Личная безопасность осужденных. Право осужденных на личную безопасность

1. Осужденные имеют право на личную безопасность. 2. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. 3. Начальник учреждения, исполняющего указанные в части второй настоящей статьи виды наказаний, по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. 4. Меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, на основании мотивированного постановления (определения) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.

Консультации юриста по ст. 13 УИК РФ

    Ольга Полякова

    Я отбывал наказание в отряде хозяйственного обеспченя в следствнном изоляторе затем попал на зону где попросил обеспечить безопасное место так как в общем бараке меня будут избевать на что сотрудники отказали мне мативируя что законом это не предусмотренно.в результате чего так и получилось меня избевали каждый день,спал 2 часа в сутки а то и 2 суток вообще не спал.К сотрудникам уже было не обратится так как меня просто не выпускали.Прост там считается если ты был в хоз отряде ты красный тоесть это очень плохо.Сейчас могу снова попасть туда.Как быть к кому обращатся?

    Вероника Соболева

    я Вам написала, но почему то не отвнчаете

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Валерия Голубева

    как написать ходатайство на имя УФСИНа для пооощрения осужденного. который работает на нашем предприятии

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Дарья Большакова

    как написать ходатайство на имя ФКУ КП руководству организации в котором работает осужденный для поощрения

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Николай Сладкин

    Составить перечень прав осужденного, отбывающего наказание в тюрьме

    Юлия Соловаьева

    Гепатит С и ВИЧ-инф. могут быть основанием для перевода осужденного из одной колонии в другую?. *в случае болезни осужденного*, и вопрос: Эти болезни попадают под категорию *тяжелые заболевания*?

    • Ответ юриста:

      В соответствии со статьей 81 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) осужденные к лишению свободы, как правило, отбывают весь срок наказания в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии – это является одним из условий эффективности достижения цели наказания. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается в следующих случаях: – в случае болезни осужденного; – с целью обеспечения его личной безопасности, при этом проводится служебное расследование для определения реальности угрозы жизни и здоровью осужденного; – при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения; – при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

    Наталья Соловаьева

    Где можно посмотреть основания для помещения осужденных в строгие условия содержания по прибытии в ИУ?

    • Не стоит путать штрафной изолятор (шизо) со строгим режимом, на строгий режим определяет суд, а в шизо можно загреметь за что угодно, по решению администрации.

    Владислав Плужник

    Как должен поступить начальник колонии, если осужденный изъявил желание учиться в высшем учебном заведении?

    • В уголовно-исполнительном кодексе есть целый раздел, посвящённый тому, как должен поступить начальник места лишения свободы, если осужденный изъявил желание учиться в высшем учебном заведении. Откройте и прочитайте.

    Евдокия Щербакова

    какими правовыми актами определён порядок получения образования осуждёнными?

    • ст. 112 Уголовно исполнительного кодекса, посмотри будующий коллега.

    Наталья Смирнова

    к каким видам войск относится дисбат?

    • Ответ юриста:
  • Мария Зайцева

    ФЗ о полиции. у меня вот такой вопрос возник. можно ли применять физическую силу в отношении несовершеннолетнего в воспитательной колонии ссылаясь на ФЗ "О полиции"? а-то борзеют

    • Ответ юриста:

      Закон о полиции в данном случае не подходит. Тут подходит следующее. Статья 86. Меры безопасности и основания их применения (Уголовно-исполнительный кодекс) 1. В случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие. Статья 28 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 07.02.2011) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" Общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия Сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими законами… При применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны: 1) предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным; 2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи; 3) доложить непосредственному начальнику о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия. В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудники уголовно-исполнительной системы при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства. В случае ранения или смерти осужденных, заключенных, иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальники учреждений, исполняющих наказания, сообщают об этом прокурору. Применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и оружия с нарушением правил, предусмотренных настоящим Законом, влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность. Руководствуйся этими статьями при применении физической силы, но будь осторожен: за несовершеннолетними и контроль строже и ответственность выше.

  • Татьяна Комарова

    Отец-одиночка. Мой друг попал в тюрьму вследствие аварии. После которой один из фигурантов ДТП скончался в больнице. На данный момент он отбывает срок в колонии, в Пензе. Уже как 2 месяца сидит. Но у него есть не совершеннолетняя дочь, которая проживает с бабушкой в Москве. Жена погибла 2 года назад. Может ли мой друг выйти досрочно из колонии, хотя бы на основании того, что у него есть дочка.

