Медный всадник сокращение. Медный всадник

Поэма «Медный всадник» – повествование о трагической участи простого обитателя Петербурга, потерявшего во время наводнения любимую девушку, а вместе с ней – все мечты и надежды на будущую жизнь.

В «Медном всаднике» Пушкин поднимает тему «маленького человека» и тему роли Петра I в судьбе России. Основной конфликт произведения – противостояние личности и власти. Для общего ознакомления с произведением предлагаем прочитать онлайн краткое содержание «Медный всадник», выполненное опытным учителем литературы.

Главные герои

Евгений – бедный чиновник, который мечтает о семье, спокойной размеренной жизни. Сходит с ума, не в силах смириться со смертью любимой девушки во время наводнения.

Петр I – оживающий в воображении Евгения образ памятника царю.

Другие персонажи

Параша – возлюбленная Евгения, которая гибнет во время наводнения в Петербурге.

Предисловие

Вступление

У безлюдных берегов Невы стоял когда-то Петр I, размышляя о времени, когда здесь будет основан город:

«Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно» .

По прошествии ста лет на месте, где раньше не было ничего, кроме «тьмы лесов» и болотных топей, «вознесся пышно, горделиво» молодой город. «Юный град» затмил красотой, богатством и мощью саму Москву. Автор признается в любви к городу, «Петра творенью» , и верит, что созданный волею правителя, он будет многие века стоять «неколебимо как Россия» , а побежденная стихия финских волн забудет о своем былом величии и не будет беспокоить «вечный сон Петра» .

Повествователь приступает к рассказу о тяжелом времени, воспоминание о котором еще свежо.

Часть первая

Поздним ненастным вечером ноября герой по имени Евгений вернулся из гостей домой.

«Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине» .

Тяжелые мысли о бедности, о своей жизни, в которой еще предстоит заслужить «независимость и честь» , не дают ему заснуть. К тому же из-за непогоды вода в Неве поднималась и, скорее всего, уже смыла мосты, – теперь Евгений несколько дней не сможет увидеть любимую девушку Парашу, живущую «у самого залива» , на другом берегу. Евгений размечтался о жизни с Парашей, об их совместном будущем и, наконец, заснул.

Наступивший день был ужасен:

«Нева вздувалась и ревела,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась» .

Площади превратились в озера, и в них «широкими реками вливались улицы» . Вода разрушала дома и уносила людей, обломки жилищ, мосты, – все, что встречалось на пути.

На мраморном льве возле одного из новых богатых домов города неподвижно сидел среди общего хаоса Евгений. Он не видел и не слышал ни ветра, ни дождя, бьющего по лицу – он тревожился о судьбе возлюбленной. Молодой человек в отчаянии неотрывно смотрел туда, где, «словно горы, из возмущенной глубины вставали волны, буря выла, неслись обломки» , – туда, где жила Параша со своей матерью. Герою казалось, он видит и некрашеный забор, и их ветхую лачугу.

Евгений сидел, не в силах сдвинуться с места. Вокруг везде была вода, а перед ним – обращенный к нему спиной «кумир на бронзовом коне» . Памятник Петру I возвышался над бушующей Невой.

Часть вторая

Наконец вода начала спадать. Евгений, «душою замирая, в надежде, страхе и тоске» , наняв перевозчика, плывет к любимой. Выйдя на берег, герой бежит к дому, где жила Параша, он не верит глазам, ходит вновь и вновь вокруг места, где жила девушка, и не находит ее дома – он смыт Невой. «Полон сумрачной заботы» , Евгений громко говорит сам с собой, а потом смеется.

Наступил следующий день, Нева успокоилась, город вернулся к прежней жизни. Жители шли на службу, возобновилась торговля.

Только Евгений не смог перенести гибели любимой, его «смятенный ум» не выдержал потрясения. Занятый мрачными мыслями, он скитался по городу, не возвращаясь домой. Так прошла сначала неделя, потом месяц. Молодой человек спал, где придется, кормился подаянием. Бывало, дети бросали вслед ему камни, его стегали плети кучеров, когда он, не разбирая дороги, едва не попадал под колеса повозок. Внутренняя тревога съедала его.

