Правила агитации перед выборами. Предвыборная агитация как правовой институт

Официальное толкование определения «Предвыборная агитация» содержится в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно данному закону: «Агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)». Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.2, п.4

Глава VII данного закона содержит гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах. Информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, партии. Указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какую партию будет голосовать избиратель;

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат или список кандидатов будет избран или не будет избран;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), партии в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату или партии, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Законодательно закреплены также способы проведения предвыборной агитации:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

При проведении предвыборной агитации очень часто выявляются нарушения. Федеральный закон, указанный ранее, содержит в себе запрещающие положения относительно предвыборной агитации.

В нем указано, что запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением несовершеннолетних детей кандидата.

Также, «Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

е.1) международным организациям и международным общественным движениям;

ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;

з) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных данным законом». Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.48, п.7

Ограничения, предусмотренные законом следующие: любая агитация кандидатов и партий, в том числе в Интернете, не должна содержать призывов к совершению преступлений и экстремистских действий. Запрещено использование агитации, унижающей или показывающей в невыгодном свете национальные, религиозные, профессиональные и иные группы людей, использование нацистской символики, а также символики, похожей на неё.

При распространении агитации запрещено использовать материалы, порочащие честь и достоинство других кандидатов и партий. В случае выступления по телевидению кандидат или представитель кандидата (партии) не вправе агитировать против какого-либо кандидата или партии, описывать негативные последствия избрания его конкурентов, создавать их негативный образ или распространять информацию, которая приведет к формированию такого образа.

Также существует запрет на подкуп избирателей. Кандидатам и партиям, их доверенным лицам и организациям, учреждённым ими, запрещается при агитации подкупать избирателей - давать им деньги, материальные ценности, предоставлять бесплатные услуги, распродажи товаров, обещать передачу всего вышеперечисленного после завершения выборов. Раздавать можно только печатные материалы и значки, специально изготовленные для избирательной кампании. Также запрещается включение коммерческой рекламы в агитационные материалы. Необходимо отметить, что в период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других, основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.

В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержатся главные положения о проведении законной предвыборной агитации.

В статье 49 ФЗ (Агитационный период) законом определены сроки, в которые кандидатам и партиям можно проводить законную агитацию. В соответствии с ней, агитация начинается со дня выдвижения кандидата или списка кандидатов от партии и прекращается в 0 часов 0 минут за одни сутки до голосования. День непосредственно перед днём голосования называется «днём тишины» - любая агитация в этот день, так же как в сам день голосования запрещена. В «день тишины», а также в день голосования сохраняются на своих местах листовки и плакаты кандидатов и партий, расположенные на расстоянии не менее 50 метров от входа в участки для голосования и избирательные комиссии. Агитация, расположенная ближе 50 метров, должна быть убрана.

В статье 46 ФЗ (Опросы общественного мнения) сказано, что в течение 5 дней до дня голосования и в сам день голосования запрещена публикация любых опросов, связанных с выборами, и предсказаний итогов выборов. При публикации же опросов в разрешенный для этого период вместе с опросом должны публиковаться информация об организации, проводившей опрос, время его проведения, число опрошенных, метод сбора информации, регион, в котором проводился опрос, точную формулировку вопросов и статистическую оценку вероятной погрешности. Также должна быть опубликована информация о заказчике проведения опроса.

В статье 51 (Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио) главным является условие равного предоставления бесплатного эфирного времени всем без исключения партиям и кандидатам. В случае отказа кандидата от использования данного эфирного времени оставшееся не распределяется между другими кандидатами. При этом время выхода в эфир для всех кандидатов должно быть тоже одинаковым - не допускается ситуация когда одного кандидата показывают в вечернее время, а другого - ранним утром. Общий объем эфирного времени, которое каждая общероссийская государственная организация телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 60 минут по рабочим дням. Общий объем эфирного времени, которое каждая региональная государственная или муниципальная организация телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания.

Они также обязаны зарезервировать эфирное время для кандидатов, которые пожелают проводить агитацию за плату. В этом случае периодичность выхода рекламных блоков, оплата и условия должны быть также одинаковыми для всех кандидатов.

Агитация в газетах и журналах описана в Статье 52 ФЗ (Условия проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях). Государственные и муниципальные печатные издания, выходящие не реже раза в неделю, также обязаны предоставить всем кандидатам и партиям равные условия для публикации. Условия включают в себя стоимость, объем публикации, тираж, периодичность, цвет текста, шрифт, размер и расположение заголовка. Редакция, не вправе давать какие либо комментарии к агитационным статьям кандидатов. Любая агитация, опубликованная в газете или журнале, обязательно должна иметь информацию - за счет избирательного фонда какого из кандидатов опубликован этот материал. В случае бесплатных публикаций, должна иметься информация о том, кто разместил этот материал.

