Типичные ситуации и программа действий следователя на первоначальном этапе расследования дтп. Иные экспертизы по делам о дтп Следствие экспертиза суд в исследовании дтп

Экспертиза ДТП - это научно-техническое исследование обстоятельств происшествия, которое выполняется специалистами, владеющими знаниями в области ДТП. Признав необходимым производство экспертизы, следователь выносит об этом постановление (ст.195 УПК РФ). Целью экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия (механизма) и установление объективных причин ДТП.

По делам по искам о возмещении вреда, причиненного ДТП, как показывает судебная практика, возникает необходимость разъяснения возникающих в ходе рассмотрения дел данной категории вопросов, требующих специальных познаний.

Судья вправе с учетом мнения участвующих в деле лиц назначить при подготовке дела к судебному разбирательству экспертизу (автотехническую, автотовароведческую, транспортно-трассологическую, медицинскую и другие) во всех случаях, когда необходимость экспертного заключения явствует из обстоятельств дела и представленных доказательств (п. 8 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ). При назначении экспертизы должны учитываться требования ст. 79 - 84 ГПК РФ, причем лицам, участвующим в деле, следует разъяснять их право поставить перед экспертом вопросы, по которым должно быть дано заключение.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 79 ГПК РФ на разрешение экспертизы могут быть поставлены только те вопросы, которые требуют специальных познаний в области науки, искусства, техники или ремесла. Недопустима постановка на разрешение экспертизы вопросов права, разрешение которых относится к компетенции суда (например, о допущенных водителями нарушениях Правил дорожного движения, степени вины водителей, непосредственной причине происшествия).

В определениях суда о назначении автотехнической экспертизы должны быть изложены сведения, устанавливаемые судом в ходе судебного разбирательства, о взаиморасположении транспортных средств на дороге и относительно места столкновения на момент возникновения опасности движения, о режиме движения их перед столкновением, о положении транспортного средства в момент включения конкретного сигнала светофора и т.п. Если материалы осмотра места ДТП у суда не вызывают сомнения в достоверности, то необходимо ссылаться на эти материалы как на источник исходных данных.

Также следует учитывать, что для проведения транспортно-трассологической экспертизы, как правило, необходимо предоставление аварийных транспортных средств при условии сохранности всех повреждений.

Экспертизы ДТП можно разделить по нескольким признакам:

1. В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.

2. По составу участников экспертизы делят на: единоличные, комиссионные и комплексные.

Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании отдельных его обстоятельств.

Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных происшествий с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толковании. В состав комиссии входят несколько экспертов одной специальности. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами. При возникновении разногласий каждый член комиссии может представить письменно свое особое мнение, обосновав его.

Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода, и требуются лица разных специальностей. При комплексной экспертизе в состав комиссии кроме эксперта-автотехника, могут быть включены медики, криминалисты и т.д. Комиссия исследует одни и те же объекты и решают вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знания.

3. По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторные экспертизы.

Проводя первичную экспертизу, эксперт-автотехник отвечает на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении следователя или определении суда.

Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы.

Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы, объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований УПК. Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В состав новой комиссии не могут быть включены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизах.

Судебная экспертиза ДТП - это процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.

Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные знания. Это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений. В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов, вузов, техникумов. В основном при экспертизе ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.

Поскольку все ДТП связаны с уголовной ответственностью виновных и их последующим наказанием, то материалы на такие ДТП передаются органам дознания и следствия, назначающим судебную экспертизу. Параллельно может проводиться служебное расследование, задачи которого обычно несколько шире. В сложившейся практике к крупным относят происшествия, результатом которых были смертельный исход, тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения или значительный материальный ущерб. При отсутствии телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем определенной суммы, проводят только служебное расследование. Материальный ущерб возмещается в административном порядке.

Судебно-медицинский эксперт устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП - водителей, пешеходов, пассажиров, а также наличие и степень алкогольного опьянения; определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием; выясняет состояние здоровья потерпевших.

Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трасологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях и транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.

Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех фазах, определение объективных причин ДТП и поведения его отдельных участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности?

Эксперт-автотехник для достижения этой цели должен решить несколько частных задач, возникших в ходе экспертизы. В зависимости от обстоятельств ДТП эти задачи могут встретиться в различных комбинациях. В общем виде они формулируются следующим образом:

· выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП. К таким факторам относятся: техническое состояние транспортных средств и дороги; параметры движения транспортных средств и пешеходов; организация движения и сопутствующие технические средства;

· отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование;

· установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;

· определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствие их действий требованиям Правил дорожного движения и других нормативных актов.

Эксперт-автотехник устанавливает определенные доказательства путей исследования других установленных ранее доказательств. Они предоставляются судебному эксперту следователем или судом и являются основным исходным материалом, базируясь на котором, эксперт формулирует свое заключение. Кроме того, часть исходных данных эксперт определяет самостоятельно на основании материалов дела, представленных на экспертизу.

Для производства судебной автотехнической экспертизы в распоряжении эксперта должны быть предоставлены материалы, достаточные для полного и объективного исследования.

К этим материалам относятся:

· постановление следователя о назначении экспертизы;

· протокол осмотра ДТП;

· схема ДТП;

· протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

· справка по ДТП.

Этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента и другими материалами, а также протоколом допросов свидетелей.

Служебному эксперту, как правило, таких документов не предоставляют. Необходимые данные он получает самостоятельно в результате выезда на месте ДТП, осмотра транспортных средств, бесед с потерпевшими и свидетелями. Он может снять копии с оформленных сотрудниками ГАИ документов. Назначение экспертизы следователем и судом должно быть оформлено процессуально. Если документ о назначении отсутствует, экспертиза утрачивает свое юридическое значение.

Постановление о назначении экспертизы состоит из трех частей:

· вводной;

· описательной;

· резолютивной (заключительной).

В вводной части указывают вид экспертизы, дату и место составления постановления, наименование органа или фамилию должностного лица, назначившего экспертизу, номер дела, фамилию и инициалы подозреваемого.

В описательной части излагают фабулу ДТП и характеризуют обстоятельства, связанные с объектами экспертизы. Особое значение для автотехнической экспертизы имеют технические данные, необходимые для восстановления механизма ДТП. К ним относятся:

· координаты места и время ДТП;

· характеристика проезжей части и ее состояния;

· тип и техническое состояние транспортного средства;

· скорость движения транспортных средств и пешеходов;

· длина и характер следов торможения или качения колес;

· расположение транспортных средств и других объектов и предметов на проезжей части;

· характеристика видимости и обзорности с места водителя в момент ДТП.

В постановлении должно быть указано, применял ли водитель экстренное торможение, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству, неподвижному препятствию. В конце описательной части постановления перечисляют статьи УПК, которыми руководствовался следователь, назначая экспертизу.

В резолютивной части постановления указывают вид назначаемой экспертизы, учреждение или лицо, которому она поручена, перечисляют вопросы, поставленные на разрешение эксперта, описывают направляемые на исследование объекты и материалы.

