Каббала денег. Мистические законы реального управления капиталом

Какое заклинание на деньги самое действенное? Какое быстро оно поможет? Насколько это опасно? Прочтите одно заклинание на деньги и станьте богатым! Для того чтобы стать богатым можно много и долго работать или играть в лотерею, ожидая счастливого случая.

Однако самые умные идут наиболее простым путем - используют заклинание на деньги. Многие относятся к такому варианту скептически. Казалось бы, чем бабкины заговоры помогут реальному финансовому положению человека? Скептики посмеиваются и утверждают, что шептание заклинаний кредиты не погасит и в магазине ними не расплатишься. Однако стоит им поближе познакомиться с механизмом действия денежной магии, как весь скептицизм тут же исчезает.

Как стать богатым используя заклинание на большие деньги

Если вы мечтаете стать богатым не прилагая усилий, спускайтесь с небес на землю. Знание и использование магических ритуалов не говорит о том, что можно бросить работу и сидеть на диване в ожидании денежного дождя. Вселенная не любит статичности, поэтому трудится и искать источники заработка все же придется. Однако результатом этих поисков станет не жизнь от зарплаты до зарплаты, а достойное существование, которому несведущие люди смогут только позавидовать.

Как работает денежная магия

Ведуны, маги, экстрасенсы - все они сходятся во мнении, что жизнью человека управляют энергетические потоки. Например, даже красавица и умница будет одинока, если ей не хватает притягательной любовной энергетики. Внешне она может быть даже лучше подружек, но мужчины словно не видят ее и обходят стороной. Также и с деньгами. Человек, вокруг которого циркулируют финансовые потоки, всегда будет при деньгах, независимо от уровня своих доходов.

Часто бывает так, что человек трудится и даже вроде неплохо зарабатывает, но деньги словно уходят сквозь пальцы. Поступления в бюджет влекут за собой непредвиденные расходы, которые съедают все средства. Независимо от зарплаты, такие люди живут скромно и не могут выбраться из долгов. Бывает и наоборот: при небольшом уровне доходов человек ни в чем себе не отказывает, да еще умудряется отлаживать.

Деньги липнут к деньгам. Слышали это выражение? Отчасти оно верно. Потенциал, полученный при рождении, обуславливает богатство и уровень жизни отдельного человека. Однако сведущие люди умеют привлекать денежные потоки. Используя специальные заговоры можно улучшить свое материальное положение и добиться того, что деньги будут задерживаться в вашем кошельке.

Просто прочитав заговор на деньги, человеку начинают открываться новые возможности, которые приводят его к богатству. Внешне жизнь человека как бы не меняется. Однако проведение специальных ритуалов способствует циркуляции денежной энергии, что и влечет за собой улучшение материального благосостояния. Некоторые ритуалы помогают выиграть в лотерею, некоторые - найти ценные вещи, а некоторые - гарантируют повышение по службе. Пути появления денег в жизни человека разные. Однако главное – это результат: стабильное финансовое положение.

Магия денег - заклинания

Заклинание на деньги – белая магия, которой не нужно бояться. Особый порядок слов вызывает определенные вибрации, которые и передают сигнал Вселенной о вашей денежной просьбе. Степень эффективности заговоров зависит от магических способностей человека, правильности проведения ритуала и веры в результат. Если ваше желание стать богатым достаточно сильное, тогда можно приниматься за чтение заклинаний.

Совет! Во время чтения заклинаний лучше надевать одежду зеленых оттенков. Этот цвет способствует привлечению денежных потоков. Также распустите волосы и снимите с рук кольца - это усилит эффект заговоров.

1-е Заклинание на деньги и удачу

Встаньте перед зеркалом и произнесите слова:

«Зову, призываю. Силы земные и духи небесные, помогите мне.

Даруйте удачу и деньги в придачу рабе Божьей (скажите ваше имя).

Деньги, деньжищи, водитесь не переводитесь. Множтесь. Плодитесь.

Мне на радость, да мне на обновку. Ключ, замок, язык!».

2-е Сильное заклинание на деньги

Этот заговор призывает на помощь божественных ангелов Рафаэля, Анаиэля, Габриэля. Они несут светлую энергетику, поэтому их не стоит бояться. Выберите момент, когда будете дома одни. Станьте посреди комнаты, возведите руки к небу ладонями вверх и произнесите сильным голосом:

«Простите силы небесные все мои грехи, яже сотворенные во все дни грешной моей жизни. Призываю Вас на помощь. Спуститесь и помогите мне, взываю к Вам.

Рафаэль, силою своею привлеки ко мне богатство.

Анаиэль, дающий знания, просвети меня. Открой мне знания и покажи как добыть богатства земные.

Габриэль, ангел силы, дай мне силы владения. Помоги владеть и обладать деньгами, из рук своих их не выпускать. Пусть подчинятся воле моей и придут мне на помощь, для дел благих.

Аминь, аминь, аминь».

3-е Заклинание денежной купюры

Необходимо взять в левую руку купюру, номиналом в 1 рубль. Накройте ее правой рукой и произнесите:

«Рубль бумажный, говорю на тебя, наговариваю, к помощи твоей взываю. Неразменный ты мой, будь всегда со мной, да друзей своих старших позови. Шуршите, звените, ко мне все идите. Заговоренные, мной привлеченные - быть купюрам и монетам рядом со мной во веки веков! Аминь.».

Купюру положите в свой кошелек.

4-е Заклинание на растущую луну

В дни растущей луны наберите стакан чистой воды. Лучше, чтобы стакан был прозрачным, без надписей и рисунков. Возьмите стакан обеими руками. Пусть пальцы одной руки лягут на пальцы второй руки, образуя замкнутый круг. Встаньте так, чтобы свет луны попадал на стакан и произнесите:

«Шла луна по круглому озерцу.

Озерцо тихое, водица чистая.

Росла луна, прибывала, богатство к рабе (скажите ваше имя) призывала.

Приди богатство к рабе (имя), да не оставь ее.

Даруй ей закрома полные да кошелек тугой.

Пусть денег будет аки звезд в ясную ночь, аки колосьев в поле, аки воды в реках.

Да будет так. Ключ, замок, язык!».

Вода усиливает действие заклинания. Выпейте ее, и до следующего новолуния почувствуете улучшение финансового благополучия.

