Венгры. Происхождение и ранняя история

В этот период венгры совершали набеги на Германию, Францию, Италию и Балканы. Несмотря на это, они переместились в Италию, тем самым покинув и оставив Карпатский бассейн аварам, которые правили здесь с 567 по 805. В конце 9 в. здесь появились венгры. Более половины венгров живут в городах.


В самой Венгрии проживает около 9,5 млн венгров (перепись 2001), что составляет 93 % от населения страны. Со временем (X-XI век) пришельцы-венгры ассимилировались с местным населением (валахами) и, переняв многие их обычаи, культуру, слова их языков, перешли на оседлое проживание.

Формируется государство Австро-Венгрия (1867), в котором Венгрия получает довольно значительные права для себя, как составной части государства, и для населения, как нации венгров. Так, венгерский язык признаётся официальным наряду с румынским в уездах, где венгры составляют свыше 20 % населения.

Венгры заняты в основном в многоотраслевой экономике, в промышленности и сфере обслуживания

В сельской местности - крупные села и хутора. В это время болгарский царь Симеон вел войну с Византией, но несмотря на это, венгры были разбиты и были вынуждены продолжить движение на запад, за Карпаты - в Паннонию. В течение 3-го тысячелетия до н.э. финно-угры, среди них и предки венгров, оставаясь еще охотниками и собирателями, уже достигли стадии неолита.

Общая численность венгров в мире, по-видимому, приближается к 15 млн. человек. В 830 венгры откололись от ослабевшего Хазарского каганата, но оставались в степях, которые находились под властью Киева с 840 по 878. В середине 9 в. они вторглись в Центральную Европу и на Балканы.

По вероисповеданию большинство венгров - католики, имеется значительное число протестантов и православных. Шлем и щит венгерского гусара. Лингвистическими предками венгров являются воинственные полукочевники-скотоводы, прародиной которых считаются степные области к востоку от Урала. Выделение прото-венгров из праугорской общности обычно соотносится с появлением Саргатской археологической культуры.

Венгры совершали набеги на Западную Европу. Образовалось Венгерское государство, которое за свою историю имело различные размеры и содержало в себе различные территории. К XVII веку Венгрия попадает под власть Австрии, но получает определённое самоуправление.

В средние века Венгрию долго называли королевством гуннов, так она упоминается в романе «Песнь о Нибелунгах». Происхождение второго компонента неясно; скорее всего в нём скрыто финно-угорское слово, этимологически тождественное фин.yrkö «мужчина».

В основном это регионы Северной Трансильвании. Общая численность венгров в Румынии - 1,4 млн человек (6,6 % населения страны или 19,6 % населения Трансильвании). К западу от Будапешта группа венгров Шаркёз - декоративным искусством и одеждой.

Часть булгар, предков казанских татар и чувашей, а также часть башкирских родов Юрматы, Еней, Кесе ушла в своё время в Паннонию. Долгое время (до XVII-XVIII вв.) куны и ясы сохраняли язык и культурные особенности. В окрестностях г. Дебрецен сложилась этническая группа гайдуков. В растениеводстве главная культура - пшеница (с XVII века), с XVIII века выращивается картофель.

В Карпатском бассейне, родине венгров, зародились многие древние европейские культуры

Города средневековые (Буда, Дьёр, Печ и др.), но есть и т. н. сельскохозяйственные города (мезёвароши), где население - крестьяне, например, в Альфёльде. Также на материальную и духовную культуру венгров оказали влияние такие народы, как половцы, влахи, немцы, французы, итальянцы, цыгане, евреи, селившиеся на этнической территории венгров. Происхождение венгров и их первоначальная прародина остаются спорным вопросом из-за скудости письменных материалов и отсутствия привязки к археологическим культурам.

Хазарии, в местности, называвшейся Леведия - по прозвищу их первого воеводы. В те времена они не назывались турками, а именовались по неведомой причине савартами-асфалами. В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. Появление венгров на днепровском правобережье привело к конфликту с Болгарией.