    • Ответ юриста:

      Если дочке нет 14 лет, если друг осужден на срок не свыше 5 лет суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст. 82 УК РФ) . По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденного, указанного в части первой статьи 82 УК РФ , от отбывания наказания или оставшейся части наказания со снятием судимости либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания. Порядок ходатайства об отсрочке отбывания наказания осужденным см. ст. 177 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

    • Ответ юриста:

      Статья 129. Условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях [Уголовно-исполнительный кодекс РФ] [Глава 16] [Статья 129] 1. В колониях-поселениях осужденные к лишению свободы: а) содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения; в часы от подъема до отбоя пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии-поселения; с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы либо в связи с обучением; могут носить гражданскую одежду; могут иметь при себе деньги и ценные вещи; пользуются деньгами без ограничения; получают посылки, передачи и бандероли; могут иметь свидания без ограничения их количества; б) проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях. Осужденным, не допускающим нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющим семьи, по постановлению начальника колонии-поселения может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. Указанные осужденные обязаны являться для регистрации в колонию-поселение до четырех раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника колонии-поселения. Жилые помещения, в которых проживают осужденные, могут посещаться в любое время представителем администрации колонии-поселения; в) имеют документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного. Паспорт и другие личные документы осужденных хранятся в их личных делах. 2. Осужденным запрещается использовать и хранить на территории колонии-поселения и на объектах, где выполняются работы, предметы и вещества, перечень которых установлен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. 3. Труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу. Перевод осужденных на другую работу, в том числе в другую местность, может осуществляться администрацией предприятия, на котором они работают, по согласованию с администрацией колонии-поселения. 4. Осужденным разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. 5. При применении к осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях и не занятым общественно полезным трудом, взыскания в виде запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до 30 дней им предоставляется право на ежедневную прогулку продолжительностью не менее двух часов.

  • Вячеслав Сигалов

    как перевести человека из одной тюрмы (колонии) в другую? Какие заявления надо писать и какие ответы обязаны дать?. Знакомые просто попросили узнать им надо из Иркутской области перевести сына поближе к дому

    • Ответ юриста:

      Основания для перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое определены Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (УИК РФ) . В соответствии с требованиями статьи 81 УИК РФ , осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном ИУ. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида является исключением из общих правил и допускается: 1. В случае болезни осужденного (перевод для стационарного лечения и оказания специализированной медицинской помощи в лечебные заведения уголовно-исполнительной системы, расположенные, как правило, в другой климатической зоне) . 2. Для обеспечения личной безопасности осужденных (в случае реальной угрозы жизни осужденного, исходящей от других осужденных) . 3. При реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, в котором отбывает наказание осужденный. 4. При иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном ИУ (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных администрации учреждения, эпидемии) . Следует учитывать, что такие обстоятельства, как затруднительное материальное положение родственников, тяжкое состояние здоровья родных и близких, а также иные социально-бытовые и семейные проблемы осужденных не являются «исключительными обстоятельствами» и не могут рассматриваться как основание для перевода осужденного в другое исправительное учреждение. Порядок переводов осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется Министерством юстиции Российской Федерации. Инициатива перевода может исходить от самого осужденного, администрации исправительного учреждения, прокурора, осуществляющих надзор за законностью при исполнении наказания, депутата, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, родственников осужденного. В случае если инициаторами перевода являются родственники осужденного, депутаты или Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, перевод может быть осуществлен только при наличии письменного согласия осужденного. При каждом обращении с просьбой о переводе проверяется его обоснованность, после чего уполномоченными сотрудниками территориального органа УИС составляется необходимый пакет документов с выводами о целесообразности (нецелесообразности) перевода осужденного. Перевод осужденного в исправительное учреждение, расположенное в пределах одного субъекта Российской Федерации (например, в пределах Мурманской области) осуществляется по указанию начальника территориального органа управления уголовно-исполнительной системы (например – начальника УФСИН Костромской области России по Мурманской области) . Перевод осужденного в исправительное учреждение, расположенное в другом субъекте Российской Федерации (например, за пределы Мурманской области) осуществляется по указанию руководства ФСИН России (г. Москва) на основании мотивированного заключения. С письменным заявлением о переводе с указанием оснований для перевода можно обратиться в администрацию ИУ, где содержится осужденный. При получении отрицательного ответа и при несогласии с ним - дальше: в прокуратуру, уполномоченному по правам человека..

    Олег Петровичев

    В колониях строгого режима навещать заключённых могут только родственники или все желающие?

    • Ответ юриста:

      Доброй ночи! Ответом на Ваш вопрос является ст. 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ Статья 89. 1. Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания. 2. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой) , родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами. 3. Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором, а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне исправительного учреждения краткосрочным свиданием с выходом за пределы воспитательной колонии. Порядок замены одного вида свидания другим устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. 4. Для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. А теперь конкретней: законодательство в нашей стране порой применяется по прицепу: "Что не запрещено - то разрешено", то есть согласно указанной статьи администрация исправительно учреждения, в котором содержится интересующий Вас осужденный, может Вам (я так понимаю, что Вы не являетесь близким родственником осужденного) разрешить Вам свидание с ним, но при этом администрация не обязана этого делать. Скажу Вам, что Ваше желание, в принципе, на практике выполнимо. Для этого необходимо лично обратиться к администрации исправительно учреждения, в котором содержится интересующий Вас осужденный, в лице начальника учреждения, либо иным должностным лицам, которые могут походатайствовать перед начальником, это - первый зам начальника учреждения (по оперативной работе) , начальник оперативного отдела, начальник воспитательного отдела. При этом не следует полагать, что этот вопрос можно "решить" исключительно за деньги. Там работают такие же люди и при желании, как правило можно договориться по человечески (если разумеется сам "сиделец" нормально характеризуется) .

