Закон 79 фз о государственной гражданской службе российской федерации. Федеральный закон о государственной гражданской службе
Закон о государственной гражданской службе регулирует трудовую деятельность граждан на соответствующих должностях. Именно он является базовым в этом случае и регулирует взаимоотношения между государством и работником. В определенной мере можно сказать, что его положения становятся аналогом Трудового кодекса. Но если последний регулирует деятельность между работодателем и его сотрудником, то представленный документ охватывает именно деятельность госслужащих.
Федеральный закон РФ 79 о государственной гражданской службе
Документ был принят на федеральном уровне под номером 79 в 2004 году. Структурно он состоит из 74 статей, которые собраны в 17 глав. Каждая глава представляет собой собственный тематический раздел. Вопросы, освещенные в разделах, касаются всех аспектов работы госслужащих - правовое основание и соответствующие аспекты, организационные моменты, финансово-экономические аспекты.
От основных положений и соответствующей терминологии до рассмотрения конфликтных ситуаций - все это регулируется правовой основой данного законоположения. При этом положения представленного документа не противоречат Трудовому кодексу. В некоторых аспектах они могут продублировать отдельные моменты, но не перекрывать друг друга.
Возникает момент, когда Федеральный закон о системе государственной службы Российской Федерации ассоциируется с законом о госслужбе. Это разные постановления, в первом случае освещается сама структура, во втором - о порядке осуществления служебной деятельности.
Общие положения о госслужбе
Общие положения Федерального закона о государственной гражданской службе включают в себя 7 первых статей. Именно они составляют основу для всего документа, включая в себя основные аспекты по терминологии, положениям, обозначениям и определениям.
В итоге суть статей по общим положениям ФЗ 79 сводится к следующему:
- обозначение основных терминов, которые в дальнейшем употребляются в содержании документа;
- установление предмета, который регулируется данным законоположением;
- обозначение того, что понимается под гражданской госслужбой Российской Федерации, а также ее разделение;
- устанавливаются принципы госслужбы, на каких моментах делается аспект в регулировании отношений, какие гарантии она предоставляет;
- устанавливаются законодательные акты, на основании которых регулируются трудовые отношения с госслужащими;
- указываются принципы, на которых строится и функционирует система;
- подчеркивается взаимосвязь и общие положения между государственной и муниципальной службами.
Освещая данные вопросы, основные положения устанавливают фундаментальные основы для последующей структуры документа. Данный момент важен в контексте того, чтобы было обеспечено полное понимание и восприятие последующего содержания данного законоположения.
Правовое положение служащего государственной гражданской службы
10 статей третьей главы регулируют правовой статус госслужащего. Именно в них отражены все его основные права и обязанности:
- определение понятия государственного служащего;
- основные права;
- обязанности госслужащего;
- ограничения, связанные с данной деятельностью;
- запреты, налагаемые при данном статусе;
- основные требования;
- урегулирование конфликтных ситуаций;
- предоставление сведений о доходах, расходах и о размещении информации.
Исходя из этого именно данная глава становится основой для правового регулирования положения госслужащего, а также его деятельности.
Закон о госслужбе с изменениями и дополнениями 2018
Федеральный закон о государственной гражданской службе под номером 79 вступил в силу в 2004 году. С момента публикации он претерпел определенные изменения в формулировках. Поэтому для тех, кто ищет актуальную версию данного законоположения внесение изменений станет актуальным моментом.
Федеральный закон РФ о государственной гражданской службе с последними изменениями можно просмотреть на официальном сайте правовой информации Российской Федерации. Именно здесь публикуются все изменения по законоположениям. Здесь же можно найти ФЗ-79 в актуальной редакции.
Последняя редакция закона о государственной госслужбе
В начальной форме Федеральный закон о государственной гражданской службе можно скачать . Это позволит ознакомиться с формулировками, которые были даны по всем вопросам изначально.
Внесенные изменения и дополнения в закон о гражданской госслужбе можно найти и скачать .