Уже в это время венгры становятся активной военно-политической силой в Европе, участвуя в войнах на территории Балканского п-ва и в Моравии

Так близнецы Гунор и Магор оказались прародителями своих собственных народов - гуннов и мадьяр. Эта идея пережила рационализм эпохи Просвещения и позднее сыграла свою роль в процессе становления национального самосознания. С точки зрения антропологии и даже культурологии понятие «венгры» далеко не однозначно. Так что выражение «чистокровные венгры» лишилось всякого смысла уже в незапамятные времена.

Он включает в себя северную часть Урала и Западной Сибири. Это были охотники, в основном на лосей и северных оленей, и собиратели. Венгерские слова, связанные с охотой и рыболовством, относятся к самому древнему, «уральскому» пласту лексики. Угры также узнали медь, а около 1500 г. до н.э. - и бронзу.

Поэтому возможно, что те «авары», которые, мы знаем точно, оставались на этих землях, в действительности могли быть венграми

Таким образом, угорские племена были вполне подготовлены к переходу к кочевому образу жизни, когда они в самом конце 2-го тысячелетия до н.э. оказались в степях. А между 1250 и 1000г. до н.э. утры вновь разделились. Протомадьяры, напротив, решили остаться в степях и учились выживать в изменившихся условиях.

Но сохранилась языковая основа и каким-то чудом (стоит только задуматься о всех перипетиях дальнейшей судьбы этого народа) также - финно-угорские религиозные представления. Но, быть может, переселение произошло значительно позднее - между 350 и 400 г. в результате массовой миграции народов, вызванной появлением гуннов. Или еще позднее - в середине VI в., когда степь накрыла волна тюркских народов. Но и после того, как утры осели в Предуралье, история протомадьяр состоит из одних гипотез.

В Словакии венгры являются вторым и самым большим по численности национальным меньшинством, венгерское население в 2011 году составило 458 467 человек или 8,5 % населения. Вскоре венгры, численность которых насчитывала в то время приблизительно полмиллиона человек, ассимилировали большинство славянских и аварских групп, разбросанных по всей этой территории.

Вопрос, откуда происходит название, которое дают народу его соседи, всегда является предметом споров учёных. Не меньшей тайной обычно окутано и то имя, которым наделяют себя сами представители народа.

В этой статье даны некоторые сведения о том как называет себя народ европы мадьяры, являющийся государствообразующим в Венгрии и как его называют другие европейские народы, а также приводятся интересные факты из истории многовековых странствий венгерского народа, его взаимоотношений с различными государствами и создания собственной страны.

Статья также содержит краткую характеристику национальной культуры Венгрии и её традиций, то есть содержит ответ на вопрос: «Мадьяры - это кто?»

Второе имя

Примеров параллельного существования двух или более названий одной и той же нации великое множество.

Так племена кельтов, обитавших в средневековье на территории современной Франции, жители Римский империи называли галлами. Название Германии также пришло из латыни. Сами коренные жители этой страны называют друг друга "дойч".

Название «немцы» имеет русские корни. Так в древней Руси называли всех людей, говоривших на иностранных, непонятных языках.

Тоже самое произошло и с китайским народом. Сами китайцы, называют свою нацию «хань». Русское же название «китайцы» - это русифицированное название династии, которая правила Китаем во времена первых визитов русских путешественников в эту страну.

Слово «China», которое применяется в Английском языке, произошло похожим образом. Европейские купцы первый раз приехали в Китайскую Империю, когда у власти были правители из династии Чин.

Что такое мадьяры?

Что касается истории происхождения мадьяров и названия этого народа, то существование множества названий для него обусловлено тем фактом, что в течение многих веков венгры вели кочевую жизнь, то и дело, переходя на новое место. Они, то оказывались завоёванными другими племенами, то сами выступали в роли завоевателей. Контактируя с другими народами, каждый из которых давал этому племени имя, соответствующее правилам фонетики данного языка, они продвигались вперёд с берегов реки Волги к месту их нынешнего проживания.

Таким образом, мадьяры - это название венгров, которое употребляют они сами.

