Некрасов железная дорога читать в сокращении. Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова

Картина русской природы. Поздняя осень. Уже успел выпасть снег, но листья еще не пожухли, и лирический герой — рас­сказчик, едет в поезде. Его попутчики — генерал с сыном Ваней. Ребенок спрашивает, кто построил эту железную дорогу. Отец отвечает, что дорога построена графом Клейнмихелем. Рассказ­чик, обращаясь к Ване, говорит о том, что истинными строите­лями пути были простые люди. Условия труда были невыноси­мыми, но народ шел на эти работы, сгоняемый царем по имени Голод:

Он-то согнал сюда массы народные.

Многие — в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Слушая рассказ, Ваня засыпает и видит во сне толпу мертве­цов, строителей железной дороги, которые поют страшную пес­ню о страданиях, невзгодах и лишениях. Они поют о том, что в невыносимую жару и в лютый холод трудились они, не разгиба­ясь. Жили в землянках, боролись с холодом, голодом, дождем, их обирали десятники, секло начальство. Среди толпы мертвецов выделяется высокорослый больной белорус. Как тысячи других, механически долбит он землю лопатой. Весь в язвах, с распухши­ми ногами, согнутой спиной добывает он свой хлеб. Рассказчик призывает мальчика приглядеться к этому живому воплощению.

страдания. «Благослови же работу народную и научись мужика уважать». Он говорит о том, что русский народ уже достаточно вынес, но это не значит, что силы его иссякли. Он многое еще способен перенести, он «и широкую, ясную грудью дорогу проло­жит себе». Но вот только жить в эту пору прекрасную не придет­ся ни лирическому герою, ни даже маленькому Ване.

В этот момент от оглушительного свистка паровоза Ваня про­сыпается. Оказывается, что толпы мертвецов ему только снились, и он откровенно рассказывает об этом отцу-генералу. Генерал толь­ко смеется в ответ. Он говорит, что простые мужики — варвары и беспросветные пьяницы, и просит рассказать о «светлой сторо­не» народной жизни.

К окончанию строительства железной дороги на место работ приезжает лабазник. Он великодушно прощает рабочим все их долги, которые накопились за те дни, когда они болели. Мужи­ки и этому рады, их не удивляет, что после работы они оста­лись еще и должны. В дар рабочим выставляется бочка вина. Бочку с криком «ура» катят по дороге. Лирический герой задает генералу вопрос: «Кажется, трудно отрадней картину нарисо­вать, генерал. »

Глоссарий:

  • некрасов железная дорога краткое содержание
  • краткое содержание железная дорога
  • железная дорога краткое содержание
  • краткое содержание железная дорога некрасов
  • краткое содержание некрасов железная дорога

Другие работы по этой теме:

  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасов «Железная дорога» (1864). В стихотворении изображаются «народные массы», которые голод согнал на строительство доро­ги, но здесь каторжный труд и нечеловеческие условия сущест­вования, грабеж со стороны.
  • Некрасов, Анализ произведения Железная дорога, План Анализ произведения Стихотворение «Железная дорога» было написано в 1864 году, через три года после отмены крепостного права. Однако невольно возникает вопрос — многое ли изменилось.
  • Анализ стихотворения Некрасова «Железная дорога» Во второй половине XIX века в России усилился рост ка­питалистического производства. Это одновременно сопровож­далось порабощением простого народа. Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» наглядно и.
  • Сочинение: Идея и образы стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» Вопрос экзаменационного билета (билет № 20, вопрос 2) Идея и образы стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» Одной из важнейших тем творчества Николая Алексееви­ча Некрасова.
  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова Н. А Картина народной жизни представлена в стихотворении «Железная дорога». Этому стихотворению предпослан не вполне обычный эпиграф: не литературная цитата, не народная пословица, а вопрос какого-то мальчика.
  • Краткое содержание: Школьник (Некрасов) Школьник - Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок - Невеселая дорога… Эй! садись ко мне, дружок! Так проезжающий приглашает школьника подвезти его.
  • Краткое содержание: Пороша (Есенин) Пороша Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу… На лугу расшумелись серые вороны. Вдалеке дремлет заколдованный лес, усыплённый сказ­кой сна. Белой косынкой подвязалась сосна.
  • Краткое содержание: На Волге (Некрасов) На Волге Повествование в стихотворении ведется от первого лица. Лирический герой рассказывает о себе. Он рос в глуши, но у берегов большой ре­ки. Здесь кричали.
  • Чехов, Краткое содержание Лошадиная фамилия У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Сколь­ко ни лечили генерала разными народными средствами все до­машние, ничто не могло унять разбушевавшейся зубной боли. Приезжал даже доктор.
  • Чехов, Краткое содержание Пересолил Краткое содержание Краткое содержание Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гни­лушки. Он был вызван в усадьбу генерала Хохотова для межева­ния. До места назначения Смирнову оставалось около.