    Олеся Киселева

    Чо делать. Да толком ответьте. Росформировали зону. В какой срок я узнаю где мой парень?Сообщают об етом токо родствеников?или вобще никого. Че мне делать

    • Ответ юриста:

      Статья 17. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает Уведомление о месте отбывания наказания О прибытии осужденного к месту отбывания наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана не позднее 10 дней со дня прибытия направить уведомление одному из родственников осужденного по его выбору. А Инструкция о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения (утв. приказом Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. N 235) (с изменениями от 10 февраля 2006 г. , 25 сентября 2007 г. , 3 февраля 2011 г.) нет. Если Вы даже напишите запрос это будет очень дольго. Терпите и ждите от него вестей. Удачи.

    Алина Титова

    какая ст в уик.обязывает мед персоонал,оказывать помощ осужденному? нахожусь а местах л/с

    • Ответ юриста:

      Статья 101. Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы Уголовно-исполнительный кодекс РФ [Статья 101 1. Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. 2. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. 3. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. 4. В случаях отказа осужденного от приема пищи и возникновения угрозы его жизни допускается принудительное питание осужденного по медицинским показаниям. 5. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    Николай Ярунов

    В какие инстанции нужно писать в колонии строгого режима если осужденный не желает проводить лечение в колони. Спасибо. Какие права человека он имеет и на какие статьи он может сослаться о переводе его в дугое мед. учреждение.

    • Ответ юриста:

      В соответствии с положениями Уголовно Исполнительного Кодекса. Осужденные обладают всеми правами, а так же испоняют обязанности установленные действующим законодательством для граждан. За исключением соответствующих изьятий установленных законодательством. В силу УИК - осужденные как правило содержатся в одном и том же исправительном учреждении от начала и до конца срока наказания определенного судом. И не могут быть переведены никуда. Исключение тому составляют обстоятельства указанные в содержании ряда норм Уголовно Исполнительного Кодекса. В вашем случае, если осужденный имеет заболевание которое не подлежит излечению в больничном стационаре исправительного учреждения по месту его нахождения. Последний в праве письменно обратиться к администрации учреждения с ходатайством о направлении его в иное специализированное медицинское учреждение Службы исполнения наказаний. В случае если гражданин получает по его мнению необаснованный отказ в удовлетворении поданного им ходатайства. Осужденный в праве направить письменное обращение в суд постановивший приговор. А так же суд в зоне деятельности которого находится исправительное учреждение, в котором подробно указать причины и обстоятельства отказа. И просить вынести в отношении его определение о принудительном переводе. (Определение суда для администрации ИК - является обязательным к исполнению - в противном случае для руководящих лиц администрации ИК наступает уголовная ответственность) , в иное лечебное учреждение для оказания тому квалифицированной медицинской помощи. ПОДЧЕРКИВАЮ указанное обращение не является надзорной жалобой, а соответственно не облагается государственной пошлиной. Данное обращение гражданин имеет право подать в закрытом виде. Администрация обязана в течении 24 часов доставить его адресату. Кроме того аналогичное обращение гражданин в праве направить в адрес Министерства Здравоохранения. С указанием того конкретных причин. 1. Низкая квалификация медицинского персонала учреждения. 2. Грубое, умышленное воспрепятствование (конкретными должностными лицами) , учреждения в возможности излечения гражданина. 3.Отсутствии элементарных условий для излечения гражданина. 4. Указать иные причины. Так же копию указанного обращения направить в адрес Прокурора надзирающего за соблюдением законодательства при исполнении наказания в названном исправительном учреждении. ДЛЯ ПРИНЯТИЯ МЕР Прокурорского реагирования. Ну и в крайнем случае подать в суд исковое заявление в отношении дожностных лиц указанного учреждения, о нанесении гражданину существенного вреда. Выразившегося в умышленном создании условий для осужденного в следствие которых последним получено заболевание. А так же намеренном воспрепятствовании в реализации гражданином Законного и НЕОТЬЕМЛЕМОГО Права на получение квалифицированной медицинской помощи. ГАРАНТИРОВАННОГО КОНСТИТУЦИЕЙ ГОСУДАРСТВА!!!А так же положениями международного пакта о Граджданских и политических правах. Удачи Вам!!!

    Роман Ванчиков

    Нужно ли заносить в трудовую книжку записи из справки осужденного. Всем здраствуйте! К нам на работу принимают бывшего осужденного.Принес все документы для оформления и чистую трудовую книжку со "Справкой учета времени работы осужденного в период отбывания им наказания в виде лишения свободы". И теперь хочет от меня, чтобы я ему этот период работы записала в трудовую книжку. А у меня возник вопрос: как это правильно записать??? Нужна же печать и подпись начальника учреждения где он работал. Или же я могу записать и без подписи начальника учреждения????Подскажите.

    • Ответ юриста:

      В соответствии со статьей 104 Уголовно-исполнительного кодекса России время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Документом, подтверждающим время работы осужденного в местах лишения свободы, является трудовая книжка, а при ее отсутствии - справка, выдаваемая администрацией исправительно-трудового учреждения. Форма такой справки закреплена в приложении к Инструкции о порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж, утвержденной Приказом МВД РФ от 14 декабря 1992 г. N 453. Вносить запись в трудовую книжку не нужно.