Черные заклинания на деньги

Черная магия очень эффективна в привлечении денег. С ее помощью можно стать по-настоящему богатым человеком. Однако в неумелых руках, черная магия может принести больше вреда чем пользы. Неправильный эмоциональный настрой и отсутствие защитных амулетов могут привести к тому, что вместе с деньгами увеличатся расходы. И человек фактически не поправит свое материальное положение.

Внимание! Черная магия может иметь серьезные последствия. Если у вас не было опыта занятий магией, то для привлечения денег лучше использовать белые заговоры.

Старайтесь точно выполнить все требования к ритуалам, не отвлекаясь и отогнав чувства сомнений и страха. Темные силы, призванные заклинаниями, должны почувствовать вашу внутреннюю силу. Если вы все-таки уверены в своих намерениях прибегнуть к их помощи, можно приступать к темным ритуалам по привлечению денег.

5-е Черное заклинание на деньги

«Духи темные, духи сильные, придите ко мне! Подчинитесь мне и свершите волю владычицы вашей.

Асмодей, Белиал, Самаэль, принесите мне деньги, силу, власть, богатство. У вас много, у меня - еще больше. Даруйте мне ваши сокровища, у рабов ваших забранные и украденные. Быть мне сильнейшей владычицей денег. Пусть ни одна купюра не пройдет мимо меня. Все, все ко мне! Именем вашим быть мне богатой. Сегодня, завтра и во веки веков.»

6-е Заклинание для находки денег

Многие мечтают быстро получить деньги, ничего при этом не делая. Такой способ существует. Можно, например, найти утерянный кошелек или золотое украшение. Возникает вопрос, как найти деньги на улице? Используйте этот простой ритуал, и в течение нескольких дней вы получите желаемое.

Купите новые ножницы. Каждый день, перед выходом из дома, режьте ножницами воздух перед собой приговаривая:

«Пелену режу, забвение режу.

Видеть мне все потерянное, от чужих глаз спрятанное.

Кто-то теряет, а я - нахожу. Слово мое крепко, да лепко»

7-е Вуду заклинание на деньги

Магия вуду относится к черной. Заговор вызывает определенных духов, которые и привлекают деньги в жизнь человека.

«Ексито, пилер идэ

Эсмирес хуман ми дэтрас.

Кортэма аша хедура,

Сиссе орим плисер.

Понведит оро суссира! Понведит оро суссира!»

Опасна ли денежная магия

Денежная магия - самая безобидная из всех существующих. Прибегнув к заговорам, человек не приносит никому явного вреда. Он не подчиняет чужую волю, как при использовании приворотов и не желает никому зла, как при наведении порчи. Немного улучшив свое материальное положение, можно особо не беспокоится о последствиях.

Однако необходимо быть аккуратным с черными магическими ритуалами. Темные силы никогда не помогают просто так, поэтому стоит ожидать расплаты за свои действия. Например, поправив свое материальное положение можно потерять здоровье или любовь. Кроме того, темные сущности любят подчинять себе человека, вызывая в нем жадность и страсть к неразумному накоплению богатства. Поэтому, используя такие ритуалы, необходимо позаботиться о надежной защите.

Как предотвратить возможные последствия

Используя денежные заклинания, люди со слабой энергетикой могут почувствовать ухудшение здоровья. Определить уровень энергетического потенциала человека может только специалист, поэтому лучше заранее предотвратить возможные последствия.

С древних времен последователи каббалистического учения создавали амулеты и талисманы, помогающие не только защитить себя, но и дающие возможность расширить свои способности. Эти амулеты служат для разных целей, но используются и для усиления вашего магического потенциала.

Традиции хранятся втайне, но кое-какие знания о создании предметов силы все же есть. Приобретая для себя каббалистический амулет, узнайте его значение, возможности, применение. Такие знания помогут вам сильно продвинуться в работе с тонким миром, энергетической составляющей, белыми потоками силы.

Суть учения Каббалы

Говорить про это учение можно очень долго, ведь оно прошло через века, накопило огромную базу знаний, обрядов и ритуалов. Самое важно, что нужно знать о каббале - это иудейское мистическое учение, соединяющее в себе как религиозные, так и эзотерические практики.

Каббала - часть священной книги Торы, некое тайное знание, которое открывается лишь человеку с чистым разумом, готовым поверить, принять, стать частью особого мира, невидимого глазу.

Говорят, с помощью учения можно познать смысл существования, замысел Творца, начало и конец всего сущего на Земле. Чтобы начать изучать этот предмет, необходимо расширить сознание. Для этого используются талисманы, созданные по старинным рисункам, объясняющим значение этих загадочных символов. Не стоит носить их просто, как украшение, ведь внутри заложена способность дать вам силы для мистических практик, развития ваших способностей.

Алан Вольф, известный физик и философ, так говорит о Каббле:

«Люди желают знать — «как Творец это сделал?». Но, с одной стороны, их уже не удовлетворяет понятие «святого Бога», способного в любой момент раздавить нас, как тараканов, а с другой стороны им надоел сухой научный подход, отрицающий Творца и утверждающий — «забудьте о Нём, всемогущая наука всё вам объяснит». Люди стремятся узнать о жизни больше, чем удаётся при помощи наук и религий… Каббала - это единственный источник, откуда приходит истинное понимание жизни. Именно из каббалы идут знания, способные дать ответ на самые животрепещущие для нашего времени вопросы».

Самые известные амулеты данной традиции

Талисманов существует больше сотни, но самые известные:

Меч Гаваона

Выглядит как небольшой кинжал, выполняется в виде кулона или подвески. Гаваон просил Творца изменить судьбу, продлить день на одну ночь. На меч нанесены иудейские символы. Такой амулет меняет судьбу человека, способен изменить предначертанное. Очень мощный, подходит не каждому, а лишь тем, кто отчаялись в своей жизни и хотят изменить свою судьбу. Осторожно, ведь Творец услышит вас, изменит ее, но никто не гарантирует, что новая судьба не принесет с собой другие, более серьезные битвы. Вы буквально полагаетесь на волю проведения, начиная работать с Мечем Гаваона.

Меч Гаваона

На серебряную или металлическую плашку наносятся каббалистические символы, имеющие прямое отношение к каббалистической магии - это небесный код Моисея, созданный для исполнения желаний. Один из самых мягких по воздействию. Носить можно перед важными событиями. На него медитируют, когда просят Судьбу исполнить важное желание.

Магические печати

Их довольно много, хотя все они принадлежат перу Царя Соломона. Он создавал магические предметы, заряженные энергией.