Агитационные митинги и встречи с избирателями являются таким же способом агитации, как и выступления в средствах массовой информации, поэтому также описаны в законе. Статья 53 (Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий) гласит, что по заявке кандидата или партии им обязаны предоставить помещение, находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно. При этом избирательная комиссия обязана отслеживать равенство условий при проведении публичных мероприятий и для других кандидатов. Так, в случае предоставления помещения на безвозмездной основе для встречи с избирателями владелец или собственник помещения уже не может отказать в выделении этого помещения для других кандидатов на таких же условиях. Организация публичных встреч в воинских частях, военных организациях и учреждениях запрещена, за исключением случая, когда единственное помещение, пригодное для проведения собрания с избирателями находится в расположении воинской части.

Наиболее распространённый канал передачи информации от кандидатов и агитации - агитационные листовки и материалы. Статья 54 ФЗ (Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов) описывает права и обязанности кандидатов при распространении агитационных листовок.

Все агитационные материалы должны в обязательном порядке быть изготовлены на территории Российской Федерации. Организации, которые занимаются выпуском печатной продукции, должны предоставить всем зарегистрированным кандидатам и партиям равные условия оплаты изготовления материалов. Кандидаты и партии имеют право беспрепятственно распространять эти материалы в случае, если информация в них не нарушает закон. Для определения соответствия материалов законам РФ кандидаты и партии обязаны предоставить экземпляры своих листовок и прочую информацию в избирательную комиссию.

Все печатные материалы, используемые для агитации, обязательно должны иметь следующие данные: наименование, юридический адрес и ИНН организации, изготовившей данные материалы, наименование организации, фамилию, имя, отчество (лица) или наименование и юридический адрес организации-заказчика, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.

Материалы могут расклеиваться (размещаться) на стенах зданий только с разрешения и на условиях собственника здания. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. http://www.chest-vibor.ru. Честный выбор. Общественный совет.

Именно все вышеперечисленные запреты, чаще всего нарушаются в ходе предвыборной агитации на муниципальных выборах.

Анализ проведения предвыборной кампании свидетельствует о грубых нарушениях действующего законодательства. К сожалению, главными проводниками подобной политики являются представители власти. Именно они, как показывает практика, повсеместно организуют тотальное давление на избирателей, используя административный и информационный ресурсы, ставят в неравные условия участников избирательной кампании. Досрочная агитация, срывание встреч противоборствующих между собой кандидатов, под любыми предлогами, издание массовыми тиражами газет, в которых содержится нелицеприятная информация о тех или иных кандидатах и т.д.

Путей нейтрализации из сложившейся ситуации не так много. Самый главный выход - это ужесточить наказание, за нарушение законодательства о проведении предвыборной агитации. Данное ужесточение пресечет желание кандидатов перешагнуть через границы юридически и этически дозволенного.

Игнорирование установленного порядка проведения предвыборной агитации должно иметь для нарушителей самые серьезные последствия. Также необходимо, чтобы каждый кандидат очень хорошо знал правила проведения предвыборной агитации и был информированным о предоставленных ему правах и гарантиях. Владение правовой стороной предвыборной ситуации в определенных случаях позволит кандидатам защитить себя от неправомерных действий со стороны своих оппонентов в избирательной кампании. Глава 5 Кодекса об административных правонарушениях, содержит виды ответственности за нарушения предвыборной агитации, а именно:

1. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях;

2. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах;

3. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом

4. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах, и т.д. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001, с измен. и доп. на 01.08.2013, глава 5

Проанализировав данные статьи, можно сделать вывод о том, что максимальный штраф по этим нарушениям составляет 100 тысяч рублей, и такой большой штраф предусмотрен только для юридических лиц, в остальных случаев он гораздо ниже. Т.е. необходимость ужесточения штрафов на лицо. Это наиболее действенный способ предотвращения нарушений в ходе проведения предвыборной агитации.

Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений и общественных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) либо против них.

Государство в соответствии с федеральными законами и законом субъектов РФ обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов свободное проведение агитации, поэтому они вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него).

Предвыборная агитация может осуществляться:

  • с помощью средств массовой информации;
  • путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий;
  • посредством выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

Кандидат или избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации, имея равные условия допуска к ним.

В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.

Кандидат или избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях. Они также имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям должны быть равными.

Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств. выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации .

Периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъекта Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления и распространяются на территории, на которой проводятся выборы, за исключением изданий, учрежденных исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, избирательными объединениями .

Общий минимальный размер таких площадей, соотношение в нем частей, предоставляемых периодическими печатными изданиями бесплатно за счет средств их текущего бюджетного финансирования и на возмездной основе, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны предоставить избирательным комиссиям в их пользование помещения , находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении этих встреч.

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду; призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства пропаганда войны; иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные законом. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с представлениями об отмене решения о регистрации кандидата (списка кандидатов).

Избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации, которая начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Печатные агитационные материалы, ранее размешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться в день голосования на прежних местах. В течение трех дней до дня голосования, включая день голосования, опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Вопрос правового регулирования порядка проведения предвыборной агитации без преувеличения является одним из самых сложных, что связанно со спецификой правоотношений в данной области. Так, в 2002 г. законодатель в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав пошел на разделение понятий предвыборной агитации и информирования избирателей . Данный подход надо признать целесообразным и своевременным, так как в рамках предыдущих избирательных кампаний очень много проблем было связано с разграничением информационных и агитационных материалов: «Отсутствие четких правовых критериев, разделяющих информационные и агитационные материалы, позволяло вести агитацию под предлогом необходимости «объективного информирования граждан»».

Изготовление псевдоинформационных материалов зачастую оплачивалось по схемам, не контролируемым не только избирательными комиссиями, но и правоохранительными, а также налоговыми органами. Сохранению такой ситуации способствуют и отсутствие законодательства о политической рекламе, и недостаточная развитость партийно-политической системы в Российской Федерации. В связи с этим законодатель поставил задачу нормативно определить тот порог, «когда объективное информирование граждан об избирательном процессе превращается в целенаправленную предвыборную агитацию и. следовательно, должно подчиняться установленным законом правилам проведения предвыборной агитации».

В действующем избирательном законодательстве под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). В данное определение, закрепленное в п. 4 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, были внесены существенные изменения в результате принятия Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 93.

В частности, уточнено, что предвыборной агитацией признается деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию не только за или против отдельно взятого списка кандидатов, но и за или против нескольких списков кандидатов одновременно, в результате чего, бесспорно, был устранен пробел, содержащийся в первоначальной редакции Федерального закона. Кроме того, в связи с отменой графы «против всех» из определения предвыборной агитации были исключены призывы голосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Рассматривая процесс становления определения предвыборной агитации, стоит отметить, что в Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. № 24 под предвыборной агитацией понималась деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

Несовершенство определения предвыборной агитации, закрепленного в указанной редакции Федерального закона, заключалось в том, что, например, деятельность юридических лиц и иностранных граждан, способная побудить голосовать за тех или иных кандидатов (списки кандидатов), не признавалась бы в соответствии с этим определением предвыборной агитацией. При формальном подходе к этому определению не признавалась бы также предвыборной агитацией деятельность любых лиц, побуждающая голосовать за одного кандидата или один список кандидатов, так как в определении сказано «к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов)».

При этом в указанном Законе предвыборной агитацией признавалась деятельность, побуждающая избирателей к участию в выборах, что в настоящее время представляется спорным моментом. Во всех последующих определениях предвыборной агитации данные действия были исключены из определения предвыборной агитации, так как было введено понятие информирования граждан, включающее в себя и призывы принять участие в выборах.

Вместе с тем серьезной проблемой в действующем законодательстве остается вопрос классификации призывов бойкотировать участие в выборах . Данные действия невозможно отнести к предвыборной агитации или информированию избирателей, однако они, бесспорно, могут оказать влияние на итоги голосования и результаты выборов, отстраняя от участия в голосовании электорат определенных кандидатов и избирательных объединений, вплоть до срыва выборов вообще.

С другой стороны, призывы бойкотировать выборы могут быть использованы и как инструмент манипулирования в сугубо корыстных политических целях. Ярким примером было стремление бойкотировать выборы Президента РФ в 2004 г. рядом партий, которые обосновывали свой призыв не отсутствием достойных кандидатов, а отсутствием достойных соперников у действующего главы государства. Истинной целью данных деклараций было стремление не допустить преодоления необходимого 50%-ного порога явки избирателей для признания выборов несостоявшимися. В связи с отменой обязательного порога явки на выборах всех уровней острота этой проблемы значительно снижается, но остаются вопросы правового регулирования данных отношений с точки зрения обеспечения эффективности функционирования избирательной системы в целом.

Итак, можно сделать вывод, что определение предвыборной агитации. содержащееся в действующем Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав, является результатом его практического становления в ходе избирательных кампаний постсоветского периода и в настоящее время представляется оптимальным.

Порядок проведения предвыборной агитации - это один из наиболее детально регламентированных вопросов избирательного законодательства так как, помимо вышерассмотренных норм, включает законодательное регулирование сроков проведения предвыборной агитации, круга субъектов избирательных правоотношений, имеющих право проводить предвыборную агитацию, признаков предвыборной агитации, порядка обнародования опросов общественного мнения, связанных с выборами, и прогнозов результатов выборов, порядка проведения предвыборной агитации на каналах организаций теле- и радиовещания, в периодических печатных изданиях, посредством проведения агитационных публичных мероприятий, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, а также ограничений при проведении предвыборной агитации и других вопросов.

Сроки проведения предвыборной агитации . В настоящее время четкие сроки проведения предвыборной агитации устанавливаются только для организаций теле- и радиовещания и периодических печатных изданий.

