«организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций «организация и проведение аварийно-спасательных. Организация и проведение аварийно-спасательных работ Проведение мероприятий медицинской защиты

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, по локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Аварийно-спасательные работы проводятся с целью поиска и эвакуации людей за пределы зон действия опасных и вредных для жизни и здоровья факторов, оказания первой помощи пострадавшим и эвакуации их в лечебные учреждения.

К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горно-спасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.

Неотложные работы проводятся, как правило, в целях блокирования, локализации или нейтрализации источников опасности, снижения интенсивности, ограничения распространения и устранения действий поражающих факторов в зонах применения современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Эти работы предназначены для обеспечения успешного проведения спасательных работ. Их содержанием может являться:

  • устройство безопасных проездов в завалах и на заражённых участках местности;
  • локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и других сетях в интересах ведения спасательных работ;
  • укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ;
  • ремонт и восстановление повреждённых и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
  • обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;
  • ремонт и постепенное восстановление повреждённых защитных сооружений.

Аварийно-спасательные и неотложные работы характеризуются большим объёмом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и большим напряжением сил личного состава формирований, привлекаемых для их проведения. Они проводятся, как правило, в условиях сильных разрушений, массовых пожаров, заражения атмосферы и местности и при воздействии других неблагоприятных факторов.

Завалы, образовавшиеся в результате разрушений, могут перекрыть выходы из защитных сооружений, затруднить ввод сил гражданской обороны в очаг поражения, снизить их манёвренность, затруднить выход к объектам спасательных работ.

Заражение атмосферы и местности вызовет необходимость ведения работ в средствах индивидуальной защиты (противогазах, защитных комбинезонах и др.). Это будет затруднять организацию и ведение работ, потребует более частой смены работающих формирований из-за опасности облучения личного состава сверхдопустимыми дозами и повышенной утомляемости.

Проведение мероприятий медицинской защиты

Мероприятия медицинской защиты в зонах чрезвычайных ситуаций проводятся с целью предотвращения или снижения тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей от воздействия последствий применения средств поражения и опасных факторов стихийных бедствий, производственных аварий и техногенных катастроф.

Эти цели достигаются применением профилактических медицинских препаратов (например, антидотов (противоядий) и др.) и с помощью своевременного оказания медицинской помощи поражённым гражданам.

Первая помощь пострадавшим до их эвакуации в лечебное учреждение оказывается непосредственно в очагах поражения в ходе спасательных и других неотложных работ. Оказание первой помощи осуществляется с участием заранее сформированных из населения санитарных постов и санитарных дружин, в состав которых входят лица, специально обученные общим приёмам оказания первой помощи.

Первая помощь оказывается пострадавшим непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации. Её оказывают лица, специально обученные общим приёмам оказания первой помощи.

Выводы

  1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах чрезвычайных ситуаций проводятся с целью срочного оказания помощи населению.
  2. Аварийно-спасательные работы проводятся для того, чтобы ограничить масштабы чрезвычайной ситуации или локализовать её.
  3. Задачами других неотложных работ является устранение аварий и повреждений в целях предотвращения увеличения человеческих жертв и материальных потерь от пожаров, аварий, обвалов, обрушений и т. д.

Вопросы

  1. С какой целью проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах чрезвычайных ситуаций? Обоснуйте свой ответ.
  2. Какие мероприятия проводятся при аварийно-спасательных работах?
  3. Какие мероприятия проводятся при выполнении неотложных работ?
  4. Что, на ваш взгляд, является первоочередной задачей спасателей при прибытии в зону чрезвычайной ситуации? Продумайте и обоснуйте свой ответ.

Задания

  1. Подготовьте устное сообщение на тему «Организация и предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной природной ситуации».
  2. С помощью Интернета и средств массовой информации подберите примеры вывода (вывоза) гражданского населения из зон чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  3. Подготовьте сообщение на тему «Неотложные работы в жилом доме после взрыва бытового газа».
  4. Подготовьте сообщение на тему «Аварийно-спасательные работы в зоне наводнения» (на примере наводнений в Ленске или других местностях).

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) является одной из основных задач ГО и РСЧС в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;

розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;

вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;

вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;

санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.

В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход в зависимости от обстановки, предусмотрена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения: первая медицинская и первая врачебная помощь, оказываемая непосредственно в зоне бедствия, а также специализированная помощь и стационарное лечение за пределами района аварии (в лечебных учреждениях).

Для эвакуации пострадавших установлены определенные правила. В первую очередь на транспорт грузят тяжелораненых, а затем пораженных средней тяжести, которые могут ехать сидя, последними – легкопораженных.

Основное требование к организации первой медицинской помощи – оказывать ее максимальному числу пострадавших в минимально короткие сроки и осуществлять их эвакуацию в лечебные учреждения.

Другие неотложные работы – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;

укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;

ремонт и восстановление разрушенных линий вязи и коммунально-энергетических сетей;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;

ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, вида применяемого оружия и масштаба военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения.

В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР.

Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

В планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС (планах ГО) предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий. Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновения ЧС и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.

В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные, специальные и ведомственные формирования. В их состав могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России. Основу группировки сил для проведения АСДНР при ведении ГО составляют войска ГО и нештатные формирования ГО. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.

Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.

Второй эшелон – для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.

Резерв – для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.

Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.

Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.

Для обеспечения беспрепятственного продвижения группировки сил к очагу поражения (участкам работ) по решению председателя КЧС или начальника ГО создаются отряды обеспечения движения (ООД) по одному на маршрут. Основу ООД составляет сводный отряд (команда), усиленный формированиями служб (разведывательными, противопожарными, инженерными, радиационной и химической защиты).

ООД восстанавливает разрушенные участки дорог и мосты, при необходимости организует объезды, проводит обеззараживание участков дорог и др. работы.

Успешное проведение АСДНР достигается:

своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку;

быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;

высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава;

знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при проведении работ;

заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения АХОВ, мест расположения и характеристики защитных сооружений;

непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, привлекаемых к работам, и всесторонним их обеспечением.

Заблаговременная подготовка в стране к ликвидации возможных

чрезвычайных ситуаций организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, установленными Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на основе соответствующих программ и планов.

Основными заблаговременными мероприятиями, обеспечивающими создание действенных предпосылок для успешной ликвидации чрезвычайных ситуаций, являются:

подготовка должностных лиц, органов управления, формирований и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

создание группировок сил, нацеленных на защищаемые территории;

проведение необходимого технического оснащения органов управления и сил РСЧС;

поддержание в готовности органов управления, сил и средств РСЧС;

создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

планирование возможных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация взаимодействия между подсистемами и звеньями РСЧС;

осуществление постоянного контроля за обстановкой в стране (регионе, на территории субъекта Российской Федерации), связанной с чрезвычайными ситуациями.

