Особенности организации следственной деятельности в рф. Общие понятия, задачи и полномочия следственном комитете российской федерации

Российской Федерации.

2.1. Полномочия и задачи Следственного комитета Российской Федерации.

Следственный комитет РФ является федеральным органом исполнительной власти, основной целью деятельности является, осуществление предварительного расследования по уголовным делам, отнесенным к его подследственности в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Основными задачами Следственного комитета РФ являются Положение «О Следственном комитете Российской Федерации». Утвержденный Указом Президента РФ от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (в ред. от 3 марта 2012 года № 297) // СЗ РФ. - 2011. - № 4. - Ст. 572; 2012. - № 12. - Ст. 1391.:

    организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе Следственного комитета;

    разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

    совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

    обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;

    оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной УПК РФ;

    организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;

    обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

    возмещение ущерба, причиненного преступлениями.

    обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы следственных органов Следственного комитета в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

    участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих следственных органов Следственного комитета;

    организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета;

    организует кадровое обеспечение следственных органов Следственного комитета, подготовку, переподготовку, повышение квалификаций и стажировку кадров; разрабатывают и осуществляют меры по обеспечению правовой и социальной защиты прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета;

    осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности следственных органов Следственного комитета;

    разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепления здоровья прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета, членов их семей и пенсионеров следственных органов Следственного комитета;

    обеспечивает в системе Следственного комитета собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

    обеспечивает проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд следственных органов Следственного комитета;

    обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта, а также развитие систем связи и автоматизированного управления в следственных органах Следственного комитета;

    представляет в установленном порядке в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета;

    организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятия по ним решений и направление ответов в установленный законодательством РФ срок;

    организует работу по комплектованию, хранению, учету и использование архивных документов Следственного комитета;

    осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и обеспечения деятельности Следственного комитета;

Согласно ст. 1 ФЗ «О Следственном комитете РФ» Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет РФ осуществляет иные полномочия, установленные Федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Полномочия и обязанности Следственного комитета РФ регулируются нормами УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174 - ФЗ (в ред. ФЗ от 3 февраля 2014 № 7-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921; 2014. - № 6. - Ст. 558.; ФКЗ «О чрезвычайном положении» Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. ФЗ от 7 марта 2005 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 23. - Ст.2277; 2005. - № 10. - Ст. 753.; Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии

терроризму» Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. ФЗ от 5 мая 2014 года № 130-ФЗ) // СЗ РФ. - 2006. - № 11. - Ст. 1146; Российская газета. - № 101. - 07. 05. 2014. и другими актами.

Следственный комитет РФ в процессе своей деятельности выполняет следующие полномочия Положение «О Следственном комитете Российской Федерации». Утв. Указом Президента РФ от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (в ред. от 3 марта 2012 года № 297) // СЗ РФ. - 2011. - № 4. - Ст. 572; 2012. - № 12. - Ст. 1391.:

    осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета;

    обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по ее совершенствованию;

    разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных

законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

    принимает участие в проведении по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся сферы деятельности Следственного комитета;

    принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

    взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

    участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

    образовывает координационные, совещательные, консультативные и экспертные советы (комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

    осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации в целях информирования общественности о деятельности Следственного комитета;

    организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

    учреждает в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные издания для опубликования нормативных правовых актов Следственного комитета, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

    обеспечивает внедрение в деятельность Следственного комитета достижений науки, техники и положительного опыта, а также развитие систем связи и автоматизированного управления в системе Следственного комитета;

    участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности, осуществляет полномочия по организации воинского учета сотрудников Следственного комитета;

    организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета, а также осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями.

Взаимодействие Следственного комитета Российской Федерации с общественными объединениями, организациями и средствами массовой информации является реализацией конституционного права ознакомления с

документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы граждан.

К сожалению, общественная деятельность Общественного совета не сформулирована в задачах Следственного комитета, хотя одной из целей Общественного совета при Следственном комитете является защита прав и свобод граждан Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О Следственном комитете Российской Федерации» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2012. - С. 23.. Однако, в задачах Следственного комитета не отмечено, что обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных, правозащитных, религиозных и иных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов в сфере деятельности Следственного комитета. Защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации является ключевым для разработки мер формирования государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Следственный комитет в целях реализации своих полномочий имеет право Положение «О Следственном комитете Российской Федерации». Утв. Указом Президента РФ от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (в ред. от 3 марта 2012 года № 297) // СЗ РФ. - 2011. - № 4. - Ст. 572; 2012. - № 12. - Ст. 1391.:

    запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

    привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

    участвовать в формировании федеральных учетов, баз данных криминалистической, статистической и иной информации и вести их, а также пользоваться в установленном порядке федеральными учетами, базами данных в этой области федеральных органов исполнительной власти.

    осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации.

Создание Следственного комитета РФ влечёт за собой немало новшеств

в правовом регулировании уголовно-процессуальной деятельности. Одно из таких новшеств касается полномочий сотрудников этого органа.

В ст. 7 ФЗ от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», предусмотрено, что сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки. При пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление (п. 2 ч. 1).

На первый взгляд, появление такой нормы представляется вполне разумным. Сотрудникам следственных органов при осуществлении процессуальных полномочий порой действительно приходится действовать «в расположении» подозреваемого, обвиняемого или просто на конституционно охраняемой территории - при производстве обыска, выемки, наложении ареста на имущество и т. п. Указанная норма в такой ситуации легализовала бы процесс попадания сотрудника на подобную территорию.

