Когда вступает в действие постановление правительства. Вступление закона в силу

N 490 в пункт 12 внесены изменения См. текст пункта в предыдущей редакции 12. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу. 13.

Постановления правительства

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации (далее именуются — акты Президента Российской Федерации), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее именуются — акты Правительства Российской Федерации) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Информация об изменениях: Указом Президента РФ от 2 февраля 2013 г.
N 88 в пункт 2 внесены изменения, вступающие в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Указа См. текст пункта в предыдущей редакции 2.

Постановление правительства российской федерации

Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны. 2.1. Утратил силу. Информация об изменениях: См. текст пункта 2.1 3.


Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Информация об изменениях: Указ Президента РФ от 28 июня 2005 г.
N 736 в пункт 4 внесены изменения См.

Какого момента законы вступают в силу

Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации. Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Когда вступило в силу постановление правительства?

Важно

О Правительстве Российской Федерации», которым регламентированы полномочия Правительства РФ. Согласно данного закона, по общему правилу, постановления Правительства РФ вступают в законную силу с момента подписания документа Председателем Правительства.


Отдельный срок вступления в силу постановлений предусмотрен в случаях, когда постановления затрагивают отношения в сфере регулирования прав и свобод либо регулируют обязанности граждан. Такие постановления Правительства считаются вступившими в силу с даты официального их опубликования (в пятнадцатидневный срок, начиная с даты подписания Председателем).


Принимая Постановления, Правительство реализует свои полномочия в самых разнообразных сферах общественных правоотношений: — в социальной сфере;- в сфере государственной безопасности;- экономической жизни страны и т.д.

Сроки вступления в силу постановлений правительства рф

Что такое постановления Правительства? Правительство РФ – это высший государственный орган исполнительной власти. Свои полномочия этот государственный орган, возглавляемый Председателем Правительства, реализует, в том числе и путем принятия нормативно-правовых актов – Постановлений.
Постановления Правительства также входят в систему отечественных нормативно-правовых актов (НПА), и по иерархии НПА занимают подчиненное законам РФ положение. Это означает, что нормы постановлений Правительства РФ должны соответствовать и не противоречить нормам законов, постановления принимаются Правительством по широкому кругу вопросов правового регулирования, и носят детализирующий законы характер. Порядок вступления в силу Постановлений Правительства Порядок принятия, изменения и отмены постановлений правительства определяет Федеральный конституционный закон за № 2-ФКЗ от 17.12.1997 г.
Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. 7. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу. 8.

В соответствии с Конституцией РФ законодательная инициатива принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ.

Все проекты законов вносятся в установленном порядке в Государственную Думу.

Особый порядок установлен только для законопроектов по налогам и сборам и тех, в которых предусмотрены расходы за счет федерального бюджета.

Перед внесением их в Государственную Думу данные законопроекты в обязательном порядке должны получить заключение Правительства РФ.

Нормативно-правовые акты принимаются в результате правотворчества уполномоченных на это государственных органов.

Правотворчество - это довольно емкий процесс, занимающий определенный промежуток времени.

Он состоит из особых этапов или, так называемых, стадий:

  • Сначала государственным органом вносится предложение по принятию того или иного правового акта и предоставляется его проект – это первый этап.
  • Затем происходит обсуждение проекта нормативного акта – это уже второй этап.
  • Далее следует третий этап – принятие, а также утверждение данного проекта уполномоченным государственным органом.
  • И последняя, заключительная стадия правотворчества – это обнародование официального нормативного акта, т.е. доведение его до сведения граждан.
Если последний этап не выполнен – нормативный акт не будет являться обязательным для исполнения – об этом прямо говорится в п. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Кроме того, тексты актов могут быть опубликованы в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны РФ, а также в других печатных изданиях, доведены до сведения граждан по телевидению и радио и т.п.

Вступление в юридическую силу нормативных Актов Президента происходит по всей России единовременно спустя 7 дней с даты их официального опубликования.

Все остальные акты Президента, а также те, которые составляют государственную тайну, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства, которые регулируют права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливают правовой статус федеральных органов исполнительной власти, и организаций, вступают в силу спустя 7 дней с момента их первого официального опубликования.

Все другие виды акты Правительства вступают в силу с момента их подписания. Кроме этого в данных документах может устанавливаться иной порядок их вступления в силу.

Для нормативных актов федеральных органов исполнительной власти является обязательным их регистрация в Минюсте РФ, и дальнейшее их официальное опубликование в "Российской газете". Официальное опубликование производится в течение 10 дней после регистрации.

Кроме этого, официальной публикацией считается издание текстов данных актов в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ.

