Несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия. Оперативный поиск

Содержание ОРД раскрывается законодателем через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели (ст.1 Закона), посредством постановки задач (ст.2), определения принципов (ст.3), правовой основы (ст.4), исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий (ст.6), оснований и условий их проведения (ст.7 и ст.8), регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности (ст.14 и ст.15), использования результатов ОРД (ст.11) и др.

Содержание оперативно-розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам ОРД. Оперативно-розыскная деятельность в известной мере носит характер "конфликта", несоответствия целей и интересов субъектов и объектов этой деятельности. Цель первых - решение ее задач, прежде всего выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших, цель вторых - избежать ответственности, уйти от правосудия. Поскольку изначально неясен процессуальный статус объектов ОРМ, не определена их виновность, содержательная сторона ОРД включает ряд положений, которые непосредственно направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении этой деятельности.



ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПРОФИЛАКТИКА (ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

1. Понятие оперативно-розыскной профилактики или профилактики преступлений в оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная профилактика 1 представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых оперативными подразделениями и сотрудниками органов, осуществляющих ОРД, в пределах установленных полномочий с целью:

Предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений 2 ;
- пресечения покушений на преступления (т.е. пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);
- выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;
- добывания информации о действиях (бездействии) или событиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
- выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации.

Профилактическая деятельность ОРО основывается на принципах:

Законности;
- соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина;
- сочетания гласных и негласных методов работы;
- взаимодействия с органами государственной власти РФ, общественными объединениями, организациями (в том числе осуществляющих общевоспитательные функции) и гражданами.

Основными направлениями профилактической деятельности ОРО являются:

Профилактика преступлений (общая, представляющая собой целенаправленную деятельность субъектов предупреждения преступлений по выявлению, устранению и нейтрализации причин и условий преступлений; индивидуальная, представляющая собой комплекс мер по выявлению конкретных лиц, от которых можно ожидать совершения преступления и оказанию на них либо на окружающую их среду позитивного воздействия с целью недопущения совершения преступления и изменения поведения личности от антиобщественного к законопослушному);
- предотвращение (недопущение) готовящихся преступлений (т.е. комплекс мер, направленных на недопущение замышляемых и подготавливаемых преступлений, с целью склонить лиц к добровольному отказу от приискания, изготовления или приспособления средств совершения преступлений, приискания соучастников, сговора на совершение преступления либо иного умышленного создания условий для их совершения);
- пресечение покушений на преступления (т.е. комплекс мер, имеющих цель остановить умышленные действия (бездействие) лица (лиц), непосредственно направленных на совершение преступления).

Ведется сбор информации о криминально-активных лицах, их намерениях, связях, преступном опыте, образе жизни, поведении, прошлом и анализ этой совокупности сведений; если эти сведения дают основания сделать вывод о вероятности преступного поведения данного лица, то за ним устанавливается оперативно-профилактическое наблюдение, он ставится на профилактический учет;
- осуществляется наблюдение за лицами, поставленными на профилактический учет, а также проводятся поисковые мероприятия для обнаружения признаков подготовки преступлений, преступных намерений или преступной деятельности этих лиц, причастность их к преступлениям, оставшимся нераскрытыми 3 ;
- проводится работа по разобщению и нейтрализации организованных преступных групп (ОПГ) или преступных сообществ (организаций) (ПС);
- выявляются причины и условия совершения преступлений в ходе проведения ОРМ, а также разрабатываются предложения по информированию органов государственной власти РФ о необходимости принятия мер по устранению и нейтрализации указанных причин и условий;
- проводится документальное оформление работы по фиксированию фактов и обстоятельств, действий и поступков лиц, находящихся под оперативно-профилактическим наблюдением, в том числе с применением видео-, аудиозаписи и фотосъемки; результаты документирования приобщаются к ДОУ либо к материалам подборок индивидуальной профилактики в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими ОРД;
- реализуются полученные материалы с учетом нераскрытия негласных источников информации.

Объектами профилактической деятельности ОРО являются:

Лица, готовящие преступления, либо покушающиеся на их совершение, либо высказывающие намерение совершить противоправные деяния;
- лица, способствующие различным образом (при отсутствии в их действиях либо бездействии состава преступления) совершению преступлений либо созданию угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ (например, лица, создающие предпосылки к утечке информации, составляющей государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну);
- лица, препятствующие различным образом работникам правоохранительных и контролирующих органов исполнению ими служебных обязанностей, а также оказывающие на них и их близких психологическое и иное воздействие с целью оказания влияния на результаты служебной деятельности;
- лица, с которыми ОРО прекращено конфиденциальное сотрудничество по компрометирующим их основаниям;
- сотрудники правоохранительных органов, создающие предпосылки к раскрытию конфиденциальных источников, планируемых оперативно-розыскных мероприятий, к утечке информации, составляющей государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну;
- сами причины и условия, способствующие совершению преступлений физическими и юридическими лицами, а также должностных преступлений в правоохранительных и контролирующих органах.

Особо следует сказать о профилактической деятельности ОРО по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). На это принципиально ориентирует Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

А. Рассмотрим содержание индивидуальной профилактической работы.

Основанием для проведения индивидуальной профилактики является наличие достоверных данных, свидетельствующих о возможности либо намерении лица совершить преступление.

Решение на осуществление индивидуальной профилактики должно основываться на тщательном уголовно-правовом анализе деяний лица с учетом особенностей его личности и иных обстоятельств.

Профилактика конкретных лиц не должна влечь за собой ущемления их конституционных прав и свобод.

Деятельность ОРО по осуществлению индивидуальной профилактики включает:

а) выявление лиц, подлежащих профилактике;
б) изучение этих лиц и источников негативного воздействия на них;
в) прогнозирование индивидуального поведения объекта профилактики;
г) проверку объекта профилактики по оперативным учетам;
д) постановку объекта профилактики на соответствующий профилактический учет;
е) планирование мер индивидуальной профилактики;
ж) непосредственное профилактическое воздействие;
з) проверку результатов проведенных профилактических мероприятий.