Однако в приведённой норме ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» есть внутренняя несогласованность, обусловленная необоснованной попыткой соединить в одной норме различные по своей правовой природе положения. С одной стороны, гипотеза нормы недвусмысленно указывает на уголовно-процессуальный характер сферы её применения: речь идёт о её действии при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на сотрудника уголовно-процессуальным

законодательством РФ. С другой стороны, само правило поведения явно выходит за рамки уголовно-процессуальной деятельности и в большей мере характерно для полномочий силовых спецподразделений, регулируемых административным законодательством, - пресечение преступлений, преследование подозреваемых. То есть право входить даётся здесь не для производства обыска, выемки или какого-то иного следственного действия, а для того чтобы схватить подозреваемого, обезоружить его и препроводить к следователю для разбирательства и принятия процессуального решения.

Отмечая внутреннюю противоречивость приведённой нормы, следует обратить внимание на то, что реализация её на практике может повлечь

за собой негативные правовые последствия. Пресечение преступления и преследование подозреваемых - удел оперативных и силовых спецподразделений, предполагающий применение силы, спецсредств, оружия и представляющий собой исполнение процессуального решения.

Сотрудник Следственного комитета, действующий при осуществлении процессуальных полномочий, - лицо процессуальное, в силу чего всякое его действие имеет процессуальное значение. Если он действует в соответствии с законом, то результатом будут доказательства (обвинительные или оправдательные - ход дела покажет). Если он действует с нарушением закона, то результатом тоже будут доказательства, только недопустимые. Особенностью их является то, что они, в соответствии со ст. 75 УПК не имея юридической силы, исключают возможность получения допустимых доказательств и становятся основой для развала обвинения.

Представим, что сотрудник Следственного комитета, преследуя подозреваемого, настиг последнего в его жилище, при этом отобрал у него орудие преступления, оружие, наркотики. Допустим, действовал он при этом на основании п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», предусматривающего право входить в помещения и на участки граждан. А дальше? Дальше нужны доказательства виновности злоумышленника (они же, кстати, будут доказательствами правомерности действий сотрудника Следственного комитета). Где он их возьмёт? Оформит обыск или выемку? Но это будет фальсификация, он не производил этих следственных действий. Проведёт «самодопрос»? Ещё более непонятно. В итоге сотрудник Следственного комитета оказывается в процессуальной ловушке, когда всё, чтобы он ни предпринял, оборачивается недопустимостью полученных им доказательств.

Эту ситуацию можно домысливать в разных направлениях, но итог будет один: для квалифицированного доказывания вины злоумышленника надо, чтобы пресечением преступлений и преследованием подозреваемых занимались специально созданные для этого силовые спецподразделения. А

сотрудник Следственного комитета, действуя в рамках процессуальных полномочий, выяснял соответствующие обстоятельства путём производства следственных и иных процессуальных действий и получения необходимых доказательств.

В Российской Федерации статья 2 Конституции РФ гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина Конституция Российской Федерации. - Москва: Эксмо. - 2017. - С.4.. Немалую роль это играет, когда граждане становятся участниками уголовного судопроизводства, особенно на стадии предварительного расследования. Правосудие по уголовным делам имеет большую значимость. На этой стадии органы предварительного следствия напрямую затрагивают личные права и свободы граждан Российской Федерации, например неприкосновенность имущества и жилища, тайну переписки и переговоров. В соответствие с пунктом 2 статьи 80 Конституции РФ Президент РФ, является гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция Российской Федерации. - Москва: Эксмо. - 2017. - С.23. . Законопроект, принятый в 2010 году об образовании Следственного комитета, а именно Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», является своего рода обеспечением защиты прав граждан за счет беспристрастности и объективности предварительного следствия.

Из истории образования органов предварительного расследования следует, что Следственный комитет начал функционировать, как самостоятельный независимый орган 15 января 2011 года. Положительно оценивая работу Комитета, Президент страны инициировал включение в исключительную подследственность вневедомственного следственного органа преступлений, совершённых в сфере налогообложения, тяжких и особо тяжких преступлений, совершённых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних Берлявский, Л.Г. Следственный комитет Российской Федерации: конституционно-правовые основы организации и деятельности / Л.Г. Берлявский, В.А. Расчетов // Российский следователь. - Юрист. - Москва, 2014. ? № 5 . - С.52?55.. Следственный комитет агитирует и активно привлекает общество к оказанию помощи и содействию в расследовании преступлений через средства массовой информации.

Следственный комитет обеспечивает должное поведение в обществе в соответствие с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, а так же иными актами, изданными государством. При определении правового статуса контрольных и надзорных органов государства большинство ученых характеризуют эти органы понятиями «особый» и «специфический» Шалитаев, В.Ю. Правовой статус Следственного комитета Российской Федерации / В.Ю. Шалитаев // Вестник Университета. - 2014. ? № 15. - С. 324..

Основу правового статуса данного ведомства составляют Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» О Следственном комитете Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер.закон 28.12.2010 № 403-ФЗ // КонсультантПлюс: справ.правовая система / Компания «КонсультантПлюс». (дата обращения: 27.04.17) и Указ Президента Российской Федерации «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14.01.2011 № 38 // Российская газета. - 2011. - 14 января. . Примечательно то, что указанные нормативные документы не раскрывают в полном объеме всю суть данного органа.

Деятельность Следственного комитета регулируется нормами международного права, нормами закрепленными в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О Следственном комитете Российской Федерации», Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении», в Указе Президента РФ «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», а так же нормами Уголовно?процессуального кодекса РФ и многочисленными Приказами Председателя Следственного комитета РФ. Такой объём нормативной базы, является вполне достаточным для нормального функционирования СК РФ.

В Федеральном законе «О Следственном комитете Российской Федерации» перечислены основные задачи государственного органа. К ним относятся такие, как: регистрация и прием сообщений о преступлениях; выявление обстоятельств, которые способствовали совершению преступления; защита прав и свобод человека и гражданина; процессуальный контроль; международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства; формирование статистических отчетов и их предоставление, а так же другие.

