О приёмочной комиссии и проведении экспертизы. Обязательно ли создание приемочной комиссии для приемки заказчиком легкового автомобиля в рамках исполнения контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд? Создание приемочной комиссии

Одним из этапов исполнения государственного контракта является приемка поставленных исполнителем товаров, работ или услуг. С этой целью ч. 6 ст. 94 № 44-ФЗ разрешает заказчику создавать комиссию численностью не менее 5 человек. Ее участники, а также сам заказчик должны подписать бумагу, которая оформляет процедуру передачи прав от одной стороны сделки к другой. Такая бумага именуется приемочным актом.

Закон № 44 не дает четкого ответа на вопрос «каким документом регламентирована форма акта приемочной комиссии?» Поэтому заказчик самостоятельно может утвердить вид такого документа в Положении о приемке товаров, работ или услуг.

Составляют документ в соответствии со сроками, указанными в госконтракте. Если же покупатель не принимает продукцию, то в эти же сроки он обязан направить поставщику письменный мотивированный отказ.

Как составить

Акт приемочной комиссии по 44-ФЗ (образец) должен в обязательном порядке содержать следующую информацию:

  1. Реквизиты госконтракта (номер, дата).
  2. Перечень поставляемых товаров, производимых работ или услуг.
  3. Стоимость единицы продукции.
  4. Экспертное заключение в приложении (при наличии).
  5. Решение о приемке, обоснованные замечания.
  6. Подписи всех членов.
  7. Подпись заказчика.

Отдельно стоит отметить акт приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией (форма КС-14). Целью его составления является, помимо прочего, ввод здания, сооружения в эксплуатацию, а также включение его в состав основных фондов всех видов собственности, в т. ч. государственной. На основании такой бумаги покупатель производит окончательный платеж за все работы, выполненные в рамках госконтракта.

Приемка результатов сделки в этом случае осуществляется на основании:

  1. Проверки.
  2. Обследований.
  3. Контрольных испытаний и измерений.
  4. Документов исполнителя о соответствии объекта проекту, нормам и стандартам.

Образец, который содержится в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации (утв. постановлением Госкомстата РФ № 100 от 11.11.1999), обязательным к применению не является с 2013 года.

О том, как создать приемочную комиссию в рамках 44-ФЗ, поговорим в статье.

Вопрос о необходимости создания приемочной комиссии внутри компании возникает на этапе приемки товаров, работ или услуг, закупленных в рамках контрактной системы. Итоговое заключение приемочной комиссии подтверждает или не подтверждает соответствие поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг условиям контракта.

Порядок формирования приемочной комиссии

Как оформить документ о приемке по 44-ФЗ

В № 44-ФЗ не прописано, нужно ли составлять отдельный документ о приемке товаров, работ или услуг или можно оформить типовой акт и накладную. Заказчик вполне может ограничиться и последними. Документ о приемке приемочная комиссия оформляет после завершения всех проверок. Заключение должны подписать заказчик и все пять члена комиссии. Документ должен утвердить и глава компании. Но речь идет о случаях, когда поставляемый товар, результаты работы или оказываемые услуги полностью соответствовали требованиям контракта.

Если приемочная комиссия обнаруживает недостатки, брак или другие несоответствия условиям контракта, подписывать никакие документы о приемке не нужно. Считается что услуга оказана не в полном объеме. В этом случае заказчик составляет протокол разногласий или акт расхождений, где четко указывает все выявленные недостатки.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Здесь речь идет об обязанности государственного покупателя, закрепленной в ч. 1 ст. 39 № 44-ФЗ. Не требуется это только при закупке у единственного поставщика.

По сути это коллегиальный орган, который создается заказчиком для приема и рассмотрения заявок, допуска, отклонения или отстранения участников, признания победителя поставщиком либо уклонившимся от заключения контракта.

Коллегия должна состоять преимущественно из лиц, имеющих необходимые знания в отношении объекта сделки, квалификацию, прошедших переподготовку в сфере госзакупок. Причем специалисты не обязательно должны быть сотрудниками заказчика.