Язык до Киева доведёт…

Несмотря на значительное географическое расстояние, которое пришлось пройти этому народу в процессе длительной миграции, язык мадьяров оставался неизменным. И сегодня венгры говорят на том же языке своих предков, который был принят в древние времена в Поволжье. Этот язык принадлежит к фино-угорской группе индоевропейских языков. Самыми близкими родственниками мадьярского языка являются языки, на которых сегодня говорят народности Ханты и Манси, проживающие на территории Российской Федерации.

Конечно же, при столь длительном существовании в условиях кочевой жизни он не мог не впитать в себя некоторых элементов иностранных языков. Известно, что больше всего заимствований в венгерском языке имеют тюркские корни. Причиной этому послужило то, что в средние века на венгров постоянно совершали набеги различные кочевые тюркские племена, в том числе, многократно нападавшие на Русь, хазары.

Башкиры - родственники мадьяр

Интересно, что в средневековых персидских летописях существует упоминание о мадьярах, которые также именуются в этих же документах башкирами. Историки считают, что древние венгры вполне могли быть оттеснены племенами печенегов с их исконной территории в местность, где находится современная Башкирия. В самой же Венгрии ещё в тринадцатом веке сохранялись устные народные предания о том, что в далёкие времена их народ проживал в других краях и имел своё государство, называвшееся Великой Венгрией.

Эта страна находилась в Приуралье. Современные историки говорят о том, что гипотеза происхождение башкир от народностей угорской группы звучит вполне правдоподобно. Башкиры могли изменить свой язык на нынешний, относящийся к тюркской группе, уже после миграции части народа в районы Причерноморья.

Ещё одно переселение

После выхода из Приуралья, мадьяры заселили местность, которая носила название Левадия. Эта территория была до них занята разнообразными племенами, в том числе и славянского происхождения. Возможно, что именно в это время появилось европейское наименование мадьяр - венгры.

За долгие годы странствий и военных конфликтов с соседними племенами, мадьяры превратились в умелых воинов. Случалось, что страны, с которыми у венгров были налажены торговые отношения, обращались к ним и с целью использования их как солдат-наемников.

Известен длительный военный союз мадьяр с хазарами, когда хазарский царь посылал войска мадьяр сначала для усмирения восставших жителей одного из подвластных ему городов в Крыму, а потом для войны с печенегами на территории, где позднее, образовалось Венгерское государство.

Традиционные занятия

Следует сказать несколько слов и о культуре мадьяр и их традиционных занятиях.

Это поможет глубже разобраться в вопросе «кто такие мадьяры?»

В средневековье, когда племена древних мадьяров жили в Поволжье, их традиционными занятиями были рыболовство и охота. В этом они мало отличались от всех других угорских племён. Позже, во времена их переселения, одним из главных занятий венгров стали военные набеги на менее развитые с точки зрения изготовления оружия и военного ремесла народы. Когда Венгры обосновались на нынешней территории, то оседлый образ жизни позволил им заниматься скотоводством и земледелием. Венгры известны как отличные коневоды, а также как опытные виноделы. В двадцатом веке мощнейший скачок в развитии техники позволил множеству венгров оставить труды на сельскохозяйственном поприще и найти себе применение в сфере производства. По данным последней переписи населения Венгрии, большая часть граждан этой страны проживают в крупных и мелких городах.

Наиболее популярным занятием у современных мадьяр стала работа в сфере обслуживания и производственный труд.

Костюм

Национальный женский костюм венгров состоит из короткой льняной рубахи с широкими рукавами. Также для национальной женской одежды этой страны характерны просторные юбки, а в некоторых областях надевали даже по нескольку юбок. Обязательными элементами традиционного мужского костюма являются рубаха, узкая жилетка и брюки. В качестве головного убора чаще всего использовали шляпу из соломы в летнее время и меховой колпак зимой. Появление женщин на людях без головного убора считалось недопустимым.

Поэтому, венгерские женщины всегда носили платки или чепцы. Подобный стиль одежды характерен для многих народов Закарпатья. Хорошо описывает то, какой народ мадьяры, народные традиции и быт этого народа Брэм Стокер в своём известном романе «Дракула».

