Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей. Наглядно-действенное мышление

Анастасия Кондратьева
Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Мышление - процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении: 1) общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; 2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные.

В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойст-вами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения - доказательство геометрических теорем.

Свойства мышления

Основные свойства человеческого мышления – его отвлеченность и обобщенность. Отвлеченность мышления состоит в том, что, думая о каких-либо предметах и явлениях, устанавливая связи между ними, мы выделяем только те их свойства, признаки, которые важны для решения стоящего перед нами вопроса, отвлекаясь от всех других признаков, в данном случае нас не интересующих: слушая объяснение учителя на уроке, учащийся старается понять содержание объяснения, выделить главные мысли, связать их между собой и со своими прошлыми знаниями. При этом он отвлекается от звучания голоса учителя, стиля его речи.

С отвлеченностью мышления тесно связана и его обобщенность. Выделяя наиболее важные, существенные с той или иной точки зрения стороны, связи и отношения, мы тем самым сосредоточиваем свою мысль на том общем, что характеризует целые группы предметов и явлений. Каждый предмет, каждое событие, явление, взятое в целом, неповторимо, так как имеет множество разных сторон и признаков.

Виды мышления

В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление. Выделяют также мышление интуитивное и аналитическое, теоретическое, эмпирическое, аутистическое и мифологическое.

Наглядно-действенное мышление.

В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Практическая и теоретическая деятельность неразрывно взаимосвязаны.

Лишь по мере развития практической деятельности выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность.

Не только в историческом развитии человечества, но и в процессе психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».

Наглядно-образное мышление.

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Отвлеченное мышление.

На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается, сначала в простейших формах, отвлеченное мышление, т. е. мышление в форме абстрактных понятий.

Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук - математики, физики, истории - имеет огромное значение в умственном развитии детей. Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований. Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает теперь развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием.

Интуитивное и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.

Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу. Человек в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или ошибочным, мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.

Интуитивное и аналитическое мышления взаимно дополняют друг друга Посредством интуитивного мышления человек часто может решить такие задачи, которые он вовсе не решил бы или, в лучшем случае, решил бы более медленно посредством аналитического мышления.

Теоретическое мышление.

Теоретическое мышление - мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Теоретическое мышление противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Теоретическое мышление руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического «теоретического мира» и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром.

Эмпирическое мышление.

Можно выделить, по крайней мере, три жизненно необходимых функции эмпирического мышления.

Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и различного. Важнейшая задача мышления при столкновении с бесконечным многообразием чувственно заданных свойств и отношений вещей заключается в их разделении, в ориентации на сходное и отличное, в выделении общего представления о предметах.

Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру сходства и различия. В зависимости от практико-житейских задач человек одни и те же предметы, явления, ситуации может определять как более или менее сходные и различные.

В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их.

Способы развития мышления

Развитие наглядно – действенного мышления детей.

К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка называют наглядно-действенным.

Для развития наглядно-действенного мышления следует использовать следующие приемы работы с детьми:

1) Обучение анализу зрительного образа (взрослый может обращать внимание ребенка на отдельные элементы предметов, задавать вопросы о сходстве и различии).

2) Учить определять свойства предметов (дети не сразу понимают, что различные предметы могут обладать сходными свойствами; например: «Назови 2 предмета, которые обладают сразу тремя признаками: белый, мягкий, съедобный»).

3) Обучение узнавать объект по описанию возможных действий с ним (например, загадки).

4) Обучение поиску альтернативных способов действия (например, «Что делать, если надо узнать погоду на улице?»).

5) Обучение составлять сюжетные рассказы.

6) Обучение делать логические выводы (например, «Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший?»).

Развитие логического мышления детей.

Для развития логического мышления детей дошкольного возраста используются следующие приемы:

1) Обучение ребенка сравнивать предметы (например, «Найди 10 отличий в следующих картинках»).

2) Обучение ребенка классифицировать предметы (например, игра «Что лишнее?»).

3) Обучение ребенка поиску одинаковых свойств или признаков предметов (например, среди игрушек предложить ребенку найти 2 одинаковые).

Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста:

1) Применение упражнений, направленных на формирование умения делить объекты на классы (например, «Прочитай слова (лимон, апельсин, слива, яблоко, земляника) и назови ягоды и фрукты»).

2) Формирование умения давать определения понятиям.