Выделенные в отдельном порядке они помогут наглядно обнаружить те шаги, которые предпринимались для оптимизации законоположения. Для удобства они приведены со ссылками на соответствующие документы и комментарии к ним.
Документ представляет собой фактически последнюю редакцию, которая станет актуальным помощником во всех вопросах, связанных с законодательными актами о данной госслужбе.
Принятый в 2014 году закон №79-ФЗ, последнюю редакцию которого от 14.12.2015 можно скачать бесплатно по ссылке ниже, задуман был авторами как некая основа для формирования качественно иного подхода к функционированию государственной службы в целом. В нём нашли отражение такие постулаты, как открытость и прозрачность доходов, доступность поступления на службу, минимизация коррупционных поползновений, формирование системы социальных гарантий и пр.
С момента вступления этого закона в законную силу он подвергался корректировке тридцать один раз. Только в 2015 году было внесено четыре законопроекта, касавшиеся различных аспектов деятельности государственных служащих, ряд из них начал действовать с началом нового 2019 года. Так, в середине прошлого года был уточнён порядок аттестации госслужащих, в октябре – возможность владения акциями и понятие «конфликт интересов», за два дня до наступления нового года – порядок исчисления стажа и предоставления отпусков. Не существует отныне понятия «правоохранительная служба».
Последние изменения в законодательстве РФ о государственной службе
Закон №395-ФЗ от 29.12.2015 посвящён изменениям, связанным с исчислением стажа госслужбы и понятием «правоохранительные органы». В предыдущей редакции закон №79-ФЗ содержал закрытый перечень периодов замещения должностей, которые засчитывались в стаж государственному служащему. Новая редакция позволяет Президенту РФ расширять и дополнять этот список, допускают парламентарии и возможность его изменения посредством принятия иных федеральных законов.
В новой редакции термин «правоохранительная служба» трансформирован в «федеральную государственную службу». Отныне работники органов юстиции и прокуратуры будут получать классные чины.
Порядок предоставления отпусков
Принятый 30.12.2015 закон №418-ФЗ внёс ещё ряд поправок в закон №79-ФЗ в части определения дней отпуска, его продолжительности и возможности замены. Согласно новой редакции правом претендовать на дополнительные дни отпуска могут служащие с ненормированным служебным днём, а не рабочим, как это было указано в предыдущем варианте.
Установлена минимальная продолжительность ежегодного отпуска для госслужащих в размере 28 календарных дней. При этом допустимо его разделение на части, продолжительность каждой из которых составит не меньше двух недель. Если в текущем календарном году служащему не представится возможности отгулять дополнительные дни отпуска (сверх 28), то они могут быть по его заявлению присоединены к следующему отпускному периоду либо заменены денежной компенсацией.
Таким образом, ключевые изменения в 2015 году заключались в упразднении правоохранительной службы и введении классных чинов для органов юстиции и прокуратуры. Был расширен перечень периодов замещения ряда должностей, включаемых в общий стаж государственной службы. Пересмотру подвергся и порядок предоставления ежегодных отпусков. Остальные нормы закона остались неизменными с момента предыдущей редакции.
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;
5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
9) проявлять корректность в обращении с гражданами;
10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Судебная практика по статье 18 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ
Решение № 12-512/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 12-512/2018
Таганрогский городской суд (Ростовская область) - Административные правонарушения
...№ 12-512/ 18 РЕШЕНИЕ 27.09.2018 года г.Таганрог Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Верещагина В.В., с участием защитника привлекаемого лица Фомина В.Н., действующего на основании...
Решение № 2-1103/2018 2-1103/2018~М-1144/2018 М-1144/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-1103/2018
Кандалакшский районный суд (Мурманская область) - Гражданские и административные
Установлено, что Пукшанским П.Г. совершен дисциплинарный проступок, выразившийся в нарушении пункта 8 раздела 3 должностного регламента. В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, ...