Так, первоначально агитационный период в СМИ для кандидата или списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, начинался после их регистрации, что позволяло в ряде случаев получать некоторым из них значительные преимущества при проведении предвыборной агитации. Позже законодатель определил, что агитационный период в средствах массовой информации начинается за 30 дней до дня голосования, а впоследствии для удобства проведения жеребьевки эфирного времени и печатной площади по неделям данный период был сокращен до 23 дней. По этому поводу высказывались мнения различных экспертов о необоснованном снижении агитационного периода

Тем не менее, при объективном подходе представляется, что закрепленный в законодательстве почти месячный срок на проведение агитации в средствах массовой информации является оптимальным: во-первых, он позволяет кандидатам и избирательным объединениям изложить все тезисы своих предвыборных программ; во-вторых, является достаточным для формирования у избирателей представления о кандидатах и избирательных объединениях для осознанного выбора; в-третьих, ставит всех кандидатов и избирательные объединения в равные стартовые позиции по проведению агитации в средствах массовой информации, так как начало агитационного периода в указанных обстоятельствах не зависит от момента выдвижения или регистрации кандидата, списка кандидатов.

В свою очередь, распространение печатных, аудиовизуальных агитационных материалов, проведение публичных массовых мероприятий может начинаться непосредственно после выдвижения кандидата списка кандидатов, что также представляется абсолютно обоснованным, поскольку эти виды агитации имеют меньшую по сравнению со средствами массовой информации степень воздействия на избирателей, но при этом предоставляет к а» и платам и избирательным объединениям возможность агитировать за себя при сборе подписей избирателей или средств для внесения избирательного залога.

По общим правилам вся агитация прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования, что позволяет избирателям обдуманно сделать свой выбор, не подвергаясь непосредственному агитационному воздействию перед голосованием.

Субъекты избирательных правоотношений, имеющие право проводить предвыборную агитацию . В соответствии с Федеральным законом -Об основных гарантиях избирательных прав...» граждане и общественные объединения (общие субъекты агитационной деятельности) в ходе избирательной кампании вправе осуществлять предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами. При этом кандидаты, избирательные объединения (специальные субъекты агитационной деятельности) самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации.

Граждане в статусе избирателей могут разместить материалы агитационного характера в СМИ только с согласия кого-либо из кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений при условии оплаты использованных в этих целях эфирного времени или печатной площади из соответствующего избирательного фонда.

В соответствии с указанным выше Федеральным законом запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы :

  • федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
  • лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, валяющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законодательством о выборах, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;
  • воинским частям, военным учреждениям и организациям;
  • благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
  • избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
  • иностранным гражданам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о выборах при проведении выборов органов местного самоуправления, лицам без гражданства иностранным юридическим лицам;
  • международным организациям и международным общественным движениям;
  • представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения определенных ограничений при проведении предвыборной агитации.

При этом лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, если они зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.

Данные ограничения, введенные законодателем, представляются обоснованными, так как позволяют создать кандидатам и избирательным объединениям равные условия при проведении предвыборной агитации.

Признаки предвыборной агитации . Не менее важными представляются определенные в законе признаки предвыборной агитации.

Так, предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав, признаются:

  • призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
  • выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии требованиями законодательства о выборах);
  • описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет или не будет избран, если тот или иной список кандидатов будет или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
  • распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) или избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
  • распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
  • деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Данные признаки предвыборной агитации были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. который в постановлении «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» от 30 октября 2003 г. № 15-П признал их полностью соответствующими Конституции РФ. При этом Конституционный Суд сделал уточнение, что данные действия можно рассматривать в качестве агитационных, если они совершенны умышленно с целью побудить избирателей голосовать за или против того или иного кандидата, избирательного объединения.

Правовое регулирование обнародования опросов общественного мнения, связанных с выборами, и прогнозов результатов выборов ⇒

Условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях ⇒

Правовое регулирование условий выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов ⇒

Текст статьи 5.10 КоАП РФ в новой редакции.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 5.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовой объект данного правонарушения - отношения по поводу проведения агитации в ходе избирательной или референдумной кампании. Непосредственный объект - установленные законом правила, касающиеся времени и места агитации, в частности, запрещающие проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) вне агитационного периода и в местах, где ее проведение законодательно запрещено.

Гражданам и общественным объединениям (в том числе, политическим партиям) избирательное законодательство гарантирует право свободного проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) в допускаемых законом формах и законными методами. В порядок предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума), установленный Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (гл. VII, ст. ст. 48 - 56), включены нормативные требования и ограничения, касающиеся времени и места агитации.

