Процедура увольнения военнослужащего в связи с несоблюдением условий контракта. Нарушение условий контракта со стороны министерства обороны Нарушение условий контракта военнослужащим

Основной закон государства вменяет в обязанность своим гражданам защиту Родины, отмечая, что служба в армии должна опираться на законы РФ. В ряде случаев воинская служба может быть заменена на альтернативную, гражданскую. Армия страны состоит из служащих по призыву или тех граждан, кто служит добровольно по контракту. Принципы службы в армии России на контрактной основе прописаны в ФЗ №76 от 27.05.1998 года, который определяет статус военнослужащих и регулирует правовые отношения, возникающие в ходе службы. Заключение контракта является актом доброй воли, что подтверждается ФЗ №53, регламентирующим принципы службы и обязанности военных. Нарушения законов могут привести к увольнению военнослужащего по несоблюдению условий контракта. Все виды взысканий, в числе которых и досрочное расторжение контракта, прописаны в Дисциплинарном Уставе ВС РФ.

Условия несоблюдения контракта

Невыполнение условий контракта военным предполагает нарушение им во время службы своих должностных и специальных обязанностей, злостное нарушение дисциплины и совершение иных поступков, дискредитирующих его статус. Под эту статью не подпадают действия или бездействия контрактника, подразумевающие наступление административного или уголовного наказания.

Важно! Военнослужащие, совершившие преступления, предусмотренные УК РФ, подлежат увольнению и лишению званий только после вступившего в законную силу судебного решения.

Досрочное увольнение относится к мерам дисциплинарного взыскания, а в принципах российского законодательства заложены правила одного наказания за один поступок: человек не может повторно нести ответственность за одно и то же правонарушение. Если за дисциплинарный проступок уже было назначено другое взыскание, досрочному увольнению по НУК военный не подлежит, однако:

  • В случае систематических нарушений дисциплины и пренебрежения своими обязательствами должностное лицо может быть подвергнуто взысканию за каждый выявленный эпизод.
  • По каждому факту неисполнения служебных обязанностей или дисциплинарных проступков проводится проверка, по ее результатам и выносится решение о наложении взыскания, вплоть до увольнения.

Командование части вправе инициировать создание , в обязанности которой входит определение соответствия военного занимаемой должности.

Заключение аттестационной комиссии служит основанием для принятия решения об увольнении должностного лица.

Увольнение по НУК со стороны военнослужащего

Совершая систематические дисциплинарные проступки, каждый контрактник должен понимать, что одними выговорами и устными предупреждениями он не обойдется, и за очередное игнорирование обязанности военнослужащих может последовать увольнение по НУК. Все факты наложения взыскания находят отражение в личном деле военного. Должностные лица, в чьи обязанности входит проведение проверок и наложение взысканий, всегда готовы отстоять свое мнение в случае обжалования их действий в судебном порядке.

Внимание! Осуществление любых проверок в отношении военнослужащего не может служить поводом унижения его чести и достоинства.

Несоблюдение контракта со стороны Минобороны

Законы страны определяют не только обязанности военных, но и их права. В тексте контракта указаны обязательства государства по отношению к военнослужащему. Существенные нарушения условий контракта со стороны Министерства обороны нередки, но выиграть судебные тяжбы по взысканию ущерба с государства достаточно сложно. Существенность таких нарушений, как невозможность осуществления военнослужащим гарантированных ему прав, использования соцгарантий военным и его семьей может определить суд и вынести решение, дающее право на прекращение контракта. Арбитраж рассматривает каждое обращение в индивидуальном порядке, и выносит определение на основании всех представленных доказательств. Если военный отмечает нарушения со стороны Минобороны, выражающиеся в:

  • несвоевременной выплате довольствия;
  • не предоставлении жилья;
  • запрете к отбытию в отпуск.

Когда такие нарушения носят систематический характер, нужно подать рапорт командиру или заявление в суд.

Важно! Право на досрочное увольнение по решению суда имеют только те военные, в отношении которых нарушения не были устранены до даты написания рапорта или обращения в суд.

Увольнение по причине невыполнения государством обязанностей перед защитниками Родины не является дискредитирующим, в силу чего военный сохраняет право на жилье военнослужащим, и может продолжить службу в другом округе, заключив другой контракт.