    Антон Кокошкин

    Расскажите пожалуйста про свидания в тюрьме город Златоуст пос.Балашиха Я/В 48/25.Можно ли на свидания приезжать с ребён

    • Ответ юриста:

      Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ Статья 89. Свидания осужденных к лишению свободы 1. Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания. 2. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой) , родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами. Статья 131. Условия отбывания лишения свободы в тюрьмах 4. Осужденным, отбывающим наказание на общем режиме, разрешается: б) иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года; 5. Осужденным, отбывающим наказание на строгом режиме, разрешается: б) иметь два краткосрочных свидания в течение года; Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" XIV. Порядок предоставления осужденным свиданий 74. Осужденному разрешается длительное или краткосрочное свидания одновременно не более чем с двумя взрослыми лицами, вместе с которыми могут быть несовершеннолетние братья, сестры, дети, внуки осужденного. 75. Длительные свидания с иными лицами предоставляются лишь в случаях, когда, по мнению администрации, такие свидания не будут отрицательно влиять на осужденного. 76. Лица, прибывшие на свидание с осужденными, после разъяснения им администрацией ИУ порядка проведения свидания сдают запрещенные вещи на хранение до окончания свидания младшему инспектору по проведению свиданий под расписку. 77. Граждане, прибывшие на свидания, их одежда и вещи досматриваются. В случае обнаружения скрытых от досмотра запрещенных вещей администрация ИУ принимает меры в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и настоящих Правил. 78. Если лицо, прибывшее на свидание, откажется от досмотра вещей и одежды, длительное свидание с осужденным ему не разрешается, однако может быть предоставлено краткосрочное. 79. При нарушении прибывшими установленного порядка проведения свидания оно немедленно прерывается. 80. Пронос каких-либо продуктов или вещей лицами, прибывшими на свидание с осужденными, в комнаты краткосрочных свиданий не допускается. На длительные свидания разрешается проносить продукты питания (за исключением винно-водочных изделий и пива) . 81. При проведении длительных свиданий могут предоставляться дополнительные услуги. Их оплата производится за счет собственных средств осужденных или лиц, прибывших на свидание.

    Эдуард Шуляк

    Задача. Скоро Васильков исполнится 60 лет, но он осужден к лишению свободы и в настоящее время находится в колонии общего режима. как ему оформить трудовую пенсию по старости?

    • Ответ юриста:

      Согласно п. 7 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пункт 2 ст. 98 УИК конкретизирует, что осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом на основании п. 3 указанной статьи выплата пенсий осужденным производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных. Если у Васильева есть право на получение пенсии по старости (т. е. он достиг пенсионного возраста и имеете страховой стаж не менее пяти лет) , то следует обратиться - через администрацию колонии, в которой он отбываете наказание, - в пенсионный орган по месту нахождения колонии (п. 8 Правил обращения за пенсией) .

      Ответ юриста:

      Если осужденного отправляют по этапу, значит приговор вступил в законную силу. Соответственно все передачи и свидания регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом РФ в зависимости от вида наказания и условий содержания. Если осуждённому передача положена, то у Вас её обязаны принять.

    Надежда Рябова

    свидания в СИЗО. у подруги муж сидит в СИЗО суд был, подал аппиляцию. жена разрешение на свидания берет через адвоката у судьи..с горем по полам 1 раз в меясц дает, но с таким видом..фи.. а в самом СИЗО разговаривала и сказали что выдают 2 раза в месяц...адковат утвержадет "вам вообще не положено! скажите спасибо что выбиваю хожу!"... или дейсвительно так, и именно им неположены свидания (сидит по воровству), или адвокат просто 5ую точку не хочет зря поднимать и делает тонкие намеки на деньги?

    • Ответ юриста:

      1)Для подследственных, находящихся в СИЗО, разрешены только краткосрочные свидания. По закону позволено 2 свидания в месяц, обычно дают 2 часа. Разрешение на свидание, пока не закончено следствие, дает следователь. 2)После закрытия уголовного дела и передачи его в суд, разрешение на свидание дает судья, если он отсутствует, идите к председателю суда. Судьи в предоставлении свидания отказывают сейчас очень редко. 3)После вступления приговора в законную силу, разрешение на свидание можно получить в окне «справки» СИЗО. 4)Разрешение на свидание действительно в течение 14 дней, так что Вы сможете поехать на свидание в удобный для Вас день. В соответствии с пунктом 68 "Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205, разрешение на свидание дается начальником исправительного учреждения или лицом, его замещающим. Согласно части 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Ваш муж к указанным категориям осужденных не относится. Поэтому начальник СИЗО не вправе давать разрешение на предоставление свидания с осужденным, следующим через СИЗО транзитом (в Вашем случая - из одной ИК в другую).