3) Формирование способности выделять существенные признаки предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс познавательный.

Список литературы:

1. Краткий психологический словарь/ под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов-нД, 1998.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Учебное пособие/Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Омега Л, 2006.

3. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: Учебное пособие/ А. Л. Тертель. – М. : Проспект, 2006.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн., 1997.

5. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Учебное пособие/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение, 1995.

Будучи теснейшим образом связанным со всеми другими познавательными процессами, такими как восприятие, память, внимание, воображение, представляет собой высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

В силу обобщенного характера мышления на его основе возможно более глубокое познание действительности но сравнению с познанием на уровне представлений и восприятий, поскольку в процессе мышления устанавливаются связи между процессами и предметами. В онтогенезе развитие мышления идет по пути все большего обобщения признаков и объединения их в более крупные классы. Снижение или искажение процесса обобщения свидетельствует о патологическом изменении мышления.

Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является использование в качестве опосредований таких средств, как действия, прямо связанные с практическими манипуляциями, и языка как символического выражения мысли и средства коммуникации между людьми.

Мыслительный процесс порождает новое (новое, возможно, только для мыслящего субъекта) знание в ходе решения проблем на основе переработки полученной информации.

Допонятийное и понятийное мышление

В своем развитии мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление оперирует не понятиями, а образами и является начальной стадией развития мышления у ребенка. Особенности допонятийного мышления выражаются в том, что суждения детей единичные, о данном конкретном предмете; при объяснении чего-либо все сводится к частному, знакомому; большинство суждений — суждения по сходству или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. На этом уровне главной формой доказательства является пример.

Мышление в онтогенезе развивается от наглядно-действенного (до 2-3 ле) до наглядно-образного (до 6-7 лет). Начиная с 6-7 лет, т.е. с момента обучения в школе, у ребенка начинает интенсивно развиваться ведущий для человека вид мышления - понятийное , или словесно- логическое. Взрослый человек владеет всеми видами мышления, хотя развиты они у него могут быть в разной степени.

Теоретическое и практическое мышление

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей мыслительного процесса.

Теоретическое мышление связано с познанием общих закономерностей.

Теоретическое понятийное мышление представляет собой оперирование понятиями на основе логики и уже имеющихся знаний без непосредственного обращения копыту. Основной фактор успешного решения задач — полнота и надежность исходной информации. Теоретическое понятийное мышление наиболее характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что его материалом являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы , которые или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Этот тип мышления присущ людям творческим — литераторам, поэтам, художникам, архитекторам, модельерам и т.д.

Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности : постановка цели, создание плана, проекта. В практическом мышлении очень ограничены возможности для проверки гипотез, поскольку оно зачастую развертывается в условиях жесткого дефицита времени, что делает практическое мышление подчас не менее, а более сложным, чем теоретическое.

Наглядно-образное мышление

Процесс наглядно-образного мышления непосредственно связан с мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек как бы привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, принимающих решение о предметах своей деятельности на основе наблюдения за ними (например, у авиадиспетчеров).

Наглядно-действенное мышление

Процесс наглядно-действенного мышления представляет собой практическую преобразователыую деятельность , осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами, так называемый «ручной интеллект». Этот вид широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, например у инженера-механика, сантехника.

В реальной жизни жесткой дифференциации между видами мышления нет, и все они необходимы для большинства видов деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все перечисленные выше виды мышления не уступают друг другу.

Cтраница 1


Наглядно-действенное мышление реализуется методом проб и ошибок. Подобным образом действует оператор при отказе техники, причины которого не полностью ясны; при значительном недостатке информации о процессе, который оператор пытается компенсировать потоком дополнительной информации с помощью практических проб. Так действует бурильщик при попытках восстановить нормальную проходку скважины с помощью изменения различных параметров режима бурения.  

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, которое осуществляется в форме наглядных образов.  

Степень выраженности внутреннего проговаривания зависит от того, с каким видом мышления оно связано: наибольшая выраженность отмечается при словесно-логическом, небольшая - при конкретно-образном, самая меньшая - при наглядно-действенном мышлении. По мере совершенствования внутренней речи в целом фаза проговаривания заменяется фазой собственно внутренней речи, выраженность речеартикуляций уменьшается.  

Оно имеется, как установлено в экспериментах, и у высших животных. Характерная черта такого наглядно-действенного мышления в том, что решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта.  

Вербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого зависит от развития наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.  