Решение № 2-249/2018 2-249/2018~М-238/2018 М-238/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-249/2018
Калязинский районный суд (Тверская область) - Гражданские и административные
Заволжского районного отдела судебных пристав Управления по исполнению требований исполнительного документа убытки, 07.07.2017 года возмещенные взыскателю. Решением Заволжского районного суда г. Твери от 18 . 01.2016 исковые требования Лебедевой Лидии Васильевны к Казне РФ, Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Тверской области. Управлению Федеральной службы судебных приставов...
Решение № 2-2195/2018 2-2195/2018~М-2050/2018 М-2050/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-2195/2018
Металлургический районный суд г. Челябинска (Челябинская область) - Гражданские и административные
Органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 278-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником...
Приговор № 1-115/2018 от 21 сентября 2018 г. по делу № 1-115/2018
Новопокровский районный суд (Краснодарский край) - Уголовное
Согласно должностного регламента, утвержденного 01.08.2016 руководителем УФССП по Краснодарскому краю - главным судебным приставом Краснодарского края А.В. Кумировым, должностными обязанностями, предусмотренными ст. 15, 18 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», ст. 12 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», и обязанной...
Решение № 2-2218/2018 2-2218/2018~М-824/2018 М-824/2018 от 20 сентября 2018 г. по делу № 2-2218/2018
Центральный районный суд г. Калининграда (Калининградская область) - Гражданские и административные
Ко ему объявлено замечание за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в нарушении требований п.3.4.1. должностного регламента, п.п. 1 п. 1 ст. 18 , ст. 15 Федерального закона от № 79-ФЗ, ч. 4 ст.7 УПК РФ выразившееся в вынесении незаконного и необоснованного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела...
Приговор № 1-523/2018 от 19 сентября 2018 г. по делу № 1-523/2018
Ленинский районный суд г. Оренбурга (Оренбургская область) - Уголовное
10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, а также п. п. 1, 3, 4, 5, 8, 13 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п.п. «а, в, г, д, и, к, м» ч. 2 Общих...
Государственная служба - это вид деятельности работников государственных организаций, осуществляемый на профессиональной основе. В Российской Федерации существует множество госучреждений, необходимых для управления страной, выполнения ее функций и задач, существования страны в принципе.
Понятие "государственная служба"
ФЗ "О системе государственной службы РФ" от 27.05.2003 г. № 58 гласит, что ГС (государственная служба) - это профессиональный род деятельности людей, граждан России, по гарантированному исполнению полномочий РФ, органов федеральной госвласти, субъектов страны, органов госвласти регионов, а также лиц, которые замещают посты, устанавливаемые Конституцией РФ и ФЗ для непосредственной реализации полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих посты, устанавливаемые законами регионов страны для непосредственной реализации полномочий госструктур субъектов РФ.
ФЗ о государственной службе определяет организационные и правовые начала системы ГС России, включая систему ее управления. Данный закон не регулирует деятельность граждан, замещающих государственные посты РФ и должности руководителей субъектов страны.
Система ГС
Система государственной службы, согласно ФЗ-58, включает в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службы.
Государственная гражданская служба (ГГС) - это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях гражданской госслужбы по реализации полномочий федеральных и региональных органов власти, а также лиц, которые замещают гос. должности РФ, и лиц, которые замещают гос. должности регионов РФ. Она подразделяется на федеральную службу и службу субъектов РФ. К гражданской ГС относятся различные учреждения, например, государственная служба кадастра, федеральное агентство научных организаций, департамент образования, Пенсионный фонд РФ и т. д.
Военная служба - это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на воинских должностях, а также на некоторых иных, предусмотренных ФЗ и (или) законодательными актами президента страны, в Вооруженных Силах России, другого рода войсках, воинских формированиях и структурах, которые реализуют задачи по обеспечению безопасности и обороны государства. Гражданам, занятым на военной службе, присваивают воинские звания.