Во многих источниках указано, что наиболее яркой чертой национального менталитета венгров является их гордость за то, что они принадлежат именно к этой национальности.

Музыканты и поэты

Говоря о народной культуре и искусстве мадьяр, стоит упомянуть о многочисленных формах устного творчества: это и лирические баллады и народные придания о храбрых воинах, которые существуют как в стихотворной, так и в прозаической форме. Таким образом, мадьяры - это очень одарённый с поэтической точки зрения народ.

Всемирную известность приобрели также и музыкальные произведения. Созданные венгерским народом. Самыми известными венгерскими национальными танцами, ставшими популярными далеко за пределами страны стали чардаш и вербункош.

Мадьяры - это в высшей степени музыкальная нация.

В венгерских произведениях музыкальной культуры слышатся отголоски влияния музыкальных традиций других народов, в том числе цыганской, французской и немецкой музыки.

МАДЬЯРЫ, народ, который отождествляется с созданным им и существующим по сей день государством Венгрия (на языке мадьяр «Венгрия» звучит как «Мадьярорсаг», что означает «земля мадьяр»).

Далекие предки мадьяр, которые говорили на языках, принадлежащих к восточной (угорской) ветви финно-угорской языковой семьи, занимали ареал среднего течения Волги и ее восточных притоков. В 1 тыс. до н.э. некоторые из этих народов двигались на восток в пределы территорий, расположенных в бассейнах рек Обь и Иртыш. Самые восточные из предков мадьяр вошли в контакт с западными тюрками (чуваши). Антропологические признаки и изучение имен подтверждают предположение, что первоначальное отношение более воинственных и в культурном отношении более развитых тюрок с относительно примитивными племенами угров имело характер завоевания. Однако в истории этих народов наступает момент их полного смешения. Новая общность использовала угорскую лексическую основу, но этот язык вмещал в себя большое количество тюркских слов, и его грамматическая структура была в основном тюркская. Эта смешанная тюрко-угорская общность состояла из свободных людей, жизненный уклад которых был типичен для степных номадов.

В 5 в. мадьяры перешли Волгу и обосновались в степной зоне к северу от Кавказа. Они известны на тот момент как Он-Огур (Десять стрел); название «венгр», которое мадьяры не относят к себе, происходит от славянизированной версии этого слова (некоторые производят «мадьяр» от угрского манси и тюркского эри, «человек»). В этом регионе мадьяры проживали ок. 400 лет. До сих пор широко распространенное предположение об их идентичности с гуннами Аттилы ложно. В последующий период своей истории мадьяры все больше приобретали характерные черты тюрок, находясь под властью булгар. Ок. 830 н.э. они двинулись на запад через реку Дон, и в 896 под предводительством князя Арпада пересекли один из перевалов Карпат и остановились в том месте, а именно в Венгрии, которая стала для них постоянным европейским домом.

Вскоре мадьярские конники начали совершать свои рейды по Европе, но в 933 н.э. потерпели поражение от германцев под предводительством Генриха Птицелова. Еще более серьезный урок нанес им в 955 н.э. сын Генриха – Оттон Великий .

Мадьярский князь Геза (годы правления 972–997) задумал обратить свой народ в христианство. Этот замысел удалось довести до конца его сыну и приемнику св. Стефану (годы правления 997–1038), который получил от папы Сильвестра королевскую корону (1000), ввел основы законодательства и способствовал созданию в Венгрии единого политического устройства, которое сохранилось с того времени в той или иной форме.