Успех ликвидации чрезвычайной ситуации в решающей степени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС, эффективности управления проведением аварийно- спасательных и других неотложных работ.

В основе организации этих работ лежат заблаговременно разработанные планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций для соответствующий территории, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки и анализа возможных решений на проведение работ.

В целях согласования содержания планов исходные данные необходимые для планирования доводятся до подведомственных органов управления и сил РСЧС. Со стороны вышестоящих органов управления РСЧС осуществляется методическое руководство планированием. Разработанные проекты планов рассматриваются, согласовываются и утверждаются председателями соответствующих вышестоящих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

В региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разрабатываются планы действий (взаимодействия), являющиеся составными частями федерального плана по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в границах региона и органами военного командования. В соответствии с решением начальников РЦ МЧС России, в спасательных воинских формированиях, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций и размещенных на территории региона, разрабатываются применительно к обслуживающим территориям планы приведения в готовность и планы действий.

Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Для проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ в зависимости от характера и масштаба чрезвычайной ситуации и конкретных потребностей в тех или иных силах могут привлекаться:

федеральные, региональные и территориальные поисково- спасательные отряды и службы МЧС России;

спасательные воинские формирования, подразделения и формирования гражданской обороны;

военизированные и невоенизированные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные и специализированные формирования министерств, ведомств Российской Федерации;

штатные и нештатные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

противопожарные части и подразделения ГПС МЧС России, других министерств и ведомств Российской Федерации;

специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, поисково- спасательные подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска и воинские формирования;

подразделения Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.

Привлечение сил различной принадлежности для ликвидации

чрезвычайных ситуаций проводится в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, положениями о территориальных и функциональных подсистемах РСЧС, положениями, руководствами и соглашениями о взаимодействии между министерствами и ведомствами Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Привлечение поисково-спасательных служб и аварийных

формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в

соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые предусматривают применение этих сил на определенных объектах и территориях, планами взаимодействия, которые предусматривают возможность использования этих сил на других объектах и территориях и в соответствии со специальными решениями, обусловленными возникшей необходимостью использовать эти силы во внеплановом порядке.

Решение на привлечение аварийно-спасательных служб и аварийных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций принимаются уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Ведомственные аварийно-спасательные, аварийно-

восстановительные и специальные формирования привлекаются к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с заранее разработанными планами взаимодействия, решением председателей ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям, в том числе по запросам территориальных и местных КЧС и ОПБ..

Спасательные воинские формирования постоянной готовности, а также сводные мобильные отряды соединений и воинских частей, которые в мирное время содержатся в сокращенном составе, привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций решением Министра МЧС России.

При внезапном возникновении чрезвычайной ситуации на территории региона части гражданской обороны (сводные мобильные отряды воинских частей) могут задействоваться решением начальника соответствующего РЦ МЧС России с немедленным докладом Министру МЧС России.

На период выполнения аварийно- спасательных и других неотложных работ спасательные воинские формирования могут передаваться в оперативное подчинение руководителю ликвидации ЧС или КЧС и ОПБ на соответствующих территориях или объектах.

Специально подготовленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций силы Министерства обороны Российской Федерации (соединения, воинские части и подразделения инженерных войск, войска радиационной, химической и биологической защиты, аварийно- спасательные подразделения), другие воинские формирования привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций организуется и осуществляется в соответствии с решением руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций и решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, которые являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации. На отдельных участках зоны чрезвычайной ситуации в ходе аварийно- спасательных и других неотложных работ решения в соответствии с поставленными задачами и выводами из оценки обстановки, сложившейся на участках их действий, принимают руководители (начальники) действующих там формирований (подразделений). Руководители всех уровней несут личную ответственность за принимаемые решения, использование подчиненных сил и результаты работ.

| Организация и ведение аварийно - спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций

Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс

Урок 19
Организация и ведение
аварийно - спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций




Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.

Для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, медицинской и других видов помощи, создания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности организуют и проводят неотложные работы.

Обеспечение действий сил гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований достигается проведением комплекса мер, указанных на схеме 23.

Разведка - это совокупность мероприятий по сбору данных, необходимых для оценки обстановки и принятия решения.

Задачи разведки:

Определение зоны и характера чрезвычайной ситуации;
- определение мест нахождения пострадавших и их состояния;
- установление степени радиоактивного, химического, биологического заражения;
- оценка состояния объектов (строения, инженерные коммуникации, линии связи, источники воды) в зоне чрезвычайной ситуации;
- выявление очагов пожаров;
- определение подъездных путей к месту работ и путей эвакуации пострадавших и населения;
- определение плана проведения поисково-спасательных работ.

Разведку проводят наземным, воздушным, водным и подземным способами.

Для обозначения зоны чрезвычайной ситуации, характера и уровня заражения устанавливают специальные щиты со съемными карточками, на которые наносят информацию (рис. 41). Для этой же цели используют также стены, конструкции, заборы, стволы деревьев, дорожные знаки (рис. 42).

Транспортное обеспечение включает в себя определение объема и характера перевозок, учет всех видов транспорта, определение сроков и мест погрузки и разгрузки, маршрутов, организацию контрольных пунктов и фиксацию сроков их прохождения, резерв транспортных средств.

Инженерное обеспечение решает задачи по выполнению специальных инженерных работ, применению средств механизации, оборудованию в местах ведения работ пунктов водоснабжения и обеспечения водой.

Дорожное обеспечение возложено на отряды обеспечения движения, которые к указанному сроку готовят маршруты для пропуска транспорта и техники, поддерживают дороги в рабочем состоянии.

Гидрометеорологическое обеспечение предусматривает передачу органам управления и командирам формирований сведений о состоянии и прогнозе погоды в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.

На техническое обеспечение возложены проведение технического обслуживания машин и механизмов, ремонт их на месте и на ремонтных предприятиях, а также обеспечение запасными частями и агрегатами.

В сферу материального обеспечения входят снабжение спасательных формирований продовольствием, питьевой водой, средствами и имуществом противохимической, противорадиационной и медицинской защиты, специальной одеждой, строительными материалами, топливом и смазочными материалами, а также организация мест приема пищи, отдыха и специальной обработки.

В задачи медицинского обеспечения входят конкретные меры по сохранению здоровья и работоспособности спасателей, оказанию помощи пострадавшим и больным, их доставке в медицинские учреждения и предупреждению инфекционных заболеваний.

Основное содержание аварийно-спасательных работ - действия по спасению людей. При большинстве чрезвычайных ситуаций их осуществляют в четыре этапа:

Поиск и обнаружение пострадавших;
обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и работы по их деблокированию;
оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
эвакуация пострадавших из зон опасности на пункты сбора или в медицинские учреждения.

Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения

Под санитарной обработкой понимают удаление радиоактивных веществ, обезвреживание или удаление аварийно химически опасных веществ, болезнетворных микробов и токсинов с кожного покрова людей, а также с надетых на них средств индивидуальной защиты, одежды и обуви при выходе из зоны заражения.

Санитарная обработка может быть частичной (рис. 43) и полной.

Частичную санитарную обработк у при загрязнении радиоактивными веществами по возможности проводят в течение первого часа после загрязнения непосредственно в зоне радиоактивного загрязнения или после выхода из нее (схема 24).

Частичную санитарную обработку при заражении капельно-жидкими аварийно химически опасными веществами проводят немедленно. Для этого, не снимая противогаза, нужно вначале обработать раствором из индивидуального противохимического пакета открытые участки кожи, на которые попало аварийно химически опасное вещество, а затем зараженные места одежды и лицевую часть противогаза. Если такого пакета нет, то можно обезвредить капельно-жидкие отравляющие вещества бытовыми химическими средствами.

Для проведения частичной санитарной обработки при загрязнении бактериальными (биологическими) средствами необходимо, не снимая противогаза, обметанием или отряхиванием удалить их с одежды, обуви и средств защиты, протереть дезинфицирующими средствами открытые участки тела, а при возможности обмыть их теплой водой с мылом.

Обработку необходимо проводить так, чтобы открытые участки тела не соприкасались с наружной поверхностью одежды и обуви.

При одновременном загрязнении (заражении) радиоактивными, аварийно химически опасными веществами и бактериальными (биологическими) средствами сначала обезвреживают аварийно химически опасные вещества, а затем радиоактивные вещества и бактериальные средства.

Полная санитарная обработка заключается в обмывании всего тела теплой водой с мылом и обязательной смене белья, а при необходимости и всей одежды.

При загрязнении радиоактивными веществами люди подвергаются полной санитарной обработке в том случае, если после частичной санитарной обработки загрязнение кожных покровов и одежды продолжает оставаться выше допустимых величин. По возможности полную санитарную обработку надо провести не позднее 3-5 ч с момента загрязнения.

При загрязнении аварийно химически опасными веществами достаточно провести тщательную и своевременную частичную санитарную обработку. Обмывание в этом случае можно проводить с гигиенической целью.

При заражении бактериальными средствами полной санитарной обработке должны подвергаться все люди, находившиеся в очаге бактериологического поражения, независимо от того, были ли ими использованы средства защиты и проводилась ли частичная санитарная обработка.

Жизнеобеспечение населения в ЧС. С целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, проводят первоочередные мероприятия по их жизнеобеспечению, которые заключаются в удовлетворении потребностей населения в жизненно важных видах средств и услуг по установленным нормам и в обеспечении:

Водой для медицинских, хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд;
продуктами питания: зерно, мука, хлебобулочные и макаронные изделия, мясо, рыба, молоко, детское питание, картофель, овощи, соль, чай, сахар, фураж для животных;
жильем: развертывание и сооружение временных жилищ (палатки, юрты, землянки, сборные дома и т. п.); использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, санаториев, пансионатов, лагерей, домов отдыха и т. д.);
предметами первой необходимости: верхняя одежда, обувь, постельные принадлежности, бытовая посуда, минимум предметов галантереи и парфюмерии (мыло, нитки, иголки и т. д.) и прочие товары (табак, спички, керосин и т. п.);
информацией о возможности и факте чрезвычайной ситуации и правилах поведения в ней;
медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания: первая медицинская помощь населению, обеспечение его медикаментами и медицинским имуществом, сортировка пострадавших и оказание им квалифицированной и специализированной помощи, направление пострадавших на стационарное лечение, выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
потребностей в транспорте для перевозки пострадавших в районы отселения и подвоза материальных ресурсов;
минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном и ритуальном обслуживании.

Прежде всего обеспечивают людей продуктами питания, предметами первой необходимости, медицинским обслуживанием и средствами, транспортом и необходимой информацией.

Большое значение имеет организация и проведение практической работы по морально-психологической поддержке пострадавшего населения. Она заключается главным образом в изучении настроений различных категорий населения, нейтрализации негативных слухов и проявлений паники, пресечении грабежей и мародерства.

Вопросы и задания

1. Какие работы называют аварийно-спасательными?

2. С какими целями проводят неотложные работы?

3. Расскажите о видах обеспечения аварийно-спасательных работ, их содержании и задачах.

4. Назовите основные этапы аварийно-спасательных работ.

5. Дайте определение санитарной обработки. В чем она заключается?

6. Как и когда надо проводить частичную и полную санитарную обработку?

7. Каким образом и в какой последовательности проводят частичную санитарную обработку при загрязнении радиоактивными веществами, заражении капельно-жидкими АХОВ и загрязнении бактериальными средствами?

8. Как надо проводить частичную санитарную обработку при одновременном загрязнении (заражении) радиоактивными веществами, АХОВ и бактериальными средствами?

9. С какой целью проводят первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению населения в зоне чрезвычайной ситуации?

10. В удовлетворении каких жизненно важных потребностей людей заключаются первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению?

11. От каких факторов зависит содержание мероприятий жизнеобеспечения населения в конкретной чрезвычайной ситуации?

12. Каким образом проводится практическая работа по морально-психологической поддержке населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации?

Задание 37

Из приведенного ниже перечня видов обеспечения выберите те, которые характерны для аварийно-спасательных работ:

а)транспортное;
б) медицинское;
в) материальное;
г) разведка;
д) продовольственное;
е) санитарно-гигиеническое;
ж) инженерное;
з) гидрометеорологическое;
и) геодезическое;
к) техническое;
л) дорожное;
м)военное;
н) информационное.

Задание 38

Из приведенного ниже перечня видов санитарной обработки выберите правильные:

а) местная;
б) общая;
в) частичная;
г) неполная;
д) частная;
е)полная;
ж) индивидуальная

ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. УПРАВЛЕНИЕ СПАСТЕЛЬНЫМИ И ДРУГИМИ РАБОТАМИ

Если ЧС предотвратить не удалось, то приходится ее ликвидировать. Основные цели ликвидации ЧС и ее последствий:

· спасение людей, домашних животных и материальных ценностей;

· сокращение ущерба народному хозяйству;

· восстановление систем жизнеобеспечения населения;

· ликвидация причиненного ущерба;

· предотвращение или сокращение масштабов экологических бедствий.

В зонах ЧС может возникнуть необходимость проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Содержание этих работ может существенно различаться в зависимости от вида ЧС и масштабов последствий.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы обычно рассматривают (АСиДНР): в очагах разрушений и пожаров, в очагах химического заражения, в очагах биологического заражения, в очагах и зонах радиоактивного заражения, в районах стихийных бедствий и др.

