Закона №460-ФЗ от 19.12.2016
с 1 июля 2016 7500 ст.1 Закона №164-ФЗ от 02.06.2016
с 1 января 2016 6204 ст.1 Закона №376-ФЗ от 14.12.2015
с 1 января 2015 5965 ст.1 Закона №408-ФЗ от 01.12.2014
с 1 января 2014 5554 ст.1 Закона №336-ФЗ от 02.12.2013
с 1 января 2013 5205 ст.1 Закона №232-ФЗ от 03.12.2012
с 1 июня 2011 4611 ст.1 Закона №106-ФЗ от 01.06.2011
с 1 января 2009 4330 ст.1 Закона №91-ФЗ от 24.08.208
с 1 сентября 2007 2300 ст.1 Закона №54-ФЗ от 20.04.2007
с 1 января 2006 1100
с 1 сентября 2005 800 ст.1 Закона №198-ФЗ от 29.12.2004
с 1 января 2005 720 ст.1 Закона №198-ФЗ от 29.12.2004
с 1 октября 2003 600 ст.1 Закона №127-ФЗ от 01.10.2003
с 1 мая 2002 450 ст.1 Закона №42-ФЗ от 29.04.2002
с 1 июля 2001 300
с 1 января 2001 200 ст.1 Закона №82-ФЗ от 19.06.2000
с 1 июля 2000 132 ст.1 Закона №82-ФЗ от 19.06.2000

МРОТ для налогов, штрафов и пеней

Может ли оклад или зарплата быть меньше МРОТ

Действительно, стоит различать оклад работника и заработную плату, это, как правило, могут быть разные суммы. Согласно ст. 129 Трудового Кодекса РФ заработная плата включает в себя:
  • Должностной оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат.
  • Компенсационные выплаты - доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и иные выплаты компенсационного характера.
  • Стимулирующие выплаты - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
Таким образом, поскольку заработная плата может включать в себя несколько групп выплат, должностной оклад может быть установлен работодателем ниже значения МРОТ, но лишь при условии, что с учетом компенсационных и стимулирующих выплат общая сумма заработной платы будет не ниже минимального размера оплаты труда. Если работник получает лишь один оклад, то в этом случае его величина также не может быть ниже значения МРОТ.

Также следует сказать, что выплачиваемая заработная плата работнику может быть ниже начисленной. Например, если работник отработал неполный месяц или не выполнил свои трудовые обязанности. В этом случае выплаченная зарплата за месяц может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Аббревиатура МРОТ расшифровывается как минимальный размер оплаты труда и используется в современной экономике для многих целей. Рассмотрим динамику МРОТ, а также особенности показателя.

Что это такое и для чего необходимо

Минимальный размер оплаты труда – минимум оплаты, который установлен на федеральном уровне. Он может рассчитываться за определенный промежуток времени – час, день, неделя, месяц, год.

Именно ту сумму, которая установлена, работодатель обязуется платить своему сотруднику, не меньше (можно больше). Данная планка может быть установлена в законодательном порядке и в неформальном виде.

Хотя этот показатель используется в большинстве стран мира, однозначного мнения касательно пользы и вреда его применения не имеется.

Есть несколько задач , для решения которых используется показатель МРОТ:

  • оптимальное регулирование трудовой оплаты;
  • возможность определения размеров пособий по временному процессу нетрудоспособности;
  • расчетные действия по выплате пособий, связанных с беременностью и родами;
  • обязательное социальное страхование.

Нормативно-правовые акты и планируемые нововведения

Регламент по тем или иным порядкам устанавливается в Трудовом кодексе, статьей 133 . Согласно действующим положениям законодательства, ежемесячная оплата за труд работника, который полностью отработал данный период, не может быть ниже, чем минимальный показатель оплаты .

Установление оптимального показателя осуществляется в рамках федерального законодательства. Если говорить о данных на 2015 год, то этот параметр составлял 5965 руб., а со следующего года он повысился на 250 рублей. В 2017 году данный критерий возрос еще больше. В 2018 год в январе МРОТ составлял 9489 руб., с 1 мая — 11 163 руб.

Согласно части 1 ст. 133 , МРОТ, устанавливаемый по всей территории страны, не может составлять меньшую величину , чем прожиточный минимум.

Если работодатель будет выплачивать сотрудникам заработную плату, которая не превышает размер МРОТ, то в дальнейшем это грозит административной ответственностью.

МРОТ в России

Рассмотрим таблицу, в которой отражена динамика роста показателя по годам – с 2008 по 2018.

