Устранить выявленные. Устранение выявленных нарушений

В августе 2016 года заключен договор мены жилыми квартирами. Сторона -1 юридическое лицо. Сторона-2 физические лица. В марте 2017 года физические лица обратились в юридическое лицо с просьбой устранить выявленные в ходе эксплуатации квартиры недостатки. При подписании договора акт не составлялся, в договоре стороны указали, что договор является документом, подтверждающим передачу квартир сторонам друг другу без каких либо актов и дополнительных документов, с состоянием квартир стороны ознакомлены. Вопрос. Вправе ли Сторона -2 требовать от Стороны-1 устранения выявленных недостатков? Примечание. Дом, в котором находится квартира, не является новым 1980 года постройки. Подразумевается, что квартира не находится в идеальном состоянии. Сторона-2 перед подписанием договора ознакомилась с состоянием квартиры, ни каких претензий не высказала. Утверждает, что недостатки выявить стало возможным только в ходе эксплуатации в зимний период.

Ответ

К договору мены применяются правила договора купли-продажи. Учитывая ст. 477 ГК РФ физическое лицо вправе предъявить требование о недостатках товара. Из вопроса следует, что у помещения выявлены скрытые недостатки. Обнаружить скрытые недостатки при приемке нельзя, поэтому согласие приобретателя с состоянием помещения, переданного по акту, значения не имеет. Приобретатель не нарушил срок обращения с требованиями, поэтому отказать ему нельзя (ст. 503 ГК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«Покупатель нарушил сроки обнаружения недостатков

Продолжительность сроков обнаружения недостатков зависит:

  • от содержания договора (стороны по своему усмотрению могут ) и
  • от вида обнаруженных недостатков (они могут быть или ).

Ситуация 1. Покупатель ссылается на явные недостатки

Обоснование

Это связано со спецификой явных недостатков:

  • их можно обнаружить при визуальном осмотре товара;
  • они носят явный, видимый характер;
  • чтобы их выявить, не нужно эксплуатировать товар.

То есть такие недостатки покупатель способен обнаружить сразу, как только получит товар.

Если он этого не сделает, то есть вероятность, что дефекты товара возникли, когда покупатель (или иное лицо) его эксплуатировал уже после приемки от поставщика.

На это обязательно нужно сослаться в ответе на претензию и в отзыве на исковое заявление. Суд может согласиться с позицией поставщика и отказать покупателю в иске.

Пример из практики: суд оказал в иске, так как покупатель не совершил необходимых действий по проверке качества товара

9 февраля 2015 года ООО «Т.» (поставщик) поставило ЗАО «М.» (покупатель) сушильный шкаф стоимостью 654 960 руб.

Однако 8 апреля 2015 года покупатель потребовал забрать товар и вернуть перечисленные денежные средства. ЗАО «М.» сослалось на то, что выявило недостатки:

  • нет бирки завода-изготовителя;
  • некачественная проварка швов;
  • разрыв силиконовой резинки;
  • вмятины и ржавчина на корпусе;
  • нет полок из нержавеющей стали;
  • невозможно выдвигать съемные полки с грузом.

Так как ООО «Т.» не выполнило требования, поставщик обратился в арбитражный суд с иском об обязании принять товар и о взыскании денежных средств, уплаченных за товар.

Суд принял во внимание, что «недостатки товара не являются скрытыми, могли и должны были быть выявлены покупателем в предусмотренный договором срок, незамедлительно после принятия товара. Между тем [ЗАО «М.»] необходимые действия по проверке качества товара не совершило».

В иске было отказано (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 июня 2016 г. № Ф09-5837/16 по делу № А76-21844/2015).

Ситуация 2. Покупатель ссылается на скрытые недостатки

В такой ситуации нужно в первую очередь обратить внимание на содержание договора.