Порядок опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов

В уставе каждого муниципального образования содержится указание о том, в каком порядке публикуются, т.е. доводятся до всеобщего сведения муниципальные правовые акты, а также устанавливается порядок вступления их в силу.

Исключение составляют правовые акты, регулирующие налоги и сборы – их порядок вступления в силу устанавливается Налоговым кодексом РФ.

А также местные акты, которые регулируют права, свободы и обязанности человека и гражданина, по общему правилу, вступают в силу с момента их официального опубликования.

Б ольшинство нормативных правовых актов вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении установленного количества дней после дня их официального опубликования (см. таблицу ниже). Именно с подсчетом этих дней, а также с определением даты первой официальной публикации нормативного акта и возникает больше всего проблем.

Кроме того, в тексте самих нормативных актов могут использоваться различные формулировки, касающиеся сроков вступления их в силу. Например, может быть указано, что документ вступает в силу со дня или после дня его официального опубликования либо через определенный срок или по истечении какого-то периода. На первый взгляд разницы между этими фразами нет. Но это не так. Ведь в зависимости от того, какая именно формулировка использована, дата вступления в силу нормативного акта определяется по-разному.

Размещение некоторых видов нормативных актов на специальном интернет-портале теперь приравнивается к их официальному опубликованию

Определение даты вступления в силу нормативного акта. Все законы подлежат официальному опубликованию для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Неопубликованные законы не применяются и не влекут правовых последствий. Также не подлежат применению любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не были опубликованы официально.

Официальным опубликованием для большинства нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ, далее — Закон № 5-ФЗ , и п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763, далее — Указ № 763).

В отношении актов палат Федерального Собрания, федеральных и федеральных конституционных законов официальным также является их размещение в «Парламентской газете» (ст. 4 Закона № 5-ФЗ).

Начиная с 10 ноября 2011 года появился еще один официальный источник опубликования — размещение текста нормативного акта на официальном интернет-портале правовой информации (см. врезку ниже). Но этот ресурс считается местом официальной публикации лишь для федеральных и федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания, а также указов и распоряжений Президента РФ (ст. 4 Закона № 5-ФЗ, п. 2.1 Указа Президента РФ от 05.04.94 № 662 и п. 2.1 Указа № 763).

Вместе с тем на указанном интернет-портале могут размещаться и иные нормативные правовые акты, например постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы министерств и ведомств, в частности Минфина и ФНС России (абз. 3 ст. 9.1 Закона № 5-ФЗ). Но это не считается их официальной публикацией.

Отметим, что появление нового источника официального опубликования снимает многие проблемы, связанные с определением даты вступления в силу нормативного акта. Ведь, как правило, документ на интернет-портале размещается раньше, чем в печатных изданиях. Поэтому больше не должно возникать сложностей с определением даты его первой официальной публикации, даже если документ будет опубликован еще и в «Российской газете», и в Собрании законодательства Российской Федерации, но в разные дни.

Размещение текста нормативного акта на официальном интернет-портале считается его официальным опубликованием только для федеральных и федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания, а также указов и распоряжений Президента РФ Однако это положительное изменение распространяется только на федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания, а также указы и распоряжения Президента РФ. Для остальных нормативных актов проблема с определением даты их первой официальной публикации по-прежнему остается актуальной.

Если документ размещен в нескольких официальных источниках в разные дни, дату его первой публикации можно определять по-разному

Нередко один и тот же новый нормативный акт публикуется сразу в нескольких печатных изданиях, причем обычно в разные дни. Как в этом случае определять дату его первой официальной публикации?

Определение даты вступления в силу нормативного акта. Указанный вопрос очень актуален, ведь «Российская газета» выходит каждый день, кроме субботы и воскресенья, а Собрание законодательства Российской Федерации и «Парламентская газета» — раз в неделю по понедельникам и пятницам соответственно. Причем на Собрании законодательства Российской Федерации ставится дата подписания номера в печать, она и считается датой его выхода. На еженедельнике же «Парламентская газета» указывается интервал дат, например 20—26 июля 2012 года. Проанализировав судебную практику, можно выделить два варианта.

Алгоритм действий

Как узнать дату размещения документа на официальном интернет-портале

Чтобы найти, когда именно нормативный акт был размещен на официальном интернет-портале правовой информации, необходимо:

—на главной странице этого сайта с помощью меню в верхней части экрана открыть раздел «Опубликование»;

—в открывшемся окне в подменю выбрать подраздел «Поиск»;

— указать в карточке поиска известные реквизиты интересующего нормативного акта (достаточно, например, ввести только его номер) и нажать кнопку «Найти». В карточке можно также выбрать, как выводить результаты поиска, в частности указать количество документов, информация о которых отображается на экране (10, 30, 100 или 200 штук), параметры их сортировки (по дате подписания или опубликования, виду документа, принявшему органу, номеру и др.) и упорядочивания (по возрастанию или убыванию).