«И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни сё, ни житель света,
Ни призрак мертвый…»

Однажды в конце лета, ночуя возле невской пристани, Евгений был разбуежн наступающим ненастьем. Шел дождь, выл ветер, бурлила Нева. Вспомнив пережитый ужас наводнения, герой начал бродить по улицам. Со страхом внезапно остановился – он очутился возле дома, где спасался от бушующей реки в ночь гибели Параши. На крыльце большого нового дома все также сидели изваяния львов, а неподалеку высился на бронзовом коне Петр. Евгений узнал и место, где «потоп играл» , и львов, и того, «чьей волей роковой под морем город основался» . Именно Петра считает виновником своего горя.

Стиснув зубы, сжав пальцы, задрожав от переполнявшей злобы, взглянул он в глаза Петра и прошептал с угрозой: «Ужо тебе!..» И вдруг бросился прочь: герою показалось, что лицо царя вспыхнуло гневом и всадник начал поворачиваться в его сторону. Всю ночь бежал Евгений от мнимого преследования Петра – куда бы ни сворачивал он, везде слышался ему топот конских копыт ожившего «медного всадника» .

С тех пор всегда, когда Евгений оказывался возле памятника, он смиренно опускал глаза, снимал картуз и прижимал руку к сердцу, «как бы смиряя его муку» .

Герой так и не смог пережить потерю и прийти в себя. Мертвого «безумца» Евгения нашли весной у порога ветхой лачуги, которую наводнение занесло на безлюдный остров у взморья. Здесь же, на острове, его и похоронили.

Заключение

Рассказывая историю Евгения, автор подводит нас к выводу о том, что противоречия между властью и маленькими людьми не исчезают и не разрешаются – они всегда трагически взаимосвязаны. Пушкин впервые в русской литературе показал неразрешимость между государственными интересами и интересами простого человека. Именно поэтому образы главных героев в изображении автора неоднозначны: мы видим Петра – преобразователя и Петра-самодержца, Евгения – мелкого чиновника и бунтаря, возмутившегося действиями самого царя.

После чтения пересказа «Медного всадника» читатель готов к восприятию неповторимых пушкинских образов и языка поэмы.

Тест по поэме

Пройдите тест – и узнаете, как хорошо вы запомнили краткое содержание:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 3317.

"Медный всадник" А. С. Пушкина произведение необычное. В стихотворной форме переплетаются судьбы и человеческая душевная боль. Перекликаются времена. Царь Петр возводит город на Неве, ставший красивейшим городом Петербургом. А простой чиновник Евгений, спустя годы, живет, работает, любит в этом городе. И теряет смысл жизни вместе со смертью невесты, и теряет разум от горя. В безумии обвинив в своих несчастьях памятник пытается убежать от ожившего всадника. Но смерть находит его в доме погибшей невесты и успокаивает безумную душу.

А может ли кто-то быть виноват в природных катаклизмах? Город стоит вопреки всему. Величественный и непокоренный. Город как живое существо. И боль души он может вылечить, но не безумие. Нужно учиться смирению. Никто не виноват в гибели от потопа. Просто природа, просто жизнь иногда заканчивается.

Читать краткое содержание Пушкин Медный всадник

Во вступлении описывается мечтающий Петр на берегу Невы. Он представляет город, который будет украшать этот берег и послужит окном в Европу. Столетие спустя сменив унылый пейзаж вопреки всему город Петербург украшает собой берега Невы. Величественно прекрасный город восхитителен. Он действительно достоин называться столицей России. Померкла старая Москва.

Первая часть повести. Осенний промозглый ноябрьский день. Ужасная пора. Пронизывающий ветер, высокая влажность, постоянно срывающийся дождь. Перед читателем предстаёт молодой чиновник Евгений, вернувшийся домой из гостей. Молодой человек живет в Коломне. Он беден и не очень умён. Но мечтает о лучшей жизни.

Размышляет о том, стоит ли ему жениться. Приходит к выводу что стоит и мечтательно планирует своё будущее с невестой Парашей. За окном завывает ветер и это немного раздражает героя. Евгений засыпает. Наутро Нева вышла из берегов и стала затапливать острова. Началось настоящее наводнение, хаос. Сметая все на своём пути безумная Нева несёт смерть и разрушение. Природа не подвластна ни царю и людям. Все что можно сделать, это пытаться забраться повыше и пережить страшный разгул стихии.