1. В договоре есть условие о (п. 1 ст. 477 ГК РФ)

Законодатель предусмотрел сроки, в течение которых покупатель должен обнаружить недостатки товара, в статье 477 Гражданского кодекса РФ. Однако пункт 1 этой статьи содержит оговорку «если иное не установлено законом или договором». Так, в договоре стороны могут согласовать специальный срок для обнаружения недостатков. И если стороны это сделали, то общее правило об учете срока годности и гарантийного срока не действует.

Если покупатель выявит недостатки товара за пределами специального срока, то на это нужно указать. В такой ситуации он не может предъявлять претензии поставщику.

Если по договору поставщик передал комплектный товар, то гарантийный срок на основной товар может отличаться от гарантийного срока на комплектующие изделия (составляющие его части). Однако по общему правилу покупатель сможет предъявить претензии по качеству комплектующего изделия, если обнаружит недостатки в течение срока, который закончится последним (абз. 2 и 3 п. 3 ст. 477 ГК РФ).

4. Договор не содержит условий ни о гарантийном сроке, ни о сроке годности (п. 2 ст. 477 ГК РФ)

В такой ситуации покупатель может предъявить претензии, если обнаружит недостатки в разумный срок, но в пределах:

  • двух лет со дня, когда поставщик передал товар покупателю, либо
  • более длительного срока, если такой срок устанавливает закон или договор поставки.

Если товар поступил от перевозчика или по почте, то срок для выявления недостатков нужно считать со дня, когда товар доставили в место его назначения (см., например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 марта 2015 г. № Ф06-20505/2013 по делу № А57-2607/2014)*.»

Жилсервис вносит требование об устранении выявленных нарушений 5 дней! Законны ли такие сроки? Канализационный стояк заложен гипсокартонной стеной.

Очень даже возможно
хорошо что еще жил инспекцию не вызвали...
Если Вы это сами сделали
то лучше убрать или попытаться договориться...

Статья 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. 2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. 5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Правильно ли поступает надзор по пожарной безопасности, когда без установления срока устранения выявленных нарушений сразу же выписывает штраф на должностное лицо?

Здравствуйте. Нет, обжалуйте действия пож. надзора в судебном порядке.
Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
2. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.
3. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.
4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

300041, г. Тула, Красноармейский проспект, д.5

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А68-3117/16
г. Тула
24 июня 2016г.

– дата объявления резолютивной части решения

Арбитражный суд Тульской области в составе:

судьи Егураевой Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Устиновой А.С.

рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению государственного учреждения Тульской области «Центр социального обслуживания населения № 1» (ИНН 7116029795, ОГРН 1037101671463)

к обществу с ограниченной ответственностью ПКФ «Веста» (ИНН 7115501140, ОГРН 1117154027704)

об обязании устранить выявленные в период гарантийной эксплуатации дефекты,

при участии в судебном заседании:

от истца: Костомаровой О.А. – представителя по доверенности от 12.01.2016,

от ответчика: не явился, извещен, заказное письмо с уведомлением № 30099196251977.

Государственное учреждение Тульской области «Центр социального обслуживания населения № 1» (далее – ГУТО ЦСО № 1) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью ПКФ «Веста» (далее – ООО ПКФ «Веста») об обязании ответчика устранить выявленные в период гарантийной эксплуатации дефекты кровельного покрытия, а также их последствия в виде протекания и залива помещений административного корпуса по контракту № 2014.201112 от 30.07.2014.

Представитель истца в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, и предъявленные требования поддержал в полном объеме, уточнив, что настаивает на удовлетворении иска, предъявленного в соответствии с п.п.6.2, 6.3 контракта, так как ответчик уклоняется от выполнения гарантийных обязательств.

Ответчик отзыв на иск с изложением доводов в подтверждение своей позиции по существу заявленного требования не представил; явку представителя в заседание суда не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

С согласия истца и ввиду отсутствия возражений со стороны ответчика в порядке ч.4 ст. суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

На основании ч.ч.1, 3 ст. Раздел II. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство > Глава 19. Судебное разбирательство > Статья 156. Рассмотрение дела при непредставлении отзыва на исковое заявление, дополнительных доказательств, а также в отсутствие лиц, участвующих в деле" target="_blank">156 АПК РФ дело рассмотрено по имеющимся в нем доказательствам в отсутствие ответчика.

