Жалоба на постановление государственного инспектора труда. Судебное обжалование предписаний инспекции труда

Ларионов Роман , юрисконсульт компании «Гарант»

Как следует из статьи 361 Трудового кодекса, предписания государственных инспекторов труда (а также постановления о назначении административного наказания) могут быть обжалованы. Однако при их обжаловании работодатель должен не только иметь доказательства, подтверждающие необоснованность вынесенного решения, но и соблюсти установленную законодательством процедуру подачи жалобы. Сегодня мы расскажем, в какие сроки и в каком порядке это можно сделать.

Способы обжалования

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы двумя способами: по подчиненности и (или) в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ)*. В порядке подчиненности жалоба на решение государственного инспектора труда может быть подана руководителю соответствующей государственной инспекции труда или главному государственному инспектору труда Российской Федерации. При этом подача жалобы по подчиненности не препятствует одновременному обжалованию этого же решения госинспектора труда в судебном порядке. Хотя следует отметить, что одновременно подавать жалобу в обе инстанции не имеет смысла, так как в этом случае она будет рассматриваться только в суде (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Вышестоящее должностное лицо или судья при поступлении к ним жалобы не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.

Давайте более подробно поговорим о порядке обжалования предписаний госинспекторов труда и постановлений о наложении штрафа. Поскольку именно эти документы чаще всего выносятся по результатам проверок.

Протокол об административном правонарушении

При выявлении в ходе проверки нарушений трудового законодательства госинспектор труда, как правило, в первую очередь составляет протокол об административном правонарушении**. Именно этот документ может служить основанием для привлечения работодателя (его представителя) или иного должностного лица, в отношении которого составлен протокол, к административной ответственности.

Следовательно, к этому документу нужно отнестись очень внимательно. Тщательно изучите зафиксированные в нем нарушения. Если вы с ними не согласны, не торопитесь давать объяснения немедленно. В графе, предусмотренной для объяснений, можно написать в какой срок они будут представлены. И к этому сроку, имея на руках копию протокола, подготовить объяснения в письменном виде на отдельном листе. В дальнейшем указанные объяснения могут использоваться вами при обжаловании постановления о назначении административного наказания. Протокол об административном правонарушении должен быть составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

Цитируем закон

Нарушение законодательства о труде и об охране труда – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Федерации
об административных

Правонарушениях

Постановление о назначении административного наказания

На основании протокола, как сказано выше, выносится постановление о назначении административного наказания (по форме № 5-ГИТ)***. Если вы сочтете наказание незаконным и необоснованным, то вы вправе его обжаловать в течение 10 суток со дня вручения вам копии постановления или получения ее по почте (ст. 30.3 КоАП РФ). При этом обращаем ваше внимание, что только в суде рассматриваются жалобы на постановление инспектора о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до девяноста суток).

Что касается штрафов за нарушение трудового законодательства, то их можно оспорить (как мы уже отмечали выше) как в судебном порядке, так и руководителю госинспектора труда в порядке подчиненности. Если в течение 10 суток со дня вручения постановления о назначении административного наказания оно не будет обжаловано, то постановление вступает в законную силу. И с этого момента будет идти отсчет дней по уплате штрафа. Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении указанного срока материалы направляются судебному приставу для взыскания в принудительном порядке****. В случае пропуска срока на обжалование по уважительной причине указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Порядок обжалования предписания

С целью устранения выявленных нарушений трудового законодательства государственные инспекторы труда предъявляют представителю работодателя обязательные для исполнения предписания. В этом документе содержатся требования к устранению выявленных правонарушений с указанием сроков выполнения. Следует отметить, что сроки обжалования предписаний в порядке подчиненности законодательством не определены. В Трудовом кодексе (ст. 357) говорится лишь об обжаловании в судебном порядке. Оспорить предписание можно в течение 10 дней со дня его получения.

Требования к составлению жалобы

Жалоба, как правило, должна содержать следующие сведения:

  • наименование органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • наименование работодателя (Ф.И.О. должностного лица), обжалующего решение госинспектора труда (с указанием места нахождения (почтового адреса));
  • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает указанное решение незаконным;
  • просьба к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе (например, признать незаконным обжалуемое решение или постановление о назначении административного наказания отменить).

Образец жалобы на решение государственного инспектора труда.

Жалоба должна быть датирована и подписана уполномоченным лицом (законным представителем работодателя либо должностным лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу). В обоснование заявленных требований к жалобе могут быть приложены подтверждающие документы.

Определяем подведомственность

Теперь давайте определимся с подведомственностью, то есть в какой суд (если вы решили обратиться именно туда) – общей юрисдикции или в арбитражный – должна подаваться жалоба. Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Если говорить об обжаловании предписаний, то жалобы на указанные решения госинспекторов труда подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Дело в том, что предписания выдаются работодателю не как субъекту предпринимательской и иной экономической деятельности, а как работодателю, допустившему нарушения трудового законодательства. И поскольку арбитражному суду не подведомственны споры, вытекающие из трудовых отношений, то и дела об оспаривании решений государственных инспекций труда не подлежат рассмотрению в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

Что касается подведомственности дел об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности, то данный вопрос до сих пор вызывает немало споров. Так, согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобы работодателей на постановления о назначении административного наказания должны подаваться в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Однако при поступлении такой жалобы арбитражные суды, как правило, прекращают производство по делу ввиду неподведомственности спора, ссылаясь при этом на разъяснение Конституционного Суда РФ*****. Дело в том, что, по мнению высшей судебной инстанции, указанная норма закона (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ) не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица (или индивидуального предпринимателя) к административной ответственности. Если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. И поскольку предметом спора при обжаловании постановлений являются выводы о том, что работодателем допущены нарушения в сфере трудовых отношений, то указанный спор, действительно, не подпадает под юрисдикцию арбитражного суда.