Протокол осмотра места ДТП содержит описание и характер всех элементов места происшествия, которые были обнаружены в процессе осмотра. По существующему положению в состав оперативной группы, выезжающей на место ДТП, должны входить сотрудники ГАИ, следователь органов внутренних дел, эксперт оперативно-технического аппарата, судебно-медицинский эксперт или врач, сотрудник уголовного розыска.

Однако обычно нет необходимости в обязательном присутствии всех перечисленных специалистов. Поэтому первичное расследование ДТП и оформление документации обычно возлагают на дежурного по подразделению ГАИ или инспектора дорожно-патрульной службы.

Протокол осмотра места ДТП содержит: дату осмотра, должности и фамилии лиц, участвующих в осмотре, фамилии, имена и отчества водителей и понятых, характеристики всего, что было обнаружено в процессе осмотра, предметы, изъятые с места ДТП, заявления по существу осмотра, время осмотра. Протокол подписывают все лица, производившие осмотр и участвовавшие в осмотре.

Схема ДТП представляет собой план местности с графическим изображением обстановки происшествия и является приложением к осмотру места ДТП. Схема фиксирует не только координаты транспортных средств и пешеходов после происшествия, но и их примерное расположение перед происшествием, а также направление (траекторию) движения. Для наглядного и точного представления о размерах предметов и расстоянии между ними схема должна быть выполнена в масштабе. Иногда графическое изображение сопровождается пояснительной таблицей с указанием климатических условий, состояния освещения и видимости. Особое внимание обращают на положение предметов, ограничивающих обзорность дороги с места водителя. Эксперт может точно восстановить расположение транспортного средства на проезжей части только в том случае, если его изображение на схеме правильно привязано к постоянным неподвижным ориентирам: километражному указателю, зданию и т.п.

Схема и протокол осмотра места ДТП должны содержать четкие характеристики следов колес на покрытии.

Протокол осмотра и проверки технического состояния транспортных средств фиксирует технические неисправности и повреждения, выявленные при осмотре этих средств. Неисправности могут быть причиной ДТП, а повреждения - его следствием. В протоколе указывают вид повреждений, их месторасположение и размеры. Особое внимание уделяют техническому состоянию агрегатов и систем автомобиля, влияющих на безопасность: тормозной системе, рулевому управлению, шинам, подвеске, системам освещения и сигнализации.

Справка по ДТП содержит сведения о времени, месте происшествия, краткое его описание с указанием места жительства пострадавших и адреса лечебного учреждения, в которое они направлены, информацию об автомобилях, участвовавших в ДТП, и их водителях.

Справка содержит сведения, относящиеся не только к моменту осмотра места происшествия, но и к моменту события, т.е. самого ДТП. Ее заполняет должностное лицо, осматривающее место ДТП.

Производство экспертного исследования ДТП осуществляется на основе определенных методов и приемов исследования деятельности эксперта. Экспертные исследования представляют собой сочетание логического анализа и инженерных расчетов. В зависимости от вида ДТП, его сложности и вопросов, поставленных на разрешение, исследования могут иметь различный характер. В большинстве случаев процесс производства судебной автотехнической экспертизы можно разделить на следующие этапы:

· ознакомление с постановлением, изучение материалов дела, уяснение предстоящей задачи;

· экспертиза и оценка исходных данных;

· построение информационной модели исследуемого ДТП;

· проведение расчетов, составление графиков и схем;

· оценка проведенных исследовании, уточнение первоначальной модели ДТП;

· формулирование выводов;

· составление и оформление заключения эксперта.

Получив постановление о назначении экспертизы, эксперт знакомится с его содержанием, изучая фабулу ДТП в том виде, в каком она установлена следствием (судом), и вопросы, на которые предстоит ответить. Затем эксперт анализирует материалы уголовного дела и систематизирует их в последовательности, удобной для предстоящего исследования. Особое внимание при изучении материалов дела обращается на их полноту и взаимную согласованность. Если изучив представленные материалы, эксперт придет к выводу, что их недостаточно для производства экспертизы или что в них имеются не устраненные противоречия, он должен известить об этом орган, вынесший постановление, и запросить новые материалы.

Исследованию подлежат все возможные версии. Исследуя ДТП, эксперт-автотехник прибегает к расчетам для определения параметров движения пешеходов и транспортных средств. Необходимые исходные данные он частично берет из постановления следователя и других материалов, предоставленных в его распоряжение. Эти данные эксперт не вправе изменять, даже если их достоверность вызывает у него сомнения. При наличии противоречий или сомнений в исходных материалах эксперт обязан указать на них в своем заключении. Как правило, предоставляемых исходных данных недостаточно для детального расчета и значительную часть параметров эксперт выбирает из справочников, нормативных актов, отчетов, инструкций предприятия-изготовителя, научно-исследовательских работ и других источников. К числу выбираемых данных относятся:

· габаритные размеры автомобиля, колея, база, масса, координаты центра тяжести, радиусы поворота;

· показатели тяговой динамичности автомобиля (максимальные скорость и ускорение, время и путь разгона);

· коэффициенты продольного и поперечного сцепления шин с дорогой;

· коэффициент сопротивления качению;

· время реакции водителя;

· время срабатывания тормозного привода;

· время увеличения замедления при торможении;

· КПД трансмиссии;

· фактор или коэффициент обтекаемости.

В отличие от данных, установленных следствием и относящихся только к данному ДТП, выбираемые показатели характеризуют некоторое множество аналогичных явлении. Их значения являются осредненными и относятся к данному ДТП лишь косвенно как наиболее вероятные. Чем подробнее в исходных данных охарактеризованы обстоятельства, от которых зависит возможность правильного выбора данных, тем точнее расчеты и достовернее выводы эксперта. При построении первоначальной модели ДТП эксперт выявляет время и место происшествия, дорожную обстановку в зоне ДТП, направления движения транспортных средств и пешеходов и их примерное расположение на проезжей части в различные фазы происшествия. Намеченная модель уточняется путем расчетов, которые позволяют установить состоятельность исходных данных и ответить на поставленные вопросы.

При расчетах могут использоваться аналитические, графоаналитические и графические методы. Сопоставление результатов расчета с другими обстоятельствами дела подтверждает достоверность исходных данных (или доказывает их несостоятельность) и позволяет установить новые доказательства. Оценивая выводы, полученные на основании расчетов, эксперту иногда приходится изменять первоначальную модель ДТП, а иногда полностью от нее отказываться и разрабатывать новую модель, согласующуюся с результатами проведенных исследовании.

В ходе исследования ДТП эксперты используют уравнение движения (математические модели) транспортных средств. Практическая непригодность таких уравнении для экспертных целей очевидна.

Во-первых, исходные данные, которыми оперируют эксперты, имеют, как правило, весьма невысокую точность и введение их в самые сложные формулы не может привести к точным результатам. Во-вторых, в настоящее время не существует надежных способов решения столь громоздких систем, и применение различных алгоритмов может дать различные результаты.

Поэтому при экспертном исследовании ДТП целесообразно применять модели достаточно простые и удобные для практического использования и вместе с тем обеспечивающие нужную точность (во всяком случае не меньшую, чем точность исходных данных). Последнее обычно достигается путем введения в расчеты эмпирических поправочных коэффициентов и формул.

