Обязательное количество часов вождения в автошколе. Сколько часов надо откатать в автошколе по закону в текущем году?

Изучить правила дорожного движения для владельцев транспортного средства – только половина пути перед самостоятельным выездом на персональном автомобиле. Основная задача – получить практические навыки вождения в автошколе. Многие начинающие водители пытаются любыми способами уменьшить часы вождения в автошколе, апеллируя тем, что они уже имеют представления об управлении транспортным средством. Но опытные инструкторы стараются не нарушать действующее законодательство и максимально передать слушателям курсов опыт вождения и реагирования на нестандартные, порой очень опасные ситуации, которые часто возникают на дорогах. Учебный процесс в автошколе проходит строго в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» от 26 декабря 2013 г. № 1408. Там четко указано, сколько обязан «откатать» ученик таких заведений.

Сколько часов надо откатать в автошколе в зависимости от категории:

  1. Для тех, кто желает получить категорию «А», и в результате рассекать на мотоцикле, придётся пройти курс вождения в объёме 18 или 16 часов в зависимости от типа трансмиссии транспортного средства.
  2. Те, кто обучаются на самую распространенную категорию «B», согласно утвержденной Министерством программы должны прокататься на учебном авто с инструктором 56 часов в случаи механической трансмиссии или 54 часа для автоматической коробки передач.
  3. Лицам, которые собираются стать водителями грузовика (категория «С»), необходимо пройти практический курс управления автомобилем в объёме 60 часов. Программа предусматривает 72 часа для механической и 70 для автоматической трансмиссии.
  4. Осваивающим категорию «D» предусмотрено в соответствии с типом коробки передач 100 или 98 часов.
  5. Для категории «BE» обязательны 16 часов практики вождения.
  6. Категория «СE» предполагает «откатать» 24 часа перед сдачей квалификационного экзамена.
  7. Для получения навыков езды с прицепом и прав категории «DE» слушатель автошколы проходит практический курс в 32 часа.
  8. Владельцам «мопедиков» желающих получить водительское удостоверение категории «М» в зависимости от типа трансмиссии для получения практических навыков вождения в автошколе предназначен курс 18 или 16 часов.
Отметим, что согласно новых программ (они вступили в действие только с августа 2014 года), слушатель автошколы имеет возможность выбора типа трансмиссии машины на которой он будет проходить практический курс вождения в автошколе и сдавать экзамен. Как Вы успели заметить продолжительность вождения для автоматической коробки меньше всего на 2 часа и на стоимость обучения это не влияет. Но после окончания автошколы в этом случаи выдается удостоверение со специальной отметкой «АТ», что запрещает водителю управлять транспортом с механическим типом трансмиссии. Выбор за Вами.

P.S. Вы директор автошколы и хотите своим ученикам выдавать удостоверения выпускника Вашей автошколы. То лучше заказывайте

Способ оплаты – через банк или оплата наличными в автошколе. По большому счету – непринципиально, но оплата через банк свидетельствует о большей прозрачности организации. Можно ли разбивать оплату на части.

-Все, за что нужно платить дополнительно. Это критично, деньги могут брать за самые неожиданные вещи, например, 5000 рублей за подготовку документов для ГИБДД, за бензин, за экзамены, 2000 рублей за обязательные «авторские» учебники или диски.

-Как часто набираются группы; какие есть варианты по времени занятий; сколько в группе человек (в крупных автошколах до 30 человек; параллельно занимается 2-3 группы).

-Сроки обучения – когда планируется внутренний экзамен в автошколе и экзамен в ГИБДД (как эти сроки соблюдаются можно уточнить у обучающихся). Что будет если вы не успеете наездить вождение со своей группой, нужно ли ждать следующую группу (1-2 месяца) или будет возможность сдать раньше.

По какой программе (и насколько жестко ее придерживаются преподаватели) ведется обучение и на сколько часов рассчитано обучение теории.