Условно АСиДНР можно разделить на спасательные и неотложные работы. Считается, что неотложные работы необходимы для успешного проведения спасательных работ.

Несмотря на определенные различия в содержании спасательных работ в различных ЧС, они имеют и много общего, а именно спасательные работы включают:

· разведку участков работ и поиск пострадавших;

· оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

· доставку продовольствия, воды, медикаментов, одежды и другого имущества пострадавшим (при необходимости);

· эвакуацию людей в безопасные районы, а пострадавших – в лечебные учреждения;

· спасение домашних животных и оказание им ветеринарной помощи;

· спасение материальных ценностей, продовольствия и др.

И все же в различных ЧС имеются свои особенности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР).

В очагах разрушений и пожаров проводятся следующие виды работ:

· разведка и поиск пострадавших;

· извлечение людей из завалов, подвалов и других заваленных помещений;

· спасение людей из горящих зданий, загазованных и задымленных помещений;

· оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;

· локализация и тушение пожаров;

· эвакуация людей в безопасные районы, а пострадавших – в лечебные учреждения;

· обеспечение пострадавших продовольствием, водой, одеждой, медикаментами, палатками или жилыми помещениями (при необходимости);

· спасение домашних животных, материальных ценностей и продо­вольствия;

· локализация аварий на коммунально-энергетических сетях;

· восстановление линий связи и других систем жизнеобеспечения;


· обрушение или усиление неустойчивых конструкций зданий, угрожающих обвалом;

· санитарная обработка очага разрушений и пожаров;

· учет и захоронение погибших.

В очагах химического заражения проводятся следующие работы:

· разведка зоны заражения и поиск пострадавших;

· оказание первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения безопасных районов;

· ликвидация утечек вредных ядовитых веществ;

· дегазация очага заражения;

· проведение мероприятий по предупреждению экологических бедствий;

· санитарная обработка людей;

· оказание ветеринарной и другой помощи домашним животным, а также их эвакуация в безопасные районы;

· дезинфекция очагов заражения;

· учет и захоронение погибших.

В очагах биологического заражения проводятся следующие работы:

· биологическая и медицинская разведка;

· оказание срочной медицинской помощи пострадавшим, отправка в лечебные учреждения (при необходимости);

· установление карантина или обсервации;

· санитарная экспертиза, контроль заражения биологическими средствами продуктов, воды, жилых помещений и их обеззараживание;

· противоэпидемические, санитарно-гигиенические, про-
филактические мероприятия, à также разъяснительная работа.

В очагах и зонах радиоактивного заражения проводятся следующие работы:

· разведка очагов и зон заражения, оценка степени опасности;

· йодная профилактика населения (при необходимости);

· ограничение пребывания населения на открытой местности и срочная эвакуация отдельных групп населения (при необходимости);

· исключение или ограничение потребления населением зараженных радиоактивными веществами продуктов и воды;


· использование средств индивидуальной защиты населением при работах на открытом воздухе;

· дезактивация продовольствия и воды;

· дезактивация местности, зданий, сооружений и техники;

· комплекс мероприятий санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического характера;

· перевод домашних животных на стойловое содержание, на незараженные корма и их эвакуация (при необходимости).

Вышеперечисленные мероприятия проводятся непосредственно после аварии на радиационно опасном объекте в течение 10–90 суток. В дальнейшем, в зависимости от уровня радиоактивного заражения местности, могут проводиться и другие мероприятия.

В районах стихийных бедствий проводятся следующие работы:

· разведка районов стихийных бедствий и возможных масштабов их последствий;

· поиск пострадавших и оказание им первой медицинской помощи;

· эвакуация людей и домашних животных в безопасные районы;

· оказание помощи населению продуктами, водой, одеждой и т.д.;

· проведение комплекса мероприятий по предупреждению эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

· спасение домашних животных, оказание им ветеринарной помощи;

· спасение материальных ценностей, сельскохозяйственных посевов;

· ремонт плотин и дамб, их возведение (при необходимости);


· ликвидация заторов и зажоров на реках во время половодий;

· восстановление систем жизнеобеспечения в населенных пунктах после ураганов, бурь и смерчей;

· тушение лесных, торфяных пожаров и полевых пожаров, а также пожаров в жилых массивах в результате самовозгорания или ударов молнии;

· борьба со снежными заносами, гололедом и др.

В реальной жизни спасательные и другие работы приходится проводить в очагах комбинированного поражения.

В ЧС руководители всех уровней обязаны организовать спасательные и другие неотложные работы своими и приданными силами. При организации спасательных и других неотлож­ных работ руководитель должен придерживаться следующей универсаль­ной схемы (рис.2.):

· сбор информации об обстановке;

· выработка и принятие решений;

· приведение подчиненных формирований в готовность;

· постановка задач подчиненным;

· взаимодействие с другими формированиями и доклады вышестоящему руководству;

· всестороннее обеспечение проводимых мероприятий.

Наиболее сложной задачей является выработка и принятие решения. Она включает: уяснение поставленной или стоящей задачи, расчет времени на все мероприятия, отдачу предварительных распоряжений, оценку обстановки, принятие решения.

Схема является универсальной и применяется при принятии решения по любому вопросу.


Уяснить задачу означает понять: цель и характер предстоящих действий; свою задачу; замысел вышестоящего руководителя, если он поставил задачу; свою роль и роль своих подчиненных, если в спасательных и других работах участвуют другие формирования МЧС.

Расчет времени производится на: оповещение и сбор подчиненных; выработку и принятие решения; получение техники, имущества, инструмента и приборов; проверку готовности подчиненных; постановку задач; основные этапы работ и др.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Федеральный закон от 22. 08. 1995 г. № 151 -ФЗ "Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей" № 151 -ФЗ. 2. Федеральный закон от 21. 12. 94 г. № 68 -ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» 3. Федорук В. С. и др. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Уч. Ч. 1. – Новогорск. : АГЗ МЧС России, 2002 г. 4. Федорук В. С. и др. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Уч. Ч. 2. – Новогорск. : АГЗ МЧС России, 2002 г. 5. Федорук В. С. и др. Взаимодействие сил МЧС России с силами других министерств и ведомств при ликвидации ЧС. Уч. пос. – Новогорск. : АГЗ МЧС России, 2003 г. 6. Попов П. А. и др. Основы применения сил РСЧС в ЧС мирного времени. Учебное пособие. – Новогорск. : АГЗ МЧС РФ, 2000 г. 7. Чурсин В. Ф. и др. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Учебник. Часть IV. Технология проведения АСДНР в условиях разрушения зданий и сооружений. –Новогорск. : 2005 г. 8. Руководство по выполнению АСДНР в условиях завалов и разрушения зданий и сооружений", 1994 г. 9. ГОСТ Р 22. 0. 02 -94 «Термины и определения основных понятий»

Учебные вопросы 1. Общие положения по аварийно-спасательным и другим неотложным работам. 2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

1 учебный вопрос Одна из важнейших задач РСЧС – ликвидация чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. ЧС по характеру природные техногенные источника биологосоциальные военные

Наиболее характерные последствия ЧС: Разрушения возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях Радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно опасных объектах, аварий трансп. средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества Химическое заражение в результате аварий на ХОО, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих АХОВ, а также аварий на транспорте, перевозящем указанные вещества Массовые пожары являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности Затопления возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружений, цунами, селях и других природныхявлениях Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов. (Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь/ Под общ. ред. Ю. Л. Воробьева – М. : Издательство «Флайст» , 2001. -240 с.)