В частности, законом установлены сроки проведения агитации при проведении выборов и референдумов (в том числе сокращенные для агитации в средствах массовой информации). Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов (регистрации инициативной группы по проведению референдума) и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических платных изданиях начинается за 28 дней до голосования и прекращается также в ноль часов за сутки до дня голосования. В день голосования и в предшествующий ему день проведение агитации запрещается (п. п. 1 - 3 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Законодательство о выборах и референдумах не содержит перечня мест (имеется в виду - зданий, помещений, площадок), где запрещено проведение агитации, проводимой посредством публичных мероприятий (собраний и встреч с гражданами). Однако логично предположить, что такими местами являются здания и помещения, занимаемые на правовых основаниях органами, учреждениями и организациями, которым закон запрещает проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума). В соответствии с п. 7 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ к таким отнесены:

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления;

Воинские части, военные учреждения и организации;

Благотворительные и религиозные организации, учрежденные ими организации;

Избирательные комиссии (комиссии референдума);

Иностранные юридические лица;

Международные организации и международные общественные движения.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ запрещает вывешивание (расклеивание, размещение) печатных агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (п. 10 ст. 54). Но нарушение данных запретов не влечет ответственность по комментируемой статье. Состав подобного административного правонарушения предусмотрен ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ.

Что касается порядка, условий, времени и мест проведения публичных мероприятий вне зданий и помещений - на улицах и площадях (митингов, демонстраций, шествий и пикетирований), то это регламентируется не избирательным (п. 2 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), а иным специальным законодательством (см. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, нарушения при проведении публичных мероприятий влекут административную ответственность по ст. 20.2 КоАП РФ, под действие комментируемой статьи они не подпадают (даже если эти мероприятия проводятся в период избирательной кампании (кампании референдума).

2. Объективная сторона правонарушения заключается в агитационных мероприятиях и действиях, осуществляемых с нарушением вышеуказанных запретов и ограничений относительно времени или мест их проведения (но в рамках общего периода избирательной кампании - см. п. п. 19, 34 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Если агитация проводится после окончания выборов (референдума), то такая деятельность не охватывается объективной стороной состава данного правонарушения.

3. Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане (например, кандидаты, доверенные лица кандидатов, осуществляющие незаконную агитационную деятельность), так и должностные лица (например, разрешившие проведение предвыборного агитационного собрания в помещении, где его проведение по закону недопустимо). Ответственность по комментируемой статье могут нести и юридические лица (см. ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.10 КоАП РФ), например благотворительные или религиозные организации, осуществившие или допустившие незаконную агитацию в своем помещении).

4. Субъективная сторона правонарушения выражается в умышленной форме вины, так как агитация совершается осознанно и целенаправленно. Невозможно представить агитацию, проводимую по неосторожности (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Следующий комментарий к статье 5.10 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 5.10 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования, а в случае проведения повторного голосования - со дня опубликования решения ЦИК Российской Федерации о проведении повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня повторного голосования.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Запрещается предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений.

Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, о регистрации инициативной группы по проведению референдума, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях и помещениях комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Мы вновь встретились с председателем территориальной избирательной комиссии Ришатом Арслановым и решили на этот раз поговорить о предвыборной агитации.

- Ришат Абдулхакович, сейчас можно уже вести агитационную работу кандидатам в президенты?

Прежде всего, давайте разберемся с этим понятием.

Предвыборная агитация - это деятельность в период избирательной кампании с целью побудить избирателей к голосованию за кандидата. Сейчас эту работу, конечно же, можно вести, так как агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Напомню, в настоящий момент зарегистрировано восемь кандидатов для избрания на должность президента Российской Федерации.

- Какие формы и методы кандидатам можно применять? Есть ли здесь что-то новое?

Основные формы остались все те же: призывы голосовать за или против кандидата, описание возможных последствий выбора, распространение информации о кандидате в сочетании с позитивными либо негативными комментариями.

Основные методы тоже не изменились: печатные и ТВ-СМИ, распространение агиток и проведение агитационных публичных мероприятий.

- Прокомментируйте, пожалуйста, каждый из методов.

Предвыборная агитация в средствах массовой информации начинается, в соответствии с выборным законодательством, за 28 дней до дня голосования. На предстоящих выборах это период с 17 февраля и до 0.00 по местному времени 17 марта.

СМИ обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям. Условия оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть едины для всех.

- Расскажите ульяновцам об условиях выпуска и распространения агиток.

Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории РФ, содержать все данные изготовителя и заказчика, а также информацию о тираже и дате выпуска с указанием об оплате из образца агитационного материала - например, плакат, фото или ролик до начала их распространения должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию.

Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет соответствующего избирательного фонда.

Органы местного самоуправления не позднее, чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка (эти места определены постановлениями глав местных администраций и опубликованы в газете «Родина Ильича» от 26 января 2018 года).

Печатные агитационные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях только с согласия и на условиях собственников. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Запрещается вывешивать печатные агитки на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

О третьем методе - о порядке проведения встреч кандидатов с избирателями - прежде всего, хочу отметить, что государственные органы власти, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, в организации и проведении публичных агитационных мероприятий.

По заявке зарегистрированного кандидата, партии, выдвинувшей его, помещение, пригодное для проведения публичных мероприятий и находящееся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется безвозмездно. Собственник помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязан уведомить об этом избирательную комиссию Ульяновской области. Все образцы подобных документов есть в администрациях сельских поселений.