С самого начала своего присутствия в Венгрии мадьяры образовали привилегированный класс свободных людей, господствующих как над рабами, которых они привели с собой или вновь приобрели, так и над местными покоренными народами. Социальные и политические различия соответствовали этнической дифференциации. Вскоре ситуация изменилась, так как развивался многочисленный класс несвободных мадьяр, который к 15 в. составлял три четверти от всей численности мадьяр. В то же время многие немадьяры были инкорпорированы в мадьярскую родовую знать. Значительное большинство из них приняли мадьярский язык и культуру, и венгерское государство продолжало существовать как в основе своей мадьярское. Сохранив эту тенденцию даже после войны Венгрии с Оттоманской империей и последующего переселения с разоренных территорий, оно к концу 18 в. сократилось в численности за счет мадьяр. Их осталось менее половины относительно всего населения Венгрии; мадьяры составляли большинство лишь в центральных равнинных регионах страны. В 19 в. их численность в некоторых регионах была восстановлена, но немадьяры теперь были не меньше значимы в жизни мадьярского национального государства. В 1920 Венгрия была разделена по национальному принципу. Однако этот принцип применялся непоследовательно, и более чем четверть мадьяроговорящего населения Венгрии были причислены к тем частям разделенной страны, где должны были проживать представители коренной национальности. Поэтому, несмотря на то, что в наши дни Венгрия все еще является поистине «землей мадьяр» («Magyarorszag»), сами мадьяры проживают в соседних странах в качестве этнических меньшинств. Приблизительная картина их численности такова: Венгрия – 9 750 000 (исключая 300 тыс. немадьяр); Румыния – 1 700 000; Чехословакия – 400 тыс.; Югославия – 500 тыс.; Украина – 150 тыс. Кризис в аграрном секторе конца 19 в. стал причиной эмиграции многих мадьяр в США (которые с тех пор в большинстве были ассимилированы), намного меньше наблюдалось выезжавших по политическим мотивам, что в наибольшей степени проявилось относительно недавно: в 1945–1946 и в 1956.

Несмотря на то, что мадьяры давно уже являются европейцами, они сохраняют не только свой родовой язык, но также много обычаев и характерных черт, которые ставят их в особое положение по сравнению с соседями.

Так считает часть венгерских ученых

У казахов, действительно, часто встречается имя Мадияр (Мадьяр)

У венгров - казахские корни

Казахи и венгры - народы-братья, утверждает известный венгерский ученый-востоковед и литератор Михаил Бейке, автор книги «Тургайские мадьяры».

Нам удалось встретиться с известным писателем, взяв у него интервью.

Фрагменты этой беседы мы предлагаем читателю.

О чем Ваша новая книга?

Дело в том, что существующие сегодня в мире научные школы дают совершенно разные интерпретации того, откуда берет свое начало венгерский народ. Одни уверенно причисляют нас к финно-угорской языковой группе, идентифицируя с такими народами, как ханты и манси. Другие ученые, к которым я отношу и себя, предполагают, что общими нашими предками были тюрки древнего мира. Поиски доказательств в конечном итоге привели меня в Казахстан. Но здесь есть и небольшая предыстория.

Само название нашего государство, Хунгария, как называют его венгры, по одной из научных гипотез переводится как страна хуннов, или гуннов - в русской транскрипции. Как известно, именно гунны, вышедшие из степей Центральной и Средней Азии, являются родоначальниками всей семьи тюркских народов, населяющих территории от предгорий Алтая, Кавказа до границ современной Европы. Но это только одна теория. Есть и другие предположения. В самом нашем народе издревле бытует легенда о двух братьях - Мадьяре и Ходеяре, в которой повествуется о том, как охотящиеся за оленем двое братьев в дороге расстались. Ходеяр, устав от погони, вернулся домой, в то время как Мадьяр продолжал преследование, зайдя далеко за Карпатские горы. И вот что интересно. Именно здесь, в Казахстане, в Тургайской области, проживают мадьяры- аргыны, в эпосе которых эта легенда, как в зеркале, повторяется. И мы, и они себя идентифицируем именно как один народ - мадьяры. Дети Мадьяра. Об этом моя книга.

А нельзя ли поподробнее?