    Свежие записи

    Копирование материалов сайта на сторонние ресурсы без указания активной ссылки запрещено!

  • Сын Ваня спрашивает у своего отца генерала, кто построил железную дорогу. Генерал приписывает ее строительство графу Петру Андреевичу Клейнмихелю.

    Рассказчик – попутчик, едущий с ними в одном купе – не соглашается со словами генерала и начинает свой рассказ о подлинных строителях железной дороги. Повествователь говорит мальчику о беспощадном царе, согнавшем народ на строительство, о голоде.

    Он-то согнал сюда массы народные.
    Многие – в страшной борьбе,
    К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
    Гроб обрели здесь себе.

    Слушая рассказ попутчика, Ваня засыпает. Во сне он видит обыкновенных мужиков – настоящих строителей железной дороги. От них мальчик узнает, как нелегок труд, доставшийся простому русскому народу.

    Да не робей за отчизну любезную…
    Вынес достаточно русский народ,
    Вынес и эту дорогу железную –
    Вынесет все, что господь ни пошлет!

    Свистит паровозный свисток, и мальчик просыпается. Ребенок рассказывает о своем сне отцу, но тот лишь смеется. Он называет простой народ варварами, не способными создать что-либо, укоряет повествователя в том, что он рассказывает мальчику грустные истории.

    Рассказчик соглашается обрисовать и “светлую сторону” – работа выполнена, мужики собираются за расчетом в контору, но денег им не дают, напротив, они еще остаются должны. Приехавший подрядчик принимает работу и говорит, что дарит им недоимку, и в добавок выкатывает бочку вина. Мужики рады и этому.

    (No Ratings Yet)

    Краткое содержание поэмы Некрасова “Железная дорога”

    Другие сочинения по теме:

    1. Мальчик Саша смотрит на портрет молодого генерала – это его дедушка, которого он никогда не видел. На все расспросы о...
    2. Часть 1. Юбиляры и триумфаторы “Бывали хуже времена, / Но не было подлей”, – читает автор о 70-х гг. XIX...
    3. В семье степных помещиков растет, как полевой цветок, дочь Саша. Родители ее – славные старички, честные в своем радушии, “лесть...
    4. В крестьянской избе страшное горе: умер хозяин и кормилец Прокл Севастьяныч. Мать привозит гроб для сына, отец едет на кладбище,...
    5. “Железная пята” является одним из самых значительных произведений не только Лондона, но и всей американском литературы начала XX в. В...
    6. Действие происходит в Юго-Восточной Азии (на территории Таиланда, Южного Вьетнама и Камбоджи) через несколько лет после первой мировой войны. Молодой...
    7. Мы застаем богатое семейство Револю в критический момент их жизни. Мадам Револю, ее сыновья Дени и Жюльен, ее дочь Рози...
    8. Из стихотворений Некрасова, надо назвать еще одно – “Накануне светлого праздника” (1873). Оно привлекает проникновенным изображением простого люда – кузнецов,...
    9. Образы помещиков в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов словно от...
    10. Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков – недавних крепостных, а ныне временнообязанных “из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова,...
    11. Школьное сочинение на тему – Образы детства в поэзии Некрасова. С удивительной глубиной воплотил Некрасов в своем творчестве идеи о...
    12. Сочинение на тему роли крестьянства в произведениях Некрасова. С исчерпывающей полнотой и ясностью в картинах, поражающих своей правдивостью, отобразил Некрасов...
    13. Сочинение: описание картины Левитана “Осень. Дорога в деревне” Описание темы: грустная ненастная пора поздней осени. Художественное описание картины Левитана “Осень....