Порядок расторжения контракта

Проверка по нарушениям, допущенным военным в период прохождения им службы, должна быть проведена в течение 10-ти дней после того, как об этом нарушении стало известно. Должностное лицо, выявившее факт проступка, пишет рапорт. Реакция командования воинской части на сообщения о нарушении следует незамедлительно. Командир издает приказ о проведении проверки по фактам, изложенным в рапорте, и назначает лицо, уполномоченное провести разбирательство.

Правила проведения расследования

Принципами выполнения проверки являются объективность и справедливость. Заключение о виновности военного в совершении дисциплинарного проступка выносит командир, основываясь на внутренних убеждениях и с учетом доказательной базы:

  • Лицо, проводящее проверку, вправе получать объяснения нарушителя и очевидцев его проступка и принимать иные законные меры для получения доказательств;
  • Военнослужащий, если проводится проверка, вправе давать объяснения, и доказывать свою невиновность законными методами.
  • Военный, когда в отношении него проводится проверка, должен быть ознакомлен с ее результатами, его право на обжалование решения закреплено законодательно.

В том случае, если проведенной проверкой установлен факт нарушения условия контракта, непосредственный начальник провинившегося вправе ходатайствовать перед командиром части о применении взыскания в виде досрочного увольнения.

Командир части, изучив материалы проверки и ходатайство о наказании, может принять одно из решений:

  • выразить согласие с рапортом, и инициировать процедуру увольнения;
  • выбрать иное взыскание;
  • направить материал на дополнительную проверку;
  • назначить внеочередную аттестацию нарушителя, и на основании протокола заседания комиссии принять решение об увольнении.

Приказ командира части об увольнении запускает процедуру расторжения контракта со всеми вытекающими последствиями.

Последствия увольнения по НУК

Если матпомощь была выплачена военному до его увольнения по НУК, то возврату она не подлежит.

Применение такой формы взыскания к военнослужащему как увольнение по причинам несоблюдения условий контракта, влечет за собой ряд негативных последствий:

  • лишение пособия по увольнению;
  • лишение премий за исполнение обязанностей по должности;
  • отсутствие права на получение материальной помощи за год;
  • возврат государству суммы займа и процентов по военной ипотеке;
  • невыплата государством средств, дополняющих накопления;
  • возмещение средств, каковые были затрачены на обучение контрактника;
  • сложности с дальнейшим трудоустройством в иные силовые структуры.

Поделитесь вашим опытом службы. Удалось ли вам или кому-либо из сослуживцев доказать факты нарушения контракта со стороны Минобороны? Как на практике происходит увольнение из армии по дискредитирующим основаниям, какие последствия ощущает уволенный гражданин?

Чтобы стать военнослужащим необходимо подписать контракт на службу в Вооруженных силах России. Такой контракт подписывают как рядовые, так и офицеры, по окончанию высшего учебного заведения. По сути контракт это аналог трудового договора в гражданской жизни. Только вот условий и ограничений в нем больше, и разорвать его значительно сложнее. Несоблюдение условий контракта ведет к негативным последствиям для военнослужащего, вплоть до увольнения из рядов ВС. Но нарушить контракт может не только контрактник, но и его командование. В этой ситуации он может отстаивать свои права и даже дойти до суда. Рассмотрим ситуацию подробнее с обеих сторон.

Несоблюдение условий контракта военнослужащими

Подписывая контракт на военную службу гражданин становится военнослужащим и принимает на себя обязательства, в силу статьи 36 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе". С этого момента он обязан исполнять должностные обязанности, установленные воинскими уставами, выполнять все приказы, распоряжения или задачи, отданные или поставленные командирами (начальниками). Это значит, что контрактник, в первую очередь, обязан соблюдать требования Уставов и законов, регулирующих службу в ВС, а также неукоснительно выполнять приказы, кроме незаконных. Все остальное, с его стороны будет являться несоблюдением условий контракта.

К примеру, Верховный суд РФ рассматривал дело об увольнении из рядов вооруженных сил РФ военнослужащего, который отказался убыть в длительную служебную командировку, мотивируя это тем, что такая командировка является несоблюдением условий контракта со стороны командования, поскольку в контракте прописано, что он будет проходить службу в определенной воинской части. Но суд принял сторону командиров и указал, что в контракте указано, что сержант будет проходить службу и числится в кадрах определенной воинской части, что само по себе не исключает не только направление служащего в ней личного состава в служебные командировки, но и полную передислокацию подразделения при такой необходимости. Таким образом, отказ ехать в командировку является нарушением требований законодательства, а значит - несоблюдением условий контракта. Военнослужащий был уволен, и его выслуга лет пропала.