Следственный комитет осуществляет свою деятельность, реализуя полномочия в сфере уголовного судопроизводства на основе следующих принципов: своевременный доклад о результатах проделанной работы СК РФ; независимо от иных органов государственной власти осуществлять полномочия в сфере уголовного судопроизводства; предоставить условия для эффективного осуществления полномочий сотрудником СК РФ при этом, не нарушая прав граждан; указания Председателя СК РФ, доводятся до нижестоящих по должности сотрудников, а далее выполняются в строгом и четком порядке.

Следственные органы Российской Федерации сосредоточены на полном, всестороннем и объективном расследовании обстоятельств, которые способствовали совершению преступлений. Для проведения качественного расследования СК РФ осуществляет взаимодействие с органами внутренних дел, главным управлением по контролю за оборотом наркотиков, таможенными органами и иными. Бывают ситуации, когда работники следственных органов незамедлительно должны среагировать на происшествие, для этого существует строго определенная система дежурства в каждом подразделении. Все действия сотрудника СК РФ начиная от приема сообщений о преступлении, проверки, установления обстоятельств, сбор доказательственной информации и заканчивая вынесением обвинительного заключения строго регламентированы и прописаны в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Некоторые действия следователя требуют судебного решения, что своего рода является ограничением полномочий. В деятельности Следственного комитета применяется практика создания следственных групп, когда масштаб работы выходит за пределы возможностей одного сотрудника. Расследование производится в установленные сроки, если в указанный период времени производство процессуальных и иных следственных действий затруднительно, тогда следователь обязан направить соответствующее ходатайство о продлении сроков. Взаимодействовать со средствами массовой информации в целях создания обстановки нетерпимости к преступлениям и иным правонарушениям Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ от 15.01.2011 № 2 // КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «Консультант Плюс». (дата обращения: 27.04.17). В случае, когда происходит утечка информации, составляющей государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, сотрудники СК РФ обязаны провести проверку, а так же привлечь виновное лицо к ответственности. Решения прокурора, с которыми следователь категорически не согласен, обжалуются в порядке, установленном законодательством РФ. Преступления, попадающие под категории тяжких и особо тяжких преступлений, выносят на рассмотрение коллегий следственных органов, если это требуется для решения важных вопросов по расследованию таких дел.

Следственный комитет принимает участие в правотворческой деятельности, посредством разработки нормативно?правовых актом, которые в свою очередь подлежат государственной регистрации и опубликованию, в том порядке, как это установлено законодательством Российской Федерации. В соответствие с Приказом «О взаимодействии Следственного комитета Российской Федерации с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации» основными направлениями взаимодействия полномочного представителя Следственного комитета (далее - Следственный комитет) с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) установить: сопровождение законопроектов, связанных с деятельностью Следственного комитета или подготовленных на основе предложений Следственного комитета; участие в обсуждении законопроектов на заседаниях комитетов, комиссий и экспертных советов Государственной Думы; сбор и обобщение информации о рассмотрении законопроектов в Государственной Думе; обеспечение участия руководителей Следственного комитета в мероприятиях, проводимых Государственной Думой О взаимодействии Следственного комитета Российской Федерации с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ от 10.05.2012 № 23 // КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «Консультант Плюс». (дата обращения: 27.04.17). Нормы, прописанные, в Приказе обеспечивают должный уровень взаимодействия данных органов в сфере правотворчества.

Одной из особенностей деятельности СК РФ, является взаимодействие с ветеранскими организациями. В некоторых подразделениях СК РФ присутствует снижение внимания и значимости такого сотрудничества. Ветеранские организации вносят весомый вклад в деятельность Следственного комитета Российской Федерации (СК России), участвуя в работе по предупреждению и раскрытию преступлений, обучению и воспитанию сотрудников, пропаганде правовых знаний среди населения, формированию в российском обществе позитивного отношения к СК России О взаимодействии с ветеранами Следственного комитета Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ от 02.09.2011 № 134 // КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «Консультант Плюс». (дата обращения: 27.04.17). Согласно нормам настоящего Приказа СК РФ активно участвует в жизни ветеранов, обеспечивая контроль нормальной деятельностью ветеранских организаций, перенимает опыт, привлекает для подготовки учебных материалов и проведения занятий, оказывает правовую помощь и защиту, освещает проблемы ветеранов в средствах массовой информации.

Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации

от 30.09.2011 г. № 137 «О Регламенте Следственного комитета Российской Федерации»1 в целях организации деятельности Следственного комитета Российской Федерации, руководствуясь ст.13 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и п.43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», был принят Регламент Следственного комитета Российской Федерации, устанавливающий общие правила организации деятельности Следственного комитета Российской Федерации Шоронов, О.В. Правовое регулирование деятельности Следственного комитета Российской Федерации [Электронный ресурс] / О.В. Шоронов // «Наука. Общество. Государство»: электрон.журн. - 2016. ? № 1. - Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru. (дата обращения: 27.04.17).

Осуществляя главные задачи предварительного следствия, Следственный комитет взаимодействует совместно с органами дознания, предварительного расследования, правоохранительными органами, экспертными учреждениями и иными структурами.

Строгие требования к срокам и качеству проводимого расследования образуют текучесть кадров, поэтому одной из стратегических задач Следственного комитета, является предупреждение такой проблемы в деятельности.

Согласно Указу Президента Российской Федерации № 38 от 14 января 2011 года «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» были утверждены специальные звания сотрудников Следственного комитета: Генерал юстиции Российской Федерации; Генерал?полковник юстиции; Генерал?лейтенант юстиции; Генерал?майор юстиции; Полковник юстиции; Подполковник юстиции; Майор юстиции; Капитан юстиции; Старший лейтенант юстиции; Лейтенант юстиции; Младший лейтенант юстиции Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14.01.2011 № 38 // Российская газета. - 2011. - 14 января. - С. 1.. Каждый гражданин, желающий стать сотрудником Следственного комитета обязан пройти вступительные испытания и принять присягу. Гражданин решивший заниматься следственной деятельностью, обязан понимать, что к сотрудникам этого ведомства предъявляются особые требования, которым нужно соответствовать. Среди таких требований выделяют: знание законодательства; владение юридическим языком, стрессоустойчивость; дисциплинированность; умение наладить контакт; ответственность; преданность делу; уважение и соответствие своему статусу.