Спасаясь от воды, Евгений сидит на скульптуре льва и с ужасом наблюдает за разгулявшейся рекой. Глаза его устремлены в сторону острова, где был дом его Параши. Кругом вода. И все что видит герой, лишь спину скульптуры Медный всадник.

Вторая часть. Река успокаивается. Вот уже видна мостовая. Евгений, спрыгнув со льва, бежит к ещё бушующей Неве. Заплатив перевозчику он садится в лодку и плывет на остров к любимой.

Достигнув берега Евгений бежит к дому Параши. По пути он видит сколько горя принесло наводнение. Кругом разруха, тела погибших. Место, где раньше дом стоял пусто. Река унесла его вместе с жильцами. Герой мечется там, где раньше жила его Параша. Евгений не может осознать что нет больше возлюбленной. Рассудок его помутился. В тот день домой он так и не вернулся. Стал бродяжничать, превратился в городского сумасшедшего. Скитаясь и мучаясь преследующим его сном питается подаянием. Спит на пристани и терпит насмешки дворовых мальчишек. Одежда на нем обветшала. Он даже не забрал свои вещи из съемной квартиры. Сильные переживания лишили его разума. Он никак не может смириться с потерей смысла своей жизни, с потерей любимой Параши.

В конце лета Евгений спал на пристани. Было ветрено и это вернула героя в тот страшный день, когда он лишился всего. Оказавшись на месте где пережил он бурю, Евгений подходит к памятнику Пётру, к Медному всаднику. Безумное сознание героя обвиняет царя в смерти любимой. Он грозит кулаком памятнику и вдруг бросается бежать. Евгению кажется будто он разозлил всадника. Убегая он слышит топот копыт, преследует его медный всадник.

После этого видения Евгений смиренно проходит по площади мимо памятника и даже снимает картуз, в знак уважения.

Заканчивается все печально. На одном из островов находят занесённый стихией ветхий дом, а на пороге его труп безумного Евгения.

Совершенно потрясающе описывается в поэме величественный Петербург. Возведённый на болотах, он заслужил славу своей красотой. Город Петра и сегодня не оставляет никого равнодушным.

Читая строки рассказывающие о разгуле стихии, кажется что находишься в самом центре событий. Какая боль в образе Евгения. Какая безысходность в его безумии. Потрясающий город одним свалимся существованием доказывает что возможно все. Даже дворцы на болотах. И как бессилен человек перед природой. Как в одно мгновение можно все потерять. Река, вышедшая из берегов изменила жизнь маленького чиновника. Довела его до безумия. Лишила будущего. На примере Евгения автор показывает как хрупко все в этом мире. Мечтам, к сожалению не всегда дано сбыться. И всадник скачущий по мостовой за городским сумасшедшим говорит о бессилии перед природой. Возможно заковать реку в гранит, но невозможно предугадать безумие стихии ни в природе, ни в голове.

Картинка или рисунок Медный всадник

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чехов Шведская спичка

    Однажды утром к приставу пришел некий Псеков и заявил, что его хозяин, Марк Иванович Кляузов, убит. Становой пристав, вместе с понятыми, прибыл на место происшествия, чтобы изучить детали и опросить свидетелей

  • Краткое содержание Всадник без головы Майн Рид

    1865 год. Томас Майн Рид пишет роман «Всадник без головы». В основу произведения легли истории, произошедшие с автором в Америке. Главное, что сюжет касается героев, которые живут в 50-х.г.г. девятнадцатого века на территории Техаса.

  • Краткое содержание пьесы Толстого Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть

    Богатый мужик Пётр живет с женой Анисьей, у них имеются две дочки. Акулине, старшей дочери, шестнадцать лет, она немного глуховата и не слишком умна, Анютке десять лет. Петр держит работника Никиту, это ленивый парень, любящий женское внимание.

  • Краткое содержание Школа клоунов Успенского

    По опубликованному объявлению пришли различные клоуны, что они только не умели делать! Вышла строгая тётя и прочитала первую строчку о том, всех учеников ожидает сложная и кропотливая тренировка. После этих слов, отсеялась часть «громких клоунов».