Как уже отмечалось в нашей работе, существенная гуманизация деятельности уголовно-исполнительной системы в последние годы повлекла за собой значительные изменения законодательства, регулирующего порядок отбытия наказания и правовое положение осужденных к лишению свободы. Так, в 1992 г. в действовавший в то время Исправительно-трудовой кодекс впервые была включена норма, закрепляющая право осужденных на личную безопасность. Ныне действующий УИК РФ 1996 г. также предусмотрел данное обстоятельство в качестве одной из важнейших гарантий прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Данные положения были введены в законодательство в качестве необходимой меры, обеспечивающей возможность любого осужденного к лишению свободы получить гарантии личной неприкосновенности. Как абсолютно верно пишет по этому поводу Б.З. Маликов, наделяя лиц данной категории правом на личную безопасность, государство не только защищает их от вероятных посягательств, но и противодействует возможному совершению правонарушений в исправительных учреждениях.

Сущность рассматриваемого права состоит в том, что при возникновении какой-либо угрозы жизни и здоровью осужденного к лишению свободы он вправе обратиться к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказание, с просьбой обеспечить его личную безопасность. В данном случае это должностное лицо обязано незамедлительно осуществить меры по устранению угрозы жизни и здоровью обратившегося осужденного. Начальник учреждения должен принять решение о переводе данного лица в безопасное место или иные меры, снимающие угрозу личной безопасности осужденного к лишению свободы. Ранее при возникновении подобных ситуаций осужденные сами разрешали возникающие угрозы - обычно это были или побег из исправительного учреждения, или совершение грубого нарушения, в результате которого в обязательном порядке следовало водворение в штрафной изолятор, а нередко конфликт завершался и совершением преступления.

Анализ сущностной стороны рассматриваемого права предопределяет исследование вопроса об основаниях его реализации осужденными к лишению свободы. Исходя из положений УИК РФ и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, на наш взгляд, к таковым следует отнести, прежде всего, наличие угрозы личной безопасности осужденного, выраженной в возможности применения физического насилия со стороны иных осужденных. Указанное обстоятельство является наиболее распространенным, а зачастую единственным основанием перевода конкретного лица в безопасное место. К наиболее часто встречающимся поводам возникновения подобного рода ситуаций можно отнести, например, деятельность осужденного, направленную на сотрудничество с администрацией исправительного учреждения; личные неприязненные отношения между отдельными лицами или их группами; совершение осужденным поступков, противоречащих принятым в пенитенциарной среде «традициям» и др.

Вместе с тем достаточно узкое толкование практическими работниками исправительных учреждений юридической нормы, закрепляющей порядок реализации осужденными к лишению свободы рассматриваемого права, сводящегося зачастую лишь к устранению угрозы физической расправы, на наш взгляд, является неправомерным. Мы считаем, что к основаниям перевода лица в безопасное место также необходимо отнести психическое насилие, выраженное в систематическом совершении действий по отношению к осужденному, которые унижают его честь и достоинство. Достаточно высокий уровень распространенности таких явлений в исправительных учреждениях диктует необходимость адекватного реагирования со стороны их администрации с незамедлительным помещением осужденного в безопасное место. Непринятие должных мер компетентными лицами в указанной ситуации может привести не только к причинению вреда данному лицу, но и в целом дестабилизировать нормальную жизнедеятельность исправительного учреждения.

В качестве еще одного из оснований реализации лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, права на личную безопасность следует назвать угрозу их здоровью, исходящую от других осужденных, являющихся носителями опасных заболеваний (наркомания, психические расстройства, туберкулез, ВИЧ и др.). В настоящее время законодательство РФ предусматривает необходимость содержания таких лиц в специализированных лечебных исправительных учреждениях либо прохождения ими обязательного курса лечения. Однако в силу различных причин (позднее выявление заболевания, переполненность больниц, отсутствие необходимых медикаментов и др.) не исключается возможность нахождения таких лиц в обычных условиях отбытия наказания, что может создавать опасность жизни и здоровью других осужденных.

Исходя из анализа положений уголовно-исполнительного законодательства, закрепляющих право осужденных к лишению свободы на личную безопасность, можно прийти к выводу, что его реализация может осуществляться в двух формах: 1) по заявлению самого лица и 2) по инициативе начальника исправительного учреждения. В первом случае сам осужденный, определив наличие обстоятельств, которые угрожают его жизни и здоровью, обращается с устным либо письменным заявлением к любому должностному лицу, которое обязано принять меры по обеспечению личной безопасности осужденного. Во втором случае сам начальник исправительного учреждения, установив конкретные факты, свидетельствующие о наличии подобного рода ситуации, принимает решение о переводе осужденного к лишению свободы в безопасное место.

Вместе с тем при более глубоком анализе норм УИК и Правил внутреннего распорядка исправительных учрежденийвозникает вопрос, является ли принятие решения о переводе осужденного в безопасное место начальником исправительного учреждения обязанностью или правом последнего. К сожалению, вышеозначенные нормативные документы не дают нам ясного ответа. По нашему мнению, в связи с указанными обстоятельствами законодатель должен достаточно четко определить, следует ли предоставить начальникам исправительных учреждений возможность самостоятельно, объективно оценив совокупность имеющихся фактических данных, принимать решение о переводе осужденного в безопасное место либо закрепить в действующих правовых актах обязанность удовлетворить данную просьбу лица. Несмотря на противоречивость данной ситуации, сводящейся к наличию многочисленных доводов, которые могут быть приведены в пользу того или иного решения, проблема, на наш взгляд, должна найти свое правовое разрешение.

