Интервью с кандидатом на получение статуса беженца. В поиске лучшей жизни: статус беженца в РФ


За время работы в области эмиграции меня не покидает мысль, что получение статуса беженца не является в полном смысле эмиграционной программой, т.к. многое зависит не только от заявителя и членов его семьи, но и от иммиграционного законодательства соответствующего государства, иммиграционного чиновника, вернее чиновников, проводящих интервью.

Многое зависит от ситуации, побудившей человека бросить все и уехать из страны, в которой он не может получить защиту для себя и членов своей семьи от произвола.


Какими нормативными актами регулируется процедура получения статуса беженца?

Этот вопрос «всплыл», если можно так выразиться, во время и сразу после окончания Первой Мировой войны, когда огромные массы людей в поисках защиты себя и своих близких вынуждены были искать убежища в других государствах, менее пострадавших от боевых действий.

Но юридическое осмысление и начало процесса создания правовой базы началось уже после Второй Мировой войны.

Основной юридической (нормативной) базой получения статуса беженца являются международные правовые документы - Женевская Конвенция "О статусе беженцев" (1951 г.), Протокол 1967 года, Нью-йоркский протокол к ней (1975 г.), Устав УВКБ ООН регламентирующие понятие «беженец» и определяющие условия предоставления убежища.

Обозначим основные постулаты Женевской Конвенции:
Беженцем считается человек, который в силу обоснованных причин стал жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе, политических убеждений и находится вне государства своей принадлежности или происхождения и не может или не хочет воспользоваться этой защитой вследствие вполне обоснованных опасений своей жизни и здоровью.

Конвенциальными являются исключительно такие причины преследования:
Раса
Национальность
Религия
Политические взгляды
Принадлежность к определенным социальным группам

ВАЖНО!


Некоторые страны имеют и свои законодательные акты о беженцах, но они только логично дополняют международные документы, являющиеся обязательными к применению всеми подписавшими их государствами.Кроме указанных выше нормативных актов, являющихся основными, УВКБ (Управлением Верховного комиссариата по делам беженцев) ООН, Совета Европы, СНГ и т.д. принято более сотни нормативных документов регулирующих данный вопрос.

Я не упоминаю о внутренних нормативных актах в каждом из государств, присоединившихся к Женевской конвенции или иных нормативных актах международного сообщества, регулирующих получение статуса беженца и ратифицировавших эти акты полностью или отдельные их положения.

Кто может стать беженцем?


Стоит отметить, что в ряде демократических стран история жизни многих людей может служить достаточным основанием для предоставления статуса беженца с дальнейшим получением гражданства.

Это связано с тем, что мы, привыкшие жить в достаточно суровой, по отношению к правам человека, действительности (с точки зрения норм гражданского общества) об этом даже не догадываемся или мало задумываемся.

Чтобы человек считался беженцем нужно, чтобы он испытывал давление и угрозу жизни и здоровью из-за своей расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе, политических убеждений. Не может считаться беженцем тот, кто совершил противоправное деяние, связанное с денежными средствами и в отношении кого осуществляются меры правовой защиты интересов государства. Также не может считаться беженцем лицо, которое желает улучшить свое финансовое положение за счет получения статуса.

В отношении человека должны осуществляться активные действия, связанные с его преследованием. Это может осуществляться не только по отношению к самому человеку, но и по отношению к его родственникам, как близким, так и дальним.

Преследования человека осуществляют не обычные одиночки, а лица, наделенные властными полномочиями и представляющие государственные органы власти и управления, либо достаточно большое количество людей. Все это побуждает людей стать беженцами.

Человек не может либо не хочет жить в своей стране вследствие боязни за свою жизнь и здоровье. Это выражается в том, что человек, несмотря на все попытки получить защиту со стороны государства своей национальной или гражданской принадлежности, не получил ее.

Все это должно быть доказано документально, т.е. должны быть факты, подтверждающие слова человека, а не просто история.

ВАЖНО!

Представителям Ассоциации иммиграционных адвокатов регулярно приходится сталкиваться с тем, что многие пишут на форумах, что статус беженца получить невозможно.

Да, можно много рассуждать на эту тему. Зачастую люди используют истории, описанные в «Практическом справочнике по иммиграции», выпущенном в четырех томах. Либо просто находят документы и используют их для получения статуса беженца в интересующем их государстве.

Это не может не вызывать удивления, т.к. любое законодательство нестабильно. Оно развивается динамично.

Динамике подвержен и институт беженства. Со времени выхода последнего четвертого тома справочника, прошло более 5 лет. За это время многое изменилось как в мире, так в государствах бывшего СССР.

Можно вспомнить, как журналисты, граждане РФ получали статус беженца в Украине. Как чеченцы, граждане РФ получали статус беженца в Великобритании, Испании. Как граждане Украины получали статус беженца в Норвегии и Швеции. Перечислять можно много и долго.

Говорить о том, что статус беженца получить невозможно - значит ставить под сомнение наличие нормативных документов, регулирующих получение статуса беженца и всех тех людей, кто получил этот статус. Последний из наших клиентов получил статус в Великобритании в июне 2009 года, т.е. 3 недели назад. Вы можете увидеть получения им статуса.

Говорить о том, что получение статуса беженца - достаточно простая процедура, значит отметать статистику не только лиц, подающих на статус, но и получивших его. А статистика -вещь упрямая. Она гласит, что не более 2-3 % от общего числа заявителей получают статус беженца. Почему же это происходит?

Получение статуса беженца зависит от многих составляющих. Надо помнить, что любая эмиграция - это, в первую очередь, юридический процесс. Поэтому здесь мелочей не бывает.


Как писалось выше, нужно учитывать все факторы, влияющие на получение статус беженца. Это и история преследовании, и документы, подтверждающие факты преследования, и документы, подтверждающие факты обращения в различные правоохранительные и государственные органы, и еще много доказательств. Особо нужно обратить внимание на вопрос въезда в государство.