Еще одним примером несоблюдения условий контракта можно назвать выезд военнослужащего за пределы России, без разрешения командования. Многие считают, что о поездках в Казахстан или, к примеру, в Республику Белоруссию нет необходимости писать рапорт командиру. И могут посетить родственников или друзей в отпуске или на праздники. Однако, это заблуждение нередко приводит к дисциплинарным взысканиям и даже увольнениям за несоблюдение условий контракта.

Несоблюдение условий контракта командованием и Министерством обороны

Несоблюдение условий контракта возможно не только со стороны самих военнослужащих, но и со стороны их командования, так как документ является двухсторонним. Но если самим военным обычно вменяется неисполнение приказов или нарушение дисциплины, то командиры могут нарушить не только контракт, но и права своих подчиненных. Чаще всего это происходит, когда военнослужащих необоснованно лишают надбавок и премий, а также не предоставляют им положенный дополнительный отдых или его компенсацию.

В этом случае, для восстановления своих прав военнослужащим приходится обращаться за поддержкой в прокуратуру или в суд. Однако, сперва необходимо постараться уладить ситуацию внутри части. В частности, подать рапорт с перечислением нарушений условий контракта со ссылками на его пункты и требованиями их устранить. Важно помнить, что в связи с систематическими нарушениями и невыполнением условий контракта со стороны командования, военнослужащий имеет право просить о расторжении контракта и увольнении в установленном порядке в связи с невыполнением условий контракта со стороны Минобороны РФ. При этом, до момента вынесения окончательного решения, на службу следует ходить и все свои обязанности выполнять в соответствии с контрактом.

Последствия несоблюдения условий контракта

Что может сделать командование, если военнослужащий допустил несоблюдение условий контракта? Как минимум, применить к нему дисциплинарное взыскание, а как максимум досрочно расторгнуть контракт и уволить из рядов ВС РФ. Все зависит от тяжести совершенного нарушения.

Но нужно помнить, что Конституционный Суд РФ рассматривал законность увольнения по подобным обстоятельствам и пришел в Постановлении от 21 марта 2013 года к выводу, что нормы статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не противоречат Конституции РФ, когда допускают досрочное увольнение с военной службы контрактников, в связи с невыполнением ими условий контракта о прохождении военной службы за совершение различных дисциплинарных проступков. В частности, в случае привлечения военнослужащего к уголовной ответственности или наложении на него штрафа.

Для того, чтобы увольнение было законным и обоснованным по данному основанию аттестационная комиссия должна в установленном порядке провести аттестацию военнослужащего, и придти к выводам, что он перестал удовлетворять требованиям российского законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые определены в условиях контракта и предъявляются к военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту. При этом комиссия обязана учитывать характер совершенных этим контрактником дисциплинарных проступков, особенно, совершенных ранее, за которые он уже привлекался к дисциплинарной ответственности. Учитываются все неснятые взыскания, а также абсолютно все юридически значимые обстоятельства и специфика служебных обязанностей этого военнослужащего.

Суд допустил возможность увольнения со службы в связи с несоблюдением условий контракта военнослужащих, осужденных за совершение преступлений к наказаниям, не связанным с лишением свободы, а также лишения таких лиц воинского звания только в течение определенного срока, а именно до момента юридического погашения или снятия судимости, либо снятия последнего из наложенных на военнослужащего дисциплинарного взыскания.

Дисциплина - мать победы.