В этой же связи достаточно спорным является вопрос о том, как необходимо содержать нескольких лиц, в отношении которых принято решение о переводе в безопасное место, - раздельно либо по несколько человек. Ни закон, ни Правила внутреннего распорядка не содержат однозначного решения данной проблемы и называют лишь виды помещений, в которые водворяются осужденные рассматриваемой категории. Попытаемся проанализировать данную ситуацию. С одной стороны, исходя из общих принципов гуманизма и справедливости, человек, жизни и здоровью которого угрожает опасность, должен содержаться отдельно от всех иных осужденных, поскольку ситуация, послужившая основанием для перевода его в безопасное место, действительно носила серьезный характер. С другой стороны, здравый смысл говорит о том, что устранение угрозы осужденному, исходящей от конкретных лиц, путем помещения его в безопасное место не препятствует возможности содержания его с осужденными, не представляющими для него никакой опасности. Естественно, что в данной ситуации при принятии решения о совместном содержании лиц, в отношении которых имеется угроза их личной безопасности, необходимо четко оценивать ситуацию и имеющиеся фактические данные, чтобы не допустить возможности причинения вреда кому-либо из них.

Существенным фактором, обусловливающим возможность совместного нахождения лиц, жизни и здоровью которых угрожает что-либо, является и недостаточное наличие имеющихся специально оборудованных помещений на территории исправительного учреждения, которые могли бы позволить содержать каждого осужденного к лишению свободы отдельно. В этой связи, на наш взгляд, необходимо закрепить в законодательстве норму, которая бы четко регламентировала порядок размещения данной категории лиц.

Помимо возможности перевода осужденного в безопасное место в качестве альтернативы ст.13 УИК РФ также называет «иные меры», устраняющие угрозу его личной безопасности. Формулируя данную норму, законодатель, на наш взгляд, умышленно ушел от перечисления возможных действий администрации, которые бы нейтрализовывали опасность жизни и здоровью осужденного к лишению свободы, т.к. их перечень не может являться исчерпывающим. К наиболее часто встречающимся мерам в такой ситуации следует отнести проведение бесед с лицами, со стороны которых исходит угроза личной безопасности осужденного, усиление контроля за их поведением, перевод самого осужденного либо данных лиц в разные отряды и др.

Исходя из анализируемых положений уголовно-исполнительного законодательства, можно прийти к выводу, что они предусматривают три вида последствий перевода осужденного к лишению свободы в безопасное место:

1) обратный перевод в жилые помещения исправительного учреждения в случае отпадения угрозы личной безопасности лица;

2) перевод осужденного в другое исправительное учреждение;

3) перевод лиц, угрожающих личной безопасности осужденного, в иное исправительное учреждение.

В указанных случаях дальнейшая судьба такой категории осужденных может сложиться по-разному. В случае позитивных изменений в обстоятельствах, послуживших поводом для возникновения угрозы его личной безопасности, он может спокойно продолжать отбывать наказание. Однако зачастую складывается ситуация, когда принятые меры не устранили опасности жизни и здоровью осужденного к лишению свободы, даже если он переведен в иное исправительное учреждение. К сожалению, уже неоднократно упоминаемые нами УИК и Правила внутреннего распорядка не содержат решения данной проблемы. А ведь в нынешних условиях она является весьма актуальной. «Тюремные традиции и ритуалы» предусматривают достаточно жесткое наказание лиц, которые нарушили их те или иные положения, и осужденный, покидая пределы безопасного места и попадая в обычные условия исправительного учреждения, сильно рискует вновь подвергнуть свои жизнь и здоровье опасности.

Таким образом, мы завершили рассмотрение комплекса проблем, касающихся реализации осужденными к лишению свободы права на личную безопасность, являющегося одной из важнейших гарантий, обеспечивающих возможность полномасштабного осуществление лицами данной категории целой системы иных личных прав (например, права на неприкосновенность личности). Характеризуя содержательную сторону исследуемого явления, мы остановились на таких важнейших его аспектах, как основания, порядок и формы реализации, юридические последствия осуществления лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, указанного права. А в заключение нам бы хотелось попытаться сформулировать определение понятия права осужденных к лишению свободы на личную безопасность. Под ним, на наш взгляд, следует понимать обусловленную наличием угрозы жизни и здоровью осужденного возможность его перевода в безопасное место или принятие иных мер, устраняющих указанную угрозу, реализация которых связана с заявлением самого лица либо с инициативой начальника исправительного учреждения.

Осужденные имеют право на личную безопасность.

Право осужденных на личную безопасность гарантируется целым рядом правовых, психолого-педагогических и организационных мер.

Прежде всего ϶ᴛᴏ меры уголовно-правового характера, предусматривающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности.

К средствам обеспечения личной безопасности осужденных следует отнести надзор за поведением осужденных во время отбывания наказания.

Представляя собой систему наблюдения и контролирования поведения осужденных, надзор в качестве одной из ϲʙᴏих целей имеет предупреждение преступлений, в т.ч. совершаемых в отношении осужденных.