Правоохранительная служба - это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях государственных правоохранительных структур или учреждений и организаций, осуществляющих функции по обеспечению законности, безопасности, по борьбе с криминалом, охране правопорядка, защите прав и интересов людей. Гражданам, занятым на правоохранительной службе, присваивают классные чины и специальные звания.
Федеральная государственная служба - профессиональный род деятельности людей по обеспечению выполнения полномочий РФ, непосредственных обязанностей федеральных органов власти и лиц, замещающих гос. должности страны. Военная и правоохранительная службы России являются федеральными ГС.
Принципы системы госслужбы
Система государственной службы основывается на определенных принципах ее построения и функционирования:
- на федерализме - принципе, который обеспечивает единство системы ГС и соблюдение конституционной структуры, разграничения функционала и прав между федеральными органами власти и органами власти регионов РФ;
- на принципе законности;
- на равенстве доступа граждан к ГС;
- на первостепенности прав и свобод человека, на обязательном их признании, их защите и соблюдении;
- на взаимосвязи ГС и муниципальной службы;
- на принципе единства правовых и организационных начал ГС, которые законодательно закрепляют единый подход к строению госслужбы;
- на открытости ГС, ее доступности контроля со стороны общества, предоставлении объективных сведений гражданам о деятельности государственных работников;
- на принципе компетентности и профессионализме госслужащих;
- на положении о защите госслужащих от незаконного вмешательства в их деятельность как со стороны государственных структур и должностных лиц, так и со стороны других граждан и предприятий.
Должности ГС
Согласно статье 8 вышеупомянутого ФЗ, посты госслужащих подразделяются на:
- должности федеральной ГС;
- должности ГГС субъектов РФ;
- военные должности;
- должности правоохранительных учреждений.
Принято делить также должности государственной службы по категориям и/или группам в соответствии с федеральным и региональным законодательствами страны. Существуют и такие посты в федеральных гос. органе и органе субъекта РФ, которые не являются должностями ГС. Трудовая деятельность работников, занимающих такие рабочие места, регулируется трудовым законодательством.
Для лиц, которые замещают рабочие места ГС, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня устанавливаются квалификационные требования.
Должности государственной службы перечислены в специальных реестрах. Последние формируют списки типовых служебных постов федеральной гражданской ГС, военной службы и постов правоохранительной службы. Утверждаются перечни рабочих мест федеральной ГС президентом страны. А реестры должностей гражданской ГС субъектов - законодательством регионов РФ.
Общие условия ГС
ФЗ о государственной службе определяет общие условия ГС - особенности создания кадрового состава, поступление на госслужбу, прохождение ее и прекращение, особенности присвоения соответствующих классов и чинов, учета стажа и хранения персональных данных государственных клерков. Более подробно все эти и другие условия ГС определяются соответствующими ФЗ о виде госслужбы.
Формирование кадрового состава госслужбы обеспечивается при помощи:
- создания кадрового резерва на всех уровнях ГС и его эффективного использования;
- развития профессиональных навыков и качеств госслужащих;
- оценки итогов профессиональной деятельности работников в процессе проведения аттестации или прохождения квалификационного экзамена;
- создания доступности для должностного роста госслужащих;
- применения современных кадровых технологий;
- использования образовательных систем, федеральных гос. образовательных стандартов.
Обучением будущих работников государственных органов занимается Академия государственной службы при Президенте РФ. Также данное учреждение проводит профессиональную переподготовку кадров и повышение их квалификации. Можно отметить, что Академия государственной службы была создана по указу президента от 06.06.1994 года и по сегодняшний день успешно выполняет возложенные на нее функции.
На ГС вправе поступать только те лица, которые достигли соответствующего должности возраста и знающие государственный язык РФ, владеющие им свободно. Субъектами России могут быть установлены и иные критерии для приема граждан в органы государственной службы регионального уровня. Также другие требования к кандидатам могут выдвигаться ФЗ о виде госслужбы. Этими же законами должны определяться условия контрактов, порядок заключения их и прекращения. В целом договора о ГС могут заключаться на определенный или неопределенный срок, а также на период обучения в образовательной организации по профессии и на определенный период госслужбы после его окончания. ФЗ о виде ГС устанавливает предельный срок службы на соответствующей должности.