Разрабатывая информационную модель ДТП, эксперты-автотехники в качестве основы чаще всего используют фабулу происшествия, содержащуюся в описательной части постановления о назначении экспертизы. Однако в ходе исследования эксперт может прийти к выводу о том, что действительный механизм ДТП отличается от описанного в постановлении. Причиной расхождения могут быть неточность свидетельских показаний, ошибка, допущенная при осмотре места ДТП и при освидетельствовании транспортного средства, и т.д. Возможны случаи, когда следствие, несмотря на самое тщательное изучение всех доказательств, не в состоянии описать последовательность событий при ДТП и установить его механизм или считает равновероятными несколько различных версий.

Наконец, приходится учитывать возможность непроизвольных ошибок следователя, его недостаточную компетентность в специальных вопросах теории и экспертизы автомобиля, а также умышленное искажение материалов дела и разборку версии, отличающуюся от истины.

Если эксперт-автотехник приходит к выводу о том, что действительный механизм ДТП отличается от описанного следствием, то он излагает свою версию и дает объяснение возникшим расхождениям.

Письменное заключение судебного эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и вывода. В вводной части указывают наименование экспертизы, ее номер, наименование органа, назначившего экспертизу. Сообщают сведения об эксперте, даты поступления материалов на экспертизу и подписания заключения, перечисляют обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения. Приводят исходные данные, перечисляют используемые справочно-нормативные документы. В конце вводной части приводят вопросы, поставленные на разрешение. Кроме того, сообщают указанные в постановлении мотивы назначения дополнительной или повторной экспертизы.

Исследовательская часть заключения эксперта содержит описание процесса исследования и его результаты, а также научное объяснение установленных фактов. Каждому вопросу, разрешенному экспертом, соответствует определенный раздел исследовательской части. Приводят результаты следственных действий, имеющих значение для выводов эксперта. Заканчивается исследовательская часть экспертной оценкой полученных результатов.

Выводы эксперта излагают в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой вопросы приведены в вводной части. На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу, либо указано на невозможность его решения. Если в процессе исследования экспертом установлены какие-нибудь обстоятельства, способствующие ДТП, по которым ему не были заданы вопросы, то выводы по этим обстоятельствам излагаются в конце.

По таким же правилам оформляют результаты экспертизы, проведенной в суде.

Заключение служебного эксперта составляют в произвольной форме. От акта судебной экспертизы заключение служебного эксперта отличается тем, что не содержит вопросов, поставленных на разрешение эксперта.

Судебными доказательствами считают любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы дознания, следователь и суд устанавливают наличие (или отсутствие) общественно опасного деяния, виноватость лица, совершившего это деяние, и другие обстоятельства, имеющие значение для правильности решения дела. К таким доказательствам относятся: показания свидетелей, обвиняемого, потерпевшего, заключение эксперта, вещественные доказательства, протоколы следствия и судебных действий.

Заключение эксперта является важнейшим средством доказывания в делах об автотранспортных преступлениях. Оно содержит доказательственную информацию. Ее получают путем проведенных на основе научных данных исследований, а также фактических обстоятельств, зафиксированных в уголовном деле. Исследуя поставленные доказательства, эксперт в соответствии с поставленными перед ним задачами устанавливает другие доказательства по делу, используя при этом специальные познания. Таким образом, доказательственная информация, устанавливаемая судебной экспертизой, является результатом обобщающего познавательного процесса и носит характер вывода.

На рисунке 1 показаны связи отдельных звеньев систем «следствие - экспертиза - суд» при расследовании ДТП, при этом расследование находится под контролем прокуратуры. Определенное место в этой деятельности может занимать судебная экспертиза.

Рисунок 2.1 - Взаимодействие звеньев систем «следствие-экспертиза -суд» в исследовании механизма ДТП

Современная судебно-автотехническая экспертиза относится к инженерно-транспортным экспертизам. Различают пять видов экспертиз:

1) различных видов ДТП;

2) следов на месте ДТП и повреждений на транспортных средствах;

3) технического состояния транспортных средств;

4) инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП;

5) дорожных условий и окружающей среды.

Совершенствование и развитие каждого вида, базирующегося на специальных методах исследования, расширяют возможности судебной экспертизы. Большим резервом в решении проблемы безопасности является повышение точности и объективности методов анализа ДТП, выявление причинно-следственных связей.

Рассмотрим практику суда.

9 июля 2011г. в 13 час. 45 мин. на участке шоссе Князе-Волконовское - с. Сергеевка, в 1 км от Сергеевки, обнаружен труп мужчины, а рядом с ним сломанный велосипед. Выехавшие на место члены следственно-оперативной группы (СОГ), произвели осмотр трупа и места его обнаружения. Наряду с осмотром производилось выявление свидетелей. Путем опроса местных жителей удалось выяснить, что в момент происшествия по данному участку шоссе проезжали на подводе Иван Скворцов и его малолетний внук Степка.

При осмотре места происшествия и трупа установлено, что на голове и руках убитого имеются значительные повреждения в виде переломов костей и ран с рваными краями. Никаких документов в одежде мужчины не оказалось. В 2,5 м от трупа находился велосипед. Руль и рама с левой стороны и переднее колесо велосипеда оказались поврежденными. На руле имелось наслоение зеленой краски в виде мазка размером 3,5 см. Около трупа на грунте обочины и на откосе кювета были обнаружены вдавленные двойные следы протектора колес автомобиля. На рисунке от правового заднего наружного протектора отразились индивидуальные особенности в виде выбоин и надрезов. По следам установлено, что ширина колеи передних колес 160 см, а задних 180 см, ширина протектора 14,6 см, окружность шины - 292 см. Изучение следов показало, что автомобиль двигался зигзагообразно, проезжая с одной стороны шоссе на другую.

Недалеко от трупа, обнаружены аналогичные следы транспортного средства, которым был сбит мужчина. Также по следам установлено, что автомашина заезжала в кювет, рядом с которым имелась куча щебня со следами, указывающими на то, что из нее набирали лопатой некоторое количество грунта. С обратной стороны кучи обнаружена пустая бутылка из под водки "ФЛАГМАН", несколько окурков от сигарет "Saint Georde" и остатки пищи. При обработке поверхности бутылки дактилоскопическим порошком обнаружено множество следов пальцев рук, в трех из которых четко просматриваются папиллярные линии. В нескольких метрах от предполагаемого "застолья" обнаружен объемный след обуви длиной 29 см

По данному делу должны быть произведены экспертизы (Приложение 2):

Экспертиза краски (КЭМВИ) с велосипеда;

Обоснование: на месте происшествия найден велосипед. На нем имеется след краски в месте повреждения велосипеда. Можно предположить, что он появился от столкновения с автомобилем

Судебно-медицинская экспертиза трупа;

Обоснование: на месте происшествия найден труп неизвестного мужчины. Предположительно он был сбит автомобилем

Трасологическая экспертиза следа обуви

обоснование: на месте происшествия найден след обуви. Его мог оставить преступник, свидетель.