Печать Царя Соломона

Существуют печати:

  1. Удачи.
  2. Здоровья.
  3. Сватовства.
  4. От сглаза.
  5. Изобилия.
  6. Победителя.
  7. Любви и верности.

Талисманы, развивающие магические способности

Здесь можно выделить два основных:

По легенде, Моисей создал медного змея, который защищал от укуса настоящей змеи. Человек оставался жив, получал новый опыт, еще один шанс. С этим амулетом вы можете начать поиск тайных знаний, столкнувшись с ними - откроите новые горизонты познаний, не навредив себе.

Самый известный иудейский символ, но и мощный талисман. Он даст вам возможность пройти через испытания тонкого мира, открыть двери к изучению Каббалы. Шит защитит, даст мудрость, утолит жажду познаний.

Эти предметы - не просто украшения из эзотерической лавки. В правильных раках они станут ключами к знаниям, помогут найти ответы на вопросы о мире, уберегут от неправильных путей. Маги и философы не раз вели споры об их истинном предназначении, но тайна еще только будет открыта. В ваших руках появляются новые возможности, не упускайте их, окунитесь в мир невероятных знаний.

В лексике современных эзотериков часто можно встретить такие речевые обороты, как «еврейская Каббала» и «западная Каббала». Иными словами, речь идёт об отмежевании каббалистических изысканий, осуществлённых еврейскими мистиками и магами, которые развивались в среде иудаизма, от каббалистических работ западных оккультистов, которые чаще всего не принадлежали к иудаизму и строили свой Путь в русле интегральной Западной эзотерической традиции.

Такое разделение порождает ряд вопросов. Прежде всего, насколько это разделение вообще правомерно и полезно? Где именно лежит граница между так называемой «западной» и «еврейской» Каббалой? Ведь если убрать из большинства «западной» Каббалы всё «еврейское», то Каббалы может вообще не остаться. Может ли быть полезно приверженцам «западной» Каббалы изучать «еврейские» источники и наоборот – могут ли что-то подарить религиозно настроенному иудею разработки в области Каббалы, которые произвели западные маги? Или же между двумя этими группами были и есть какие-то непреодолимые методологические противоречия, и их разработки не в силах взаимно обогатить друг друга?

Конечно, эти вопросы достаточно обширны. И для того, чтобы приблизиться к ответу на них, рассмотрим, как Каббалу понимали классики западного оккультизма, какие письменные источники они считали наиболее авторитетными, ключевыми для этой области. И, наконец, по каким принципам была устроена их каббалистическая вселенная, и какие вопросы они считали наиболее достойными для рассмотрения в русле каббалистического дискурса.

Возможно, тем читателям, кому близка Западная Традиция, такой экскурс поможет под новым углом посмотреть на то, чем была Каббала для мэтров этой Традиции. А тем, кому ближе религиозное мировоззрение иудаизма, статья может помочь найти что-то общее с устремлениями западных оккультистов, и, возможно, пропасть между «еврейской» и «западной» Каббалой не покажется такой уж непреодолимой.

Каббала всегда играла в Западной Традиции одну из ключевых ролей. Она была сильно взаимосвязана с такими областями как алхимия, астрология, Таро, церемониальная магия. На протяжении веков Каббала формировала мировоззрение западных магов, задавала логику посвятительных ритуалов, определяла устройство эзотерических обществ.

В эпоху Возрождения были предприняты усилия по синтезу Каббалы с герметическими мистериями. В это же время разрабатывалась христианская Каббала, которая, в частности, бралась за описание божественной природы Христа, Троицы и других тем христианского мировоззрения. Высокую роль Каббалы в этом отношении хорошо отражает высказывание Пико делла Мирандолы: «Никакая наука не может убедить нас в божественной природе Иисуса Христа лучше, чем магия и Каббала» . Он же заметил, что если добавить букву шин (ש), которая связывается с духом святости, в середину имени , то образуется имя Йешуа (יהשוה), то есть еврейское имя Иисуса. Развивая эту идею, Иоган Рейхлин постулировал три глобальных периода в развитии человечества. Согласно этой периодизации, изначально Бог явил себя патриархам в имени Шаддай, затем во второй период (времена Моисея и Торы) Бог представал под именем тетраграмматона йод-ѓей-вав-ѓей. И, наконец-то, в третий период Бог явился как искупитель под пятибуквенным именем Йешуа. Кроме того, христианскую Каббалу развивали Афанасий Кирхер, Якоб Бёме, Ян Батиста ван Гельмонт и многие другие. И всё же христианскую Каббалу, в основном, можно рассмотреть как некую надстройку на Каббалу как таковую. То есть, её можно обозначить только как одну из областей той Каббалы, которая разрабатывалась западными оккультистами.

Чтобы более комплексно выразить позицию западного оккультизма к вопросу Каббалы, обратимся к воззрениям таких магов XIX-XX веков, как Элифас Леви, Папюс, МакГрегор Мазерс и Уильям Уэсткотт. Эти фигуры не только считаются классиками оккультной литературы, но, что ещё важно, они являются представителями двух ведущих ветвей Западной Традиции, а именно английской и французской школы. Все они при жизни имели учеников и последователей. Таким образом, эти люди задавали дух своего времени и активно влияли на различные оккультные сообщества. В частности, Папюс был одним из основателей Ордена Мартинистов и возглавлял Древний и изначальный устав Мемфиса и Мицраима. Уэсткотт и Мазерс занимали ведущие позиции в Обществе Розенкрейцеров Англии и вместе с ещё одним магом основали , откуда позже вышли такие знаменитые оккультисты как Алистер Кроули, Артур Уэйт и многие другие.

Элифас Леви

Итак, чем же была Каббала для Элифаса Леви? Саму Каббалу он мыслит как отражение единой оккультной системы, которая уходит корнями в небывалую древность. Сама же система развивалась разными народами (евреями, греками, египтянами). При этом какие бы формы эти народы не придавали для такой системы, сама суть системы была той же самой. В частности, он отмечает следующее:

«Все религии сохранили воспоминания о примитивной книге, написанной мудрецами первых веков посредством образов. Еврейское предание считает автором этой книги Еноха – седьмого учителя мира после Адама, египтяне приписывали ее авторство Гермесу Трисмегисту, а греки – Кадму – основателю святого города. Эта книга была символическим сокращением примитивного предания, позже названного Каббалой – еврейским словом, эквивалентным преданию».