Нужно чтобы человек легально попал в государство. Нелегальный въезд теоретически возможен, однако, ввиду ужесточения пропускного контроля, сделать это на практике сложно. Да и на интервью придется озвучивать много деталей, сильно влияющих на постановку на процесс.

Одна из немаловажных деталей, на которую нужно обратить внимание - подаваться придется в первом демократическом государстве, лежащем на пути беженцев. Т.е. если цель - Франция или Испания, а беженцы из Таджикистана, то добираться придется на самолете, а не на поезде или автобусе.

Кроме того, подаваться придется в аэропорту, но не в транзитной зоне, т.к. тогда отправят дальше «по этапу». Транзитная зона не считается территорией государства. Естественно, человек может податься и в городе, если перерыв во времени между рейсами (пересадка с одного самолете на другой) более 8 часов и для него забронирована гостиница.


Процедура прохождения интервью в каждом государстве отличается по срокам и по содержанию. Однако, если рассматривать в целом, то она стандартна. После заявления на убежище заявитель и члены его семьи получают соответствующие анкеты, которые они должны заполнить. После этого у них снимают отпечатки пальцев.

Обычно после этого заявитель и члены его семьи проходят медкомиссию. В течение всего срока рассмотрения заявления, кандидаты на получение статуса беженца проживают в гостинице. Обычно этот срок не превышает 1 месяца.

На интервью присутствуют сам заявитель, переводчик, офицеры иммиграционной службы, адвокат. Само интервью может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Во время интервью в обязательном порядке ведется протокол, который по окончанию предается заявителю. Интервьюируются все лица семьи заявителя старше 14 лет, хотя детям задаются простые вопросы. Супруг может участвовать в интервью своего супруга, но не имеет право подсказывать, комментировать и давать показания.

Нужно помнить, что само интервью проводится для того, чтобы убедиться, что сам заявитель и члены его семьи подвергались преследованию, что угроза их жизни и здоровью была реальная, а не мнимая. И что все это побудило заявителя и членов его семьи стать беженцами.

Суть интервью состоит в озвучивании истории преследования и ответов на вопросы по ней. После интервью принимается решение либо позитивное (заявителю вместе с членами семьи предоставляют статус беженца), либо негативное. В случае отказа у заявителя есть право на обжалование решения в суде.

Не стоит думать, что адвокат будет помогать заявителю или подсказывать. Его деятельность сводится исключительно к тому, чтобы в самом процессе не было допущено никаких нарушений, чтобы был предоставлен переводчик, чтобы во время были предоставлены соответствующие бланки и формуляры, чтобы на заявителя и членов его семьи не оказывалось психологического давления. Хотя практически всегда давление на заявителя и членов его семьи оказывается.

После того, как по делу будет принято решение о постановке на процесс, заявителю и членам его семьи выдают информацию о возможном поселении. Это могут быть как социальные квартиры, так и комната на 4-6 человек в лагере для беженцев.

В это же время выдаются талоны на питание, либо небольшая сумма карманных денег, позволяющая приобрести продукты. Надо помнить, что выделяемая беженцам сумма не велика. Обычно их хватает только на самое необходимое, т.е. их размер составляет прожиточный минимум, установленный в государстве.

На какую помощь от государства может рассчитывать беженец?


Кроме денежного пособия, заявитель на убежище и беженец получают целый блок социальных благ. Ниже приведем их характерный перечень для большинства стран, подписавших Конвенцию 1951 года.

Денежные и социальные пособия для беженцев:
бесплатное медицинское обслуживание (за исключением дорогих стоматологических и косметических операций);
возможность бесплатного изучения языка;
возможность посещения бесплатных курсов повышения квалификации или профориентации (получение новой профессии);
возможность бесплатного или дотационного обучения школьников и студентов;
широкий спектр различных целевых выплат: на одежду к смене сезона, на мебель, на детские вещи и принадлежности, на бытовую технику и др.

В ряде стран предоставляется муниципальное жилье, а также имеются дополнительные программы и льготы, например для семей с детьми и др.


Во время «нахождения на процессе» заявителю и членам его семьи, как правило, не разрешается работать. Они имеют право посещать языковые курсы, музеи. Заявителя могут привлекать к определенным общественным работам на территории государства.

При получении статуса беженца заявитель может получить как срочное (ограниченное по сроку) так и бессрочное разрешение на пребывание. Срочное выдается на определенный срок и не превышает 5 лет. После этого власти пересматривают дело и выясняют, присутствуют ли основания, побудившие человека и его семью покинуть свою родину или нет.

Если присутствуют, то разрешение продлевают. Если нет, то предлагают выехать на родину. У заявителя все же есть право обжаловать решение в суде и доказать, что на родине его ждут угроза жизни и здоровью. В некоторых государствах статус беженца, заменяет получение разрешения на пребывание или разрешения на работу.

Необходимо помнить, что с каждым годом иммиграционное законодательство ужесточается. На сегодняшний день в странах Евросоюза не так много иммиграционных программ, по которым можно реально выехать и легально находиться в стране.

В прошлом ситуация была такова, что обеспечение предоставлялось практически всем вплоть до вынесения решения по делу заявителя об убежище. Это напрямую касается граждан Украины, России, Белоруссии и других республик бывшего СССР, которые «купившись» на призывы о социальных благах для беженцев, платят деньги только за «гарантированный въезд»: мол, главное въехать и "начать процесс"… И при этом речь совершенно не идет о консультации по законодательству, шансах на успех или юридическом сопровождении процесса.

ВАЖНО!