Целью деятельности сотрудников следственных органов, является не только раскрытие тяжких и особо тяжких преступных деяний, но и их предупреждение. Не стоит относить следователя к стороне защиты или обвинения. Главной функцией сотрудника следственного органа, является установление истины по делу, так как следствие служит демократическим началам общества. Так или иначе, осуществляя свои полномочия в целях выполнения задач, стоящих перед предварительным следствием, сотрудник следственных органов ставит свою жизнь в опасность. Несмотря на эффективную работу органа, Следственный комитет несёт потери в лице сотрудников. В связи с исполнением служебных задач с 2007 года по 2014 год во всем аппарате СК РФ погибло 13 сотрудников.

Служба в Следственном комитете исключает возможность участия сотрудников в политических партиях и общественных объединениях, а так же создание таких объединений в структуре Следственного комитета. Сотрудники, осуществляющие свою служебную деятельность, не могут быть связаны решениями объединений и политических партий. Деятельность, которая осуществляется на возмездной основе, ставится под запрет. Исключение составляет научная, педагогическая и иная творческая деятельность.

Сотрудники Следственного комитета обязаны соответствовать занимаемой должности, показывать себя с профессиональной стороны и совершенствовать свои этические, а так же нравственные качества. Храня честь и достоинство, сотрудник Следственных органов завоёвывает доверие, поддержку граждан и общества.

Гражданин Российской Федерации, избравший профессию сотрудника следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, добровольно возлагает на себя обязанность соблюдать требования Присяги, верность служебному долгу, высоконравственные принципы служебной деятельности, дорожить честью представителя государственной власти О вежливом и внимательном обращении сотрудников Следственного комитета Российской Федерации к гражданам [Электронный ресурс]: приказ от 15.01.2011 № 7 // КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «Консультант Плюс». (дата обращения: 27.04.17).

Любой гражданин, находящийся на государственной службе в системе следственных органов, должен понимать основной смысл и содержание деятельности данного органа? защита и охрана прав и свобод населения.

Согласно установленным правилам, сотрудники СК РФ должны служить примером, проявлять дисциплинированность, уважительно относится к закону, и исполнять установленные им нормы. Не выходить за рамки дозволенного, разумно распоряжаться своими полномочиями в рамках законодательства Российской Федерации. Ситуации, в которых сотрудник может подорвать свою репутацию, лучше избегать. Уважение общества и каждого человека в отдельности, а именно его чести и достоинства, не взирая на пол или национальность, является одним из важнейших критериев. Следователь не занимает сторону обвинения или защиты, поэтому его деятельность должна осуществляться беспристрастно, не допуская влияния на его чувства и эмоции. Проявление открытости и доброжелательности однозначно способствует установлению контакта с гражданами. Иначе говоря, любой представитель власти, обладающий правом носить форменную одежду, обязан быть преданным родине, бескорыстно приходить на помощь, хранить верность присяге, отстаивать права граждан, которые нуждаются в защите.

Для служащих в следственных органах не является допустимым нарушение норм и правил, прописанных в законодательных актах, кодексах, приказах и иных нормативно?правовых актах. Недопустимо неуважительное отношение к гражданам, угрозы и применение опасных для жизни и здоровья методов расследования.

Сотрудники СК РФ обязаны добросовестно исполнять свои служебные обязанности, оправдывать посредством своей деятельности, возложенные на них надежды со стороны общества и не забывать, что честь и долг превыше всего.

В целях качественного выполнения задач, стоящих перед предварительным следствием, должны совершенствоваться условия труда сотрудников и оснащение необходимыми средствами.

На службе в органах государственной власти должны находиться качественно подготовленные сотрудники. Следственный комитет не исключение, поэтому в целях отбора квалифицированных кадров и эффективной подготовки резерва, а так же нормально протекающей адаптации к предстоящей работе в следственных органах, СК РФ организует работу с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета. Перед тем, как назначить гражданина общественным помощником, проводится тщательная проверка на соответствие требованиям. Руководство СК РФ осуществляет контроль за действиями общественных помощников и качеством проделанной работы. Каждому гражданину, назначенному общественным помощником выдается удостоверение. Помощники следователя, которые показали себя с положительной стороны и качественно выполняли порученные задания, могут быть зачислены в резерв с последующим трудоустройством. Такая практика необходима для лиц, готовящихся пополнить ряды следственных органов. Она даёт возможность проверить, на сколько человек готов к такой работе психологически и сможет применять на практике свои знания.

К осуществлению деятельности общественного помощника может быть допущено дееспособное физическое лицо: имеющее гражданство Российской Федерации; достигшее возраста 18 лет; имеющее юридическое образование либо имеющее среднее образование и являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией; в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям); которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий); годное по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя; имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного органа СК России на общественных началах Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ от 04.05.2011 № 74 //КонсультантПлюс: справ.-правовая система / Компания «Консультант Плюс». (дата обращения: 27.04.17).

Деятельность, осуществляемая общественными помощниками, не оплачивается, является добровольной. Допуск на мероприятия, где присутствует риск для жизни и здоровья общественных помощников запрещен. Общественный помощник не может принимать участие в деле в качестве участника уголовного судопроизводства.

Таким образом, правовые основы Следственного комитета Российской Федерации составляют нормы, прописанные в законодательной базе, которая регулирует деятельность Следственного комитета, а так же полномочия осуществляемые сотрудниками в пределах их компетенции. Сюда следует отнести Федеральный закон «О следственном комитете РФ», Указ Президента РФ «Вопросы деятельности Следственного комитета РФ», Федеральный Конституционный закон «О чрезвычайном положении», Приказы Председателя СК РФ, Уголовно-процессуальный кодекс, нормы международного права.