Государственная служба - это деятельность, при которой работнику последовательно присваиваются соответствующие классы и чины, ранги дипломатов, воинские или специальные звания, в зависимости от вида государственной службы. Общий порядок их прописан в ФЗ-79 и ФЗ-59, а особенности присвоения званий и чинов в разного рода госучреждениях закрепляются еще и в дополнительных законодательных актах. Например, государственная служба картографии, как и любая другая ГС, руководствуется в этих целях примерной специальной таблицей паритетов классных чинов, рангов и званий, которая устанавливается приказом Президента РФ.
Лишить гражданина его классного чина, ранга или звания можно по решению суда.
При переводе на пост ГС другого вида все предыдущие присвоенные классы и чины учитываются, а в случае увольнения или освобождения от должности некоторые из них сохраняются.
В федеральном органе и органе регионов РФ ведется реестр госслужащих, все данные о которых являются закрытой информацией, государственной тайной.
Управление и финансирование ГС
Управление государственной службой осуществляется согласно ст. 16 ФЗ-58, исходя из которой система управления ГС создается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.
Для совершенствования системы госслужбы регулярно реализуются федеральные и региональные программы реформирования и развития федеральной ГС и ГС субъектов.
Федеральная государственная служба и гражданская ГС субъектов финансируются за счет средств федеральной казны или бюджета региона соответственно в порядке, который установлен ФЗ и иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными актами субъектов России.
Федеральный закон о гражданской ГС Российской Федерации
Гражданская ГС в России регулируется ФЗ-79 "О гражданской государственной службе Российской Федерации" от 27.07.2004 года. В данном законодательном акте закреплены основные нюансы гражданской ГС, указан перечень должностей, условия принятия на службу, ее исполнение и прекращение, правовой статус госслужащего, в статьях закона описаны положения о том, как связаны гражданская государственная и муниципальная служба, гражданская ГС и другие виды ГС, перечислены принципы гражданской госслужбы и т. д.
Помимо ФЗ-79 гражданскую госслужбу регулирует Конституция РФ, ФЗ-58, указы президента, постановления правительства, законы федеральных учреждений исполнительной власти и нормативно-правовые акты субъектов страны, устанавливающие особенности несения ГГС.
Принципы ГГС
К принципам гражданской ГС относятся:
- первостепенность прав и свобод человека;
- единство организационных и правовых начал федеральной ГС и ГС регионов;
- одинаковый доступ к рассматриваемой службе для всех граждан, учитывая требования к кандидатам, установленные законом, но независимо от расы, пола, вероисповедания, национальности, должностного и имущественного положения, происхождения, места жительства людей, а также независимо от других признаков, не связанных с профессиональной деятельностью;
- компетентность и профессионализм;
- взаимодействие ГС с общественными объединениями и людьми;
- доступная информация о гражданской ГС;
- стабильность;
- защита госслужащих от незаконного вмешательства в их служебную деятельность.
Гражданская государственная служба взаимосвязана с другими видами госслужбы РФ. Как и иные формы ГС, она имеет аналогичные принципы ее построения и является звеном единой системы госслужбы РФ. Гражданская государственная и муниципальная служба также сопряжены между собой. Данная связь обеспечивается посредством:
- единых квалификационных критериев;
- единых ограничений и обязанностей в момент прохождения службы;
- единых требований при подготовке кадров;
- учета стажа гражданской службы при исчислении муниципальной, и наоборот;
- сообразности основных социальных гарантий и оплаты труда;
- сообразности основных условий пенсионного обеспечения служащих и их семей в случае смерти кормильца.