Под карточкой поиска появится список найденных документов с их полными реквизитами, ссылка на текст документа (файл в формате PDF), дата и номер его опубликования на сайте

Таблица. Порядок вступления в силу некоторых видов нормативных правовых актов
Порядок вступления в силу*
Федеральные конституционные законы ст. 6 Закона № 5-ФЗ) «Российская газета», «Парламентская газета», Собрание законодательства Российской Федерации или размещение на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (ст. 4 Закона № 5-ФЗ)
Федеральные законы
Акты палат Федерального Собрания
Акты законодательства о налогах (за исключением актов, вносящих изменения в НК РФ в части установления новых налогов) Вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ)
Акты законодательства о сборах (за исключением актов, вносящих изменения в НК РФ в части установления новых сборов) Вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (абз. 2 п. 1 ст. 5 НК РФ)
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов или сборов Вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ)
Федеральные законы о федеральном бюджете Вступают в силу с 1 января и действуют по 31 декабря соответствующего финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом или самим законом о бюджете (п. 1 ст. 5 Бюджетного кодекса)
Акты законодательства о таможенном деле Вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.11.10 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»)
Указы и распоряжения Президента РФ, имеющие нормативный характер абз. 1 п. 5 Указа № 763) «Российская газета», Собрание законодательства Российской Федерации или размещение на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (п. и 2.1 Указа № 763)
Иные указы и распоряжения Президента РФ (в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) абз. 2 п. 5 Указа № 763) п. 1 Указа № 763)
Постановления и распоряжения Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования (абз. 1 п. 6 Указа № 763) «Российская газета» или Собрание законодательства Российской Федерации (п. 2 Указа № 763)
Иные постановления и распоряжения Правительства РФ (в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) Вступают в силу со дня их подписания (абз. 2 п. 6 Указа № 763) Не подлежат официальному опубликованию (п. 1 Указа № 763)
Вид нормативного правового акта Порядок вступления в силу* Официальный источник опубликования
Приказы, распоряжения и иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств РФ, федеральных служб, агентств и других ведомств), признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации Вступают в силу в порядке, определяемом самим федеральным органом исполнительной власти, который утвердил этот нормативный акт (абз. 5 п. 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009) Порядок их официального опубликования устанавливается самим федеральным органом исполнительной власти, который утвердил этот нормативный акт (абз. 5 п. 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации)
Приказы, распоряжения и иные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер Вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (абз. 1 п. 12 Указа № 763) «Российская газета» или Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (п. 9 Указа № 763)
Приказы, распоряжения и иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, но содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию Вступают в силу со дня их государственной регистрации в Минюсте России и присвоения им номера (абз. 2 п. 12 Указа № 763) Не подлежат официальному опубликованию (п. 8 Указа № 763)
* Приведенный в таблице порядок применяется, если в самом нормативном правовом акте не установлена точная дата, с которой он начинает действовать, либо не указан другой порядок вступления этого акта в силу (ст. 6 Закона № 5-ФЗ, п. и Указа № 763).

Исходя из того, когда издание фактически доходит до читателей. Конституционный суд РФ еще в 1996 году указал, что дату первой публикации нормативного акта следует определять с учетом того, в какой момент то или иное печатное издание, в котором он размещен, реально доходит до адресатов, то есть читателей и подписчиков (п. 6 мотивировочной части постановления КС РФ от 24.10.96 № 17-П). Ведь цель официальной публикации как раз и заключается в обнародовании нормативного акта для всеобщего сведения.

Очевидно, что в момент подписания еженедельника в печать эта цель не может быть достигнута, поскольку издание поступит в розничную продажу или будет доставлено по подписке значительно позже.

Таким образом, если документ сначала был размещен в Собрании законодательства Российской Федерации, а в течение нескольких дней после этого опубликован в «Российской газете», датой первой его официальной публикации следует считать дату размещения именно в «Российской газете».

Аналогичные разъяснения, касающиеся даты вступления в силу конкретных нормативных актов, содержатся в письмах ФСС РФ от 03.10.06 № 02-18/06-10588 и Минздравсоцразвития России от 25.07.06 № 1556-12 . Такими же принципами руководствовались Президиум ВАС РФ и Конституционный суд РФ при определении даты первой публикации конкретных федеральных законов (постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.07 № 11263/06 и определение КС РФ от 01.12.99 № 218-О).