Такая легендарная трактовка позиционирует Каббалу как универсальное тайное учение, которое содержалось в представлениях разных древних культур. А раз так, то оно может быть органично приложено и к, например, греческой и египетской магии и мистериям. При этом для познания Каббалы Элифас Леви отсылает ищущего всё же к чисто каббалистическим источникам, которые выполнены, по большей мере, именно в иудейской среде. Он делает акцент на том, что Каббала не может быть познана в должной мере только по трудам западных оккультистов. По этому поводу он говорит следующее:

«Чтобы быть посвящённым в Каббалу, недостаточно прочесть и продумать сочинения Рейхлина, Галатина, Кирхера или Пико Мирандолы; нужно также изучить и понять еврейских писателей из собрания Пистория, в особенности «Сефер Ециру», затем «Философию любви» Леона Еврея; нужно также приступить к великой книге «Зоѓар», внимательно прочесть в коллекции 1684 года, озаглавленной «Cabbala denudata», трактаты о каббалистической пневматике и «круговороте душ»; затем смело вступить в светоносный мрак всего догматического и аллегорического Талмуда».

Таким образом, Элифас Леви был не просто знаком с классическими каббалистическими трудами, созданными в лоне иудейской среды, но и даже рекомендовал их к прочтению тем, кто желал познать оккультную науку. Среди наиболее примечательных работ, упомянутых Элифасом Леви, особое место занимает . Эта книга посвящена вопросу создания мира, даёт некое представления о сфирот и рассказывает про 22 буквы еврейского алфавита. Другая центральная работа – книга Зоѓар, она представляет собой аллегорический комментарий на Тору, раскрывает суть отношений разных Ликов Всевышнего и другие вопросы. Также Элифас Леви отсылает к книге “Cabbala denudata” (что означает «раскрытая Каббала»), мы чуть позже вернёмся к её содержанию, – она состоит преимущественно из классических трудов еврейских каббалистов. Касательно этого сборника Элифас Леви обращает внимание ученика на тексты, описывающие пневматику, то есть вопросы структуры души, особенности её перевоплощения, вопросы существования душ внутри Адама, вопросы грехопадения, а также исправления последствий этого грехопадения и так далее.

Папюс

Другой влиятельный французский оккультист творил под псевдонимом Папюс. Говоря о Каббале, он изначально представляет её как древнее предание, которое должно было облегчить понимание Торы. С одной стороны, она помогает пониманию закона, который определяет взаимоотношения евреев между собой, с соседями и Богом. А с другой стороны, Каббала являет собой тайное учение, которое благодаря своим теоретическим и практическим сведениям помогает сношениям с Богом, человеком и вселенной.

Теоретическая часть Каббалы, как отмечает Папюс, была зафиксирована в Сефер Ецира и в Зоѓаре. Причём, Сефер Ецира посвящена такому разделу Каббалы, как «Берешит», то есть сотворению мира и тайным законам, а Зоѓар – разделу «Меркава», то есть Небесной Колеснице. Папюс отмечает, что в этом разделе речь идёт о Божественной сущности и способах её проявления. Обобщая область каббалистических вопросов, Папюс объединяет их в 4 пункта:

1-й. Предание патриархальное о священном таинстве Бога и о божественных лицах.

2-й. О творении духовном и падении ангелов.

3-й. О происхождении хаоса, материи и возобновлении мира в шестидневный срок.

4-й. О сотворении видимого человека, его падении и божественных путях к его восстановлению.

Касательно практической Каббалы, по мнению Папюса, в письменном виде имеются только разрозненные заметки. В этом смысле он ссылается на Ключи Соломона, которые являются основой и для других гримуаров (книг, которые, в основном, описывают природу разных духов и прочую информацию, необходимую для их вызывания). О практической Каббале Папюс делает следующее замечание:

«Практическая Каббала объясняет духовный смысл Закона и указывает способ очищения, уподобляющий душу Божеству, представляя её органом, приносящим и действующим в сфере видимого и невидимого».

К этому оккультист добавляет:

«Теория практической Каббалы связана с общей теорией Магии, единством идеи и символа в природе, человеке и вселенной. Действовать на символы, означает действовать на идеи и на существа духовные (на ангелов)».

Здесь маг, в общем, говорит о применении закона аналогий, когда посредством манипуляций определёнными именами и символами оказывается воздействие на различных духов, демонов и ангелов.

Следующая схема суммирует взгляды Папюса на разделы Каббалы.

Мазерс

Упоминая об английской школе оккультизма, вероятно, в первую очередь нужно вспомнить о МакГрегоре Мазерсе. Как и предыдущие оккультисты, Мазерс делает акцент на еврейской традиции. О важности изучения Танаха для христиан МакГрегор Мазерс говорит так:

«Пусть каждый христианин задастся вопросом: „Как я могу надеяться понять Ветхий Завет, ничего не зная о толковании, которое дает ему народ, чьей священной книгой он являлся изначально? И как я могу рассчитывать, что пойму Новый Завет, не понимая смысла Ветхого?“»

Говоря о Каббале в своём введении к переводам трактатов Зоѓара, Мазерс отмечает следующее:

«После Грехопадения ангелы милостиво поведали… [Каббалу] …непокорным сынам земли, дабы снабдить прародителей человечества средствами вернуться к первозданному величию и блаженству. От Адама… [Каббала] перешла к Ною, а от Ноя – к Аврааму»

То есть, Каббала вновь предстаёт как путь искупления, исправления, который был вручён праотцам. Также Мазерс упоминает о четырёх разделах Каббалы:

1-й раздел. Практическая Каббала. К нему отнесена работа с талисманами и церемониальная магия в целом.

2-й раздел. Буквенная Каббала. Этот раздел науки посвящён различным операциям, которые совершаются с буквами (гематрия, тмура и прочие). Очевидно, что еврейские каббалисты в этом разделе чувствуют себя намного увереннее, но выдающиеся западные оккультисты также демонстрировали искусность в этом направлении работы, благодаря знанию иврита.

3-й раздел. Неписанная Каббала – покрытая тайной и домыслами часть устной традиции.

4-й раздел. Догматическая Каббала. То есть, собственно, сам свод ключевых каббалистических текстов. Мазерс называет четыре работы, и, по-видимому, все они выполнены еврейскими каббалистами, интегрированными в религиозную среду. Это такие работы, как:

1) Сефер Ецира.