Отнюдь не все основные процессы имеют характер дискурсивного мышления. Выделения в чистом виде понятийного мышления, например в форме планирования, о котором Маркс говорит в известном сравнении архитектора и пчелы, применительно к промышленному труду не всегда возможно. Более распространенным является наглядно-действенное мышление в трудовом процессе, связанное с практическим манипулированием, вербализация которого часто вызывает значительные трудности.  

В ряде исследований было отмечено, что с преобладанием процессов переработки информации из внешнего или внутреннего источника связано включение различных уровней мыслительной деятельности. Так, при решении задач информационного поиска функции оператора направлены главным образом на анализ, соотнесение и оценку данных информационной модели. В этом случае деятельность оператора обусловлена отражением в форме представлений существенных свойств и отношений элементов предъявляемой информации и может рассматриваться как уровень наглядно-действенного мышления. В других случаях при решении оперативных задач оказывается недостаточным выделение только заданных объектов и связей между ними и требуется отыскание дополнительных признаков их состояния, пе представленных в исходной ситуации.  

Мы можем увидеть, что при наглядно-действенном мышлении ребенок тоже оперирует представлением-образом: в случае с первым опытом решение задачи есть либо бессознательный акт, как результат перебора вариантов и случайного нахождения решения, закрепляемый тут же как вывод (в наглядно-образной форме), либо осознанный вывод, т.е. предварительное мысленное оперирование наглядными образами и соответствующее действие. Внутренний аспект наглядно-действенного мышления оказывается идентичным с наглядно-образным. С философской точки зрения важна именно эта общность отмеченных форм мышления; можно обозначить их как чувственно-сенситивное или сенсомоторное мышление. Второй термин более точен, так как теснее связан с представлением о человеческой деятельности, об активном воздействии человека на объект, без чего не бывает никакого человеческого мышления.  

Более элементарным и генетически первичным считается наглядно-действенное мышление. Перед человеком нередко возникают задачи, которые можно решить на основании данных, имеющихся в самой проблемной ситуации. Поле зрения мышления совпадает в таком случае с полем действия. Речь осуществляет и этот вид мышления, хотя и не в развернутой форме. Полагают, что в наглядно-действенном мышлении, особенно у людей сложных современных профессий, главным является высокая культура и профессиональная развитость внутриречевых процессов, обеспечивающих творческую связь наглядно-образного с действенно-образным звеном.  

Этот уровень усвоения удобно назвать уровнем знакомства, а приобретаемые знания - знаниями-знакомствами. Усвоение на уровне знакомства ограничено наиболее общими представлениями об объекте изучения, наиболее общими чертами его облика. Оно основано на чувстве знакомости. На этом уровне мышление ученика ограничено альтернативными суждениями типа да - нет, или-или. На этом уровне деятельность не ограничивается только узнаванием в лицо или с места, но и может сопровождаться развернутым процессом интеллектуальной деятельности, в ходе которой для распознавания объектов и явлений могут привлекаться различные по глубине признаки и операции, а также использоваться материализованные алгоритмы. Во всех случаях, однако, данному виду деятельности присуще одно необходимое условие: для ее осуществления все возможности для принятия решения должны быть представлены во внешнем плане, чтобы мог совершиться акт наглядно-образного или наглядно-действенного мышления.  

Мышление - процесс обобщенного и опосредствованного познания существенных свойств и явлений окружающей действительности, а также существенных связей и отношений, существующих между ними. Анализ - мысленное расчленение предметов и явлений на образующие их части, выделение в них отдельных частей, признаков, свойств. Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Конкретизация - умственная операция, в процессе которой человек придает предметный характер той или иной абстрактно-обобщенной мысли, понятию, правилу, закону. Обобщение - умственная операция, состоящая в мысленном объединении предметов или явлений по общим и существенным признакам. Наглядно-действенное мышление - вид мышления, которое осуществляется человеком в форме предметных действий. Наглядно-образное мышление - вид мышления, которое осуществляется в форме наглядных образов.  

Страницы:      1

Posted On 07.11.2017

наглядно-образное и словесно-логическое мышление

1. Наглядно-действенное мышление – это особый вид мышления, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами в наглядно воспринимаемой ситуации.

В этом виде мышления внутренние, умственные действия практически минимальны или полностью отсутствуют.

А задача решается за счет практических манипуляций с предметами.