Дактилоскопическая экспертиза

Обоснование: следы пальцев рук оставлены на поверхности бутылки. Возможно это был свидетель или преступник.

Экспертиза следов транспортного средства.

Обоснование: на месте происшествия обнаружен зигзагообразный след транспортного средства. Он вероятнее всего принадлежит автомобилю, который сбил велосипедиста

Экспертиза слюны (судебно-медицинская)

Обоснование: на месте происшествия оставлены окурки сигарет. На ней может быть слюна человека, который был свидетелем преступления или преступником

Экспертиза велосипеда.

Обоснование: на месте происшествия был найден велосипед, который получил сильные повреждения от столкновения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Экспертиза механизмов ДТП является традиционным видом судебной экспертизы, в рамках которого эксперты решают наиболее распространенные задачи, связанные с определением параметров движения участников, технической возможности предотвращения ДТП, оценкой действий участников ДТП и соответствия этих действий требованиям нормативной документации, а также с выявлением причинно-следственных связей в механизме ДТП. Объективность и достоверность результатов анализа и выводов эксперта-автотехника зависят от качества исследования на трех основных этапах экспертизы: применения исходных параметров и коэффициентов, методического аппарата исследования, формулирование экспертного вывода.

Ольга

Город: Ростов-на-Дону

28.03.18 мы с семьей попали в ДТП, которое произошло на нерегулируемом перекрестке. Мы въехали на перекресток по главной дороге, собираясь совершить поворот налево на второстепенную дорогу, и остановились, с включенным левым поворотником, пропуская движущийся прямо навстречу нам транспорт. Впереди, на расстоянии 62 м от нашего перекрестка загорелся красный свет светофора, все встречные машины остановились, и мы медленно начали поворачивать налево. В этот момент в наш автомобиль справа на высокой скорости врезался Мерседес, который проехал на красный свет светофора. Есть очевидец (он стоял в этот момент на данном светофоре), который подтверждает и его показания зафиксированы у дознавателя и в объяснениях моего мужа (он был за рулем нашего авто), что Мерседес проехал на красный. Записей с видеорегистратора нет, но есть запись с камеры видеонаблюдения, на которой видно, что мы только начинали движение,а Мерседес летел на высокой скорости,хотя в объяснениях водитель Мерса указал,что двигался он со скоростью 38км/ч., тормозного пути не было. НО на этой записи не видно светофор и то,что он проехал на красный,хотя это подтверждает наш свидетель. От удара нас развернуло на 90 градусов, весь перед машины срезан, как нам сказали, восстановление авто нецелесообразно. После проведения автотехнической экспертизы виновным признали мужа:" при повороте налево он не пропустил движущийся прямо в попутном направлении транспорт". Из объяснения дознавателя: светофор, на запрещающий сигнал которого проехал Мерседес, не относится к этому перекрестку и по схеме ДТП видно, что он находится на расстоянии 62 м от перекрестка. Это его нарушение, но к ДТП оно не имеет отношения. Но я не понимаю-как такие нарушения,как проезд на запрещающий сигнал светофора (пусть и стоящего не на самом перекрестке,но 62м -это даже не 100м, при соблюдении скоростного режима он имел бы возможность остановиться и предотвратить столкновение),превышение скорости не может иметь никакого значения в определении виновного?При проведении экспертизы вообще не были приняты во внимание показания нашего свидетеля, который видел, что второй водитель проехал на красный свет, также нигде в заключении эксперта не фигурировало наше видео с шиномонтажки, по которому ясно видно, что мерседес двигался далеко не с заявленной им устно скоростью 38 км/ч, а гораздо быстрее. Ведь по данному видео можно было в ходе экспертизы рассчитать реальную скорость его движения? Должны ли были эксперты исследовать все приведённые нами материалы в деле? Хотелось бы получить ответ на вопрос: справедливо ли решение дознавателя-действительно ли только муж виновен в ДТП? Есть ли смысл обжаловать данное решение, запросив проведение повторной экспертизы, чтобы выйти хотя бы на "обоюдку"? Можно ли обратиться в Вашу организацию для проведения повторной экспертизы?

Экспертиза обстоятельств ДТП проводится с целью всестороннего изучения, анализа и исследования происшествия для установления виновности/невиновности лица.

Предметом исследования обстоятельств ДТП будут являться фактические данные обо всех имеющихся обстоятельствах происшествия, о техническом состоянии транспортных средств, их веса, скорости движения, состоянии покрытия автомобильной дороги или местности. В ходе проведения автодорожной экспертизы изучаются режимы движения автомобилей до момента совершения ДТП, а также в ходе него.

Мы проводим различные виды автоэкспертиз ДТП:

  • Экспертиза соответствия ПДД
  • Судебная экспертиза обстоятельств ДТП
  • Независимая экспертиза схемы и места ДТП
  • Экспертиза скорости автомобиля при ДТП

Цена проведения экспертизы обстоятельств ДТП

Стоимость и сроки независимой экспертизы обстоятельств ДТП

Проведение независимой экспертизы обстоятельств ДТП

Из года в год количество автотранспорта на душу населения растет неуклонными темпами. Но рост транспорта ведет и к другому росту, росту числа дорожно-транспортных происшествий. Каждое произошедшее ДТП влечет за собой целый шлейф мероприятий и процедур, необходимых для точного определения картины произошедшего и установления степени вины и ответственности каждого из участников аварии. И здесь, с сожалением, приходится признать, что не всегда соответствующие службы правоохранительных органов оказываются на высоте профессионализма. Тогда на помощь владельцам автотранспорта, приходят независимые эксперты, имеющие соответствующее образование и большой опыт в этой области.

Аналитические данные независимых экспертов-автотехников используются не только автовладельцами, но и следователями, судьями и другими сотрудниками правоохранительных органов при установлении всех обстоятельств произошедшего происшествия.

Если вам необходимы услуги эксперта по обстоятельствам ДТП,
звоните +7 495 771-58-31, пишите info@сайт
и все работы по экспертизе обстоятельствам ДТП будут выполнены качественно и в максимально короткие сроки

Проведение досудебной и судебной экспертизы обстоятельств ДТП

В ситуациях, когда возникает необходимость проведения экспертизы обстоятельствам ДТП в судебном порядке , при разрешении различных споров сторонами судебного процесса, когда не обойтись без специальных познаний в области, суд назначает проведение экспертизы обстоятельствам ДТП в независимое экспертное учреждение. Информация об экспертном учреждении может быть представлена сторонами или судом в порядке ст. 79 ГПК, 195 УПК, ст. 82 АПК.

Чтобы заявить экспертное учреждение в суде, необходимо направить информационное письмо с указанием реквизитов экспертной организации, указанием вопросов, поставленных перед экспертом, а также стоимости и сроков проведения экспертизы по поставленным вопросам и квалификацией экспертов.

Чтобы заявить нас в суде нужно направить информацию о проводимой экспертизе и вопросах, на которые необходимо поставить перед экспертом. Также желательно указать номер дела, суд, судью в производстве которого находится дело. После получения данной информации в Ваш адрес будет направлено информационное письмо с приложением необходимых документов.