Аналогичным образом рассуждает и большинство арбитражных судов (постановления ФАС Уральского от 04.08.11 № Ф09-4592/11 и от 02.03.11 № Ф09-638/11-С1 , Западно-Сибирского от 28.12.11 № А03-6749/2011 и от 28.11.06 № Ф04-7774/2006(28627-А03-9) , Московского от 06.12.10 № КА-А40/15328-10 , Северо-Кавказского от 22.11.10 № А32-7082/2010 и от 23.03.09 № А32-1067/2008-12/24 , Поволжского от 03.06.08 № А65-28895/07-СА3-43 и от 25.03.08 № А65-29468/2007-СА3-43 , Дальневосточного от 18.12.07 № Ф03-А37/07-1/5517 и от 08.11.06 № Ф03-А73/06-2/3955 , Северо-Западного от 16.11.07 № А56-59517/2005 округов).

Конституционный суд РФ указал, что дату первой публикации нормативного акта следует определять с учетом того, в какой момент то или иное печатное издание, в котором он размещен, реально доходит до читателей и подписчиков Однако в подобной ситуации необходимо учитывать разницу между датами выхода «Российской газеты» и Собрания законодательства Российской Федерации или «Парламентской газеты». Так, если разница в датах составляет более семи дней, датой первой официальной публикации нормативного акта безопаснее считать дату размещения его в Собрании законодательства Российской Федерации или «Парламентской газете», а не в «Российской газете». Ведь при такой значительной разнице в датах неизвестно, какое из указанных изданий дошло до своих адресатов раньше.

Формально, исходя из норм Закона № 5-ФЗ и Указа № 763. Суды некоторых федеральных округов подходят к определению даты первой официальной публикации нормативного акта достаточно формально. Они исходят из того, какое из печатных изданий, в которых был размещен нормативный акт, имеет наиболее раннюю дату.

В тех случаях, когда таким источником опубликования оказалось Собрание законодательства Российской Федерации, суды определяют дату вступления в силу нормативного акта, взяв за точку отсчета дату его размещения именно в этом издании (постановления ФАС Московского от 09.08.12 № А40-111323/11-149-715 , Северо-Кавказского от 25.05.05 № Ф08-2159/05-882А и Восточно-Сибирского от 12.05.05 № А74-3716/04-Ф02-2008/05-С2 округов). И это даже несмотря на то, что в рассмотренных делах разница в датах публикации нормативного акта в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации составляла всего один-два дня.

Аналогичным образом поступили Пленум Верховного суда РФ и Пленум ВАС РФ, решая вопрос о начале действия конкретного федерального конституционного закона (п. 2 совместного постановления от 04.02.10 № 3/2).

Ключевым словом во фразе о вступлении нормативного акта в силу является предлог «с» или «после»

По общим правилам федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (ст. 6 Закона № 5-ФЗ). Большинство постановлений и распоряжений Правительства РФ, указов и распоряжений Президента РФ начинают действовать по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. и Указа № 763).

Во всех приведенных формулировках использована фраза: «После дня официального опубликования». Вместе с тем в самом нормативном акте может быть предусмотрен иной порядок вступления его в силу. Нередко в этом случае указывается, что документ вступает в силу:

—по истечении определенного количества дней, месяцев или иного периода со дня или после дня его официального опубликования;

—через определенный период со дня или после дня его официального опубликования.

Казалось бы, формулировки практически одинаковые. Но все-таки в зависимости от того, какая именно фраза использована в документе, дата его вступления в силу определяется по-разному.

Документ вступает в силу со дня (после дня) его опубликования. Допустим, в нормативном акте указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Это означает, что он начинает действовать непосредственно в день его первой официальной публикации.

Если же в документе использована фраза: «После дня официального опубликования», то он вступит в силу на следующий день после даты его первой официальной публикации.

Аналогичным образом определяется дата начала действия документа, который вступает в силу по истечении определенного периода со дня или после дня его официального опубликования. Если указана фраза: «Со дня опубликования», то датой, от которой отсчитывается установленный срок, является день его первой официальной публикации. То есть день опубликования также включается в расчет.

Например, в тексте федерального закона указано, что он вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования. Предположим, что текст федерального закона размещен на официальном интернет-портале 10 сентября 2012 года. Значит, эта дата является началом 30-дневного срока, по истечении которого закон вступит в силу. Указанный срок истечет 9 октября 2012 года. Следовательно, федеральный закон начнет действовать с 10 октября 2012 года.

Если в нормативном акте использована фраза: «После дня опубликования», то срок, по окончании которого он вступит в силу, исчисляется со дня, следующего за днем его официальной публикации.

Так, если изменить формулировку в рассмотренном примере, то началом течения 30-дневнего срока будет считаться следующий день после размещения текста федерального закона на официальном интернет-портале, то есть 11 сентября 2012 года. Установленный 30-дневный срок истечет в этом случае на день позже — 10 октября 2012 года. Значит, федеральный закон вступит в силу с 11 октября 2012 года.