А.В. Суворов

Процедура досрочного увольнения военнослужащего в связи с невыполнением условий контракта, выяснение законности и обоснованности такого увольнения представляют определенную сложность не только для командиров (начальников), которые принимают эти решения, но и для юристов при проверке указанных решений.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военная служба в системе государственной службы Российской Федерации представляет особый вид государственной службы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 марта 2013 г. N 6-П указал, что особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Исходя из этого военная служба предполагает предъявление повышенных требований как к уровню профессиональной подготовки военнослужащих, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам, а равно их повышенную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей военной службы. Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться в совершении виновных действий (бездействии), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.
Законодатель в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" не дал определения, что необходимо понимать под "невыполнением условий контракта". В связи с этим автор полагает, что под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы следует понимать виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение военнослужащим своих обязанностей, заключающееся в совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (нескольких дисциплинарных проступков), уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, которые свидетельствуют об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.
Таким образом, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, по мнению автора, могут быть уволены по невыполнению условий контракта только за совершение трех видов правонарушений:
- дисциплинарного проступка;
- административного правонарушения;
- преступления.
В случае совершения военнослужащими проступков, за которые они могут быть привлечены к гражданско-правовой и материальной ответственности, эти военнослужащие к досрочному увольнению по указанному основанию не представляются.
В настоящей статье автор рассматривает основания для увольнения военнослужащих с военной службы по невыполнению условий контракта в случаях совершения ими дисциплинарных проступков.
В двух законах, регламентирующих прохождение военной службы, предусмотрены основания для досрочного увольнения военнослужащих в связи с невыполнением условий контракта.
Так, в подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" содержатся положения о досрочном увольнении военнослужащих в связи с невыполнением условий контракта.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" в ст. 28.4 также предусматривает дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения военнослужащего в связи с невыполнением условий контракта.
Таким образом, военнослужащий может быть уволен по данному основанию в порядке аттестации, устанавливающей отсутствие у него необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы, или в порядке применения к нему соответствующего дисциплинарного взыскания.
Рассмотрим особенности увольнения по указанному основанию в порядке аттестации.
А. При совершении грубого дисциплинарного проступка. После совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка командиром (начальником) проводится разбирательство в порядке, предусмотренном ст. 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с составлением протокола о грубом дисциплинарном проступке для установления вины военнослужащего. Если по результатам разбирательства вина военнослужащего в совершении грубого дисциплинарного проступка будет доказана, к нему применяется дисциплинарное взыскание (не в виде увольнения с военной службы). После чего военнослужащий по решению командира может быть рассмотрен на заседании аттестационной комиссии по вопросу соответствия занимаемой воинской должности и требованиям, которые предъявляются к военнослужащим.
При этом решение аттестационной комиссии для увольнения по указанному основанию является обязательным.
Если аттестационная комиссия придет к выводу, что военнослужащий не соответствует занимаемой воинской должности или требованиям, которые предъявляются к военнослужащим, и командир (начальник), обладающий полномочиями по увольнению такого военнослужащего, согласится с этим решением и утвердит решение аттестационной комиссии, с военнослужащим проводится беседа, составляется представление о досрочном увольнении с военной службы и он представляется к досрочному увольнению в связи с невыполнением условий контракта в соответствии с подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Как правило, совершение только одного грубого дисциплинарного проступка при отсутствии ранее нарушений воинской дисциплины не может служить достаточным доказательством того, что военнослужащий перестал отвечать требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
В то же время судебная практика свидетельствует о том, что в некоторых ситуациях совершение военнослужащим одного грубого дисциплинарного проступка может являться достаточным основанием для рассмотрения вопроса о его увольнении с военной службы.
В качестве примера приведем следующий случай.
Военнослужащий управления Центрального регионального командования внутренних войск МВД России в воинском звании "подполковник" проходил военно-врачебную комиссию в военном госпитале.
Во время нахождения в госпитале употребил спиртные напитки, был освидетельствован на состояние опьянения и выписан из госпиталя за нарушение режима (согласно п. "з" ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" нахождение на лечении является исполнением обязанностей военной службы).
Командованием проступок указанного военнослужащего был расценен как грубый - исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, проведено разбирательство, составлен протокол о грубом дисциплинарном проступке. После этого военнослужащий был рассмотрен на заседании аттестационной комиссии, которая пришла к выводу о несоответствии его занимаемой воинской должности и требованиям, предъявляемым к военнослужащим, и ходатайствовала перед главнокомандующим внутренними войсками о целесообразности его увольнения по невыполнению условий контракта.