Время проведения встреч устанавливает ТИК, а информация о них размещается на официальном сайте областного избиркома.

Уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований рассматриваются в порядке, установленном ФЗ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», законом УО от 9.11.2010 г. № 182-ЗО «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Ульяновской области».

Заявки на выделение помещений для проведения встреч с избирателями рассматриваются собственниками, владельцами этих помещений в течение 3 дней со дня подачи указанных заявок.

- Расскажите, пожалуйста, что нельзя делать кандидатам, их уполномоченным лицам, чтобы не допустить нарушений?

Запрещается привлекать к агитации несовершеннолетних, агитировать в день голосования и в предшествующий ему день, проводить агитацию одновременно с благотворительной деятельностью и подкупать избирателей. Естественно, нельзя призывать к насильственному изменению конституционного строя и нарушения целостности России, пропагандировать войны, социальную, расовую, национальную, религиозную вражду.

Хочу отметить и про ограничения. Запрещается проводить предвыборную агитацию лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим и лицам, их замещающим. А также военным, благотворительным, религиозным учреждениям и организациям; членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, иностранным гражданам и юрлицам, международным организациям и общественным движениям, представителям СМИ в рабочее время.

Хочется надеяться, что в ходе этой избирательной кампании подобных нарушений не будет и выборы пройдут в честной борьбе, с соблюдением всех требований законодательства.

Пользуясь случаем, напоминаю нашим избирателям, кандидатам, их доверенным лицам, представителям политических партий, что по всем вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов президента Российской Федерации, вы вправе обратиться по телефонам: 2-08-18, 2-37-70.

Место расположения ТИК: Ульяновская область, р.п. Ишеевка, ул. Новокомбинатовская, д. 9, 3-й этаж, каб. № 23, 24.

Подготовила Анастасия БЕЛОВА

После того как кандидаты любого уровня прошли процедуру выдвижения и регистрации, как правило, берет свой старт избирательная кампания. И какие бы выборы ни проходили в стране, их на сегодняшний день невозможно представить без предвыборной агитации. Этот процесс закреплен в законодательных актах и строго регламентируется рамками государственного права.

Немного истории

Органы власти в обществе существуют с давних времен. И на протяжении уже не одного века все занимаемые в них посты являются избирательными. Выборы относятся к социальным явлениям, распространенным практически на всех исторических этапах становления государства. Однако лишь в 19-20 вв. произошло их конституционно-правовое признание и утвердились демократические принципы, которые служат основой избирательного права.

На сегодняшний день выборы, предшествующие формированию органов, представляющих государственную власть и местное самоуправление, являются неотъемлемым атрибутом любого правового демократического государства. Они служат особо значимым элементом общечеловеческих ценностей, взаимодействуя со свободой слова, массовой информации и печати.

Независимые выборы в целом демонстрируют наличие конституционного правопорядка и ограничивают произвол публичной власти. При этом они характеризуют тот уровень демократии, политической и экономической свободы, который достигнут обществом в отношении всех жителей страны и каждого человека в отдельности.

Понятие предвыборной агитации

Во время проведения любого избирательного процесса наступает момент его кульминации. Для него характерно развертывание предвыборной агитации, которая позволяет раскрыть характер существующего в стране политического права. Что представляет собой это явление? В чем состоит основная суть предвыборной агитации? Подобный процесс является деятельностью, которая имеет место в период проведения избирательной кампании. Ее цель - побудить людей проголосовать за того или иного кандидата или против него.

Предвыборная агитация обладает своей правовой регламентацией, закрепленной в федеральных законах и нормативных документах субъектов РФ. Детализирование этой процедуры происходит в форме инструкций, предоставляемых избирательными комиссиями.

С понятием «предвыборная агитация» можно ознакомиться в ст. 48 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав…». Исходя из положений данной статьи, под таким процессом понимаются:

  1. Призывы избирателям быть за кандидата (-ов) или нескольких либо отдать свой голос против него или них.
  2. Указание на конкретного кандидата или избирательное объединение, за которое предположительно будет голосовать большинство избирателей.
  3. Описание вероятных последствий в том случае, если указанного кандидата изберут (или нет).
  4. Распространение данных с акцентом на сведения об определенном кандидате или избирательном объединении.
  5. Знакомство избирателей с информацией, указывающей на деятельность кандидата, не связанной с его профессиональными обязанностями.
  6. Любые мероприятия, которые способствуют созданию либо положительного, либо отрицательного отношения людей к кандидату или избирательному объединению.

Финансирование

Проведение предвыборной агитации, ставящей своей целью склонение избирателей на сторону того или иного кандидата, проводится за счет средств, собранных избирательными фондами. Причем каждый из претендентов на пост в органы власти должен иметь свой источник финансирования. Согласно условиям предвыборной агитации, закрепленным в законодательных актах, запрещается оплачивать развернутую кампанию за счет средств, взятых из фондов других кандидатов.