Если в порядке вступления нормативного акта в силу использована фраза: «Со дня опубликования», то отправной точкой для подсчета срока, когда он начнет действовать, является день его официального опубликования Однако некоторые специалисты считают, что независимо от использованного в формулировке предлога первым днем для отсчета соответствующего срока всегда считается следующий день после даты официальной публикации нормативного акта. Ведь течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало (ст. 191 ГК РФ и п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Именно такой подход применил, например, Пленум ВАС РФ при определении даты вступления в силу Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постановление от 08.04.03 № 4).

Кроме того, в отношении нормативных правовых актов г. Москвы установлено, что день официального опубликования документа не учитывается при подсчете срока, по истечении которого он вступает в силу (п. 2 ст. 19 Закона г. Москвы от 08.07.09 № 25 «О правовых актах города Москвы»). Однако в федеральном законодательстве аналогичной нормы не предусмотрено. Поэтому при подсчете срока, по истечении которого тот или иной документ федерального уровня вступает в силу, целесообразно исходить из специфики русского языка и учитывать смысловую нагрузку предлога, использованного в формулировке.

Документ вступает в силу по истечении (через) определенного срока после его опубликования. Чаще всего в тексте нормативных актов указывается, что они вступают в силу по истечении какого-то срока со дня или после дня официального опубликования. Но бывает и так, что используется такая формулировка: «Через определенный период», то есть через один или три месяца либо через год или даже несколько лет после опубликования.

Для определения последнего дня такого срока неважно, какая из этих фраз использована — «По истечении определенного срока» или «Через определенный период». Однако сложности возникают, если срок, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, установлен в месяцах или годах.

Для определения последнего дня срока, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, не имеет значения, какая из возможных формулировок использована — «По истечении определенного срока» или «Через определенный период»

Документ вступает в силу по истечении нескольких месяцев или лет со дня (после дня) его опубликования. Нередко не только организации или налоговики, но даже и арбитражные суды по-разному исчисляют сроки, установленные в месяцах или годах. Чтобы разобраться с этим вопросом, обратимся к нормам гражданского и налогового законодательства.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание установленного срока приходится на месяц, в котором нет такого числа, например на февраль, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 3 ст. 192 ГК РФ и п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 192 ГК РФ и п. 3 ст. 6.1 НК РФ). При этом годом, за исключением календарного года, признается любой период времени, состоящий из 12 следующих подряд месяцев.

Предположим, в федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования. Его текст был размещен на официальном интернет-портале 14 сентября 2012 года. Значит, он вступит в силу в такое же число третьего по счету месяца, то есть 14 декабря 2012 года.

Отметим, что если бы в этом федеральном законе было указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования, то он бы начал действовать на день позже, то есть с 15 декабря 2012 года.

Однако Минфин России в похожей ситуации пришел к иному выводу. Специалисты этого ведомства разъяснили некоторые вопросы, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 19.07.09 № 205-ФЗ 1 . В тексте самого закона оговорено, что одна из его статей вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Текст федерального закона был опубликован в «Российской газете» 22 июля 2009 года. Значит, в соответствии с нормами Гражданского кодекса эта статья начала действовать в такое же число следующего месяца, то есть с 22 августа 2009 года. Но, по мнению Минфина России, она вступила в силу только на следующий день — с 23 августа 2009 года (письмо от 21.12.09 № 03-05-05-03/22).

Не обошлось без разногласий и с определением даты, с которой начал действовать сам Федеральный закон от 19.07.09 № 205-ФЗ . Подробнее об этом читайте во врезке ниже.

Случай из практики

Перипетии с датой вступления в силу одного федерального закона

Некоторые виды нормативных актов вступают в силу только после опубликования их полного текста

Нередко документ, имеющий значительный объем, публикуется в одном источнике частями, то есть в нескольких выпусках, выходящих иногда даже не подряд. Дата выхода какого выпуска — начинающего или завершающего такую публикацию — считается датой его официального опубликования? Ответ на этот вопрос зависит от вида документа.

Дело в том, что требование о необходимости публикации полного текста документа установлено только для актов палат Федерального Собрания, федеральных и федеральных конституционных законов (ст. 4 Закона № 5-ФЗ и п. 2.1 Указа Президента РФ от 05.04.94 № 662). Аналогичное требование предусмотрено для указов и распоряжений Президента РФ, но только в случае их размещения на официальном интернет-портале правовой информации (п. 2.1 Указа № 763).

Если текст нормативного акта публиковался в «Российской газете» или другом официальном печатном источнике по частям, то датой его опубликования считается дата выхода выпуска, завершающего публикацию его полного текста В отношении иных видов нормативных актов, в том числе постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов министерств и ведомств, подобного требования не установлено.