Для оценки законодательной базы, было осуществлено обращение в Управление Министерства юстиции по Вологодской области с просьбой предоставить информацию о мониторинге обновления законодательной базы, регулирующей деятельность СК РФ. Такую информацию работники управления предоставить не смогли, так как мониторинг законодательства СК РФ не проводился последние 3?4 года. Поэтому автором данной работы были самостоятельно проанализированы нормативные документы, размещенные на официальном сайте СК РФ и основной Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», а именно их изменение и издание новых нормативно-правовых актов.

Нормативная база, регулирующая деятельность СК РФ, является достаточной по объему для нормального функционирования данного ведомства. Об этом свидетельствует отсутствие тенденции частого появления новых нормативных актов. Просматривая нормативную базу СК РФ, можно выявить, что наибольший объем изданных актов Председателем СК РФ приходится на первые два года существования СК РФ, как самостоятельного ведомства. За последний год работы было издано пять актов. В Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», который является основой деятельности, изменения вносятся ежегодно, но не чаще двух или трех раз в год. Следовательно, Следственный комитет не нуждается в постоянном обновлении нормативной базы, а значит, справляется с поставленными перед ним задачами и качественно выполняет свои функции.

Основными направлениями деятельности Следственного комитета РФ, являются качественное и добросовестное расследование преступлений, предупреждение новых преступлений, защита прав и свобод граждан, возмещение ущерба, соблюдение прав граждан при производстве предварительного расследования, организация процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства, сотрудничество международно-правового характера.

Историческим моментом, явилось принятие решения 15 августа 2016 года Верховным судом Российской Федерации об отмене самого первого Приказа Председателя СК РФ «Об организации процессуального контроля в РФ». Причиной стало выявление проблемы о нежелании руководителей следственных органов расследовать преступления, которые совершались следователями, находящимися в подчинении. В одном из пунктов было прописано, что жалобы граждан на действия либо бездействия следователей рассматривает руководитель, в чьем подчинении находится следователь. Получается, что рассмотрение такой жалобы возможно в одной инстанции. В то время, как Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает подачу такой жалобы руководителю вышестоящего органа и так далее, вплоть до Председателя СК РФ.

На данном этапе в этом направлении произвели работу над недочетами. В январе 2017 года подписали новый Приказ Следственного комитета РФ «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации» от 09.01.2017 № 2. В Минюсте Российской Федерации данный нормативно-правовой акт зарегистрировали 28 апреля 2017 года, который вступил в силу 13 мая 2017 года.

Рассматривая данное явление, можно сделать следующий вывод: органы государственной власти незамедлительно и в небольшие промежутки времени вносят коррективы в деятельность Следственного комитета, совершенствуя структуру органов предварительного следствия, тем самым показывая большую значимость и роль данного ведомства в Российской Федерации.

Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете Российской Федерации и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

Основными задачами Следственного комитета являются:

оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина; осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств; осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства; разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве; совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о ледственной работе, процессуальном контроле.

3.5.28. Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами. Следственный комитет имеет официальные символы, учреждаемые Президентом Российской Федерации. Следственный комитет выпускает специальные издания.

3.5.29. Правовая основа деятельности Следственного комитета. Правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.


3.5.30. Международное сотрудничество. Следственный комитет в пределах своих полномочий взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

3.5.31. Принципы деятельности Следственного комитета. Следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета. Следственные органы и учреждения Следственного комитета: осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации; действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности. Следственный комитет, Главное военное следственное управление, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе подразделения указанных управлений по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета и учреждения Следственного комитета являются юридическими лицами. Следственный комитет, указанные следственные органы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета и учреждения Следственного комитета имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием. Сотрудники Следственного комитета не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещаются. Сотрудники Следственного комитета в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений. Сотрудники Следственного комитета не вправе совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Сотрудники Следственного комитета не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их филиалов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

3.5.32. Недопустимость вмешательства в деятельность Следственного комитета. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на сотрудника Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования в какой-либо форме его процессуальной деятельности влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Сотрудники Следственного комитета не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дела и материалы Следственного комитета, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, предоставляются для ознакомления в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации Данные проверок и предварительного расследования, проводимых Следственным комитетом, могут быть преданы гласности лишь с разрешения сотрудника Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.5.33. Обязательность исполнения требований сотрудников Следственного комитета. Сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе: беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела; входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление; требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций, указанных в пункте 1 настоящей части, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов; вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства. Требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществления других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые для осуществления возложенных на следственные органы и учреждения Следственного комитета полномочий, предоставляются по требованию сотрудника Следственного комитета безвозмездно.

Неисполнение законных требований сотрудника Следственного комитета или уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

3.5.34. Участие руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя в заседаниях органов государственной власти, органов местного самоуправления и в рассмотрении представлений. Председатель Следственного комитета, его заместители и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном регламентами или иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок деятельности указанных органов. Руководители следственных органов Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, приравненные к ним руководители следственных органов Следственного комитета, их заместители и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе присутствовать на заседаниях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном регламентами или иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок деятельности указанных органов. Руководители следственных органов Следственного комитета, их заместители или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета, также следователи вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и рассмотрении иной информации следственных органов Следственного комитета. В течение одного месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и о результатах должно быть сообщено в письменной форме руководителю следственного органа Следственного комитета.

3.5.35. Участие Следственного комитета в координации деятельности по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью. Руководители следственных органов Следственного комитета или по их поручению другие сотрудники Следственного комитета вправе участвовать в координационных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью, координационных совещаниях по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации, рабочих группах, представлять необходимую статистическую и иную информацию в целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Следственный комитет при раскрытии и расследовании преступлений взаимодействует с правоохранительными органами, органами предварительного расследования и органами дознания.