Эту позицию подтвердил также Пленум Верховного Суда РФ******. В своем постановлении он отметил, что решения (действия) должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов (в частности государственных инспекторов труда), могут быть оспорены по правилам статьи 25 Гражданского процессуального кодекса. А это значит, что жалобы на постановления о назначении административного наказания так же должны подаваться в суд общей юрисдикции.

Цитируем закон

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Федерации об административных

Правонарушениях

* За исключением решений главного государственного инспектора труда Российской Федерации, которые могут быть обжалованы только в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ). В том случае если обжалуется постановление о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до 90 суток), так же нужно обращаться только в суд.

** По форме № 3-ГИТ, утвержденной приказом Роструда от 10 декабря 2004 г. № 47 (далее – приказ Роструда № 47).

*** Утвержденной приказом Роструда № 47.

**** Кроме того, неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Акт проверки составляется независимо от факта выявленных у работодателя нарушений. Иначе говоря, если в результате проверки трудовой инспектор не обнаружит нарушения трудового законодательства, этот факт будет зафиксирован в акте проверки.

Если же нарушения будут выявлены, помимо акта проверки работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

Чаще всего работодатель не соглашается с трудовым инспектором только в случае обнаружения последним фактов, свидетельствующих о нарушении трудового законодательства в организации. Поэтому, как правило, отдельно акт проверки работодателем не обжалуется. Жалоба подается либо непосредственно на предписание об устранении выявленных нарушений, либо обжалуются сразу оба документа: акт и предписание.

Если по результатам проверки выявлены нарушения трудового законодательства, проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) выдается предписание об их устранении. Оно выдается одновременно с актом о проведенной проверке, т.е. непосредственно после ее окончания (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения (пп. 1 п. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ).

Если работодатель по каким-либо объективным причинам не может исполнить полученное предписание в указанный срок, ему необходимо обратиться непосредственно к вынесшему предписание трудовому инспектору с просьбой о его продлении. Поскольку в полномочия трудового инспектора входит выдача обязательных для исполнения предписаний с указанием срока их исполнения, продление срока также относится к его полномочиям.

Если организация (предприниматель) не выполнит предписание, она будет привлечена к административной ответственности на основании п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Данная норма предусматривает:

— для должностных лиц — штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;

— для организаций — штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Если работодатель не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе обжаловать эти документы (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

Предписание можно обжаловать в административном порядке (в вышестоящий орган) или в суд.

Пунктом 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ установлена возможность обжалования предписания без обращения в суд. Для этого необходимо представить в трудовую инспекцию в письменной форме возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. Срок для обжалования — 15 дней с даты получения предписания. Работодатель вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии. Указанные документы можно представить уже после подачи возражений.

В соответствии со ст. 361 ТК РФ в случае административного обжалования решения государственных инспекторов труда жалоба подается:

— соответствующему руководителю трудового инспектора по подчиненности;

— главному государственному инспектору труда Российской Федерации.

А решения главного государственного инспектора труда могут быть обжалованы в суд.

Здесь нужно обратить внимание на следующий момент. При подаче жалобы руководителю трудового инспектора или главному государственному инспектору течение срока, указанного в предписании об устранении нарушения, не приостанавливается. Например, в ходе проверки трудовой инспектор выявил нарушения трудового законодательства и выдал работодателю предписание об устранении данного нарушения в течение 20 дней. Работодатель по истечении 10 дней с даты получения предписания обжаловал его руководителю трудового инспектора. Законом N 294-ФЗ не установлены сроки, в течение которых руководитель трудового инспектора или главный государственный инспектор должны представить свой ответ на жалобу. По истечении 20 дней, отведенных на устранение выявленных нарушений трудового законодательства, если они не будут устранены, работодатель будет привлечен к административной ответственности независимо от факта подачи им возражений на полученное предписание в вышестоящий орган.

Статьей 361 ТК РФ предусмотрено, что решения государственных инспекторов труда могут быть оспорены непосредственно в суде. Таким образом, работодатель, не согласившись с полученным предписанием об устранении выявленных нарушений, может обратиться в суд с иском о признании такого предписания (или его части) незаконным.

Предписание трудового инспектора оспаривается в суд по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ. Правила, предусмотренные КоАП РФ, в данном случае не применяются. Так, в силу ст. 254 ГПК РФ гражданин (в нашем случае — руководитель организации) или организация вправе оспорить в суде решение органа государственной власти (в нашем случае — предписание трудового инспектора), если считают, что нарушены их права и свободы. На основании п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться с заявлением в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания.

В то же время в соответствии со ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Таким образом, трудовым законодательством установлена специальная норма для обжалования предписаний трудового инспектора.

Вместе с тем данные правила установлены для предписаний, выданных трудовым инспектором в ответ на обращение профсоюзного органа или работника по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа (например, комиссии по трудовым спорам). Нас же интересует порядок обжалования постановления трудового инспектора, выданного им по результатам проверки работодателя.

Однако Президиум Верховного Суда РФ в своем Обзоре законодательства и судебной практики за III квартал 2006 года от 29.11.2006 пришел к выводу: 10-дневный срок для обжалования предписаний, установленный ст. 357 ТК РФ, распространяется на все предписания государственной инспекции труда. Поэтому трехмесячный срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, в данном случае не применяется.

Однако не все суды согласны с таким выводом. Например, Пензенский областной суд в кассационном Определении от 19.08.2008 N 33-1569 указал следующее. В порядке, предусмотренном ст. 357 ТК РФ, может быть обжаловано только предписание, выданное при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства, в случае обращения в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда). Предписание, которое выдается по результатам проверки, оспаривается в судебном порядке в соответствии с нормами гл. 25 ГПК РФ и ст. 361 ТК РФ.