Главнокомандующий внутренними войсками указанное решение аттестационной комиссии утвердил. С военнослужащим была проведена беседа, составлено представление об увольнении с военной службы, и приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России он был уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Не согласившись с указанным решением, военнослужащий обжаловал его в Наро-Фоминском гарнизонном военном суде, который 23 декабря 2010 г. отменил решение должностного лица об увольнении с военной службы в связи с необоснованностью.
Московский окружной военный суд Кассационным определением от 31 марта 2011 г. N КГ-555 отменил решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда, приняв новое решение - об отказе в удовлетворении заявления.
При этом суд кассационной инстанции указал, что совершение грубого дисциплинарного проступка являлось достаточным условием для увольнения военнослужащего в связи с невыполнением условий контракта.
Б. При совершении негрубого дисциплинарного проступка. Систематическое совершение военнослужащим дисциплинарных проступков, которые не входят в перечень грубых дисциплинарных проступков, можно также расценивать как нарушение со стороны военнослужащего условий контракта. Но при этом до представления к увольнению с военной службы в связи с невыполнением условий контракта к военнослужащему, совершающему эти проступки, должны быть применены все предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации меры воспитательного характера и дисциплинарной ответственности.
При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка (негрубого) вид взыскания должен избираться командованием с учетом общественной опасности, последствий совершенного правонарушения, поведения военнослужащего до совершения правонарушения, наличия у него дисциплинарных взысканий и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Так, например, за систематическое нарушение воинской дисциплины при построении военнослужащему может быть объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Если военнослужащий не исправится и повторно совершит аналогичное правонарушение, военнослужащему может быть объявлено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора.
При этом указанные взыскания должны объявляться не в один и тот же день, а военнослужащему должно быть предоставлено достаточно времени для исправления и воздействия дисциплинарного наказания как воспитательной меры.
После того как к военнослужащему были применены все предусмотренные действующим законодательством меры воспитательного и дисциплинарного характера (были объявлены взыскания в виде выговоров, строгих выговоров, предупреждения о неполном служебном соответствии, др.), а он продолжает нарушать воинскую дисциплину путем совершения дисциплинарных проступков, по решению соответствующих командиров (начальников) он может быть аттестован на соответствие занимаемой воинской должности и требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Если по результатам аттестации аттестационная комиссии придет к выводу, что военнослужащий не соответствует занимаемой воинской должности и не отвечает предъявляемым требованиям военной службы, этого военнослужащего можно представлять к досрочному увольнению по невыполнению условий контракта в соответствии с подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Аттестация военнослужащих должна проводиться объективно и с соблюдением процедуры ее проведения.
Однако не всегда аттестация военнослужащих проводится объективно, а решения аттестационных комиссий соответствуют требованиям закона и являются обоснованными.
Приведем следующий пример.
Военнослужащий в воинском звании "капитан" был рассмотрен на заседании аттестационной комиссии воинской части по вопросу соответствия занимаемой воинской должности в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка - уклонение от исполнения обязанностей военной службы. Аттестационная комиссия, рассмотрев военнослужащего, посчитала, что в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка военнослужащий не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к нему, и ходатайствовала перед командиром воинской части о досрочном увольнении офицера по невыполнению условий контракта. Командир воинской части, который инициировал проведение аттестационной комиссии, согласился с этим решением, и военнослужащий был представлен к досрочному увольнению в связи с невыполнением условий контракта.
В ходе проверки законности и обоснованности принятого решения и проверки обстоятельств совершения грубого дисциплинарного проступка установлено, что военнослужащий отказался заступать дежурным по контрольно-пропускному пункту воинской части.
Вместе с тем в соответствии со ст. 291 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, дежурный по контрольно-пропускному пункту назначается из прапорщиков или сержантов.
В связи с изложенным назначение дежурным по контрольно-пропускному пункту военнослужащего в воинском звании "капитан" не соответствовало Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и решение аттестационной комиссии было признано незаконным.
Далее рассмотрим особенности увольнения военнослужащих в порядке применения дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
А. При совершении грубого дисциплинарного проступка. Для установления вины военнослужащего проводится разбирательство в порядке, предусмотренном ст. 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с составлением протокола о грубом дисциплинарном проступке. После этого в установленный этой же статьей Закона срок (10 суток) издается приказ о применении к военнослужащему меры дисциплинарной ответственности в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Приказ должен быть издан воинским должностным лицом, обладающим дисциплинарной властью по применению такого дисциплинарного взыскания к конкретному военнослужащему.
Например.