Это простейший вид мышления, свойственный многим животным, и доминирующий у первобытных людей.

Его можно заметить у детей раннего возраста, начиная с 6-8 месяца жизни.

Пример:

Доставание удаленных предметов путем преодоления физических препятствий на пути к ним

Если ребенок хочет взять игрушку, но не может достать ее рукой, то он может воспользоваться палкой

Если предмет находится высоко мы берем стул

2. Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса при котором задачи человеком решаются путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов.

Осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может.

Например:

когда мы хотим переставить мебель в комнате, мы не будем ее двигать, что бы увидеть конечный результат, а мысленно представим конечную картину

Когда мы мыслим наглядно-образно , мы привязаны к действительности , а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти.

Данная форма мышления проявляется у детей в возрасте 3-4 года и является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста .

3. Словесно-логическое мышление – это высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни не только у отдельного человека, но и всего человечества.

Данный вид мышления характеризуется:

1. Мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях , а не с самими предметами и явлениями и их образами.

2. Этот вид мышления протекает полностью во внутреннем, умственном плане.

3. Для него не является обязательной опора на наглядно воспринимаемую ситуацию, а наоборот человек должен отвлечься от восприятия реальной ситуации.

4. Такое мышление осуществляется по определенным законам, строгое соблюдение которых приводит к правильным решениям . (в качестве таких законов выступают правила логики мышления)

Длительное время словесно-логическое мышление было единственным видом мышления, существование которого признавалось у человека.

И только после изучения интеллекта животных и маленьких детей , стали выделять другие, менее развитые виды мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

В психологии различают несколько видов мышления, которые возникают в определенных ситуациях и их характеристика различна. Они зависят от разнообразия механизмов и способов мыслительных задач.

Виды мышления и их характеристика

Главная страница / Инструкция по работе / Высшие познавательные функции / Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление

Мышление является высшей ступенью человеческого познания, процессом отражения внешнего мира. Оно основано на двух различных психофизиологических механизмах: образования и пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключении.

Наглядно-действенное мышление – первый вид мыслительной деятельности человека

Мышление дает знание об объектах, свойствах и отношениях окружающего мира.

Человеческое мышление — это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом.

Формирование человеческого мышления в процессе развития возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.

В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и словесно-логическое (вербальное мышление). Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим — оперировать словами, т.е. отвлеченными знаковыми структурами.

Словесно-логическое (вербальное) мышление - одно из видов мышления, использующее понятия и логические конструкции. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний из этапов исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.

Словесно-логическое мышление действует на базе языковых средств и представляет собой наиболее высокий этап развития мышления. Благодаря вербальному мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, обобщать различный наглядный материал.

Словесно-логическое мышление формируется постепенно. В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части и выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое.

Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.

Сравнение - это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении пред-метов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и, таким образом, в выявлении общности или различия между ними.

Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах в результате их анализа выделяется нечто общее.

Классификация - это мыслительная операция, заключающаяся в группировке объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, классификация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовится к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым вербальным мышлением сложно будет усвоить новые знания.

Недоразвитие словесно-логического мышления приводит к трудностям анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивать предметы, ситуации, явления. Нарушение данного вида мышления препятствует формированию у детей общей способности к усвоению знаний, приводит к неумению правильно и точно выразить свою мысль, полно и последовательно раскрыть ее содержание, мешает становлению полноценных коммуникативных связей с окружающими, полноценному развитию ребенка.

МЫШЛЕНИЕ - направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению новых ментальных репрезентаций.

Рассмотрим основные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей.

Виды мышления.

Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим . Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин "эгоцентрическое мышление" , оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на "степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта".

Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных : непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия .

Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.

Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

Применение правила включает две мыслительные операции:

  • определить, какое именно правило привлечь для решения;
  • применение общего правила к частным условиям задачи.

Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления . Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.

Вопрос

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи .

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми о" раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности .

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность .

Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе Целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отреферированной поисковой доминанты, второе – в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т.д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 242 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2018 год.(0.002 с)…

Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников

В психологии существует несколько классификаций видов мышления. Наиболее распространенной является выделение видов мышления по различным основаниям.

1. По форме – предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (отвлеченное, логическое, судящее по Майеру).

2. По характеру решаемых задач – теоретическое (теоретическое понятийное, теоретическое образное) и практическое.

3. По степени развернутости – дискурсивное, интуитивное.