Итак, работодатель по результатам проверки получил предписание трудового инспектора об устранении выявленных нарушений. Он не согласен с ним и намерен его обжаловать в суд. Независимо от того, кто будет выступать в качестве заявителя — организация (ее руководитель) или же индивидуальный предприниматель, — обращаться с заявлением необходимо в суд общей юрисдикции. Арбитражному суду данные вопросы не подведомственны.

В какой срок работодатель должен обратиться в суд: трехмесячный, установленный ГПК РФ, или 10-дневный, предусмотренный ТК РФ? По мнению автора, в данной ситуации надо руководствоваться следующим.

Во-первых, позиция Верховного Суда РФ весьма важна для судов. Поэтому, скорее всего, они будут руководствоваться именно ею. Во-вторых, в предписании устанавливается конкретный срок для устранения выявленных нарушений. Как правило, он исчисляется днями, а не месяцами. Поэтому сам работодатель заинтересован в скорейшем обращении в суд. Несмотря на неоднозначность решения данного вопроса рекомендуем работодателям в случае несогласия с полученным предписанием подавать заявление в суд в 10-дневный срок со дня получения предписания. Данный срок исчисляется со дня получения работодателем (его представителем) предписания (его копии).

Предписание (или его копия) передается трудовым инспектором представителю работодателя под роспись. Как правило, роспись в получении документа проставляется на самом предписании, а копия передается работодателю. Помимо росписи представитель работодателя проставляет дату получения предписания.

Как исчислять срок, если эта дата не проставлена?

В этом случае работодателю необходимо зарегистрировать полученное предписание в книге учета входящей корреспонденции и поставить дату получения документа. Именно она и будет началом исчисления процессуального 10-дневного срока (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.02.2010 N 1805). Аналогично следует поступить, если предписание отправляется трудовым инспектором работодателю по почте.

Имейте в виду: обращение в суд не влечет за собой автоматического приостановления действия предписания. Для этого работодателю необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением. Представить заявление работодатель может как при обращении в суд, так и впоследствии — в период подготовки дела к судебному разбирательству или непосредственно в ходе рассмотрения дела.

Приостановить действие постановления суд может и без заявления работодателя по собственной инициативе (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). Приостановление действия оспариваемого предписания — право суда, а не обязанность. Суд примет заявление работодателя, и если он пропустил срок на обжалование предписания. Однако в этом случае суд будет выяснять причины такого пропуска срока уже непосредственно в судебном заседании (или в предварительном судебном заседании). И если работодатель не сможет представить доказательства уважительной причины пропуска срока, этот факт может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).

Трудовой инспектор составляет протокол в случае выявления правонарушения. С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления (т.е. после составления инспектором акта проверки). Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или данных о работодателе, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение двух суток с момента его выявления (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не требуется обращения в суд. Трудовой инспектор, проводивший проверку, наделен правом самостоятельно рассматривать дела о таких правонарушениях (ст. 23.12 КоАП РФ) и привлекать работодателя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Суд выносит свое постановление только по делам, по которым предусмотрена ответственность в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Если трудовой инспектор в ходе проверки выявит правонарушение, за которое предусмотрена такая ответственность, он в первую очередь составляет протокол. После этого в течение трех суток трудовой инспектор передает документы в суд, а суд уже рассматривает дело и выносит постановление (ст. 28.8 КоАП РФ).

