Нормативные индивидуальные акты президента рф. Акты президента рф, их значение и юридическая сила

В процессе реализации своих полномочий Президент РФ издает установленные Конституцией РФ юридические акты – указы и распоряжения. По своей юридической природе и характеру это властные акты, которые являются обязательными для исполнения на всей территории России и всеми теми лицами, которым они адресуются.

Акты Президента РФ являются актами прямого действия и не нуждаются в опосредовании или одобрении со стороны какого бы то ни было государственного органа.

По своим юридическим свойствам указы и распоряжения Президента РФ подразделяются на нормативные и индивидуальные. Нормативные указы и распоряжения содержат в себе общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение и на определенные круг лиц. Наряду с Конституциею РФ и федеральными законам нормативные акты резидента РФ создают правовую основу для издания правительственных актов и играют большую роль в поддержании единой системы функционирования органов исполнительной власти на территории всей страны.

Индивидуальные акты Президента РФ – указы и распоряжения – издаются по конкретным вопросам и касаются лишь строго определенного круга лиц. Это, в частности, акты о присвоении воинских званий, назначение на должность, награждение тех или иных лиц, смещение с занимаемой должности и др.

Все акты Президента РФ, независимо от их юридических свойств и особенностей, имеют подзаконный характер. Согласно Конституции РФ «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (п.3 ст.90)

Конституционность актов Президента обеспечивается Конституционным Судом РФ, который наряду с рассмотрением актов других государственных органов на предмет их соответствия Конституции РФ разрешает также дела о соответствии ей нормативных указов и распоряжений Президента РФ. В случае признание неконституционными актов Президента или их отдельных положений они немедленно утрачивают юридическую силу.

В соответствии с действующим законодательством акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечению 7 дней после их опубликования, если иное не указано в сомом акте. Индивидуальные акты вступают в силу немедленно после их подписания.

Официально все акты Президента РФ публикуются в информационном издании «Собрание законодательства Российской Федерации» и в «Российской Газете».

Еще по теме Правовые акты Президента Российской Федерации.:

  1. § 1. Противоречия между федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации
  2. 2.2. Правовые основы налогового контроля в Российской Федерации
  3. § 2. Избирательное законодательство субъектов Российской Федерации: понятие, основные этапы становления, вопросы теории и содержание.
  4. Информационная открытость исполнительной власти Информация о решениях Президента Российской Федерации
  5. Указ Президента Российской Федерации об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека (в ред. Указа Президента РФ от 22.12.1999 N° 1678)

Исходя из анализа Конституции РФ, действующего законодательства и собственно актов Президента РФ, Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский предлагают следующую классификацию актов президентских актов:

А. Собственно правовые акты Президента РФ

2. Распоряжения;

Б. Иные формализованные акты Президента РФ

1. Послания;

2. Программы;

3. Обращения;

4. Письма;

Специфика правовых актов Президента РФ заключается в том, что они:

1. Занимают высокое место в правовой системе РФ, так как следуют сразу за Конституцией РФ, и федеральными законами;

2. Регулируют широкий круг общественных отношений, обусловленных масштабным характером его функций и полномочий;

3. Имеют общеобязательный характер (вытекающий из предписаний ч. 2 ст. 90 Конституции РФ), обязательны для исполнения на всей территории России;

4. Принимаются в единоличном порядке, сочетаемом с использованием консультативно – совещательных процедур их подготовки и предварительного рассмотрения;

5. Должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам;

6. Сочетают в себе общенормативные, конкретно – регулирующие и оперативные предписания.

Центральное место среди актов Президента РФ, безусловно, занимают указы. Их высокое место в правовой системе России определяется характером содержащихся в указах предписаний, прежде всего нормативного характера. Но, поскольку отсутствуют федеральные законы о Президенте РФ и о нормативных правовых актах РФ, вопрос о полномочиях Президента РФ в сфере правотворческой деятельности не имеет окончательного решения, и нет единого мнения ученых – юристов по этому вопросу. Так, Ю.Н. Старилов считает, что можно выделить два направления правотворческой деятельности Президента РФ:

1. Издание указов в пределах собственной компетенции, которая предусмотрена Конституцией РФ (например, создание изменение аппарата Администрации Президента РФ, а также установление в этой сфере норм права, относящихся к этим органам и подразделениям; вопросы гражданства; создание консультативных органов и т.д.).