Из материалов дела суд

у с т а н о в и л:

30 июля 2014г. между ГУ ТО «ЦСО г. Донского» (заказчиком) и ООО ПКФ «Веста» (подрядчиком) заключен контракт № 2014.201112 на выполнение работ по ремонту кровли, согласно которому подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту кровли, расположенной по адресу: Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, пл. Советская, д.1, в соответствии с условиями контракта и локальной сметой, являющейся неотъемлемой частью контракта.

В соответствии с постановлением Правительства Тульской области от 29.04.2015 № 204 «О реорганизации государственных учреждений Тульской области, подведомственных министерству труда и социальной защиты Тульской области» с 16.07.2015 деятельность ГУ ТО «ЦСО г. Донского» прекращена путем реорганизации, в форме присоединения, к государственному учреждению Тульской области «Центр социального обслуживания населения № 1».

Цена контракта составляет 2 371 134 руб. 33 коп., НДС не облагается (п.2.1 контракта).

Как указано в пункте 3.1 контракта, сроки выполнения работ по контракту: начало работ - с момента заключения контракта; окончание работ в течение 45 календарных дней с момента заключения контракта, то есть в срок по 12.09.2014.

Согласно п.6.1 контракта подрядчик гарантирует качество выполнения всех работ в соответствии со сметной документацией, календарным графиком производства работ, нормативной документацией, требованиями пожарной безопасности, техническими условиями, своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ.

В соответствии с условиями п.6.2 контракта гарантийный срок выполненных по контракту работ не менее двух лет с момента подписания акта сдачи-приемки работ. Объем гарантии качества выполненных работ составляет 100%. Указанный срок исчисляется со дня подписания заказчиком и подрядчиком акта о приемке выполненных работ.

11.12.2014 была произведена приемка результата выполненных работ, стоимость которых составила 1 926 449 руб. 50 коп. и оплачена заказчиком, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 25.12.2015 по делу № А68-6865/15.

Пунктом 6.3 контракта предусмотрено, если в период гарантийного срока обнаружатся дефекты, препятствующие нормальной эксплуатации объекта, допущенные по вине подрядчика, то подрядчик обязан их устранить за свой счет и в согласованные с заказчиком сроки.

24.02.2015 в адрес ответчика было направлено письмо № 62 с сообщением о том, что в результате ненадлежащего ремонта кровли (крепление профлиста), порывами ветра была раскрыта ее часть над лестничным переходом здания центра. Ответчику было предложено во избежание несчастных случаев и возможных протечек незамедлительно устранить данный недостаток.

Аналогичное требование содержалось в письме истца от 26.02.2015 № 69.

Ответчик обращения истца об устранении недостатков выполненных работ оставил без ответа и удовлетворения.

Как указывает истец, и следует из писем заказчика к подрядчику, в связи с обнаружившимися дефектами образовалась протечка потолка в административном корпусе.

Истец неоднократно обращался к ответчику с требованием устранить недостатки выполненных работ.

29 октября 2015г. в отсутствие извещенного и вновь не явившегося подрядчика заказчиком комиссионно произведен осмотр кровли. По результатам осмотра составлены дефектный акт на выполнение работ по устранению протекания кровли и локальная смета. Сметная стоимость работ по устранению недостатков, выявленных в ходе эксплуатации, и их последствий составила 33 772 руб.

В адрес ответчика истцом была направлена претензия от 09.11.2015 с требованием устранить дефекты, выявленные в течение гарантийного срока, в соответствии с п.п.6.2, 6.3 контракта в срок до 20 ноября 2015 года.

Поскольку до настоящего времени недостатки выполненных работ в рамках гарантийных обязательств не устранены, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием об обязании ответчика выполнить принятые на себя по контракту гарантийные обязательства, устранив выявленные недостатки работ.