2) Зоѓар (в плане этих двух книг Мазерс солидарен с Элифасом Леви и Папюсом)

3) Сефер Сфирот. Мазерс переводит её как «Книгу Эманаций». Она описывает постепенный переход Бога из состояния небытия в бытие.

4) Эш Мецареф. Название трактата можно перевести как «Огонь плавильщика», или, как он переводится в книге Мазерса, «Очистительный огонь». Это каббалистический алхимический трактат. Исследователи склоняются к тому, что текст был написан изначально на иврите, но до нас трактат дошел только в латинском переводе. Этот перевод был включен фон Розенротом в его «Kabbala Denudata», которую рекомендовал Элифас Леви.

Скажем пару слов об этой книге. Сегодня широкая публика знакома с книгой «Kabbala Denudata» по переводу, выполненному именно Мазерсом в конце XIX века. Но Мазерс перевёл только часть этого обширного труда (около 250 страниц из почти 2600 страниц оригинального текста, то есть лишь малую часть). Так, в «Kabbala Denudata», кроме трёх трактатов из книги Зоѓaр (переведённых Мазерсом), были представлены ещё: «Пардес римоним» Моше Кордоверо, «Эмек ѓа-мелех» Нафтали Бахараха, «Эц хайим» Хаима Виталя и другие каббалистические первоисточники. Также в книге содержались собственные комментарии и сочинения фон Розенрота. Сам же Кнорр фон Розенрот был христианским оккультитстом XVII века, изучал Каббалу в Амстердаме у ряда известных раввинов. Известно, что он предоставлял кембриджскому кружку неоплатоников рукописи сочинений АРИ (равва Ицхака Лурии) и его последователей (прежде всего, Исраэля Саруга). Таким образом, каббалистические знания самого фон Розенрота и его окружения черпались также из еврейской среды, они не были от неё изолированы. Что же касается самой книги, то вплоть до конца XIX века «Kabbala Denudata» оставалась основным источником знаний по Каббале для нееврейского читателя. И при этом она изобиловала именно еврейскими классическими источниками.

Уэсткотт

Другой титан английского оккультизма, Уильям Уэсткотт, говорит, что любому, кто увлечен оккультной наукой, вне зависимости от его веры, следует уделить внимание Каббале древних раввинов.

В более ранние времена, в оккультных работах по Каббале, факт часто уступал место легенде. Но Уэсткотт, излагая свои взгляды, опирается во многом на научный, а не на легендарный подход. Он отмечает, что нельзя сказать, кто был автором первых каббалистических взглядов или когда именно зародилась эта система. Но указывает, что известные факты ведут именно к еврейским раввинам периода Второго Храма (т.е. конец VI века до н.э.). Также Уэсткотт говорит о возможном халдейском влиянии на формирование Каббалы вследствие вавилонского пленения. Среди главных древних каббалистических трактатов он, как и другие, в первую очередь выделяет Сефер Ецира и Зоѓар. Насчёт датировки Сефер Ецира – он указывает примерно 200-й год н.э., ссылаясь на специфику языка, которая характерна и для Мишны, – то есть, снова отдает предпочтение фактам, а не легенде. Сам Уэсткотт с этой работой был знаком очень хорошо, он выполнил и опубликовал её перевод на английском языке. Насчёт этих книг Уэсткотт пишет следующее:

«Сефер Ецира и Зоѓар представляют собой ядро устной традиции. Обладанием этим ядром гордились древние раввины. Они даже заявляли, что оно является тем самым «Тайным знанием», которое Бог дал Моисею для того, чтобы его использовали священники для своих нужд, в отличие от Писаного закона, предназначенного для народных масс».

Также в перечне важных трактатов он упоминает такие работы, как:

  • «Объяснение Десяти Сфирот» Азриэля бен Менахема
  • «Буквы» рабби Акивы
  • «Небесные врата» Авраама Когена де Эрреры
  • «Книга Еноха»
  • «Гранатовый сад» рава Моше Кордоверо
  • «Трактат об эманациях» рава Исаакака Назира
  • «Древо жизни» рава
  • «Вращение душ», которое отражает взгляды рава Ицхака Лурии.

Кроме этого, Уэсткотт отдельно выделяет «Фонтан жизни» и «Царскую Корону» Шломо Ибн Гвирола.

Касательно практической Каббалы, Уэсткотт отмечает, что она посвящена мистическим и аллегорическим интерпретациям Ветхого Завета, разбору каждой фразы, каждой буквы, раскрытию взаимосвязи между буквами и цифрами через опору на различные операции с буквами (гематрию, тмуру, нотарикон и др.). Кроме того, он отмечает что, практическая Каббала занимается формированием и использованием божественных и ангельских имён; работает с амулетами, служит формированию магических квадратов и питает широкий круг смежных эзотерических дисциплин, которые в итоге формируют базис средневековой магии. Но, несмотря на то, что на протяжении столетий к Каббале проявляют интерес самые авторитетные оккультисты, и сама Каббала занимает центральное место в Западной эзотерической традиции, Уэсткотт делает следующее замечание:

«Насколько мне известно, практика Каббалы как Магического Искусства почти полностью ограничена только до круга русских и польских раввинов, да ещё немногих исследователей оккультизма в этой стране».

Относительно устной традиции Уэсткотт заявляет, что некоторые части кабалистического учения никогда не были опубликованы и передавались непосредственно от учителя к ученику. Он отмечает, что некоторые такие знания были почерпнуты и им в среде Розенкрейцерского общества и герметических лож. В этом плане Уэскотт более открыт, чем Мазерс, который отказался не то что раскрывать эти неписанные знания, но даже говорить, были ли они ему переданы или нет.

Говоря о целях догматической Каббалы Уэсткотт приводит соображения Гинсбурга на этот счёт, согласно которому Каббала решает следующие пять проблем:

  1. Природа Бога.
  2. Создание вселенной и нашего мира.
  3. Создание ангелов и людей.
  4. Судьба мира и человечества.
  5. Распространение закона.

В представлении Уэсткотта Каббала предстаёт в первую очередь именно как эзотерическая сторона иудаизма. В частности, он отмечает, что Каббала подтверждает такие тезисы Ветхого Завета:

  • единство Бога;
  • бесплотность Бога, то есть то, что Он не имеет телесной формы;
  • вечность, неизменность, совершенство и доброта Бога;
  • создание мира по воле Бога;
  • создание человека по образу и подобию Бога.