Годовой период установления МРОТ Значение МРОТ, рублей
С 2009, с 1 января 4330
С 2011, с 1 июня 4611
С 2013, с 1 января 5205
С 2014, с 1 января 5564
С 2015, с 1 января 5965
С 2016, с 1 января 6204
С 2016, с 1 июля 7500
С 2017, с 1 июля 7800
С 2018, с 1 января 9489
С 2018, с 1 мая 11 163

Исходя из табличных данных, можно сделать вывод, что в последние годы наблюдаются активные темпы роста данного показателя . Чем ближе к 2017-2018 годам, тем больше возрастает МРОТ. Практика насчитывает несколько случаев , при которых пересчет этой величины наблюдался 2 раза в год, в частности – в 2016, 2018 годах, а также изменения дважды в год происходили в 2001, 2005.

Сколько составляет от прожиточного минимума

В России есть закон, в соответствии с которым МРОТ должен быть не меньше величины прожиточного минимума. В 2018 году в этом плане произошло уравнение , и величины имеют идентичное значение.

С начала 2018 года МРОТ составлял 85% от величины прожиточного минимума и сравнялся с суммой 9489 рублей. По данным на май МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом .

Федеральный МРОТ

Вообще на территории России установлено два показателя – для расчетных мероприятий по заработной плате и для проведения подсчетов штрафных санкций, пени, пособий.

Для расчета зарплаты

С января 2002 года по начало 2010 показатель МРОТ использовался в целях регулирования трудовой оплаты и определения размерных значений различных пособий .

До 2002 года данный критерий использовался и для решения других задач. Например, для точного определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, для компенсации вреда по работе, профзаболеваниям и прочим повреждениям. В целях решения этих задач с 2018 года используется показатель в 11 163 руб .

Во множестве российских регионов для определения оплаты трудовых действий используется еще и региональный МРОТ . То есть получается, что законодатели определенных регионов имеют право на установление своего размера заработной платы.

Есть несколько сторон , силами которых определяется оптимальный показатель МРОТ:

  • правительство, которое ответственно за экономику того или иного субъекта, в его роли может выступать населенный пункт, регион, край или область;
  • объединения, относящиеся к работодателям, это могут быть союзы ремесленников, работников промышленной сферы, предпринимателей;
  • федерации профсоюзов.

После оговорок всех соглашений работодателям делается предложение присоединиться к новым правилам.

Для штрафов, налогов, пеней

Если необходимо определить именно данные величины, то ранее в этих целях практиковалось использование базовой суммы . Ее размер подвергался многочисленным изменениям с 2001 года и оставался равным показателю в 100 рублей.

Но в настоящее время зависимость штрафной суммы от минимального оплатного размера установлена в законодательном порядке, который и регламентирует эти суммы в твердых величинах. К примеру, штрафы по правонарушениям административного или уголовного характера считаются не в показателе МРОТ, а имеют выражение в виде конкретной суммы .

Получается, что в настоящее время штрафные и прочие санкции, согласно общим требованиям российского законодательства, подлежат исчислению в твердых суммах и не имеют отношения к МРОТ. В связи с этой причиной базовая сумма, которая ранее находила применение в процессе начисления и расчета штрафных величин, в настоящее время считается не актуальной .

Зато сегодня МРОТ актуален в ходе определения минимальных показателей заработной платы и вычисления сумм полагающихся социальных пособий.

Минимальный размер зарплаты в крупных регионах

Если рассматривать данные на 2018 год, то практически во всех регионах действует уровень в 11 163 руб . В некоторых — выше.

85 регионов России установили минимальный размер оплаты труда.

Прожиточный минимум и потребительская корзина

В качестве прожиточного минимума выступает минимальный показатель дохода, который является необходимой суммой для обеспечения и поддержания среднего уровня жизни в стране. Этот показатель представляет собой приблизительную стоимость потребительской корзины .

Расчет прожиточного минимума осуществляется в отдельности по каждому региону. Также его определение производится для различных категорий населения – пенсионеры, дети, трудоспособные граждане.

примерный расчетный перечень товарных позиций , который характеризует типичную структуру годового потребления одного человека. Также это значение может рассчитываться на целую семью.

Этот набор целесообразно использовать для расчетных операций по минимальному потребительскому бюджету (прожиточному минимуму). Это – своеобразная база для сравнения расчетного и реального потребительского уровня.