Не стоит забывать, что важным средством обеспечения личной безопасности осужденных будет применение мер безопасности и оружия, а также мер дисциплинарного воздействия к осужденным.

Другое важное средство обеспечения личной безопасности осужденных – профилактическая деятельность оперативных частей, отделов безопасности и других подразделений исправительных учреждений, арестных домов, исправительных центров, дисциплинарных воинских частей и органов внутренних дел по предупреждению преступлений в отношении осужденных.

При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющему наказания в виде ареста, ограничения ϲʙᴏбоды или лишения ϲʙᴏбоды, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В ϶ᴛᴏм случае указанное долж– ностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

Должностные лица по заявлению осужденного обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

Применительно к исправительным учреждениям ϶ᴛᴏ могут быть действия по вызову наряда контролеров и сопровождению осужденного в безопасное место, например из общежития в дежурную часть, либо по задержанию лица, от кᴏᴛᴏᴩого исходит опасность для осужденного, изоляции его от других осужденных. Это, как их можно назвать, первоначальные меры по устранению угрозы личной безопасности осужденного. Устранение угрозы личной безопасности осужденного в окончательном виде возлагается на начальника исправительного центра, арестного дома или исправительного учреждения.

Начальник учреждения может принять решение:

1) о переводе осужденного в безопасное место – в отдельную камеру, помещение камерного типа до устранения угрозы его личной безопасности либо в другой исправительный центр, арестный дом или исправительное учреждение, если угроза несет долговременный характер и не может быть устранена полностью;

2) о принятии иных мер, устраняющих угрозу личной безопасности осужденного, – разрешение возникшего конфликта между осужденными, привлечение лица, от кᴏᴛᴏᴩого исходит опасность, к ответственности, перевод его в другое учреждение.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что осужденные иностранные граждане, отбывающие наказание в виде ареста, ограничения или лишения ϲʙᴏбоды, имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями ϲʙᴏих государств в Российской Федерации.

Назначая осужденному, наказание в виде лишения свободы, государство, руководствуясь соответствующими положениями международного права и внутреннего законодательства, предусматривает право осужденного на безопасность и меры ее обеспечения в пенитенциарных учреждениях.

Данное право является выражением основных принципов взаимоотношений государства и лица, отбывающего лишение свободы. Конкретизируя и обеспечивая конституционное право личности на неприкосновенность, безопасность осужденных носит государственно-правовой характер.

Исходя из этого, а также существующего родового определения понятия «общественная безопасность», можно заключить, что безопасность осужденных в местах лишения свободы есть система отношений и регулирующих их правовых норм, нацеленных на защиту от различных неблагоприятных воздействий, препятствующих спокойствию, труду, отдыху и угрожающих жизни, здоровью, чести и достоинству личности.

Безопасность осужденных, их защищенность от физического и психического насилия со стороны других лиц зависят от состояния режима и дисциплины в исправительном учреждении. Практика показывает, что при ослаблении режима ухудшается дисциплина осужденных, растет число употреблений спиртных напитков, а вместе с этим учащаются случаи физических расправ среди осужденных. Поэтому правовые нормы, направленные на укрепление режима в исправительных учреждениях, в конечном счете, способствуют обеспечению безопасности осужденных, а режим и дисциплина выступают в качестве комплексных средств поддержания безопасности в этих учреждениях. Для безопасности личности осужденных имеют значение и такие нормативно-правовые акты, как: «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», законы РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О прокуратуре Российской Федерации», и др.

Безопасность осужденных и заключенных обеспечивается реализацией комплекса организационных, правовых и иных мер, имеющих несколько уровней. Первый уровень - общегосударственные меры, направленные на улучшение экономического положения исправительных учреждений, условий содержания осужденных, заключенных и т.д. То есть, это меры управленческого характера.

Второй уровень - меры обеспечения безопасности осужденных, заключенных, принимаемые региональными органами государственной власти. Они направлены на устранение неблагоприятных факторов (экономических, бытовых, организационных и др.) в исправительных учреждениях, а также во внешней среде их функционирования.

Третий уровень - меры безопасности, осуществляемые органами управления уголовно-исполнительной системы, в частности, распределение осужденных по исправительным учреждениям, открытие новых исправительных учреждений, создание специальных учреждений для отрицательно характеризующихся осужденных, перевод осужденных, по соображениям их безопасности из одних исправительных учреждений в другие и т.д. Четвертый уровень - меры обеспечения безопасности осужденных, принимаемые администрацией исправительных учреждений в процессе исполнения лишения свободы. Такими мерами являются:

  • 1. уголовно-правовые меры, предусматривающие ответственность за преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, а также за иные преступления, нарушающие безопасность осужденных в исправительных учреждениях;
  • 2. меры уголовно-исполнительного характера, среди которых можно выделить меры, направленные на обеспечение безопасности личности в исправительных учреждениях, и меры, непосредственно обеспечивающие безопасность осужденных. К мерам, направленным на обеспечение безопасности личности в ИУ и СИЗО относятся такие, как: надзор за осужденными, заключенными который, при правильной его организации, должен обеспечить - их изоляцию и безопасность, предупредить совершение новых преступлений; меры по поддержанию дисциплины среди осужденных; мероприятия воспитательного характера внутренний распорядок; применение физической силы, специальных средств и оружия; перевод отрицательно характеризующихся осужденных в запираемые помещения и др.