Профилактическое воздействие осуществляется в следующих основных формах:

1) индивидуальная беседа (ознакомительно-разъяснительная, воспитательная с привлечением общественности, предупредительная с выносом официального представления);
2) привлечение к индивидуальной работе лиц, могущих оказать позитивное воздействие на профилактируемого (например, должностных лиц контролирующих и иных органов государственной власти, общественности, членов семьи объекта профилактики);
3) создание вокруг объекта профилактики обстановки нетерпимости антиобщественного поведения, исключающей совершение им противоправных деяний;
4) осуществление постоянного и превентивного контроля за действиями профилактируемого;
5) иные формы.

Методика проведения каждой из форм профилактического воздействия разрабатывается оперативными подразделениями органов, осуществляющих ОРД. В качестве примера рассмотрим отдельные типовые положения методики проведения индивидуальной беседы.

Индивидуальное профилактическое воздействие в форме беседы оказывается с применением метода убеждения и, как правило, содержит в себе:

а) разъяснение причины проведения беседы;
б) получение объяснений в письменной с согласия профилактируемого лица или устной форме об обстоятельствах и мотивах совершения правонарушений;
в) предупреждение о возможных последствиях, в случае реализации преступных намерений.

Следует помнить, что в ходе проведения индивидуальной беседы запрещается использование сведений, полученных от лиц, конфиденциально сотрудничающих с ОРО, если это может привести к их расшифровке. В ходе проведения предупредительной беседы в соответствии п. 13 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1027-1 (в ред. от 31 марта 1999 года № 68-ФЗ) «О милиции» может быть в письменной форме вынесено официальное обязательное для рассмотрения представление об устранении государственным органом, организацией или общественным объединением обстоятельств, способствующих совершению преступлений.

Для проведения индивидуальной профилактической работы используются, как правило, служебные помещения правоохранительных органов, обстановка и условия в которых должны отвечать требованиям безопасности и способствовать достижению цели профилактики.

Индивидуальные профилактические мероприятия не могут проводиться в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления. В этих случаях, при наличии предусмотренных уголовно-процессуальным законом оснований, должно приниматься процессуальное решение.

Б. Рассмотрим содержание деятельности по предотвращению преступлений.

Данное направление профилактической деятельности представляет собой комплекс оперативно-розыскных и иных мер, направленных на недопущение замышляемых и подготавливаемых преступлений. Предотвращение преступлений включает:

а) выявление лиц, умышленно создающих условия для совершения преступления;
б) устранение обстоятельств, которыми намеревается воспользоваться лицо при совершении преступления;
в) искусственное создание обстановки исключающей либо существенно затрудняющей возможность совершения преступления;
г) привлечение лица к уголовной, административной, дисциплинарной и иной ответственности за совершение подготавливаемых действий.

Методы действий по предотвращению преступлений избираются в зависимости от сложившейся ситуации, конкретного состава замышляемого и подготавливаемого преступления, социального статуса фигуранта, его психологических особенностей и иных условий и обстоятельств.

Документальное оформление работы по предотвращению замышляемых либо подготавливаемых преступлений, а также оформление принятых решений (в том числе процессуальных) организуется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и административно-процессуальную деятельность, а также порядок привлечения сотрудников правоохранительных органов к дисциплинарной ответственности. Сама противоправная деятельность лиц, замышляющих либо подготавливающих совершение преступлений, непременно документируется, в том числе фиксируется в соответствии с законодательством с помощью фотосъемки, видео- и аудиозаписи.

3. Разобщение и нейтрализация организованных преступных групп и преступных сообществ (организаций) как форма оперативно-розыскной профилактики

Организованная преступность поразила практически все сферы - политическую, экономическую, социальную. ОПГ и ПС действуют в каждом субъекте Российской Федерации. Они сформированы в строгие вертикальные системы, обладают как межрегиональными, так и международными связями. Масштабы организованной преступности в России приобретают характер национальной угрозы. Поэтому перед ОРО стоит задача - сократить масштабы этого опасного явления, принять меры к разобщению и нейтрализации ОПГ и ПС, привлечению к уголовной ответственности их лидеров и участников. Поэтому разобщение и нейтрализация ОПГ и ПС следует рассматривать как одну из самых важных и сложных форм оперативно-розыскной профилактики с использованием конспиративных (негласных), а при необходимости и демонстративных способов оказания воздействия на все стороны отношений в ОПГ и ПС и окружающих их обстановке, направленных на нарушение или ослабление звеньев ОПГ и ПС, снижение или лишение эффективности их совместной преступной деятельности.

Отечественной и зарубежной практикой деятельности правоохранительных органов по разобщению и нейтрализации ОПГ и ПС выработаны следующие наиболее оптимальные пути осуществления указанной деятельности, направленной на лишение ОПГ и ПС его инфраструктуры, связей и источников финансирования:

Разложение преступного формирования изнутри с использованием конфидентов и штатных негласных сотрудников (например, путем санкционированной «вербовки» оперативников фигурантами в целях проникновения в их среду), конспиративное воздействие на лидеров ОПГ и ПС;
- использование возникающих конфликтных ситуаций и противоречий в отношениях между звеньями ОПГ и ПС, лидерами ОПГ и ПС и наиболее активными ее членами, дискредитация лидеров и авторитетов ОПГ и ПС в глазах сообщников;
- инициирование обстановки и ситуаций (например, путем различного рода дезинформации), обуславливающих непременное появление противоречий и конфликтных отношений между отдельными членами и звеньями ОПГ и ПС;
- воздействие на оргпреступные группировки посредством активного использования обстоятельств, оказывающих внешнее влияние на стратегические цели ОПГ и ПС, в первую очередь на их легальное вторжение в экономическую сферу, отмывание преступных доходов, на навязывание ими своих правил бизнес-сообществу и реальное влияние на отдельные сферы социально-экономической жизни регионов, а также на планы совершения ими преступлений;
- раскрытие любых преступлений, совершаемых членами преступных формирований, проводимое совместными силами различных ОРО, а также органами прокуратуры;
- силовое реальное или демонстративное воздействие ОРО на ОПГ и ПС, направленное на сокращение сферы влияния ОПГ и ПС, разрушение планов их криминальной деятельности, создание благоприятных условий для оперативной разработки ОПГ и ПС, сбора доказательств по изобличению и привлечению к установленной законом ответственности участников преступлений;
- использование рыночных механизмов на теневую экономическую деятельность ОПГ и ПС, а также возможностей конкурирующих структур, обеспечивающее подрыв финансовой основы ОПГ и ПС.