Можно ли прослушать пропущенные занятия по теории в других группах. В некоторых больших автошколах одни и те же темы преподаются в разное время дня (обучение теории цикличное и по темам).

Есть ли занятия на тренажерах, сколько их и какая стоимость (и проводятся они вместо занятий по вождению или в дополнение к ним). Одно-два, максимум три, занятия на компьютеризированном тренажере допустимы и при правильной постановке могут принести пользу (вас научат правильно обращаться с рулем, педалями (тормоз, газ, сцепление) и коробкой передач). В большем количестве занятий на тренажере обычно смысла нет, это трата времени и денег. Лишь для людей которые с трудом осваивают органы управления автомобилем, например, из-за возраста, можно добавить 1-2 дополнительных занятия на тренажере. Обойтись без тренажеров в обучении можно, основы управления автомобилем можно осваивать и на площадке-автодроме или дороге.

-Уточните где письменно зафиксировано то что вам озвучили.

2.Обучение вождению

Как происходит выбор инструктора и можно ли его поменять. В некоторых автошколах можно попробовать поездить с разными инструкторами, потом выбрать одного из них.

-На каких машинах проходит обучение: на машинах инструктора или автошколы (второе – менее распространено). И какой парк автомобилей в автошколе (навороченные автомобили для обучения не нужны, Renault Logan, Lada Granta, Lada Kalina, Huyndai Solaris, Kia Rio и т.п. более чем достаточно)

-Сколько предполагается занятий по вождению , по правилам 56 часов – 28 сдвоенных занятий. Часто считают что одно занятие – экзамен, так что остается 27 занятий. Иногда в вождение включают занятие на тренажере.

-Как выглядит час вождения – 60 минут или учебный час 45 минут. Почти всегда это 45 минут. Одно практические занятие состоит из двух часов. На практике инструктора записывают на вождение с интервалом в 1.5 часа, так что выходит заметно меньше, особенно на первоначальных этапах обучения (когда на маршрут обучения отвозит инструктор).

-Какую часть времени практического занятия ученик проводит непосредственно за рулем машины. Доводилось читать что в некоторых автошколах занятия проводятся сразу для нескольких учеников или планом занятий предусмотрены объяснения темы занятия и его разбор, которые занимают 20-30 минут (это конечно экстремальные случаи).

Если в итоге получается 24-26 занятий вождения, нормальной реальной (непосредственно за рулем автомобиля) продолжительности — не менее 1.15-1.20, то это приемлемый вариант обучения, если 20 занятий и меньше по 1 часу, то явно неприемлемый. И нужно понимать что если вы выбрали автошколу с минимальной ценой обучения в вашем регионе, то там вряд-ли будет полноценные объем вождения.

-Нужно ли доплачивать за занятия по вождению в выходные дни и в вечерние часы.

Уточните, сколько стоят дополнительные занятия. В некоторых автошколах дополнительные занятия навязываются тем или иным способом (например, для пересдачи экзамена в автошколе необходимо взять дополнительные занятия, в экстремальных случаях 5-10 занятий). Если вы почувствуете, что нуждаетесь в дополнительных занятиях то этот вопрос можно решить напрямую с вашим инструктором или можно найти альтернативного инструктора на другой машине и например потренироваться на маршруте экзамена ГИБДД.

-Как быстро начинается вождение; как происходит запись на вождение; максимальная интенсивность уроков вождения (как часто можно заниматься);

Где и какая площадка-автодром. Важно понимать сколько на ней одновременно автомобилей, если она перегружена, то вы будете большую часть времени ожидать своей очереди, не тренироваться. И как добираться до площадки (забирают ли инструкторы от автошколы (или станций метро где они есть))

-Когда осуществляется переход от занятий на площадке к городу.