2. Издание указов, формально не противоречащих Конституции РФ и федеральным законам, однако касающихся предмета ведения законодательного органа, т.е. такого вопроса, по которому должны быть приняты федеральные законы, а не указы Президента РФ. Эти президентские указы как бы восполняют пробелы в законодательном регулировании общественных отношений. Но это не соответствует положениям Конституции РФ, и едва ли это можно назвать легитимной формой осуществления управленческой деятельности Президента РФ в сфере исполнительной власти. Конституционные положения четко устанавливают процедуру ликвидации пробелов в законодательстве: Президент РФ может внести в Государственную Думу соответствующий законопроект в порядке реализации законодательной инициативы.



По мнению Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявского, указы следует классифицировать по их «юридическому рангу»:

1. Указы нормативного содержания в рамках собственных полномочий Президента РФ;

2. Указы как временные законодательные акты на основе полномочий, делегируемых главе государства парламентом;

3. Указы как временные законодательные акты, подлежащие внесению на рассмотрение Федерального Собрания (таких указов было много в период с сентября по декабрь 1993 г.);

4. указы о приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ (1994 г.), о приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ.

Несмотря на неоднозначность взглядов на правотворческую компетенцию Президента РФ, следует указать, что Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 30 апреля 1996 г. установил, что Президент РФ может издавать указы и по вопросам, требующим законодательного решения при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации, и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.

Распоряжения Президента РФ имеют, как правило, ненормативный характер. Они издаются по оперативным вопросам управления и позволяют своевременно решать вопросы на уровне главы государства. Но, четкого разграничения между указами и распоряжениями до настоящего времени нет.

К числу формализованных актов Президента РФ в первую очередь следует отнести послания, которые можно условно подразделить на две группы: послания общего характера, охватывающие общие вопросы и затрагивающие основные сферы общественной жизни (политику, экономику, право, охрану природы и т.д.), и послания Президента РФ, имеющие проблемно – тематический, специализированный характер.

Послания общего характера регулируются п. «е» ст. 84 Конституции РФ, где говорится, что Президент РФ обращается к Федеральному Собранию ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Примером специализированных посланий может служить Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2002 год».

Специфика посланий заключается в том, что они, как отмечает Е.В. Колесников, «послание не является нормативным актом, обязательным для граждан и должностных лиц, так как не включает правовые нормы, но бесспорно, является официальным документом и характеризуется важным социально – политическим звучанием. Оно информирует депутатов, государственных и иных служащих, общественность о задачах, стоящих перед институтами власти, и нерешенных проблемах».

Несмотря на то, что правовое регулирование посланий Президента РФ практически отсутствует, можно сделать вывод: Послания Президента РФ являются важнейшим средством определения путей развития государственной и правовой политики, совершенствования российского законодательства.

Программы Президента РФ – это акты программно – политического характера. Они во многом имеют правовое содержание и окраску, включают юридические предписания. Поэтому программы могут быть обоснованно отнесены к актам Президента РФ.

Формой акта Президента РФ являются также его письма, направляемые председателям палат Федерального Собрания РФ, например письма об отклонении федеральных законов, с помощью которых он реализует право вето. Письма Президента РФ об отклонении федеральных законов – важный и достаточно распространенный правовой акт Президента РФ, играющий существенную роль в укреплении конституционной законности и процесса совершенствования законодательства в стране

2.2.1. С 05.06.1996 по настоящее время акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу.

Официальные источники опубликования : "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации", дополнительно с 10.11.2011 - размещение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

2.2.2. С 04.09.2018 в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ указы Президента РФ в сфере таможенного регулирования вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, за исключением следующих случаев:

1) если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ установлен специальный порядок вступления их в силу;

2) если указы Президента РФ в сфере таможенного регулирования устанавливают более льготный порядок, чем действующий, в части требований представления документов и сведений, сроков для принятия решений таможенными и иными государственными органами или других административных (процедурных) ограничений, и в них установлен иной срок вступления их в силу.

Указы Президента РФ в области таможенного регулирования, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. Они также могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или федеральными законами. Во всех остальных случаях указы Президента в сфере таможенного регулирования применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы.

В период с 29.12.2010 по 03.09.2018 аналогичный порядок вступления в силу указов Президента РФ в области таможенного дела был установлен статьей 6 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ.