Разобщение и нейтрализация ОПГ и ПС занимает длительное время, но позволяет раскрывать тяжкие преступления прошлых лет, возвращать стране похищенные у государства денежные средства из-за рубежа и очищать регионы от криминального влияния.

В международной практике действий по разобщению и нейтрализации ОПГ и ПС наиболее часто используются следующие приемы:

Создание напряжения в ОПГ и ПС по различным вопросам их деятельности, доведение этого напряжения до конфликтных ситуаций, столкновение между входящими в ОПГ и ПС групп, приводящих к частичному или полному разрыву связей между ними;
- создание ОРО специальных структур, закамуфлированных под ОПГ и ПС, вытеснение с их помощью ОПГ и ПС из определенных сфер предпринимательской деятельности (секторов рынка) и установление контроля за ОПГ и ПС со стороны этих структур;
- устройство столкновений интересов различных ОПГ и ПС, постепенное доведение противостояния их друг другу до ослабления каждой из них в результате борьбы между собой;
- постепенное вытеснение окрепших ОПГ и ПС из секторов рынка с использованием конкурирующих ОПГ и ПС при негласной оперативной поддержке конкурента, исходя из тактических и стратегических интересов борьбы с организованной преступностью;
- замена лидеров ОПГ и ПС и их окружения на тех участников ОПГ и ПС, которые могут быть более подвержены влиянию со стороны ОРО;
- нагнетание неуверенности и страха среди членов ОПГ и ПС путем проведения учащенных силовых акций в отношении их;
- организация и проведение официальных проверок активных членов ОПГ и ПС по самым различным, в том числе и залегендированным основаниям;
- частые задержания членов ОПГ и ПС в независимости от того, наступят ли для этих временно задерживаемых юридические последствия;
- оказание давления на подконтрольные ОПГ и ПС предпринимательские структуры;
- постоянная оперативная разработка осужденных лидеров и других участников ОПГ и ПС в учреждениях, исполняющих наказание.

Важное значение в деле разобщения и нейтрализации ОПГ и ПС имеет антикриминальная разведка, которая состоит в проведении ОРО комплекса ОРМ и иных мер (включая аналитические), нацеленных на опережающее получение оперативно значимой информации о преступных замыслах ОПГ и ПС. Ее следует считать ответом на криминальную разведку, которая является одним из главных средств ОПГ и ПС, без использования которого не реализуется ни одно направление их преступной деятельности, особенно противодействие правоохранительным органам. Криминальная разведка, на осуществление которой выделяются значительные денежные средства, проводится с целью сбора различного рода информации, касающейся деятельности правоохранительных и контролирующих органов, хозяйствующих субъектов и конкретных лиц.

В заключение отметим, что в общем такая значительная задача, как профилактика преступности в целом должна решаться с опорой на население, на институты гражданского общества, со строгим соблюдением конституционных прав и законных интересов граждан.

Как правило, в психологических тестах, чтобы получить характеристику своей личности нужно отвечать на вопросы, но в этом физиогномическом онлайн тесте все по-другому. Здесь достаточно загрузить свое фото крупным планом. Далее алгоритм автоматически проанализирует черты лица и выдаст характеристику личности. Вот так, все просто, быстро, а главное онлайн и совершенно бесплатно!

Чтобы получить достоверный результат Ваше фото должно соответствовать нескольким критериям:

  • на фото должно быть лицо крупным планом (анфас)
  • лицо должно иметь нейтральное выражение (без улыбки или каких-либо гримас)
  • желательно отсутствие макияжа, очков и прочих элементов, скрывающих черты лица
  • если у Вас длинные волосы, соберите их сзади, чтобы лицо и лоб были открытыми

Как проходить тест по чертам лица?

После загрузки изображения, его можно масштабировать (колесиком мыши) и перемещать. Разместите фото таким образом, чтобы лицо оказалось в центре рабочей области и занимало всю ее высоту. При этом подбородок должен оказаться у нижнего края рабочей области, а линия роста волос у верхней. Слева Вы видите фото знаменитой актрисы Анджелины Джоли, которое соответствует всем требованиям.

После загрузки и размещения фотографии нажмите кнопку «Анализировать». Все, больше никаких действий не требуется, подождите пару секунд, пока идет физиогномический анализ геометрии лица и получите результат!

12.02.2017 246810 +708

Пройти бесплатные психологические тесты-----

Индивидуальное предупреждение - это прежде всего воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений , и их социальную среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

Объектами такого предупреждения являются индивиды, поведение и образ жизни которых свидетельствуют о реальной возможности совершения ими преступлений. Взгляды, мотивы, система ценностных ориентации личности могут стать Основанием для оказания на нее предупредительного воздействия лишь в том случае, когда эти взгляды, мотивы, ориентации проявились в антиобщественном поведении.

Исходя из описанного ранее механизма преступного поведения индивидуальное предупреждение должно быть направлено на личность и ее отрицательные дерты, на среду, формирующую эту личность, а также на условия, обстоятельства, ситуации, способствующие или облегчающие совершение уголовно наказуемых деяний. При этом следует иметь в виду, что речь идет о непосредственной деятельности соответствующих субъектов, т. е. тех, от кого исходит такое воздействие.

Суммируя сказанное, можно сформулировать следующее определение: итак, индивидуальное предупреждение преступного поведения - это деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и оказанию на них и окружающую их социальную микросреду позитивного корректирующего воздействия.

Меры индивидуального предупреждения, реализуемые в отношении личности, играют роль такого социального инструмента, который призван нейтрализовать или устранить внутренние негативные черты этой личности и ее поведения. Когда же воздействие направлено на социальную микросреду, то нейтрализуются либо устраняются внешние негативные элементы материального и духовного порядка, деформирующие личность (неблагоприятные материальные и бытовые условия жизни индивида, отрицательные межличностные отношения и пр.).