Как правило под экспертизой ДТП понимают экспертизу обстоятельств, характеризующих механизм ДТП, включая скорость и траекторию движения транспортных средств, участников ДТП время преодоления транспортным средством тормозного пути и т.д. Если вам необходимы

В том числе в область анализа эксперта относятся и такие экспертизы как:

  • экспертиза действий пешеходов и водителей, причастных к данному ДТП;
  • установление факта нарушения водителем правил дорожного движения при совершении ДТП;
  • установление причинной связи между действиями водителя и наступившими последствиями;
  • установление факта наличия у водителя возможности предотвратить ДТП.

Автодорожная независимая экспертиза после ДТП:
доверяйте профессионалам экспертам!

Эксперту-автотехнику в рамках проводимого исследования предстоит провести достаточно сложную процедуру, включающую целый комплекс мероприятий с целью получения данных, свидетельствующих о виновности или невиновности участников дорожно-транспортного происшествия.

На сегодняшний день ни органы следствия, ни суда не вправе устанавливать и доказывать наличие в действиях участников дорожного движения причинно-следственной связи, вины и степени ответственности. Этот факт может доказать исключительно эксперт-автотехник, которому поручается проведение независимой экспертизы после ДТП.

Цели и задачи экспертизы обстоятельств ДТП

Основными целями, стоящими перед специалистом нашего центра в ходе проведения экспертизы обстоятельств ДТП , являются: - установление вины/невиновности одного из участников происшествия, в лице которого может выступать водитель автотранспортного средства, пешеход.

Основными задачами для эксперта будут:

  1. Установить скорость движения автотранспортного средства непосредственно перед совершенным дорожно-транспортным происшествием.
  2. Определить расстояние тормозного пути, а также длину остановочного пути.
  3. Установить время, в течение которого автотранспортное средство останавливалось в момент столкновения с пешеходом или другим ТС.
  4. Определить тип дорожного покрытия, его характеристики, а также провести все необходимые расчеты, позволяющие сделать вывод, в течение какого периода времени автотранспортное средство согласно погодным условиям, состоянием дорожного полотна, могло быть остановлено водителем до момента столкновения.
  5. Определить, имел ли водитель автотранспортного средства техническую возможность предотвратить ДТП.
  6. Определить и установить, в какой момент водитель увидел препятствие, возникшее перед его автомобилем, и имел ли он реальную возможность предотвратить наезд.
  7. Установить мог ли водитель иметь техническую возможность применить экстренное торможение, а также принять меры по снижению скоростного режима вплоть до полной остановки автотранспортного средства во избежание столкновения с помехой.

Необходимые документы для проведения экспертизы обстоятельств ДТП

Это далеко не полный перечень задач, стоящих перед экспертом в момент проведения судебной автодорожной экспертизы. На специалиста в любом случае возлагается очень большая ответственность за конечный результат в виде составленного заключения.

Многие задачи могут быть выполнены только лишь после проведения других видов независимой автотехнической экспертизы. К примеру, чтобы установить тормозной путь автотранспортного средства, необходимо иметь представление о загруженности автомобиля, его весе без пассажиров и с ними, а также его техническом состоянии (исправна ли машина была или неисправна, были ли нарекания по работе в системе торможения и других не менее важных узлов и агрегатов).Также необходимо предоставить эксперту сведения, помогающие досконально изучить вопрос, дать исчерпывающие ответы и составить полноценное заключение.

Процедура и методы автодорожной экспертизы

Для всестороннего изучения случившегося дорожно-транспортного происшествия, обоснования в заключении выводов экспертом используются различные методы и техники, позволяющие углубленно провести независимую автотехническую экспертизу , результатом которой станет установление виновности того или иного участника дорожного движения. Только автоэксперту «Межрегионального центра экспертизы и оценки» предоставляется возможность и право установить вину в происшествии пешехода.

Нередко ходе судебных заседаний по факту разбора дорожно-транспортного происшествия выносится постановление, где с казано о том, что уголовное дело прекращено в виду недосказанности вины водителя автотранспортного средства или же пешехода. У пострадавшей стороны в связи с этим зачастую возникает немало вопросов к следственным органам, а также к суду, выносящему решение о прекращении уголовного преследования в отношении гражданина. Под формулировкой « экспертиза обстоятельств ДТП» всегда стоит сложный и кропотливый процесс. Проведение исследования обстоятельств ДТП именно авто эксперту дается право сделать вывод о невиновности лица, обвиняемого в совершении дорожно-транспортного происшествия. Именно автоэкспертом может быть определена конкретная степень вины или невиновности каждого участника происшествия.

Почему нам доверяют проведение экспертизы обстоятельств ДТП?

В МЦЭО работают высококлассные специалисты, настоящие ассы, профессионалы своего дела, лучшие из лучших экспертов в Москве и области. У большинства специалистов высшая квалификационная категория.

Мы считаем, что судебная экспертиза обстоятельств ДТП является одним из самых сложных и трудоемких видов автотехнических экспертиз. Сложность заключается в том, что от специалиста требуется наличие не только узкопрофильных знаний, опыта и навыков, но и особенной глубины познания. Только так можно провести независимую экспертиза после ДТП на самом высоком уровне. Именно по этой причине в проведение экспертных мероприятий участвуют наши самые лучшие первоклассные специалисты, работающие непосредственно всегда в рамках расследования дорожно-транспортных происшествий.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) редко обходятся без серьезных последствий, и в зависимости от их вида и тяжести встает вопрос о привлечении виновного лица к гражданской, административной или уголовной ответственности, а также выплаты возмещения. В рамках расследований и судебных разбирательств по делам о ДТП назначаются разные экспертизы, одна из ключевых и, можно сказать, обязательных – автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие – сложное событие, которому предшествуют и на которое влияют многочисленные и разнообразные факторы. Для установления всех обстоятельств ДТП крайне важно выявить эти факторы, определить степень влияния каждого на возникновение и развитие происшествия, а также соотнести все это с действиями участников аварии. Это дает получение ясной, объективной, реальной картины произошедшего, что является основной целью расследований и судебных разбирательств по делам о дорожных авариях.

Несмотря на то, что в современных условиях большое значение имеют средства видеофиксации, они не в силах помочь установить абсолютно все причины, механизм и последствия ДТП. Иначе обстоит дело с автотехнической экспертизой – это всестороннее исследование обстоятельств дорожной аварии, которое позволяет выявлять неочевидные факты и явления, устранять противоречия и разрешать спорные ситуации, делая категоричное заключение.

Назначение автотехнической экспертизы обязательно по всем уголовным делам о ДТП. В гражданских делах назначение судебной автотехнической экспертизы судом , в том числе по ходатайству участника процесса, также считается обязательным для установления всех обстоятельств ДТП, но прежде всего неясных и спорных. Для этого, в частности, проводятся следующие исследования:

  • экспертиза механизма ДТП ;
  • экспертиза действий участников аварии;
  • экспертиза нарушений ПДД .