Если человек получил отказ и документы с просьбой покинуть государство, помочь ему иммигрировать в дальнейшем очень сложно. Но чтобы ответить утвердительно, во-первых, снова возвращаемся к тому, а был ли у заявителя изначально шанс на успех? Во-вторых, какие новые обстоятельства или доказательства можно представить, чтобы его дело было пересмотрено?

В какую страну подать это новое заявление уже не имеет практического значения: с введением в действие системы "ЕВРОДАК" (по отбору отпечатков пальцев у всех заявителей на убежище) в любой стране станет известно о "первой попытке" и дело будет переслано. Выбор страны для такого заявителя зависит от адвоката, который определит, в какой стране есть шансы на успешный пересмотр дела.


С чего следует начинать тому, кто задумался о получении статуса беженца за рубежом?

Во-первых , с выяснения причин, которые являются основанием для предоставления статуса беженца.

Во-вторых , с ознакомления с любой информацией по этому вопросу: на консультациях с адвокатом, из газет, из специализированной литературы.

В-третьих , обязательно проконсультироваться с юристом или адвокатом, чтобы оценить свои шансы.

Необходимо помнить, что получение статуса беженца - скрупулезный юридический процесс, требующий правовой, информационной и психологической подготовки.

Легализация в стране путем получения этого статуса - наука, состоящая из множества нюансов, незнание или непонимание которых может свести весь процесс к нулю, то есть к выдворению или депортации. Поэтому обязательно спросите каждого своего консультанта: какие услуги он может оказать вам с целью вашего выезда за рубеж?

P.S.: За рубежом юридическим сопровождением дел беженцев занимаются известные правовые специалисты. В Украине, России и странах СНГ эта ниша практически не занята ввиду плохого знания общих международных правовых норм и отдельного иммиграционного законодательства западных стран, наиболее лояльных к заявителям на убежище.

Немалую роль играет и отсутствие достоверной информации, и превратные представления о сути правильного юридического сопровождения и лоббировании интересов заявителя на убежище.

Можно по-разному относиться к информации о процессе получения статуса беженца, но совершенно очевидно одно: каждый человек имеет неотъемлемые права на получение информации о своих правах и на широкое пользование этими правами и свободами.

Если Вы заинтересованы в получении статуса беженца, заполните

В Украине статус беженца определяется Законом Украины «О беженцах и лицах, которые нуждаются в дополнительной или временной защите».Закон регулирует общественные отношения, так же права и обязанности. Начнем с определения, исходя из законодательства:

Беженец- это человек, которому в силу независящих от него обстоятельств, пришлось покинуть страну своего гражданского происхождения или проживания.

Если имеются обоснованные опасения угрозы преследования и человек не может или не хочет пользоваться защитой государства своего гражданского происхождения или проживания, он может просить убежище в другой стране. По сути, человек вел обычный образ жизни, но произошли обстоятельства, подтолкнувшие его просить убежище в другой стране.

Основания для получения статуса беженца в Украине

Международным правом предусмотрено обеспечение убежища другими странами, но ни в коем случае не обязывает его предоставлять. Факторы, которые могли поспособствовать такому решению, описываются в Женевской конвенции и в протоколе «о статусе беженцев ООН в 1951 г» . К ним относятся преследования по причине: гражданства, расы, вероисповедания, политическим убеждениям, сексуальной ориентации и др.

Под преследованием здесь подразумеваются не единичный случай от сограждан, а преследование группой людей, которые наделены определенной властью (это могут быть представители государственных органов или властные преступные группировки). Все преследования должны быть документально подтверждены, опираясь на факты. Возможно, лицу придется предоставить документы, которые доказывают неоднократные попытки обращение в правоохранительные и государственные органы для получения защиты.

Причины, по которым будет отказано в получении особого статуса:

  1. Человек совершил тяжкое военное, политическое преступление или преступление против человечности.
  2. Человек хочет наладить свои финансовые вопросы в другой стране.
  3. Недостаток оснований для получения статуса (не был доказан факт угрозы жизни).

Права и обязанности беженца в Украине

Государство, принимающее у себя беженцев, гарантирует отсутствие дискриминации, предоставляя им равные права и свободы для стабильности и перспективы в будущем. В отношении некоторых прав, с ними должны обращаться так же, как с иностранцами.Рассмотрим несколько преимуществ получения статуса беженца:

  1. Сохранение единства семьи (супруг и дети будут находиться рядом).
  2. Трудоустройство, обучение и медицинская помощь.
  3. Поселиться в указанном месте или самостоятельно выбрать место проживания (аренда жилья, гостиницы, либо проживание у родственников).
  4. Беженца не могут принудительно выслать из станы.
  5. Основание для получения вида на жительство в Украине (проживание более 3-х лет), который дает ряд преимуществ.

Лицо, получившее особый статус получает не только права в другой стране, но и обязанности. Например, возможность свободно передвигаться внутри страны при условии, что каждое свое перемещение будут фиксировать в центральном органе исполнительной власти. Так же в его обязанности входит ежегодная перерегистрация.

Со своей стороны беженец обязуется выполнять все законы и распоряжения принимающей его страны. Это касается и системы налогообложения. К беженцам не будет применяться дополнительная система налогообложения, а лишь та, которая затрагивает всех граждан. К ним не относятся законные распоряжения, касающиеся сборов за выдачу административных документов.

Документы для получения статуса беженца в Украине

Ходатайствовать о признании статуса беженца имеет право лицо, достигшее 18 летнего возраста. Какие документы ему потребуются?

  1. Заявление, в котором излагаются обстоятельства, которые вынуждают человека просить убежища в другой стране.
  2. Сведения о несовершеннолетних детях и заявление о признании беженца ребенка.
  3. Документы, подтверждающие личность человека.
  4. Документы, подтверждающие факт преследования, которые вынудили человека бежать из страны.
  5. Фотографии 4 шт. (для всех членов семьи).
  6. Отпечатки пальцев.

Куда нужно обратиться?