3.5.36. Участие Следственного комитета в правотворческой деятельности. Следственный комитет разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности. Руководитель следственного органа Следственного комитета вправе разрабатывать предложения о совершенствовании законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

3.5.37. Рассмотрение в следственных органах и учреждениях Следственного комитета заявлений, иных обращений и жалоб. В следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Решение, принятое руководителем следственного органа Следственного комитета или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица к прокурору или в суд. Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Ответ на заявление, обращение, жалобу должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления, обращения или жалобы отказано, подавшему их лицу должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения и его право обжаловать соответствующее решение в суд. В случае если в ходе проверки обращения о правонарушении будет установлено отсутствие в деянии состава преступления, но наличие в нем признаков административного правонарушения, руководитель следственного органа Следственного комитета направляет соответствующие материалы в орган, должностному лицу, в компетенцию которых входит решение вопроса о привлечении к ответственности лица, совершившего такое правонарушение.

3.5.38. Система Следственного комитета и организация деятельности Следственного комитета

В систему Следственного комитета входят: центральный аппарат Следственного комитета;

2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитет; следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета;

В центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения (в том числе по федеральным округам) в соответствии с Положением о Следственном комитете Российской Федерации. В системе Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться научные и образовательные учреждения, а также иные организации, необходимые для обеспечения его деятельности. В следственных органах Следственного комитета и их подразделениях, а также учреждениях Следственного комитета образуются в соответствии с перечнями (штатами) должности руководителей следственных органов Следственного комитета и соответствующих подразделений, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов и другие должности. В Следственном комитете образуется коллегия в составе Председателя Следственного комитета (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии Следственного комитета (за исключением лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации. Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) следственных органов Следственного комитета, а также создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) учреждений Следственного комитета осуществляются Председателем Следственного комитета в соответствии с Положением о Следственном комитете Российской Федерации. Следственный комитет возглавляет Председатель Следственного комитета, который несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Председатель Следственного комитета назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Председатель Следственного комитета ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности. Председатель Следственного комитета: организует работу Следственного комитета; издает организационно-распорядительные документы в форме приказов, распоряжений, указаний, утверждает положения и инструкции по вопросам деятельности Следственного комитета, обязательные для исполнения всеми его сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками; утверждает в пределах своей компетенции структуру и штатное расписание центрального аппарата, следственных органов и учреждений Следственного комитета;

осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В отсутствие Председателя Следственного комитета или в случае невозможности исполнения им своих служебных обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель Председателя Следственного комитета, а в отсутствие Председателя Следственного комитета и его первого заместителя или в случае невозможности исполнения ими своих служебных обязанностей – один из заместителей Председателя Следственного комитета в соответствии с распределением служебных обязанностей. Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей. Количество заместителей Председателя Следственного комитета устанавливается Президентом Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета.

3.5.39. Служба в Следственном комитете. Правовое положение сотрудников Следственного комитета. Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Должности в военных следственных управлениях Следственного комитета, военных следственных отделах Следственного комитета могут замещаться военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Порядок прохождения ими военной службы в Следственном комитете регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отдельные должности в Следственном комитете могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Председатель Следственного комитета, заместители Председателя Следственного комитета, руководители главных следственных управлений, следственных управлений по субъектам Российской Федерации, их первые заместители и заместители, приравненные к ним руководители и их заместители, иные должностные лица, для должностей которых перечнем предусмотрены высшие специальные звания, назначаются на должности и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности, осуществляется Председателем Следственного комитета с разрешения Президента Российской Федерации. Срок исполнения обязанностей по указанной должности не может превышать шесть месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по такой должности осуществляется Председателем Следственного комитета.

3.5.40. Требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, принимаемым на службу в Следственный комитет. Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности следователей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных следственных подразделений Следственного комитета в исключительных случаях могут назначаться граждане, обучающиеся по юридической специальности в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений. На отдельные должности федеральной государственной службы в Следственном комитете могут назначаться граждане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего профессионального образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования и соответствующего замещаемой должности. Гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он: признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении него осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием; отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности федеральной государственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой им должности связано с использованием таких сведений; имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в Следственный комитет или ее прохождению и подтвержденное заключением медицинского учреждения, данным в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;

состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета и если замещение должности федеральной государственной службы или федеральной государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; вышел из гражданства Российской Федерации; имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в Следственный комитет; не представил установленные сведения или представил заведомо ложные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей; не соблюдал ограничения и не исполнял обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Граждане, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по целевому направлению Следственного комитета за счет средств федерального бюджета, обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами пройти службу в следственных органах или учреждениях Следственного комитета не менее пяти лет. В случае увольнения из следственных органов или учреждений Следственного комитета до истечения указанного срока (за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением (ликвидацией) следственного органа Следственного комитета или упразднением (ликвидацией) учреждения Следственного комитета, сокращением численности или штата сотрудников Следственного комитета) указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение. На должности руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, в судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается. 7. На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органах исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, в судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

Председатель Следственного комитета вправе в исключительных случаях назначать на должности руководителей следственных органов Следственного комитета, лиц, имеющих опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти.

Требования, установленные частью 4 статьи 16Федерального закона, Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О , распространяются также при принятии на должности федеральной государственной гражданской службы и на работу в Следственный комитет по трудовому договору.