Акт проверки составляется независимо от факта выявленных у работодателя нарушений. Иначе говоря, если в результате проверки трудовой инспектор не обнаружит нарушения трудового законодательства, этот факт будет зафиксирован в акте проверки. Если же нарушения будут выявлены, помимо акта проверки работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений.Чаще всего работодатель не соглашается с трудовым инспектором только в случае обнаружения последним фактов, свидетельствующих о нарушении трудового законодательства в организации. Поэтому, как правило, отдельно акт проверки работодателем не обжалуется. Жалоба подается либо непосредственно на предписание об устранении выявленных нарушений, либо обжалуются сразу оба документа: акт и предписание.Если по результатам проверки выявлены нарушения трудового законодательства, проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) выдается предписание об их устранении. Оно выдается одновременно с актом о проведенной проверке, т.е. непосредственно после ее окончания (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения (пп. 1 п. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ).Если работодатель по каким-либо объективным причинам не может исполнить полученное предписание в указанный срок, ему необходимо обратиться непосредственно к вынесшему предписание трудовому инспектору с просьбой о его продлении. Поскольку в полномочия трудового инспектора входит выдача обязательных для исполнения предписаний с указанием срока их исполнения, продление срока также относится к его полномочиям.Если организация (предприниматель) не выполнит предписание, она будет привлечена к административной ответственности на основании п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Данная норма предусматривает:- для должностных лиц — штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;- для организаций — штраф от 10 000 до 20 000 руб.Если работодатель не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе обжаловать эти документы (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).Предписание можно обжаловать в административном порядке (в вышестоящий орган) или в суд.Пунктом 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ установлена возможность обжалования предписания без обращения в суд. Для этого необходимо представить в трудовую инспекцию в письменной форме возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. Срок для обжалования — 15 дней с даты получения предписания. Работодатель вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии. Указанные документы можно представить уже после подачи возражений.В соответствии со ст. 361 ТК РФ в случае административного обжалования решения государственных инспекторов труда жалоба подается:- соответствующему руководителю трудового инспектора по подчиненности;- главному государственному инспектору труда Российской Федерации.А решения главного государственного инспектора труда могут быть обжалованы в суд.Здесь нужно обратить внимание на следующий момент. При подаче жалобы руководителю трудового инспектора или главному государственному инспектору течение срока, указанного в предписании об устранении нарушения, не приостанавливается. Например, в ходе проверки трудовой инспектор выявил нарушения трудового законодательства и выдал работодателю предписание об устранении данного нарушения в течение 20 дней. Работодатель по истечении 10 дней с даты получения предписания обжаловал его руководителю трудового инспектора. Законом N 294-ФЗ не установлены сроки, в течение которых руководитель трудового инспектора или главный государственный инспектор должны представить свой ответ на жалобу. По истечении 20 дней, отведенных на устранение выявленных нарушений трудового законодательства, если они не будут устранены, работодатель будет привлечен к административной ответственности независимо от факта подачи им возражений на полученное предписание в вышестоящий орган.Если работодатель не согласен с полученным предписанием, оспаривать его мы рекомендуем в судебном порядке.Статьей 361 ТК РФ предусмотрено, что решения государственных инспекторов труда могут быть оспорены непосредственно в суде. Таким образом, работодатель, не согласившись с полученным предписанием об устранении выявленных нарушений, может обратиться в суд с иском о признании такого предписания (или его части) незаконным.При обращении в суд важно помнить об установленных процессуальных правилах и прежде всего о сроках. Но здесь-то и существует некоторая неопределенность.Предписание трудового инспектора оспаривается в суд по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ. Правила, предусмотренные КоАП РФ, в данном случае не применяются. Так, в силу ст. 254 ГПК РФ гражданин (в нашем случае — руководитель организации) или организация вправе оспорить в суде решение органа государственной власти (в нашем случае — предписание трудового инспектора), если считают, что нарушены их права и свободы. На основании п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться с заявлением в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания.В то же время в соответствии со ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Таким образом, трудовым законодательством установлена специальная норма для обжалования предписаний трудового инспектора.Вместе с тем данные правила установлены для предписаний, выданных трудовым инспектором в ответ на обращение профсоюзного органа или работника по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа (например, комиссии по трудовым спорам). Нас же интересует порядок обжалования постановления трудового инспектора, выданного им по результатам проверки работодателя.Однако Президиум Верховного Суда РФ в своем Обзоре законодательства и судебной практики за III квартал 2006 года от 29.11.2006 пришел к выводу: 10-дневный срок для обжалования предписаний, установленный ст. 357 ТК РФ, распространяется на все предписания государственной инспекции труда. Поэтому трехмесячный срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, в данном случае не применяется.Однако не все суды согласны с таким выводом. Например, Пензенский областной суд в кассационном Определении от 19.08.2008 N 33-1569 указал следующее. В порядке, предусмотренном ст. 357 ТК РФ, может быть обжаловано только предписание, выданное при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства, в случае обращения в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда). Предписание, которое выдается по результатам проверки, оспаривается в судебном порядке в соответствии с нормами гл. 25 ГПК РФ и ст. 361 ТК РФ.Итак, работодатель по результатам проверки получил предписание трудового инспектора об устранении выявленных нарушений. Он не согласен с ним и намерен его обжаловать в суд. Независимо от того, кто будет выступать в качестве заявителя — организация (ее руководитель) или же индивидуальный предприниматель, — обращаться с заявлением необходимо в суд общей юрисдикции. Арбитражному суду данные вопросы не подведомственны.В какой срок работодатель должен обратиться в суд: трехмесячный, установленный ГПК РФ, или 10-дневный, предусмотренный ТК РФ? По мнению автора, в данной ситуации надо руководствоваться следующим.Во-первых, позиция Верховного Суда РФ весьма важна для судов. Поэтому, скорее всего, они будут руководствоваться именно ею. Во-вторых, в предписании устанавливается конкретный срок для устранения выявленных нарушений. Как правило, он исчисляется днями, а не месяцами. Поэтому сам работодатель заинтересован в скорейшем обращении в суд. Несмотря на неоднозначность решения данного вопроса рекомендуем работодателям в случае несогласия с полученным предписанием подавать заявление в суд в 10-дневный срок со дня получения предписания. Данный срок исчисляется со дня получения работодателем (его представителем) предписания (его копии).Предписание (или его копия) передается трудовым инспектором представителю работодателя под роспись. Как правило, роспись в получении документа проставляется на самом предписании, а копия передается работодателю. Помимо росписи представитель работодателя проставляет дату получения предписания.Как исчислять срок, если эта дата не проставлена?В этом случае работодателю необходимо зарегистрировать полученное предписание в книге учета входящей корреспонденции и поставить дату получения документа. Именно она и будет началом исчисления процессуального 10-дневного срока (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.02.2010 N 1805). Аналогично следует поступить, если предписание отправляется трудовым инспектором работодателю по почте.Имейте в виду: обращение в суд не влечет за собой автоматического приостановления действия предписания. Для этого работодателю необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением. Представить заявление работодатель может как при обращении в суд, так и впоследствии — в период подготовки дела к судебному разбирательству или непосредственно в ходе рассмотрения дела.Приостановить действие постановления суд может и без заявления работодателя по собственной инициативе (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). Приостановление действия оспариваемого предписания — право суда, а не обязанность. Суд примет заявление работодателя, и если он пропустил срок на обжалование предписания. Однако в этом случае суд будет выяснять причины такого пропуска срока уже непосредственно в судебном заседании (или в предварительном судебном заседании). И если работодатель не сможет представить доказательства уважительной причины пропуска срока, этот факт может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).
Трудовой инспектор составляет протокол в случае выявления правонарушения. С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).В соответствии с п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления (т.е. после составления инспектором акта проверки). Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или данных о работодателе, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение двух суток с момента его выявления (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).Для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не требуется обращения в суд. Трудовой инспектор, проводивший проверку, наделен правом самостоятельно рассматривать дела о таких правонарушениях (ст. 23.12 КоАП РФ) и привлекать работодателя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.Суд выносит свое постановление только по делам, по которым предусмотрена ответственность в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Если трудовой инспектор в ходе проверки выявит правонарушение, за которое предусмотрена такая ответственность, он в первую очередь составляет протокол. После этого в течение трех суток трудовой инспектор передает документы в суд, а суд уже рассматривает дело и выносит постановление (ст. 28.8 КоАП РФ).