  • Краткое содержание Горький Воробьишко

    Многие птицы похожи на людей. Взрослые – иногда очень скучные, а маленькие – веселые. В произведении речь пойдет о воробье, которого звали Пудик.

Пётр Первый – незаурядный правитель, гений своего времени, сумевший воплотить в реальность оригинальный замысел: расширить границы укрепить флот и построить новую столицу в такой местности, о которой никто другой не посмел бы мечтать. В поэме он предстаёт в двух образах: живым и мечтающим и памятником, хранящим образ могущественного царя.

Евгений – молодой человек, по статусу бедный военный, который мечтал о хорошей жизни с любимой девушкой. Из-за случившейся трагедии потерял рассудок.

Поэма «Медный всадник» носит величественный и трагический характер. После торжественного дифирамба в честь Петербурга Александр Сергеевич Пушкин показывает и другую сторону этого великолепия – цену жертв, принесённых и скрытых под водами Невы и истории. И всё же шедевр, созданный могучим умом Петра, заставляет смириться и принять, как данность, что красота и величие требует жертв.

Вступление. Ода

«Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно».

Свою поэму А. С. Пушкин начинает с мечты. С мечты Великого русского императора, ставшего для России символом перемен и возрождения величия. Стоя на берегу Невы, видя лишь пустынный, топкий берег, да тёмный лес, Пётр увидел мечту, новый город в новой империи. Фундамент новой столицы будет заложен на грандиозных победах над шведами и над северной природой. С последней борьба будет нелёгкой и продолжительной, но всё же мечта Великого Петра окажется сильнее. «Окно в Европу» – именно так назовут Петербург, когда царь расширит границы России, укрепив её могущество морским флотом.

«Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит».

Да, прекрасный Петербург был целиком творением Петра, его замыслом, его детищем. Прошло сто лет, и он своей красотой, мостами, садами, дворцами затмил сестру Москву, став столицей. Пушкин говорит о том, что вечерний вид города, пустынных улиц вдохновляет его писать, сочинять, рождает в нём воспоминания весёлых дней и гордость за торжество и непоколебимость России.

Ода городу – это лишь вступление к основному повествованию. Автор предупреждает, о том, что рассказ его будет печален.

Часть первая. Наводнение.

Петроград омрачён ноябрьской непогодой. Штормило, и Нева была неспокойна. На фоне этих ненастий появляется Евгений – молодой человек и главный герой. Евгений военный, он служит. И в этот вечер вместе с непогодой его осаждают волнения. О чём же он думал? Он был беден, ему трудно приходилось добывать и «независимость и честь». Также юноша размышлял о том, что есть люди, которым в жизни везёт больше. Затем его мысли перетекают в более приятное русло дел сердечных: любимая девушка Параша, женитьба свой дом, ребятишки – под эти сладостные мысли и звуки дождя он засыпает.

Ночная буря усилилась, своевольная Нева вышла из берегов и своим безудержным потоком она топила и проникала в каждый дом, отнимая имущество богачей и пожитки бедняков.


Предлагаем ознакомиться с биографией А.С. Пушкина национального русского поэта и прозаика, чьи произведения читают уже почти два века.

За разыгравшейся стихией наблюдает русский царь. Он печален и смущён, следя за размерами катастрофы и уже предвидя её последствия. Его генералы уже в действии, спасая всё что возможно. Евгений ошеломлён, страх парализовал его, вокруг него вода и обломки, а где-то там ветхий домик и его Параша.

Часть вторая. Безумие

Уход воды автор сравнивает с возвращением разбойников с награбленной добычей. Ещё не стихли её «голоса», а наш Евгений уже спешит на другой берег. В этом ему помогает перевозчик, который бесстрашно борется с бурными волнами, гребёт, полагаясь на свой опыт.

Вокруг Евгений видит страшные разрушения.

«Всё перед ним завалено;
Что сброшено, что снесено;
Скривились домики, другие
Совсем обрушились, иные
Волнами сдвинуты; кругом,
Как будто в поле боевом,
Тела валяются».