Оценив представленные доказательства, выслушав доводы представителя истца, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а последний обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В соответствии с п.п.1, 2 ст. по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.

Согласно ст. подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон. Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.

Как выше установлено судом, сторонами был подписан акт о приемке выполненных работ от 11.12.2014.

Результат выполненных работ заказчиком оплачен.

Вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Тульской области по делу № А68-6865/15 от 25.12.2015 имеет в силу ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для настоящего спора.

Вместе с тем, в период гарантийного срока актом от 29.10.2015 заказчиком зафиксированы недостатки выполненных ответчиком работ по ремонту кровли, от устранения которых подрядчик в нарушение п.п.6.2, 6.3 контракта № 2014.201112 уклоняется.

Вышеуказанное свидетельствует, что ответчиком нарушено обязательство, установленное в п.п.4.1.2 «в», 6.2, 6.3 контракта – устранение недостатков и дефектов в течение гарантийного срока эксплуатации объекта за свой счет и в согласованные с заказчиком сроки.

На основании ст. в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе потребовать от подрядчика, в частности, безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.

Ответчик, отвечающий перед истцом за ненадлежащее выполнение обязательств, доказательств устранения в добровольном порядке недостатков выполненных работ в гарантийный период не представил, равно как и документов, подтверждающих отсутствие вины подрядчика и надлежащее качество выполненных работ, предъявленные требования по существу не оспорил.

Названные обстоятельства ответчиком не опровергнуты и иного им не представлено, равно как и в нарушение требований ст. отзыва на исковое заявление, несмотря на предложение суда.

В силу ч.3.1 ст. обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

В соответствии со ст. обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Ст. закрепляет общий принцип недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства.

Таким образом, требования истца об обязании ответчика в соответствии с пунктами 6.2, 6.3 контракта устранить недостатки работ, выявленные в период гарантийного срока, являются обоснованными и подлежат удовлетворению полностью.

Расходы по уплате государственной пошлины на основании части 1 статьи следует отнести на ответчика, возместив за его счет истцу 6 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. , – , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования государственного учреждения Тульской области «Центр социального обслуживания населения № 1» удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью ПКФ «Веста» в течение тридцати дней с даты вступления решения в законную силу выполнить обязательства, предусмотренные пунктами 6.2, 6.3 контракта № 2014.201112 от 30.07.2014 на выполнение работ по ремонту кровли, а именно: безвозмездно устранить недостатки работ, выполненных по контакту.

Судебная практика по применению нормы ст. 740 ГК РФ

Одним из требований, направляемых государственным (муниципальным) учреждениям органами государственного (муниципального) финансового контроля по результатам ревизий и проверок их финансово-хозяйственной деятельности, является требование об устранении выявленных нарушений и (или) устранении причин и условий их совершения, а также недопущении их в будущем. О том, как организовать работу в учреждении, чтобы принять меры по устранению выявленных нарушений и их дальнейшему недопущению, мы поговорим ниже.

Каковы требования контрольного органа?

В силу положений ст. 270.2 БК РФ если по результатам государственного (муниципального) контроля будут выявлены нарушения в финансово-хозяйственной деятельности учреждения, то контрольный орган будет обязан направить такому учреждению представление или предписание (а иногда и то, и другое), содержащее в том числе требование по устранению вываленных нарушений.

Напомним, что под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гаранти-ями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий данных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В свою очередь, предписанием является документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в поименованный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию.

Представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются в соответствии с федеральнымизаконами от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Закон о Счетной палате) и от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Так, представление Счетной палаты РФ направляется при выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности проверяемого учреждения, наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, при создании препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также по результатам проведенных контрольных мероприятий.

Неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. Административная ответственность за неисполнение представлений органов государственного финансового контроля названным кодексом не установлена. Значит, и привлечь учреждение к административной ответственности за неисполнение представления орган государственного (муниципального) финансового контроля не вправе. В указанных случаях контрольный орган может обратиться в органы прокуратуры с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования в части обеспечения выполнения учреждением представления (предписания) (либо к учредителю учреждения).

Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время в Госдуме РФ рассматривается проект федерального закона № 1112269-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства». Данным законопроектом предлагается также установить административную ответственность за невыполнение в определенный срок законного представления органа государственного финансового контроля.

Направляемые в учреждение предписания чаще всего содержат в себе требования:

    в определенный срок устранить выявленные нарушения или возместить причиненный нарушениями ущерб;

    проинформировать в определенный срок контрольный орган о результатах исполнения предписания.

Например, в предписании Счетной палаты РФ должны быть указаны основания для его вынесения, информация о выявленных нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий названных нарушений, сроки выполнения указанного предписания и ответственность за его невыполнение.

О принятых мерах по результатам выполнения предписания Счетная палата РФ уведомляется в письменной форме руководителем объекта аудита (контроля) или лицом, исполняющим его обязанности.

В свою очередь, в представление включаются требования:

    о рассмотрении информации об обозначенных в представлении нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

    о принятии мер по устранению выявленных нарушений и (или) устранению причин и условий их совершения (с указанием сроков принятия мер);

    об информировании в определенный срок контрольный орган о результатах исполнения представления.

Например, согласно ч. 3 ст. 26 Закона о Счетной палате представление Счетной палаты РФ должно содержать информацию о выявленных недостатках и нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Представление Счетной палаты РФ должно быть выполнено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его внесения в объект аудита (контроля). Срок выполнения представления может быть продлен по решению Коллегии Счетной палаты РФ, но не более одного раза.

Что необходимо предпринять учреждению?

После получения от органа государственного (муниципального) финансового контроля представления (предписания) руководителю учреждения целесообразно провести совещание с привлечением всех заинтересованных лиц с целью выработки мероприятий по выполнению требований, обозначенных в поименованном документе. Проведение совещания, оформленного протоколом, будет являться выполнением требования представления о рассмотрении информации об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Копию протокола необходимо приложить к ответу в проверяющую организацию.

В ходе совещания следует разработать и утвердить план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с отражением сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения. Названный план может быть оформлен следующим образом:


работника учреждения

В плане следует подробно указать перечень запланированных мероприятий по каждому выявленному нарушению, назначить ответственных лиц и установить предельные сроки выполнения для каждого мероприятия. При этом не нужно забывать о сроках, установленных в представлении и предписании.

Выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений, скорее всего, потребует от учреждения следующих действий.

Устранение выявленных нарушений.

Любое деяние, нарушающее какие-либо нормы или не отвечающее им, рассматривается контрольными органами как нарушение. Традиционно все выявленные нарушения бывают:

1) финансовыми, к которым, в частности, можно отнести:

    нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов;

    неэффективное использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

    переплаты и перерасходы денежных средств и материальных ценностей, а также иные финансовые нарушения, наносящие материальный ущерб;

    невыполнение законодательства в части обеспечения поступлений доходов в бюджетную систему РФ;

    недостачи имущества, в том числе денежных средств;

    излишки имущества, в том числе денежных средств;

2) нефинансовыми (нарушения при размещении закупок, требований бухгалтерского учета, отсутствие государственной регистрации и т. д.).

Зачастую все «мелкие» ошибки, выявляемые ревизорами, проверяемые учреждения стараются устранить еще в ходе проверки, однако бывает, что часть нарушений устранить уже невозможно либо на их исправление должно быть затрачено довольно значительное время. В зависимости от вида нарушения будет различаться и порядок их исправления.

Например, согласно п. 11 Инструкции № 33н в случае выявления допущенных учреждением при составлении бухгалтерской отчетности ошибок как самим учреждением, так и учредителем в ходе проводимой им проверки предоставленной бухгалтерской отчетности на соответствие требованиям к ее составлению и представлению, иным органом, осуществляющим финансовый контроль, учреждение по согласованию с учредителем представляет бухгалтерскую отчетность, содержащую исправления.