Как предполагают ученые, в IХ веке единый народ мадьяр разделился на две группы, одна из которых откочевала на запад, на земли современной Венгрии, другая осталась на своей исторической Родине, предположительно где-то в предгорьях Урала. Но уже во времена татаро-монгольского нашествия эта часть венгерских племен вошла в состав двух больших племенных федеративных союзов аргынов и кипчаков на землях Казахстана, сохранив при этом самоидентификацию. Ученые их так и называют: мадьяры-аргыны и мадьяры-кипчаки. До сих пор на могильных плитах усопших эти люди, по сути во всем казахи, указывают принадлежность покойного к роду мадьяр. Теперь самое интересное. Если бы предки мадьяр, оставшихся на своей исторической Родине, не были родственны по языку, культуре и образу жизни с народами, входящими в эти племенные образования, как вы думаете, приняли бы их туда? И второй вопрос. Почему кипчаки, защищавшие Отрар, бежали от ожидающего их возмездия со стороны Чингисхана в 1241-1242 годах не куда- нибудь, а именно в Венгрию, под защиту короля Бела IУ? Здесь явно прослеживается наличие родственных связей.

Трудно представить себе венгров кочевниками.

Тем не менее, это так. До XI века венгры придерживались кочевого образа жизни. Наш народ жил в юртах, доил кобылиц, разводил скот. И только позже, с принятием христианства, наши предки переходят на оседлый образ жизни. Те же кипчаки, живущие сегодня в Венгрии, с сожалением приходится констатировать, в своей массе не знают народных обычаев, забыли родной язык. Но вместе с тем в среде венгров растет интерес ко всему, что связано с нашей далекой историей. Сборник казахских народных песен, составителем которого является Янош Шипош, вызвал огромный резонанс в нашей стране. Множатся публикации о современном Казахстане, его истории. О казахах, казахах-мадьярах. Еще в далеком XIII веке впервые предпринял попытку отыскать свои исторические корни монах Юлиан, снарядив две экспедиции на Восток. К сожалению, обе они не принесли результатов. Новая волна интереса к поискам своей исторической прародины вспыхивает в венгерском обществе на рубеже восемнадцатого века. Поиски ведутся в различных регионах планеты, включая в себя значительную часть Азии, Тибет и Индию. И только в 1965 году известный венгерский антрополог Тибор Тот обнаруживает селение мадьяр в Тургайской области Казахстана. К сожалению, провести серьезные исследования ему тогда не позволили. Тургайская область в те времена была закрыта для посещения иностранцев. И только с распадом СССР и обретением Республикой Казахстан независимости стали возможны продолжительные научные экспедиции венгерских ученых в вашу страну.

Вам потребовалось около двух лет, чтобы закончить свою, насыщенную фотографиями, книгу. Не могли бы Вы нам рассказать о самой поездке в Тургайскую степь? И что лично Вам в этой поездке особо запало в душу?

Мы, я и сопровождавший меня в поездке Ученый секретарь Центрального музея Республики Казахстан Бабакумар Синаят улы, побывали там в сентябре. Разговаривали со многими людьми. Посетили могилу известного казахского политического деятеля Миржакупа Дулатова из рода мадьяров-аргынов, отдав дань почести человеку, выступившему открыто против творимого в сталинские времена произвола. И вот что поразило меня до глубины души - сколь много мадьяров-аргынов в те годы попали под каток репрессий. И как мало их на сегодня осталось. Многие из этих людей отсидели в сталинских лагерях по семнадцать, по двадцать пять лет и научились хранить молчание. Очень трудно было их разговорить. И я считаю для себя подлинной научной находкой услышанную здесь, в степях Тургая, легенду о двух братьях, Мадияре и Ходеяре, изложенную мне старыми людьми. Повторяющую слово в слово ее венгерскую версию.

Это уже Ваша четвертая книга на казахскую тему?

Да. Ранее у меня выходила переведенная на венгерский язык книга вашего Президента «На пороге двадцать первого века». В 1998 году увидела свет книга «Кочевники Средней Азии» Нурсултана Назарбаева. В 2001 г. книга «По следам монаха Юлиана». И наконец, мой последний научный труд «Торгайские мадьяры» был издан в 2003 году издательством ТIМР КFt в Будапеште.

Р.S. Добавим от себя, книга эта издана на четырех языках: венгерском, английском, русском, казахском, и выпущена пробным тиражом в 2500 экземпляров. Надо полагать, будет переиздана.

Удивительна судьба этого угрского народа. До IX века нашей они расселялись от Урала до северного Причерноморья.