Что он увидит впереди – как «запечатанное письмо», которое хочется поскорее открыть и в то же время пугает неизвестность. Одна лишь ива …. свидетельница ужасной трагедии поведала обезумевшему от горя Евгению о том, как потерял он свою Парашу.

«…Утра луч
Из-за усталых, бледных туч
Блеснул над тихою столицей
И не нашел уже следов
Беды вчерашней; багряницей
Уже прикрыто было зло.
В порядок прежний всё вошло.
Уже по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ».

И только лишь Евгений не смог вернуться к прежней жизни. В его спутанном сознании продолжает завывать буря и бурлить вода. Он стал бродягой, вечным скитальцем. Спал на мостовой, питался подаянием. Евгений стал призраком той бури, того ненастья в одночасье разрушившим его жизнь. Бродя в беспамятстве по улицам Петербурга, он возвращается туда, где настигло его бедствие. Два бронзовых льва и он – памятник творцу этого сурового северного города – Медный всадник.


На миг в его сознании всё проясняется, он вспоминает тот день и бурю, и потоп, и Медного всадника с простёртой рукой. Вновь дикие фантастические картины затуманивают его рассудок. Во всём виновен, он Великий Пётр… он даже грозит ему. Но даже в его безумных видениях самодержавец остаётся грозным повелителем, и призрак Медного всадника преследует беднягу повсюду. Однажды он его настигнет, того кто посмел усомниться в величии замысла и презрено отнестись к его детищу.

«Домишко ветхой.
Над водою
Остался он как черный куст.
Его прошедшею весною
Свезли на барке. Был он пуст
И весь разрушен. У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради Бога».

Анализ произведения: кто виноват?

Образ Евгения – сложный и противоречивый, хотя его можно понять, ведь главный герой потерял любимую девушку, Парашу. В своей огромной беде он ищет виноватого – и постепенно в воспаленном сознании всплывает образ Петра Великого, чья скульптура тревожит взор страдальца. Увы, мало-помалу Евгений сходит с ума. Ему хочется скрыться от мнимого преследования Медного всадника, и, в конце концов, юноша погибает. Увы, он не смог смириться с тяжелой судьбой, с потерей любимой. Но кто виноват в этом? Неужели царь? Нет! Или все-таки нерассудительность самого Евгения, позволившего отчаянию настолько завладеть им? На эти вопросы вдумчивый читатель сможет ответить сам и не судить строго главного героя поэмы, на долю которого выпало такое тяжелое горе.

На берегу Невы стоит русский царь Петр Первый и думает о том городе, который хочет он здесь заложить, чтобы «грозить шведу», а главное - прорубить окно в Европу. Его мечте было суждено осуществиться, а через сто лет город Петра - Петербург - вознесся пышно и горделиво «из тьмы лесов, из топи блат». Автор поэмы признается в любви к этому прекрасному городу, вспоминая самые яркие моменты своей жизни, связанные с ним, но готов поведать читателю свой печальный рассказ.

I часть.

Холодным ноябрьским вечером, когда от сильного ветра и сердитого дождя «Нева металась, как больной в своей постеле», мелкий чиновник Евгений возвращается к себе домой в Коломну - небогатый район Петербурга, где он живет в жалкой съемной каморке. Когда-то он принадлежал к знатному роду, но сейчас он прозябает в нищете. На другом берегу Невы живет его возлюбленная Параша, но от нее нет известий вот уже несколько дней, так как разведены мосты из-за разгулявшейся в Петербурге стихии - наводнения. В мечтах о будущем счастье молодой человек долго не может уснуть. Он думает, что будет работать день и ночь, чтобы устроить хотя бы какой-нибудь приют для любимой, чтобы потом «препоручить ей семейство и воспитание ребят». Под утро он засыпает, еще не зная, какое известие его ждет. Ужасный день встречает героя. Нева всю ночь «рвалася к морю», но, возвращаясь назад, затопляла острова, а потом накинулась на город, и вскоре Петербург оказался под водой. Народ воспринимает это как гнев божий и ждет казни. Царь с прискорбием смотрит на страшное бедствие, но говорит, что даже ему «с Божией стихией не совладать». Его войска начинают спасать тонущий народ. А Евгений в это время сидит на возвышенном крыльце возле «площади Петровой» и в отчаянии глядит на противоположный берег, где живет его Параша с матерью. Он не замечает, как ветер сорвал с него шляпу, как дождь хлещет в лицо, а поднимающаяся из Невы вода уже замочила его подошвы. Евгений будто околдован своими мрачными мыслями и не видит, как «над возмущенною Невою» спиной к нему стоит «кумир на бронзовом коне».