Карсетская Е.В. Правовой справочник кадровика. М.: Налоговый вестник, 2012. 288 с.

Ошибки стоят дорого, причем иногда в буквальном смысле. Кому этого не знать, как тем компаниям, которые не прошли проверку государственных органов. Проверка проходит, остается акт о многочисленных нарушениях, которые нужно устранить, что уже требует затрат, а еще выпишут штраф, который для юридических лиц может составлять значительную сумму. Что делать в такой ситуации? Естественно, обжаловать результаты проверки, хотя и здесь не обходится без ошибок, и в данной статье будут рассмотрены некоторые из них.

Проверка - явление обязательное и неизбежное, поэтому и список проверяемых, и сроки проверок не являются тайной и открыто размещаются на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет в срок до 31.12 текущего календарного года, тем не менее многие юридические лица к проверкам оказываются не готовы, вследствие чего судебная практика пополняется все новыми и новыми решениями по спорам между юридическими лицами и государственными органами.
Если коротко остановиться на самих проверках, то они могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Предметом плановых проверок является соблюдение хозяйствующими субъектами требований законодательства, и проводятся они не чаще одного раза в три года (ст. 9 ФЗ N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Несколько другая ситуация с внеплановыми проверками: основания их проведения приведены в ст. 10 Закона и перечень их довольно обширный. К ним, например, относится истечение срока исполнения ранее выданного предписания, заявления и обращения работников, мотивированное представление должностного лица и др.
Вне зависимости от вида проверки по ее результату составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (ст. 16).
Что касается проверяющих органов, то их количество и наименования могут варьироваться в зависимости от сферы деятельности юридического лица, хотя есть государственные органы, которые осуществляют проверку всех юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и сфер деятельности, это, разумеется, налоговая и трудовая инспекции.
В данной статье мы рассмотрим то, что происходит после окончания проверки, т.е. обжалование результатов, и постараемся показать, какие ошибки при этом допускаются.
Рассмотрим на примере ГИТ, т.к. с деятельностью данной организации, особенно с внеплановыми проверками, сталкивался, наверное, каждый работодатель.

К кому обратиться?

Итак. Прошла проверка. Как следствие, остался неудовлетворительный результат в виде предписания об устранении нарушений и акт с указанием этих нарушений. Здесь возникает проблема выбора: ничего не обжаловать и устранить нарушения, обжаловать в суде или обжаловать в административном порядке, т.е. в вышестоящую инстанцию проверяющего органа. Выбор, конечно, остается за самим проверяемым, но есть моменты, которые необходимо учитывать.
Решение Петропавловско-Камчатского городского суда Камчатского края по делу N 2-3057/12 от 20.03.2012.
ОАО "XXX" обратилось в суд с жалобой об оспаривании решения ГИТ, ссылаясь на те обстоятельства, что ГИТ ОАО "XXX" выдано три предписания о выплате сверхурочных работникам. Полагает, что данные предписания выданы незаконно, так как работники не привлекались к сверхурочным работам. Предписания были обжалованы, но решением руководителя ГИТ жалоба не удовлетворена. Просили отменить решение руководителя ГИТ об оставлении предписаний без отмены - предписаний, выданных ГИТ.
Представитель заявителя требования своего доверителя поддержал по основаниям, изложенным в жалобе.
Представители заинтересованного лица заявили о пропуске заявителем срока для обращения в суд с указанной жалобой.
После заявления представителей заинтересованного лица о пропуске заявителем срока давности представитель заявителя заявил о том, что предписания ими обжаловались в десятидневный срок, но рассматриваемую жалобу заявитель подал как на действия руководителя ГИТ.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, оценив в совокупности все доказательства по вопросу исследования пропуска истцом срока для обращения в суд, суд приходит к следующему.
Ст. 361 ТК РФ предусмотрено судебное обжалование решений ГИТ. Подобные жалобы рассматриваются в порядке, установленном для разрешения дел, возникающих из публично-правовых отношений.
Поскольку положения ст. 357 ТК РФ устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписаний ГИТ, постольку трехмесячный срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, при рассмотрении дел указанной категории применению не подлежит.
В судебном заседании установлено, что 28.11.2011 ГИТ ОАО "XXX" выдано три предписания о выплате сверхурочных работникам, которые получены заявителем 01.12.2011.
Не согласившись с вышеуказанными предписаниями, ОАО "XXX" обжаловало их в ГИТ.
21.12.2011 руководителем ГИТ принято решение, которым в удовлетворении жалобы ОАО "XXX" об отмене предписаний отказано.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что последним днем обращения в суд с заявлением об отмене предписаний является 11.12.2011.
С жалобой об отмене предписаний и решения об отказе в их отмене заявитель обратился в суд 06.03.2012, т.е. спустя более двух месяцев.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Обращение ОАО "XXX" за разрешением вопроса об отмене предписаний во внесудебном порядке в ГИТ в период течения срока обращения в суд за разрешением данного спора свидетельствует об избрании им в соответствии со ст. 12 ГК РФ иного несудебного способа защиты своих прав.
Данное обстоятельство не указывает на уважительность причин пропуска срока на обращение в суд, поскольку законодатель течение указанного срока связывает с датой получения предписаний.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что установленный законом десятидневный срок заявителем пропущен и оснований для его восстановления не имеется. Доказательств обратного и уважительности причин пропуска заявителем в силу требований ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Ссылка представителя заявителя на ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не основательна, поскольку ст. 21 Закона установлено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
При этом, как установлено выше, для дел данной категории установлен специальный десятидневный срок обжалования.
В силу ч. 6 ст. 152 ГПК РФ при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что в связи с пропуском заявителем срока обращения в суд для оспаривания работодателем предписаний ГИТ, отсутствием уважительных причин его пропуска в удовлетворении требований заявителя следует отказать без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Действия заявителя, конечно, нельзя назвать ошибкой, он просто воспользовался своим правом, и, возможно, это был правильный выбор. Единственное, что не было учтено в данном случае, - это сроки. И вот здесь мы уже видим самую элементарную ошибку, которая стоила многих проигранных дел, - это пренебрежение нормами материального или процессуального права. Возможно, это звучит несколько грубо, но в контексте судебных решений выглядит именно так. А всего-то и нужно - внимательно читать законодательство.