О том, что венгры принадлежат к угро-финскому этносу выяснилось только в XIX веке. Выясняли это очень долго. Особенно стойким было средневековое предположение, что венгры происходят от гуннов. Отсюда слово Hungary. Хоть сейчас и доказано, что это не так, но венгры по-прежнему очень хотят считать себя родственниками гуннов. Распространена была и тюркская версия происхождения этого народа.У венгров есть много легенд и мифов о их ранней истории, которые конечно все сильно приукрашивают. Они будто бы происходят и от Ноя и от Атиллы и от Бог знает кого еще из великих мира сего...

Но как говорят лингвисты, венгерский язык принадлежит к Уральской семье языков. А Венгры - родственники коренных уральцев . И их наипервейшие сородичи - народы манси, ханты и самоеды, проживающий на Северном Урале. А это совсем не то родство, о котором венгры мечтали в своих легендах. Но об этом отнюдь не почетном родстве подозревали еще в эпоху Возрождения. Итальянский гуманист Энеа Сильвио Пикколомини еще в середине XV века писал о североуральских родственниках венгров, что они пользуются тем же языком, что и венгры. Но эти предположения тогда никто не поддерживал.

Во втором тысячелетии до н.э. финская и угорская группы разделились, а к первому тысячелетию до н.э. относится появление протомадьяр. То есть им три тысячи лет. Место их обитания на то время локализуют как восточные и западные отроги Южно-Уральских гор. Ну, короче Челябинская область. У нас в ЮУРГу и в Педуниверситете есть исторические факультеты с отделениями археологии. И каждое лето ученые и студенты ездят на раскопки в степную зону Южного Урала. Находят там различные курганы, захоронения, относящиеся к разным эпохам и многочисленным народам, топтавшимся в наших степях на протяжении многих столетий. И не случайно каждый год к нам приезжают их коллеги из Венгрии и присоединяются к этим группам. Ищут свою прародину.

Так в Кунашакском районе Челябинской области, на берегу озера Уелги, археологи вскрыли курганы, которым около тысячи лет. И нашли там богатые захоронения древних кочевников – они были предками хазар, причерноморских булгар, дунайских мадьяр и венгров . К сожалению, часть погребений разграбили несколько веков назад. Но и нашим ученым достались удивительные находки: женские и мужские украшения, элементы конской упряжи, наконечники стрел, сабли, ножи, керамические сосуды. Все они свидетельствуют о знатном происхождении захороненных там людей.

Могильник состоит из двух пластов: нижний относится к IX веку, а верхний – к X-XI векам, - считает доктор исторических наук, профессор Сергей Боталов. - Материал, найденный в нижнем горизонте, со 100-процентной точностью совпадает с находками Карпатской котловины в Венгрии. Это говорит о возможной принадлежности могильника к мадьярской культуре.

Кстати, мировая наука располагает немногими артефактами из жизни древних венгров (мадьяр), когда-то кочевавших в южноуральских и башкирских степях, а затем переселившихся в Восточную Европу. Поэтому находка заинтересовала сотрудников Будапештского университета. Археологи считают, что следы древних мадьяр принадлежат периоду «обретения родины», то есть относятся ко времени их миграции в Карпатско-Дунайский бассейн.

В первом тысячелетии до н.э. венгры расселялись от Южного Урала и дальше в Западную Сибирь вплоть до Тобола и Иртыша. Там они были кочевниками-скотоводами. Главное было у них разведение лошадей. И так было приблизительно до V века нашей эры. Можно назвать это уральским периодом венгерской истории.

Как же лингвисты доказали, что венгры родственники финно-угров? Это нижний уровень языка. Числа, состояния (есть, пить...), движения (идти) названия частей тела, природных явлений. Но не только лексика, но и морфология языка. Как образуются уменьшительные, отрицательные формы. Все это доказывает родство. Вывод, что 88% венгерского языка это от оригинальной угрской лексики, 12% заимствовано из тюркской лексики, из аланского языка (аланы - предки осетин) и плюс заимствования из славянских языков.