Необходимо особо обратить внимание на то, что автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП не определяет виновных в аварии – это делает следствие и суд на основе всей совокупности доказательств. Поэтому в названии статьи «установление» виновности взято в кавычки. Но автотехническое исследование позволяет установить, какие нарушения ПДД и кем именно были допущены, как они повлияли на возникновение и ход происшествия, а также наступление тех или иных последствий.

Проблемы и ошибки при назначении экспертизы

Как правило, следователи и суды знают, когда, как и для чего нужно назначить автотехническую экспертизу. Сказывается профессиональный уровень и опыт. Аналогичное можно сказать об адвокатах и юристах, которые специализируются на делах о ДТП и представляют интересы клиентов на следствии и в суде. Но вот непосредственные участники аварий, в подавляющем большинстве, абсолютно не знают, какое значение может иметь в их деле автотехническая экспертиза.

Многие думают: назначил следователь или суд экспертизу, походатайствовал об этом адвокат – значит это для чего-то нужно, значит так положено. Такая позиция – недопустима. Никто не заинтересован в исходе дела больше, чем непосредственный участник ДТП. Да, у вас, скорее всего, не хватает нужных знаний, у вас стрессовое состояние и вам не до активного участия в процессе. Но у вас есть, должен быть профессиональный представитель – юрист или адвокат. И необходимо активно с ним контактировать и взаимодействовать, задавать вопросы и вникать в ход расследования или судебного разбирательства, настаивать на производстве экспертизы, которая, возможно, станет вашим единственным козырем для выигрыша дела или смягчения ответственности. Ваша судьба – в ваших руках.

Вторая проблема и ошибка – излишняя самоуверенность. Этим страдают как участники аварии, так и их представители. Вы можете быть трижды правы, но пока не докажете свою правоту в суде, ваша правда ничего не стоит. И как здесь не напомнить, что автотехническая экспертиза – одно из ключевых, а нередко – единственное доказательство в делах о ДТП. В судебных процессах важна каждая мелочь. Один судья посмотрит на дело так, другой – иначе. Один посчитает нужным самому назначить экспертизу, а другой – будет ждать от участников дела активных действий. Автотехническая экспертиза не бывает лишней, поэтому если есть хоть единственный шанс с ее помощью доказать вашу невиновность или, напротив, привлечь виновного к ответственности – воспользуйтесь им.

И, наконец, третья серьезная ошибка – назначение автотехнической экспертизы без должной подготовки. Это проявляется в следующем:

Первое. Экспертиза назначается ради экспертизы, как формальность, без четких целей и задач. В этой ситуации вы получите либо некий безотносительный к конкретике дела результат, либо заключение, которое не станет сильным доказательством, либо, того хуже, доказательство против вас. Впрочем, возможно, и угадаете, но не факт. Формальный подход к экспертизе – это всегда непредсказуемый результат. Правильный подход – понимание, зачем проводится экспертиза, что она может дать, как потом использовать ее результаты в доказывании. Назначение экспертизы – тактический прием в стратегии ведения дела, ее результат – мощное оружие в цепочке доказательств. Нужно относиться к этому именно так.

Второе. Формулировка типовых вопросов. Это может быть следствием первой ошибки, но может быть и следствием отсутствия нужных знаний. Сегодня не составляет труда найти нужную информацию по вопросам для автотехнической экспертизы или сразу образцы постановлений о назначении автотехнической экспертизы . Проблема в том, что массовое распространение получили именно типовые вопросы, и вы рискуете попасться на них. Результат – может, угадаете с содержанием и формулировкой вопросов, но, может, и нет. Не бывает абсолютно одинаковых ДТП, любая автотехническая экспертиза исследует конкретную, а не некую типовую ситуацию, поэтому определяются в индивидуальном порядке исходя из целей и задач назначаемого исследования.

Третье. Формулировка вопросов абы как, по принципу «больше – не меньше». Такой подход, возможно, и даст неплохой результат, но будьте готовы к тому, что цена и сроки исследования увеличатся кратно.

Четвертое. Неготовность материалов для исследования, ошибки, неполнота. Этим страдают те, кто плохо разбирается в автотехнических экспертизах и особенностях их назначения, и те, кто формально или невнимательно подошел к предстоящему исследованию. Как правило, материалами для исследований выступают документы из материалов дела: протоколы осмотра места происшествия, схема ДТП, протокол осмотра/проверки транспортного средства и его технического состояния, справки по ДТП, видео, фотоматериалы, объяснения, допросы, заключения других экспертиз, например, судебно-медицинской или трассологической, которые, среди прочего, определяют механизмы образования телесных повреждений и повреждений на транспортном средстве или иных объектах. Необходимые к представлению материалы определяются лицом, которое назначает экспертизу. Но участники процесса вправе в своем ходатайстве указать на перечень материалов, которые они считают необходимыми к направлению на исследование. Избежать ошибок помогает следование простому правилу: не знаете или не уверены, что нужно отправлять на экспертизу, обсудите этот вопрос с экспертом.

Порядок действий при назначении автотехнической экспертизы

Экспертизы назначаются и производятся по следующей схеме:

  1. Изучение, в том числе повторное, обстоятельств и материалов дела. Определение целей и задач производства экспертизы.
  2. Постановка вопросов для эксперта.
  3. Определения перечня и содержания материалов, которые будут предоставлены для производства экспертизы. Проверка отобранных материалов на предмет их достоверности, законности получения и достаточности для исследования и дачи заключения в соответствии с поставленными вопросами.
  4. Подготовка ходатайства в суд (следователю) о назначении автотехнической экспертизы (если инициатор исследования – участник процесса или его представитель).
  5. Вынесение определения суда (постановления следователя) о назначении автотехнической экспертизы .
  6. Ознакомление участников процесса с определением/постановлением о назначении автотехнической экспертизы , в рамках которого можно заявлять ходатайства, возражения на ходатайство другой стороны, делать иного рода заявления по существу вопроса. Здесь также допустимо ставить свои вопросы перед экспертом, дополняя перечень, сформулированный судом или следствием.
  7. Если следователь/суд сочтет возможным удовлетворить ходатайства сторон, заявленные при ознакомлении с постановлением/определением о назначении экспертизы, в него вносятся необходимые изменения/дополнения.
  8. Передача постановления/определения и материалов на экспертизу.
  9. Производство экспертизы.
  10. Ознакомление участников процесса с заключением эксперта, если необходимо – заявление ходатайств по результатам ознакомления. Возможна постановка вопроса о производстве повторной экспертизы.

В принципе, порядок действий практически идентичен процедуре назначения экспертиз другого вида. Поэтому остановимся на важных специфических деталях.

Анализируем ситуацию, определяем вопросы для эксперта

Вряд ли рядовой участник ДТП сможет самостоятельно полноценно разобраться во всех юридических тонкостях, особенностях, целях и задачах назначения автотехнической экспертизы. Поэтому, если вы – предполагаемый виновник ДТП или потерпевшая сторона, воспользуйтесь помощью своего юриста или адвоката. Решение о назначение экспертизы должно быть совместным. Вы должны понимать, что это даст, какие вопросы поставить, как действовать дальше. Необходимо и определиться с назначением экспертизы: кто будет инициатором.