Объекты и содержание индивидуального предупреждения преступлений

В детализированном виде объектами индивидуального предупреждения преступного поведения являются:

  • антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступлений которым достаточно вероятно;
  • криминологически значимые личностные характеристики человека , определяющие деформацию его поведения;
  • криминологически значимые психофизиологические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению);
  • непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности (прежде всего в семье), ином бытовом окружении, в сферах труда, учебы, досуга, в иных микросоциальных группах, в первую очередь антиобщественной направленности, а также неблагополучные условия индивидуального бытия;
  • элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые объективно имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время.

Личность - важное звено в причинной цепочке преступного поведения. Она взаимодействует с криминогенной микросредой, через нее преломляется влияние последней. На личность поэтому в первую очередь и направляется предупредительное воздействие.

Целью индивидуального предупреждения является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения от антиобщественного к законопослушному.

Достижение этой цели требует решения ряда конкретных задач. К ним относятся:

  • выявление лиц, чье поведение свидетельствует о реальной возможности совершения преступлений;
  • изучение этих лиц и источников отрицательного воздействия на них;
  • прогнозирование индивидуального поведения;
  • планирование мер индивидуальной профилактики;
  • позитивное корректирующее воздействие.

Основными формами реализации метода убеждения являются: индивидуальные и коллективные беседы, обсуждение поведения лица, установление над ним индивидуального и коллективного шефства, стимулирование участия в общественно полезной деятельности и т. п.

В процессе реализации методов убеждения применяются разнообразные психологические и педагогические приемы воздействия на разум, чувства и волю правонарушителя. На практике положительно себя зарекомендовали беседы. В индивидуальном предупреждении преступного поведения используются беседы трех видов: ознакомительная, предупредительная и воспитательная (классификация А. И. Алексеева).

Ознакомительная беседа - ответственное мероприятие, от содержания и результатов которого во многом зависит ход дальнейшей воспитательной работы. Психологическая атмосфера такой беседы, ее тон должны отражать общую линию индивидуальной работы - сочетание доброжелательности, заинтересованности в судьбе человека с требовательностью к нему, его поведению. Чтобы эта беседа была эффективной и предметной, необходимо собрать как можно больше информации о самом лице, его поведении, окружении, связях и т. п.

Предупредительная беседа проводится либо при наличии фактов антиобщественного поведения лица, взятого на профилактический учет , либо без каких-либо внешних поводов, в порядке повседневной работы. Предупредительная беседа наряду с главной ее задачей - оказанием непосредственного воспитательного воздействия, преследует цель контроля за поведением подучетного, а также используется для информационного обеспечения индивидуального предупреждения преступлений.

Воспитательная беседа близка по цели, основному содержанию, способам воздействия предупредительной беседе. Пути воздействия на сознание, чувства и волю, используемые в ходе предупредительных и воспитательных бесед, во многом сходны. Однако воспитательные беседы проводятся, как правило, в неофициальной обстановке, чаще представителями общественности, по месту жительства , учебы "или работы лица, в отношении которого реализуется данная мера.

Наряду с беседой к числу основных организационно-тактических форм непосредственного воспитательного воздействия относятся вовлечение лиц в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, самодеятельного и иного характера.

Метод оказания помощи, как правило, является одним из самых эффективных в деятельности субъектов предупреждения преступлений. Он касается трудового устройства, улучшения бытовых условий, поступления на учебу, организации досуга, установления социально полезных контактов, планирования денелсных расходов , выбора жизненных целей и т. д.

Наибольшую значимость представляют первые два вида оказания помощи, особенно для лиц, освобожденных после отбытия наказания . Регламентация этой работы осуществляется в специальных нормативных актах . Когда применение указанных мер крайне затруднено, для их реализации необходимо использовать возможности церкви, спонсоров, различных фондов, службы социальной защиты населения, центров социальной реабилитации, домов ночного пребывания и других подобных структур.

Меры помощи реализуются также путем оказания воздействия на социальную микросреду, лица, с которым ведется работа. Отрицательные источники могут быть во всех сферах микросреды: в семье , в школе, трудовом коллективе.

Для исключения отрицательного влияния с носителями такого влияния проводится индивидуально-профилактическая работа (беседы, предупреждение, принуждение); лицо, с которым ведется работа, переводится в другой класс, школу, трудовой коллектив; отрицательное влияние нейтрализуется более сильным воздействием, развенчанием носителя вредного, разлагающего влияния и т. д.

Метод принуждения является одним из основных в деятельности правоохранительных органов и прежде всего - милиции. Основанный исключительно на законе , этот метод дает возможность своевременно предотвратить противоправную преступную деятельность лиц, находящихся под контролем, защитить граждан от их противоправных посягательств. Ранее этому методу уделялось недостаточно внимания, поскольку декларировалась обязанность правоохранительных органов в основном использовать методы убеждения и помощи. Однако превентивная функция в данном случае выходила за пределы обязанностей сотрудников этих органов, подменяя и дублируя предупредительную работу Других субъектов предупреждения преступлений. Кроме того, правоохранительные органы не обладали, да и не обладают необходимыми возможностями для реализации в полной мере убеждения, а особенно помощи.

Метод принуждения реализуется путем применения различных по своей юридической природе, содержанию и направленности мер воздействия. Однако они должны регламентироваться соответствующими правовыми нормами различных отраслей права - гражданского, семейного, административного и т. д. К основным мерам, имеющим предупредительное значение и наиболее часто применяемым правоохранительными органами, относятся следующие:

  • административный арест и административное задержание для предотвращения антиобщественного поведения лица и защиты граждан, членов семьи от противоправных посягательств;
  • штраф , реализующий материальную ответственность лица за свои антиобщественные проступки и призванный предупредить более серьезные правонарушения ;
  • принудительное лечение пьяниц и наркоманов, которое наряду с медицинскими целями преследует цель уберечь лицо от дальнейшей деградации, от совершения преступления на почве этих пагубных пристрастий и защитить семью и окружающих от его пагубного влияния и хулиганских посягательств;
  • административный надзор , преследующий цель жесткого контроля за лицами, освободившимися из мест лишения свободы и не ставшими на путь исправления.

Наложение и ужесточение ограничений в отношении судимых, взятых под надзор, позволяет установить барьеры на пути их противоправной деятельности, способствует социализации личности. Возложение на лицо обязанности прибывать периодически в орган внутренних дел для регистрации лишает его возможности вести антиобщественный образ жизни.