Бухгалтерская отчетность, содержащая исправления по выявленным ошибкам, представляется учредителю (иным пользователям отчетности) с сопроводительным письмом, содержащим перечень внесенных изменений, а при исправлении ошибок, выявленных учредителем по результатам камеральной проверки бухгалтерской отчетности, – с копией уведомления о выявленном несоответствии бухгалтерской отчетности, направленного учредителем по результатам камеральной проверки бухгалтерской отчетности). Указанная отчетность представляется учреждением в порядке, предусмотренном п. 5 – 7 Инструкции № 33н.

Если выявленные нарушения повлекли за собой необходимость внесения исправлений в регистры бухгалтерского учета, следует руководствоваться п. 18 Инструкции № 157н, в силу которого:

Характеристика ошибки

Порядок исправления ошибки

Ошибка за , обнаруженная до момента представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и не требующая внесения изменений в регистры бухгалтерского учета (журналы операций)

Исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бухгалтерского учета, в котором производится исправление ошибки, на полях напротив соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»

Ошибка, обнаруженная до момента представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и требующая внесения изменений в регистр бухгалтерского учета (журнал операций)

В зависимости от характера ошибки отражается последним днем отчетного периода дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной способом «красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью

Ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская (финансовая) отчетность в установленном порядке уже представлена

В зависимости от характера ошибки отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной способом «красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью

Напомним, что в силу ч. 8 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете в регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. При этом по решению финансового органа публично-правового образования, главного распорядителя бюджетных средств, органа, осуществляющего в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, ошибка, обнаруженная до утверждения представленной ему бухгалтерской (финансовой) отчетности и требующая внесения изменений в регистры бухгалтерского учета (журналы операций), в зависимости от ее характера отражается таким учреждением последним днем отчетного периода дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной методом «красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью. Информация об указанных бухгалтерских записях и об изменении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит раскрытию в пояснительной записке, представляемой в составе уточненной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» оформляются бухгалтерской справкой (ф. 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.

Отражение исправлений в электронном регистре бухгалтерского учета осуществляется лицами, ответственными за ведение регистра в порядке, предусмотренном положениями п. 18 Инструкции № 157н, записями, подтвержденными бухгалтерскими справками (ф. 0504833).

Определение виновных лиц.

С целью выявления виновных лиц, их наказания и возмещения возможного ущерба учреждению необходимо назначить и осуществить служебную проверку. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов (ст. 247 ТК РФ). Работники учреждения, допустившие искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля. Дача работником письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательной. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

В силу ст. 248 ТК РФ сумма причиненного ущерба, не превышающая среднего месячного заработка, взыскивается с виновного работника по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, а его сумма превышает средний месячный заработок работника, взыскание может осуществляться только судом.

Согласно ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% зарплаты, причитающейся работнику. Однако эти ограничения не распространяются на удержания из зарплаты при возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить ущерб полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В подобной ситуации работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался его выполнить, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

Также следует отметить, что возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

Возмещение ущерба.

Направляемые в учреждение предписания нередко содержат в себе требования о возмещении учреждением причиненного ущерба. Необходимо отметить: Минфин в своем Письме от 14.07.2014 № 02-10-09/34216 заметил, что согласно ст. 70 и 221 БК РФ в бюджетных сметах казенных учреждений соответствующее направление расходования средств федерального бюджета не может быть предусмотрено, возмещение средств, использованных казенными учреждениями с нарушениями бюджетного законодательства РФ, должно осуществляться или обес-печиваться лицом, допустившим указанное нарушение. То есть направляемые в казенные учреждения предписания не должны содержать требования о возмещении ущерба за счет средств учреждения.

Что же касается бюджетных и автономных учреждений, здесь нередко встает вопрос: за счет каких средств возмещать причиненный ущерб? По нашему мнению, наиболее целесообразно для этого использовать средства, полученные от приносящей доход деятельности, ведь если использовать другие средства (например, средства, полученные для выполнения государственного задания), то при следующей проверке данный факт может быть признан нецелевым использование средств.