Основные особенности ГГС
Должности гражданской ГС подразделяются на категории: руководителей, советников (помощников), специалистов и обеспечивающих специалистов. К группам гражданской ГС относятся: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности.
На ГГС имеют право поступать лица старше 18 лет, владеющие государственным языком РФ и подходящие по квалификационным критериям, установленным ФЗ. К квалификационным требованиям относятся: уровень профессионального образования, стаж гражданской службы или опыт работы по специальности, направление подготовки, профессиональные навыки и знания. Высшим образованием должны обладать кандидаты на посты руководителей, советников, специалистов и обеспечивающих специалистов главной и ведущей групп должностей ГС.
Прием на гражданскую службу соответствующего лица производится в результате проведения конкурса, проводимого специально созванной комиссией. В результате успешного прохождения данного конкурса с гражданином заключается контракт, срок действия которого может быть ограничен (от одного до пяти лет) или не иметь даты окончания. Законом также установлен предельный возраст лица, занимающего должность гражданской ГС, - 60 лет (в исключительных случаях - 65 лет, а для федеральных госслужащих руководителей высшей группы - 70 лет, по решению президента страны).
Гражданские государственные служащие обязаны раз в три года проходить аттестацию. А в случае их желания получить классный чин по собственной инициативе или по наступлению срока (для некоторых категорий работников, перечисленных в ч. 2 ст. 11 ФЗ-79) - еще и сдать квалификационный экзамен.
В момент приема на рассматриваемую службу гражданин обязан предоставить сведения о своем имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера, а в некоторых случаях и аналогичные сведения о членах своей семьи (супруге и несовершеннолетних детях). Помимо этого, госслужащий обязан предоставлять и сведения о своих расходах (расходах своей семьи).
Оплата труда госслужащего ежегодно индексируется и увеличивается с каждым годом соразмерно стажу. За отработанные 1-5 лет к заработной плате прибавляется 10%, за 5-10 лет - 15%, за 10-15 лет - 20%, а свыше 15 лет - 30%.
Запреты и ограничения, связанные с гражданской государственной службой
Лицо не может занимать должности гражданской ГС в случае:
- полной или частичной недееспособности по решению суда;
- несения им наказания в виде запрета занимать соответствующие посты или при наличии неснятой/непогашенной судимости;
- наличия определенных заболеваний, перечень которых устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
- отказа от процедуры оформления допуска к информации, которая является государственной тайной, в случаях, когда выполнение его обязанностей по должности, на замещение которой он претендует, или по замещаемому служащим посту гражданской службы связано с использованием такого рода сведений;
- выхода из гражданства России или получением гражданства другого государства;
- предоставления фальсифицированных документов или заведомо ложной информации в момент приема на работу;
- близкого свойства или родства (супруг, родители, дети, сестры, братья, супруги детей или дети супругов) со служащими ГГС, в ситуациях, когда замещение поста связано с непосредственной подконтрольностью или подчиненностью одного из них другому;
- отказа от предоставления или подачи заведомо ложных сведений об имуществе в момент приема на работу;
- утраты доверия со стороны представителя нанимателя, в результате невыполнения запретов и ограничений, требований о пресечении и разрешении конфликта интересов и невыполнения обязанностей, которые установлены в целях противодействия коррупции ФЗ-79 и другими соответствующими законами;
- непрохождения военной службы по призыву без законных на то оснований (кроме граждан, служивших по контракту).
Служащему на посту гражданской ГС запрещено выполнять некоторые действия, подробно описанные в ФЗ-79. Вот некоторые из них:
- запрещено замещать должности ГС, если он выбран или назначен на гос. должность, избран на должность в орган муниципалитета или избран на оплачиваемую должность в орган профсоюза в государственном органе;
- запрещено заниматься предпринимательством, участвовать в управлении хозяйствующего субъекта (кроме жилищного, гаражного или жилищно-строительного кооперативов, садоводческого, дачного, огороднического потребительских кооперативов, профсоюза и товарищества собственников недвижимости);
- запрещено покупать ценные бумаги, по которым возможно получить доход;
- запрещено открывать и иметь счета и хранить ценности в иностранных банках, которые расположены за пределами территории РФ;
- получать вознаграждения, подарки от юридических и физлиц в связи с исполнением своих должностных обязанностей;
- разглашать конфиденциальные сведения, полученные в результате профессиональной деятельности.