Не то оспаривали

Как известно, по результату проведенной проверки выдается акт. С одной стороны, все достаточно просто - нужно его оспорить, признать незаконным и отменить, но это не совсем так.
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда по делу N 2-3957/2010 от 03.11.2010.
ООО "XXX" обратилось в суд с заявлением об оспаривании акта проверки соблюдения трудового законодательства, предписания за невыполнение предписания инспектора труда. В обоснование требований заявитель указал, что в адрес заявителя поступил акт проверки соблюдения трудового законодательства, из содержания которого следует, что он был составлен по результатам внеплановой документарной проверки, проводившейся в отношении ООО "XXX". К акту прилагается предписание, обязывающее ООО "XXX" выплатить YYY (которая с <...> в ООО "XXX" не работает) материальную помощь к ежегодному основному отпуску с денежной компенсацией, предусмотренной ст. 236 ТК РФ. Одновременно в предписании содержится требование о необходимости решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за допущенные нарушения, указанные в предписании. Указанные акт проверки, предписание и извещение являются незаконными и необоснованными, в связи с чем должны быть признаны недействительными и отменены, поскольку руководитель ООО "ХХХ", иные должностные лица или уполномоченные представители юридического лица о составлении акта проверки не уведомлялись. Акт проверки руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении не вручался. В связи с тем что руководитель ООО "ХХХ" и иные уполномоченные лица не располагали сведениями о составлении акта проверки, ООО "ХХХ" было необоснованно лишено возможности представить для рассмотрения должностного лица, проводящего проверку, дополнительные документы и пояснения, которые должны были быть рассмотрены должностным лицом.
В своем решении суд указал следующее.
В соответствии с действующим законодательством предусматривается возможность оспаривания в судебном порядке предписания, но не акта проверки и извещения за невыполнение предписания, поскольку акт проверки отражает результат надзорно-контрольного мероприятия, извещение носит информационный характер, то есть указанные документы не являются нормативными правовыми документами и сами по себе не влекут негативных последствий для заявителя. Таким образом, оспариваемые акт, предписание, извещение государственного инспектора труда составлены в соответствии с законом в пределах полномочий вынесшего его должностного лица и не нарушают прав заявителя.
В удовлетворении заявления отказано
Здесь следует пояснить, что в суде обжалуются только решения (которые выносятся в виде предписания) государственных инспекторов труда, что предусмотрено ст. 361 ТК РФ. В приведенном примере можно увидеть достаточно распространенную ошибку, когда в суде обжалуется акт, т.е. документ, в котором только фиксируются нарушения, а не предписание. Об этом нужно помнить, обращаясь в суд, иначе решение будет не в пользу заявителя. Здесь мы возвращаемся к предыдущему примеру - все аналогично.

Не уведомили

Как уже было сказано выше, проверка проводится в соответствии с установленными правилами, несоблюдение которых может стать основанием для оспаривания и отмены результатов проверки, но можно ли убедить в этом суд?
Определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда по делу N 33-11864/2010 от 25.11.2010.
ООО "ХХХ" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным Акта проверки соблюдения трудового законодательства, указав, что на основании распоряжения "..." государственным инспектором труда YYY была проведена плановая проверка соблюдения ООО "XXX" требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. По результатам проверки был составлен Акт, где отражены выявленные нарушения трудового законодательства, за которые в адрес Общества вынесено предписание, а также составлены протоколы об административном правонарушении и о временном запрете деятельности. ООО "XXX" не согласно с вынесенными протоколами, предписанием и актом, поскольку в нарушение п. 3 ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контракта" Общество не было включено в план проведения проверок соблюдения в хозяйствующих субъектах трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на 2010 г., опубликованный на официальном сайте Госинспекции труда. Кроме того, считают, что при проведении проверки нарушены требования п. 12 ст. 9 ФЗ N 294-ФЗ, а именно: о проведении плановой проверки ООО "ХХХ" было уведомлено лишь <...>, т.е. непосредственно в момент проведения проверки, в то время как указанная норма Закона предусматривает уведомление организации о плановой проверке не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Указанные нарушения требований Закона является грубыми, а следовательно, в соответствии с ч. 1 ст. 20 ФЗ N 294-ФЗ результаты проверки подлежат отмене.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, считает его правильным. Судом установлено, что <дата> в ООО "XXX" Госинспекцией труда проведена плановая выездная проверка, что подтверждается Распоряжением на проведение проверки. В ходе проверки выявлено 28 нарушений. По результатам проведенной проверки государственным инспектором труда был составлен Акт и в отношении ООО "XXX" был составлен протокол об административном правонарушении. В обоснование заявленных требований о признании Акта проверки незаконным ООО "XXX" ссылалось на то, что организация не была включена в План проверок Госинспекцией труда на 2010 г., о начале производства проверки они не были уведомлены за три рабочих дня, чем нарушены требования п. 3 ст. 9 и п. 12 ст. 9 ФЗ N 294-ФЗ. В соответствии с п. 3 ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями. Согласно п. 12 ст. 9 указанного ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Как установлено судом, генеральный директор ООО "XXX" о времени и месте проведения плановой проверки и необходимости представления необходимых документов был уведомлен посредством телефонограммы, что подтверждается записями в Журнале учета телефонограмм, представленном ГИТ, и не оспаривалось представителем заявителя. Принимая во внимание, что п. 12 ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусматривает возможность уведомления юридического лица органом государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки не только заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, но и иным доступным способом, суд пришел к правильному выводу о том, что порядок извещения о проведении проверки нарушен не был.
Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения
Безусловно, несоблюдение процедуры уведомления является серьезным нарушением, результатом которого может стать отмена предписания, но в данном случае нельзя не признать, что заявитель еще на момент подачи первого заявления допустил ошибку, которая привела к отклонению его доводов уже в кассационной инстанции. Новая редакция указанной выше статьи содержит более широкий перечень возможных способов уведомления, но смысл остается прежним: важен только факт направления уведомления, поскольку в статье не содержится оснований полагать, что проверяемое лицо считается надлежащим образом уведомленным только в случае получения уведомления. В данной ситуации следует помнить, что ни один проверяющий орган не интересует, получил ли проверяемый уведомление или нет, их дело его отправить. Не нужно пренебрегать уведомлениями независимо от того, получены они в конверте или по электронной почте. Заявление "мы не видели, значит ничего не присылали" не поможет.