Сегодня у некоторых современных авторов часто можно встретить описание параллелей между Каббалой и другими традициями, в частности, восточной, причём как по части наиболее абстрактной космологии, так и по части соотнесения сил различных божеств с каббалистическими категориями. Говоря о связи Каббалы с индийской эзотерической системой, Уэсткотт отмечает их различие при детальном рассмотрении, несмотря на то, что и там, и там речь может идти о реинкарнации или о мирах.

Уэсткотт акцентирует внимание на том, что посредством концепции эманаций Каббала пробует объяснить переход от бесконечного к конечному, от единства к множественности форм, а также объясняет произведение материального от духовного и отношения между Творцом и творением. А это как раз те вопросы, которые представляют традиционный интерес для иудейской теологии.

Говоря об аспектах Каббалы, которые заслуживают наивысшего внимания, Уэсткотт перечисляет 7 наиболее значимых пунктов:

1) Бог, как высший и непостижимый, как Эйн Соф, не был непосредственным творцом мира. И все вещи из изначального источника были оформлены в последовательных эманациях, каждая из которых была менее совершенна, чем предыдущая. Таким образом выходит, что вселенная была манифестирована Богом, но последние стадии связаны с недостатком совершенства.

2) Все вещи, которые мы воспринимаем или знаем, устроены по сфиротическому типу (иными словами, Древо сфирот может быть распознано в любом объекте или процессе).

3) Перед воплощением в нашем мире человеческие души предсуществовали в мире горнем.

4) Перед инкарнацией человеческая душа обитает в Небесном Чертоге, или же в самом Сокровенном, в котором принимается решение, в какое земное тело каждая душа или Эго должны воплотиться.

5) Каждая душа после земной жизни или жизней должна в итоге быть настолько очищенной, насколько это требуется для того, чтобы она могла быть обратно впитана в бесконечного Бога (в этом контексте полезно припомнить и то, что говорится у еврейских авторов касательно утончения желания, избавления от эгоизма и уподобления свету).

6) Одной человеческой жизни редко бывает достаточно (для такого очищения). Почти все испытывают необходимость в том, чтобы воспользоваться двумя жизнями. И если и вторая жизнь заканчивается провалом, то в третью жизнь человек приходит связанным с более сильной душой, которая подтягивает грешника вверх к чистоте. Такова схема реинкарнации, переселения душ или метемпсихоза.

7) Когда все души, которые были воплощены здесь, достигают совершенства, то падшие ангелы также должны быть спасены, и все жизни сольются воедино в Боге через Поцелуй Любви Уст Господа Бога, и Проявленная Вселенная не будет более существовать, пока не будет она снова оживлена божественной санкцией.

Подытоживая сказанное, можем заметить, что эти ключевые для Западной Традиции маги, во-первых, отсылают своих учеников к классическим еврейским текстам, при этом стремясь приблизить своих сограждан к этим текстам. Так, Папюс и Уэсткотт переводят Сефер Ецира; Мазерс делает переводы трактатов из Зоѓара на английский, Элифас Леви тоже пробует, в творческом ключе, передать на французском языке некоторые идеи Зоѓара. Во-вторых, в своём понимании Каббалы и её главных вопросов они демонстрируют позиции, тождественные и еврейским каббалистам. Так, на уровне методологических принципов они не говорят ничего уж очень крамольного для иудейской религии или чего-то такого, что приковывало бы все разработки западных магов в области Каббалы только к христианскому или герметическому контексту. При этом ясно, что в Западной Традиции имеет место и область христианской Каббалы, и соотнесение египетских божеств с каббалистическими категориями, и тому подобные особенности, которые по своей форме конфликтуют с иудейским каноном, – но, опять же, это скорее надстройка на изначальный каббалистический скелет. А для понимания этого скелета ведущие западные оккультисты опирались во многом именно на еврейские источники.

Итак, если говорить о Каббале «в призме Западной эзотерической традиции», то нужно отметить, что у рассмотренных нами оккультистов эта призма не искажала до неузнаваемости сам луч такого изначального каббалистического света, не отрывала его от его же источников. Напротив, западные маги развивали аутентичные каббалистические концепции, сохраняя исходные для Каббалы мировоззренческие принципы. При этом, будучи познанным, этот каббалистический свет оказал влияние и на посвятительные ритуалы оккультных обществ, и на церемониальную магию в целом, на Таро, и на другие чисто оккультные области.

Иногда попытки определить, какой же Каббалой занимаются последователи Западной Традиции, опираются на системы соответствий. Так, ученик, сталкиваясь с различными вариантами каббалистических соответствий в «еврейских» и «западных» источниках, может прийти к выводу об их принципиальном различии. Например, он может заглянуть в и увидеть, что там мир Ацилут соотнесён со сфирой Хохма, а у МакГрегора Мазерса Ацилут соотнесён со сфирой Кетер. Но и внутри самих западных источников тоже можно встретить разные варианты соответствий. Например, у Мазерса мир Брия соотнесён со сфирот Хохма и Бина, а у мир Брия связывается со сфирот Хесед, Гвура, Тиферет. Но подобные различия в принципе нормальны для разных исследователей, вне зависимости от их национальной принадлежности. Более того, разные варианты соответствий могут встречаться и у одного и того же автора и даже в одной и той же работе, на что, например, обращает внимание Бааль Сулам в последнем разделе своей . Вопрос лишь в том, какую систему координат мы избираем для построения аналогии. В зависимости от актуальной потребности и условий нашей задачи мы свободно подбираем ту или иную систему, если понимаем, по какому принципу она устроена.

  • 10 сфирот
  • 22 буквы
  • Миры Ацилут, Брия, Ецира, Асия (главным образом как уровни макрокосма)
  • Таро (как способ трактовки и комбинирования букв)
  • Уровни души
  • Парцуфим
  • Клипот
  • Реинтеграция и гмар тикун.
  • Шемхамфораш («Шем а-Мефораш»)

Примечательно, что все эти концепции, за исключением Таро, были предложены и разработаны в еврейских источниках. Впоследствии эти темы были подхвачены и оккультистами других национальностей. При этом тема алхимии и астрологии в такой «еврейской» Каббале также отражена на достойном уровне.

В еврейских источниках предлагаются дополнительные, многогранные связки для всех этих категорий, – так, например, особенности отношений парцуфов показывают, как и почему свет проходит через все каббалистические миры. Эти же категории приобретают динамические характеристики, что, например, раскрыто в теме подъёма миров и парцуфов.