    Николай Алексеевич Некрасов к моменту написания этой поэмы уже снискал себе славу. Его поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос» были любимы народом. Издаваемый поэтом журнал «Современник» был рупором демократии. С журналом сотрудничали Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, М.Е. Салтков-Щедрин, И.А. Гончаров,

    В 1864 году создал поэму Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание произведения будет рассмотрено в настоящей статье.

    Историческая обстановка во время написания поэмы

    Торжество победившей революционеров-демократов реакции ощущал не только Некрасов. «Железная дорога» - краткое повествование о том, в какие узкие рамки между голодом и непосильным трудом был поставлен весь народ. Ушли из жизни заступники народа, критики-шестидесятники, которых называли «совестью народной»: Добролюбов и Писарев. Отправился в дальнюю ссылку Чернышевский.

    Власть в 1861 году неподготовленно, обвально отменила Как известно, 75% поместий в крепостной России были немеханизированы. Патриархальную деревню открыли для капиталистических отношений. Началось обвальное разорение неэффективных хозяйств. На рынок труда вышла огромная масса практически дармовой рабочей силы. Бывшие крестьяне шли на любые работы, практически за еду. Назревали социальные катастрофы. Как размышление о судьбах России в своем журнале «Современник» издает свою же поэму Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание ее сразу же стало предметом обсуждения всего русского общества.

    Сюжет поэмы

    Самое драматичное начинается буднично. Как будто акварелью написаны первые ее стихотворные строки. Поздняя осень, «лед неокрепший», «река студеная», но на деревьях листья, еще не успевшие «поблекнуть». Лирически начинает свой рассказ Некрасов. «Железная дорога» содержание свое раскрывает перед читателем намеренно постепенно.

    Малолетний сынишка в кучерском армячке и его отец-генерал отправились в путь по железной дороге. Сыну, спросившему о том, кто построил ее, отец назвал имя «строителя»: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель…» Но задремавшему в дороге ребенку приснилась правда об этом строительстве, похожая на триллер. Только под страхом голодной смерти можно было решиться на такую работу. Жить в землянке, питаться кое-как, практически не иметь отдыха, страдать от холода и сырости, и при этом изматывающе трудиться по 12-14 часов. Работа спорилась. Иуды-десятники записывали просчеты каждого. Когда же приходило время расчета, десятники обнародовали штрафы, числящиеся за каждым. К выплате получалось совсем немного, а зачастую строители были даже должны. Затем рабочим «дарили» бочку вина, и вопрос об оплате, таким образом, снимался в принципе. Непокорных засекали насмерть. Умерших от болезней и истощения хоронили там же. Дорога, практически, возводилась на костях.

    Подлую систему, не правда ли, выставляет на суд российской общественности Некрасов? «Железная дорога» краткое содержание свое прямо противопоставляет официально принятой точке зрения. Ее идея - вера в народ, который, все-таки обретет себе достойную судьбу (проложит «широкую, ясную… дорогу). Кстати, это произведение со «скрежетом зубовным» припомнили ему цензоры, когда два года спустя закрывали журнал «Современник», где она была напечатана.

    Но в памяти народной осталась память, когда в раздавленном репрессиями обществе гордо и звонко прозвучало произведение Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание ее следует воспринимать, как попытку автора «увидеть свет», превозмогая «полночную тьму» махровой реакции.

    Вывод

    История, представленная этой поэмой, правдива и свидетельствует об истинной картине постройки Николаевской железной дороги. Руководил ее строительством беспрекословно верноподданный Николаю I министр путей сообщения генерал-адъютант Клейнмихель Петр Андреевич. Император гордился своим подчиненным. Чествуя его заслуги, даже отчеканили именную на которой красовался лозунг «Усердие все превозмогает». Его стиль организации строительства был скор, однако всегда сопровождался многими человеческими смертями. Народ люто ненавидел Клейнмихеля. Поэтому новый император Александр II, став на престол, поспешил сменить на посту эту одиозную фигуру.