Таким образом, если речь идет о федеральном законе, который не был размещен на официальном интернет-портале и публиковался в одном печатном издании по частям, датой его опубликования следует считать дату выхода выпуска, завершающего публикацию его полного текста. Аналогичный подход применяется при решении вопроса о дате первой официальной публикации федеральных конституционных законов и актов палат Федерального Собрания, тексты которых размещались в печати по частям.

Поскольку в законодательстве РФ нет специальных указаний, то в таком же порядке можно определять дату первой официальной публикации и иных документов: указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, актов министерств и ведомств и др. Однако в этом случае не исключены разногласия.

Однозначная законодательная норма установлена лишь для нормативных правовых актов г. Москвы. Если текст такого документа публикуется частями, то днем его официального опубликования является дата публикации последней части этого правового акта (п. 2 ст. 19 Закона г. Москвы от 08.07.09 № 25).

Если документ был опубликован без приложений к нему, суд может признать его не вступившим в силу

Бывает, что в официальном источнике размещается текст только самого нормативного акта, а имеющиеся приложения к нему, например утвержденные этим актом формы документов или деклараций, правила, положения, регламенты или перечни, вообще не публикуются. Можно ли такую публикацию считать официальной?

Если федеральный или федеральный конституционный закон опубликован без приложений к нему, то такую публикацию нельзя считать официальной Если речь идет о федеральном или федеральном конституционном законе либо акте палаты Федерального Собрания, то нельзя. Ведь официальным опубликованием указанных документов считается первая публикация их полного текста (ст. 4 Закона № 5-ФЗ). А приложения являются неотъемлемой частью правовых актов.

В отношении иных видов документов необходимо исходить из того, была ли предоставлена возможность ознакомиться с содержанием приложений, например, на сайте соответствующего государственного органа или в местном печатном издании. Если такая возможность имелась, то, по мнению судов, опубликование нормативного акта без приложений к нему не повлекло нарушения права на получение информации. Поэтому датой официальной публикации такого документа суды обычно считают дату его размещения в официальном источнике, хотя и без приложений (определения ВАС РФ от 11.03.12 № ВАС-2546/12 , Верховного суда РФ от 16.06.10 № 81-Г10-10 , от 17.03.10 № 81-Г10-2 и от 05.08.09 № 45-Г09-18).

Тем более что Пленум Верховного суда РФ разъяснил: порядок публикации нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в полном объеме, если он был опубликован не полностью, например без приложений, и оспаривается лишь в той части, которая была официально опубликована (п. 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.07 № 48).

Однако ВАС РФ при рассмотрении вопроса о применении организациями сроков хранения типовых управленческих документов, установленных приказом Минкультуры России от 25.08.10 № 558, сделал противоположный вывод (решение ВАС РФ от 06.09.11 № 7889/11). Дело в том, что официально была опубликована лишь вводная часть этого приказа. Основные же нормативные положения приказа — собственно сроки хранения документов — содержатся в приложении к нему. А оно на момент возникновения спора не было опубликовано в установленном порядке, хотя и было размещено для всеобщего сведения на сайте Минкультуры России и в справочно-правовых системах.

Дата вступления в силу постановления Правительства РФ или приказа министерства, которые опубликованы без приложений к ним, зависит того, есть ли возможность ознакомиться с содержанием неопубликованных приложений, например, на официальном сайте ведомства Поскольку без приложения приказ использовать невозможно, ВАС РФ указал, что он не считается вступившим в силу. В итоге приказ опубликовали повторно, теперь вместе с приложением к нему, и по истечении 10 дней после вторичной публикации он все-таки вступил в силу.

Отметим, что и Верховный суд РФ неоднократно признавал, что нормативный акт нельзя считать прошедшим официальное опубликование, если он был размещен без приложений, являющихся его составной частью (определения от 25.04.07 № 49-Г07-13 и 49-Г07-14)

1 Указанным федеральным законом были внесены существенные изменения в целый ряд законодательных актов РФ, в том числе в законы об АО и ООО, НК РФ, КоАП РФ, АПК РФ и др. Поскольку эти поправки затронули многие компании, часто возникал вопрос о дате вступления их в силу.

Порядок опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов , федеральных законов и актов палат Федерального Собрания установлен ФЗ от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изменениями от 22 октября 1999 г.).