Процедура и сроки оформления статуса беженца в Украине

Миграционная служба Украины регистрирует заявление вместе с пакетом документов, которые были предоставлены заявителем, вручая ему справку об обращении. В течение 15 рабочих дней, начиная со дня подачи заявления, миграционная служба назначает встречу заявителю. На встрече рассматриваются вся информация и события, которые были представлены заявителем, так же могут задаваться дополнительные вопросы. Делается это для того, что бы исключить тот факт, что заявитель мог самостоятельно создать условия преследования, с целью миграции. Стоит отметить, что представитель миграционной службы опирается не на личные предпочтения и отношения к ситуации, он выражает субъективное мнение. Чиновник, который проводит встречу, никогда не принимает окончательного решение самостоятельно, которое касается заявления. Рассмотрением занимается сотрудник, с которым не было личной встречи.

Заявитель имеет право прийти на встречу с переводчиком, в случае, если не владеет языком и с адвокатом (при желании). Переводчик в свою очередь подписывает документ о не разглашении конфиденциальной информации, которую узнал из дела заявителя. Переводчик или адвокат не в состоянии повлиять на факты, их личное виденье ситуации не учитывается, они только предоставляют услугу, по которой их нанимали. Если выявляется факт не законного пересечения границы, то это ни в коем образом не влияет на принимаемое решение, главное - быстрее обратиться в орган миграционной службы. На основании выявленных обстоятельств, принимается решение об оформлении документов на признании лица беженцем или отказе на получение этого статуса.

Если заявление было удовлетворено, то сотрудник миграционной службы, который ведет дело, делает письменное заключение, далее оно передается руководителю для оформления приказа. Срок действия справки продлевается.

Орган миграционной службы так же может отказать в удовлетворении заявления. Причин может быть несколько: лицо предоставило не правдивые сведения, которые касаются его личности (это могут быть поддельные документы, скрытые факты), либо причины по которым было подано заявление, имели не достаточно оснований.

В случае отрицательного ответа, миграционная служба в течение трех рабочих дней предоставляет письменное уведомление с полным объяснением причин отказа заявителю и его законному представителю. Стоит помнить, что решение можно обжаловать, в письменном обращении к заявителю это так же указывается.

Если лицо воспользовалось правом на обжалование, то весь пакет документов остается на хранении в миграционной службе, та в свою очередь сообщает в течение трех рабочих дней местный орган внутренних дел.

Если лицо не воспользуется правом на обжалование в течение пяти рабочих дней, то орган миграционной службы изымает справку об обращении, ставит в известность местный орган внутренних дел в течение трех рабочих дней. Все раннее предоставленные документы заявителем будут ему возвращены.

Срок рассмотрения заявления органом миграционной службы составляет два месяца, начиная со дня принятия решения об оформлении документов для получения статуса беженца. Срок рассмотрения может быть продлен работником миграционной службы с согласия руководителя, но не более чем трех месяцев.

После того, как состоялся разговор между сотрудником миграционной службы, заявителем и его законным представителем и были выявлены все факты, готовится письменное заключение о признании статуса беженца или же отказа.

Отдел миграционной службы направляет письменное заключение вместе с личным делом заявителя в Центральный отдел миграционной службы для принятия окончательного решения. Центральный отдел изучает все предоставленные материалы и принимает соответствующее решение, нуждается человек в защите или нет. В случае положительного результата в течение трех рабочих дней со дня принятия заявления, документы с личным делом передаются обратно в орган миграционной службы, который раннее рассматривал заявление. В течение семи рабочих дней орган миграционной службы со дня получения разрешения на присвоение статуса выдает человеку удостоверение личности (удостоверение беженца).

Человеку присваивается статус беженца, при условии, что он достиг шестнадцатилетнего возраста и разрешается на законных основаниях проживать на Украине с момента принятия решения о признании его беженцем.

Удостоверение считается действительным в течение пяти лет. Сам статус беженца является действительным, пока обстоятельства, по которым человек просит защиты у другой страны, считаются актуальными, и остается вопрос угрозы жизни.

Основания для прекращения статуса беженца в Украине

  1. Человек добровольно приобрел гражданство Украины .
  2. Изменились обстоятельства, из-за которых он просил защиту. Если больше нет угроз его жизни, у него есть возможность вернуться в страну своего гражданского происхождения.
  3. Получил убежище в другой стране.
  4. Добровольно вернулся обратно.

Государственная услуга по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

Российская Федерация в 1992 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года , касающимся статуса беженцев. Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, путем:

На основании статьи 63 Конституции Российская Федерация предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Предоставление политического убежища

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 . Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы МВД России.

Формы справки о законном пребывании лица на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства, а также свидетельства и ходатайства о предоставлении лицу политического убежища Российской Федерацией устанавливаются МВД России по согласованию с ФСБ России в соответствии с приказом МВД России от 21 мая 2018 г. № 311 «Об утверждении формы справки о законном пребывании иностранного гражданина и лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, а также форм свидетельства и ходатайства о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища» .

Признание беженцем

Основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в Российской Федерации является признание беженцем в соответствии с законодательством о беженцах. Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528–1 «О беженцах». В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения МВД России.

Порядок предоставления МВД России и территориальными органами МВД России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации устанавливает Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 7 ноября 2017 г. № 838 .

Ходатайства, принятые на границе и на территории страны, рассматривают и принимают по ним решения соответствующие территориальные органы МВД России. Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями, а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами. Заявителям предоставляется квалифицированный переводчик. Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу - до трех месяцев. В отдельных случаях МВД России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца. Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию.

На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем. Национальные документы заявителя сдаются на хранение в территориальные органы МВД России. Заявитель признается беженцем, если он имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца . Удостоверение является документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в Российской Федерации. Сведения о несовершеннолетних детях беженцев заносятся в удостоверение одного из родителей.