Мерами уголовно-исполнительного характера, непосредственно обеспечивающие безопасность осужденных, являются:

  • 1. перевод осужденного и заключенного в безопасное место;
  • 2. медицинские меры, направленные на охрану здоровья и жизни осужденных;
  • 3. правила поведения осужденных в исправительном учреждении;
  • 4. меры, предусмотренные Законом РФ «Об оперативно - розыскной деятельности» и ведомственных нормативных актах. Это меры обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с оперативными аппаратами ИУ на конфиденциальной основе, оперативно - розыскные мероприятия, проводимые с целью профилактики конфликтов и преступлений, обеспечения безопасности конкретных осужденных и заключенных;
  • 5. меры профилактики, направленные на выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений;
  • 6. меры пресечения, являющиеся средством прекращения, устранения различного рода правонарушений и эксцессов, несущих опасность. Эти меры имеют охранительную направленность и применяются исключительно в связи с правонарушениями и только до момента устранения угрожающей опасности;
  • 7. меры, применяемые в особых условиях деятельности исправительных учреждений и СИЗО: при возникновении стихийных бедствий и иных чрезвычайных происшествий.

Наряду с перечисленными мерами имеется и ряд комплексных средств обеспечения безопасности как осужденных и заключенных, так и учреждений в целом. Этими средствами являются: режим, т.е. определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы; состояние законности в исправительном учреждении, дисциплины среди осужденных и сотрудников, профилактика преступлений. Практика показывает, что меры, принимаемые в целях укрепления режима, законности и дисциплины в исправительном учреждении, положительно сказываются и на состоянии безопасности личности.

Таким образом, меры безопасности предстают в двух аспектах: во-первых, как мероприятия, характеризующиеся совокупностью приемов, способов действий, направленных на недопущение, нейтрализацию и устранение различного рода опасностей, угрожающих личности в ИУ и СИЗО; во-вторых, как специальные предметы, приспособления (предметные меры безопасности, например, оружие, спецсредства и др.), облегчающие процесс устранения опасности и проведение в этих целях необходимых мероприятий.

Меры безопасности уголовно-исполнительного характера можно подразделить на меры общего характера и специальные меры.

Общие меры обеспечения безопасности являются составным элементом трех специфических видов деятельности администрации ИУ и СИЗО: обеспечение режима, охраны и надзора.

Специальные меры безопасности - это меры, принимаемые в целях обеспечения безопасности конкретных защищаемых субъектов. В случае возникновения опасности для осужденного или заключенного начальник ИУ или СИЗО по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о его переводе в безопасное место (помещение). Специально для этих случаев такие помещения во многих учреждениях не оборудованы. Поэтому осужденные содержатся в камерах ШИЗО (ПКТ), куда они переводятся по постановлению начальника учреждения на срок не свыше 30 суток. При этом безопасность осужденного на какое-то время обеспечивается, но вместе с тем ухудшаются условия его содержания. Существующее оборудование учреждений и условия содержания осужденных и заключенных таковы, что перевод осужденного в безопасное место (в камеру) обязательно предполагает его изоляцию объективно связанную с определенными правовыми ограничениями. Отсюда следует, что меры безопасности, наряду с защитой, приносят охраняемому лицу и какие-то ограничения в правах, создают определенные неудобства. Это общая черта мер безопасности, независимо от того в какой сфере и в отношении кого они применяются.

Таким образом, безопасность осужденных и заключенных подразумевает довольно широкий спектр мер, выражающихся в устранении опасных для осужденных условий в исправительном учреждении и формировании предупредительно-защитных форм деятельности в сфере обеспечения их безопасности.

Механизм обеспечения безопасности осужденных в исправительных учреждениях станет эффективным только в том случае, если меры безопасности будут применятся комплексно не только на бумаге, но и в жизни, с учетом конкретной ситуации и факторов, создающих угрозу личной безопасности осужденного (осужденных).

    Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

    При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

    Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

    Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Статья 11 УИК РФ. Основные обязанности осужденных

    Осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

    Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

    Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

    Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.

    Осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.

    Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Статья 12 УИК РФ. Основные права осужденных

    Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

    Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

    Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований.

    Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

    Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.

    Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
    6.1. Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия.

    Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

    Осужденные к принудительным работам, аресту или лишению свободы - иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.

    Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.

    При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Статья 13 УИК РФ. Право осужденных на личную безопасность

    Осужденные имеют право на личную безопасность.

    При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

    Начальник учреждения, исполняющего указанные в части второй настоящей статьи виды наказаний, по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.

    Меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, на основании мотивированного постановления (определения) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.

Статья 14 УИК РФ. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных

    Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

    Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

    К осужденным к принудительным работам, аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.

    Утратил силу.

    Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Статья 15 УИК РФ. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения

    Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы.

    Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах. Они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.

    Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно.

    Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, общественные наблюдательные комиссии, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

    Предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.

    Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.