Юридическая сила законов и актов Федерального Собрания в РФ связывается с их официальным опубликованием, т. е. применяться могут только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Общее правило вступления в юридическую силу нормативных актов независимо от их формы – по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

Официальному опубликованию подлежат не только вновь принятые федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания, а также все внесенные в них изменения или дополнения, при этом весь измененный нормативный акт может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Официальное опубликование законов и актов палат Федерального Собрания – их первая публикация (в редакции, принятой Федеральным Собранием РФ, без каких-либо изменений и поправок) в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Допускается публикация федеральных конституционных и федеральных законов и актов палат Федерального Собрания в иных печатных изданиях, информирование правоприменителей посредством компьютерных систем «Гарант» и «Консультант Плюс», а также их обнародование по телевидению и радио, направление их государственным органам , должностным лицам, предприятиям , учреждениям, организациям, издание их в виде отдельного книжного издания.

Срок официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Федерального Собрания и международных договоров РФ различен: 1) все законы подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ , именно он направляет федеральные конституционные законы и федеральные законы для официального опубликования; 2) акты палат Федерального Собрания публикуются в течение 10 дней после дня их принятия, они направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем; 3) международные договоры , ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. Законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в вышеперечисленных печатных изданиях одновременно на всей территории РФ, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (вступление закона или акта с момента опубликования, при наступлении определенных событий или по истечении более длительного

  • Юридическая техника как учебная дисциплина
    • Юридическая техника в структуре теории государства и права
    • Эволюция научных взглядов о юридической технике
    • Предмет юридической техники
    • Методология юридической техники
    • Структура курса «Юридическая техника»
    • Значение юридической техники для юриста
  • История развития юридической техники
    • Практика применения юридических технологий и наука юридической техники
    • Юридическая техника в древнем обществе (архаичное право)
      • Правоприменительная техника в древнем обществе
    • Юридическая техника в традиционном обществе (сословное право)
    • Юридическая техника в индустриальном обществе (развитое, зрелое, общегосударственное право)
      • Правоприменительная техника в индустриальном обществе
  • Понятие и виды юридической техники
  • Общие правила юридической техники (содержание юридической техники)
    • Понятие содержания юридической техники
    • Правила достижения социальной адекватности права (содержательные правила)
    • Правила обеспечения логики права
    • Структурные правила (внутренняя форма правового документа)
    • Языковые правила
    • Формальные (реквизитные) правила
    • Процедурные правила
  • Правотворчество
    • Понятие и виды правотворчества
    • Законодательство: три подхода к его пониманию
    • Требования к законодательству (критерии качества законодательства)
    • Ошибки в законотворчестве
    • Экспертиза проектов нормативных актов
    • Понятие законодательной техники и ее содержание
  • Правила формирования содержания нормативных актов
    • Требования к содержанию нормативных актов (содержательные правила)
    • Основные способы и приемы формирования содержания нормативных актов
      • Правовые дефиниции
      • Декларации
      • Юридические конструкции
      • Правовые презумпции
      • Правовые фикции
      • Правовые аксиомы и исключения
      • Иные способы формирования содержания норм правовых актов
    • Логика нормативного правового акта
      • Система логических требований (правил) в правотворчестве
      • Регламентирование всех элементов логической нормы права
    • Требования к внутренней форме нормативных актов
    • Языковые правила
      • Система языковых (лингвистических) средств нормативных актов
      • Стиль нормативных актов
      • Символические приемы
  • Техника создания корпоративных нормативных правовых актов
    • Понятие и признаки корпоративного права
    • Принципы создания корпоративных нормативных актов
    • Особенности корпоративных актов
    • Ошибки при принятии корпоративных актов
  • Правотворческая процедура
    • Процедуры в праве
    • Требования к правотворческой процедуре
    • Планирование правотворческой деятельности: его значение и виды планов
    • Концепция нормативного акта как модель отражения социальной действительности
    • Виды правотворческих процедур
    • Процедура ведомственного правотворчества
    • Процедура принятия правительственных постановлений
    • Типы парламентов и их влияние на законотворческий процесс
    • Стадии законодательного процесса
      • Принятие закона
  • Опубликование и вступление в силу нормативных актов
    • Опубликование нормативных актов
    • Вступление нормативных актов в силу
  • Систематизация правовых актов как вид юридической работы
    • Понятие и причины систематизации
    • Причины и значение систематизации
    • Принципы систематизации
  • Правила систематизации юридических документов
    • Кодификация и правила ее проведения
    • Консолидация и правила ее проведения
    • Инкорпорация и правила ее проведения
    • Учет правовых актов
    • Компьютеризация работы по систематизации
  • Толкование как вид юридической работы
    • Понятие толкования
    • Структура толкования
    • Причины толкования
  • Техника толкования нормативных актов
    • Интерпретационная технология
    • Неофициальное толкование
    • Аутентичное толкование
    • Судебное толкование
    • Акты толкования и их особенности
  • Правила создания правореализационных юридических документов
    • Осуществление норм права
    • Правореализационные документы и техника их создания
  • Техника ведения договорной работы
    • Технико-юридические особенности договоров
      • Понятие и содержание договора
      • Типовая структура договора
    • Ведение договорной работы
      • Нормативная регламентация договорной работы
    • Стадии договорной работы
  • Правоприменение как тип осуществления права
  • Судебные акты и техника их составления
    • Виды судебных актов
    • Судебное решение и приговор как основные акты правосудия: общая характеристика
    • Требования к содержанию основных судебных актов
      • Обоснованность и мотивированность
      • Справедливость и полнота
    • Правила обеспечения логики основных судебных актов
    • Структура основных судебных актов
    • Языковые правила составления судебных актов
      • Стилистические правила