3.5.41. Ограничения, испытание, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в Следственном комитете. На сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также соответственно Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

3.5.42. Испытание при приеме на службу в Следственный комитет. Для граждан, впервые принимаемых на службу в Следственный комитет, за исключением граждан, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования Следственного комитета, в целях проверки их соответствия замещаемой должности может предусматриваться испытание. Срок испытания устанавливается продолжительностью до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем следственного органа или учреждения Следственного комитета, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность. Срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен по соглашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда гражданин, проходящий испытание, отсутствовал на службе по уважительным причинам. Граждане, указанные в части 1 статьи 18, Федерального закона, Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О, назначаются на соответствующую должность без присвоения специального звания. При неудовлетворительном результате испытания гражданин может быть уволен со службы в Следственном комитете или по согласованию с ним переведен на другую должность. Если срок испытания истек, а гражданин продолжает исполнять возложенные на него служебные обязанности, он считается выдержавшим испытание и дополнительное решение о его назначении на должность не принимается.

Статья 38. Система военных следственных органов Следственного комитета

1. Военные следственные органы Следственного комитета осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

1.1. Систему военных следственных органов Следственного комитета составляют Главное военное следственное управление Следственного комитета, военные следственные управления Следственного комитета по военным округам, флотам и другие военные следственные управления Следственного комитета, приравненные к главным следственным управлениям и следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, военные следственные отделы по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета, приравненные к следственным отделам и следственным отделениям Следственного комитета по районам, городам.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

2. Создание, реорганизация и упразднение военных следственных органов Следственного комитета, определение их структуры и штатов осуществляются Председателем Следственного комитета в пределах своей компетенции.

3. В военных следственных органах Следственного комитета Председателем Следственного комитета могут создаваться следственные отделения и следственные участки.

4. В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют другие следственные органы Следственного комитета, а также за пределами территории Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций по исполнению законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве может быть возложено Председателем Следственного комитета на военные следственные органы Следственного комитета.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года статья 39 будет дополнена частью 1.1.

Статья 39. Кадры военных следственных органов Следственного комитета

1. На должности сотрудников военных следственных органов Следственного комитета назначаются граждане, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие воинское звание офицера и отвечающие требованиям, установленным статьей 16 настоящего Федерального закона.

2. По решению Председателя Следственного комитета или с его согласия на должности сотрудников военных следственных органов Следственного комитета могут быть назначены гражданские лица.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года в части 3 статьи 39 слова "службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах" будут заменены словами "военную службу".

3. Офицеры военных следственных органов Следственного комитета имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", обладают правами, установленными Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и настоящим Федеральным законом. По их выбору им предоставляются правовые гарантии и компенсации по основанию, предусмотренному настоящим Федеральным законом или Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года часть 4 статьи 39 будет изложена в новой редакции.

4. Определение офицеров (поступление граждан на военную службу) в военные следственные органы Следственного комитета и увольнение с военной службы производятся по представлению Председателя Следственного комитета или заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации - руководителя Главного военного следственного управления Следственного комитета.

5. Увольнение с военной службы высших офицеров, проходящих службу в военных следственных органах Следственного комитета, производится Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года часть 6 статьи 39 будет признана утратившей силу.

6. Должности сотрудников военных следственных органов Следственного комитета и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года часть 7 статьи 39 будет изложена в новой редакции.

7. Присвоение воинских званий сотрудникам военных следственных органов Следственного комитета производится по представлению руководителя соответствующего военного следственного органа Следственного комитета в порядке, установленном для военнослужащих. Воинские звания высших офицеров присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета.

8. Воинские звания офицеров военных следственных органов Следственного комитета соответствуют специальным званиям сотрудников Следственного комитета.

9. Офицерам военных следственных органов Следственного комитета (до полковника юстиции включительно), уволенным с военной службы и поступившим на службу в следственные органы Следственного комитета, присваиваются соответствующие их воинским званиям специальные звания. Сотрудникам Следственного комитета, имеющим специальные звания (до полковника юстиции включительно), при поступлении на военную службу присваиваются соответствующие этим званиям воинские звания.

10. Аттестация сотрудников военных следственных органов Следственного комитета производится в порядке, установленном Председателем Следственного комитета, с учетом особенностей прохождения военной службы.

11. Сотрудникам военных следственных органов Следственного комитета с учетом их профессионального опыта и квалификации присваиваются квалификационные классы в порядке, установленном Председателем Следственного комитета.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года в части 12 статьи 39 второе предложение будет изложено в новой редакции.

12. Сотрудники военных следственных органов Следственного комитета поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Право поощрения сотрудников военных следственных органов Следственного комитета и применения к ним дисциплинарных взысканий имеют только руководители вышестоящих военных следственных органов Следственного комитета и Председатель Следственного комитета.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года часть 13 статьи 39 будет изложена в новой редакции.

13. Численность военнослужащих и гражданского персонала выделяется военным следственным органам Следственного комитета за счет и пропорционально численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Численность военнослужащих и гражданского персонала военных следственных органов Следственного комитета включается в штатную численность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Статья 40. Материальное и социальное обеспечение военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета

1. На военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии для военнослужащих, порядок их пенсионного обеспечения (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"), медицинского и иного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

2. Денежное довольствие военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета состоит из оклада по должности; оклада по воинскому званию; надбавки за особый характер службы (в размере 50 процентов оклада по должности); надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы; процентной надбавки за выслугу лет (в размере, предусмотренном частью 5 статьи 35 настоящего Федерального закона); надбавок за ученую степень и ученое звание, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", за нагрудный знак "Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации" (в размерах, предусмотренных частями 8 и 9 статьи 35 настоящего Федерального закона); иных надбавок и выплат, предусмотренных для военнослужащих.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года в части 3 статьи 40 второе предложение будет изложено в новой редакции.

3. Оклады по должности военнослужащим военных следственных органов Следственного комитета устанавливаются в соответствии с частью 3 статьи 35 настоящего Федерального закона с применением коэффициента 1,5, который не учитывается при исчислении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Выплата денежного довольствия производится Министерством обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

4. Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы устанавливается по решению руководителя военного следственного органа Следственного комитета с учетом объема работы и результатов службы каждого военнослужащего военного следственного органа Следственного комитета в размере до 50 процентов оклада по должности.