К уголовно-правовым мерам индивидуального предупреждения преступного поведения можно отнести такие, как:

привлечение к ответственности лиц по статьям Уголовного кодекса с так называемой двойной превенцией (угроза убийством , нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества; изготовление, хранение или сбыт оружия ; вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и т. п.).

Следует помнить, что индивидуальное предупреждение преступного поведения представляет собой сложнейший вид деятельности, поскольку оно всегда связано с конкретным человеком, его особенностями. Наиболее остро это проявляется в работе с несовершеннолетними.

Основные функции по реализации предупреждения индивидуального преступного поведения подростков возложены на специализированные подразделения органов внутренних дел, входящие в структуру милиции, общественной безопасности.

Согласно нормативным актам эти подразделения реализуют меры воздействия в отношении следующих категорий несовершеннолетних: освобожденных из мест лишения свободы; осужденных к лишению свободы условно либо с отсрочкой исполнения приговора ; совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия либо административного взыскания или вследствие акта об амнистии ; совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; обвиняемых в совершении преступлений и не заключенных под стражу в период предварительного следствия; вернувшихся из специальных учебно-, лечебно-воспитательных учреждений; систематически совершающих правонарушения, влекущие наложение административных взысканий.

В этих целях данные подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних принимают следующие меры:

  • взаимодействуют с органами социальной защиты, занятости населения, образования, здравоохранения, трудовыми коллективами, общественными объединениями , благотворительными и иными фондами в целях активизации предупреждения правонарушений несовершеннолетних;
  • вызывают несовершеннолетних, родителей , лиц, их заменяющих, а также приглашают иных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции, для выяснения обстоятельств, связанных с правонарушениями подростков, получают от них необходимые объяснения, сведения, справки, документы;
  • посещают несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, учебы, работы; проводят профилактические беседы с ними, родителями и иными лицами, отвечающими за воспитание и поведение подростков;
  • задерживают и доставляют несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних по основаниям, предусмотренным действующим законодательством и нормативными актами МВД России;
  • проводят предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством действия по материалам в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения их к уголовной ответственности;
  • в соответствии с действующим законодательством осуществляют меры по контролю за несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора;
  • в неотложных случаях направляют детей и подростков, оставшихся без родительского попечения, в учреждения органов социальной защиты населения, здравоохранения, для оказания медицинской помощи несовершеннолетним правонарушителям, употребляющим спиртные напитки, наркотические и другие средства, вызывающие одурманивание;
  • направляют в государственные органы , на предприятия , в учреждения, организации и общественные объединения информацию об обстоятельствах, способствующих правонарушениям подростков, и предложения по устранению этих обстоятельств.

Существенной спецификой обладает индивидуальное предупреждение преступного поведения в тех случаях, когда отсутствует информация о лицах, которые уже совершили преступления, но эти преступления не раскрыты, а лица могут продолжать преступную деятельность. Источниками такой информации служат прежде всего:

  • книги и журналы учета происшествий, задержанных и доставленных в дежурные части органов внутренних дел;
  • уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении;
  • материалы об административных или других правонарушениях;
  • приговоры судов ;
  • сообщения, извещения, иные материалы милиции, исправительно-трудовых учреждений, специальных учебно-воспитательных заведений, подразделений органов внутренних дел, суда, прокуратуры ;
  • заявления и письма граждан;
  • сообщения государственных, негосударственных органов и организаций;
  • сообщения в печати, по радио, телевидению и т. д.

Выявление лиц, которые могли совершить преступление и продолжать преступную деятельность, основано на осведомленности о лицах, вероятность криминального поведения которых прогнозируется как высокая, знании закономерностей детерминации и развития преступной деятельности.

По мере того как феномен преступности все больше и больше выходит за пределы национальных рамок и государственных границ , приобретая транснациональный характер, исследования в области сравнительной криминологии становятся особенно актуальными. Зарубежная криминология - весьма многоплановое явление, объединяющее самые различные теории причин преступности и разработки мер воздействия на это антисоциальное явление.

Основной водораздел между криминологическими теориями проходит в двух плоскостях. Во-первых, их можно разделить на две большие группы в зависимости от того, признают их авторы и сторонники значительную роль биологических факторов в генезисе преступного поведения или нет. Соответственно в этой плоскости можно выделить теории биологической и социологической ориентации. Во-вторых, все подходы к воздействию на преступность можно разделить на радикальные и умеренные в зависимости от того, предполагается ли коренное изменение социальной системы для достижения положительных результатов в борьбе с криминальным феноменом, либо существующий социальный порядок рассматривается как константа, в рамках которой необходимо изыскать возможности для снижения или стабилизации преступности.

ЗК РФ Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд

1. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязаны:

1) запросить сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у предполагаемых правообладателей изымаемых земельных участков или иных объектов недвижимого имущества;

2) обеспечить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если такие земельные участки расположены на межселенной территории), по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

3) обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, и официальном сайте указанного в подпункте 2 настоящего пункта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

4) обеспечить размещение сообщения о планируемом изъятии земельных участков, которое должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1 , , и 7 пункта 5 настоящей статьи, на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, подлежащие изъятию, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования.

2. В случае, если выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию, осуществляется на основании ходатайства об изъятии, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, осуществляют действия, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в срок не более чем десять дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества. При этом опубликование сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, а также размещение информации на информационных щитах в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи осуществляется за счет средств организации, подавшей ходатайство об изъятии.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе поручить осуществление действий по выявлению лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию, подведомственным этим органам государственным или муниципальным учреждениям.

4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные учреждения, муниципальные учреждения, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, физические и юридические лица, получившие указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи запрос, в пятидневный срок со дня его получения обязаны представить в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также копии документов, подтверждающих данные права.

5. В сообщении о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежащем опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если такие земельные участки расположены на межселенной территории), по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, должны быть указаны:

1) цели изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) перечень кадастровых номеров земельных участков, подлежащих изъятию, и их адреса или описание местоположения, перечень и адреса расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества (при наличии кадастровых сведений о них);

3) границы зоны планируемого размещения объектов, в целях строительства, реконструкции которых предполагается изъятие земельных участков и (или) расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества;

4) адрес, по которому заинтересованные лица могут получить информацию о предполагаемом изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд и подать заявления об учете прав на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, а также срок подачи указанных заявлений;

5) адрес и время приема граждан и представителей юридических лиц для ознакомления с проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с которыми предстоит образовать земельный участок, подлежащий изъятию. При этом срок ознакомления с указанными документами не может быть менее чем шестьдесят дней со дня опубликования сообщения;

6) официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещается сообщение о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

7) наименование уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд.