Вступление нормативных актов в силу

Значимость вступления нормативных актов в силу

М. С. Студеникина отмечает, что нормы права, устанавливающие порядок вступления законов в силу, позволяют избежать неоправданных задержек с их опубликованием. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, государственные органы, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировав тем самым его реализацию.

К сожалению, установленная норма не подкреплена никакой ответственностью за ее несоблюдение. Кроме того, сложно найти основание, которое могло бы запретить заинтересованным структурам задерживать срок официального опубликования закона.

Поскольку момент вступления нормативных актов в силу напрямую связывается с их опубликованием, следует выяснить, когда же таковой наступает. В Институте законодательства и сравнительного правоведения комментируют данную ситуацию следующим образом: «Формулировка "со дня опубликования" предполагает, что день опубликования включается в срок вступления акта в силу; формулировки "после дня официального опубликования" и "после опубликования" означают, что срок вступления в силу акта начинается со следующего дня после дня его официального опубликования».

Способы вступления нормативных актов в силу

Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами.

Первый способ . В законодательстве устанавливается следующее общее правило: нормативный акт вступает в силу после определенного срока со дня их опубликования. Нет особой необходимости доказывать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сразу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание нормативного акта, пока он находится в состоянии «бездействия», сообразовать с ним свое поведение.

Однако сроки вступления в силу различаются в зависимости от того, о каком виде нормативного акта идет речь.

На сей счет установлены следующие правила:

  • законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования;
  • указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования;
  • постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования;
  • ведомственные нормативные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Практика свидетельствует, что это общее правило мало используется.

Второй способ . Чаще используется другое правило: нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. В большинстве случаев устанавливаемая конкретная дата увеличивает временной разрыв между днем опубликования закона и днем введения его в действие.

Например, Уголовный кодекс РФ был принят 13 июня 1996 г., а вступил в силу с 1 января 1997 г.; Семейный кодекс РФ был принят 29 декабря 1995 г., введен в действие (за некоторыми исключениями) с 1 марта 1996 г. Бесспорно, такая регламентация сроков вступления законов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознакомиться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.

Третий способ . Вступление закона в силу со дня его официального опубликования стало приоритетным способом в последнее время. Но объяснить эту тенденцию объективными причинами, кроющимися в самой специфике принятых законов, весьма затруднительно. В число законов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, попали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъектов, которым они адресованы, и по характеру регулируемых отношений. В этой группе есть законы, состоящие всего из одной-двух статей, а есть и такие, которые насчитывают 100 статей и более.

Четвертый способ . Закон вступает в силу при наступлении определенного события или при условии совершения каких-либо действий. Отлагательное условие для вступления закона в силу - довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени. Наиболее отчетливое проявление этот вариант находит в случаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с принятием какого-то специального законодательного акта.

Например, в Федеральном законе от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривалось, что гл. 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного кодекса РФ.

Прием отлагательных условий для определения даты вступления в силу используется иногда как своеобразная уловка, чтобы отсрочить на значительное время реализацию уже принятого закона. Причины такой «отсрочки» могут быть самыми разными, в том числе конъюнктурными.

Безусловно, М. С. Студеникина права, когда утверждает, что «в законодательной деятельности абсолютным должно быть правило - закон может приниматься только тогда, когда для этого созрели все условия. Если же этого нет, то работа на "опережение" в законотворчестве, под каким бы предлогом она ни проводилась, не может поощряться. Само же последующее использование в такой ситуации приемов отсрочки введения в действие уже принятых законов должно признаваться нелегитимным».

Если рассматривать данные способы вступления нормативных актов в силу с точки зрения простоты и точности определения момента вступления в силу закона, наиболее предпочтительным выглядит способ, при котором в законе указывается конкретная календарная дата, с которой закон вводится в действие. Однако даже он не во всех случаях является удобным. Это связано с многоэтапной процедурой принятия, согласования и одобрения законов.