II часть.

Когда вода спала, герой поспешил в знакомый домик, но ничего не увидел, кроме уцелевшей ивы. Долго ходил герой вокруг знакомого места, пока не понял, что нет больше его возлюбленной. Он захохотал - «его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял». Как будто во сне, терзаемый безумием, Евгений скитался по Петербургу вот уже несколько месяцев. Одежда на нем обветшала, он спал на пристани, питался «поданным куском». Ему вслед смеялись злые дети, а его жилье хозяин уже сдал новому жильцу - поэту. Однажды осенью ставший бродягой Евгений спал у невской пристани, когда, проснувшись, вдруг живо вспомнил прошлогодние события. Он стал бродить по смутно знакомым местам, оказался на большом крыльце, увидел знакомых сторожевых львов и вдруг заметил, как в темноте «кумир с простертою рукою сидел на бронзовом коне». Евгений узнал то место, где бушевал потоп. Он обошел вокруг подножия памятника, разглядывая того, «чьей волей роковой над морем город основался». Безумец обратил свой взор на «горделивого истукана» и, став мрачным, шепнул: «Ужо тебе!»В тот же момент показалось Евгению, что лицо государя повернулось к нему и царь грозно взглянул на него. Когда же он стремглав бросился прочь от памятника, ему показалось, что Всадник Медный поскакал вслед за ним. И куда бы в эту ночь ни бросался несчастный безумец, его преследовал тяжелый топот Всадника. С тех пор, проходя через площадь, бродяга каждый раз снимал перед статуей картуз и со смятеньем на лице прижимал к сердцу руку, не поднимая смущенных глаз. Заканчивается поэма описанием пустынного острова на взморье, куда когда-то прибило полуразрушенный домик, у порога которого был обнаружен труп бывшего мелкого чиновника, а после сумасшедшего бродяги - Евгения. Там же, на острове, и был похоронен «его хладный труп», а остатки обветшалого домишки свезли на барке. Так и заканчивается история о несостоявшемся мятежнике, которую сам Александр Сергеевич Пушкин назвал «горестным рассказом».

  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

Вступление

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И в даль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам

Кругом шумел. И думал он:

Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам -
И запируем на просторе».
Прошло сто лет - и юный град,

Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат

Воснесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там,
По оживленным берегам,
Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся:
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.

Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой -
Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой;
Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней

Однообразную красивость;
В их стройно зыблемом строю

Лоскутья сих знамен победных,

Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою;

Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия,

Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!
Была ужасная пора:
Об ней свежо воспоминанье...
Об ней друзья мои, для вас

Начну свое повествованье.
Печален будет мой рассказ.

Часть 1

В Петербурге осень, Нева «металась, как больной в своей постеле беспокойной», молодой человек, Евгений, возвращается из гостей домой. Он «живет в Коломне, где-то служит, дичится знатных и не тужит ни о покойнице родне, ни о забытой старине».

Прийдя домой, Евгений раздевается, ложится, но долго не может заснуть. Он думает о том, что беден, что трудом должен себе «доставить и независимость и честь»;

Что мог бы Бог ему прибавить

Ума и денег; что ведь есть

Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Что служит он всего два года...
Он также думал, что погода

He унималась; что река
Все прибывала; что едва ли
С Невы мостов уже не сняли,
И что с Парашей будет он

Дня на два, на три разлучен.

Наконец он засыпает. Утром он видит, что начинается наводнение:

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь -
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею

Все побежало; все вокруг
Вдруг опустело - воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь, как Тритон,
По пояс в воду погружен.

В городе начинается паника и неразбериха. Все оказывается в воде: «товар запасливой торговли, пожитки бедной нищеты, грозой снесенные мосты, гроба с размытого кладбища плывут по улицам!..»