ПРИКАЗ
командира войсковой части 0000

"___" ____________ 201__ г. N ____

О применении
дисциплинарного взыскания к сержанту
(указать фамилию и инициалы)

Указать:
событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
лицо, совершившее дисциплинарный проступок;
вину военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форму вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;
наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка (при наличии);
причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. За совершение грубого дисциплинарного проступка, выразившегося в... (указать, что совершил военнослужащий), применить к сержанту (указать фамилию, имя, отчество полностью) дисциплинарное взыскание - досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

Б. При совершении негрубого дисциплинарного проступка. В случае совершения негрубого дисциплинарного проступка допускается возможность применения дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы по невыполнению условий контракта. В практике автора настоящей статьи это взыскание применялось к военнослужащему, если после применения взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии он совершал два проступка (негрубых), за которые к нему применялись дисциплинарные взыскания в виде выговора или строгого выговора, а при совершении третьего проступка - взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
При увольнении военнослужащих в порядке применения дисциплинарного взыскания проведение аттестации не требуется.
Об этом свидетельствует и пример из обзорной справки Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации "О судебной работе военных судов по рассмотрению гражданских дел в 2013 году".
Владикавказский гарнизонный военный суд удовлетворил заявление проходившего военную службу по контракту старшины Б. об оспаривании действий командования, связанных с досрочным увольнением его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Удовлетворяя заявление Б., суд первой инстанции исходил из того, что при увольнении заявителя была нарушена установленная Положением о порядке прохождения военной службы процедура, так как вопрос о его досрочном увольнении с военной службы не был рассмотрен на заседании аттестационной комиссии.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке этот вывод суда признан ошибочным по следующим основаниям.
Приказом начальника Пограничного управления к Б. за совершение им грубого дисциплинарного проступка применено дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Привлечению к дисциплинарной ответственности предшествовало проведенное с соблюдением установленной процедуры разбирательство с оформлением письменных материалов по факту совершенного Б. дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении им 1 апреля 2013 г. правил несения службы по охране и обороне военного объекта.
При этом воинским должностным лицом соблюдены установленные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации порядок, сроки и остальные элементы процедуры применения этого вида дисциплинарного взыскания.
Законодательство о порядке прохождения военной службы и уставные положения не предусматривают необходимости проведения аттестации в отношении военнослужащих, досрочно увольняемых с военной службы в порядке дисциплинарного взыскания.
С учетом изложенного Северо-Кавказский окружной военный суд решение суда первой инстанции отменил и принял новое решение, которым досрочное увольнение Б. с военной службы признал правомерным и в удовлетворении заявления ему отказал.
Таким образом, подводя итог, необходимо сделать следующие выводы:
1. Решение должностного лица об увольнении военнослужащего по невыполнению условий контракта в порядке, предусмотренном подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (не в порядке применения дисциплинарного взыскания), должно приниматься по результатам проведения аттестации, по итогам которой сделан вывод, что военнослужащий не соответствует занимаемой воинской должности и требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
2. При представлении военнослужащего к увольнению с военной службы за совершение негрубых дисциплинарных проступков к нему до этого должны быть применены все предусмотренные меры дисциплинарного и воспитательного характера. При этом командованием и аттестационной комиссией должен быть сделан вывод, что эти меры не привели к исправлению военнослужащего и у него отсутствуют необходимые качества для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.
3. При проведении аттестации должна быть соблюдена процедура ее проведения. Решение аттестационной комиссии должно быть законным и справедливым.
4. При увольнении военнослужащего в порядке применения к нему дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта проведение аттестации не требуется.
5. Решение командира (начальника) о применении указанного дисциплинарного взыскания должно соответствовать требованиям законодательства, быть обоснованным с точки зрения соответствия применяемой меры дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка и степени вины военнослужащего.


УВОЛЬНЕНИЕ

невыполнение условий контракта

Случаи досрочного увольнения в запас военнослужащих в связи с невыполнением ими условий контракта не так уж и редки. При этом, по мнению автора, существует достаточно много спорных моментов, на которые бы и хотелось обратить внимание. Также необходимо отметить, что изложенный материал – это точка зрения автора. В п. 13 ст. 4 Федерального закона “Об обороне” от 31 мая 1996 г. определено, что Президент РФ обладает полномочиями утверждать общевоинские уставы, Положение о порядке прохождения военной службы и т.д. Таким образом законодательно закреплена возможность Президента РФ определять ответственность военнослужащих, порядок прохождения военной службы, в том числе и увольнение с нее. Дисциплинарный устав ВС РФ утвержден Указом Президента РФ и в ст. 104 закрепляет, что дисциплинарное взыскание – досрочное увольнение в запас с военной службы применяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за невыполнение им условий контракта. В подп. “в” п. 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” определено, что военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта. Согласно требованиям контракта военнослужащие обязуются в период прохождения военной службы по контракту добросовестно выполнять все общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ (федеральные законы “О воинской обязанности и военной службе”, “О статусе военнослужащих”, общевоинские уставы и т.д.). В случае невыполнения военнослужащим перечисленных требований он может быть досрочно уволен с военной службы, при этом необходимо отметить, что вышеперечисленные требования во многом совпадают с дефиницией воинской дисциплины. Ст. 1 Дисциплинарного устава ВС РФ определяет, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Ст. 28 Федерального закона “О статусе военнослужащих” закрепляет, что за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, они несут ответственность по основаниям и в порядке, определенным общевоинскими уставами ВС РФ. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что досрочное увольнение по подп. “в” п. 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” (в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта) должно производиться по правилам, определенным в Дисциплинарном уставе ВС РФ, т.е. по сути досрочное увольнение в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта является дисциплинарным взысканием и поэтому нельзя применять подп. “в” п.