-Пропорция занятий вождения – сколько занятий по вождению на площадке, сколько в городе. Тут есть два принципиально отличающихся подхода. 1 подход – индивидуальный, пропорцию определяет инструктор с учетом того как идут занятия. 2 подход – пропорция изначально заложена в программе. «Классика» (в плохом понимании) тут что-то типа – 4 занятия тренажеры, 10 занятий площадка и 14 занятий город. Это явно плохой вариант, занятий в городе должно быть заметно больше, если всего занятий 28, то не менее 20 занятий (лучше больше) в городе (самый минимум 16, иногда в программы обучения закладывают 12 занятий – автодром, 16 – город).

На каком маршруте идет обучение вождению в городе (и где находится точка старта). В некоторых регионах, например, в Подмосковье, автошколы часто учат на маршруте, на котором будет проходить сдача экзамена в ГИБДД. Это существенно упрощает сдачу экзамена. При этом мне доводилось слышать, что обучение на экзаменационном маршруте незаконно. Ситуацию с маршрутом обучения я разъясню в соответствующем разделе:

Встречал хорошую практику когда учеников централизовано возили на автобусе по экзаменационному маршруту в ГИБДД для знакомства с ним. Идеальная практика — провести 1-2-3 занятия по вождению по экзаменационному маршруту в ГИБДД (это не совсем законно, но иногда практикуется).

Уточните, как можно отменить занятие по вождению, сгорает ли оно или переносится.

3.Организация экзаменов, внутренних в автошколе и в ГИБДД

Какова процедура внутреннего экзамена, доводилось читать про то, что в некоторых автошколах процедура более жесткая чем в ГИБДД, например, нужно сдавать несколько билетов по теории (например, нужно ответить на 3 билета с одной ошибкой) и все упражнения на автодроме или осваивать какие-то дополнительные упражнения на площадке.

Как регулярно принимаются внутренние экзамены (в больших автошколах не реже одного раза в неделю) и сколько стоит пересдача внутренних экзаменов. Известны случаи, когда повторно сдать экзамен можно только со следующей группой (через 2 месяца) или нужно оплатить 10 дополнительных занятий по вождению.

Идеальный вариант когда внутренний экзамен в автошколе состоит только из теории и площадки-автодрома (пересдача 300-500 рублей, не более), внутренний экзамен по вождению в условиях дорожного движения во многом не имеет смысла.

В каком РЭО происходит сдача экзамена в ГИБДД (актуально для крупных городов). У каждого РЭО свой маршрут, отличающийся сложностью, плюс своя репутация. Также следует учесть, что вам придется съездить в РЭО несколько раз: на сдачу экзамена к 8-9 утра (не рассчитывайте на сдачу с первого раза), на несколько дополнительных занятий для знакомства с маршрутом РЭО, для получения прав.

Как регулярно школа сдает в ГИБДД (большие школы сдают в ГИБДД несколько раз в месяц, иногда даже каждую неделю) и как часто можно записываться на пересдачу. Как происходит запись на пересдачу: через автошколу или в ГИБДД. Это очень важные моменты. В некоторых школах в ГИБДД могут первый раз сдавать через несколько месяцев после окончания обучения, а пересдавать вообще непонятно когда.

Сколько стоит пересдача в ГИБДД с автошколой (вопрос особенно актуален в 2016 году). Пересдача может быть бесплатной, возможно, нужно оплачивать подачу машины автошколы для экзамена (суммы очень разные, могут отличаться и в 5 раз). В некоторых случаях могут быть какие-то существенные затраты. Придется платить несколько раз по 1000 (и больше) рублей, например, ”1500 рублей за повторную подачу документов в ГИБДД и 1500 рублей за подачу машины” за каждую пересдачу (реальный пример октября 2015 года, город Санкт-Петербург).