Ошибка инспектора

Получая предписание, компания старается предпринять меры для его отмены, и, как показывает судебная практика, основной упор делается на нарушение процедуры уведомления или иные формальные основания, но есть и другой путь, а именно - убедить суд, что нарушения не было.
Решение Мещанского районного суда г. Москвы по делу N 2-1122/11 от 14.06.2011.
ЗАО "XXX" обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписания ГИТ г. Москвы.
Судом установлено, что ГИТ была осуществлена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в ЗАО "XXX". По окончании проверки ГИТ было выдано предписание, согласно которому ЗАО "XXX" обязано устранить нарушение трудового законодательства, а именно абз. 4.2 трудового договора с YYY и п. 5.16.4 Положения об оплате.
Так, в частности, из указанного предписания следует, что нарушение п. 4.2 трудового договора и п. 5.16.4 Положения выразилось в том, что работнику ЗАО "XXX" не была выплачена премия по итогам работы.
Оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя.
Трудовое законодательство предусматривает премирование как поощрение, предусматриваемое системой оплаты труда. Премиальная система оплаты труда предусматривает выплату премий определенному кругу лиц на основании заранее установленных конкретных показателей и условий премирования, предусмотренных локальными актами.
Ст. 57 ТК РФ установлена обязательность включения в трудовой договор с работником условий оплаты труда, соответственно, оснований полагать, что п. 4.2 трудового договора содержит нарушения, требующие устранения, нет.
Заявление удовлетворено

В организации прошла проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой работодатель получил от инспектора предписание об устранении нарушений. Такое предписание государственной инспекции труда (ГИТ) работодатель может обжаловать не только в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган), но и в суде. Однако, несмотря на строгую регламентацию порядка обжалования решений государственных органов, до недавнего времени у судов не было единого подхода к вопросу о том, как именно следует обжаловать предписания ГИТ. Давайте разбираться.

Как было?

Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Эти положения утратили силу 15.09.2015, когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ). Подразумевалось, что с этого момента предписания трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового кодекса.

Однако на практике суды не имели единой точки зрения: одни считали, что работодатель должен подать жалобу на предписание трудовой инспекции по правилам КАС РФ, другие - по нормам ГПК РФ. В течение 2015-2016 годов не мог определиться со своей позицией по этому вопросу даже Верховный Суд РФ.

Так, в письме от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 Верховный Суд РФ указал, что предписания ГИТ затрагивают права работников, поэтому при рассмотрении дел об оспаривании предписаний судам следует руководствоваться нормами гражданского судопроизводства.

Однако позднее Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36 разъяснил, что по правилам КАС РФ рассматриваются дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому. Исключение составляют дела, когда решение государственного органа затрагивает права граждан. Предписание ГИТ - властно-распорядительный документ. Но работники не имеют права обжаловать эти предписания. Поэтому такие споры в исключения, названные Пленумом ВС РФ, не попадают и должны рассматриваться по правилам КАС РФ.

Таким образом, Верховный Суд РФ высказал две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило неопределенность как для самих судов, так и для работодателей.

Изменение тенденции судебной практики

В конце декабря прошлого года Верховный Суд РФ изменил вектор сложившейся на тот момент неоднозначной судебной практики (определение от 19.12.2016 № 75-КГ16-14). В частности, он указал, что:

  1. функционал ГИТ заключается в выявлении трудовых правонарушений, при этом полномочий по разрешению трудовых споров у инспекции нет;
  2. предписание ГИТ является документом властно-распорядительного характера, поэтому обжалование должно производиться по правилам КАС РФ независимо от того, затрагивает предписание права работников или нет.

В кассационном определении от 01.06.2017 № 74-КГ17-6 Верховный Суд РФ подтвердил эту позицию и обосновал свой вывод тем, что предписание ГИТ:

  • вынесено уполномоченным органом;
  • является документом властно-распорядительного характера;
  • содержит обязательные указания, что может нарушать права работодателя и повлечь для него неблагоприятные последствия.

Таким образом, в настоящее время окончательно подтверждено, что законность предписания ГИТ должна проверяться в административном порядке .

На наш взгляд, новый подход Верховного Суда РФ наиболее разумный и соответствует сегодняшним правовым реалиям. Кроме того, обжалование предписания в порядке административного судопроизводства облегчает работодателю бремя доказывания, так как не он обязан подтверждать незаконность оспариваемого предписания, а ГИТ придется доказывать, что предписание вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства.

Сроки для обжалования

При обжаловании предписания ГИТ необходимо руководствоваться гл. 12 и 22 КАС РФ.

Административное исковое заявление о признании предписания незаконным предъявляется в суд общей юрисдикции по месту нахождения ГИТ.

Отметим, что однозначно определить срок обжалования затруднительно, поскольку при внесении в КАС РФ ранее исключенного из ГПК РФ положения о сроке обжалования предписаний (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ) законодатель не разрешил проблему, связанную с определением срока их обжалования.