6. В сообщении о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежащем размещению на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, и официальном сайте предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указываются сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, а также:

1) реквизиты решений об утверждении документов территориального планирования и проекта планировки территории, предусматривающих размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых планируется изъятие земельных участков (в случае, если изъятие земельных участков осуществляется для строительства, реконструкции объектов, предусмотренных такими документами);

2) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, предусматривающего образование земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если образование таких земельных участков осуществляется в соответствии с проектом межевания территории;

3) реквизиты решения о создании или об изменении границ особо охраняемой природной территории в случаях изъятия земельных участков для данных целей;

4) официальный сайт, на котором размещены утвержденные документы территориального планирования и проект планировки территории, предусматривающие размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых планируется изъятие земельных участков (в случае, если изъятие земельных участков осуществляется для строительства, реконструкции объектов, предусмотренных такими документами).

7. Обязательным приложением к сообщению о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, размещенному на официальных сайтах в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, является утвержденный проект межевания территории или схема расположения земельного участка, предусматривающие образование земельного участка или земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если такие земельные участки или такой земельный участок предстоит образовать.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, подлежащих изъятию, собственники расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, лица, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах (далее также - правообладатели изымаемой недвижимости) и права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение шестидесяти дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, подают заявления в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, об учете их прав (обременений прав) на земельные участки и (или) объекты недвижимости (далее также - заявления об учете прав на недвижимость) с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких заявлениях указывается способ связи с заявителями, в том числе их почтовый адрес.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае, если лицами, подавшими заявления об учете прав на земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества, не представлены документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества, либо представленные ими документы не являются документами, устанавливающими или удостоверяющими их права на такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, направляют данным лицам уведомления об этом в срок не позднее чем в течение десяти дней со дня поступления указанных заявлений.

10. В случае, если в порядке, установленном настоящей статьей, правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, обращаются в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, независимо от того, были ли такие объекты недвижимого имущества поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Признание права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такие объекты недвижимости не является препятствием для предъявления требований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи.

11. Правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки и (или) объекты недвижимости не были выявлены в порядке, установленном настоящей статьей, имеют право требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица вправе требовать возмещения за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется.

к ст. 20 Руководства, утвержденного приказом Министра обороны

Российской Федерации 1997 года N___

Под "нервно-психической неустойчивостью" (НПН) понимают склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это довольно широкое понятие включает в себя различные предболезненные состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной, либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособительные возможности организма.

В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющую роль играют биологическая неполноценность нервной системы (врожденная или приобретенная) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами. Для военного психолога очень важно понимание биологической "почвы" в развитии нервно-психической неустойчивости.

Во-первых, это объясняет, почему встречающиеся отклонения в поведении и деятельности у обычного человека носят незначительный характер и не накладывают отпечаток на личность в целом, в то время как у лиц с нервно-психической неустойчивостью эти отклонения не только сильно выражены, но и носят устойчивый характер, существенно сказываясь на различных сторонах проявлений личности.

Во-вторых, такой подход к пониманию НПН предопределяет в работе с военнослужащими с признаками НПН не только комплекс воспитательных и психотерапевтических, но и организационных мероприятий.

Решение этих задач возможно при тесном сотрудничестве командиров, их заместителей по воспитательной работе, офицеров-психологов и медицинских работников. Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости должна предусматривать плановые мероприятия в:

Период прибытия молодого пополнения в воинскую часть;

Период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев);

Период последующего прохождения военной службы.

В период прибытия пополнения.

С прибытием пополнения в воинскую часть психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами пункта приема пополнения, командирами подразделений, офицерами воспитателями. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления нервно-психической неустойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает, на что обратить внимание при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением. Определяется порядок работы и форма документа, который готовится командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе на имя психолога о военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому обследованию. В нем должны быть указаны фамилия, имя, отчество военнослужащего, а также сведения о наличии у него признаков нервно-психической неустойчивости.

Изучение документов (Приложение № 5).

В результате изучения документов могут быть получены косвенные признаки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родственников, перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, наблюдение в психо-неврологическом диспансере, ночное недержание мочи, воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей, наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья, приводы в милицию, трудности в обучении и освоении профессии, вовлечение в антисоциальные группы, сложные отношения с товарищами, низкая общественная активность, узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений, вспыльчивость, раздражительность, неустойчивость настроения, обидчивость, замкнутость, безынициативность, излишняя принципиальность, театральность, манерность, слабоволие, раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.

При наличии 1-2 из указанных признаков военнослужащий заслуживает более пристального внимания и наблюдения. При наличии 3-5 из этих признаков - сведения о таком военнослужащем заносятся в списки для более глубокого обследования психологом части.

Наблюдение за поведением военнослужащих (Приложение № 5).

Наблюдение должно быть направлено на выявление лиц склонных к замкнутости, уединению, стеснительных, нерешительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступающих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распорядок, развязанных в поведении. Заслуживает внимание информация о лицах с недостатками артикуляции (косноязычие, шепелявость), плохо знающих русский язык, с мышечными подергиваниями, дрожанием конечностей, неловкостью, угловатостью движений, постоянно опаздывающих на построения и т.д. При наличии даже одного из перечисленных признаков, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 косвенных признака НПН, сведения о военнослужащем заносятся в список для углубленного изучения психологом части. При эпизодическом проявлении того или иного признака, военнослужащий требует особого внимания при дальнейшем изучении.

К наблюдению можно привлекать и сержантский состав, предварительно проведя с ними соответствующий инструктаж, с целью получения конкретных сведений об особенностях поведения лиц из числа пополнения.

Собрав и проанализировав всю имеющуюся информацию, можно переходить к заключительному этапу изучения пополнения - индивидуальному собеседованию.