4. По степени новизны и оригинальности – репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое).

1. Эти виды мышления можно рассматривать как (предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) – три этапа развития мышления в онтогенезе. А также в зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей задач - практических и теоретических.

Предметно-действенное – мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Практически-действенное мышление является и исторически и онтогенетически наиболее ранним видом мышления человека. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, когда умственная деятельность не выделилась еще из предметно-практической деятельности. С этого вида начинается развитие мышления и в онтогенезе. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметом. Однако ошибочно думать, что этот вид мышления является примитивной формой мышления. Возникнув на заре человечества и появляясь у каждого человека в первые годы его жизни, оно сохраняется и развивается на протяжении всей истории человечества, на всех возрастных ступенях каждого человека. Этот вид мышления незаменим, когда целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.

Наглядно-образное , или художественное, мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Этот вид мышления проявляется тогда, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

Абстрактное, или словесно-логическое , мышление характеризуется тем, что задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями, которые не имеют образного выражения: цена, стоимость и т.д.

Вывод: Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.
Если мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое. Но особенности каждого из указанных видов мышления у детей несколько иные, связь их проще.

2. Практическое мышление – постановка целей, выработка плана, осуществляемая при дефиците времени. Главное отличие между теоретическим и практическим мышлением – они по-разному связаны с практикой.

Наглядно-действенное мышление: родом из детства

Работа практического мышления на разрешение частных, конкретных задач, работа теоретического мышления направлена на нахождение общих закономерностей. Практическое мышление вплетено непосредственно в практику, подвергается постоянной проверкой практикой, а теоретическое подвергается проверкой практикой в конечном результате.

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсужда-ет и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое поня-тийное мышление характерно для научных теоретических иссле-дований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или твор-чески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы чело-век в результате манипулирования ими смог непосредственно усмот-реть решение интересующей его задачи.

3. Дискурсивное – поэтапное развертывание мыслительного процесса. Интуитивное – минимальная осознанность, быстрота протекания мыслительного процесса, непоэтапное развертывание.

4. Репродуктивное – применение уже готовых знания, умений. Творческое – направленно на создание новых идей или усовершенствование какой-либо старой задачи.

Вывод: все виды мышления взаимообусловлены, переходят друг в друга, зависят друг от друга, в одном виде мышления могут встречаться элементы других видов мышления.

«Я мыслю, значит существую» (лат. Cogito ergo sum) — философское размышление Декарта об осознании своего мышления, как аргумента обнаружения себя существующего.

Каждый человек наделен возможностью мыслить. Мышление человека, включая представления и образы, является не только показателем склада ума (разума, мудрости) и интеллекта (IQ), но и в зависимости от типа, вида, формы мышления — показателем его чувств, эмоций и поведения, а значит — программы жизни , судьбы, если хотите…

Сегодня на психологическом сайте http://сайт , вы, уважаемые посетители, узнаете про такие типы, виды и формы мышления человека как абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое, научное мышление и др., и про то, как это влияет на нашу жизнь и судьбу .

Итак, какие бывают типы, виды и формы мышления человека

Как я мыслю, так я и живу (или существую) . Вся схема: Как я думаю (мыслю, представляю себе) в той или иной ситуации (при том или ином жизненном событии), так я себя и чувствую…а как чувствую (эмоции), так и веду себя (поступки, поведение, физиология).
В целом все это образует заученные, автоматические паттерны мышления, чувствования и поведения в схожих ситуациях, т.е. удачливый, банальный или неудачливый (последний — комический, драматический или трагический) сценарий жизни. Решение: Измени свое мышление , и ты изменишь свою жизнь

Существует множество типов, видов и форм мышления человека, посредством которых наша психика воспринимает, перерабатывает и преобразует всю информацию, считываемую пятью органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) поступающую из внешнего мира.

Мы рассмотрим основные типы, виды и формы мышления: наглядное, образное, предметное, действенное, словесно-логическое, абстрактное, профессиональное и научное, а также ошибки мышления, приводящие человека к психологическим, эмоциональным и жизненным проблемам .

Наглядное и образное мышление

Наглядно-образное мышление — работа правого полушария головного мозга — представляет собой, преимущественно, зрительную (визуальную) переработку информации, хотя это может быть и аудиальная (слуховая). Такой тип мышления присущ животным (у них нет второй сигнальной системы — не могут мыслить словами) и маленьким детям.