Для выезда за пределы Российской Федерации беженцам оформляется проездной документ . Для выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию беженцу с проездным документом не требуется получение российских виз.

Статус беженца предоставляется без указания срока. Каждые полтора года беженец проходит переучет. В ходе переучета решается вопрос о сохранении статуса беженца либо об утрате или лишении статуса. Решения об утрате или лишении статуса также может быть обжаловано. Отрицательные решения по ходатайству на каждом этапе заявители могут обжаловать в МВД России либо в Суд. Жалобы на решения территориальных органов МВД России рассматриваются обычными судами в рамках гражданского судопроизводства. Жалоба может рассматриваться судами трех инстанций, а также в порядке надзора. На период рассмотрения жалоб на решения территориальных органов МВД России заявитель не может быть выслан за пределы территории Российской Федерации.

Предоставление временного убежища

В соответствии с положениями статьи 12 Закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» иностранным гражданам, которым отказано в признании беженцем в Российской Федерации и которые не могут быть высланы за пределы Российской Федерации из гуманных побуждений, может быть предоставлено временное убежище. Временное убежище - это своего рода «гуманитарный статус» или отложенная высылка. Для получения временного убежища в Российской Федерации заявитель должен обратиться с соответствующим заявлением в территориальные органы МВД России.

При приеме заявления лицу выдается справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которая дает заявителю право на пребывание на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления. Срок рассмотрения заявления - до трех месяцев. Решение по заявлению принимает территориальные органы МВД России. При положительном решении выдается свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Отрицательное решение может быть обжаловано в общем порядке. Временное убежище предоставляется на один год и может продлеваться ежегодно на 12 месяцев. При определенных условиях, лицо может утратить или лишиться временного убежища. МВД России имеет три Центра временного размещения лиц, ищущих убежище в Российской Федерации, общей емкостью 180 мест.

Лица, получившие статус беженца, политическое или временное убежище в Российской Федерации имеют доступ на внутренний рынок труда - они могут работать без получения специального разрешения.

Ознакомиться со статистическими данными в части касающейся предоставления иностранными гражданами и лицами без гражданства убежища на территории Российской Федерации можно в разделе "Предоставление убежища в Российской Федерации.

В результате происходящих на пространстве бывшего СССР событий десятки тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома. Чтобы получить статус беженца в России не только де-факто, но и де-юре, и при этом соблюсти все требования российских законов, иммигрантам необходимо обратиться к властям РФ с соответствующим ходатайством.

Ситуация с беженцами в РФ

В последние годы проблема беженцев актуальна не только для России, но и для большинства стран Старого Света. Тысячи просителей убежища из стран Северной Африки и Ближнего Востока буквально наводнили европейские города, внеся неразбериху в упорядоченный быт их жителей. Если толерантные европейцы в большинстве своём терпимо относятся к переселенцам, то россияне настроены к ним не столь благодушно.

За прошедшие 25 лет страна пережила несколько волн внутренней миграции, помимо этого, она приютила сотни тысяч соотечественников из стран СНГ. Происходящее привело к тому, что Россия выработала довольно специфическую миграционную политику, истинная суть которой сводится к ограничению миграционных потоков и ужесточению правил получения российского гражданства.

Между тем в сопредельных с РФ государствах идут непростые политические процессы, результатом которых становится массовый исход местных жителей. Более 75% беженцев прибывают в Россию из стран СНГ.

За 2014–2016 годы только с территории Украины в РФ прибыло около миллиона беженцев. Часть из них через какое-то время вернулась домой, но многие приняли решение остаться в России. Весной 2016 года количество беженцев в стране, по разным оценкам, составляло 500–700 тыс. человек. При этом официальный статус получили около 600 человек. Около 180 тыс. переселенцев с Восточной Украины оформили российское гражданство по программе переселения соотечественников.

…я сам с семьёй приехал из Донбасса, но как ты к людям относишься, так и к тебе будут. Да, тяжело было работу найти, но помогли тоже бывшие приезжие - уже россияне - один человек, который нам, беженцам, помогал: детям соки, сладости привозили, порошок, мыло, сигареты. Со своим другом когда мы жили 140 чел в пункте временного размещения, взял меня на работу к себе, как говорится, на стройку, поработал, деньги заработал, сняли квартиру, я пошёл работать на завод. Так как сезон по строительству закончился, жена в магазин на вещи зарабатывает 600 руб. за день, работает с 8.30 до 20.00, один выходной в неделю, я на заводе зарабатываю 20 тыс. руб., она работает на квартиру, я на пропитание. С регистрацией помогли тоже россияне: одна семья сделала нам прописку на год бесплатно, и эта же семья оплатила нам квартиру за два месяца, чтоб мы хоть немножко стали на ноги…

Аноним

http://www.liveinternet.ru/users/2425981/post329923950/page2.html

Основной «миграционный удар» приняли на себя жители Ростовской области, Краснодарского края и Ставрополья. Они практически сразу ощутили на себе все последствия массового приезда беженцев: выросли цены на продукты первой необходимости, ухудшилась ситуация на рынке труда, произошёл всплеск преступности.

Беженцам было не легче. Из-за отсутствия финансирования они столкнулись с нехваткой бесплатного жилья, а также со всевозможными препонами в оформлении необходимых документов. В связи с этим часть беженцев жила под постоянной угрозой выдворения из страны, испытывала трудности с получением социальной и медицинской помощи, трудоустройством. Возможно, поэтому в 2018 году стал заметен процесс возвращения украинских беженцев на родину.

В МВД России сообщили, что по состоянию на 21 марта 2017 года в России проживают 234 301 гражданин Украины со статусом временного убежища. С заявлением о продлении срока временного убежища обратилось 15 314 человек, 149 получили отказ, 1 244 заявления рассматриваются.