Проведение индивидуальных собеседований (Приложение № 5)

В процессе беседы уточняются имеющиеся сведения, оцениваются те стороны личности, которые невозможно было оценить с помощью наблюдения или документов, имеющихся на военнослужащего. Особое внимание обращается на лиц, у которых на этапе изучения документов выявлены 1-2 косвенных признака НПН, а также с эпизодическими проявлениями НПН в поведении.

При построении плана беседы необходимо предусмотреть такие темы обсуждения как: условия воспитания и развития; отношение к алкоголю, наркотикам; состояние здоровья; отношение к окружающим и лицам противоположного пола и др.

Признаками НПН и условиями, способствующими ее развитию, следует считать: воспитание в неполной, неблагополучной семье (плохие взаимоотношения родителей; наличие у них судимости, психических заболеваний; чрезмерно строгое или "тепличное" воспитание; злоупотребление алкоголем членами семьи; побеги из дома), ранний алкогольный опыт военнослужащего, случаи употребления наркосодержащих препаратов, приводы в милицию, многочисленные конфликты в школе, семье; наличие нервно-психических заболеваний; ранний сексуальный опыт, беспорядочные половые связи.

По результатам проведенной работы командирами подразделе- ний, их заместителями по воспитательной работе составляется список военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании. Психолог полка проводит анкетирование прибывшего пополнения с помощью анкеты "Прогноз -2". Лица, нуждающиеся в углубленном психологическом обследовании, изучаются с помощью личностных опросников "НПН-А", “Адаптивность”, а также других психологических методик. Конкретный набор которых определяется уровнем профессиональной подготовленности психолога.

Итогом изучения прибывшего пополнения должно стать выделение военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью:

С резко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости. Данная группа нуждается в первичном медицинском освидетельствовании у врача психиатра (психоневролога);

С умеренно выраженными признаками нервно-психической неустойчивости, которые ограничивают использование этих военнослужащих по отдельным специальностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитательных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальностям).

В период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев).

В данный период наращиваются усилия по изучению военнослужащих, особенно тех, за которыми требовалось наблюдение.

Основными задачами изучения военнослужащих в этот период являются:

Оценка процесса адаптации к условиям и требованиям военной службы и обеспечение, в случае необходимости, соответствующих воспитательных воздействий, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с целью предупреждения проявлений нервно-психической неустойчивости;

Изучение взаимоотношений в воинских коллективах, оказание помощи военнослужащим, испытывающим трудности в установлении контактов;

Выявление лиц, нуждающихся в дополнительном психологическом обследовании.

Методами изучения личного состава остаются наблюдение, психологическое тестирование и индивидуальная беседа. Особое место отводится наблюдению, т.к. в этот период появляется возможность наблюдать за поведением воинов в сложных, непривычных для них условиях, когда признаки нервно-психической неустойчивости проявляются со всей очевидностью.

Наблюдению за военнослужащими должен предшествовать инструктаж психологом должностных лиц, непосредственно работающих с личным составом (см. этап прибытия пополнения). Предлагается обратить внимание на недисциплинированных, болезненно реагирующих на замечания, неисполнительных, легко возбудимых, вспыльчивых, конфликтных или, наоборот, замкнутых, обидчивых, чрезмерно робких и застенчивых военнослужащих. Подлежат выявлению лица, проявляющие высокомерие, стремящиеся во что бы то ни стало выделиться среди окружающих или, напротив, ставшие объектом шуток, насмешек, совершающие нелепые поступки, имеющие странности, ненормальности в поведении, неряшливый внешний вид. Необходимо выделять воинов, проявляющих во время различных занятий несобранность, неловкость, нарушения координации движений, излишнюю напряженность, вычурность движений и поз, отмечать обмороки, случаи частого обращения за медицинской помощью с разнообразными жалобами, фиксировать отстающих, с большим трудом осваивающих воинскую специальность, отмечать случаи неверного исполнения приказов и распоряжений.

Кроме этого, до должностных лиц доводятся основные меры по профилактике нервно-психической неустойчивости:

Внимательное, чуткое отношение к подчиненным, уважение к их чувствам, мыслям, суждениям, предложениям и т.д., недопущения в их адрес резких оскорбительных высказываний, несправедливости и т.п.;

Создание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах - атмосферы уважительности, доброжелательности и взаимопомощи;

Создание здорового быта, борьба против пьянства, токсикомании и наркомании;

Предупреждение конфликтных и исключение других психотравмирующих ситуаций;

Ограничение физической нагрузки для ослабленных военнослужащих;

Временное, полное или частичное освобождение от несения службы, перевод в подразделения, занимающиеся выполнением хозяйственных работ;

Разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и формулирование рекомендаций для самоконтроля и коррекции (проводит лично психолог);

Знание наиболее типичных ситуаций, в которых поведение воинов с признаками нервно-психической неустойчивости может быть неадекватным.

Особо подчеркивается недопущение случаев использования полученной информации во вред военнослужащим.

Данные наблюдения анализируются психологом, уточняются в процессе беседы и дополняются результатами тестирования. Ход адаптации к условиям военной службы удается оценить с помощью многоуровнего личностного опросника "Адаптивность". Обобщенные данные изучения служат базой для выработки конкретных предложений командованию о мерах индивидуально-воспитательного характера, рационального использования того или иного военнослужащего, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий. Все перечисленные мероприятия должны быть отражены в плане работы психолога с военнослужащими, у которых выявлены признаки НПН.

B период последующего прохождения военной службы.

В период последующего прохождения воинской службы осуществляется динамическое наблюдение за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости (в соответствии с планом работы) с целью контроля их текущего состояния, изучения системы отношений наблюдаемого военнослужащего в коллективе, оценки его эмоционального и делового статуса и своевременного проведения психопрофилактических и коррекционных мероприятий.

Наиболее информативной в этом плане является социометрическая методика (Приложение № 10). Кроме того могут быть использованы и другие методы изучения личности (независимых характеристик, экспертный опрос, наблюдение).

Анкета “Прогноз-2”.

Разработана В.Ю.Рыбниковым. Она предназначена для определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) у военнослужащих и позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность возникновения нервно-психических срывов. Качественный анализ ответов позволяет уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях.

Методика содержит 86 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ "да" или " нет". Результаты обследования выражаются количественным показателем (в баллах), на основании которого выносится заключение об уровне нервно-психической устойчивости и вероятности нервно-психических срывов.