В том случае, когда ущерб причинен в результате переплаты учреждением подрядчикам или поставщикам товаров или услуг, учреждению нужно принять меры по взысканию с них обозначенных сумм. Взыскание может быть осуществлено как в досудебном, так и в судебном порядке.

Однако надо помнить, что бывают случаи, когда взыскать денежные средства с контрагента довольно проблематично. К подобным ситуациям можно отнести завышение стоимости выполненных ремонтных или строительных работ, поскольку учреждение обязано осуществлять технический надзор и контроль за ходом и качеством выполняемых работ, а при обнаружении в ходе контроля и надзора отступлений от проектно-сметной документации и условий контракта, которые могут ухудшить качество работ, или иных недостатков немедленно заявить об этом подрядчику. Получается, что при наличии подписанных актов выполненных работ взыскать денежные средства за невыполненные работы сложно.

Принятие мер по недопущению в будущем выявленных нарушений.

Напомним, что государственные (муниципальные) учреждения, как и другие организации, обязаны самостоятельно организовывать и вести внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Осуществление мероприятий по недопущению выявленных нарушений впредь целесообразно возложить на подразделение учреждения, ответственного за осуществление внутреннего контроля, а также на руководителя финансовой службы. Кроме того, на тех же лиц следует возложить контроль за исполнением плана мероприятий по устранению выявленных нарушений.

В подразделениях учреждения, допустивших выявленные нарушения, нужно провести совещания или учебные мероприятия, на которых подробно разобрать выявленные нарушения и обстоятельства, способствующие их совершению.

Результаты проведения мероприятий, указанных в плане мероприятий по устранению нарушений, выявленных по результатам проверки, также можно оформить в виде отчета (пример заполнения приведен ниже). Названный отчет с сопроводительной служебной запиской лица, ответственного за выполнение данного плана, нужно направить руководителю учреждения.

Должность ответственного за выполнение плана
работника учреждения

Как отчитаться в контрольный орган?

Как мы отметили ранее, в направляемых в учреждение представлениях и предписаниях содержится срок, не позднее которого учреждению следует проинформировать контрольный орган о выполнении требований данных документов. При этом нарушение срока, указанного в предписании, может повлечь за собой привлечение руководителя учреждения к административной ответственности. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя направить сведения о выполнении требований представления или предписания в контрольный орган.

Отметить, что форма документа, по которой необходимо отчитаться проверяющим, обычно не утверждена, поэтому отчет можно направить в произвольной форме, лишь бы в нем были перечислены все проведенные мероприятия. К отчету нужно приложить копии документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений (платежных поручений, бухгалтерских справок, свидетельств о государственной регистрации и т. д.). Если устранение отдельных нарушений затрагивает длительный период времени, то отчитываться в первый раз следует до предельного срока, установленного в предписании или представлении, а затем по мере выполнения требований данных документов.

Одним из способов обеспечить реализацию права на качество товаров или услуг (работ) является претензия на устранение недостатков. Достаточно часто поступившие претензии вызывают меры реагирования, а, значит, не потребуется . В противном случае претензия на устранение недостатков станет приложением к иску, одним из , а если исковое заявление подано – основанием для взыскания штрафа за неисполнение требований закона в добровольном порядке.

Самостоятельно составить претензию на устранение недостатков, выявленных после покупки товара, после приема работ или оказанных услуг, поможет размещенный на сайте пример. Правовой основной таких претензий служит Гражданский кодекс РФ, Закон о защите прав потребителей, иные нормативные акты (когда предмет претензии имеет специфику). В случае затруднений с правовой основой претензии на устранение недостатков или возникновении других вопросов, можно воспользоваться помощью юриста (раздел « »).