Государственная служба - это многогранное, многоаспектное правовое явление, имеющее взаимосвязь с конституционным, административным и трудовым правом. Это неотъемлемая часть, одно из фундаментальных звеньев российской государственности. Поэтому вся система государственной службы и ее виды по отдельности подробнейшим образом регулируются законодательством РФ, а его исполнение контролируется компетентными на то органами власти.
На сегодняшний день федеральный закон о госслужбе 79-фз последняя редакция включает в себя семнадцать глав и 74 статьи. Этот ФЗ был призван регулировать отношения, которые непосредственно связаны с государственной гражданской службой. Прохождение и окончание госслужбы и положение служащих устанавливается в соответствии с этим законом.
Федеральный закон о государственной гражданской службе
Текст этого ФЗ традиционно для российских законов начинается с общих положений. Далее определяются должности гражданской службы, их классификация, реестры, классные чины и требования по квалификация. Определяется и правовое положение этих служащих.
В нормативном акте устанавливается порядок, в соответствии с которым человек может замещать должность. Отдельное внимание уделяется служебному контракту. В ФЗ утверждено, что регулярно проводится аттестация служащих и квалификационный экзамен. За выслугу лет этим лицам предусмотрена доплата к окладу. Причем надбавка начинает накапливаться уже после первого года работы. А через 15 лет она и вовсе достигнет 30-процентного размера от оклада. А если условия признаны особыми, то надбавка может составлять и 200% от зарплаты.
Определены в тексте и нижеприведенные понятия:
- гарантии;
- поощрения/награждения;
- дисциплина;
- кадровый состав;
- финансирование и надзор;
- рассмотрение споров.
Все утвержденные положения создают целую систему государственной гражданской службы, которая действует по всей территории Российской Федерации – в городе Москва, в Красноярском крае, Республике Башкортостан и других регионах.
Основные положения 79 ФЗ о государственной гражданской госслужбе
В первых статьях опубликованы основы этого федерального закона о госслужбе в Российской Федерации. Начинается все с определения основных понятий. Например, государственными должностями названы такие должности, которые принимаются российскими законодательными актами с целью исполнения обязанностей госорганов. Во второй статье выделяется конкретный предмет регулирования. Им выбраны отношения, которые непосредственно связаны с государственной гражданской службы. Правовое положение служащих и поступление на госслужбе – это все тоже является предметом для этого ФЗ.
Система госслужбы делится на два направления – федеральная и региональная (в отдельных республиках, краях, городах). Также этим федеральным законом утвержден список главных принципов госслужбы, среди которых есть стабильность, доступность информации, взаимодействие с гражданами, а также профессионализм служащих.
Пятой статьей сформирован целый список законодательных актов, которые могут регулировать подобные отношения. Это и указы Президента, и нормативные акты республик, и, конечно, Конституция.
Также в ФЗ проведены параллели между гражданской и муниципальной службой. Сказано, что они взаимосвязаны за счет единства квалификационных требований, учета стажа, единства ограничений, а также соотносительности существенных условий по оплате труда и соцгарантиям.
Когда был принят о государственной гражданской службе федеральный закон?
С начала 2003 года инициаторы этого федерального закона работали над основами его проекта. Первая редакция была принята Госдумой 7 июля 2004-го года. Буквально через неделю его текст одобрили в Совете Федерации. В 71-ой статье сказано, что в действие настоящий ФЗ о госслужбе вступил ровно через шесть месяцев после опубликования.
Ежегодно в силу вступают новые федеральные законы, которые своими положениями вносят изменения в этот ФЗ о госслужбе.