В то же время недопустимо, чтобы членами были:

  1. Эксперты, привлекаемые при проведении данной процедуры.
  2. Люди, которые заинтересованы в результатах торгов лично.
  3. Лица, подавшие заявки на участие в тендере.
  4. Сотрудники потенциальных участников.
  5. Лица, подверженные влиянию потенциальных участников.
  6. Родственники руководителя участника процедуры.
  7. Представители контрольного органа в сфере закупок.

Если выяснится, что комиссия по осуществлению закупок включает кого-то из вышеуказанных лиц, то их нужно будет сразу же заменить на подходящие кандидатуры. Этим процессом заведует заказчик, который непосредственно создавал коллегию.

Как создать

Покупатель должен принять решение о создании такого органа. Здесь же должен быть определен его состав, председатель и порядок работы. Срок — до размещения извещения о торгах в ЕИС.

В законе № 44 названо несколько видов комиссий:

  1. Конкурсная.
  2. Аукционная.
  3. Котировочная.
  4. По рассмотрению заявок на участие в запросе предложений (в т. ч. окончательных).
  5. Единая комиссия по осуществлению закупок 44-ФЗ.

Последняя может работать со всеми закупочными процедурами. Выбор здесь стоит делать, исходя из особенностей предмета контракта. Например, для технически сложных или дорогостоящих товаров целесообразно создать отдельную коллегию с привлечением лиц, обладающих необходимыми знаниями. При отсутствии какой-либо специфики закупок удобнее создать единый орган.

От выбранного вида будет зависеть и минимальная численность. Так, число членов единой комиссии заказчика, а также аукционной и конкурсной — 5 человек. Для остальных видов — 3 человека.

Какие документы готовить

Закон № 44 не устанавливает каких-либо норм по данному вопросу. Тем не менее, решение о создании коллегии целесообразно закрепить Приказом, в котором будут указаны следующие сведения:

  • Ф.И.О. и должности председателя;
  • Ф.И.О. и должности участников;
  • порядок работы.

Последний пункт часто оформляют соответствующим Положением, на которое можно будет ссылаться в Приказе. Порядок может установить:

  1. Сроки и способы отправки уведомлений членам о заседании.
  2. Запрет на заочное заседание.
  3. Минимальную явку на голосование — 50 % от общего числа членов.
  4. Запрет на делегирование полномочий членами.
  5. Регламент проведения заседаний.
  6. Права и обязанности председателя и участников.
  7. Ответственность.
  8. Порядок и сроки ротации членов.

Все вышеуказанные документы должны быть подписаны уполномоченным лицом заказчика и утверждены до начала проведения тендера.

Наконец, при замене одного из участников стоит оформить и подписать соответствующий приказ, где будут указаны имена исключенных и вновь прибывших членов.

Приемочная комиссия: можно ли не создавать

Создание специального органа для приемки не обязательно. Согласно ч. 6 ст. 94 № 44-ФЗ, решение о создании комиссии принимается заказчиком. Стоит учесть, что подписывать документы о приемке в этом случае должны будут все члены. Поэтому к такой схеме работы целесообразно прибегать только при работе со специфическими товарами или услугами.

Как организовать приемочную комиссию

После положительного решения о приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ необходимо издать Приказ об утверждении ее состава. Формы для этого документа в законе не установлено.

Минимальное число членов здесь — 5 человек. При этом участвовать могут сотрудники контрактной службы и контрактный управляющий.

Порядок работы коллегии можно закрепить в отдельном Положении. А для упорядочивания документооборота при приемке стоит утвердить форму акта или заключения, в которых будет отражено решение (отказ или прием).

Здравствуйте Нина!

По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком) в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, либо заказчиком в те же сроки направляется контрагенту в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения к экспертизе заказчиком экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).Эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и контрагента дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения (ч. 5 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).Заказчик вправе не отказывать в приемке товара, работы, услуги либо результатов отдельного этапа исполнения контракта, если выявленное несоответствие их условиям контракта не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено контрагентом (ч. 8 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).Также обратим внимание, что ч. 2 ст. 94 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контрагент в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.