5. Военнослужащим военных следственных органов Следственного комитета, имеющим право на пенсию за выслугу лет, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному довольствию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.

КонсультантПлюс: примечание.

Организацией сыска занимается Следственный комитет. Это крупная структура правоохранительных органов, входящая в систему исполнительной власти. Про работу будет подробно рассказано в нашей статье.

Правовой статус СК РФ

Следственный комитет - это относительно молодой орган. Появился он только в 2011 году. До этого существовал лишь особый комитет, зависимый от прокуратуры. До 2007 года понятия "следственный комитет" и вовсе не существовало - всеми сыскными функциями занималась прокуратура.

Согласно закону, СК РФ осуществляет ряд полномочий в области уголовного судопроизводства. Это крупная государственная военизированная организация. Сотрудники СК РФ имеют право носить с собой боевое оружие.

Основной задачей следственных органов является организация На данный момент во всей системе СК РФ работает около 35 тыс. человек. Системным руководителем является Александр Иванович Бастрыкин. Первый его заместитель - Василий Иванович Пискарев.

Принципы деятельности СК РФ

Следственный комитет - это важнейшая правоохранительная структура, состоящая из множества учреждений, институтов и отделений. Столь крупная система должна функционировать на основе строгих принципов. Согласно статье 5 ФЗ "О Следственном комитете", рассматриваемая система органов реализует свои функции на основе принципов законности, гуманности и гласности. Основной задачей СК РФ является защита свобод, интересов и прав человека и гражданина. Следственным органам необходимо поддерживать постоянные связи с прочими федеральными органами власти, в особенности с прокуратурой.

Большое количество принципов касаются сотрудников Следственного комитета. Так, работники не имеют права совмещать свою основную деятельность с любой другой работой, имеющей возмездную основу. Запрещается входить в состав органов управления, наблюдательных советов, иностранных организаций и прочих инстанций, предусмотренных российским законодательством.

Функции СК РФ

Чем занимаются сотрудники Следственного комитета? Ответ на этот вопрос дает соответствующий Федеральный закон, в котором подробно регламентированы все обязанности, полномочия и задачи работников правоохранительной системы. При этом зависит здесь все от ранга сотрудника, его статуса, а также от положений трудового договора. Однако все же можно выделить наиболее общие функции СК РФ.

Первая задача органа - это проведение доследственных проверок по сообщениям, постоянно поступающим в СК РФ. Анонимные звонки о минировании, заявления о совершении преступных деяний, материалы дела из прокуратуры - все это должно тщательно разбираться сотрудниками следственных органов. Вторая важная задача - осуществление предварительного следствия. Причем дела, которые разбирает СК РФ, должны носить только уголовный характер. Все происходит в строгом соответствии с законодательством.

Реализация криминалистического сопровождения во время расследования преступлений является третьей задачей органов СК РФ. Собираются улики, происходит опрос свидетелей, ведется диалог с подозреваемым и т.д. Особое место здесь занимает судебно-экспертная деятельность - важнейшая функция процессуального контроля.

Таким образом, работникам Следственного комитета точно есть чем заняться. К тому же Россия, несмотря на громадную полицейскую структуру, является довольно криминализированным государством. СК РФ - орган особой важности, получающий свое постоянное развитие.

Председатель СК РФ

Следственный комитет - это широчайшая система органов со сложной структурой. Начать характеристику внутреннего устройства этой системы следует с рассказа о председателе СК РФ.

Еще с момента создания самого органа, в 2011 году во главе Следственного комитета был поставлен Александр Иванович Бастрыкин - юрист и генерал юстиции. Функции председателя указаны в статье 13 ФЗ "О следственном комитете". Первой и основной его задачей является организация работы всей системы СК РФ. Помимо этого, председатель имеет право на изменение работы органа. Все изменения должны носить прогрессивный характер: например, могут смениться заместители, пересмотру подвергнуться системные инструкции и планы, модернизируется штатное расписание и т.д.

Председатель СК имеет нескольких заместителей - одного основного и пятерых дополнительных. Все эти лица образуют собой высший начальствующий состав. У каждого заместителя есть свой специфический набор полномочий.

Управление СК РФ

О системе следственных органов Следственного комитета РФ рассказывается в статье 12 соответствующего Федерального закона. Согласно ему, в систему СК РФ входят следующие инстанции:

  • Центральный аппарат. Здесь заседают председатель, его заместители и председатели от округов.
  • Территориальные отделы следствия, в том числе военные. Деление происходит по окружному, межрегиональному, региональному и районному уровням.

Таким образом, в общую систему СК входят федеральные и региональные структуры. В центральном управлении есть инспекторские, финансовые, кадровые, военные, процессуальные и документационные виды управления.

Образовательные учреждения, готовящие будущих сотрудников следственной системы, также входят в структуру СК РФ. Здесь же находятся некоторые научные инстанции.

Таким образом, Следственный комитет - это широкая и сложная система, имеющая множество отраслей и ответвлений. Во многом, именно из-за этого СК РФ был в свое время отделен от прокуратуры.

Сотрудники СК РФ

Разобрав понятие, цели и функции Следственного комитета, следует перейти к характеристике его работников. Известно, что сотрудником рассматриваемой системы можно стать лишь при наличии юридического образования.

Более того, необходимо отвечать некоторым критериям по физическому и психическому здоровью. Не может быть принят на службу недееспособный, имеющий непогашенную судимость, а также тяжело больной гражданин. Помимо этого, доступ на службу закрыт близким родственникам сотрудников СК РФ.

При приеме на работу проводится специальное испытание. В течение шести месяцев работник исполняет законные требования своего начальства. При удовлетворительном результате гражданин будет принят на работу. Перед началом работы сотрудник обязан принести присягу.