Если рассматривать структурный состав годовой потребительской корзины, то в нее у трудоспособного человека входит следующий годовойнабор продуктов :

  • картофель – 100,4 кг;
  • хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на крупу, муку, бобовые) – 126,5 кг;
  • овощи и бахчевые — 114,6 кг;
  • фрукты свежие — 60 кг;
  • мясная продукция и полуфабрикаты – 58,6 кг;
  • рыбопродукты — 18,5 кг;
  • молоко и молокопродукты — 290 кг;
  • масло растительное, маргарин и другие жиры — 11 кг;
  • яйца – 210 шт;
  • прочие продукты (соль, чай, специи) — 4,9 кг.

Помимо этого, стоит учесть еще и непродовольственные товары, которые включают в себя половину суммы, затраченной на продукты. Вдобавок стоит учесть и коммунальные платежи с прочими услугами, которые условно берутся за норму в 50% от стоимостного показателя продуктовой корзины.

Ответственность за выплаты зарплаты ниже МРОТ

Если работодатель платит сотруднику зарплату ниже прожиточного минимума, он несет определенную ответственность .

  1. Административная – в данном случае речь идет о штрафе суммой от 1000 до 5000 рублей. Для юридических лиц эти показатели увеличиваются и составляют от 30 000 до 50 000 руб. Возможно приостановление коммерческой работы на 3 месяца.
  2. Уголовная . Она подразумевает необходимость выплаты штрафа в размере от 100 000 до 500 000 руб. или лишение права занимать руководящие посты на 3 года. В некоторых случаях наказание подразумевает лишение свободы.

Таким образом, МРОТ играет важную роль в жизни страны и регионов. Грамотный подход к его расчету гарантирует народу хороший уровень жизни.

В данное время многих волнуют последние новости, связанные с МРОТ, или минимальным размером оплаты труда в июле 2016 года, и как эта реформа повлияет на уровень жизни населения.

Вообще, закон о МРОТ был принят еще в 1970 году на Конвенции международной организации труда. Его цель поддержать бедных жителей страны, а также заставить работодателя периодически увеличивать заработную плату. Сумму МРОТ начальник обязан выплатить работнику, если тот отработал целый месяц по 40 часов в неделю. Одним словом, если человек трудился только половину месяца, то он получит ½ МРОТ.

По каким причинам работодатель может выдать зарплату меньше МРОТ

Сделать это легально и законно фактически невозможно. Единственное, во многих регионах, МРОТ намного выше федерально и является также обязательным для выплат. Для того чтобы зарплаты были ниже регионального МРОТ, необходимо иметь довольно серьезные причины вроде только начавшегося бизнеса или финансового кризиса на предприятии. Их документально доказательство нужно представить правительству в течение 30 суток после выхода указа в СМИ.

Как все начиналось

Эта проблема озвучивалась на повестке дне еще в мае 2015 года. Она стала актуальна из-за резкого роста цен и, соответственно, прожиточного минимума, а также отсутствия при этом индексации. По словам Андрея Исаева, рост прожиточного минимума за последний период составил 43%. Поэтому решили поднять МРОТ до 7 189 рублей. После долгих споров и разногласий решили, что таких денег в казне нет. В связи с этим с 1 января 2016 года минимальную оплату труда увеличили только на 4%. Она составила 6 204 рубля – это на 239 рублей больше прошлой суммы.

Дмитрий Медведев 25 марта 2016 года поднял еще раз эту тему, и издал указ о повышении МРОТ на 20,5%, и теперь с 1 июля 2016 года он должен составить 7 500 рублей. Для реализации этого проекта потребуется выделить из бюджета порядка 6,1 млрд. рублей. При этом премьер-министр обратился к депутатам Госдумы и партии «Единая Россия», чтобы они как можно быстрее подготовили законопроект. Слушание было назначено на 17 мая.

Постепенно к 2020 году планируется выровнять МРОТ и прожиточный минимум, который недавно еще составлял 10 524 рубля, а после был снижен до 9 452 рублей. При этом, по словам Баталиной, профсоюзы согласны повысить МРОТ до прожиточного минимума хоть завтра. Но союз работодателей выступает против, и говорит, что такое возможно не раньше 2020 года, иначе некоторые предприятия почти моментально придут к банкротству.

Как это повлияет на другие выплаты

МРОТ влияет не только на увеличение заработной платы, но и на пособие по временной нетрудоспособности, безработице, беременности и родам. Также не нужно забывать про добавочные коэффициенты. Таким образом, повышение зарплат и выплат в некоторых регионах будет гораздо больше.

При этом в отличие от прожиточного минимума, он не влияет на рост пенсий и стипендий, социальных выплат и расчет федерального бюджета.

Можно увидеть, что получается очень интересный способ снизить расходы бюджета страны. Потому что если меньше прожиточный минимум, то и меньше денег должно быть затрачено на регион. В то же время увеличение МРОТ отразится на сумме налогов, которые будут поступать в казну. Это, несомненно, положительно скажется на количестве бюджета страны в период кризиса.