Сроки проведения

Предвыборная агитация избирателей - это одна из стадий избирательного процесса, которая ограничена определенным периодом. Эти сроки, а также формы и методы осуществления данной кампании регулируются ФЗ №51 (при избрании депутатов в Государственную думу и Федеральное собрание РФ), а также ФЗ №138 (при проведении выборов в органы местного самоуправления).

Существует и еще один ФЗ - №19. Его нормативные положения используются в том случае, когда производится предвыборная агитация президента РФ.

К созданию положительного или отрицательного имиджа кандидата или целого избирательного объединения можно приступать с того дня, когда происходит выдвижение претендента (или списка) на пост. При этом предвыборная агитация начинается при условии создания необходимого фонда. Когда заканчивается этот период? Сроки предвыборной агитации можно уточнить в соответствующих ФЗ РФ. Окончание данной кампании должно произойти в ноль часов ноль минут за сутки до дня голосования (по местному времени). Подобное временное ограничение призвано обеспечить свободу избирательного права.

Какие могут быть применены методы и формы предвыборной агитации? Рассмотрим их подробнее.

Публичные выступления

Это один из наиболее распространенных методов, применяемый во время предвыборной агитации кандидатов. Публичное выступление использовалось очень давно. Еще в древности одним из основных ресурсов политика являлось его умение образно и хорошо говорить, увлекая за собой слушателя. Это же становилось и неотъемлемой составляющей имиджа кандидата. Ведь личное общение, сопровождающееся умением держать речь, убедить и выслушать собеседника, является истоком карьеры любого политика. Подобные действия позволяют ему сформировать команду единомышленников, которая в дальнейшем приведет кандидата к желаемой победе.

При проведении предвыборной агитации происходят публичные дебаты между несколькими оппонентами. В это время каждому из кандидатов важно определить своего главного соперника и постараться создать у избирателей представление о нем как о человеке, который нарушает такие общепринятые этические правила, как скромность и честность, предупредительность и доброжелательность.

Основной метод, который используется в борьбе с оппонентом, - доведение его основных идей до абсурда. Так, приверженцев экологического направления можно обвинить в антииндустриализме, демократа выставить экстремистом, управленца обвинить в бюрократизме и т. д. Основное при этом - не допускать оскорблений личного характера в сторону оппонента.

Листовочная кампания

Без этого недорогого, оперативного и достаточно эффективного средства не обходится ни одна предвыборная агитация кандидатов. Ведь листовки обладают значительным потенциалом. Исходя из имеющегося опыта, профессионально подготовленная и грамотно организованная подобная кампания в ряде случаев аналогична или даже превосходит ту, которая ведется в электронной форме или в СМИ.

Использование Интернета, радио, телевидения и печати

СМИ являются основным каналом, позволяющим оказать влияние на избирателей. Хорошо организованная реклама в печатных изданиях или на телевидении способна в самые кратчайшие сроки привлечь внимание избирателей к определенному кандидату. После этого люди, как правило, готовы оказать такому человеку кредит доверия.

Проведение эффективной работы со СМИ предполагает предварительное планирование подобной деятельности, координируя ее с прочими агитационными технологиями. Следует помнить о том, что реклама порой остается незамеченной или вызывает негативные эмоции, если она подана в соответствующем оформлении или окружении. Для получения желаемого эффекта необходимо определить масштабы аудитории СМИ в данном регионе и его популярность среди населения. После этого штабу конкретного кандидата предстоит найти грамотные подходы к подаче информации, первоначально делая акцент на личности и имени претендента на выборный пост, а затем создать и укрепить его имидж. Вся подаваемая в СМИ информация должна иметь статус сенсации или новостей.

Уличная и наружная реклама

Данный способ является одним из самых распространенных из тех, которые позволяют довести обращения кандидата до широкой аудитории.

В этом случае под наружной понимается не только реклама, размещаемая на улице. Она может находиться в различных общественных местах, например в метро, на стадионах и т. д.

Адресная агитация

От чего зависит успех подачи информации о кандидате? Во многом он находится в зависимости от того, насколько тесно подаваемые избирателям агитационные материалы связаны с их насущными нуждами и насколько глубокое воздействие они произвели на эмоции и чувства людей.

Например, американские организаторы агитационной кампании сравнивают ее адресную форму с винтовкой, которая противопоставляется дробовику. Прямая агитация позволяет подаваемой информации попасть непосредственно к тем людям, которым она и была предназначена. Подобной деятельности должно предшествовать создание баз данных избирателей и их постоянное обновление. Только в таком случае становится возможным составление личного обращения.

Передача информации от человека к человеку

Сущность данного метода выражена в его названии. При его применении предвыборная агитация проводится в любом месте, где находятся избиратели. Это может быть магазин и поликлиника, улица, организация и т. д. Основной смысл подобной кампании заключен в том, чтобы незнакомого человека сделать знакомым, превратив его не только в сторонника, но и в агитатора.