В ч. 1 ст. 219 КАС РФ сохранен прежний срок обжалования предписаний в суде. Так, по общему правилу он составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

В то же время, согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам.

Таким образом, судами выработано две противоположные позиции. Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника. По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению.

Ввиду отсутствия единой судебной позиции, а также в целях минимизации рисков, связанных с пропуском срока на обжалование, с административным исковым заявлением об оспаривании предписания рекомендуем обращаться в суд в 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

Практика применения правил

Рассмотрим приведенные правила на конкретном примере. Предположим, что по результатам проверки работодателя ГИТ в г. Москве вынесла предписание от 01.09.2017 № 11-274/2017. Это предписание 4 сентября 2017 г. вручено под расписку представителю работодателя.

При определении территориальной подсудности и срока на обращение в суд обратите внимание на дату получения предписания и место нахождения ГИТ, проводившей проверку. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

ГИТ в г. Москве располагается по адресу: ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3 (https://git77.rostrud.ru/) . Этот адрес относится к территориальной подсудности Нагатинского . Таким образом, в описанной ситуации для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в Нагатинский районный суд г. Москвы не позднее 14 сентября 2017 г. включительно.

Требования к форме административного искового заявления установлены ст. 125, 220 КАС РФ. В заявлении в том числе должны быть указаны.

Все могут ошибаться, в том числе инспекторы по труду. В частности, проверяя организацию, они могут неправильно применить нормы законодательства или нарушить процедуру привлечения к ответственности. Возможно, работодатель просто не согласится с мнением инспектора и воспользуется своим правом на обжалование его решения. О том, как правильно это сделать, в какой орган обратиться и в какие сроки, вы узнаете из статьи.

Полномочия инспектора по труду

В силу ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее — Положение).

По результатам проверки государственной инспекцией труда (ГИТ) юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, определенных ТК РФ и прочими федеральными законами.

Осуществляющие проверки инспекторы по труду имеют довольно много прав, установленных п. 13 Положения: право беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей в целях их проверки, запрашивать у них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, и т.д. В случае обнаружения при проверке нарушений законодательства о труде и об охране труда инспектор может привлечь организацию или должностное лицо к ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Для этого по окончании проверки он должен зафиксировать факт нарушений документально. Такими документами являются:

— акт проверки — в нем указываются сведения о результатах проверки. Акт составляется непосредственно после проверки, в двух экземплярах, один из которых передается работодателю. При этом не имеет значения, был ли обнаружен факт нарушения трудового законодательства и охраны труда. Если нарушения были обнаружены, в акте фиксируются характер нарушений и лица, их допустившие. Требования к акту установлены п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон N 294-ФЗ);

— предписание об устранении нарушений — выдается одновременно с актом проверки, непосредственно после окончания проверки (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения;

— протокол об административном правонарушении — составляется в случае обнаружения правонарушений. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления. Протокол подписывается инспектором по труду, его составившим, и законным представителем работодателя. В случае отказа представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (п. 4.1, 5 ст. 28.2 КоАП РФ). С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ);

— постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Оно составляется в течение 15 дней с даты составления протокола после рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия вручается работодателю (представителю работодателя) под расписку либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Напомним, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности:

— административный штраф;

— дисквалификация руководителя;

— административное приостановление деятельности работодателя.

При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда. То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола.

Право на обжалование

В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений вправе обжаловать эти документы в трудовую инспекцию, приложив документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Обратите внимание! Предписание об устранении выявленных нарушений обязательно для исполнения. Если организация его не выполнит, она будет привлечена к административной ответственности по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 361 ТК РФ, работодатель может обжаловать любой документ — акт, предписание, протокол, постановление о привлечении к административной ответственности. При этом обычно акт обжалуют вместе с предписанием, а протокол с постановлением.

Кроме того, работодатель может обжаловать действия инспектора его руководителю или главному государственному инспектору. В силу ст. 364 ТК РФ за противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Подведомственность и сроки обжалования

Если работодатель решил обжаловать предписание в государственную инспекцию труда, сделать это он должен в течение 15 дней с момента получения акта и предписания (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Обратите внимание: если в период рассмотрения жалобы наступит срок устранения нарушений, указанный в предписании, а они не будут устранены, работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Некоторые работодатели одновременно обращаются и в трудовую инспекцию, и в суд. Делать это не стоит, поскольку тогда жалобу будет рассматривать только суд (п. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГК РФ. Однако здесь возникают некоторые противоречия по поводу сроков. Так, в силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания. Но есть ст. 357 ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.

Судебная практика по вопросу, какие же сроки применять — 10 дней или три месяца, противоречива, поэтому работодателю в любом случае рекомендуется не затягивать с подачей жалобы и уложиться в 10 дней с даты получения предписания.

При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность.

К сведению. Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности происходит соответственно в административном порядке. Жалоба на постановление в силу п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если жалоба подается в трудовую инспекцию, срок ее рассмотрения составляет 10 дней, если в суд — два месяца (п. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Отметим, что жалоба подается в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, как это установлено ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку в силу ст. 207 АПК РФ арбитры рассматривают дела о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Трудовые же отношения подведомственны судам общей юрисдикции.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

В заключение обратим внимание на процессуальные моменты, при которых организация не может быть привлечена к административной ответственности. Это прежде всего нарушение сроков привлечения к ней.

Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения. А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения.

К сведению. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Помимо нарушения сроков инспектор по труду может также нарушить процессуальные нормы при составлении протокола об административном нарушении. Поскольку КоАП РФ установлена специальная процедура составления и заполнения протокола, ее нарушение тоже может стать причиной освобождения от административной ответственности. Но такие нарушения должны быть существенными. Требования к составлению протокола установлены ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.