В 2017 году в территориальные органы МВД по вопросу признания беженцем обратилось 33 гражданина Украины, один из которых получил статус. Заявления на временное убежище написал 1 801 человек, свидетельства выдали 1 529.

Мария Литвинова

http://migrant.ru/ukraincy-bolshe-ne-begut-v-rossiyu/

Основные страны-доноры беженцев для РФ:

  • Украина;
  • Казахстан;
  • Грузия;
  • Узбекистан;
  • Таджикистан.

Помимо этого, за статусом беженца в последние годы обращаются жители Афганистана, Ирака и Сирии.

Как в 2018 году оформить статус беженца или добиться предоставления временного убежища в РФ

С юридической точки зрения, беженцем можно считать человека, покинувшего страну своего обычного проживания в силу весомых опасений в преследовании по политическим или социальным мотивам, а также из-за реальной опасности для жизни и здоровья (своего и близких). Неудивительно, что в такой ситуации говорить о наличии каких-либо преимуществ статуса очень сложно. Однако они всё же имеются.

Преимущества и недостатки получения статуса беженца

Лица, получившие желанное свидетельство и официально ставшие беженцами, обладают рядом преференций, среди них:

  • бесплатное информирование о своих правах;
  • возможность воспользоваться услугами бесплатного переводчика;
  • безусловное содействие в переезде к месту пребывания и перевозе багажа;
  • безвозмездное размещение в пункте временного пребывания;
  • выдача единовременного пособия;
  • получение материальной помощи в неденежной форме;
  • содействие в трудоустройстве.

К недостаткам статуса можно отнести несвободу в действиях. Любой беженец обязан, например, отправиться к месту проживания, которое ему выберут (если не может самостоятельно решить проблему с жильём), выйти на работу, предложенную службой занятости и прочее.

Если есть на что жить, где проживать и работать - ок. А если нет, нелегальное проживание в другой стране ещё хуже минусов статуса беженца, разве нет? Когда один, проблем мало, а если целой семьёй… выбора почти нет.

roman_yerokhin

http://olga-fink.livejournal.com/1113633.html

Таблица: различие между статусами беженца и вынужденного переселенца

Беженцы Вынужденные переселенцы
Определение Лица, не имеющие гражданства страны, в которую они прибыли Граждане страны и постоянно проживающие в ней на законных основаниях иностранцы
Права Право на убежище, физическую защиту, обеспечение минимальными социальными льготами, при этом гражданские права отсутствуют Полноценные гражданские права
Обязанности Соблюдение Конституции РФ, законов и иных правовых актов, обязательные контрольные мероприятия (прохождение переучёта по месту временной регистрации, регулярные медосмотры и прочее) Полный перечень обязанностей в соответствии с Конституцией страны
Длительность статуса В течение 3 лет с последующим ежегодным продлением В течение 5 лет с возможностью однократного продления

Необходимо принять во внимание, что процедуры получения статуса беженца и вынужденного переселенца практически идентичны. Основное различие заключается в перечне необходимых для приобретения статуса документов, стандартном сроке принятия решения и порядке продления статусов.

Видео: учимся отличать статус беженца от получения временного убежища

Пошаговая процедура получения удостоверения беженца

В РФ процесс оформления статуса довольно трудоёмкий. Он может растянуться на срок от нескольких дней (для беженцев) до полугода (для вынужденных переселенцев).

Полный перечень оснований для получения

Лица, подвергающиеся гонениям или преследованиям в стране своей национальной принадлежности, могут обоснованно претендовать на получение статуса беженца в РФ. Основания для оформления статуса - преследование по причине:

  • расовой или национальной принадлежности;
  • вероисповедания;
  • принадлежности к определённой социальной группе;
  • гражданства;
  • наличия политических убеждений, расходящихся с официальной точкой зрения собственной страны.

Необходимые документы и основные требования для предоставления статуса

В России лицо, желающее получить статус беженца, должно представить документы по следующему перечню:

  • ходатайство о признании беженцем;
  • национальный паспорт;
  • документ, подтверждающий родственные связи (при въезде в РФ с семьёй).

Для получения временного убежища заявителям следует предъявить:

  • заявление о предоставлении убежища;
  • национальный паспорт либо документ, подтверждающий наличие гражданства РФ;
  • документ, подтверждающий родственные связи (при въезде в РФ с семьёй);
  • бумаги, свидетельствующие о преследовании гражданина по указанным выше мотивам.

Пакет документов подаётся лично, рассматриваются только оригиналы. Предъявление копий допустимо лишь в тех случаях, когда претендующее на соответствующий статус лицо ещё не покинуло территорию своего государства.

Кто не сможет подать запрос о статусе

Беженцем (вынужденным переселенцем) не сможет стать человек:

  • прибывший из страны, с которой имеется соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом «О беженцах»;
  • привлечённый в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ;
  • имеющий гражданство третьей страны, где он не преследуется;
  • не желающий вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Куда необходимо направлять прошение

Лицо, активно стремящееся получить статус беженца, обязано обратиться с соответствующим письменным ходатайством на имя Президента РФ.

Таблица: способы подачи ходатайства

Оформление статуса проходит в несколько этапов.

  1. Подача предварительного ходатайства о признании беженцем.
  2. Рассмотрение имеющихся подтверждающих документов.
  3. Принятие властями решения о дальнейшем рассмотрении ходатайства либо отказ в силу отсутствия оснований для присвоения статуса беженца.
  4. Рассмотрение заявления по существу.
  5. Вынесение обоснованного решения о признании беженцем либо отказ в связи с отсутствием повода для предоставления статуса.
  6. Выдача подтверждающих документов (свидетельства о признании беженцем либо отказного письма).

После подачи ходатайства сотрудник УМВД РФ проведёт беседу с заявителем. В процессе диалога он предложит иммигранту заполнить анкету и опросный лист. Если заявитель плохо владеет русским языком, для этой цели будет приглашён переводчик.