Процедура увольнения военнослужащего в связи с несоблюдением условий контракта

2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” без учета порядка, определенного Дисциплинарным уставом ВС РФ. В противном случае у командиров появляется возможность для злоупотребления при использовании права на досрочное увольнение подчиненных по данному основанию. Необходимо отметить, что не всегда при увольнении по невыполнению военнослужащим условий контракта обращается внимание на категорию должностных лиц, которые вправе увольнять, а между тем это также закреплено в статьях Дисциплинарного устава ВС РФ:

Солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту, имеют право досрочно увольнять за невыполнение условий контракта должностные лица от командира полка и выше;

Прапорщиков и мичманов – от командующего армией, ему равных и выше;

Офицеров – командиров рот, командиров кораблей 4 ранга, им соответствующих и ниже — командующий войсками округа, флота, группой войск, флотами ему равные и выше;

Офицеров — командиров батальонов им соответствующих и ниже — от заместителей Министра обороны, главнокомандующих видами ВС РФ, им равных и выше;

Офицеров – заместителей командиров полков, старших помощников командиров кораблей 1 ранга им соответствующих и ниже имеет право досрочно уволить Министр обороны РФ.

При этом необходимо учитывать и п. 8 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, а именно то, что полковников, капитанов 1 ранга независимо от занимаемой должности (например, командир батальона) имеет право уволить только Министр обороны РФ.

Из всего сказанного вытекает, что при использовании рассматриваемого основания для увольнения необходимо соблюдать сроки наложения и приведения в исполнение взысканий, используя при этом опять же нормы Дисциплинарного устава ВС РФ. Следует учитывать, что само по себе наличие у военнослужащих неснятых взысканий не влечет за собой обязательной подготовки документов для увольнения. Думается, что это не будет и достаточным условием для досрочного увольнения, поэтому необходимо отметить, что сложившаяся негативная практика подготовки документов для увольнения при наличии у военнослужащего трех и более неснятых взысканий, не верна.

Применять данное основание для увольнения необходимо за конкретный проступок военнослужащего. При этом командир должен применять решение о досрочном увольнении военнослужащего не позднее 10 суток с того дня, когда ему стало известно о совершенном проступке, оповестив военнослужащего в установленном порядке об этом. Если у него не хватает властных полномочий для увольнения военнослужащего по этому основанию, то в вышеуказанные сроки он должен отправить представление вышестоящему командованию.

У вышестоящего командования десятидневный срок для принятия решения начинается с момента получения представления (отметки о дне регистрации во входящих документах).

Если соответствующий командир, начальник посчитал необходимым применить данный вид взыскания в отношении военнослужащего, он издает приказ об увольнении не позднее месяца со дня его наложения.

Если будут соблюдаться эти условия и сроки, думается, что количество жалоб на незаконное увольнение несколько уменьшится, так как оснований для обжалования станет гораздо меньше.

Обобщая вышеизложенное, необходимо также отметить, что при увольнении военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта необходимо соблюдать общий порядок увольнения, определенный в ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, а именно:

Уточняются данные о прохождении им военной службы (подсчет выслуги лет и оповещение об этом военнослужащего);

С ним проводится индивидуальная беседа (заполнение листа беседы);

На день исключения из списков личного состава воинской части он должен быть полностью удовлетворен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечение

До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается. Необходимо отметить, что невыполнение порядка увольнения следует считать нарушением прав военнослужащих на соблюдение в отношении их норм законодательства при увольнении с военной службы по рассмотренному основанию. Соответственно данные незаконные действия могут быть обжалованы по усмотрению военнослужащего в суд, прокуратуру, вышестоящему командованию.