Также разрабатывается фрактальная детализация категорий. Например, говоря об уровнях души, выделяются дополнительные подуровни, такие как Нешама де Нефеш, Нешама де Руах и т.д. При этом такая детализация, усложнение модели, является не прихотью интеллектуалов или особенностью еврейской религии; причина – в простом логическом развитии системы. И её сложность оправданна тем, что она точнее отражает реальность и, значит, лучше служит тому, кто в ней функционирует. То есть, причина усложнения системы кроется в повышении её эффективности. А эффективность – это ценность, важная для любого мага, каких бы религиозных убеждений он не придерживался. И раз так, то так ли уж важна национальная принадлежность мыслителя, который разрабатывает систему?

Конечно, мировоззрение европейских авторов сказывалось на том, какие метафоры и темы были для них исполнены бо́льшим вдохновением. Так, в таких «западных» каббалистических текстах можно встретить каббалистический анализ фигуры Христа, и даже богов политеистических пантеонов. Но я рискну сказать, что все эти фигуры используются во многом для того, чтобы отразить саму суть каббалистической модели, ведь если модель верна, то она найдёт приложение в разных контекстах. Поэтому Каббалу можно применить для анализа волевой реализации отдельно взятого человека, ею можно описать процессы, происходящие в обществе, использовать для анализа мира искусства, динамики рынка и т.д. Точно так же она может быть применена и для осмысления религиозного опыта. Но это всё та же самая Каббала, какой бы опыт она не анализировала, будь он иудейским, христианским или герметическим. Так и у еврейских авторов можно встретить изложение Каббалы через призму исключительно иудейских тем. Но, как показал, например, Бааль Сулам, Каббала может быть выражена и с использованием минимума религиозных метафор, опираясь на универсальные образы и логическое построение. Следовательно, религиозные, культурные особенности играют во многом только роль контекста, роль искусного фона, на котором выражается каббалистическая фигура, суть реальности, единой для всех.

Ворочаясь вчера в очередном приступе бессонницы, я подумала о наиболее усыпляющем чтении из всех, которые я знаю, – ну конечно, Вавилонский Талмуд. Скользя глазами по строкам, я уже, было, погрузилась в сон, как вдруг встряхнулась – вот же оно, средство, которого мне так недостает в жизни! Зуб мертвой лисицы – и бессонницы как не бывало. Зуб, разумеется, надо носить при себе, и, как утверждает Трактат Шабат (61а), можно даже выходить с ним на улицу в субботу. Более того, с написанным на пергаменте амулетом или мешочком с кореньями (еще один амулет), тоже гулять не возбраняется.

Однако мысли мои, как к магниту, возвращались к мертвой лисице. На Воробьевых горах, где я живу, последнюю живую лисицу видели еще до третьего раздела Польши. Кстати, живая бы тоже пригодилась – вернее, ее зуб. Это для тех, кого мучает сонливость, я лично знаю не меньше десятка подобных страдальцев, что немудрено в такую погоду.

Заинтересовавшись, я стала листать дальше. Если вам вдруг встретится саранча – ее яйца незаменимы от ушной боли. Непонятно, правда, носить ли их прямо внутри уха или все-таки где-то в другом месте. Гвоздь от виселицы – лучшее средство предохранения от ран, что понятно. Подобное исцеляется подобным.

Амулет, защищающий от дурного глаза


Каббала маасит , или практическая каббала, – занятие столь же эзотерическое, сколь и привлекательное. С помощью амулетов, или камей , как они называются в Талмуде, можно добиться успеха практически в любом занятии – обретении невидимости, хождении по воде, борьбе с дикими зверями. При помощи амулета можно даже получить меч, который сам сражается за своего владельца. Что уж говорит о таких простых вещах, как удача на рыбалке и успех у женщин!

Предлагается также рецепт для борьбы с врагами: «Если желаешь причинить гибель кому-нибудь, возьми глины с берегов двух рек и сделай фигуру, напиши на ней имя того лица, затем возьми семь прутиков от семи финиковых деревьев и изготовь лук из лошадиных волос, поставь фигуру на подходящее место, натяни лук и стреляй по ней прутиками…» А мы-то думали, что подобными вещами занимаются лишь неграмотные креольские тетки из Нового Орлеана.

Амулет для защиты на дорогах

Но, оказывается, кроме банальной стрельбы, надо еще произносить некие фразы. И здесь мы подходим к главному секрету практической каббалы, – все эти амулеты превращаются в пустые побрякушки, если не сопровождаются тщательно зашифрованными и бережно передаваемыми из поколения в поколение комбинациями букв еврейского алфавита. Эти сочетания, произнесенные в правильной последовательности, и составляют основную силу амулета.

Авраам Абулафия , великий еврейский мистик XIII века, одним из первых стал комбинировать и менять местами буквы Тетраграмматона – непроизносимого имени Всевышнего. Абулафия составлял особые буквенные таблицы для медитации, которые он рекомендовал использовать для большего сосредоточения и концентрации перед молитвой.

Сефер Йецира

Абулафия, кстати, следовал в этом практике, описанной в Сефер Йецира , «Книге Творения». Это основополагающий текст в Каббале, который традиционно приписывают Аврааму (около 2000 года до н. э.). По другой версии, тот текст, который дошел до нас сегодня, является более поздней компиляцией - III-IX веков нашей эры. Наиболее раннее свидетельство существования письменного варианта Сефер Йецира относят к 120 году н. э. - предположительно книга была записана рабби Акивой.

Трактат дошел до нас в трёх основных версиях: краткой, длинной и версии Саадии Гаона; причем в наиболее пространной редакции его объем не превышает двух тысяч слов. В этом небольшом, но чрезвычайно ёмком сочинении содержится оригинальное учение о сотворении мира, времени и человека посредством букв еврейского алфавита и десяти мистических чисел - сфирот .

Амулет, охраняющий роженицу. Сефер Разиэль, Амстердам, 1701 г.

Что касается амулетов, то основным источником по их изготовлению служит знаменитая Сефер Разиэль hа-Малах - «Книга ангела Разиэля», авторство которой каббалистическая традиция приписывает Адаму. Мудрецы Талмуда относились к амулетам весьма положительно, и Абайе, один из самых известных мудрецов, самолично изготовил амулет, предохраняющий от укуса бешеной собаки. Однако, несмотря на то, что в субботу с амулетами можно гулять, спасать их из загоревшегося в субботу же дома, даже если на амулетах написаны имена Всевышнего, все равно нельзя*.