Следует принять во внимание, что к заполнению анкеты и опросного листа нужно подходить ответственно. Прежде всего, на вопросы рекомендовано отвечать чётко, кратко, а, главное, искренне. Любой обман со временем может быть разоблачён. Помимо этого, необходимо соблюдать стандартные правила оформления деловых бумаг: писать разборчиво, не допускать помарок, использовать только чёрные или синие чернила.

Затем в обязательном порядке проводится процедура идентификации личности. В ходе неё осуществляется дактилоскопирование и фотографирование. Полученные фотографии в количестве 2 штук потом прикладываются к ходатайству о предоставлении убежища.

Таблица: где иммигрант пребывает во время рассмотрения ходатайства

На период рассмотрения ходатайства заявителям выдаётся справка, подтверждающая законность их пребывания на российской территории. Она же в течение этого срока станет временным удостоверением личности для иммигранта.

Таблица: сроки рассмотрения заявления

Кто принимает решение по запросу

Присваивать или нет статус беженца, определяет Президент РФ. Следует иметь в виду, что решение о признании перемещённого лица беженцем принимается индивидуально в отношении каждого совершеннолетнего члена семьи . Дети, ещё не достигшие 18 лет, всегда получают статус одновременно с родителями или опекунами.

Стоимость

Оформление статуса беженца и предоставление временного убежища в РФ осуществляются бесплатно.

Видео: актуальные сведения о получении временного убежища в России для украинцев

Что делать после одобрения ходатайства

Мигранту, получившему разрешение на временное убежище, выдаётся соответствующее свидетельство. Срок действия временного убежища - 3 года, в дальнейшем он может ежегодно продлеваться до тех пор, пока в стране проживания беженца действуют факторы, мешающие его возвращению. Например, если основанием для предоставления убежища послужила гражданская война, то статус будет предоставляться до момента окончания конфликта.

Заметьте, что после оформления временного убежища национальный паспорт иностранца будет передан на хранение в территориальный (муниципальный) орган исполнительной власти . Для некоторых соискателей это является неприемлемым, поскольку без паспорта нельзя покинуть территорию РФ. Однако в этом случае ни для кого никаких исключений не предусмотрено.

Продление статуса беженца

По истечении года со дня получения соответствующего статуса беженец может принять решение вернуться на родину, начать процедуру вхождения в гражданство приютившей его страны или обратиться за продлением статуса при наличии к тому оснований.

Заявителю придётся предоставить:

  • заявление о продлении срока;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • удостоверение вынужденного переселенца (беженца);
  • копию паспорта;
  • справку об отсутствии у заявителя и членов его семьи жилого помещения на правах собственности по месту его регистрации;
  • договор найма (аренды) или поднайма (субаренды) жилья (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении);
  • другие документы, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства.

Заявление рассматривается в течение 3 недель с даты его подачи. О принятом решении иммигранта извещают в письменном виде.

Отказ в присвоении статуса

Имеются факторы, препятствующие признанию лица беженцем или наделения его временным убежищем. В каждом случае решение принимается индивидуально. Иногда рассматриваемый статус не может быть предоставлен априори. Среди оснований для такого решения:

  • подача фальшивых или подложных документов;
  • опровержение оснований, указанных в заявлении;
  • совершение на территории России уголовно наказуемого деяния;
  • пропуск срока обращения за статусом беженца (12 месяцев с даты прибытия в РФ) или его продления (1 месяц со дня утраты статуса);
  • прочие основания.

В случае не присвоения искомого статуса заявитель может обжаловать вынесенное решение. Для этого следует подать соответствующее прошение в течение 30 дней после получения отказного уведомления.

Интересно, что большая часть «отказных» случаев приходится на ситуации, когда заявитель предоставил недостоверные сведения о своём статусе либо совершил на территории принявшей его страны противоправное деяние. На такие случаи приходится примерно 3/4 отказов. Сроки подачи прошения иммигранты практически никогда не пропускают, и документы у них, по большей части, оформлены правильно. Поэтому периодически встречающиеся в интернете отзывы о том, что российские чиновники необоснованно отказывают в удовлетворении ходатайств беженцев не имеют под собой никаких оснований.

Видео: как действовать, если вам отказали в убежище

Утрата статуса беженца (вынужденного переселенца)

Существуют обстоятельства, при которых лицо перестаёт считаться беженцем. В частности:

  • в случае возврата в страну своей гражданской принадлежности или обычного места жительства, которую оно покинуло;
  • выезда на жительство в третью страну;
  • добровольного отказа от рассматриваемого статуса;
  • приобретения гражданства РФ или другой страны.

Помимо этого, лицо лишится уже предоставленного ему убежища, если его нахождение на территории РФ идёт вразрез с соображениями национальной безопасности. Утратит право на убежище и тот, кто решит заняться противоправной деятельностью. Ещё одним поводом для утраты права на убежище становится открытие факта совершения преступления при условии, что в отношении данного лица имеется вступивший в законную силу судебный приговор.

Решение об утрате статуса принимается органами УМФД РФ в случае обнаружения одного из указанных выше оснований. Лицо, лишённое статуса беженца (вынужденного переселенца), обязано в течение 30 дней покинуть российскую территорию.

Беженцы - такие же люди, как и мы, большинство из них покинуло страну своего постоянного проживания совсем не от хорошей жизни. Главной целью этих людей сегодня является получение возможности снова жить в человеческих условиях, а сокровенной мечтой - возвращение на родину. Необходимо помнить об этом, проявлять терпимость к приезжим и всячески помогать им в минимальные сроки интегрироваться в российское общество.