МРОТ в разных регионах

Вполне возможно, что повышение с 1 июля в некоторых регионах будет больше. Это связано с тем, что во многих районах страны МРОТ выше установленного из-за того, что в разных уголках России экономическая ситуация отличается. По регионам его определяют путем соглашения трех сторон:

  • местной власти;
  • союза предпринимателей;
  • промышленников и объединений профсоюзов.

С 1 января в Москве МРОТ равен 17 300 рублей. В Санкт-Петербурге – 11 700 рублей, Сахалинской области – 16 838 рублей, Камчатском крае – 15 800 рублей, Магаданской области – 17 100 рублей и Республике Саха (Якутия) – 15 390 рублей. Эти округа с самыми большими МРОТ, но не стоит забывать, что в каждом районе есть также свои дополнительные надбавки. Размеры МРОТ во всех регионах на 2016 год можно посмотреть на государственном портале и там же оставить жалобу, если цифры отличаются.

Влияние на налоги

Более всего это повышение повлияет на индивидуальных предпринимателей, так как страховые взносы в Фонд медицинского страхования и Пенсионный фонд считаются по величине МРОТ. За месяц работы владельцы ИП обязаны внести 26% в Пенсионный фонд, 5,1% – в медстрахование. В настоящее время эта сумма составляет 1 929,5 рубля, а с 1 июля 2016 года – планировали 2 332,5 рубля. Но было принято решение, что до 1 января 2017 года взносы оставить на том же уровне.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в 2017 году налоги будут увеличены минимум на 4 тысячи рублей в год. Максимальный размер на пенсионное страхование, вычисляемое исходя из 8 МРОТ, составит около 32 тыс. рублей за год.

Данное увеличение налогов более всего отразится на предпринимателях с малым бизнесом, чей доход за 2016 год менее 470 тыс. рублей. Потому что в этом случае они не смогут воспользоваться упрощенной системой налогообложения (УПС). Это может привести к тому, что множество ИП уйдут в тень и начнут уклоняться от налогов. Или просто обанкротятся и, как следствие закроются, и еще большее количество граждан пополнят число безработных. Плюс ко всему расходы вырастут у тех предпринимателей, которые официально платят зарплату в размере МРОТ.

По словам Павла Сигала, депутата партии «Опора России», первоначально МРОТ призвано, чтобы было как можно меньше теневой зарплаты. Но в этом случае, скорее всего, будет диаметрально противоположный эффект.

Как отразится эта реформа на простом населении страны

Уже 1 числа увеличение заработной платы на 21% ощутят на себе порядка 1 млн. человек. При этом 150 тыс. из них не относятся к госслужащим. Увеличатся не только зарплаты, но и штрафы. Они, так же как и налоги, напрямую зависят от этой величины.

В то же время большая сумма налоговых выплат и, как следствие, банкротство некоторых предпринимателей, может привести к серьезному увеличению числа безработных в стране. Особенно остро население на себе это ощутит, когда МРОТ выровняется с прожиточным минимумом.

Некоторые работодатели будут стараться выйти из положения, переводя персонал на частичный рабочий день или производя сокращение штата, из-за чего на плечи других сотрудников практически за те же деньги ляжет больше обязанностей.

Минимальный размер оплаты труда по России с 1 января 2016 г. равен 6204 руб. В 2015 году федеральный МРОТ был равен 5965 руб.

МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

Что нужно изменить работодателям с 2016 года в связи с новшеством?

Зарплата меньше МРОТ

Если зарплата (оклад плюс компенсационные и стимулирующие выплаты) за полностью отработанную норму рабочего времени за месяц у каких-то работников меньше 6204 руб., то с 1 января 2016 нужно увеличить зарплату этих работников. На руки работник может получать сумму меньше 6204 руб. (за счет ).

Средний заработок не может быть меньше МРОТ

Средний заработок за время отпуска, командировки и т.д., выплачиваемый в 2016 г., должен быть не менее нового МРОТ в пересчете на полный месяц.

Пособия за месяц и МРОТ

Работникам, у которых не было заработка в 2014 — 2015 годах или их заработок не превышал 6204 руб. за каждый месяц расчетного периода, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком нужно рассчитывать исходя из МРОТ. Правда, это касается только тех, у кого болезнь (декретный отпуск) начались 1 января 2016 г. и позже (ч. 1.1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

А для тех работников, чей страховой стаж не превышает 6 месяцев, пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам не должны превышать 6204 руб. за календарный месяц (