Для проведения обследования необходимо иметь текст опросника и регистрационные бланки. Обследование длится около 20 минут.

Инструкция обследуемым

"Вам предлагается ответить на 86 вопросов, направленных на выявление некоторых особенностей вашей личности. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет вам в голову. Помните, что нет "хороших" или "плохих" ответов. Если вы отвечаете "Да", поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак "+" (плюс), если вы выбрали ответ "Нет", поставьте знак "- " (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Не пропускайте высказываний".

Регистрационный бланк к анкете "Прогноз-2 "

Обработка результатов выполнения методики производится с помощью специальных "ключей" (таблица № 1).

Таблица № 1

"Ключ" для обработки данных по методике "Прогноз-2"

Обработка проводится с помощью "ключей", которые изготавливаются в количестве трех штук из прозрачной пластмассы (пленки). На пластмассу наносится сетка, совпадающая с сеткой регистрационного бланка. Прорези в каждом из "ключей" должны соответствовать номерам высказываний, сгруппированным в шкалы. Один "ключ" готовится для подсчета баллов по шкале искренности, два - по шкале нервно-психической устойчивости (для оценки положительных и отрицательных высказываний).

Обработку начинают со шкалы искренности, которая используется для оценки достоверности ответов. “Ключ” накладывается на заполненный регистрационный бланк, после чего подсчитывается количество минусов,которые видны через прорези в "ключе". Полученное число соответствует значению шкалы искренности в баллах. Если военнослужащий получил 10 и более баллов, то использовать данные анкеты не рекомендуется, а причины неискренности следует выяснить в процессе беседы, с последующим выводом об уровне нервно-психической устойчивости.

Затем подсчитывается количество совпадений с "ключом" по шкале нервно-психической устойчивости. Количество полученных военнослужащим баллов переводят в "стэны" по таблице № 2 и оценивают по таблице № 3.

Таблица № 2

Стэновая шкала

оценки нервно-психической устойчивости по методике "Прогноз-2"

Таблица № 3

Текст анкеты "Прогноз-2"

1. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

2. Меня легко переспорить.

3. Я избегаю поправлять людей, которые высказывают необоснованные утверждения.

4. Люди проявляют ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.

5. Иногда я бываю уверен, что другие люди знают о чем я думаю.

6. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.

7. Временами я бываю совершенно уверен в своей никчемности.

8. У меня никогда не было столкновений с законом.

9. Я часто запоминаю числа, не имеющие для меня никакого значения (например, номера автомашин и т.п.).

10. Иногда я говорю неправду.

11. Я впечатлительнее большинства других людей.

12. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

13. Определенно судьба не благосклонна ко мне.

14. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

15. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

16. Я легко теряю терпение с людьми.

17. У меня отсутствуют враги, которые по-настоящему хотели бы причинить мне зло.

18. Иногда мой слух настолько обостряется, что это мне даже мешает.

19. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.

20. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.

21. В игре я предпочитаю выигрывать.

22. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с человеком, которого я не желаю видеть.

23. Большую часть времени у меня такое чувство, будто я сделал что-то не то или даже плохое.

24. Если кто-нибудь говорит глупость или как-нибудь иначе проявляет свое невежество, я стараюсь разъяснить ему его ошибку.

25. Иногда у меня бывает чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.

26. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

27. В моей семье есть очень нервные люди.

28. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

29. Должен признать, что временами я волнуюсь из-за пустяков.

30. Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение о вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости.

31. Я часто подшучиваю над друзьями.

32. В течение жизни у меня несколько раз менялось отношение к моей профессии.

33. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

34. Я часто работал под руководством людей, которые умели повернуть дело так, что все достижения в работе приписывались им, а виноватыми в ошибках оказывались другие.

35. Я безо всякого страха вхожу в комнату, где другие уже собрались и разговаривают.

36. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

37. Когда я нахожусь на высоком месте, у меня появляется желание прыгнуть вниз.

38. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

39. Мои планы часто казались мне настолько трудно выполнимыми, что я должен был отказаться от них.

40. Я часто бываю рассеянным и забывчивым.

41. Приступы плохого настроения у меня бывают редко.

42. Я бы предпочел работать с женщинами.

43. Счастливей всего я бываю, когда я один.

44. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

45. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

46. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

47. Я человек нервный и легко возбудимый.

48. Меня очень раздражает, когда я забываю, куда кладу вещи.

49. Бывает, что я сержусь.

50. Работа, требующая пристального внимания мне нравится.

51. Иногда я бываю так взволнован, что не могу усидеть на месте.

52. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

53. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

54. Иногда я принимаю валерьяну, элениум или другие успокаивающие средства.

55. Человек я подвижный.

56. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

57. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

58. Бывало, что я отвечал на письма не сразу после прочтения.

59. Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнованным.

60. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы. Переход к новым условиям жизни, работы или учебы кажется мне невыносимо трудным.

61. Иногда случалось так, что я опаздывал на работу или свидание.

62. Голова у меня болит часто.

63. Я вел неправильный образ жизни.

64. Алкогольные напитки я употребляю в умеренных количествах (или не употребляю вовсе).

65. Я часто предаюсь грустным размышлениям.

66. По сравнению с другими семьями в моей очень мало любви и тепла.

67. У меня часто бывают подъемы и спады настроения.

68. Когда я нахожусь среди людей, я слышу очень странные вещи.

69. Я считаю, что меня очень часто наказывали незаслуженно.

70. Мне страшно смотреть вниз с большой высоты.

71. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.

72. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

73. У меня бывали периоды, когда я что-то делал, а потом не знал, что именно я делал.

74. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

75. Думаю, что я человек обреченный.

76. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.

77. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее.

78. Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие.

79. Иногда совершенно безо всякой причины у меня вдруг наступает период необычайной веселости.

80. Некоторые вещи настолько меня волнуют, что мне даже говорить о них трудно.

81. Иногда меня подводят нервы.

82. Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально.

83. Когда я слышу об успехах близкого знакомого, я начинаю чувствовать, что я неудачник.

84. Бывает, что мне в голову приходят плохие, часто даже ужасные слова, и я никак не могу от них отвязаться.

86. Часто, даже когда все складывается для меня хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.