Лучше всего для такой кампании подходят социальные и медицинские работники, учителя и продавцы, дворники и почтальоны, то есть все те, чья ежедневная деятельность связана с людьми и кто вызывает у них определенный уровень доверия. Подобный метод агитации во многом схож с технологией слухов. Однако в последнее время разрабатываются новейшие способы подачи информации о кандидате, основанные на использовании принципов многоуровневого маркетинга. Подобный метод позволяет реализовать потенциальные возможности каждого человека.

Привлечение известных людей

Такой способ ведения предвыборной агитации относят к классическим. Стоит отметить, что участие в подобных кампаниях известных людей, а также их положительные отзывы о кандидате не всегда приносят желаемые голоса избирателей. Тем не менее они способствуют повышению интереса к претенденту, влияют на создание его имиджа и т. д. Технологии появления кандидатов на фоне знаменитых личностей являются необходимым элементом практически каждого крупного избирательного процесса.

Агитация на улице

Вряд ли возможна такая ситуация, когда большое количество людей приходит на встречу с кандидатом. Необходимо, чтобы он сам шел к своим избирателям, организовывая специальные встречи.

Самой эффективной явится агитационная кампания, которая будет проведена непосредственно на улице. Варианты организации подобных встреч могут быть следующие:

  1. Посещение торговых предприятий. В этом случае кандидат приходит в магазин и пожимает руки продавцам и покупателям. При этом претендента на выборный пост должна сопровождать его команда, которая займется раздачей агитационного материала.
  2. Приезд на предприятия. В этом случае кандидата не должен сопровождать начальник, которого работники, вполне возможно, недолюбливают. Для этой миссии подойдет лидер профсоюза или сторонник претендента, работающий на данном предприятии.
  3. Посещение школ и вузов. Этот вариант явится хорошей предпосылкой проведения разговора с молодежью, которую можно рассматривать в качестве потенциального добровольного помощника.
  4. Приезд в дома престарелых. Пожилые люди очень чутко реагируют на оказание личного внимания и, как правило, обязательно участвуют в голосовании.
  5. Посещение дискотек и мест отдыха, где обычно не ждут кандидата. Именно поэтому его приезд способен произвести неплохой агитационный эффект.
  6. Привлечение внимания избирателей во время специальных поездок или походов. Подобный способ также позволяет дать неплохой эффект. Самым хорошим вариантом при этом станет агитпоезд. Он позволит кандидату провести встречу с широкой аудиторией, не увязнув при этом в полемике с избирателями.

«От двери к двери»

Подобная организация проведения агитационной кампании присутствует на выборах любого уровня. Помощники кандидата совершают обходы по квартирам, чем обеспечивают личный контакт с избирателями.

Однако, согласно проведенному анализу, подобная кампания является эффективной только в случае ее грамотной организации. А это предполагает тщательный подбор агитаторов, их обучение, проведение работы с базой, в которую включены списки избирателей, и т. д.

В тех случаях, когда вся деятельность производится по принципу «только бы отчитаться», никаких положительных результатов ждать не стоит. Наиболее результативным данный метод оказывается на местном и региональном уровне. При этом он часто заменяет собой другие способы агитации.

Отдельные ограничения

Существуют и некоторые запреты в предвыборной агитации. Так, в период проведения данной кампании не допускаются действия по злоупотреблению свободой информации, ущемляющие права других лиц. Запрещены также деяния, признаваемые административными проступками и преступлениями.

Ограничения, существующие при проведении предвыборной агитации, установлены на уровне федерального законодательства. Этими правовыми актами предусматриваются и определенные требования к кандидатам.

Федеральное законодательство считает недопустимым нарушения предвыборной агитации, которые могут иметь место при неверном использовании ее сроков, выпуске и распространении печатных материалов, не имеющих необходимых выходных данных или без внесенной оплаты, и т. д.

Отнесение подаваемой информации в ходе избирательных кампаний к той, которая запрещена законом, возможно при определении некоторых критериев. Например, несет ли она в себе негативную эмоциональную оценку в отношении к определенной социальной, религиозной и этнической группы, подстрекающую на ограничение их прав и свобод? Кроме этого, необходимо установить, нет ли в подаваемой информации высказываний, носящих дискриминационный характер. А может, в ней находит выражение только личное отношение кандидата к проблеме, без призывов против своих соперников?

Недопустимой, согласно законодательству РФ, считается информация, нарушающая нормы интеллектуальной собственности. Они охраняются нормативными правовыми актами государства в виде смежных и авторских прав, патентов, средств индивидуализации, коммерческих и служебных тайн, селекционных достижений, топологии микросхем интегрального типа, рационализаторских изобретений.

Для того чтобы обеспечить свободное волеизъявление пришедших на избирательные участки людей, сравнительно недавно законодательством была утверждена норма, запрещающая проведение в день голосования лотерей и прочих игр, основанных на риске.

Недопустимым считается и подкуп тех, кто вправе отдать свой голос за кандидата.