4. Машина на экзамене в ГИБДД

На каких машинах будет осуществляться сдача и пересдача в ГИБДД (ответ “на машинах автошколы” – ничего не проясняет). Принципиальный момент – сдавать на той же машине, на которой вы учились, или на другой. Если на другой, то опять же – на какой. По факту, в случае «сдачи на автомобиле автошколы», возможно придется сдавать все время на разных машинах (иногда, сдавая два этапа вождения в один день, придется сдавать площадку на одной машине, город на другой). Автошколы, учебные машины в которой одной модели, есть далеко не во всех регионах. И даже машины одной марки, будучи внешне идентичными, могут отличаться очень сильно (не только состоянием, но и к примеру, поведением сцепления). Здесь заложен серьезный подвох, вам нужно прояснить на каких машинах будут проводиться экзамены и очень желательно попробовать водить не одну машину, например, взять дополнительное занятие на маршруте экзамена в ГИБДД на другом автомобиле. Неожиданно поданная, незнакомая машина на экзамене в ГИБДД заметно усложняет процесс и лучше учесть этот момент заранее.

В некоторых городах, например, в Москве на многих МРЭО ГИБДД и РЭО Санкт-Петербурга, парк машин лучше, чем у инструкторов/автошколы – используются автомобили Ford «Focus 2» или Renault «Logan». При этом в некоторых РЭО (в том числе и в Москве) для сдачи экзамена в 2016 году используется и Жигули “классика”. При сдаче в ГИБДД главный подвох в непредсказуемости, вы заранее не будете знать какую машину вам предоставят.

5. Все заранее не предусмотреть…

К сожалению, бывают тонкие вещи – например, человек не сдал теорию в ГИБДД; для записи на пересдачу в ГИБДД потребовали пересдать теорию в автошколе. В принципе, это произвол (формально после сдачи экзамена в автошколе вас с ней уже ничего не связывает). Дискутировать с автошколой часто сложно (в приведённом примере, запись на пересдачу в ГИБДД – через автошколу).

Опубликовано 17.11.2015, версия 1.9 от 12.04.2017
Если Рулимс помог вам (упростил получение водительского удостоверения или позволил сэкономить в чем-то) помогите и ему, буду благодарен за любые суммы, перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.

Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.

Также можно помочь опубликовав ссылку на Рулимс () в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме (особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо). Так же буду благодарен за участие в группах в социальных сетях и исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны ваши комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая, предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице .

Глава посвящена учету количества уроков по вождению

Обучение в автошколе без практических занятий вождения автомобиля сложно представить, поэтому данная статья посвящена именно этой темной стороне подготовки водителей. Надо задавать вопросы и не надо верить тому, что Вам говорят, а переспрашивать по несколько раз с разных тем общения. Признак уважения своих будущих абитуриентов - это достаточно подробное изложение условий обучения в автошколе на сайте учебной организации. Обратить внимание стоит и на манеру общения по телефону и при посещении учебной организации администратора осуществляющего запись на учебу (это тема отдельной статьи).

Количество занятий по вождению . В каждой автошколе свои программы обучения и стоимость обучения зависит от количества часов вождения, теория для всех программ одинаковая, повторимся, в каждой автошколе может быть установлен свой стандарт обучения. Наиболее распространенная программа обучения включает 50 академических часов по вождению. Рассмотрим более дотошно, как принято рассчитывать количество предстоящих уроков по вождению.

50 часов вождения - обратите внимание и насторожитесь: не указано, часы по вождению академические или астрономические (объяснять, что стоимость занятия продолжительностью 90 минут (2 академических часа) и 120 минут (2 астрономических часа) не может быть одинаковой, не стоит). При заключении договора, также попросите указать продолжительность одного урока по вождению - 90 или 120 минут и попросите детально расписать количество предстоящих занятий.

50 часов вождения, по здравой логике любого нормального человека это 25 занятий (опустим академические часы или астрономические), но скрыта информация о том, что внутренний экзамен и предоставление автомобиля в ГИБДД для Вашей аттестации включены в эти 25 занятий. Здесь возможны варианты: в процессе обучения можно устраивать промежуточные экзамены, безусловно считая их полноценным занятием, можно быть уверенным, что именно Ваш учебный автомобиль поедет на экзамен в ГИБДД, но поедет другой (чтобы поехал Ваш надо доплачивать) и так далее вариантов сокращения изначально гарантированных уроков по вождению множество. Требуйте дотошного объяснения, сказанных слов в данной ситуации не достаточно, именно поэтому есть смысл доверять автошколам, у которых есть сайт и скрупулёзно описаны условия обучения.