Конструктор сайтов — uCoz

Последствия увольнения по несоблюдению контракта

Досрочное увольнение с военной службы по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.
Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

ст. 392 ТК РФ Срок исковой давности по спорам об увольнении составляет 1 месяц с момента когда работник узнал или должен был узнать о незаконности его увольнения, как правило этим моментом является ознакомление с приказом о прекращении трудового договора и выдачи работнику трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта: что положено, как и за что увольняют

Досрочное увольнение с военной службы по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.
Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

ст. 392 ТК РФ Срок исковой давности по спорам об увольнении составляет 1 месяц с момента когда работник узнал или должен был узнать о незаконности его увольнения, как правило этим моментом является ознакомление с приказом о прекращении трудового договора и выдачи работнику трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Могу ли оспорить в суде увольнение? По несоблюдению условий контракта, а взысканий нет

Должность

подполковник юстиции

«__» декабря 201__ г.

Заходите : http://www.voensud-mo.ru/

Пишите : [email protected]

Звоните : +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Для расчета размера жилищной субсидии можно воспользоваться калькулятором.

Командиру войсковой части 00000

Прошу Вашего ходатайства перед вышестоящим командованием об увольнении меня, подполковника юстиции Иванова И.И., в соответствии подп. «а» п. 3 ст. 51 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении меня условий контракта со стороны Министерства обороны РФ ПОСЛЕ обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (после предоставления жилищной субсидии).

Согласия на увольнение с военной службы до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания по установленным нормам не даю.

Увольнение военнослужащего по несоблюдению контракта

Прошу обеспечить меня жилым помещением (жилищной субсидией) по избранному месту жительства – в г. Москве.

В настоящее время проживаю в служебном жилом помещении, которое предоставлено мне во временное пользование на период прохождения военной службы, и которое я обязан в соответствии с действующим законодательством и заключенным договором найма служебного жилого помещения освободить в случае увольнения меня с военной службы, в том числе по указанному в настоящем рапорте основанию.

или Прошу оставить меня в очереди на получение жилого помещения (жилищной субсидии) для постоянного проживания по последнему месту службы – г. Москва (или в избранном месте жительства – г. Москва).

Указать в чем заключается существенное и (или) систематическое нарушение условий контракта: _____________________________________________________________________

Прошу направить на военно-врачебную комиссию в году увольнения с военной службы.

Должность

подполковник юстиции

«__» декабря 201__ г.

Нужна юридическая помощь военного юриста?

Нужна профессиональная юридическая консультация военных юристов?

Нужен образец заявления, иска, жалобы (апелляционной, кассационной) в гарнизонный, окружной военный суд?

Необходимо представить Ваши интересы в суде?

Заходите : http://www.voensud-mo.ru/

Увольнение по поводу несоблюдения контракта со стороны военнослужащего грозит прекращением карьеры в армии и другими серьезными последствиями. Каковы могут быть причины нарушения, и как правильно провести увольнение?

Какие условия контракта могут быть не соблюдены

Подписывая контракт, военнослужащий обязан соблюдать только те условия, которые прописаны в документе. Устные соглашения не принимаются в расчет. Любое нарушение письменных договоренностей грозит контрактнику дисциплинарным взысканием или увольнением из рядов армии.

К наиболее частым основаниям увольнения относят следующие виды несоблюдения контракта:

  • дисциплинарные проступки;
  • административное правонарушение;
  • уголовное правонарушение.

Контрактник в этих случаях не имеет права на следующие суммы при расчете:

  • единовременное пособие в размере до 7 окладов;
  • премиальные;
  • ежегодную материальная помощь.

Кроме этого, военный лишается льгот, таких как военная ипотека и должен будет вернуть всю затраченную на него сумму. В этом случае позволительно рассчитываться регулярными выплатами.

Основания для увольнения по несоблюдению условий контракта должны разбираться комиссией в индивидуальном порядке. В этом случае при решении принято опираться на общую судебную практику.

Если увольнение произведено неверно, или же основания к нему не были доказаны, в судебном порядке можно опротестовать увольнительный процесс и добиться восстановления в должности контрактника с сохранением воинского звания. На командира же, который некорректно уволил подчиненного, могут быть возложены штрафные санкции в виде временного или полного отстранения от должности.