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ В ОЧАГАХ ПОРАЖЕНИЯ Аварийно-спасательные работы (АСР) - это действия по спасе-нию людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Цель АСР: розыск и деблокирование пострадавших, оказание им первой медицинской помощи и эвакуация из опасной зоны.

АСР в очагах поражения включают: 1. Разведку маршрутов движения и участков работ. 2. Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ. 3. Подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ. 4. Розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов. 5. Вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасение находящихся в них людей. 6. Подачу воздуха в заваленные ЗС с поврежденной фильтровентиляционной системой. 7. Оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения. 8. Вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы. 9. Санитарную обработку людей, ветеринальную обработку с/х животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продовольствия, воды и т. д.

Другие неотложные работы (ДНР) - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности. Цели ДНР: ü создание условий для проведения спасательных работ; ü предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами; ü обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС.

Ø Ø Ø Ø Ø ДНР в очагах поражения включают: прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и на зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ; ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ; обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов; ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений; санитарная очистка территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей; создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей.

Успех проведения мероприятий по ликвидации ЧС достигается: 1. Заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действия при ЧС. 2. Оперативным реагированием на возникновение ЧС, развертыванием системы управления. 3. Принятием обоснованного решения на ликвидацию ЧС и претворением его в жизнь. 4. Непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации ЧС. 5. Организацией взаимодействия участников ликвидации ЧС. 6. Ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований. 7. Организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС.

ПЕРЕЧЕНЬ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ, проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями) в зонах чрезвычайной ситуации 1. Разведка зоны ЧС, в т. ч. радиационная, химическая, бактериологическая (состояние объекта, территории, маршрутов выдвижения сил и средств, определение границ зоны ЧС). 2. Ввод сил и средств АСС, АСФ в зону ЧС. 3. Десантирование спасателей и груза в зону ЧС. 4. Оказание медицинской помощи пострадавшим. 5. Поисково-спасательные работы в зоне ЧС. 6. Эвакуация пострадавших и материальных ценностей из зоны ЧС. 7. Подача воздуха в заваленные помещения. 8. Организация управления и связи в зоне ЧС. 9. Обеспечение общественного порядка в зоне ЧС. 10. Проведение аварийно-спасательных работ связанных с тушением пожаров в зоне ЧС. 11. Разборка завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах, наведение переправ и устройство дамб. 12. Укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ. 13. Восстановление отдельных участков энергетических и водопроводных сетей для обеспечения противопожарного водоснабжения.

ПЕРЕЧЕНЬ АСДНР (продолжение 1) 14. Работы по инженерной и организационной подготовке участков спасательных работ и рабочих мест в зоне ЧС (расчистка площадок, установка на площадках техники, ограждений и предупредительных знаков, освещение рабочих мест). 15. Локализация эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, а также массовых нашествий вредителей сельскохозяйственных культур и ликвидация их последствий; проведение охранно-карантинных мероприятий. 16. Радиационный, химический контроль личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, населения, объектов внешней среды. 17. Дезактивация, дегазация, дезинфекция, дезинсекция, демеркуризация и дератизация в зоне ЧС. 18. Санитарно-эпидемический и ветеринарно-санитарный надзор за объектами, в т. ч. лабораторный контроль объектов внешней среды (воды, воздуха, почвы) и продуктов питания на загрязненность отравляющими, радиоактивными, сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами. 19. Работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. 20. Ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях в зоне ЧС. 21. Газоспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных работ по оказанию помощи пострадавшим при взрывах, пожарах, загазованиях) в зоне ЧС. 22. Ликвидация (локализация) гидродинамических аварий (прорыв плотин, дамб, шлюзов) и катастрофических затоплений.

ПЕРЕЧЕНЬ АСДНР (продолжение 2) 23. Горноспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных и технических работ по спасении людей, оказанию помощи пострадавшим, локализации аварий и ликвидации последствий при взрывах взрывчатых материалов и рудничных газов, пожаров, загазованиях, обвалах, выбросах горной массы в результате геодинамических процессов, затоплениях и других видах аварий в условиях подземных горных выработок, а также открытых горных работ) в подземных условиях. 24. Ликвидация открытых газовых и нефтяных фонтанов на бурящихся и эксплуатируемых скважинах. 25. Ликвидация (локализация) ЧС на железнодорожном транспорте и метрополитене. 26. Спасание пассажиров и экипажей воздушных судов при авиационных происшествиях. 27. Ликвидация (локализация) ЧС на автомобильном транспорте. 28. Ликвидация (локализация) ЧС на АЭС, объектах оружейного, ядернотопливного и ядерно-химического комплекса, а также связанных с транспортировкой различных радиоактивных материалов. 29. Ликвидация (локализация) ЧС, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду взрывоопасных и токсичных продуктов. 30. Ликвидация (локализация) на море и внутренних акваториях разливов нефти, нефтепродуктов, химических и других экологически опасных веществ.

ПЕРЕЧЕНЬ АСДНР (продолжение 3) 31. Поиск и спасание пострадавших на морских, речных, воздушных судах и космических аппаратах, терпящих бедствие на суше, море и внутренних акваториях. 32. Поиск аварийных подводных лодок, лежащих на грунте, поддержание жизнедеятельности и спасание их личного состава; спасание людей из затопленных отсеков и воздушных подушек опрокинувшихся или затонувших кораблей, судов, других объектов. 33. Снятие с мели и берега аварийных подводных лодок, надводных кораблей и других плавсредств. 34. Поддержание на плаву аварийных объектов, передача на них коммуникаций и грузов; буксировка аварийных подлодок, надводных кораблей и других объектов. 35. Аварийные подводно-технические (водолазные) работы. 36. Аварийные судоподъемные работы и работы по подъему затонувших объектов, техники и имущества. 37. Ликвидация ледовых заторов. 38. Предупредительные и аварийно-спасательные работы в зонах схода снежных лавин и селей. 39. Эвакуация с летной полосы аэродрома аварийных воздушных судов. 40. Локализация и тушение лесных пожаров. 41. Работы по предупредительному спуску снежных лавин в зоне ЧС. 42. Проведение взрывных работ в зоне ЧС.