С 4-5 века н.э. происходит тесное общение венгров с тюрками. Это время великого переселения народов. Из глубин Азиатского континента по Великой Степи двигались волны кочевников от Южной Сибири, перекатываясь через Южный Урал, до Прикаспийских степей и северного Причерноморья. В потоке этих многочисленных миграций венгры оказывались в орбите влияния то одного то другого тюркского этноса. Но особенность венгров в том, что заимствуя многое от тюрков, они не потеряли своего самобытного лица. Их выдавливали с прежних мест жительства. Их заворачивало и закручивало. Соседство с тюрками с 5 до 7 века. В первой половине 7 века венгры в составе анагурских племен смогли избавиться от тюркского владычества и они входят в состав нового политического объединения Анагуро-Болгария. Дальше под влиянием хазар это объединение распалось. Часть племен во главе с ханом Аспарухом оказывается на территории Болгарии, это начало Болгарской истории. Вторая часть двигается на север и образует Волжскую Булгарию, а третья часть остается в районе реки Кубань на Северном Кавказе и становится данниками хазар. В их числе были венгры. (Огромный Хазарских каганат в 965 году будет разгромлен князем Святославом Игоревичем).

В 889 году венгры занимают область Этелькёз. Всю вторую половину 9 века венгры рьяно занимаются грабительскими набегами на Европу. Это была череда ударов вплоть до Венеции и даже до Испании. В 895 году все обиженные венграми: болгары, византийцы печенеги и другие объединились против них. И венграм пришлось убираться с территории Этелькёза, где они обитали. С востока их давили печенеги. Есть такой закон кочевых племен - назад дороги нет. В 896 году венгерские племена двинули на запад. Несколько десятилетий они продолжали буянить, держа в страхе всю Центральную Европу. Наконец осели в Паннонии и Трансильвании, то есть на своем нынешнем месте. Быстренько обратились в христианство и стали оседлыми примерными европейцами.

Интересная история

Как монах Юлиан на Урал ходил.

Доминиканский монах Юлиан в 12 веке совершил путешествие на Южный Урал в поисках Великой Венгрии. И об этом составил отчет, который сохранился. Зачем ему это было надо? Из древних источников было известно, что где-то там на востоке существуют родственники венгров и они прозябают, потому что не знают истинной веры. И святой долг венгров донести до них правильную веру. Этого Юлиана позднее прозвали "Колумбом Востока". Он дважды совершал путешествие в Великую Венгрию и оставил потом отчеты. Это было как раз накануне ордынского нашествия на Русь. Можно сказать, что Юлиан проложил путь, по которому венгры двигались в обратном направлении в Европу.

Группа из четырех монахов-туристов во главе с Юлианом шли через Софию, Константинополь, Тьмутаракань и дальше на восток. Причем спонсировал эти два похода король Бела Четвертый. То есть не только церковь была заинтересована, но и королевская власть. Так монахи совершили очень трудный путь. Денег у них не хватило, наверное король пожадничал. С ними даже произошел такой случай. Для того чтобы выручить деньги на продолжение пути, двух их них решили продать в рабство (добровольно? или может по жребию?) НО. Никто монахов купить не захотел, потому что, как выяснилось, они ничего делать не умеют! Ни пахать, ни сеять, ни к какой работе не приучены. И эти два монаха, которых не купили, отправились обратно. Двое других пошли дальше. Один из них скончался по дороге, и только Юлиан смог достичь Волжской Булгарии. И вот там он узнал, что в двух днях пути живут люди, которые говорят на похожем языке.
Это было на реке Белая (Агидель в современной Башкирии). И там он действительно встретил венгров, своих соплеменников, не все же ушли на запад в IX веке. К грусти монаха эти родственники не только понятия не имели об истинной католической вере, но и вели достаточно дикий образ жизни. Они не знали земледелия, занимались скотоводством, причем употребляли мясо, молоко и кровь лошадей. Дикие венгры-уральцы очень обрадовались собрату, говорящему на их же языке и сразу же пообещали ему перейти в католичество. Причем эти венгры помнили о тех временах, когда они были с другими венграми, где-то жили и пришли оттуда на эти места. Юлиан понял, что Великая Венгрия лежит где-то еще дальше на восток.