  1. Для суда и следствия экспертиза – конечно, важное доказательство, но не такое, как для вас. Поэтому с назначением экспертизы могут тянуть, а в итоге – поставить не те вопросы или не так, как нужно было бы в ваших интересах.
  2. Пока вы медлите, дело в свои руки может взять вторая сторона. И тогда не вы, а ваш, по сути, соперник, будет определять, как и для чего проводить экспертизу. Соответственно, и заключение, вполне вероятно, будет в его интересах. По гражданским делам критически важно взять инициативу в свои руки. В уголовном процессе многое зависит от опыта, квалификации, порядочности следователя, но если ходатайство заявит другая сторона, она явно постарается включить в перечень вопросов такие, ответы на которые будут доказывать ее правоту.
  3. Исследования делают относительно долго, эксперт может быть загружен, поэтому быстрое назначение экспертизы – залог быстрого получения заключения, которое способно снять с вас обвинение, послужить окончательным доводом для разрешения спора и выигрыша дела. Любой процесс, будь то уголовный или гражданский, сказывается и на нервах, и на расходах – не забываем об этом.

Вопросы для экспертизы необходимо формулировать четко, конкретно, исходя из целей производства исследования, его предмета, и понимая, что эксперт должен дать на них категоричный, а не предположительный ответ.

Как правило, базовые вопросы автотехнической экспертизы после ДТП берутся из типовых, которые соответствуют авариям, имеющим схожие обстоятельства. Например, есть типовые вопросы автотехнической экспертизы при наезде на пешехода , столкновении двух транспортных средств и по другим категориям ДТП. Но такие вопросы нужно брать из научной, методической литературы, но никак не с форумов и соцсетей. И в любом случае необходимо внимательно смотреть, подходят ли типовые вопросы к вашей ситуации, все ли они требуются, нужно ли их редактировать или дополнять другими вопросами исходя из специфики вашего дела.

Для примера список типовых вопросов при столкновении двух транспортных средств:

  1. Соответствуют ли объяснения водителей А. и Б. развитию дорожно-транспортной ситуации?
  2. Как должны были действовать в сложившейся дорожно-транспортной ситуации водители А. и Б.?
  3. Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители А. и Б.?
  4. Какие пункты правил дорожного движения нарушили водители А. и Б.?
  5. Имели ли водители А. и Б. техническую возможность избежать столкновения/наезда?

Бессмысленно задавать вопросы, на которые эксперт ответить не сможет. Например, о виновнике ДТП или степени вины. Эксперты дают ответы в пределах своей компетенции, не подменяя собой следствие или суд. Лишними будут и вопросы, не касающиеся задач конкретной экспертизы – это лишь усложнит исследование, затянет сроки и повысит стоимость.

При любых сложностях или сомнениях – смело консультируемся непосредственно с экспертами. Правильные вопросы при назначении автотехнической экспертизы лучше определять совместными усилиями.

Подготовка материалов для экспертизы

Зачастую стороны процесса, суд и следствие не усложняют себе задачу – присылают на экспертизу все материалы уголовного или гражданского дела. Это не является ошибкой, но нужно исходить из разумности и целесообразности.

В рамках анализа определяется:

  1. Какие материалы есть в деле, какие из них соответствуют предмету экспертизы, позволят дать заключение и ответить на поставленные вопросы.
  2. Будут ли предоставляемые материалы достаточны для исследования и выводов либо нужно позаботиться о получении дополнительных материалов и доказательств.

Эксперт не вправе сам собирать материалы, образцы для исследований. Поэтому будет проводить исследование на основании того, что представлено. Вместе с тем, эксперт вправе затребовать дополнительные материалы, только делают это далеко не все, не проявляя заинтересованности в качестве заключения.

Представленные материалы должны:

  • иметь отношение к предмету исследования;
  • как можно более подробно, детально и достоверно описывать обстоятельства ДТП, фиксировать их;
  • быть достаточными, чтобы дать ответы на все поставленные вопросы в категоричной форме.

Целесообразно проанализировать и исключить из материалов такие доказательства, которые высоковероятно могут быть поставлены под сомнение. Иногда протоколы и другие документы «грешат» процессуальными нарушениями. Признание этих доказательств недопустимыми поставит под сомнение и экспертизу.

Назначение экспертизы

Окончательное решение о назначение автотехнической экспертизы принимает следователь или суд. Но стороны процесса, их представители вправе и должны настаивать на производстве экспертизы, если считают ее необходимой.

Стороны, их адвокаты (юристы) могут:

  1. Подготовить ходатайство в суд (следователю) о назначении автотехнической экспертизы . При этом необходимо обосновать свою просьбу и крайне желательно сразу перечислить вопросы, а также указать эксперта (экспертную организацию), которому следует поручить производство исследования. Кроме того, можно указать экспертов (организации), производство экспертизы у которых нежелательно.
  2. Подготовить возражение на ходатайство о проведении автотехнической экспертизы , если вы не согласны с вопросами, экспертной организацией (экспертами) или другими заявлениями. Помимо обоснования возражений, если вы не против самой экспертизы, целесообразно указать свой перечень вопросов и определиться с экспертом (экспертной организацией).
  3. Обжаловать частичный или полный отказ в удовлетворении ходатайства о производстве экспертизы.

Постановление (определение) о назначении экспертизы

Следователи и судьи на практике используют для этого процессуальные образцы постановлений (определений) о назначении автотехнической экспертизы или переделывают под конкретную ситуацию постановления (определения) по предыдущим автотехническим экспертизам.

Определение суда о назначении автотехнической экспертизе или аналогичное постановление следователя:

  • является основанием для производства экспертизы;
  • готовится в соответствии с процессуальными требованиями (УПК, ГПК);
  • должно четко и полно отражать установленные к текущему моменту обстоятельства дела, содержать обоснование назначения экспертизы;
  • должно определять предмет исследования, представляемые материалы и вопросы для экспертизы;
  • направляется эксперту вместе с материалами для исследования.

С постановлением знакомятся стороны процесса. Они вправе делать заявления и ходатайства. Если что-то не так, обязательно необходимо выражать свое несогласие. Стороны, их представители могут корректировать и дополнять список вопросов, но окончательное решение – за судом или следователем.

Если экспертиза не в вашу пользу (повторная экспертиза)

Автотехническая экспертиза – независимое, объективное исследование, ограниченное предметом, представленными материалами и поставленными вопросами. Поскольку у сторон процесса интересы, как правило, противоположные, понятно, что и отношение к заключению эксперта будет различаться.

Нередко и сам инициатор исследования не согласен с выводами. Что-то не рассчитал, допустил ошибку при назначении экспертизы, переоценил ее возможности и т.д. – самые разные факторы могут оказать влияние. Чего греха таить, ошибаются и эксперты, а иногда и идут на поводу каких-то своих личных выгод и интересов.

При несогласии с экспертизой возможно назначение повторной экспертизы. Правда, это считается исключительной мерой. Отсюда – сложности с достижением поставленной цели, если речь идет о стороне процесса.