Перечень аварийно-спасательных работ, относящихся к особо сложным и особо опасным условиям 1. Работа в зоне разрушенных зданий и сооружений в условиях опасности обрушения конструкций этих зданий (плит, блоков, камней и т. д.) 2. Работа в зоне разрушенных зданий и сооружений в условиях опасности повторных толчков землетрясения, взрывов газа и горючих жидкостей (паров). 3. Работа в условиях лесных, степных пожаров в населенной зоне, отнесенных к III и более сложной категории. 4. Работа в сложных погодных условиях: - при эффективной температуре (с учетом влажности и скорости ветра) ниже минус 20°С и выше плюс 30°С; - на открытом воздухе при скорости движения воздуха 20 м/сек; - сильных (интенсивных) атмосферных осадков. 5. Работа в условиях опасности схода снежных лавин и селей, прорыва плотин и дамб.

Перечень аварийно-спасательных работ, относящихся к особо сложным и особо опасным условиям (продолжение слайда) 6. Работа в горах на высоте свыше 3000 м или в лавиноопасной зоне с применением альпинистского снаряжения для преодоления сложных участков горного рельефа. 7. Работа в условиях глубоких пещер с применением спелеоснаряжения. 8. Работа по эвакуации из очагов чрезвычайных ситуаций трупов погибших людей и животных. 9. Работа с сильно действующими ядовитыми и взрывчатыми веществами (агрессивными жидкостями и газами), в задымленных, загазованных и запыленных помещениях, в колодцах и замкнутых емкостях. 10. Работа в условиях ионизирующих излучений с интенсивностью выше предельно-допустимой. 11. Работа в зоне ведения боевых действий. 12. Работа в зонах эпидемий (эпизоотии), радиоактивного, химического и бактериологического заражения местности.

Этапы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ I этап Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению АСДНР II этап Проведение крупномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС III этап Ликвидация последствий ЧС

I ЭТАП ЦЕЛЬ - уменьшить потери и разрушения и привести в готовность к действиям спасательные силы. Выполнение мероприятий в военное время начинается с получением данных о непосредственной угрозе нападения или по сигналу «ВТ» , а в условиях ЧС природного и техногенного характера - с возникновением угрозы или непосредственно ЧС.

II ЭТАП ЦЕЛЬ - организовать ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с конкретно-сложившейся обстановкой, наличием и возможностями имеющихся сил и средств. (одновременно продолжается выполнение начатых на I этапе задач)

Наращивание группировки сил и средств РСЧС в районе ЧС осуществляется по их готовности: 1 -й эшелон - силы и средства с готовностью до 0, 5 часа. 2 -й эшелон - силы и средства с готовностью от 0, 5 до 3 часов. 3 -й эшелон - все остальные силы и средства РСЧС, привлекаемые к ликвидации ЧС согласно Планам действий (взаимодействий) по предупреждению и ликвидации ЧС с готовностью более 3 часов. АСДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате последствий ЧС. После вывода основной части сил РСЧС в зоне ЧС остаются те формирования, которые выполняют специфические для них задачи.

Первый эшелон (срок готовности 0. 5 ч) Аварийно-технические центры, горноспасательные, газоспасательные части, подразделения и формирования министерств и ведомств. Региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров ГПС МЧС РФ. Учреждения и формирования ВСМК. Поисковые и аварийно-спасательные службы ГА Минтранса РФ. Аварийно-спасательные службы ВМФ, Минтранса и др. Формирования территориальных управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета. Второй эшелон (срок готовности 0. 5… 3 ч) ПСС, Св. МО войск ГО, ОВО МЧС РФ. Восстановительные и пожарные поезда Минтранса РФ. Формирования ветеринарной службы и службы защиты животных и растений Минсельхозпрода РФ. Специально подготовленные силы МО, других войск и формирований, силы других министерств и ведомств, предназначенные для ликвидации ЧС. Третий эшелон (срок готовности более 3 ч) Войска ГО РФ с тяжелой техникой. ЦАМО. Формирования ПО «Авиалесохрана» Рослесхоза. Формирования других министерств и ведомств.

Руководство работами по ликвидации ЧС ü ü руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС (РЛЧС); руководители АСС, АСФ, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия РЛЧС и исполняют их до прибытия РЛЧС, определенных: s s s ü ü законодательством РФ; планами предупреждения и ликвидации ЧС; назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных ЧС; решения РЛЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, если иное не предусмотрено законодательством РФ; никто не вправе вмешиваться в деятельность РЛЧС по руководству работами по ЛЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо;

Руководство работами по ликвидации ЧС (продолжение) ü в случае крайней необходимости РЛЧС вправе самостоятельно принимать решения: s о проведении эвакуационных мероприятий; s об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС; s о проведении АСР на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС; s об ограничении доступа людей в зоны ЧС; s о разбронировании резервов материальных ресурсов для ЛЧС организаций, находящихся в зонах ЧС; s об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС; s о привлечении к проведению работ по ЛЧС нештатных и общественных АСФ, спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР; s о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению АСР.

2 учебный вопрос Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР I этап В отсутствие угрозы возникновения ЧС II этап При угрозе возникновения ЧС III этап При возникновении ЧС

1. Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР (В отсутствие угрозы возникновения ЧС) Ø сбор информации о субъектах ЧС; Ø планирование АСДНР в возможных зонах ЧС, в т. ч. обеспечения действия сил; Ø создание системы управления для действий в ЧС и обеспечение ее постоянной готовности; Ø создание, оснащение и подготовка группировки сил и средств РСЧС для проведения АСДНР; Ø организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; Ø создание резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС.

2. Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР (При угрозе возникновения ЧС) Ø приведение системы управления в готовность к выполнению задач (принятие на себя соответствующими КЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС); Ø уточнение планов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС; Ø усиление наблюдения за состоянием окружающей среды, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов; Ø создание группировок сил и средств РСЧС и приведение их в готовность к ведению АСДНР (в т. ч. выдвижение их, при необходимости, в предполагаемые районы ЧС).

3. Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР (При возникновении ЧС) Ø восстановление нарушенных функций системы управления, если они были нарушены (в т. ч. выдвижение ОГ в районы ЧС); Ø организация разведки зон ЧС, осуществление непрерывного контроля и сбора обстановки об обстановке; Ø восстановление боеспособности (или создание) группировки сил и средств и организация их защиты; Ø выдвижение сил в районы проведения работ; Ø управление проведением АСДНР.