В постталмудическую эпоху амулеты постоянно становились предметом раздоров между галахическими авторитетами. Нахманид (Рамбан) рекомендовал при сильном кашле носить на шее металлическую пластинку с изображением льва. Интересно, что аналогичное средство великому средневековому врачу и алхимику Парацельсу рекомендовал один из его коллег-евреев, но уже как лекарство от болей в желудке.

Амулет, помогающий найти подходящую пару

Маймонид (Рамбам) со свойственной ему строгостью предупреждал своих читателей: «Тот, кто кладет свиток Торы или тфилин на ребенка, чтобы он спокойно спал, тот не только причисляет себя этим к разряду чародеев и заклинателей, но становится этим также отрицателем законов Моисея; он превращает Тору в средство для исцеления тела, в то время как ее назначение – исцеление души» **.

Из слов Рамбама понятно, что свиток Торы, тфилин или мезузу многие люди также использовали как некое подобие амулетов, наделяя объекты, с помощью которых исполняются заповеди, некоей сакральной, магической силой. Сюда же можно причислить и обычай использовать известные еврейские символы (такие, как магендавид – «щит Давида») в качестве ювелирных украшений.

Одна из самых бурных дискуссий о практической Каббале развернулась уже на пороге Нового времени, когда раввином Гамбурга стал известный мистик . Он изготовлял амулеты для болезненных детей, для беременных, против кровотечения из носа, эпилепсии и дурного глаза, а также, по словам самого Эйбешютца, «для изгнания из дома квакающих демонов».

В публичной дискуссии, которую инициировали противники Эйбешютца – рабби Эмден из гамбургского пригорода Альтоны и рабби Фальк из Франкфурта-на-Майне - гамбургский раввин был обвинен в страшнейшем грехе – склонности к саббатианству . Эмден и Фальк доказывали, что Эйбешютц не только являлся тайным последователем лже-мессии Саббатая Цви, но и, следуя своей религиозной ориентации, вставлял в амулеты имя своего кумира, низвергнутого несколько десятилетий назад.

Для защиты Йонатан Эйбешютц прибегнул к данным статистики – гамбургская Хевра кадиша (похоронное общество) представила сведения о том, что, действительно, с момента назначении Эйбешютца на пост городского раввина ни одна еврейка не скончалась в родах. Это, конечно, могло быть совпадением, но на том дискуссия и закончилась.

Изготовление амулетов было делом непростым. В популярном руководстве конца XVIII века его автор, Исаак, сын Арье-Лейба Каца из Гродно, перечисляет двенадцать навыков, необходимых для написания амулета. Среди них – знание имен ангелов, знаков зодиака, планет, категорий ангелов и их алфавитов, а также дней недели и чисел месяца, в которые можно писать амулеты. Многие амулеты перед написанием обязывали каббалиста поститься и окунаться в микву, а некоторые - например, любовные - требовалось писать медным пером и исключительно розовой водой.

Очень популярна была и книга Шимушей Теhилим , «Использование Псалмов», в которой 51-й Псалом приводился как средство от выкидыша, 9-й – от плача младенца, 16-й спасал от воров, а 109-й приносил счастье вообще.

В последнее время, благодаря средствам массовой информации, самым известным из обрядов практической каббалы стала пульса де-нура , или «огненные розги», некое страшное наказание на уровне нефизического мира, этакий еврейский аналог Авады Кедавры , мортального заклятия из книг про Гарри Поттера. Всем известно, что премьер-министры Израиля Ицхак Рабин и Ариэль Шарон якобы стали жертвами этого обряда. Также распространялись слухи о том, что ультраортодоксы наложили или собирались наложить пульса де-нура на министра обороны, на мэра Иерусалима и – последний случай – на организаторов иерусалимского гей-парада . Кажется, раньше «пульса-де-нуристы» были более патриотичны и проклинали не собственных политиков, а, например, иракского агрессора . Впрочем, прессе, как известно, верить надо не всегда: одни журналисты подробно описывают обряд проклятия, с зажиганием черных свечей и трублением в шофар, и даже снимают его на видео, а другие упрекают их в фальсификации, в постановочных съемках и заявляют, что такого обряда вообще нет и быть не может.

Итак, что же все-таки есть, что лежит в основе этих слухов?
Образ огня в еврейской традиции тесно связан с персонажами духовного мира. «Пришёл Моше к реке, состоящей из огня, пожирающего огонь, в которую окунаются ангелы, прежде чем предстать перед Всевышним, Благословен Он»***. Это выражение эш охла эш , «огонь, пожирающий другой огонь», и могло быть основанием для создания и развития обряда, в котором вызванный мудрецами метафорический небесный огонь трансформируется в земное наказание грешников.

В талмудическом трактате Бава Меция ((http://www.forward.com/articles/cracking-the-whip-1/ рассказывается)), как великий праведник рав Хийя пришел в синагогу молиться о прекращении засухи. И когда он, читая молитву Шмоне эсрэ, "Восемнадцать благословений", произнес "Он повелевает ветрам дуть", тут же подул сильнейший ветер. А когда он прочел "И повелевает дождю лить", хлынул ливень. А дальше рав Хийя должен был прочесть "И воскрешает мертвых", и на небесах испугались, что мертвые воскреснут преждевременно, до прихода Мессии. И воскликнул Всевышний: Кто открыл людям сии духовные тайны? И ответили Ему ангелы: Пророк Илия. И тут же поразили пророка Илию 60 огненных розог, пульсей де-нура, и спустился он на землю, выглядя, как "пылающий медведь", и успел выдворить рава Хийю из синагоги, пока тот не произнес слова о воскрешении мертвых.


Люди, проводящие обряд пульса де-нура не могут претендовать на управление божественным гневом. Они всего лишь «сообщают» Небесному суду свои «рекомендации», и Всевышний, со свойственной ему справедливостью, сам выбирает способ и время наказания. Разумеется, если жертва не признается заслуживающей божественного вмешательства, то суд обращает внимание на «доносчиков», и они сами могут стать объектом гнева Всевышнего.

(*) Трактат Шабат, 115а.

(**) Мишне Тора, H ильhот Акум, 11:12

(***) Песикта Раббати, 20.