Власти бессильны перед случившимся:

...В тот грозный год

Покойный царь еще Россией

Co славой правил. На балкон

Печален, смутен вышел он
И молвил: «С Божией стихией

Царям не совладеть». Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.

Евгений спасается: «на площади Петровой - где дом в углу вознесся новый, где над возвышенным крыльцом с подъятой лапой, как живые, стоят два льва сторожевые, на звере мраморном верхом, без шляпы, руки сжав крестом, сидел недвижный, страшно бледный Евгений...» Он боится за свою возлюбленную, так как:

Почти у самого залива -
Забор накрашеный да ива
И ветхий домик: там оне,
Вдова и дочь, его Параша,
Его мечта... Или во сне
Он это видит? Иль вся наша
И жизнь ничто, как сон пустой,
Насмешка бога над землей?
И он как будто околдаван,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И обращен к нему спиною
В неколебимой вышине

Над возмущенною Невою

Сидит с простертою рукою

Гигант на бронзовом коне».

Часть 2

Через некоторое время наводнение кончается:

Вода сбыла, и мостовая

Открылась. И Евгений мой

Спешит, душою замирая,
В надежде, страхе и тоске

К едва смирившейся реке.

Евгений находит лодку и перевозчика - «И перевозчик беззаботно его за гривенник охотно чрез волны страшные везет». Наконец -

Достиг он берега. Несчастный

Знакомой улицей бежит
В места знакомые. Глядит,
Узнать не может. Вид ужасный!
Все перед ним завалено;
Что сброшено, что снесено;
Скривились домики; другие
Совсем обрушились; иные

Волнами сдвинуты; кругом,
Как будто в поле боевом,
Тела валяются...

Евгений бежит к дому возлюбленной:

Что ж это? Он остановился.
Пошел назад и воротился.
Глядит... идет... еще глядит.
Вот место, где их дом стоит;
Вот ива. Были здесь ворота,
Снесло их, видно. Где же дом?
И полон сумрачной заботы,
Все ходит, ходит он кругом,
Толкует громко сам с собою -
И вдруг, ударя в лоб рукою.
Захохотал...

Наступает ночь, затем утро, последствия наводнения начинают исчезать:

В порядок прежний все вошло
Уже по улицам свободным,
С своим безчувствием холодным,
Ходил народ. Чиновный люд,
Покинув свой ночной приют,
На службу шел. Торгаш отважный,
He унывая, открывал

Невой ограбленный подвал,
Сбираясь свой убыток важный
На ближнем выместить. С дворов

Свозили лодки. Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами

Несчастье невских берегов...

Ho Евгений не оправился от потрясения:

...Мятежный шум

Невы и ветров раздавался

В его ушах. Ужасных дум

Безмолвно полон, он скитался.
Его терзал какой-то сон.
Прошла неделя, месяц - он
К себе домой не возвращался.
Его пустынный уголок
Отдал внаймы, как вышел срок,
Хозяин бедному поэту.
Евгений за своим добром
He приходил. Он скоро свету
Стал чужд. Весь день бродил пешком,
А спал не пристани; питался
В окошко поданным куском;
Одежда ветхая на нем
Рвалась и тлела. Злые дети
Бросали камни вслед ему...

И так он свой несчастный век

Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни се, ни житель света
Ни призрак мертвый... Раз он спал

У невской пристани. Дни лета

Клонились к осени. Дышал

Ненастный ветер. Мрачный вал

Плескал на пристань, ропща пени

И бьясь о гладкие ступени,
Как челобитчик у дверей
Ему не внемлющих судей.
Бедняк проснулся. Мрачно было;

Дождь капал, ветер выл уныло,
И с ним вдали, во тьме ночной

Перекликался часовой...
Вскочил Евгений; вспомнил живо

Он прошлый ужас; торопливо

Он встал; пошел бродить и вдруг
Остановился - и вокруг

Тихонько стал водить очами
С боязнью дикой на лице.
Он очутился под столбами

Большого дома. На крыльце
С подъятой лапой, как живые,

Стояли львы сторожевые,
И прямо в темной вышине,
Над огражденною скалою,
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне.
Евгений вздрогнул. Прояснились

В нем страшно мысли. Он узнал

И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,