Порядок работы начальника ПСС (командира и штаба) с получением задачи на выдвижение в район ЧС и ведение АСДНР: 1. Уяснение задачи. 2. Информирование подчиненных о полученной задаче и обстановке. 3. Расчет времени. 4. Отдача распоряжений на приведение в готовность и выдвижение в район ЧС. 5. Организация разведки. 6. Проведение рекогносцировки района предстоящих работ. 7. Установление связи и взаимодействия с руководителем ликвидации ЧС и оперативной группой КЧС. 8. Оценка обстановки. 9. Принятие решения. 10. Постановка задач подразделениям. 11. Организация взаимодействия. 12. Организация ввода формирований на участок работ. 13. Организация управления. 14. Организация всестороннего обеспечения действий формирований 15. Управление ведением работ.

Принятие РЕШЕНИЯ На основе: уяснения задачи оценки обстановки проведенных расчетов принимается решение: сделанных выводов ü замысел действий: s где, в какие сроки, на каком участке (объекте) сосредоточить основные усилия; s целесообразная группировка сил и средств; s последовательность и способы выполнения задач; ü задачи подчиненных подразделений; ü мероприятия, которые необходимо выполнить в первую очередь, сроки их выполнения, основные способы и последовательность выполнения работ; ü порядок выдвижения и ввода подразделений на участок, объекты (места) работ; ü режимы работы, порядок смены подразделений; ü порядок взаимодействия спасательных подразделений с подразделениями, обеспечивающими действия спасателей, с местными органами власти; ü организация управления, места развертывания пунктов управления, сроки готовности системы управления; ü организация обеспечения, места развертывания тыловых подразделений, порядок ЖОН и спасателей.

Технология проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий землетрясения Поиск пострадавших Деблокирование пострадавших Оказание первой медицинской помощи Эвакуация (транспортировка) из опасных зон

Поиск пострадавших 1. Обследование всего участка спасательных работ. 2. Определение и обозначение мест нахождения пострадавших и установление с ними связи. 3. Определение функционального состояния пострадавших, характера травм и способов оказания ПМП. 4. Сведение до минимума воздействия опасных факторов. 5. Определения путей и способов извлечения и эвакуации пострадавших. Способы поиска: 1. Органолептическое обследование участка работ: - визуальное обследование; - прочесывание; - зондирование; - поиск по следам; - поиск с использованием транспортных средств. 2. Кинологический. 3. Технический (акустические приборы, магнитометры, тепловизоры, радиопоисковые, оптиковолоконные зонды …). 4. По свидетельству очевидцев. 5. Изучение отчетной и проектной документации.

Деблокирование пострадавших Этапы деблокирования: 1. Обеспечение доступа к пострадавшим. 2. Извлечение из мест блокирования. Виды деблокирования: А. Из под обломков завалов. Б. Из замкнутых помещений, транспортных средств. В. С верхних этажей, уровней, с изолированных площадок. Способы деблокирования: 1. Последовательная разборка завала. 2. Устройство лаза. 3. Устройство галереи в грунте под завалом. 4. Проделывание проемов в стенах и перекрытиях. 5. Использование автовышек, подъемников, вертолетов. 6. По сохранившимся лестничным маршам. 7. С использованием альпинистского снаряжения. 8. С использованием штурмовых лестниц. 9. С применением канатных дорог. 10. С применением спасательных рукавов, различных амортизаторов.

Слайд 1. Виды завалов, образующихся при сильных разрушениях зданий; а) односторонний; б) двухсторонний; в) V-образный; г) плоский Объем завалов при разрушении жилых зданий составляет 35 -50%, промышленных - 1520% строительного объема. Высота завалов жилых зданий составляет 1/5 - 1/7, промышленных - 1/4 - 1/10 их первоначальной высоты. Средний угол откосов завалов 30°. Объем пустот в завалах составляет 40 -60%.

Схема деблокирования пострадавшего способом разборки завала сверху 1 -компрессор; 2 -ограждение рабочей площади; 3 -завал; 4 -бульдозер; 5 -место блокирования пострадавшего; 6 -кран; 7 -выемка.

Схема организации работ по деблокированию пострадавших способом устройства лаза в завале: 1 -железобетонный завал; 2 -место блокирования пострадавшего в завале; 3 -лаз; 4 обломок конструкции здания; 5 -домкрат; 6 -передвижная электростанция; 7 электрический светильник; 8 -ограждение.

Схема деблокирования пострадавших способом устройства галереи в завале Место блокирования пострадавших Ограждение Завал Крепь Эл. ст. Глубина галереи Передвижная электростанция Эл. ст. Глубина галереи

Оказание первой медицинской помощи 1. Определение признаков жизни (пульс, сознание, дыхание, реагирование зрачка на свет). 2. Освобождение головы и груди от давления различных предметов, восстановление дыхания и пульса. 3. Остановка кровотечения, обработка ран, согревание, обезболивание, иммобилизация и т. п. ПМП выполняется спасателями и самими пострадавшими непосредственно на месте получения травм (или после извлечения) табельных и подручных средств. с использованием

Эвакуация (транспортировка) из опасных зон 1. Определение способов и маршрутов транспортировки. 2. Подготовка пострадавшего и транспортных средств. 3. Обеспечение безопасности пострадавших и спасателей (страховка при преодолении препятствий, организация отдыха, контроль за состоянием пострадавших). 4. Погрузка пострадавших на транспортное средство. Этапы эвакуации: 1. Из мест блокирования до рабочей площадки. 2. С рабочей площадки до пункта сбора пораженных (до мед. учреждения) Способы: 1. Самостоятельно, с помощью спасателя. 2. Переноска (на спине, на руках, плечах, носилках …). 3. Отволачивание (на спине, при помощи тканей, саней …). 4. Спуск, подъем (с помощью спасательного пояса, лямки, лестницы, носилок, канатной дороги …).

Пневматическое прыжковое спасательное устройство Преимущества ППСУ: 1) обеспечивает спасение человека с любого этажа (от 5 м) здания при чрезвычайных ситуациях. 2) не требует от человека специальных навыков в управлении. 3) обеспечивает защиту от открытого пламени в процессе спуска. 4) полностью защищает человека от столкновения со стенами зданий и любыми элементами конструкций. 5) наличие системы амортизации, обеспечивающей безопасность приземления.

НАДУВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ И СПУСКА ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Дополнительное надувное тормозное устройство Минимальная высота применения Вертикальная скорость при посадке Перегрузки при посадке Время действия перегрузки Скорость нарастания перегрузки Основное надувное тормозное устройство -5 м - не более 8, 5 м/с - не более 12 - не более 0, 5 с - не более 200 1/с

Технология проведения поисково-спасательных работ Поисковые работы 1. Определение и обследование зоны поиска. 2. Определение и обозначение мест нахождения пострадавших и установление с ними связи. 3. Определение функционального состояния пострадавших и объёма необходимой помощи. 4. Устранение воздействия неблагоприятных факторов. 5. Определение путей и способов извлечения и эвакуации пострадавших. Способы: 1. Органолептическое обследование участка работ: - визуальное обследование; - прочесывание; - зондирование; - поиск по следам; - поиск на транспортных средствах. 2. Кинологический. 3. Технический (с использованием акустических, радиопоисковых приборов, тепловизоров и др.). 4. По свидетельству очевидцев. 5. Изучение документации (маршрутных листов, журналов регистрации, сводок, билетов, чертежей и тд.). Деблокирование 1. Обеспечение доступа к пострадавшему. 2. Фиксация подвижных элементов. 3. Освобождение пострадавших. Виды: 1. Из под обломков завала, лавины, селя. 2. Из замкнутых помещений, транспортных средств. 3. С верхних уровней, изолированных площадок. Способы: 1. Последовательная разборка завала. 2. Устройство лаза. 3. Устройство галереи в грунте под завалом. 4. Проделывание проемов в стенах и перекрытиях. 5. Использование автовышек подъемников, вертолетов. 6. По сохранившимся лестничным маршам. 7. Использование альпинистского снаряжения, канатных дорог. 8. Использование штурмовых лестниц. 9. Применение спасательного рукава, амортизаторов. Оказание ПМП Цель: восстановление и поддержание жизненно важных функций организма пострадавшего. Задачи: 1. Определение признаков жизни (пульс, дыхание, сознание, реакция зрачков на свет); 2. Восстановление кровообращения и дыхания; 3. Остановка кровотечения, обработка ран; 4. согревание, обезболивание, иммобилизация и т. п. ПМП выполняется спасателями, медиками и самими пострадавшими непосредственно на месте получения травм (или после извлечения) с использованием табельных и подручных средств. Транспортировка Задачи: 1. Определение способов и маршрутов транспортировки; 2. Подготовка пострадавшего и транспортных средств; 3. Обеспечение безопасности пострадавших и спасателей (страховка при преодолении препятствий, организация отдыха, контроль за состоянием пострадавших). 4. Погрузка пострадавших на транспортное средство. Этапы эвакуации: 1. Из мест блокирования до рабочей площадки. 2. С рабочей площадки до пункта сбора пораженных (до мед. учреждения). Способы: 1. Самостоятельно, с помощью спасателя. 2. Переноска (на спине, руках, плечах, носилках …). 3. Отволачивание (на спине, при помощи ткани, саней …). 4. Спуск, подъем (с применением альпинистских технологий).

Управление силами РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава органов управления ГОЧС всех подсистем и уровней по поддержанию их в готовности и руководству ими при действиях по защите населения, предупреждению и ликвидации ЧС. Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения в интересах выполнения поставленных задач в кратчайшие сроки с минимальными потерями. Управление при организации и в ходе ведения АСДНР включает: ü определение задач, состава, мест и порядка работы системы управления в различных режимах функционирования: s комиссий по ЧС, органов управления ГОЧС, функциональных подсистем (служб ГО) и других органов; s пунктов управления; s систем связи, оповещения и автоматизированных комплексов управления;

ü организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и приведению в готовность органов управления и сил РСЧС; ü непрерывный сбор, анализ и отображение данных обстановки; ü подготовку расчетов и предложений для принятия начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения; ü принятие решений; ü уточнение планов (планирование действий); ü своевременное доведение задач до подчиненных; ü организацию и поддержание взаимодействия; ü организацию всестороннего обеспечения привлекаемых сил; ü практическую работу в подчиненных органах управления и силах РСЧС по оказанию им помощи и контроль исполнения поставленных задач. В виду ограниченных сроков выживания пораженных в обстановке, характерной для основных видов ЧС, необходимости как можно быстрей спасти людей, локализовать или ликвидировать возникшие поражающие факторы, работы по приведению в готовность, подготовке к выдвижению и выдвижение в район ЧС осуществляется параллельно с выработкой решения на ведение аварийно-спасательных работ.

АТТЕСТАЦИИ ПОДЛЕЖАТ Профессиональные АСС, АСФ на постоянной штатной основе, входящие в состав сил постоянной готовности РСЧС Нештатные и общественные АСФ Спасатели, входящие в состав профессиональных АСС, АСФ, нештатных, общественных АСФ, а также не входящие в состав АСФ Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей Аттестация проводится по планам и графикам, разрабатываемым соответствующими аттестационными комиссиями на очередной год на основании материалов, представляемых учредителями и руководителями АСС, АСФ. При проведении аттестации спасателей аттестационная комиссия должна проводить ее в месте, обеспечивающем проверку физических качеств, профессиональных знаний и навыков спасателей, в соответствии с ведомственными нормативными документами, уставами и положениями.

ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЕ АТТЕСТАЦИОННЫЕ КОМИССИИ Межведомственная аттестационная комиссия Ведомственные аттестационные комиссии центральные отраслевые региональные территориальные объектовые Региональные аттестационные комиссии Территориальные аттестационные комиссии

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АТТЕСТАЦИИ ВЫДАЮТСЯ: Аварийно-спасательной службе (формированиям) Ø свидетельство на право определенных видов АСДНР в чрезвычайных ситуациях Спасателям Ø удостоверение спасателя; Ø книжка спасателя; Ø жетон установленного образца. ведения

1 -первый замер; 2 -место обнаружения минимального сигнала; 3 - замеры для определения направления возрастания сигнала; 4 - место максимального сигнала (нахождение пострадавшего) 5 - участок поиска; 6 -направление дальнейшего поиска

Способы ведения вспомогательных работ обрушение конструкций зданий - вручную, с использованием шанцевого инструмента и средств малой механизации; - ударной нагрузкой; - с помощью канатной тяги; - взрывом. Укрепление: - вертикально расположенных конструкций и их обломков – подкосами; - вертикально расположенных конструкций – растяжками; - горизонтально расположенных конструкций и их обломков – установкой дополнительных опор (стоек); - конструкций в местах их соединения – установкой дополнительных крепежных деталей.

Осветительный баллон (на гелии) Осветительные баллоны диаметром минимум 5 м. Баллон наполняется гелием и служит для освещения мест работы спасателей. Гелий позволяет осветительному баллону подняться на высоту до 10 - 50 м. Электрический подводящий кабель натягивается благодаря несущей силе баллона и питает внутри стоящие лампы, которые работают на парах ртути под высоким напряжением. Для защиты от ветра баллон окружен сетью, которая поддерживается дополнительно 3 канатами. Удерживание баллона на месте и управление баллоном осуществляется стальным канатом. При высоте применения 30 - 40 м баллон освещает местность радиусом до 150 м. · полный вес 370 кг · всего света · 2 16 к. Вт · 71 m 3 гелия