    План пересказа

    1. Пейзажная зарисовка.
    2. Кто построил эту железную дорогу?
    3. Рассказ о строителях железной дороги.
    4. В воображении Вани появляются страшные картины мертвецов, которые лишились жизни из-за каторжного труда.
    5. Мальчик, проснувшись, рассказывает о своем сне генералу, тот, захохотав, с пренебрежением отзывается о русском народе.
    6. Автор говорит о том, какую плату получают за свой труд строители дороги.

    Пересказ и краткая характеристика произведения

    Стихотворению предпослан эпиграф (мальчик спрашивает отца, кто построил железную дорогу), играющий роль экспозиции. Начинается стихотворение с описания осени, проникнутого настроением бодрости и покоя:

    Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит... Лирический герой — рассказчик — едет в поезде. Его попутчики — генерал с сыном Ваней. Герой, оспаривая слова генерала о том, что эта железная дорога построена графом Клейнмихелем, начинает рассказ о тех, кто является истинными строителями железнодорожного пути. «Правду показать» автор намерен не генералу, а его сыну Ване. Рассказчик объясняет, что на этот каторжный труд людей согнал царь, имя которому «голод»:

    Он-то согнал сюда массы народные.
    Многие — в страшной борьбе,
    К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
    Гроб обрели здесь себе.

    Слушая рассказ, мальчик задремал, в полусне ему представилась картина оживших мертвецов — строителей железной дороги. Мертвецы рассказывают о том, какой непосильной была работа:

    Мы надрывались под зноем, под холодом,
    С вечно согнутой спиной...

    Вечно голодные, мокрые и замерзшие, эти люди жили в землянках, болели и умирали. Благодарности за свою работу они не получали, наградой за их труд были лишь побои начальства. И все, о чем они просят, — помянуть их добрым словом. Рассказчик подчеркивает, что эти мужики для Вани - братья, т.е. такие же люди, как и он сам.

    Автор указывает мальчику на одного из толпы мертвецов — на изможденного лихорадкой белоруса. Белорус страшен: «язвы на тощих руках», опухшие ноги, «ямою грудь». И теперь, после смерти, он не разгибает спины: «механически ржавой лопатою» долбит мерзлую землю. Рассказчик говорит, что «эту привычку к труду благородную» нужно бы перенять каждому, и призывает «мужика уважать».

    Неожиданно засвистел паровозный свисток. Ваня очнулся и рассказал о своих видениях отцу. Отец в ответ захохотал. Генерал отозвался о простых мужиках как о варварах, о «диком скопище пьяниц», не способном создать что-либо хорошее, и упрекнул рассказчика в том, что тот изображает лишь грустные картины жизни. Рассказчик соглашается показать «светлую сторону» — момент, когда «труды роковые» окончены. Народ собрался у конторы за расчетом, однако денег не дали, напротив, мужики еще и должны остались. Приехал подрядчик осматривать проделанную работу. Сказал, что недоимку дарит, а заодно дарит и бочку вина. В ответ мужики закричали «ура» и покатили бочку с песней. Автор задает горестный вопрос:

    Кажется, трудно отрадней картину

    Нарисовать, генерал?

    “Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжелой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железной дороги” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.

    Краткий анализ

    История создания - стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвященным народу, повествующим о его нелегкой жизни.

    Тема - стихотворение о страданиях людей при строительстве железных дорог в России 19 века, безрассудстве чиновничества, жестокой эксплуатации народа.

    Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырех частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при сооружении железной дороги.

    Жанр - гражданская лирика.

    Стихотворный размер - стихотворение написано дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

    Эпитеты Здоровый, ядреный в оздух “, “славная осень”.

    Сравнения - “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

    Гиперболы “Труд этот, Ваня, был страшно громаден” .

    Метонимия “А по бокам-то всё косточки русские” .

    Олицетворение “Свисток оглушительный взвизгнул” .

    История создания

    Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

    Тема

    Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

    Композиция

    Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

    Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе” . Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…” . Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

    Жанр

    Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

    Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

    Средства выразительности

    В стихотворении “Железная дорога” были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения : “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

    Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию : “А по бокам-то всё косточки русские” , олицетворение : “Свисток оглушительный взвизгнул” .

    Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.