Допустим и поверим: 50 часов вождения (25 уроков) «минус» 4 часа экзамены (1 урок внутренний и 1 урок ГИБДД) «остается» 46 часов вождения (23 урока). В методике подготовки водителей транспортных средств категории «В» прописано: первые 3 занятия проводятся либо на автомобильных тренажерах, либо на учебном автомобиле (безусловно, одно занятие должно длится 2 астрономических часа). Данная трактовка используется на полную недобросовестными участниками рынка обучения. Авто тренажёрная подготовка может быть, но тренажер один и на много филиалов, а запись на месяц вперед или Вас посадят за него и скажут нажать кнопку «Enter», и самостоятельно обучайтесь, на второе занятие Вы не пойдете сами начнете искать встречи с автоинструктором. Встреча с инструктором подразумевает, что занятия на автотренажере состоялись, а это «минус» 3 - 4 урока (в зависимости от автошколы). Часть таких участников сразу передают Вас инструкторам, а о том, что у Вас должны были быть данные занятия, Вы узнаете в конце обучения, опять же Вы сами не записались на занятия, а в конце обучения данные уроки теряют смысл. Не надо думать, что все работают одинаково плохо, например автошкола «osto-mai.ru», как и многие другие проводят полноценные занятия, дающие определенный положительный результат для новичков.


Продолжим: 25 уроков вождения «минус» 2 урока (экзамены) «минус» 3 урока (авто тренажеры) «остается» 20 занятий. На данном этапе обучения становится понятно, куда Вы попали, но деньги теперь за обучения возврату не подлежат. Учить можно по разному, но тема данной статьи учет занятий по вождению. Так вот, можно создать условия при которых Вы сами начнете сокращать количество уроков, по предложению автоинструктора, мотивация достаточно простая: Вы слабо ездите по площадке (по другому не может и быть), поэтому занятий по городу, в Вашем случае, пока не будет. Понимание того, что так и произойдет приходит после 5-7 урока и Вы согласитесь на условия автоинструктора совмещать два оплаченных Вами занятия и проводить только один урок по вождению. Крайние случаи, когда Вам навязывают после 3 - 4 занятия решение вопроса в ГИБДД (недавний коррупционный скандал в Московском ГИДД), но с другой стороны у человека попавшего в такую автошколу нет выбора, либо терпеть такое обучение (понимая безысходность своего положения), либо купить права (забыть как страшный сон) и продолжить заниматься с частным автоинструктором (именно поэтому данная услуга так востребована). Данные расчеты уроков по вождению чрезвычайно характерны при обучении в автошколе по скидке , но иначе не может и быть. В среднем по Москве обучение стоит 25.000 - 30.000 рублей, а оплатив изначально 15.000 винить надо только себя, а не автошколу, в любом случае Вы будете платить дальше, не важно, своему автоинструктору, или найдете частного, без необходимого минимума знаний на дорогу выезжать элементарно опасно.

Итого: Повторимся: 25 уроков вождения «минус» 2 урока (экзамены) «минус» 3 урока (авто тренажеры) «остается» 20 занятий. Из оставшихся 20, по факту может состоятся 10 - 12 занятий, а дальше дополнительное вождение по другой цене.

Резюме: внимательно слушайте, что Вам говорят при записи в автошколу, отсутствие ответа на Ваш вопрос должно насторожить. При общении по телефону, надо осознавать, кто-то отвечает по телефону, кто-то осуществляет непосредственную работу по обучению вождению, лучше общаться в офисе автошколы, в которой планируете, обучение непосредственно с тем, кто работает с учебными группами.