Во взрослой жизни, наглядно-образное мышление (его еще называют художественным видом) свойственно людям с ведущим правым полушарием, творческих профессий, например художникам, актерам…

Люди с образным мышлением часто думают картинками, любят представлять ситуации в образе, фантазировать, мечтать…и даже грезить наяву…

Практическое или предметное, действенное мышление

Оперирование предметами, взаимодействуя с ними: разглядывая, ощупывая, слушая, может даже обнюхивая и пробуя на вкус — представляет собой предметно-действенное мышление. Оно свойственно малым детям, познающим таким образом мир, приобретая некий жизненный опыт, и животным.

У взрослого человека также проявляется предметное и действенное мышление — этот вид практического, конкретного мышления используется не только людьми практических профессий, где предметами нужно постоянно манипулировать, но и в обычной, бытовой жизни, например, когда человек раскладывает все предметы на свои места и знает где что находится (в отличие от творческого типа мышления — таким людям свойственен «творческий беспорядок» и постоянный поиск чего-то нового).

Словесно-логическое мышление

По мере развития и взросления, человек учится говорить и логически мыслить. Картинки и образы, непосредственное восприятие (увидеть, услышать, пощупать, понюхать, вкусить) заменяются словесными обозначениями и логическими цепочками рассуждений, приводящих к тем или иным умозаключениям.

У многих начинает больше работать левое полушарие, люди воспринимают и интерпретируют мир: жизненные ситуации и различные явления словами, пытаясь логически осмыслить происходящее вокруг.

Правополушарное (образное, эмоциональное мышление) также никуда не девается, и все, что было воспринято наглядно-образно и предметно-действенно, вместе с эмоциональной окраской, сохраняется в подсознании человека. Однако, большинство людей не помнят своего детства и особенно детских переживаний, т.к. будучи взрослым, человек мыслит логически, словами, а не образами и картинками, как в детстве.

И например, если кого-то в детстве напугала собака, будучи взрослым он может продолжать панически их бояться, совсем не понимая, почему…ведь он не помнит момента испуга, т.к. тогда мыслил образами и предметами, а сейчас словами и логикой…
И чтобы человеку избавиться от кинофобии, нужно на время «отключить» (ослабить) левое, словесно-логическое полушарие…перейти к правому, эмоционально-образному, вспомнить и заново пережить ситуацию со «страшной» собакой в фантазиях, тем самым отработав этот страх.

Абстрактное мышление

Абстрагирование, отвлечение от того, что можно воспринять непосредственно, увидеть, пощупать…, думание обобщенными понятиями, представляет собой абстрактное мышление, свойственное старшим школьникам и взрослым людям, у которых уже развилось словесно-логическое мышление.
Например, понятие «Счастье» — абстракция, т.е. оно обобщает множество различных человеческих благ, его нельзя потрогать и увидеть, плюс ко всему — каждый по-своему понимает, что такое для него счастье…

Например, часто бывает, что из-за слишком абстрактного мышления человек обобщает каждую ситуацию в жизни, вместо того, чтобы взглянуть на нее в деталях, предметно и практически. Т.е. если кто-то будет стремиться к чему-то абстрактному, не конкретному — к тому же счастью — то он никогда не достигнет успеха.

Профессиональное и научное мышление

Во взрослой жизни человек получает какую-либо профессию, он начинает мыслить профессиональными понятиями, так и воспринимает мир и происходящее вокруг.

Например, как вы думаете, если вслух произнести слово «Корень», о чем подумают люди таких профессий как зубной врач, учитель словесности, садовод-огородник (ботаник) и математик?

Профессиональное мышление пересекается с предметным, а научное — с творческим, т.к. любой ученый, исследователь, постоянно в поисках новых открытий.

Однако всем этим людям не чуждо и словесно-логическое, и абстрактное, и наглядно-образное мышление. Другое дело, когда люди часто совершают — обычно неосознанно, как по программе — множество мыслительных ошибок. Т.е. подсознательно путают, когда и как нужно мыслить, чтобы добиваться успехов в жизни, и того же пресловутого счастья…

Ошибки мышления, приводящие человека к неудачам и краху

Наше мышление (слова, картинки и образы) во многом зависит от хранящихся в глубине психики (заложенных туда извне, в процессе воспитания, окультуривания и первичной социализации) внутренних глобальных, часто обобщенных убеждений (