С 01.01.2004 по 28.12.2010 статьей 4 Таможенного кодекса РФ были установлены следующие особенности вступления в силу указов Президента РФ в области таможенного дела :

Указы Президента РФ, улучшающие положение лиц, имели обратную силу, если прямо предусматривали это. В иных случаях они могли иметь обратную силу, если это было предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Запреты, ограничения или требования в области таможенного дела, устанавливаемые указами Президента РФ, вводились в действие не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, если:

Соответствующие положения актов законодательства, на основании и во исполнение которых издавались указы Президента РФ, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, прямо предусматривали введение их в действие в более короткие сроки;

Таможенным кодексом РФ был установлен специальный порядок введения в действие указанных запретов, ограничений или требований.

2.2.3. В отношении актов Президента РФ, изданных ранее 05.06.1996 (до вступления в силу Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763), если иное не было установлено при принятии акта, следует руководствоваться следующими положениями:

1) с 01.07.1992 по 04.06.1996 - акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступали в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования в "Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации", "Российской газете" или "Российских вестях" (Указ Президента РФ от 26.03.1992 N 302);

2) с 01.11.1991 по 01.12.1992 - проекты указов Президента РСФСР по вопросам банковской, биржевой, валютно-финансовой, внешнеэкономической, инвестиционной, таможенной деятельности, бюджета, ценообразования, налогообложения, собственности, земельной реформы, занятости населения, компетенции, порядка формирования и деятельности исполнительных органов, издаваемые в целях оперативного регулирования хода экономической реформы и находящиеся в противоречии с действующими законами РСФСР, представлялись Президентом РСФСР в Верховный Совет РСФСР, а в период между сессиями - в Президиум Верховного Совета РСФСР.

Если в течение семи дней Верховный Совет РСФСР, а в перерывах между сессиями - Президиум Верховного Совета РСФСР не отклонял проект указа Президента РСФСР, то указ вступал в силу. В случае отклонения проекта указа Верховный Совет РСФСР в десятидневный срок рассматривал его в качестве законопроекта, представленного Президентом РСФСР (Постановление СНД РСФСР от 01.11.1991 N 1831-1).

Полномочия Президента РФ реализуются через принятие им правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения.

Указами оформляются решения Президента РФ нормативного характера , то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу субъектов.

Указы могут носить и индивидуальный характер . В форме указов издаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве, о предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении почетных званий, высших воинских и высших специальных званий, о помиловании.

Распоряжения Президента РФ - это акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как правило, не носят нормативного характера .

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90). Данная конституционная норма устанавливает подзаконный характер правотворческой деятельности Президента РФ. Вместе с тем отсутствие в Конституции РФ четкого разграничения предметов нормотворческой компетенции Президента РФ и Федерального Собрания позволяет толковать правотворческую деятельность Президента РФ достаточно широко, оправдывая «вторжение» Президента РФ в сферу законодательства.

Начиная с 1993 года в Российской Федерации, в силу значительного отставания законодательного регулирования в сфере экономики, государственного и общественного устройства, сложилась практика принятия Президентом РФ нормативных указов, выполняющих функции федеральных законов. Однако необходимо отметить, что издаваемые Президентом РФ указы в законодательной сфере носят временный характер и утрачивают юридическую силу по мере принятия законодательным органом федеральных законов. * При этом указы Президента РФ, принятые по конкретным вопросам (сферам), не становятся автоматически предметом рассмотрения парламента с целью их одобрения в дальнейшем в качестве федеральных законов. Влиять на законодательную деятельность Федерального Собрания Президент РФ может лишь путем внесения соответствующего проекта в качестве реализации права законодательной инициативы, предоставленной ему ст. 104 Конституции РФ.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. (в редакции от 13 августа 1998 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Акты Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Президента РФ публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после дня их подписания.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Свои полномочия Президент реализует, прежде всего, в принятии правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения.

Указами оформляются решения Президента РФ нормативного характера, то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу субъектов. Указы могут носить и индивидуальный характер. В форме указов издаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве и др.

Распоряжения Президента РФ - это акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как правило, не носят нормативного характера.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Данная конституционная норма устанавливает подзаконный характер правотворческой деятельности Президента РФ.