Получить статус беженца в России для украинцев возможно, подав ходатайство в уполномоченные органы. Ранее этими вопросами занималась ФМС, а теперь ее функции переданы Главному управлению по вопросам миграции МВД России. Далее в статье - «уполномоченный орган».

Статус беженца позволяет гражданам Украины не только проживать на территории РФ, но и официально трудоустраиваться, пользоваться льготами.

Основания для предоставления статуса

По действующему российскому законодательству, беженцем может быть признан человек, который:

  • Не является гражданином РФ, но был вынужден покинуть свою страну из-за обоснованных опасений стать жертвой по причине преследования на основании расовой, национальной, религиозной, политической, социальной дискриминации.
  • Не может или не желает в силу объективных причин воспользоваться защитой своей страны.
  • Не может или не желает возвращаться в свою страну, опасаясь преследований и насилия по вышеуказанным причинам.

Подать ходатайство о признании беженцем имеют право такие категории лиц:

  • Лица без гражданства, пребывающие на территории РФ или желающие прибыть на нее.
  • Иностранные граждане, пребывающие на территории РФ или желающие прибыть на нее.
  • Граждане другой страны или лица без гражданства, в настоящий момент пребывающие на территории РФ на законных основаниях.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Основания для отказа

Отказать в присвоении статуса беженца могут таким категориям лиц:

  1. Военнообязанные в своей стране.
  2. Скрывающиеся от уголовной ответственности, находящиеся в розыске или под следствием.
  3. Не обратившиеся в соответствующие инстанции в течение длительного времени.
  4. Ранее получившие отказ в предоставлении статуса беженца при условии, что в период с момента получения отказа до подачи нового ходатайства ситуация в стране пребывания не изменилась.
  5. Прибывшие из государств, в которых имели возможность оформить статус беженца, но не сделавшие этого.
  6. Обладатели какого-либо документа, уже дающего разрешение на проживание и трудоустройство на территории РФ.
  7. Отказывающиеся сообщать достоверные сведения о себе, причинах и обстоятельствах прибытия на территорию РФ.
  8. Граждане Украины, имеющие близких родственников, постоянно проживающих на территории РФ.

Региональные квоты

Каждый регион имеет определенные квоты на прием беженцев из Украины. При выборе региона для проживания желательно поинтересоваться количеством квот в том или ином регионе. Например, для Москвы их количество довольно ограничено.

Таким же ограниченным является и количество годовых разрешений на работу для беженцев. Каждый регион РФ утверждает их заранее. 15 мая 2016 года было принято решение не учитывать квоты при трудоустройстве беженцев с Украины. Поэтому пока что для работы не нужно специальное разрешение или патент.

Порядок действий

Для оформления статуса беженца следует придерживаться описанной ниже пошаговой инструкции

Подача ходатайства

Оно заполняется на специальных бланках, от руки (разборчивым почерком) или на компьютере, исключительно на русском языке. Все совершеннолетние дети должны подавать собственное ходатайство. Информация о несовершеннолетних детях вписывается в документы родителей.

Если человек находится за пределами РФ, ходатайство подается в посольство, консульство. На территории РФ - в территориальное отделение уполномоченного органа. На государственной границе - в пункте пограничного пропуска.

К ходатайству обязательно прикладывается опросный лист. В нем подробно указываются обстоятельства, вынудившие человека к переезду, а также ряд других данных. Желательно приложить к опросу-интервью документы, обосновывающие необходимость поиска убежища на территории РФ.

Все документы должны быть переведены с украинского на русский язык. С 2015 года действует упрощенная процедура предоставления статуса, по которой достаточно лишь предъявить паспорт (или другой документ, подтверждающий личность владельца).

Также кандидату на статус беженца необходимо сфотографироваться и сдать отпечатки пальцев, пройти медицинский осмотр. После всего этого ходатайство принимают, а заявитель получает соответствующую справку. Она действует в течение 5 дней.

Важный момент - заявитель сдает свои национальные документыданном случае - паспорт Украины) на хранение уполномоченному органу. Возвращают паспорт год спустя. Теоретически это означает, что в течение года человек не может вернуться в свою страну, поскольку никаких документов у него нет.

Получение свидетельства

Уполномоченный орган рассматривает ходатайство в течение 5 дней с момента его приема. В случае положительного решения выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу. Оно действует 3 месяца на территории РФ. Свидетельство еще не означает, что человек будет признан беженцем.

В случае отказа заявитель получает предписание с требованием покинуть территорию РФ в течение 3 дней. Отрицательное решение можно обжаловать в судебном порядке.

Получение денежного пособия и проживание

Ходатайство рассматривается до 3 месяцев. В течение всего этого времени имеется право на проживание в центре временного размещения. Кроме проживания, беженцу предоставляется бесплатное питание, медицинская помощь.

Каждому заявителю, ходатайство которого было принято, государство выплачивает единовременное денежное пособие - 100 рублей или 150 рублей для инвалидов и малоимущих.

Для получения всего вышеописанного необходимо подать заявление на выплату пособия и выдачу направления в центр временного размещения.

Медицинское освидетельствование

Подавший ходатайство человек и прибывшие с ним члены семьи ставятся на учет уполномоченного органа по месту пребывания и проходят медицинское освидетельствование. Все медицинские учреждения проводят эти обследования бесплатно, расходы компенсирует государство.

После обследования человек получает соответствующий сертификат, который дает право на неотложную и первичную медицинскую помощь.

Получение статуса или отказ

Если в присвоении статуса беженца было отказано, заявителю выдается предписание покинуть территорию РФ в течение 3 дней.

Также может назначено дополнительное рассмотрение ходатайства еще на 3 месяца.

При положительном решении заявитель получает удостоверение беженца. Если в этот момент он находится не на территории РФ, ему также выдают билет для проезда. Пока действует статус беженца, паспорт Украины (или другой документ, удостоверяющий личность) хранится в уполномоченном органе.