Пример претензии на устранение недостатков

Индивидуальному предпринимателю
Свиридову Кириллу Валерьевичу
адрес: г. Томск, пр. Космонавтов, 41
от Греневой Анны Васильевны,
адрес: г. Томск, пр-д Северный, 23 а

Претензия на устранение недостатков

В соответствии с условиями договора подряда №Р-143 от 20.08.2016 г., заключенного между Греневой А.В. (Заказчик) и ИП Свиридов К.В. (Исполнитель), Исполнитель взял на себя обязательство изготовить по заданию Заказчика определенное изделие, соответствующее характеристикам, изложенным в индивидуальном проекте. Индивидуальный проект является приложением к договору и его неотъемлемой составной частью.

Стороны договора достигли соглашения по основным условиям договора, в том числе относительно используемых Исполнителем материалов, комплектностью изделия, о сроке изготовления и установки, а также порядка оплаты. Заказчик свои обязательства по договору, в т.ч. об оплате выполненных работ и материалов, выполнил в полном объеме в день приема работ 21.09.2016 г.

Однако после приемки работ мною выявлены следующие недостатки в произведенном Исполнителем изделии: треснуло стекло передней панели тумбочки, отсутствует декоративная отделка правого заднего угла тумбы. В соответствии со ст. 737 ГК РФ, ст. 29 Закона о защите прав потребителей, при обнаружении недостатков выполненных работ потребитель вправе потребовать, в том числе, безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги). При этом в отношении той работы, на которую установлен гарантийный срок, Исполнитель отвечает, если не докажет, что недостатки возникли после принятия работы по причине нарушения правил использования такого предмета.

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами требую в течение трех дней с даты получения данной претензии принять меры по безвозмездному устранению выявленных недостатков, в противном случае я буду вынуждена обратиться в суд с исковым заявлением, включая требование об уплате неустойки, штрафа за отказ удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке, и компенсации морального вреда.

О принятом решении прошу уведомить меня в установленный законом срок, в том числе по телефону 783626583922.

23.09.2016 г. Гренева А.В.

Как составляется претензия на устранение недостатков

Подготовка и направление претензии на устранение недостатков в письменной форме обязательно. Недостаточно позвонить или в устной форме сообщить о наличии недостатков, ведь очень часто Закон или сам текст договора включают требование о досудебном урегулировании спора, без соблюдения которого судья вынесет определение .

Составляя претензию, необходимо сразу определиться с требованиями: в рассматриваемом случае это требование безвозмездно устранить недостатки. Поэтому в текст такой претензии целесообразно включить:

  • ссылку на основание, в связи с которым между сторонами возникли правоотношения, – договор, закон и др. Например, факт заключения договора купли-продажи может подтверждаться чеками, свидетельскими показаниями и др.
  • перечень выявленных недостатков, когда они не оговорены в договоре. Это значит, что по общему правилу предполагается отсутствие у товара (работы, услуги) недостатков, если только они специально не были оговорены.
  • требование устранить недостатки.
  • срок, в течение которого должны быть осуществлены действия по устранению недостатков (предельный срок обычно составляет 30 дней).

Вручение претензии на устранение недостатков

К способу направления претензии необходимо отнестись очень внимательно. Прежде всего, прочитать текст договора: обычно способ вручения специально оговаривается. Чаще всего предусмотрено направление претензии на устранение недостатков заказным письмом с уведомлением о вручении. Оптимальным является также составление описи к претензии – тогда доказать факт направления именно претензии не составит труда.

Можно отвезти претензию лично – подготовить ее необходимо в двух экземплярах, а на втором должна быть проставлена подпись, Ф.И.О. лица, которому вручена претензия, дата. При отказе получать претензию, составляется акт при двух свидетелях, которые ставят свои подписи.

Если претензия на устранение недостатков осталась без рассмотрения либо получен отказ защитой прав станет подача искового заявления.

Претензия на устранение недостатков необязательно вытекает из отношений с потребителем. Право на качественные товары и услуги, работы гарантируется и в правоотношениях между двумя гражданами-физическими лицами. При отказе в удовлетворении претензии на устранение недостатков в таком случае можно подать , воспользовавшись нормами Гражданского кодекса РФ.