Помимо вышеперечисленных правовых актов, издаваемых Президентом, в правотворческую деятельность главы государства входит:

направление законопроектов президента РФ в Государственную Думу;

направление Запросов Президента РФ, в Конституционный Суд РФ;

направления ежегодных посланий Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

представления президента РФ, в которых содержатся предложения Президента РФ Совету Федерации по кандидатурам для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также предложения о назначении и освобождении Генерального Прокурора РФ; предложения Государственной Думе РФ о кандидатуре Председателя Правительства РФ и Председателя Центрального банка России;

Но не только Конституция РФ определяет виды правовых актов, издаваемых Президентом РФ. Например, федеральный закон «Об обороне» (1996г.) предусматривает, что Президент РФ как главнокомандующий издает директивы и приказы, которые обязательны для исполнения лишь Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Полномочия Президента Российской Федерации реализуются через принятие им правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции, Президент издаст указы и распоряжения.

Конституция устанавливает, что указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Все государственные органы, должностные лица и граждане обязаны следовать предписанным в актах Президента правилам поведения. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (включая республики), а также органы местного самоуправления не наделены правом приостановления актов Президента. В случае несогласия органов законодательной власти субъектов Российской Федерации с актом Президента, их убежденности в том, что тем или иным его актом, нарушено установленное Конституцией распределение компетенции между Федерацией и ее субъектами, они могут обратиться с ходатайством о проверке конституционности нормативных актов главы государства в Конституционный Суд России. Решение последнего о не конституционности актов Президента влечет утрату ими юридической силы.

Исходя из ч. 3 ст. 90 Конституции, указы и распоряжения не должны противоречить не только Конституции Российской Федерации, но и федеральным законам. Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер, они занимают подчиненное по отношению к законам место в иерархии нормативных правовых актов, в системе права Российской федерации, поскольку органом законодательной власти в России является Федеральное Собрание.

Действующим законодательством не установлены строгие юридические критерии, позволяющие четко отграничить указы и распоряжения как различные формы правовых актов. Однако сложившаяся практика осуществления президентских полномочий свидетельствует о наличии между ними некоторых различий. Решения Президента, носящие нормативный характер, т. е. содержащие общие правовые предписания неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на длительное и многократное применение, как правило, оформляются его указами. Например, указами определены принципы взаимодействия Президента и Правительства Российской Федерации (утверждены положения о структурных подразделениях Президента и его Администрации, решаются ключевые вопросы государственной политики). Указы Президента могут носить и индивидуальный характер, ими оформляются решения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту федеральных органов, а также иных структур вертикали исполнительной власти (представители Президента в субъектах Федерации, главы администраций краев, областей, округов, городов федерального значения). Наконец, указы Президента принимаются по вопросам гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, присвоения почетных званий, высших воинских и высших специальных званий. В форме указа принимаются решения и по вопросам помилования. Все сказанное выше дает основание сделать вывод о том, что именно указы являются основным видом правовых актов Президента Российской Федерации.

В отличие от указов, распоряжения Президента -- организационно-оперативные акты, они имеют вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Как правило, распоряжения не носят нормативного характера, регламентируют организационно-технические стороны взаимоотношений Президента с органами власти России и ее субъектов деятельность его Администрации, посвящаются решению кадровых вопросов.

Важным для нормотворческой деятельности Федерального Собрания и Президента является вопрос о разграничении предмета закона и нормативного указа Президента. В ст. 90 Конституции, посвященной актам Президента, этот вопрос специально не регулируется. В силу особых условий проведения конституционной реформы в России сложилась практика, когда отдельные указы Президента выполняли функции закона. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» до начала работы федерального Собрания законодательное регулирование вопросов бюджета, федеральных налогов и сборов, банковской, инвестиционной деятельности, валютно-финансового и таможенного регулирования, денежной эмиссии, земельной реформы, собственности, федеральной государственной службы и социальной зашиты населения передавалось Президенту и осуществлялось через принятие его указов. Названный Указ, а также ряд других нормативных актов Президента, принятых в тот период, предусматривали их утверждение Федеральным Собранием.

Решение Президентом вопросов, составляющих предмет законодательной деятельности Федерального Собрания, практиковалось и после начала работы нового парламента России.

Осуществление Президентом ряда законодательных функций, будучи вынужденной мерой в период поэтапной конституционной реформы, не предусматривается действующей Конституцией. В ней отсутствует и процедура рассмотрения Федеральным Собранием нормативных указов Президента, поскольку основной закон предусматривает четкое разграничение компетенции между каждым из органов федеральной власти. Очевидно, что по мере активизации законодательной деятельности Федерального Собрания будет прекращена практика регулирования нормативными указами вопросов, составляющих предмет законодательной деятельности парламента.