Для производства повторного исследования нужны веские основания. Сослаться на несогласие не получится. Необходимо подготовить мотивированное ходатайство о проведении повторной (если необходимо, комплексной) автотехнической экспертизы . Как правило, самое весомое основание – доказанность недостоверности, необъективности, предвзятости или других «пороков» исследования и заключения.

Если следствие или суд согласятся с вашими доводами, будет назначена повторная экспертиза. Порядок ее назначения схож с назначением первичной экспертизы, но, по понятным причинам, требует более ответственного и внимательного подхода. Повторное исследование может быть проведено либо другим экспертом, либо в другой экспертной организации.

В ДТП лучше не попадать, но, увы, это самые распространенные происшествия. Если уж так случилось, что вы оказались возможным виновником аварии или потерпевшим, главное – не опускать руки, готовить план действий и всеми законными средствами добиваться справедливости. Автотехническая экспертиза – очень весомое доказательство, которое используется чуть ли не в каждом деле о ДТП с причинением вреда здоровью, серьезным материальным вредом или со смертельным исходом. Чем весомее доказательство, тем ответственнее нужно подходить к его получению. Задействуйте хорошего юриста (адвоката), совместно с ним, привлекая для консультаций экспертов-автотехников, подготовьтесь к назначению экспертизы и внимательно, шаг за шагом выполните указанные выше рекомендации. Это не так сложно, как кажется. А если у вас есть какие-то вопросы, которые мы не смогли рассмотреть, вы всегда можете задать их и получить профессиональные ответы от наших экспертов.

По делам о ДТП на первоначальном этапе расследования выделяют три типичные ситуации:

  • 1) водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия;
  • 2) водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия;
  • 3) транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся.

Самой распространенной является первая ситуация, когда и водитель, и транспортное средство находятся на месте ДТП. Следует учесть, что в данной ситуации не имеет значения, находится водитель непосредственно на месте происшествия или направлен в лечебное учреждение либо в ОВД: главное – его личность установлена и место его нахождения достоверно известно. Основной задачей в данной ситуации является установление всех обстоятельств ДТП и виновности конкретных участников.

Наиболее характерными для этой ситуации являются следующие следственные действия: осмотр места происшествия (включая осмотр транспортного средства и, если есть жертвы, трупа); допросы свидетелей ДТП; освидетельствование водителя и потерпевшего с целью установления алкогольного и наркотического опьянения; допрос водителя; допрос потерпевшего; назначение судебных экспертиз.

Вторая ситуация – когда ни водителя, ни транспортного средства на месте происшествия нет (есть лишь информация о самом событии и его последствиях). Основная задача в таком случае – установление и обнаружение как транспортного средства, так и его водителя. Для этого проводятся: осмотр места происшествия; допросы свидетелей, потерпевшего; медицинское освидетельствование потерпевшего на предмет установления алкогольного или наркотического опьянения; назначение судебных экспертиз, а также дается поручение органам дознания производства соответствующих ОРМ.

Для третьей ситуации, когда транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся, характерны те же следственные действия (в ходе осмотра места происшествия проводится также осмотр транспортного средства). Поскольку водители, совершившие ДТП, нередко делают ложные заявления об угоне транспортного средства, таким образом создавая себе ложное алиби на это время, основная задача расследования в данной ситуации – разоблачение виновного путем проведения как следственных действий, так и ОРМ, которые поручаются органам дознания.

Экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях

Из числа судебных экспертиз, назначаемых при расследовании ДТП, наиболее характерными являются: судебно-автотехническая (дорожно-транспортная), судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств (биологическая), трасологическая, судебная экспертиза веществ, материалов и изделий. Могут также назначаться комплексные экспертизы (медико-автотехническая, медико-криминалистическая, трасолого-автогехническая) и другие в зависимости от конкретных обстоятельств.

В ходе проведения судебно-автотехнической (дорожно-транспортной) экспертизы выясняются следующие обстоятельства: какие повреждения имеются на транспортном средстве; когда и в результате чего они образовались – до ДТП, после или в момент ДТП; с какой скоростью двигалось транспортное средство до наезда (столкновения); с какой скоростью двигался пешеход; на каком расстоянии находилось транспортное средство по отношению к пешеходу (другому транспортному средству, препятствию) на различных этапах события (в момент нахождения пешехода на обочине, проезжей части, в пределах зоны видимости и т.п.); каков тормозной и остановочный путь транспортного средства; была ли техническая возможность предотвратить происшествие; какова непосредственная техническая причина происшествия; какие обстоятельства способствовали ДТП.

На разрешение судебно-медицинской экспертизы чаще всего выносятся следующие вопросы: какие повреждения имеются на теле потерпевшего; каковы их характер, расположение, механизм образования, последовательность нанесения; какие повреждения явились непосредственной причиной смерти потерпевшего; когда причинены повреждения; когда наступила смерть; явились ли повреждения результатом ДТП, и если да, то каков механизм их происхождения (удар, переезд, сдавливание и т.п.); в каком положении находился потерпевший в момент нанесения ему повреждения; какими частями транспортного средства могли быть нанесены повреждения; с какой скоростью двигалось транспортное средство; принимал ли потерпевший незадолго до смерти алкоголь, наркотические средства; если да, то в каком количестве; имелись ли у потерпевшего физические недостатки (дефекты зрения, слуха); какова его группа крови.

При обнаружении на транспортном средстве, дорожном покрытии различных веществ биологического происхождения (кровь, волосы) появляется необходимость в проведении судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств (биологической), в ходе которой решаются следующие вопросы: не является ли обнаруженное на месте происшествия вещество веществом организма человека; если да, то каким именно; к какой группе и типу оно относится; какова региональная природа вещества (из какой части тела оно происходит); какова давность происхождения данного следа; может ли это вещество принадлежать потерпевшему и т.п.

Объектами исследования трасологической экспертизы по делам о ДТП являются следы транспортного средства, оставленные на дорожном покрытии и препятствии, а также предметы и их части, отделившиеся от транспортного средства, и следы от препятствия на самом транспортном средстве. Так, при обнаружении на дорожном покрытии следов шин транспорта наиболее распространенными вопросами являются следующие: какой моделью шин оставлены следы на месте происшествия; на каких транспортных средствах устанавливаются шины данной модели; транспортным средством какого типа (модели) оставлены следы; не оставлены ли следы шин конкретным транспортным средством; если да, то каким колесом (колесами).

При обнаружении осколков стекла, частей кузова, одежды проводится трасологическая экспертиза для установления целого по частям.

При оставлении места происшествия водителем, если транспортное средство находится на месте ДТП, возникает необходимость в проведении дактилоскопической экспертизы с целью исследования следов пальцев рук, оставленных на различных механизмах, предметах транспортного средства (рулевое колесо, рычаг переключения скоростей, ручка двери, стеклоподъемника и т.п.). При этом основной вопрос таков: не оставлены ли следы пальцев рук конкретным лицом.

Для установления однородности того или иного вещества, обнаруженного на месте происшествия, транспортном средстве, потерпевшем, проводится судебная экспертиза веществ, материалов и изделий (ГСМ, лакокрасочных покрытий, жидких и сыпучих грузов).